Экологическая сказка "Дед и сова" (подготовительная к школе группа). Экологическая сказка «Сова» по сказке В

Интегрированная проверочная работа

для 1 класса (конец года): текст

Сова

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала

сова старику, но перестала у него

на лугу мышей ловить. Старик

это поначалу не заметил, а мыши

обнаглели. Стали они гнезда

шмелей разорять. Улетели

шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего

не понял старик. А клевер перестал расти на лугу.

Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

Вот как все в природе связано

между собой! Теперь понял это

старик и пошел скорее к сове

прощение просить .

Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.

Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой

Ответ :

______ ______ ______ ______ ________

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Вопрос 1.

Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.

Ответ : ________

Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.

Ответ : Больше всего ногу ________

Вопрос 3. У когоног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.

Ответ : У человека ног ________ на ________.

Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.

___ звуков

___ букв

___ букв

___ звуков

________________

___ букв

___ звуков


________________

___ звуков

___ букв


________________

2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.

Неживая природа

Растение

Животное

Дерево

Травянистое растение

Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.

Ответ : ________

Задание 9.

1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ : Незнакомых слов ________

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________

4. ____________

____________________________

5. ____________

____________________________

6. ____________

____________________________

7. ____________

____________________________

8. ____________

____________________________

9. ____________

____________________________

10. ___________

____________________________

Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.

______________________________________________

______________________________________________

Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года):

Задание 1.

Предмет:

Раздел: Техника и навыки чтения

Оценивается скорость чтения текста «про себя».

Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин.

По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.

Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети ставят палочку и по первому сигналу учителя. В этом случае фиксация результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями.

    4 балла – темп чтения составляет более 41 слова в минуту;

    3 балла – темп чтения составляет от 31 до 40 слов в минуту;

    2 балла – темп чтения составляет от 21 до 30 слов в минуту;

    1 балл – темп чтения составляет от 15 до 20 слов в минуту;

    0 баллов – темп чтения ниже 15 слов в минуту.

Интерпретация результатов

    4 или 3 балла – ученик достиг базового и высоких уровней подготовки;

    2 балла – ученик достиг высоких уровней базовой и повышенной подготовки;

Внимание!

Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат . Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

Задание 2.

Предмет: ЧТЕНИЕ (читательская компетенция).

Раздел: Техника и культура чтения. Понимание прочитанного

Оценивается умение проследить «в уме» и схематически восстановить логику сказки.

Полный правильный ответ предполагает указание следующих связей:

1) старик – сова, 2) сова – мышь, 3) мышь – гнездо шмелей, 4) гнездо шмелей – шмель, 5) шмель – клевер, 6) клевер – корова, 7) корова – молоко, 8) молоко – старик, 9) старик – сова, т.е. наличия 9 стрелочек на рисунке.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    3 балла – на рисунке изображены все 9 стрелочек;

    2 балла – на рисунке изображены 7 или 8 стрелочек: может быть опущена одна из стрелок от старика к сове, а стрелка от мыши идет сразу к шмелю (или проведена в промежуток между гнездом и шмелем);

    1 балл – на рисунке изображено 5 или 6 стрелок;

    0 баллов – на рисунке изображено 4 и менее стрелок, или при большем количестве стрелок допущены грубые несоответствия с логикой изложения.

Интерпретация результатов

    3 или

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 3.

Предмет: ЧТЕНИЕ (читательская компетенция)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа).

Раздел: работа с информацией, природные объекты

Оценивается умение проследить «в уме» и схематически изобразить представленную в сказке информацию о взаимосвязях в природных сообществах.

Полный правильный ответ предполагает указание следующей цепочки связей: сова → мышь → шмель → клевер → корова , т.е. цепочку из пяти звеньев, два из которых заданы рисунком.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    4 балла – составлена цепочка из 5 или 4 слов;

    3 балла – составлена цепочка из 3 слов;

    2 балла – составлена цепочка из 2 слов, хотя бы одно из которых задано рисунком;

    1 балл – составлена цепочка из 2 слов, заданных рисунком;

    0 баллов –записано менее 2 слов.

Интерпретация результатов

    4 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по обоим предметам;

    3 или 2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам;

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по чтению и не достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру;

Задание 4.

Вопрос 1.

Предмет: МАТЕМАТИКА (арифметика)

Раздел: арифметические действия

Оценивается умение формализовать условие, представленное в текстовой форме, и выполнить действие умножения.

Правильный ответ 12 мышей .

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – дан ответ 12;

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 4.

Вопрос 2.

Предмет:

Раздел: природные объекты

Оценивается знание детьми характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека.

Правильный ответ – у шмеля .

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – дан ответ: у шмеля ;

    1 балл – дан один из ответов: у коровы или у мыши ;

    0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 4.

Вопрос 3.

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

МАТЕМАТИКА (арифметика)

Разделы: природные объекты, отношение между величинами

Оценивается знание детьми сравнительных особенностей строения человека и некоторых знакомых зверей (мыши).

Правильный ответ – У человека на 2 ноги меньше .

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – дан ответ: меньше на 2 ;

    1 балл – дан частичный верный ответ: (меньше) и/или только 2 ;

    0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру, но не достиг уровня базовой подготовки по математике;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 5.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Разделы: правописание, техника и навыки письма

Оценивается умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать текст.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – списанный текст не содержит ошибок, или допущенные при списывании ошибки были обнаружены и исправлены;

    1 балл – в списанном тексте допущено не более 2 ошибок, пропусков или искажений букв;

    0 баллов – в списанном тексте допущено более 2 ошибок, пропусков или искажений букв.

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 6.

Вопрос 1.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

Раздел: правописание, техника и навыки письма, работа с текстом

Оценивается умение найти в тексте выделенные слова, списать их правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв.

Правильный ответ: правильно выписаны все 3 слова – понял, старик, просить.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – найдены и списаны верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений все три слова;

    0 баллов – найдено меньше трех слов или в списанном тексте допущены ошибки, пропуски, искажения букв или исправления.

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 6.

Вопрос 2.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается знание способов обозначение мягкости согласных при письме.

Правильный ответ: в словах подчеркнуты 4 буквы – по н ял, ста р ик, про с и т ь.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – подчеркнуты 3 или 4 буквы;

    0 баллов – подчеркнуто меньше 3 букв.

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 6.

Вопрос 3.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается умение делить слова на слоги.

Правильный ответ: понял, старик, просить.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – все три слова разделены на слоги верно;

    0 баллов – разделены на слоги меньше 2 слов, или допущена хотя бы одна ошибка.

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 6.

Вопрос 4.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается умение устанавливать звукобуквенные связи, соотносить количество букв и звуков в слове.

Правильный ответ: понял – 6 звуков, 5 букв; старик – 6 звуков, 6 букв; просить – 6 звуков, 7 букв.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – допущено не более 1 ошибки;

    0 баллов –допущено более 1 ошибки.

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

Эти задания выполняются детьми только на добровольной основе.

Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно

Задание 7.

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Раздел: природные объекты

Оценивается умение классифицировать природные объекты, используя родо-видовые понятия.

Правильный ответ: стрелками с родовымпонятием

    «Неживая природа» соединено 5 объектов: молоко, гнездо, плетень, солнце, берлога (яма) ;

    «Растение» – 3 объекта: ель, клевер, трава ;

    «Животное» – 4 объекта: сова, корова, шмель, мышь ;

    «Дерево» – 1 объект: ель ;

    «Травянистое растение» – 2 объекта: клевер, трава ;

т.е. от трех объектов (ель, клевер, трава ) должно быть протянуто по две стрелки – к понятию «растения», и понятиям «дерево» (ель), либо «травянистое растение» (клевер, трава ).

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    3 балла – на рисунке верно изображены все 15 стрелок;

    2 балла – на рисунке верно изображены от 10 до 14 стрелок и при этом отсутствуют ошибки в классификации;

    1 балл – на рисунке изображены 7 и более стрелок, при этом может быть допущена 1 ошибка в классификации;

    0 баллов – на рисунке верно изображено менее 7 стрелок, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

Задание 8.

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)

ЧТЕНИЕ (Читательская компетенция)

Разделы: природные объекты, работа с текстом

Оценивается знание детьми отличительных особенностей объектов живой и неживой природы, характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека, а также умение внимательно читать текст задания.

Правильный ответ – человек, корова, мышь, клевер , т.е. 4.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – дан ответ 4 ;

    1 балл – дан ответ: 2 или 3 ;

    0 баллов – дан иной ответ, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки и развития;

    1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по окружающему миру;

    0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Задание 9.

Вопрос 1.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: лексика

Оценивается словарный запас ребенка.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    3 балла – незнакомых слов нет;

    2 балла – незнакомых слов не более двух;

    1 балл – незнакомых слов от 3 до 4;

    0 баллов – 5 и более незнакомых слов или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

    3 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

    2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Задание 9.

Вопрос 2.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: лексика

Оценивается умение выбрать и использовать какую-либо стратегию для выяснения значений незнакомых слов, и отразить результат ее использования, а также степень самостоятельности ребенка в выяснении значений незнакомых слов.

Допускается использование любых способов пояснения лексического значения слова:

    описание смысла слова своими словами,

    запись краткого толкования, взятого из толкового словаря,

    передача смыла с помощью составления словосочетаний и/или фразы (например, связано между собой это как нитки связываем ),

    с помощью подбора синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Не подлежит оценке только тавтология.

Ребенок может пытаться угадать значение слова по контексту, вести самостоятельный поиск с помощью учебной и/или справочной литературы, попросить учителя дать ему словарь или иную книгу, попросить совета в том, какую книгу лучше взять, или попросить учителя объяснить ему значение слова.

Не разрешается только обращаться за помощью к одноклассникам.

ВНИМАНИЕ!

Учитель вправе оказать ребенку любую помощь, о которой тот его попросит , вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать , даже через наводящие вопросы типа: « Может быть, дать тебе какой-нибудь словарь? ». Однако, если ребенок пытается отвлечь соседей, можно у него спросить: « Ты что-то хотел узнать? Спроси лучше у меня ».

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком самостоятельно;

    1 балл – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком с существенной помощью учителя (его прямым объяснением, или показом слова в словаре);

    0 баллов – задание не выполнялось (в том числе и потому, что незнакомых слов нет), или смысл незнакомого слова не разъяснен (передан неверно, передан тавтологически и т.п.).

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

    1 балл – ученик достиг уровней базовой подготовки;

    0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Задание 10.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: высказывания, тесты

    КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на слово «обидел » (максимальная оценка – 2 балла).

Код «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика или читается указание на грубость, угрозу, жестокость и т.д. старика (например, «Он на нее кричал », «Он на нее ругался», «Он ее прогонял», «Он хотел ее застрелить.» «Он на нее махал.»).

Код «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или эмоциональный отклик на слово «обидел »), «Сова зря обиделась. », «Он боялся за свою корову.», «Они просто не поняли друг друга» и т.п.

Код «0 баллов» Сова была плохая » или «Старик был старый ») или в нем содержится тавтология («Он ее обидел »).

    КРИТЕРИЙ 2 (К2).

Код «1 балл» ставится, если ответ дан в виде предложения.

Код «0 баллов» ставится, если ответ дан одним словом или словосочетанием (например, «пугалом» и т.п.).

    КРИТЕРИЙ 3 (К3).

Код «2 балла» ставится, если предложение оформлено правильно и почерк разборчив.

Код «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев.

Код «0 баллов» .

ВНИМАНИЕ!

Задание 11.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: высказывания, тесты

Оценивается умение строить небольшое самостоятельное высказывание как ответ на заданный вопрос.

Правильность выполнения данного задания проверяется с помощью дифференцированной оценки. Оцениваются следующие аспекты.

    КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на свой поступок (максимальная оценка – 2 балла).

Код оценки «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика или читается указание на раскаяние, переживание и т.п. (например, «Мне очень стыдно. Прости меня, пожалуйста »).

Код оценки «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или осознание вины), «Сова, не сердись! Я больше не буду. », «Давай лучше мириться.», и т.п.

Код оценки «0 баллов» ставится, если высказывание никак – ни эмоционально, ни содержательно – не связано с поставленным вопросом (например, «Хватит уже обижаться. »).

    КРИТЕРИЙ 2 (К2). Соответствие структуры высказывания заданию (максимальная оценка – 1 балл).

Код оценки «1 балл» ставится, если ответ дан в виде двух предложений общим объемом не менее 4 слов.

Код оценки «0 баллов» ставится, если общий объем высказывания не превышает 3 слов (например, «Дорогая сова! Прости! ».

    КРИТЕРИЙ 3 (К3). Сформированность технических навыков письма – оформление начала и конца предложения, соблюдение условностей письменного текста, разборчивость почерка. Максимальная оценка по этому аспекту – 2 балла.

Код оценки «2 балла» ставится, если оба предложения оформлены правильно и почерк разборчив.

Код оценки «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев хотя бы для одного предложения.

Код оценки «0 баллов» ставится, если не выполнены оба критерия.

ВНИМАНИЕ!

Наличие/отсутствие иных пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.

Если задание ребенком не выполнялось, оно не подлежит оцениванию.

Интерпретация суммарных результатов

    5 баллов – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

    4 или 3 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    2 и менее баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Спасибо дорогая Ларочка за мудрую и поучительную притчу...Она напоминает мне мою любимую,очень давнюю притчу об одном художнике который рисовал картины Природы,а в конце своих работ холст вновь становился белым,вся проделанная работа куда-то исчезала.Но художник бул трудяга и продолжал свою работу все снова и снова,греша то на качество красок,то на особенность холста...Он брал новые холсты,в разных магазинах,так же покупал краски в разных местах,но все попытки завершить работу приходили к одному и тому-же результату - холст чист,время потрачено,краски израсходованы,а результата все нет и нет...Подошли к концу и деньги,и отчаяние было на пределе смешанное с негодованием,удивлением,какой-то непонятной злостью на все,что его окружало и на самого себя,...От накатившего отчаяния художник хотел все бросить и заняться другим ремеслом,но на ум ничего не приходило,да и делать он больше ничего не умел...В таком подвешенном состоянии он ушел словно во тьму...сознание куда-то провалилось,кисти выпали из рук,взгляд помутнел,сердце как буд-то приостановилось,дыхание замерло...Он стоял как восковая фигура, только что сделанная неизвестным мастером...Сколько он простоял в таком застывшем состоянии никому не известно...Но вот, в его теле стали проявляться признаки жизни, сознание стало возвращаться,в глазах стал появляться едва заметный свет,он становился все светлее...Все тело стало заполняться каким-то неземным спокойствием и теплом,ум стал чистым...,внутри зарождалась невиданная глубина...,и из этой глубины он смотрел на окружающий его мир...Сначало он увидел деревья окружавшие его, голубое небо и плывущие белые облака, летающих птиц,бабочек,машкару...Взгляд его становился все яснее и чище...Он стал замечать листву на деревьях их разноцветье и фактуру,а так же полдзающих муравьев,гусениц,жуков...потом он увидел поле усыпанное разными цветами удивительной разнообразной расцветкой и формой...Чем больше он рассматривал свое окружение,тем больше он замечал признаки присутствия жизни во всем,что его окружало и взаимодействие всего этого окружения,от самого малого,до самого большого...Он вдруг встрепенулся схватил кисти,молниеносно стал окунать их в краски,создовать новые цвета и наносить их на холст...На его холсте стала появляться одна форма за другой...Он работал долго и быстро, картина его менялась с каждой минутой,как менялся день и те ускользающие образы,которые рождались и умирали в этом быстро убегающем дне и в каждом его мнгновении...Даже движение света появляющегося и исчезающего он пытался ухватить и перенести на холст...В какой-то момент он еще раз мазнул по палитре,но палитра оказалась чистой, там больше не было краски...Он постоял еще несколько минут,как бы пытаясь осознать происходящее...,и, о Боже, что увидели его глаза,то была не картина,в обычном понимании мирян,то было нечто большее,указывающее на сущность ЖИЗНИ,ЕЕ единство и разнообразие,неповторимость,и быстротечность любой формы... Художнику удалось ухватить главное,само движение всего и во всем и взаимодействие всего сущего,что и являлось самой ЖИЗНЬЮ...Пишу Ларочка по памяти,и,признаться больше из опыта своей жизни...Поэтому простите за неточности и ошибки...Подобные минуты,дни,месяцы,прожиты не однажды,но в других ситуациях...Удачи Вам Ларочка во всем,ЖИЗНЕННОСТИ,ЗДОРОВЬЯ,и всякого БЛАГА радукющего Ваше СЕРДЦЕ...,ибо радость в Вашем СЕРДЦЕ,наполнит такой же радостью СЕРДЦА Вас окружающих...

Юлия Лаврухина

Цель : формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений.

Задачи :

Формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, умение выстраивать цепочку взаимосвязей;

Развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, активизировать память и внимание детей развивать логическое мышление;

Развивать связную речь;

Формировать интерес к художественной литературе, соотносить художественный образ и средства выразительности (речь, жесты, мимика) ;

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У мышки без кошки

Не лучшие делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все-все на свете

На свете нужны!

(Б. Заходер)

Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, как связаны между собой :

Корова – трава

Мыши – шмели

Цветы – шмели

Сова – мыши… .

Сова – корова… (ответы детей)

Много вопросов мы себе задали сегодня. А поможем нам ответить на эти вопросы сказка , которая называется «Сова » . Проходите на стульчики. А вот и главный герой нашей сказки – старик (ребёнок проходит к ширме – домику, надевает шапку)

Хотя… я не буду называть вам всех героев, вы сейчас назовёте их сами, а для этого нужно отгадать загадки :

Солнца яркого боится.

Ночью - хмурится как птица

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…. (Сове) (ребёнок загадывает загадку, надевает маску)

Маленький рост,

Длинный хвост,

серая шубка,

острые зубки (мышь)

Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт и сено, и траву,

И молоко попить даёт.

Так кто её мне назовёт? (корова)

От цветка на цветок

Я, жужжа, перелетаю,

Собираю с них пыльцу

И несу её к крыльцу.

Быстро в норку заползаю

И на время затихаю.

Не пчела, как карамель

полосатый, толстый… (шмель)

Воспитатель : всех персонажей отгадали. Герои готовы. Наша сказка начинается .

В : Жил да был старик. Был у него луг с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка на цветок переносили.

танец шмелей

В. На том лугу паслась у старика корова. Клевер да траву разную жевала. Была корова с клевера здорова, молока у коровы было много.

Корова идет по лугу, срывает цветы.

Угощайся, старик! Молоко свежее, вкусное и полезное! (отдаёт кувшин молока) .

Спасибо тебе, корова!

Старик забирает у коровы кувшин, идет пить чай с молоком.

В. Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет- молоком белит. Летит мимо сова .

Сова : Ух-ух-ух! Здорово, друг!

Старик : Ты, сова , отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца прячешься, людей сторонишься- какой я тебе друг!

В. Рассердилась Сова .

Сова : Ах так! Ладно же, старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить. Сам лови!

Старик : Вот чем пугать вздумала! Улетай, пока цела.

В. Улетела сова , забралась на дерево, никуда не летит. Ночь пришла, на стариковом лугу мыши свистят- перекликаются : (танец мышей)

Мышь 1 : Погляди- ка, кума, не летит ли сова - отчаянная голова , уши торчком, нос крючком?

Мышь 2 : Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши уходят, песенка мышей «Мыши по полю идут, мыши песенку поют : «ту, ту, ту, ту, ту, ту, не боимся мы сову…»

Сова : Хо-хо-хо, старик! Гляди, как бы худа не вышло! Мыши- то, говорят, на охоту вышли!

Старик : А пускай идут. Мыши не волки, не зарежут телки.

В. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. (дети под музыку бегают по залу)

Сова : Хо- хо, старик. Гляди, как бы хуже не вышло : все шмели с поля разлетелись.

Старик : А пускай летят! Что от них толку? Ни меду, ни воску, волдыри только.

В. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет. А шмели шумят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят.

Сова : Хо- хо-хо, старик! Гляди, как бы хуже не вышло : не пришлось бы тебе самому пыльцу с цветка на цветок разносить.

Старик : И ветер разнесет. (в затылке чешет, немного растерян)

В. По лугу ветер гуляет, пыльцу на землю осыпает (шум ветра) . Не попадает пыльца с цветка на цветок- не растет клевер на лугу. Не по нраву это старику.

Сова на дереве сидит , мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало.

В. Пошёл старик к сове кланяться.

Старик : Совушка, совушка, меня из беды выручай : нечем стало мне, старому, белить чай.

Сова : Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе- придешь ко мне кланяться! Дружно- не тяжело, а врозь- хоть брось! Думаешь, мне- то легко без твоих мышей?

В. Простила Сова Старика , вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Старик : Уж ты совушка- головушка, прилетай ко мне чай пить!

В. Прилетела сова к старику , сидят вместе, чай пьют. С тех пор сова для старика- лучший друг (музыка)

Поклон. Дети-герои снимают маски, садятся.

Вот какая интересная у нас получилась сказка . Вы внимательно смотрели и слушали? Сейчас проверим.

Презентация

Сейчас на картинках вы увидите разных птиц. Кто из них главная героиня нашей сказки ?. Покажи… Проверим.

Какие животные жили на лугу и боялись сову?. Покажи… проверим.

Какие насекомые делали гнезда на лугу? Узнайте на картинке это насекомое, покажи….

А вы помните, что росло на лугу? Узнайте на картинке это растение. Покажи… проверим.

Что корова давала старику? Посмотрим…

Ребята, очень важно знать, что природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Когда нарушается цепочка взаимосвязей – не получается результата.

что произошло, когда сова перестала летать на луг?

что стали делать мыши?

шмели нужны лугу?

кому был нужен клевер?

что произошло с коровой?

Смогла бы корова прожить без травы и клевера? Почему?

И в обратную сторону

Почему произошло так, что корова стала давать мало молока?

(Стало мало клевера.)

Почему стало мало клевера?

(шмели перестали летать и опылять)

Почему стало мало шмелей?

Потому что мыши разоряли норки шмелей, ловили их.

Почему развелось много мышей? (Сова улетела .)

Кто охотился на мышей?

(Некому охотиться, сова улетела .)

Ребята, помните, в начале нашего занятия мы видели картинки сова – мыши , сова – корова , а сейчас они здесь в нашей цепочке, значит, всё-таки они связаны между собой, хотя стоят и не рядом.

А как вы думаете, если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой? Посмотрите (в презентации слайд цепочки без одного звена)

(Цепочка порвется, разрушится.)

Правильно! И мы с вами сегодня запомним, что все растения и животные в мире взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут.

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И это все дети запомнить должны.

А наше занятие закончилось, спасибо всем!

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Закрепить у детей понятие о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых существ в природе.
  • Заложить в детях в эмоциональной игровой форме экологическое восприятие мира.
  • Помочь детям почувствовать, «вжившись» в роль живого существа, что мир наполнен существами, радующимися и страдающими, требующими бережного и уважительного отношения.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Бианки «Сова», дидактическая игра «Пищевые цепочки», разучивание ролей, изготовление атрибутов и декораций к сказке.

Оформление зала: Дом деда, стол, посуда (предметы народного декоративно-прикладного искусства), декорации леса (елочки, дерево с дуплом, пенечки, грибы), цветочная полянка.

Действующие лица: дед – Сережа Ш., сова – Ира Г., корова – Эльвира Т., шмели – Антон С., Витя А., Саша Д., Миша X., мыши – Настя Д., Аня П., Женя С., ведущая – Оксана Ф.

ХОД СКАЗКИ

Воспитатель: С самого рождения и до глубокой старости человек общается с природой. Он связан с ней незримыми, но очень прочными нитями. Она дает ему все необходимое для жизни: пищу, одежду, кров.Любуясь красотой природы, человек становится лучше и добрее. Мы должны заботится о том, чтобы эта связь человека с природой была как можно теснее, и никогда не рвались те невидимые ниточки.
Сегодня мы вам покажем сказку «Дед и сова». Необычную сказку, экологическую. Смотрите внимательнее, да задумывайтесь крепче. Итак...

Ведущая:

Было ль, не было, давно иль нет,
Жил да был на свете дед.
Возле леса на опушке
Поживал в своей избушке.

У старика того коровушка была, и каждый день она ходила на луг, сочную травушку жевала да старику молоко давала. Как-то раз, когда старик чай пил, да молоком его белил, прилетела к нему из леса сова.

Сова:

Ух-ух! И устала!
Ночь без устали летала,
Мыши словно обнаглели,
Машут крылья еле-еле.
Отдохну тут, посижу,
Друг живет здесь, я гляжу.

Старик:

Эй, сова, ты сова!
Нос крючком, большая голова.
Улетай-ка поскорей,
Не найдешь ты здесь друзей.
Ты от солнца хоронишься,
Людей сторонишься.
Что ты выдумала вдруг,
Ну, какой тебе я друг?!

Ведущий: Обиделась сова на стариковы слова.

Сова:

Всю ночь я летаю, мышей добываю,
А станет светло – лечу спать в дупло.
Без устали тружусь, а в друзья не гожусь?
Будет время, так и знай, не забелишь ты свой чай!

(Облетает избушку, к зрителям обращаясь)

Очень больно и обидно
Слышать дедовы слова.
Впрочем, скоро будет видно,
Окажусь и я права.

Ведущая: Полетела сова прочь, забралась в дуб, никуда из дуба не летит.

Воспитатель: Невдомек было старику, что все в природе взаимосвязано: даже самый маленький расточек, самая незаметная букашечка – все это единые звенья в природной цепочке, и ни одного звена убрать нельзя. Иначе случится непоправимое. Так и в нашей сказке.

Ведущая: На стариковом лугу мыши в норах свистят – перекликаются:

Мышь – Настя Д .: Погляди-ка, кума, не летит ли сова-отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь – Аня П.: Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши все вместе поют весело:

1. Мы – мышки, мы – мышки,
Мы вовсе не трусишки,
И не страшна нам сова –
Острые когти, большая голова.

2. Мы – норки, мы – норки,
Мы норки будем дружно рыть
И клеверу душистому будем мы вредить.

3. А старичок не будет знать,
Что мышек не кому пугать,
И скоро деду, стало быть,
Нечем будет чай белить.

Ведущая: Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

Сова: Хо-хо-хо, старик, гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

Дед: А, пускай летят. Что от них толку: ни меду, ни воску – волдыри только.

Воспитатель: Стоит на лугу клевер кормовитый, головой к земле виснет. А шмели гудят, с луга прочь летят. На клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

Сова: Хо-хо-хо, старик! Не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

Дед: И ветер разнесет! (скребет в затылке).

Воспитатель:

По лугу ветер гуляет,
Цветень наземь сыплет,
Не попадает цветень с цветка на цветок –
Не родится клевера на лугу.

Сова: Хо-хо-хо, старик! Корова твоя мычит, клеверу просит. Трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Ведущая:

Была корова с клевера здорова,
Стала корова тощать,
Стала молока сбавлять:
Пойло лижет, а молоко вес жиже, да жиже.

Старик: Вот беда, ах ты батюшки, вот беда!

Воспитатель: Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах летают, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится, корова без клеверу тощает.

Корова: Му-му-му!

Воспитатель: Молока у коровы мало. Вот и чай белить деду нечем стало. запечалился старичок.

Дед поет жалобно:

Ох, я бедная головушка,
Не послушался я совушки.
Что же делать, что же делать,
Как мне быть?
Нечем стало старику мне чай белить.
Не дает уж молока моя коровушка,
Видно надо на поклон идти мне к совушке.

Идет к сове, с поклоном говорит:

Совущка, матушка, ты уж прости!
Спаси от напасти – мышей припугни.

Сова:

Ладно, уж, дед, обиду забуду.
Снова ловить грызунов я буду.
Снова на луг шмели прилетят,
Радовать клевер будет твой взгляд.
Снова корова на луг твой придет,
Сочного клеверу она там найдет.
Вкусного, жирного даст молока,
Чем и порадует старика.
Станешь ты снова чай пить,
Да молочком его белить.

Ведущая: Полетела сова на луг мышей ловить.

Мышь – Женя С.: Пи-пи-пи! Ой-ой, беда! К нам сюда летит сова!

Мышь – Настя Д.:

Нос – крючком, глаза – как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки!

Мышь – Аня П.:

Вот беда, так беда!
Разбегайся кто куда!

Сова ловит мышей, они разбегаются.

Ведущая:

Вот и шмели загудели над лугом.
Летают с цветка на цветок друг за другом.

Шмели:

Ж-ж-ж! Мы, шмели, живем, не тужим,
Мы с цветами очень дружим.
Похлопочем над цветком –
Он поделится медком. Ж-ж-ж!

Воспитатель:

Клевер стал на лугу наливаться,
А у коровы удой прибавляться.

Корова:

Му-у-у! Ничего не пойму!
Клевер есть, то его нет.
Кто, ребята даст ответ?
Ну, да ладно, мне недосуг,
Обойду сейчас я луг,
Сочной травки пожую –
Молоком всех напою.

Ведущая:

Стал старик молоком чай белить,
Чай белить – сову хвалить.
К себе в гости звать да уваживать.

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Сказка, говорят, ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Все артисты: Давайте природу любить, охранять! Давайте заботой ее окружать! Каждый листочек и птичку беречь, Чтобы на Землю беды не навлечь!

Кланяются и уходят.