Интересные факты о кунсткамере презентация к уроку (2 класс) на тему. Интересные факты о кунсткамере Какое событие связано с кунсткамерой

Во время "Великого посольства" в 1697-1698 годах, путешествуя по крупным городам Голландии и Англии, Пётр изучал не только моду и флот, но и быт. В богатых домах он заметил кабинеты "кунштов", то есть чудес. Император страшно заинтересовался этим новшеством и решил собрать у себя подобную коллекцию. Сначала под новое увлечение был отведён отдельный "государев кабинет". Экспонаты для него Пётр закупал и целыми коллекциями, и отдельными вещами. Про само здание Кунсткамеры есть легенда: однажды император прогуливался по Васильевскому острову и увидел две странных сосны. Они росли настолько близко, что ветви вросли в ствол. Петру настолько это понравилось, что он велел выпилить самый интересный фрагмент, а на месте сосен построить музей редкостей.

Император подошёл к своему увлечению с поистине русским размахом. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось: "Ежели кто найдёт в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. Вскоре коллекция начала стремительно разрастаться и временное пристанище - дом вельможи Александра Кикина - стал маловат. Было решено построить отдельные "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Правда, до окончания строительства Пётр не дожил.

Нынешняя Кунсткамера сильно отличается от той, что была при царе. Что-то было утеряно, что-то сгорело при пожаре, а многие экспонаты, напротив, были приобретены. Но кое-что от музея петровской эпохи всё же сохранилось. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из истории первого русского музея.

1. В первые годы существования Кунсткамеры при музее были и живые "экспонаты" : люди с уродствами, нестандартным ростом и внешностью. После смерти их скелеты не хоронили, а размещали в витринах. Например, Фома был коротышкой ростом 126 сантиметров, а на руках и ногах имел всего по два пальца, от чего его конечности напоминали клешни краба, что часто бывает при близкородственных браках. Великана Николая Буржуа монарх повстречал во Франции. Пётр и сам был немаленьким, но Буржуа, с его ростом в 2 метра 30 сантиметров, просто поразил царя. Император забрал его в Россию, сделал личным лакеем, а когда Николай умер, Пётр передал его тело в музей. С гигантским скелетом связана одна из легенд музея. При пожаре череп Буржуа пропал. Его заменили подходящим, но с тех пор ночами скелет якобы бродит по залам, разыскивая свою голову.

2. Когда предметы из царских коллекций стали доступны для всеобщего обозрения, за просмотр решили не взимать плату. Наоборот, Пётр считал, что людей, жадных до знаний, следует "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Одна из жемчужин экспозиции, то, что представляют при слове "Кунсткамера" - это, конечно, коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша . Этих самых заспиртованных младенцев, препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, так же заспиртованные или высушенные - всё это Рюйш собирал на протяжении 50 лет. Он придумал особенный способ сохранения своих экспонатов - ходит слух, что доктор был так хорош в своём деле, что Пётр при первом посещении поцеловал забальзамированного младенца, приняв его за живого. В коллекции Рюйша - стадии эмбрионального развития человека, несколько аномалий вроде сиамских близнецов и множество органов. Доктор хранил препараты сухими или в стеклянных банках со спиртом, настоянном на чёрном перце. Чтобы экспонаты выглядели красиво, он наряжал их в кружевные одежды, надевал на них бусы и иногда составлял из них композиции. Кроме того, он изобрёл окрашивающий раствор, позволявший при вскрытии разглядеть каждую венку. Купить коллекцию Рюйша оказалось непросто и только спустя 20 лет анатом согласился расстаться с экспонатами, получив за них весьма крупную сумму. Кстати, младенцев с отклонениями у анатома было не так уж много. В Россию вместе с препаратами был привезён рецепт сохранения и бальзамирования трупов. Тератологическая коллекция из монстров человеческих и звериных появилась после указа Петра в 1718 году. Император считал тератологию (науку о монстрах) очень полезной - с её помощью можно было показать, что уроды рождаются не из-за вмешательства дьявола, а вследствие естественных причин. Ценились монстры очень высоко, платили за них хорошо, а за их утаивание взымался высокий штраф, поэтому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Сросшиеся близнецы всех мастей, младенцы с циклопией или с недоразвитыми ногами, похожими на хвост, дети с двумя лицами, микроцефалы и анацефалы - они редко жили больше нескольких дней и никому не были нужны. Их препарировали в Анатомическом театре при музее и готовили из них экспонаты.

3. Рядом с заспиртованными младенцами Рюйша и монстрами размещалась коллекция голландца Альберта Себы . "Славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии" русскому царю коллекционер задумал продать, когда узнал о Кунсткамере. Себа верил, что Пётр позаботится о сохранности его собрания, поэтому завязал с царём переписку. Будучи по профессии аптекарем, он классифицировал экспонаты по принципу, принятому в Эпоху Возрождения - принципу пользы. Растение попадало в ту или иную категорию в зависимости от того, едят его или лечатся им. Так что, гербарии и разные диковинные чучела - дело рук Себы. К сожалению, после пожара 1747 года сохранилась только небольшая часть коллекции.

4. Рассматривая экспонаты, можно обратить внимание, как мыслили люди XVIII века. Если они сортировали растения по принципу "съедобное-несъедобное", то минералогия была загадочой и малоизученной. Известный минералог И. Г. Леман утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во время горных работ, ничто иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в самой глубине земли". В Кунсткамере хранится аналог минералогической коллекции, приобрётенной Петром в Германии.

5. Если естественные науки пока были освоены мало, то география и астрономия были вполне развиты. Доказательством этому служил третий этаж музея, где в круглом зале установлен Готторпский глобус. Глобус изготовили для замка на севере Германии, а Петру его преподнесли в качестве подарка. Он представлял собой огромный полный шар диаметром около трёх метров. На наружной поверхности была карта земли, а внутри - звёздного неба. Через люк можно было попасть внутрь глобуса, а специальный механизм создавал иллюзию вращения небесных тел. После пожара 1747 года глобус сгорел и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Потом глобус перемещали, его даже вывезли как трофей во время блокады Ленинграда, но сейчас он занимает свое почётное место на четвёртом этаже Кунсткамеры.

Вот уже на протяжении 300 лет уникальные коллекции Кунсткамеры продолжают привлекать посетителей. Об интересных фактах о не менее интересном музее - в нашем материале

1

Кабинеты кунштов

Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр I так заинтересовался «кабинетами кунштов» (то есть чудес) в богатых домах, что он решил и у себя собрать подобную коллекцию. Для этого правитель отвел отдельное помещение и стал активно закупать экспонаты.


Фото: cityguidespb.ru 2

Расширение коллекции

В 1718 году царь подписал указ, которым велел приносить всё, что «зело старо и необыкновенно», так что коллекция очень стремительно начала расти, и в результате было решено построить для нее отдельное здание.

Штраф

Тогда как в обмен на доставленных в Петербург уродов Петр I обещал большое вознаграждение, тех, кто скрывал от государства «подарки природы», ждал штраф, превышающий размер награды в несколько раз.


Фото: wildwildworld.net.ua 4

Выбор места

Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее.

Затяжное строительство

Однако новое здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» Петру І так и не судилось увидеть: строительство музея продолжалось шестнадцать лет, и к моменту смерти царя (1725 год) были возведены лишь стены. К 1726 году в еще незаконченное здание, возведенное в стиле петровского барокко, перевезли коллекции.


Фото: cityguidespb.ru 6

Царское поощрение

Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение - чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем.

Живые экспонаты

«Жуткая» особенность музея - зал живых экспонатов. Это были люди с нестандартной внешностью и разного вида уродствами. «Монстры» жили при Кунсткамере. Одним из самых известных был коротышка Фома, проживший в стенах музея 16 лет. Его рост составлял 126 см, а на ногах и руках было всего по два пальца, так что конечности напоминали клешни краба.


Фото: pg21.ru 8

Коллекция Рюйша

Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша - одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов.

Готторпский глобус

Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри - звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры.


Фото: kolibri31.ru

Разделы музея

В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.

Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.

Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет :

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

История музея

Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.

В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.

Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.

В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.

Коллекция музея

Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.

В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:

  • Северной Америке,
  • Океании,
  • Китаю
  • Монголии,
  • Индии
  • Индонезии,
  • Австралии.

В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.

Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.

Анатомический раздел

В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:

  • на сиамских близнецов,
  • двухголового теленка,
  • сиреномелию,
  • младенца с циклопией и т. д.

Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.

Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.

Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.

Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.

О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.

Известно, что со своим «Великим посольством» Петр I побывал в Голландии, где помимо корабельного дела обучался другим полезным вещам. Там он и познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, чья коллекция необычных препаратов ужасала и восхищала всю Европу. За 30 тыс. гульденов государь купил у врача несколько тысяч экспонатов, они и составили основной фонд музея. Среди самых интересных – двухголовый скелет ребенка.

6. Бронзовая кошка

Кису, приносящую несчастья, сотрудники спрятали в запасники музея от греха подальше – по легенде, кошка время от времени моргает и того, кто при этом присутствует, ждет скорая смерть. Некий студент однажды решил переночевать в одном помещении со статуэткой… Под утро беднягу не нашли. И только бронзовая животинка зловеще ухмылялась.

7. Еще одна легенда гласит, что неисправные часы из красного дерева, привезенные из заграничного военного похода одним офицером, умеют предсказывать смерть. Иногда стрелки начинают двигаться в обратном направлении сами по себе. И как только они останавливаются на отметке 9:45, умирает кто-то из сотрудников Кунсткамеры.

В настоящее время уникальная коллекция редкостей носит название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук» (МАЭ РАН). На некоторые медицинские экспонаты, прекрасно сохранившиеся и до наших дней. поражающие натурализмом и каждой мельчайшей деталью, слабонервным лучше не смотреть.

Вам может быть интересно:

Последние слова самых известных убийц перед казнью
Как живётся надзирателям в российских тюрьмах?
4 самых известных преступника России, спрятавшихся за границей

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.