3 и 4 думы. Законодательная деятельность IV Государственной Думы

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая отработала отведенный ей срок -5 сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Государственная дума Российской империи - законосовещательное, позже - законодательное учреждение Российской империи . Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи . Всего было 4 созыва Государственной думы.

27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенности деятельности

Третья государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и её состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 - октябристы и близкие им группы, 108 - кадеты и сочувствующие, 13 - трудовики и 20 социал-демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А.Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912-1917). Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX век. М.: АСТ, 2001г. С. 126 - 127.

3 июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом: он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905г. и Основных законов 1906г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы. За решением созвать новую Думу стояла сложная борьба и колебания в «верхах», обусловленные страхом перед народом. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991. С. 25.

Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую -- мелкая буржуазия и городская интеллигенция. В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

дума государственный российский столыпин

Табл.1. Численность фракций в Третьей Гос.думе (1907-1912гг)

Сессии: 1-я - 1 ноября 1907 -- 18 июня 1908 года; 2-я -- 15 октября 1908 - 2 июня 1909 года; 3-я - 10 октября 1909 - 17 июня 1910 года; 4-я -- 15 октября 1910 -- 13 мая 1911 года; 5-я -- 15 октября 1911 -- 9 июня 1912 года.

Первая сессия Третьей Государственной думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

После гибели Столыпина в 1911 г. начались разногласия между депутатами Государственной Думы. Ряд законопроектов был приостановлен. Многие высказывались за то, чтобы распустить Думу. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы. В целом, III Государственную Думу можно смело назвать "Столыпинской". Полностью зависимая от правительства, она конечно же не могла всецело отражать интересы народов России. Являясь "марионеткой" Столыпина она лишь создавала видимость демократического парламентаризма, действуя лишь в интересах императора, что естественно было выгодно царизму. Однако, продолжительность ее полномочий говорит, что Россия не могла обойтись без парламента.

П.А. Столыпин, бывший предводитель дворянства и губернатор, претендент в российские Бисмарки, «новый человек», как его окрестила помещичье-буржуазная контрреволюция, подготовил себя к этой роли все своей предшествующей деятельностью. А.Я. Аверх. Царизм и третьеиюньская система. _ М.: Наука, 1966. С. 27.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора Николая II, в июне 1912 г.

Пять сессий: сессии: 1-я -- 15 ноября 1912 -- 25 июня 1913 года; 2-я -- 15 октября 1913 - 14 июня 1914 года; чрезвычайная - 26 июля 1914 года; 3-я -- 27--29 января 1915 года; 4-я - 19 июля 1915 -- 20 июня 1916 года; 5-я -- 1 ноября 1916 -- 25 февраля 1917 года.

Выборы проходили в сентябре -- октябре 1912 года.

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии. Но в целом IV Дума по партийному составу не слишком отличалась от III Думы.

Состав четвертой Государственной думы. В Думе четвертого созыва среди 442 ее членов к концу первой сессии было 224 депутата с высшим образованием (114 - юридическим и историко-филологическим), средним -112, низшим - 82, домашним - 15, неизвестным (начальное или домашнее) - два депутата.

Из них 299 депутатов (68% от общего состава) работали в нижней палате впервые, 8 человек имели опыт работы в Думах всех предшествующих созывов.

К концу второй сессии (12 мая 1914 года) фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов, земцев-октябристов - 66, правых - 60, "народной свободы" - 48 членов и 7 примыкающих, фракция прогрессистов - 33 члена и 8 примыкающих, группа центра - 36 членов, группа "Союз 17 октября" - 20, независимая группа - 13, трудовая группа - 10, польское коло - 9, социал-демократическая фракция - 7, мусульманская группа и белорусско-литовско-польская группа - по 6, российская социал-демократическая рабочая фракция - 5, правых октябристов -5; было два прогрессиста и два левых.

В 1915 году из фракции русских националистов и умеренно правых выделилась группа прогрессивных националистов (около 30 депутатов). В 1916 году из фракции правых выделилась группа независимых правых (32 депутата). Численность прочих фракций изменилась незначительно.

Октябристы сохранили за собой роль центра (т. н. "группа центра" блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению с 3-й Государственной думой на 1/4. Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции прогрессистов.

Деятельность четвертой Государственной думы. 5 декабря 1912 года с декларацией правительства выступил В.Н. Коковцов, который дал высокую оценку деятельности 3-й Государственной думы. Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначительных законопроектов (в 1912--1914 гг. свыше 2 тысяч - т. н. "законодательная вермишель"), в то же время широко практикуя внедумское законодательство.

Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

В ответ на декларацию правительства оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913--1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др.

Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).

Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились занятия Государственной думы. Хотя правительственная декларация не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Государственная дума занялась обсуждением бюджета.

На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение "взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка". В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"..

  • 6 (19) октября 1917 года Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании.
  • 18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Председатель -- М.В. Родзянко (октябрист; 1912--1917 гг.).

Товарищи председателя: Д.Д. Урусов (прогрессист; 1912--1913 гг.); В.М. Волконский (беспартийный; 1912--1913 гг.); Н.Н. Львов (прогрессист; 1913 г.); А.И. Коновалов (прогрессист; 1913--1914 гг.); С.Т. Варун-Секрет (октябрист; 1913--1916 гг.); А.Д. Протопопов (октябрист; 1914--1916 гг.); Н.В. Некрасов (кадет; 1916--1917 гг.); В.А. Бобринский (националист; 1916--1917 гг.).

Секретарь -- И.И. Дмитрюков (октябрист; 1912--1917 гг.).

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.

Выборы в IV Государственную думу практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

19 июля открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков.

Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.

Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.

25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград. В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению.

В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась.

27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.

Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.