Экологическая сказка "Дед и сова" (подготовительная к школе группа). Экологическая сказка «Сова» по сказке В
Интегрированная проверочная работа
для 1 класса (конец года): текст
Сова
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала |
|||
сова старику, но перестала у него | |||
на лугу мышей ловить. Старик |
|||
это поначалу не заметил, а мыши |
|||
обнаглели. Стали они гнезда |
|||
шмелей разорять. Улетели |
|||
шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего |
|||
не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. |
|||
Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. |
|||
Вот как все в природе связано |
|||
между собой! Теперь понял это |
|||
старик и пошел скорее к сове |
|||
прощение просить . |
Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.
Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой
Ответ :
______ ______ ______ ______ ________
Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.
Вопрос 1.
Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.
Ответ : ________
Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.
Ответ : Больше всего ногу ________
Вопрос 3. У когоног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.
Ответ : У человека ног ________ на ________.
Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.
___ звуков
___ букв
___ букв
___ звуков
________________
___ букв
___ звуков
________________
___ звуков
___ букв
________________
2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.
3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.
4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.
Неживая природа | ||
Растение | ||
Животное | ||
Дерево | ||
Травянистое растение | ||
Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.
Ответ : ________
Задание 9.
1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ : Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово | Значение незнакомого слова |
|
1. ____________ | ____________________________ |
|
2. ____________ | ____________________________ |
|
3. ____________ | ____________________________ |
|
4. ____________ | ____________________________ |
|
5. ____________ | ____________________________ |
|
6. ____________ | ____________________________ |
|
7. ____________ | ____________________________ |
|
8. ____________ | ____________________________ |
|
9. ____________ | ____________________________ |
|
10. ___________ | ____________________________ |
Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.
______________________________________________
______________________________________________
Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года):
Задание 1.
Предмет:
Раздел: Техника и навыки чтения
Оценивается скорость чтения текста «про себя».
Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин.
По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.
Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети ставят палочку и по первому сигналу учителя. В этом случае фиксация результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями.
4 балла – темп чтения составляет более 41 слова в минуту;
3 балла – темп чтения составляет от 31 до 40 слов в минуту;
2 балла – темп чтения составляет от 21 до 30 слов в минуту;
1 балл – темп чтения составляет от 15 до 20 слов в минуту;
0 баллов – темп чтения ниже 15 слов в минуту.
Интерпретация результатов
4 или 3 балла – ученик достиг базового и высоких уровней подготовки;
2 балла – ученик достиг высоких уровней базовой и повышенной подготовки;
Внимание!
Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат . Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.
Задание 2.
Предмет: ЧТЕНИЕ (читательская компетенция).
Раздел: Техника и культура чтения. Понимание прочитанного
Оценивается умение проследить «в уме» и схематически восстановить логику сказки.
Полный правильный ответ предполагает указание следующих связей:
1) старик – сова, 2) сова – мышь, 3) мышь – гнездо шмелей, 4) гнездо шмелей – шмель, 5) шмель – клевер, 6) клевер – корова, 7) корова – молоко, 8) молоко – старик, 9) старик – сова, т.е. наличия 9 стрелочек на рисунке.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
3 балла – на рисунке изображены все 9 стрелочек;
2 балла – на рисунке изображены 7 или 8 стрелочек: может быть опущена одна из стрелок от старика к сове, а стрелка от мыши идет сразу к шмелю (или проведена в промежуток между гнездом и шмелем);
1 балл – на рисунке изображено 5 или 6 стрелок;
0 баллов – на рисунке изображено 4 и менее стрелок, или при большем количестве стрелок допущены грубые несоответствия с логикой изложения.
Интерпретация результатов
3 или
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 3.
Предмет: ЧТЕНИЕ (читательская компетенция)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа).
Раздел: работа с информацией, природные объекты
Оценивается умение проследить «в уме» и схематически изобразить представленную в сказке информацию о взаимосвязях в природных сообществах.
Полный правильный ответ предполагает указание следующей цепочки связей: сова → мышь → шмель → клевер → корова , т.е. цепочку из пяти звеньев, два из которых заданы рисунком.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
4 балла – составлена цепочка из 5 или 4 слов;
3 балла – составлена цепочка из 3 слов;
2 балла – составлена цепочка из 2 слов, хотя бы одно из которых задано рисунком;
1 балл – составлена цепочка из 2 слов, заданных рисунком;
0 баллов –записано менее 2 слов.
Интерпретация результатов
4 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по обоим предметам;
3 или 2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по чтению и не достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру;
Задание 4.
Вопрос 1.
Предмет: МАТЕМАТИКА (арифметика)
Раздел: арифметические действия
Оценивается умение формализовать условие, представленное в текстовой форме, и выполнить действие умножения.
Правильный ответ 12 мышей .
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – дан ответ 12;
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 4.
Вопрос 2.
Предмет:
Раздел: природные объекты
Оценивается знание детьми характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека.
Правильный ответ – у шмеля .
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – дан ответ: у шмеля ;
1 балл – дан один из ответов: у коровы или у мыши ;
0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 4.
Вопрос 3.
Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)
МАТЕМАТИКА (арифметика)
Разделы: природные объекты, отношение между величинами
Оценивается знание детьми сравнительных особенностей строения человека и некоторых знакомых зверей (мыши).
Правильный ответ – У человека на 2 ноги меньше .
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – дан ответ: меньше на 2 ;
1 балл – дан частичный верный ответ: (меньше) и/или только 2 ;
0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру, но не достиг уровня базовой подготовки по математике;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.
Задание 5.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Разделы: правописание, техника и навыки письма
Оценивается умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать текст.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – списанный текст не содержит ошибок, или допущенные при списывании ошибки были обнаружены и исправлены;
1 балл – в списанном тексте допущено не более 2 ошибок, пропусков или искажений букв;
0 баллов – в списанном тексте допущено более 2 ошибок, пропусков или искажений букв.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 6.
Вопрос 1.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ
Раздел: правописание, техника и навыки письма, работа с текстом
Оценивается умение найти в тексте выделенные слова, списать их правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв.
Правильный ответ: правильно выписаны все 3 слова – понял, старик, просить.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – найдены и списаны верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений все три слова;
0 баллов – найдено меньше трех слов или в списанном тексте допущены ошибки, пропуски, искажения букв или исправления.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 6.
Вопрос 2.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: фонетика
Оценивается знание способов обозначение мягкости согласных при письме.
Правильный ответ: в словах подчеркнуты 4 буквы – по н ял, ста р ик, про с и т ь.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – подчеркнуты 3 или 4 буквы;
0 баллов – подчеркнуто меньше 3 букв.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 6.
Вопрос 3.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: фонетика
Оценивается умение делить слова на слоги.
Правильный ответ: понял, старик, просить.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – все три слова разделены на слоги верно;
0 баллов – разделены на слоги меньше 2 слов, или допущена хотя бы одна ошибка.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 6.
Вопрос 4.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: фонетика
Оценивается умение устанавливать звукобуквенные связи, соотносить количество букв и звуков в слове.
Правильный ответ: понял – 6 звуков, 5 букв; старик – 6 звуков, 6 букв; просить – 6 звуков, 7 букв.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
1 балл – допущено не более 1 ошибки;
0 баллов –допущено более 1 ошибки.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Эти задания выполняются детьми только на добровольной основе.
Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно
Задание 7.
Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Раздел: природные объекты
Оценивается умение классифицировать природные объекты, используя родо-видовые понятия.
Правильный ответ: стрелками с родовымпонятием
«Неживая природа» соединено 5 объектов: молоко, гнездо, плетень, солнце, берлога (яма) ;
«Растение» – 3 объекта: ель, клевер, трава ;
«Животное» – 4 объекта: сова, корова, шмель, мышь ;
«Дерево» – 1 объект: ель ;
«Травянистое растение» – 2 объекта: клевер, трава ;
т.е. от трех объектов (ель, клевер, трава ) должно быть протянуто по две стрелки – к понятию «растения», и понятиям «дерево» (ель), либо «травянистое растение» (клевер, трава ).
Коды оценки возможных ответов учащихся:
3 балла – на рисунке верно изображены все 15 стрелок;
2 балла – на рисунке верно изображены от 10 до 14 стрелок и при этом отсутствуют ошибки в классификации;
1 балл – на рисунке изображены 7 и более стрелок, при этом может быть допущена 1 ошибка в классификации;
0 баллов – на рисунке верно изображено менее 7 стрелок, или задание не выполнялось.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
Задание 8.
Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа)
ЧТЕНИЕ (Читательская компетенция)
Разделы: природные объекты, работа с текстом
Оценивается знание детьми отличительных особенностей объектов живой и неживой природы, характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека, а также умение внимательно читать текст задания.
Правильный ответ – человек, корова, мышь, клевер , т.е. 4.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – дан ответ 4 ;
1 балл – дан ответ: 2 или 3 ;
0 баллов – дан иной ответ, или задание не выполнялось.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки и развития;
1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по окружающему миру;
0 баллов – результат не подлежит интерпретации.
Задание 9.
Вопрос 1.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: лексика
Оценивается словарный запас ребенка.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
3 балла – незнакомых слов нет;
2 балла – незнакомых слов не более двух;
1 балл – незнакомых слов от 3 до 4;
0 баллов – 5 и более незнакомых слов или задание не выполнялось.
Интерпретация результатов
3 балла – ученик достиг высоких уровней развития;
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – результат не подлежит интерпретации.
Задание 9.
Вопрос 2.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: лексика
Оценивается умение выбрать и использовать какую-либо стратегию для выяснения значений незнакомых слов, и отразить результат ее использования, а также степень самостоятельности ребенка в выяснении значений незнакомых слов.
Допускается использование любых способов пояснения лексического значения слова:
описание смысла слова своими словами,
запись краткого толкования, взятого из толкового словаря,
передача смыла с помощью составления словосочетаний и/или фразы (например, связано между собой – это как нитки связываем ),
с помощью подбора синонимов и антонимов, однокоренных слов.
Не подлежит оценке только тавтология.
Ребенок может пытаться угадать значение слова по контексту, вести самостоятельный поиск с помощью учебной и/или справочной литературы, попросить учителя дать ему словарь или иную книгу, попросить совета в том, какую книгу лучше взять, или попросить учителя объяснить ему значение слова.
Не разрешается только обращаться за помощью к одноклассникам.
ВНИМАНИЕ!
Учитель вправе оказать ребенку любую помощь, о которой тот его попросит , вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать , даже через наводящие вопросы типа: « Может быть, дать тебе какой-нибудь словарь? ». Однако, если ребенок пытается отвлечь соседей, можно у него спросить: « Ты что-то хотел узнать? Спроси лучше у меня ».
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком самостоятельно;
1 балл – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком с существенной помощью учителя (его прямым объяснением, или показом слова в словаре);
0 баллов – задание не выполнялось (в том числе и потому, что незнакомых слов нет), или смысл незнакомого слова не разъяснен (передан неверно, передан тавтологически и т.п.).
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг высоких уровней развития;
1 балл – ученик достиг уровней базовой подготовки;
0 баллов – результат не подлежит интерпретации.
Задание 10.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: высказывания, тесты
КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на слово «обидел » (максимальная оценка – 2 балла).
Код «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика или читается указание на грубость, угрозу, жестокость и т.д. старика (например, «Он на нее кричал », «Он на нее ругался», «Он ее прогонял», «Он хотел ее застрелить.» «Он на нее махал.»).
Код «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или эмоциональный отклик на слово «обидел »), «Сова зря обиделась. », «Он боялся за свою корову.», «Они просто не поняли друг друга» и т.п.
Код «0 баллов» Сова была плохая » или «Старик был старый ») или в нем содержится тавтология («Он ее обидел »).
КРИТЕРИЙ 2 (К2).
Код «1 балл» ставится, если ответ дан в виде предложения.
Код «0 баллов» ставится, если ответ дан одним словом или словосочетанием (например, «пугалом» и т.п.).
КРИТЕРИЙ 3 (К3).
Код «2 балла» ставится, если предложение оформлено правильно и почерк разборчив.
Код «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев.
Код «0 баллов» .
ВНИМАНИЕ!
Задание 11.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел: высказывания, тесты
Оценивается умение строить небольшое самостоятельное высказывание как ответ на заданный вопрос.
Правильность выполнения данного задания проверяется с помощью дифференцированной оценки. Оцениваются следующие аспекты.
КРИТЕРИЙ 1 (К1). Соответствие содержания высказывания заданному вопросу и наличие эмоционального отклика на свой поступок (максимальная оценка – 2 балла).
Код оценки «2 балл» ставится, если в высказывании содержится ответ на поставленный вопрос и при этом использована эмоционально окрашенная лексика или читается указание на раскаяние, переживание и т.п. (например, «Мне очень стыдно. Прости меня, пожалуйста »).
Код оценки «1 балл» ставится, если в ответе не выражен один из критериев (связь высказывания с поставленным вопросом или осознание вины), «Сова, не сердись! Я больше не буду. », «Давай лучше мириться.», и т.п.
Код оценки «0 баллов» ставится, если высказывание никак – ни эмоционально, ни содержательно – не связано с поставленным вопросом (например, «Хватит уже обижаться. »).
КРИТЕРИЙ 2 (К2). Соответствие структуры высказывания заданию (максимальная оценка – 1 балл).
Код оценки «1 балл» ставится, если ответ дан в виде двух предложений общим объемом не менее 4 слов.
Код оценки «0 баллов» ставится, если общий объем высказывания не превышает 3 слов (например, «Дорогая сова! Прости! ».
КРИТЕРИЙ 3 (К3). Сформированность технических навыков письма – оформление начала и конца предложения, соблюдение условностей письменного текста, разборчивость почерка. Максимальная оценка по этому аспекту – 2 балла.
Код оценки «2 балла» ставится, если оба предложения оформлены правильно и почерк разборчив.
Код оценки «1 балл» ставится, если не выполнен один из критериев хотя бы для одного предложения.
Код оценки «0 баллов» ставится, если не выполнены оба критерия.
ВНИМАНИЕ!
Наличие/отсутствие иных пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.
Если задание ребенком не выполнялось, оно не подлежит оцениванию.
Интерпретация суммарных результатов
5 баллов – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
4 или 3 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки;
2 и менее баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Спасибо дорогая Ларочка за мудрую и поучительную притчу...Она напоминает мне мою любимую,очень давнюю притчу об одном художнике который рисовал картины Природы,а в конце своих работ холст вновь становился белым,вся проделанная работа куда-то исчезала.Но художник бул трудяга и продолжал свою работу все снова и снова,греша то на качество красок,то на особенность холста...Он брал новые холсты,в разных магазинах,так же покупал краски в разных местах,но все попытки завершить работу приходили к одному и тому-же результату - холст чист,время потрачено,краски израсходованы,а результата все нет и нет...Подошли к концу и деньги,и отчаяние было на пределе смешанное с негодованием,удивлением,какой-то непонятной злостью на все,что его окружало и на самого себя,...От накатившего отчаяния художник хотел все бросить и заняться другим ремеслом,но на ум ничего не приходило,да и делать он больше ничего не умел...В таком подвешенном состоянии он ушел словно во тьму...сознание куда-то провалилось,кисти выпали из рук,взгляд помутнел,сердце как буд-то приостановилось,дыхание замерло...Он стоял как восковая фигура, только что сделанная неизвестным мастером...Сколько он простоял в таком застывшем состоянии никому не известно...Но вот, в его теле стали проявляться признаки жизни, сознание стало возвращаться,в глазах стал появляться едва заметный свет,он становился все светлее...Все тело стало заполняться каким-то неземным спокойствием и теплом,ум стал чистым...,внутри зарождалась невиданная глубина...,и из этой глубины он смотрел на окружающий его мир...Сначало он увидел деревья окружавшие его, голубое небо и плывущие белые облака, летающих птиц,бабочек,машкару...Взгляд его становился все яснее и чище...Он стал замечать листву на деревьях их разноцветье и фактуру,а так же полдзающих муравьев,гусениц,жуков...потом он увидел поле усыпанное разными цветами удивительной разнообразной расцветкой и формой...Чем больше он рассматривал свое окружение,тем больше он замечал признаки присутствия жизни во всем,что его окружало и взаимодействие всего этого окружения,от самого малого,до самого большого...Он вдруг встрепенулся схватил кисти,молниеносно стал окунать их в краски,создовать новые цвета и наносить их на холст...На его холсте стала появляться одна форма за другой...Он работал долго и быстро, картина его менялась с каждой минутой,как менялся день и те ускользающие образы,которые рождались и умирали в этом быстро убегающем дне и в каждом его мнгновении...Даже движение света появляющегося и исчезающего он пытался ухватить и перенести на холст...В какой-то момент он еще раз мазнул по палитре,но палитра оказалась чистой, там больше не было краски...Он постоял еще несколько минут,как бы пытаясь осознать происходящее...,и, о Боже, что увидели его глаза,то была не картина,в обычном понимании мирян,то было нечто большее,указывающее на сущность ЖИЗНИ,ЕЕ единство и разнообразие,неповторимость,и быстротечность любой формы... Художнику удалось ухватить главное,само движение всего и во всем и взаимодействие всего сущего,что и являлось самой ЖИЗНЬЮ...Пишу Ларочка по памяти,и,признаться больше из опыта своей жизни...Поэтому простите за неточности и ошибки...Подобные минуты,дни,месяцы,прожиты не однажды,но в других ситуациях...Удачи Вам Ларочка во всем,ЖИЗНЕННОСТИ,ЗДОРОВЬЯ,и всякого БЛАГА радукющего Ваше СЕРДЦЕ...,ибо радость в Вашем СЕРДЦЕ,наполнит такой же радостью СЕРДЦА Вас окружающих...
Юлия Лаврухина
Цель : формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений.
Задачи :
Формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, умение выстраивать цепочку взаимосвязей;
Развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, активизировать память и внимание детей развивать логическое мышление;
Развивать связную речь;
Формировать интерес к художественной литературе, соотносить художественный образ и средства выразительности (речь, жесты, мимика) ;
Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все-все на свете
На свете нужны!
(Б. Заходер)
Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, как связаны между собой :
Корова – трава
Мыши – шмели
Цветы – шмели
Сова – мыши… .
Сова – корова… (ответы детей)
Много вопросов мы себе задали сегодня. А поможем нам ответить на эти вопросы сказка , которая называется «Сова » . Проходите на стульчики. А вот и главный герой нашей сказки – старик (ребёнок проходит к ширме – домику, надевает шапку)
Хотя… я не буду называть вам всех героев, вы сейчас назовёте их сами, а для этого нужно отгадать загадки :
Солнца яркого боится.
Ночью - хмурится как птица
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…. (Сове) (ребёнок загадывает загадку, надевает маску)
Маленький рост,
Длинный хвост,
серая шубка,
острые зубки (мышь)
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт? (корова)
От цветка на цветок
Я, жужжа, перелетаю,
Собираю с них пыльцу
И несу её к крыльцу.
Быстро в норку заползаю
И на время затихаю.
Не пчела, как карамель
полосатый, толстый… (шмель)
Воспитатель : всех персонажей отгадали. Герои готовы. Наша сказка начинается .
В : Жил да был старик. Был у него луг с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка на цветок переносили.
танец шмелей
В. На том лугу паслась у старика корова. Клевер да траву разную жевала. Была корова с клевера здорова, молока у коровы было много.
Корова идет по лугу, срывает цветы.
Угощайся, старик! Молоко свежее, вкусное и полезное! (отдаёт кувшин молока) .
Спасибо тебе, корова!
Старик забирает у коровы кувшин, идет пить чай с молоком.
В. Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет- молоком белит. Летит мимо сова .
Сова : Ух-ух-ух! Здорово, друг!
Старик : Ты, сова , отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца прячешься, людей сторонишься- какой я тебе друг!
В. Рассердилась Сова .
Сова : Ах так! Ладно же, старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить. Сам лови!
Старик : Вот чем пугать вздумала! Улетай, пока цела.
В. Улетела сова , забралась на дерево, никуда не летит. Ночь пришла, на стариковом лугу мыши свистят- перекликаются : (танец мышей)
Мышь 1 : Погляди- ка, кума, не летит ли сова - отчаянная голова , уши торчком, нос крючком?
Мышь 2 : Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши уходят, песенка мышей «Мыши по полю идут, мыши песенку поют : «ту, ту, ту, ту, ту, ту, не боимся мы сову…»
Сова : Хо-хо-хо, старик! Гляди, как бы худа не вышло! Мыши- то, говорят, на охоту вышли!
Старик : А пускай идут. Мыши не волки, не зарежут телки.
В. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. (дети под музыку бегают по залу)
Сова : Хо- хо, старик. Гляди, как бы хуже не вышло : все шмели с поля разлетелись.
Старик : А пускай летят! Что от них толку? Ни меду, ни воску, волдыри только.
В. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет. А шмели шумят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят.
Сова : Хо- хо-хо, старик! Гляди, как бы хуже не вышло : не пришлось бы тебе самому пыльцу с цветка на цветок разносить.
Старик : И ветер разнесет. (в затылке чешет, немного растерян)
В. По лугу ветер гуляет, пыльцу на землю осыпает (шум ветра) . Не попадает пыльца с цветка на цветок- не растет клевер на лугу. Не по нраву это старику.
Сова на дереве сидит , мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало.
В. Пошёл старик к сове кланяться.
Старик : Совушка, совушка, меня из беды выручай : нечем стало мне, старому, белить чай.
Сова : Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе- придешь ко мне кланяться! Дружно- не тяжело, а врозь- хоть брось! Думаешь, мне- то легко без твоих мышей?
В. Простила Сова Старика , вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Старик : Уж ты совушка- головушка, прилетай ко мне чай пить!
В. Прилетела сова к старику , сидят вместе, чай пьют. С тех пор сова для старика- лучший друг (музыка)
Поклон. Дети-герои снимают маски, садятся.
Вот какая интересная у нас получилась сказка . Вы внимательно смотрели и слушали? Сейчас проверим.
Презентация
Сейчас на картинках вы увидите разных птиц. Кто из них главная героиня нашей сказки ?. Покажи… Проверим.
Какие животные жили на лугу и боялись сову?. Покажи… проверим.
Какие насекомые делали гнезда на лугу? Узнайте на картинке это насекомое, покажи….
А вы помните, что росло на лугу? Узнайте на картинке это растение. Покажи… проверим.
Что корова давала старику? Посмотрим…
Ребята, очень важно знать, что природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Когда нарушается цепочка взаимосвязей – не получается результата.
что произошло, когда сова перестала летать на луг?
что стали делать мыши?
шмели нужны лугу?
кому был нужен клевер?
что произошло с коровой?
Смогла бы корова прожить без травы и клевера? Почему?
И в обратную сторону
Почему произошло так, что корова стала давать мало молока?
(Стало мало клевера.)
Почему стало мало клевера?
(шмели перестали летать и опылять)
Почему стало мало шмелей?
Потому что мыши разоряли норки шмелей, ловили их.
Почему развелось много мышей? (Сова улетела .)
Кто охотился на мышей?
(Некому охотиться, сова улетела .)
Ребята, помните, в начале нашего занятия мы видели картинки сова – мыши , сова – корова , а сейчас они здесь в нашей цепочке, значит, всё-таки они связаны между собой, хотя стоят и не рядом.
А как вы думаете, если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой? Посмотрите (в презентации слайд цепочки без одного звена)
(Цепочка порвется, разрушится.)
Правильно! И мы с вами сегодня запомним, что все растения и животные в мире взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут.
Все-все-все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны.
А наше занятие закончилось, спасибо всем!
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
- Закрепить у детей понятие о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых существ в природе.
- Заложить в детях в эмоциональной игровой форме экологическое восприятие мира.
- Помочь детям почувствовать, «вжившись» в роль живого существа, что мир наполнен существами, радующимися и страдающими, требующими бережного и уважительного отношения.
Предварительная работа. Чтение сказки В. Бианки «Сова», дидактическая игра «Пищевые цепочки», разучивание ролей, изготовление атрибутов и декораций к сказке.
Оформление зала: Дом деда, стол, посуда (предметы народного декоративно-прикладного искусства), декорации леса (елочки, дерево с дуплом, пенечки, грибы), цветочная полянка.
Действующие лица: дед – Сережа Ш., сова – Ира Г., корова – Эльвира Т., шмели – Антон С., Витя А., Саша Д., Миша X., мыши – Настя Д., Аня П., Женя С., ведущая – Оксана Ф.
ХОД СКАЗКИ
Воспитатель:
С самого рождения и до
глубокой старости человек общается с природой.
Он связан с ней незримыми, но очень прочными
нитями. Она дает ему все необходимое для жизни:
пищу, одежду, кров.Любуясь красотой природы,
человек становится лучше и добрее. Мы должны
заботится о том, чтобы эта связь человека с
природой была как можно теснее, и никогда не
рвались те невидимые ниточки.
Сегодня мы вам покажем сказку «Дед и сова».
Необычную сказку, экологическую. Смотрите
внимательнее, да задумывайтесь крепче. Итак...
Ведущая:
Было ль, не было, давно иль нет,
Жил да был на свете дед.
Возле леса на опушке
Поживал в своей избушке.
У старика того коровушка была, и каждый день она ходила на луг, сочную травушку жевала да старику молоко давала. Как-то раз, когда старик чай пил, да молоком его белил, прилетела к нему из леса сова.
Сова:
Ух-ух! И устала!
Ночь без устали летала,
Мыши словно обнаглели,
Машут крылья еле-еле.
Отдохну тут, посижу,
Друг живет здесь, я гляжу.
Старик:
Эй, сова, ты сова!
Нос крючком, большая голова.
Улетай-ка поскорей,
Не найдешь ты здесь друзей.
Ты от солнца хоронишься,
Людей сторонишься.
Что ты выдумала вдруг,
Ну, какой тебе я друг?!
Ведущий: Обиделась сова на стариковы слова.
Сова:
Всю ночь я летаю, мышей добываю,
А станет светло – лечу спать в дупло.
Без устали тружусь, а в друзья не гожусь?
Будет время, так и знай, не забелишь ты свой чай!
(Облетает избушку, к зрителям обращаясь)
Очень больно и обидно
Слышать дедовы слова.
Впрочем, скоро будет видно,
Окажусь и я права.
Ведущая: Полетела сова прочь, забралась в дуб, никуда из дуба не летит.
Воспитатель: Невдомек было старику, что все в природе взаимосвязано: даже самый маленький расточек, самая незаметная букашечка – все это единые звенья в природной цепочке, и ни одного звена убрать нельзя. Иначе случится непоправимое. Так и в нашей сказке.
Ведущая: На стариковом лугу мыши в норах свистят – перекликаются:
Мышь – Настя Д .: Погляди-ка, кума, не летит ли сова-отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь – Аня П.: Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши все вместе поют весело:
1. Мы – мышки, мы – мышки,
Мы вовсе не трусишки,
И не страшна нам сова –
Острые когти, большая голова.2. Мы – норки, мы – норки,
Мы норки будем дружно рыть
И клеверу душистому будем мы вредить.3. А старичок не будет знать,
Что мышек не кому пугать,
И скоро деду, стало быть,
Нечем будет чай белить.
Ведущая: Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
Сова: Хо-хо-хо, старик, гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
Дед: А, пускай летят. Что от них толку: ни меду, ни воску – волдыри только.
Воспитатель: Стоит на лугу клевер кормовитый, головой к земле виснет. А шмели гудят, с луга прочь летят. На клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
Сова: Хо-хо-хо, старик! Не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
Дед: И ветер разнесет! (скребет в затылке).
Воспитатель:
По лугу ветер гуляет,
Цветень наземь сыплет,
Не попадает цветень с цветка на цветок –
Не родится клевера на лугу.
Сова: Хо-хо-хо, старик! Корова твоя мычит, клеверу просит. Трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.
Ведущая:
Была корова с клевера здорова,
Стала корова тощать,
Стала молока сбавлять:
Пойло лижет, а молоко вес жиже, да жиже.
Старик: Вот беда, ах ты батюшки, вот беда!
Воспитатель: Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах летают, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится, корова без клеверу тощает.
Корова: Му-му-му!
Воспитатель: Молока у коровы мало. Вот и чай белить деду нечем стало. запечалился старичок.
Дед поет жалобно:
Ох, я бедная головушка,
Не послушался я совушки.
Что же делать, что же делать,
Как мне быть?
Нечем стало старику мне чай белить.
Не дает уж молока моя коровушка,
Видно надо на поклон идти мне к совушке.
Идет к сове, с поклоном говорит:
Совущка, матушка, ты уж прости!
Спаси от напасти – мышей припугни.
Сова:
Ладно, уж, дед, обиду забуду.
Снова ловить грызунов я буду.
Снова на луг шмели прилетят,
Радовать клевер будет твой взгляд.
Снова корова на луг твой придет,
Сочного клеверу она там найдет.
Вкусного, жирного даст молока,
Чем и порадует старика.
Станешь ты снова чай пить,
Да молочком его белить.
Ведущая: Полетела сова на луг мышей ловить.
Мышь – Женя С.: Пи-пи-пи! Ой-ой, беда! К нам сюда летит сова!
Мышь – Настя Д.:
Нос – крючком, глаза – как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки!
Мышь – Аня П.:
Вот беда, так беда!
Разбегайся кто куда!
Сова ловит мышей, они разбегаются.
Ведущая:
Вот и шмели загудели над лугом.
Летают с цветка на цветок друг за другом.
Шмели:
Ж-ж-ж! Мы, шмели, живем, не тужим,
Мы с цветами очень дружим.
Похлопочем над цветком –
Он поделится медком. Ж-ж-ж!
Воспитатель:
Клевер стал на лугу наливаться,
А у коровы удой прибавляться.
Корова:
Му-у-у! Ничего не пойму!
Клевер есть, то его нет.
Кто, ребята даст ответ?
Ну, да ладно, мне недосуг,
Обойду сейчас я луг,
Сочной травки пожую –
Молоком всех напою.
Ведущая:
Стал старик молоком чай белить,
Чай белить – сову хвалить.
К себе в гости звать да уваживать.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Сказка, говорят, ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
Все артисты: Давайте природу любить, охранять! Давайте заботой ее окружать! Каждый листочек и птичку беречь, Чтобы на Землю беды не навлечь!
Кланяются и уходят.