Здоровье и его составные компоненты. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, - от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:
Первый уровень - биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическомсмысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Второй уровень - психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоровый дух».
Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья . Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмоций, он может стать источником различных заболеваний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху - является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.
Концепции здоровья
Концепция - это набор основных идей, составляющих понятие. Например, концепция педагогики - кого учить, чему учить и зачем учить. Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.
Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья.
Потенциал здоровья - это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.
Баланс здоровья - выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.
Кроме того, вводится ресурс здоровья - сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья - силы, направленные на улучшение системы баланса.
Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья : способность к адаптации себя и среды.
Адаптация - составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации - одно из свойств и условий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адаптация является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные).
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.
Кумулятивная адаптация отличается изменениями, возникающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия.
Исходы адаптивного поведения могут быть представлены как стадии:
1. Состояние удовлетворительной адаптации.
2. Состояние неполной или частичной адаптации.
3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.
4. Состояние неудовлетворительной адаптации.
5. Состояние полома адаптационных механизмов.
Формирование жестких механизмов адаптации сопровождается не уменьшением, а возрастанием социально-психологических возмущающих факторов. Поэтому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие тренировки механизмов адаптации естественными факторами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельности. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация. С этих позиций, здоровье следует рассматривать как понятие динамическое, характеризующееся индивидуальным, возрастным и историческим аспектами.
Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специфическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, свойственные этому возрасту, его морфофункциональной организации и социальной роли.
В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, место человека и его роль в социуме. В связи с ростом качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше - достижения своего разума, что от поколения к поколению приводит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.
Нет такого человека, который не хотел бы быть здоровым. Этого желают всем именинникам и юбилярам. Про это говорит и самый популярный тост во время любого застолья. Из чего же складывается основа здоровья? Что предпринять человеку, чтобы он жил долго и меньше болел? Что влияет на состояние нашего организма? Разобраться в этом вам поможет данная статья.
Компоненты здоровья
Человеческий организм представляет собой сложную систему. При этом его нормальная жизнедеятельность обеспечивается только при условии оптимального уровня трех составляющих. Это не только биологическая, но и психическая, а также социальная основа здоровья. Все они тесно связаны между собой, находясь в диалектическом единстве. Например, биологическое здоровье напрямую зависит от социального, а социальное - от биологического. Подобные связи имеются и между другими составляющими.
Биологическое здоровье
Данный уровень состояния организма находится в прямой зависимости от динамического равновесия тех функций, которые выполняют внутренние органы, а также от их нормального реагирования на изменения, происходящие в окружающей среде.
Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия специалисты ВОЗ выявили ориентировочное соотношение тех факторов, из которых складывается основа здоровья человека. Оно выглядит следующим образом:
Медицинское обслуживание - от 10 до 15%;
- генетическая предрасположенность - от 15 до 20%;
- состояние окружающей человека среды - от 20 до 25%;
- образ и условия жизни людей - от 50 до 55%.
Воздействие на человека того или иного фактора, из которого складывается основа здоровья, также зависит от его пола и возраста, индивидуальных и типологических особенностей.
Генетические факторы
Развитие любого организма предопределяется наследственной программой, наследуемой вместе с родительскими хромосомами. Однако эти столь важные для нас элементы в течение жизни человека могут быть подвержены тем или иным вредным влияниям.
Нарушения генетического аппарата могут зависеть от человека, от качества употребляемых им продуктов, от экологической обстановки, от неконтролируемого приема фармакологических средств, от сложностей в социально-экономических процессах общества и т. д. В результате воздействия негативных факторов появляются мутации, становящиеся причинами тех или иных наследственных недугов или предрасположенности к ним.
Чаще всего подобные нарушения происходят из-за негативного образа жизни будущих пап и мам. К тому же не секрет, что основы здоровья детей закладываются уже при развитии плода. А женщине в период беременности нередко не хватает двигательной активности. Она страдает от психических перегрузок профессионального, бытового и социального характера, переедает и порой не отказывается от своих вредных привычек. Все это отрицательно влияет на основы физического здоровья будущего ребенка.
Патологии, вызванные генетическими факторами, условно делят на три группы. К первой из них относят врожденные наследственные заболевания. В этом случае ребенок рождается с теми или иными признаками нарушений (дальтонизм, гемофилия и т. д.).
Ко второй группе относят наследственные заболевания, возникающие в результате негативного воздействия внешних факторов. К ним можно отнести патологии, связанные с нарушением обменных процессов в организме, психические расстройства и многие другие недуги.
Третий тип генетических факторов, влияющих на основы физического здоровья, вызывает ишемическую и гипертоническую болезнь, бронхиальную астму, атеросклероз и т. д. Все эти недуги связаны с наследственной предрасположенностью.
Экология
Конечно, медико-биологические основы здоровья напрямую зависят от генетических факторов. Однако программа, получаемая человеком по наследству, обеспечит его нормальное развитие только в том случае, если будут иметь место определенные условия окружающей среды.
О том, что каждый живой организм на планете находится во взаимных и многообразных связях с биосферой, было подмечено еще Сеченовым. Ученый утверждал, что человек не способен существовать без внешней среды. При этом он находится в абиотических (геохимических, геофизических) и биологических связях со всем, что его окружает.
Что является для человека внешней средой? Это целая система антропогенных и природных явлений и объектов, в которой проходят быт и труд, а также отдых людей. В данное понятие входят биологические, химические и физические факторы, прямо или косвенно влияющие на деятельность и состояние организма человека.
Основы формирования здоровья людей тесно связаны со всеми компонентами биосферы. Сюда входят растения и насекомые, микроорганизмы и т. д. Будучи сложной системой, организм человека включается в существующий на планете круговорот веществ и вынужден подчиняться его законам.
На медико-биологические основы здоровья каждого из нас влияет множество компонентов окружающей среды. И это не только вода, воздух и солнце. Огромную роль играют различные энергетические воздействия (от радиации до электромагнитного поля нашей планеты).
Медицинское обслуживание
Многие люди ошибочно полагают, что именно здравоохранение позволит им заложить надежные основы здоровья. Однако, несмотря на радужные надежды, доля данного фактора, по данным статистики, крайне низка. И этому есть простое объяснение. Дело в том, что в связи с развитием цивилизации и увеличивающимся спектром распространения болезней медицина стала уделять мало внимания здоровью человека.
Сегодня врачи в большей степени специализируются именно на лечении патологий. Они назначают фармакологические средства, оказывающие побочные воздействия на организм, тем самым далеко не всегда укрепляя его.
Предупреждение заболеваний
Медицинские основы здоровья кроются в принятии профилактических мер, которые подразделяются на три уровня. Первый из них ориентирован на все категории взрослых и детей. Задача такой профилактики кроется в улучшении здоровья людей в течение всей их жизни. А основные средства данного этапа представляют собой разработку рекомендаций по способам поддержания здоровья, использованию народных рецептов, ведению здорового образа жизни и т. д.
Второй уровень медицинской профилактики заболеваний призван выявлять различные показатели предрасположенности человека и существующие факторы риска. Подобные работы ведутся в совокупности со сбором информации по наследственным особенностям и ведению того или иного образа жизни. Иначе говоря, работа врачей в этом случае ориентируется не на лечение определенного вида заболеваний. Она направлена на вторичную профилактику патологий. В рамках задач третьего уровня медики ведут работы по предупреждению рецидивов болезней у пациентов в масштабах всего общества.
Тот опыт, который на сегодняшний день накоплен медицинской практикой, говорит о невысокой экономической и профилактики заболеваний. Основы укрепления здоровья как детей, так и взрослых, закладываются на первом и втором уровнях. Однако медики продолжают сосредотачивать свои усилия на третичной профилактике. Врачи встречаются только с уже заболевшими людьми, производя их обследование и назначая курс лечения. Однако стоит помнить о том, что первичная и вторичная профилактика - основа здоровья общества. И ей необходимо уделять пристальное внимание.
Образ и условия жизни
Но все же основной причиной возникновения болезней на сегодняшний день является повседневное поведение человека. И основы сохранения здоровья в современном обществе кроются в ведении образа жизни. Он и будет являться самой эффективной профилактикой всех заболеваний.
Каждого человека индивидуален. Это понятие учитывает типологические особенности индивида, его возраст, половую принадлежность, профессию, семейное положение, материальное обеспечение, условия труда и многое другое. В закладке основ здоровья большую роль играют человека и его личностно-мотивационные особенности. Все эти факторы могут стать серьезным стимулом при принятии профилактических мер по недопущению заболеваний.
К сожалению, многие люди допускают, что укрепление их здоровья возможно при использовании какого-либо одного средства, которым может быть очистка организма, пищевые добавки, физические упражнения и т. д. Однако такой подход является принципиально неверным. Ведь одно, пусть даже максимально эффективное средство не способно воздействовать на все многообразие систем человеческого организма, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на здоровье.
Именно поэтому каждый из нас должен соблюдать культуру питания, выполнять физические упражнения и откинуть в сторону отрицательные эмоции (страх, гнев, зависть и т. д.), которые воздействуют на организм как огромная разрушительная сила.
Психическое здоровье
Органы и системы жизнедеятельности человеческого тела обладают тесной взаимосвязью. Но все их воздействие друг на друга находится под постоянным контролем нервной системы. Именно поэтому психическое состояние, которое является одним из компонентов здоровья людей, столь важно для функционирования всего организма. Это понятие тесно связано с личностью и зависит от мотиваций и потребностей человека, от его эмоционально-волевой сферы и развития самосознания.
Психическое здоровье можно охарактеризовать как состояние душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную реакцию человека на все возникающие в его жизни ситуации. При этом его относят к интеллекту, разуму и эмоциям.
Социальное здоровье
Не секрет, что человек является существом общественным. Именно поэтому для него важную роль играет социальная основа здоровья. Она характеризует такое состояние организма, при котором человек способен идти на контакт с обществом.
Основы складываются под воздействием контактов с друзьями и родителями, одноклассниками и коллегами по работе, любимыми людьми и т. д. Такое влияние может обладать как позитивным, так и негативным характером. Например, недостатки воспитания или неблагополучное окружение способны привести к деградации личности. В таком случае социум отрицательно повлияет на отношение индивида к себе, к общению, к деятельности и к другим людям.
Какие компоненты составляют социальное здоровье человека? К ним относятся:
1. Нравственность. Это понятие включает в себя совокупность идеалов, ориентаций, ценностей, а также морально-этических качеств индивида, которые он считает для себя истинными. Нравственность человека является гуманистическим аспектом его здоровья.
2. Социальная адаптация. Это также одна из составляющих здоровья индивида. Она характеризует его способность приспосабливаться к изменению условий жизни или социальной среды, а также к нахождению нужных решений, позволяющих преодолевать барьеры психологического характера.
Одним из средств укрепления является работа. Именно трудовая деятельность дает человеку чувство нужности и принадлежности к обществу, раскрывает его способности, а также направляет его по пути к индивидуальному благополучию.
Законодательные основы здоровья
Те или иные элементы организации деятельности врачей появлялись еще в самом начале истории медицины. Они касались взаимоотношений пациента и лекаря и основывались на существовавших в обществе правилах и традициях.
Правовые основы здоровья имеются и сегодня. В нашей стране они отражены в федеральных законах, постановлениях Правительства, Указах Президента и т. д. Все эти правовые акты предоставляют права и налагают ответственность как на пациентов, так и на медицинских работников.
Главным законом РФ, благодаря использованию которого происходит формирование правовой основы здоровья граждан страны, является Конституция, принятая в 1993 г. В статьях ее второй главы сформулированы свободы и права россиян, которые касаются охраны жизни и здоровья каждого человека, а также деятельности работников медицинской сферы.
Конституцией установлены такие принципы:
Право на жизнь;
- гарантия социального обеспечения в случае болезни и по возрасту;
- право на бесплатную медицинскую помощь, на охрану здоровья и т. д.
С использовавнием положений Конституции РФ приняты Основы законодательства, касающиеся охраны здоровья граждан. Этот документ является правовой базой, позволяющей развивать те отношения, которые существуют в сфере здравоохранения.
Проблемы здоровья населения в Основах рассматриваются на уровне общегосударственных, а заключенные в этом документе правовые нормы охватывают широкий спектр общественных отношений. В их число входят и те, которые имеют место в системе здравоохранения. Согласно Основам, работа государства по охране здоровья своих граждан является совокупностью различных мер экономического и политического, санитарно-гигиенического и научного, медицинского и противоэпидемического, а также культурного характера.
Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, -- от биологического.
Первый уровень -- биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
Критерии физического здоровья:
- 1. болезнь (нарушение жизнедеятельности)
- 2. функциональное состояние организма
- 3. резистентность организма к факторам окружающей среды
- 4. анатомические дефекты
- 5. психоэмоциональные и другие качества
- 6. физическое развитие
Второй уровень -- психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье -- это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье -- система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе - его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле -- здоровый дух» (Mens sana in corpora est).
Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.
Именно мировоззрение, т. е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Третий уровень -- социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье -- мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.
Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху -- является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.
Критерии социального благополучия населения:
- - % валового внутреннего продукта на душу населения
- - траты на здравоохранение
- - состояние медико-санитарной помощи
- - смертность
- - средняя продолжительность жизни и др.
Трактовка понятия «благополучие » затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.
Здоровье и благополучие - это универсальные гуманитарные цели, которые сегодня рассматриваются в качестве основных прав человека, ключевых составляющих справедливого гуманитарного, экономического и социального развития, а также ресурса повседневной жизни.
Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.
Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Телесное или физическое здоровье .Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.
Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.
Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).
Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.
Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).
Наличие ориентации на реальность;
Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
Спонтанность;
Центрированность на проблеме, а не на себе;
Наличие потребности в одиночестве;
Автономность и независимость;
Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
Духовность;
Идентификация с человечеством;
Способность к близким отношениям с людьми;
Наличие чувства юмора;
Высокая креативность и др.
По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.
Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, которые можно охарактеризовать как душевное здоровье, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья - это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.
Понятие «социальное здоровье» является достаточно новым в педагогике и психологии. Пока еще не сформулировано единое мнение о его критериях. В отечественной психологии и педагогике в качестве критериев социального здоровья выделяют наличие моральных норм и уровень духовного развития индивида (Е.В. Волынская), адаптацию к социальной среде (В.А.Магин), освоение нравственных ценностей в процессе реализации базовых потребностей и формирование валеологической культуры (Г.К.Зайцев).
Один из ведущих специалистов по вопросам психологии здоровья Г.С.Никифоров предлагает следующий «набор» качеств и свойств личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение. В педагогических и психологических исследованиях, посвященных проблемам профессионального образования, профессиональное самоопределение рассматривается как определенный этап личностного и социального развития индивида.
Критерии социально-психологического здоровья человека:
Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
Позитивная критичность к себе и собственной деятельности (в том, числе и психической) и ее результатам;
Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
Способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
Способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана;
Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.
Связующим элементом для двух форм здоровья (психофизиологическое и социально-психологическое) и необходимым условием для их целостного гармонического развития является индивидуальный стиль жизнедеятельности человека. Негативные изменения индивидуального стиля жизнедеятельности приводят к различным формам проявления нездоровья (от соматических до психических и личностных), которые могут со временем принять хронический характер и тем самым предопределить патогенное развитие человека как социально-биологической целостности.
Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.
Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:
Первый уровень – физическое (биологическое) здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
· Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Второй уровень – психическое здоровье – динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений. Гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивида к ней, адекватность реакции организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самой контролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpora sano).
Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей и общества в целом. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала ХХ века. Социальные условия – это социально-экономический строй и политическая структура общества, форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства; это – социальные государственные программы, направленные на сохранение и улучшение здоровья граждан. Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.
Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались попытки установить связь между спецификой заболевания и характером труда. Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Предболезнь
Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и потребности в медицинской помощи.
Современный врач-клиницист, как правило, фиксирует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) - состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.