Римский календарь летоисчисление. Календарь и часы в риме

Были приняты два способа летоисчисления. Первоначально году давали свои имена два правивших в это время консула. Затем, по мере становления
империи, началом отсчёта был сделан год основания Рима (753 г. до н.э.).
Изначально Новый год в Риме праздновался в первый день весны — 1 марта. В этот день совершался обряд изгнания зимы — «старого Марса», и по имени этого бога, второго по значению после царя богов Юпитера, и был назван месяц. Лишь позже Новый год у римлян стал начинаться 1 января, поскольку именно в этот день, начиная со 153 г. до н.э., вступали в должность консулы.
Римляне приписывали разделение года на месяцы своему второму царю — Нуме Помпилию. Всего было 10 месяцев. За мартом шел апрель — происхождение этого названия неясно. Возможно, оно родственно латинскому прилагательному apricus — штёплый», «обогреваемый солнцем». Третьим месяцем года был май, посвященный богине плодоносной земли Майе. Четвёртый месяц — июнь — был месяцем супруги Юпитера, богини брака и материнства Юноны. Эти четыре месяца, связанные с земледельческими работами и семьёй, считались главными в году. Недаром остальные месяцы носили только порядковые номера. По отношению к марту сентябрь был седьмым (Septimus no-латыни и означает «седьмой»), октябрь (от octavus — «восьмой») — восьмым, ноябрь (от novem — «девять») — девятым, декабрь же (от decimus — «десятый») считался десятым. Пятый (квинтилий) и шестой (секстилий) месяцы впоследствии были названы июлем и августом в честь Гая Юлия Цезаря и императора Августа.
Позднее римляне прибавили к своему календарю ещё два месяца — январь, посвященный богу всякого начала Янусу (ведь с этого месяца стал начинаться год) и февраль (от febmarius — «очистительный»), в который совершались очистительные жертвоприношения.
Март, май, квинтилий и октябрь имели по 31 дню, остальные месяцы — по 29 дней, февраль — 28. По чётным годам прибавлялся дополнительный месяц, включавший 22 или 23 дня. Т.к. добавочный месяц включали жрецы, то они, ловко пользуясь политической ситуацией, продлевали или сокрашали срок полномочий должностных лиц.
В годы гражданских неурядиц всё так перепуталось, что Цезарь (недаром его именем благодарные римляне назвали один из месяцев!), решив положить згой путанице конец и будучи Великим понтификом, провёл реформу календаря. Он установил, что в году 365 с четвертью суток.
Продолжительность месяцев стала, таким образом, неодинаковой: в чётных было по 30 дней, а в нечётных — по 31. Каждые четыре года к февралю прибавлялся один дополнительный день, который" римляне считали неблагоприятным (от этого и весь февраль получил дурную славу). Когда же в календаре вместо квинтили» и секстилия появились июль и август, было решено почтить усопших политических деятелей (к тому же провозглашённых богами!) весьма неожиданным способом. У февраля шотобрали* два дня (отчего он стал самым коротким —к вящему удовольствию римлян — месяцем в году) и «поделили» их между июлем и августом.
Хорошо известная нам семидневная неделя ведёт происхождение с Востока. О ней говорится и а Библии, но долгое время в Риме таким счётом дней пользовались только христиане. Лишь император Константин Великий в 321 г. н.э. законодательно закрепил семидневную неделю. До этого времени римляне вели счёт дней по-другому. В каждом месяце было три постоянных числа. Первое число месяца называлось Календами (отсюда происходит слово «календарь»). День, который делил месяц на две равные половины, римляне называли Идами (от глагола iduere — «делить»). В январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-е число, а в остальных месяцах — на 15-е. Девятый день до Ид назывался Нонами (букв, ж девятые»). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-е число, в других же месяцах — на 5-е. Числа, предшествующие этим дням, римляне обозначали наречием «накануне». Например, 31 декабря для них было днём накануне Январских Календ. Остальные дни месяца обозначались путём отсчёта дней в обратном направлении. Так, 2 января считалось четвёртым днём до Январских Нон (текущий день также включался в подсчёт).
Необычный день был в феврале високосного года. Раз в четыре года римляне дважды отмечали 24 февраля — шестой день до Мартовских Календ. От «имени» дополнительного дня — «дважды шестой» (по-латыни bissextus) и произошло название «високосный».

Мы говорим: годы-завистники Мчатся. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему. Гораций. Оды, I, II, 7—8

Римляне, как и греки и другие народы, многократно (и не всегда удачно) изменяли свою систему исчисления времени, пока не выработали знаменитый римский календарь, в основном сохранившийся и до сих пор.

Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э.) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя. Этот год включал в себя всего 304 дня, распределенных по месяцам неравномерно: апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь имели по 30 дней, а четыре других месяца — по 31 дню. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27—29; III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16). Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять). Итак, наши девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы считались в Риме соответственно седьмым, восьмым, девятым и десятым.

Вместе с тем источники сообщают весьма разные, часто противоречащие друг другу известия об этом первом римском календаре. Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других — целых тридцать пять, в иных — и того более» (Плутарх . Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). Отсутствие точной, однозначной информации делает особенно сложным изучение того, как древние римляне измеряли время.

Следует также иметь в виду, что и в Италии, хотя и в меньшей степени, чем в Греции, существовали календарные различия регионального характера. Римский грамматик III в. н. э. Цензорин в своем обстоятельном трактате «О дне рождения» (X, 22, 5—6) утверждает, что в городе Альба март состоял из 36 дней, а сентябрь — только из 16; в Тускуле месяц квинтилий (июль) насчитывал 36 дней, а октябрь — 32; в Арретии же этот месяц имел целых 39 дней.

Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх . Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). По преданию, царь Нума, приняв во внимание разницу между лунным и солнечным годом, ввел в римский календарь еще два месяца — январь и февраль. Об этой реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев — январь, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь — имели по 29 дней, четыре: март, май, июль и октябрь — по 31, и лишь февраль — 28 дней. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян, избегавших четных чисел как «неблагоприятных».

В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу. Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. Возможно, что двенадцатимесячный цикл был введен лишь триста лет спустя после смерти славного царя Нумы и что именно это событие связано с деятельностью упомянутых римских децемвиров.

Но независимо от того, когда год был разделен на 12 месяцев, основой системы исчисления времени оставался лунный год, а введение дополнительных дней не устранило всех проблем упорядочения календаря. С 191 г. до н. э. жрецы — понтифики — в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции — со строго определенной периодичностью). Подобная деятельность жрецов не опиралась на какие-либо научные представления или расчеты: так, через два года на третий вводили дополнительный месяц, насчитывавший то 22, то 23 дня. Произвольное обращение с календарем привело к совершенному хаосу и неразберихе. Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами, и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда — не на осень» (Светоний . Божественный Юлий, 40).

Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Некоторые ученые видят причины такого невнимания к календарю в эти годы в том, что жрецы испытывали политическое давление со стороны влиятельных лиц, занятых именно в эти десятилетия взаимной борьбой и интригами. Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии». Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2). В этом случае также имели значение личные интересы и расчеты Цицерона: он уже не хотел больше исполнять свои обязанности на далеком острове, стремясь как можно скорее вернуться в Рим.

Устранить произвол и беспорядки в системе исчисления времени, исправить календарь выпало на долю самого Цезаря. Его реформа календаря, который в память о нем стал называться юлианским, не только придала более или менее окончательную форму римскому календарю, но и заложила важнейшие основы того, каким мы пользуемся сегодня. В 46 г. до н. э., по поручению Цезаря, александрийский математик и астроном Созиген установил годичный цикл, состоящий из 365,25 дня, и определил число дней, приходящихся на каждый из месяцев. Чтобы свести год к целому числу дней — 365, пришлось удлинить февраль, так что раз в четыре года этот месяц получал дополнительный день. При этом не прибавляли 29 февраля, как это теперь делаем мы, а просто повторяли день 24 февраля. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис). Отсюда и весь этот удлиненный на один день год стали называть «биссекстус», от чего и произошло наше слово «високосный». Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний . Божественный Юлий, 40). Итак, новый, юлианский календарь вступил в силу 1 января 45 г. до н. э. и Европа пользовалась им еще многие века спустя.

Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» — пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» — шесть), т. е. август и т. д., — считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря. Первый месяц — январь — был посвящен Янусу, богу всякого начала, и потому назван в его честь. Февраль был месяцем «очищения» (фебруум), избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля). Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель — с Венерой (греческой Афродитой). Название месяца мая происходило или от имени местной италийской богини Майи, дочери Фавна, или же от имени Майи, матери бога Меркурия. Наконец, июнь — месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера.

Названия месяцев римского календаря сохранились в большинстве европейских языков, отразивших, однако, те изменения в римской календарной номенклатуре, которые произошли уже в первые десятилетия после цезаревой реформы. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76). Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем. Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний . Божественный Август, 30). Так возник привычный для нас месяц август. Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору — Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний . Тиберий, 26). Но император решительно отказался, рассчитывая произвести на римский народ хорошее впечатление своей непривычной скромностью. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?» (Римская история, LVII, 18). Продолжись такая практика переименований — и скоро бы действительно не хватило в римском календаре месяцев для увековечения памяти тщеславных императоров. Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл. Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее — оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний . Домициан, 12—13). Понятно, что после убийства Домициана заговорщиками сентябрь и октябрь снова получили свои прежние наименования.

И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания. В конце II в. н. э. император Луций Элий Аврелий Коммод Антонин проявил в этом отношении инициативу, идущую намного дальше тщеславных замыслов его предшественников. По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. Впрочем, его биограф Лампридий в III в. н. э. писал, что подобная идея исходила не от самого императора, а от его льстецов и прихлебателей (Лампридий . Жизнеописание Коммода, 12). Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес, или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). Есть все основания полагать, что такой календарь, введенный в Риме фантазией Коммода, сохранялся лишь до конца его правления.

Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным. Обычно месяц делился на три восьмидневных периода; последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» — девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). Однако на такие восьмидневные отрезки был разделен не отдельный месяц, а весь год в целом, так что хронологические рамки римских недель и месяцев не совпадали. В календаре до реформы Цезаря год насчитывал 44 восьмидневные недели и еще три дня, а в календаре юлианском год состоял из 45 восьмидневок и 5 дней. Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. Неизвестно, как появился обычай отмечать рыночным днем конец недели, ведь уже сами древние не могли решить, был ли этот день праздничным или просто нерабочим. Во всяком случае для римских крестьян, являвшихся в нундины в город со своим товаром, этот день поистине был праздничным. В эпоху империи характер нундин значительно изменился: право устраивать рынок стало широко распространенной привилегией, предоставлявшейся городским общинам или даже частным лицам, которым император или сенат считали возможным дать разрешение на организацию торгов два раза в месяц. Так, в Помпеях, в доме купца Зосима, археологи обнаружили исписанные таблички с обозначением сроков проведения ярмарок — нундин в различных городах в течение одной недели: в субботу — в Помпеях, в воскресенье — в Нуцерии, во вторник — в Ноле, в среду — в Кумах, в четверг — в Путеолах, в пятницу — в Риме. Из письма Плиния Младшего сенатору Юлию Валериану явствует, что нундины устраивались не только в городах, но и в частных имениях, однако для этого нужно было добиться специального разрешения. Не всегда это было просто, и если кто-либо в сенате противился этому, дело могло затянуться надолго. Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы. В результате дело было отложено, и надежды на его положительное решение оставалось мало. «В большинстве случаев, — замечает Плиний, — стоит только тронуть, пошевелить — и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4). Даже император Клавдий, желая держаться скромно, как простой гражданин, вынужден был испрашивать у должностных лиц разрешения, чтобы открыть рынок в своих имениях (Светоний . Божественный Клавдий, 12).

Со временем в римском календаре произошли очередные перемены, и неделя стала включать в себя семь дней. Под влиянием христианских обычаев император Константин Великий в законодательном порядке провозгласил воскресенье («день Солнца») днем, свободным от работы.

Античные названия дней недели, как и названия некоторых месяцев, были связаны с именами богов и также вошли в современные европейские языки — английский, французский, немецкий, итальянский, испанский. Римская неделя состояла из таких дней:

понедельник — «день Луны»;
вторник — «день Марса»;
среда — «день Меркурия»;
четверг — «день Юпитера»;
пятница — «день Венеры»;
суббота — «день Сатурна»;
воскресенье — «день Солнца».

Сутки в Риме делились на день — от восхода до захода солнца — и ночь. Обе эти части суток в свою очередь делились на четыре промежутка времени, в среднем по три часа каждый. Естественно, эти промежутки имели зимой и летом разную продолжительность, ибо и само время дня и ночи менялось. Представление о суточном цикле древних римлян и о его сезонных колебаниях может дать следующая таблица:

Восход солнца

Первый час

Второй час

Третий час

Четвертый час

Пятый час

Шестой час

Седьмой час

Восьмой час

Девятый час

Десятый час

Одиннадцатый час

Заход солнца

Ночь также делилась на четыре части по 3 часа в каждой, от захода до восхода солнца. По принятой для этого военной терминологии, эти трехчасовые промежутки римляне называли «вигилиями» («стражами»).

Помимо календаря официального существовали и календари народные, основанные на повседневных наблюдениях за явлениями природы, движением небесных светил и т. п. Не будучи плодом каких-либо научных изысканий, народные календари находили себе, однако, успешное применение в сельском хозяйстве, в деревенском быту населения Италии. Календари, изготовляемые крестьянами для собственного обихода, были очень просты и выглядели примерно так: на каменной плите высекали римские цифры, обозначавшие числа дней месяца, наверху изображали богов, давших имена семи дням недели, а посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. Передвигая какой-нибудь камешек в пределах этой простейшей таблицы, римские крестьяне отмечали им любую дату.

Иной характер имел календарь религиозный, фасты, определявшие, в какой день можно проводить собрания и осуществлять необходимые правовые формальности. Долгое время сведения эти были доступны лишь патрициям, входившим в жреческие коллегии, благодаря чему римские патрицианские семьи с их связями с посвященными в тайны государственного управления жрецами обладали большим влиянием в делах Римской республики. Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия), и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела. Достоверно ли это предание, мы не знаем. Во всяком случае уже Цицерон высказывался о нем с большой осторожностью: «Есть немало таких, которые полагают, будто первым обнародовал фасты и изложил правила применения законов писец Гней Флавий. Не приписывай этой выдумки мне...» (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8). Как бы то ни было, Цицерон также отмечает, что монопольное право определять, в какие дни какими делами можно было заниматься, давало большую власть.

Плиний Старший ссылается на некий труд по астрономии, принадлежавший, по его словам, Цезарю. Этот трактат мог служить и как календарь земледельца: в нем определялись сроки, когда в небе появлялись различные звезды, но еще важнее были многочисленные указания для земледельцев, какие работы в какое время года следует предпринимать. Так, из книги можно было узнать, что 25 января утром «заходит звезда Регул... находящаяся на груди Льва», а 4 февраля вечером заходит Лира. Сразу после этого необходимо, как советует автор трактата, начать перекапывать землю под саженцы роз и винограда, если, конечно, атмосферные условия позволяют это. Нужно также очистить канавы и проложить новые, перед рассветом заточить сельскохозяйственные инструменты, приспособить к ним рукоятки, починить прохудившиеся бочки, подобрать попону для овец и дочиста вычесать их шерсть (Плиний Старший . Естественная история, XVIII, 234—237). Очевидно, это сочинение, приписываемое Цезарю, возникло как раз в связи с его реформой календаря (впрочем, Светоний, описывая жизнь Цезаря, не упоминает о таком его трактате).

Как уже говорилось, у римлян была весьма сложная система исчисления и обозначения дней месяца. Дни определялись по их положению относительно трех строго установленных дней в каждом месяце, соответствовавших трем фазам движения Луны:

1. Первая фаза — появление нового месяца на небе, новолуние: первый день каждого месяца, называвшийся в Риме календами (название происходит, вероятно, от слова «кало» — созываю; ведь в этот день жрец официально оповещал граждан о начале нового месяца). «Календы января» — 1 января, «мартовские календы» — 1 марта.

2. Вторая фаза — Луна в первой четверти: пятый или седьмой день месяца, называвшийся нонами. День, на который приходились ноны в том или ином месяце, зависел от того, когда в этом месяце наступало полнолуние.

3. Третья фаза — полнолуние: тринадцатый или пятнадцатый день месяца, называвшийся идами. На 15-й день иды, а на 7-й — ноны приходились в марте, мае, в квинтилии (июле) и октябре. В остальные месяцы они приходились соответственно на 13-е и 5-е число.

Дни месяца отсчитывали от каждого из этих трех определенных дней назад, так что, например, 14 мая обозначали как «день в канун майских ид», а 13 мая — как «третий день перед майскими идами» (об особенностях римского счета дней речь уже шла выше). После того как иды проходили, счет дней начинали вести от ближайших предстоящих календ: скажем, 30 марта — «третий день перед апрельскими календами».

Возможно, стоит привести здесь римский календарь целиком.

В календы один из жрецов-понтификов наблюдал Луну и после жертвоприношений публично провозглашал, на какой день приходятся ноны и иды в этом месяце.

Год в Риме, как и в Греции, обозначали по именам высших должностных лиц, обычно консулов, например: «В консульство Марка Мессалы и Марка Пизона». Такая система датировки применялась и в официальных документах, и в литературе.

Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. Отнюдь не сразу римские историки условились между собой, какую дату следует официально считать исходной. Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии). В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков, и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия). В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры.

Для определения времени в течение суток римляне пользовались теми же самыми приспособлениями, что и греки: знали и солнечные часы, и водяные — клепсидры, ибо и в этом случае, как и во многих других, они успешно перенимали опыт и достижения греческой науки. В самом деле, сведения о различных типах приборов, показывающих время, мы находим у римского ученого Витрувия, однако говорит он о часах, изобретенных греками. Первые солнечные часы римляне увидели в 293 г. до н. э., если верить Плинию Старшему, или в 263 г. до н. э., как утверждает Варрон. Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264—241 гг. до н. э.). Этими солнечными часами, установленными на холме Квиринал, римляне пользовались почти сто лет, не догадываясь, что часы показывают время неправильно из-за разницы в географической широте: Сицилия расположена гораздо южнее Рима. Солнечные часы, приспособленные к римским условиям, устроил в 164 г. до н. э. Квинт Марций Филипп. Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день. Наконец, спустя еще пять лет цензор Публий Сципион Назика помог согражданам преодолеть и это препятствие, познакомив их с хронометром, им еще не известным, — с клепсидрой. Установленные под крышей водяные часы показывали время в любую погоду как днем, так и ночью (Плиний Старший . Естественная история, VII, 212— 215). Первоначально в Риме часы были только на Форуме, так что рабы должны были каждый раз бегать туда и докладывать своим господам, который час. В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» — раба.

Водяные часы охотно применяли ораторы, поэтому регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Плиний Младший, рассказывая в одном из своих писем о ходе судебного разбирательства по делу Мария Приска, обвиненного в Африке в каких-то должностных преступлениях, упоминает и о своей собственной речи на суде в защиту жителей провинции. В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами). Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Однако иногда дело требовало пространного изложения аргументов, и оратор мог просить судью прибавить ему клепсидр. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам — а я получил объемистые — добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2—14). Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. Таким образом, речь Плиния, длившаяся, по его сообщению, шестнадцать клепсидр, заняла внимание слушателей на целых 4 часа. Вполне вероятно, что судьи имели право регулировать скорость движения воды в часах, дабы вода вытекала быстрее или медленнее, в зависимости от того, хотели ли судьи сократить или продлить речь того или иного оратора.

С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток — восход и заход солнца. Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом — резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме. Когда же солнце от колонны, воздвигнутой в честь Гая Мения, победителя латинов в 338 г. до н. э., склонялось к Туллианской тюрьме на Форуме, тот же вестник провозглашал наступление последнего часа дня. Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни.

Июль - жаркий месяц середины лета, время активных сельскохозяйственных работ для крестьян и приятного отдыха для знати. Месяц горячий в разных смыслах, он и назван в честь одного из самых ярких политиков всех времен и народов Юлия Цезаря.

14 век. Святые, чьи праздники приходятся на первую половину июля: Св. Свитун, Св. Мартин, Св. Томас, Св. Бенедикт, Св. Милдред, Св. Кенельм , Св. Маргарита. Астрологический и церковный календарь в шести частях / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: St. Swithin, St. Martin, St. Thomas, St. Benedict, St. Mildred, St. Kenelm, St. Margaret.
В республиканском античном Риме июль назывался Quintilis от quintus - пятый. Квинтилис был переименован в честь рожденного в этом месяце великого реформатора Юлия Цезаря и стал называться Julius mensis - "месяц Юлия". Поэтому, вначале краткий рассказ о римском летоисчислении. Тем более, что наше слово "календарь" происходит от римского слова "календы".

Первоначально в Риме год был разделен на десять месяцев. Считалось, что это дело ума и рук самого Ромула, основателя Рима. Год начинался 1 марта.

Римский календарь действовал как журнал записи гражданского времени. Основанный великим понтификом он указывал для каждого месяца на период торговли - буквы с A до H, на счастливые F и несчастливые N дни, религиозные праздники - NP, даты народных собраний - С.
У римлян в месяце фиксировались только три дня: календы, ноны, иды, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Этими днями месяцы разделялись на три неравные части.

Календы /Calendae - от латинского calare - звать, отсюда и произошло слово "календарь". Календы - это первый день каждого месяца, начало новой луны. Календы были днями, когда понтифики объявляли переходящие праздники месяца, а также днями выплаты долгов, записанных в долговые книги - calendaria.

Определение начала месяца возлагалось на особого жреца, а позже на верховного понтифика, следившего за новолунием из особого ритуального сооружения на Капитолийском холме и торжественно объявлявшего о нем народу, а глашатаи публично выкликали это на площадях.

Ноны, первая четверть луны, приходились на пятый или седьмой день, за 9 дней до полнолуния. Иды соответствовали полнолунию, они выпадали на тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

15.


Calendar pages for July, from the Hours of Joanna of Castile, Netherlands (Bruges), between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 7v-8
Работа в полях кипит. Идет ежегодной сбор пшеницы. Все мужчины работают засучив рукава, а кое-кто и без штанов. На странице справа крестьяне переносят собранный ​​урожай в бревенчатой ​​сарай.

16.

Между 1412 и 1416 или около 1440. Июль, folio 7, verso. Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry. Братья Лимбург (Поль?) или Бартелеми д’Эйк(?) (ок. 1420- после 1470). Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см. Музей Конде, Шантийи via
На июльской миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского показаны сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают сорняки - красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане женщина в синем платье и мужчина стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Это, скорее всего, замок Пуатье/Château de Poitiers, возведенным по приказу герцога Беррийского в конце 14 века на берегу реки Клен в Пуату и не существующий ныне.

По древнеримскому календарю год состоял из 10 месяцев, первым из которых считался март. На рубеже VII – VI веков до н.э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год состоял из 12 месяцев – январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря назывались прилагательными, согласованными со словом mensis (месяц): mensis Martius – март (в честь бога войны Марса), m. Aprilis – апрель, m. Maius – май, m. Junius – июнь (в честь богини Юноны); остальные названия месяцев происходили от числительных, и называли номер месяца по порядку следования с начала года: m. Quintilis – пятый (позже, с 44 г. до н.э. m. Julius – июль, в честь Юлия Цезаря), m. Sextilis – шестой (позже, с 8 г. н.э. m. Augustus – август, в честь императора Августа), m. September – сентябрь (седьмой), m. October – октябрь (восьмой), m. November – ноябрь (девятый), m. December – декабрь (десятый). Затем следовали: m. Januarius – январь (в честь двуликого бога Януса), m. Februarius – февраль (месяц очищений, от лат. februare – oчищать, приносить искупительную жертву в конце года).

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигена провел реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный солнечный цикл (365+365+365+366=1461 день), с неравной продолжительностью месяцев: 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), 31 день (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь) и 28 или 29 дней в феврале. Начало года Юлий Цезарь перенес на 1 января, поскольку в этот день консулы вступали в должность, и начинался римский хозяйственный год. Этот календарь назывался юлианским (старый стиль) и он был заменен исправленным новым григорианским календарем (по имени папы Григория XIII, который и ввел его) в 1582 г. во Франции, Италии, Испании, Португалии, позже в остальных странах Европы, и в 1918 г. в России.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в месяце трех главных дней, связанных со сменой фаз луны:

1) 1-й день каждого месяца – календы, первоначально – первый день новолуния, о котором возвещает жрец;

2) 13-й или 15-й день каждого месяца – иды, первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния;

3) 5-й или 7-й день месяца – ноны, день первой четверти луны, девятый день перед идами, считая день нон и ид.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны – на 7-е числа, в остальных месяцах – на 13-е и 5-е соответственно. Дни, предшествующие календам, нонам и идам обозначались словом накануне – pridie (Acc.). Остальные дни обозначались посредством указания, сколько дней осталось до ближайшего главного дня, при этом в счет входили также день, который обозначается, и ближайший главный день (сравните, по-русски – третьего дня).

Неделя

Деление месяца на семидневные недели пришло в Рим с Древнего Востока, и в I в. до н.э. стало в Риме общепринятым. В заимствованной римлянами неделе только один день – суббота – имел особое название, остальные назывались порядковыми номерами; римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов: суббота – Saturni dies (день Сатурна), воскресенье – Solis dies (Солнца), понедельник – Lunae dies (Луны), вторник – Martis dies (Марса), среда – Mercuri dies (Меркурия), четверг – Jovis dies (Юпитера), пятница – Veneris dies (Венеры).

Часы

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов в 291 г. до н.э., в 164 г. до н.э. в Риме ввели водяные часы. День, как и ночь, был разделен на 12 часов, продолжительность которых менялась в зависимости от времени года. День – это время от восхода до заката солнца, ночь – время от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь – с 6 часов вечера до 6 часов утра (например, четвертый час дня в равноденствие – это 6 часов + 4 часа = 10 часов утра, т.е. 4 часа после восхода солнца).

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая, например, в равноденствие: prima vigilia – с 6 ч. вечера до 9 ч., secunda vigilia – с 9 ч. до 12 ч., tertia vigilia – с 12 ч. до 3 ч., quarta vigilia – с 3 ч. до 6 ч.

12.3. Календари Древнего Рима. Юлианский календарь.

Григорианский календарь

В Древнем Риме впервые календарь появился в VIII в. до н. э., он был лунным. Год состоял из 10 месяцев, в году 304 суток. Год начинался с первого числа первого весеннего месяца. Первоначально все месяцы обозначались числительными, затем получили названия:

· Мартиус – в честь бога войны и покровителя земледелия и скотоводства Марса, в этом месяце начинались сельскохозяйственные работы (31 сутки);

· Априлис – aperire (лат.) – произрастать, раскрываться (29 суток);

· Майус – в честь богини красоты и произрастания Майи (31 сутки);

· Юниус – в честь богини плодородия Юноны (29 суток);

· Квинтилис – пятый месяц (31 сутки);

· Секстиль – шестой (29 суток);

· Септембер – седьмой (29 суток);

· Октобер – восьмой (31 сутки);

· Новембер – девятый (29 суток);

· Децембер – десятый (29 суток).

Суеверные римляне боялись четных‚ чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. В V II в. до н. э. – реформа календаря, создан лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Два новых месяца:

· Януариус – в честь двуликого бога Януса (31 сутки);

· Фебруариус – месяц очищения, в честь бога мертвых и подземного царства Фебруария (29 суток).

Календы – первый день каждого месяца в древнеримском календаре.

Ноны – 7 день длинных месяцев, 5 день коротких.

Иды – 15 день длинных, 13 день коротких месяцев. Счет дней по календам, нонам и идам – след лунного календаря. Календы – день новолуния, ноны – день первой четверти луны, иды – день полнолуния.

В целях максимального приближения года к тропическому (365и 1/4 суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц между 23 и 24 фев-раля – марцедоний (от латинского слова «марцес» – плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчивать все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось.

Поэтому в V в. до н.э. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Греки каждые 8 лет имели 3 удлиненных года, римляне же ввели у себя 4-х летний цикл с двумя удлиненными годами. Марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Для ликвидации этого несоответствия жрецам было предоставлено право исправлять календарь и решать, какие делать вставки в него. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов - понтификов. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, жрецы настолько запутали календарь, что в I в. до н.э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Юлианский календарь . Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача – максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года.

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний.
В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть).
В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово «високос», и удлиненный год стал называться високосным годом.

Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н.э. секстиль – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц («децембер – декабрь) стал двенадцатым.

Юлианский календарь – чисто солнечный. В Юлианском календаре год стал длиннее тропического только на 11 минут 14 секунд. Юлианский календарь отставал от тропического года на одни сутки через каждые 128 лет. первоначально Юлианский календарь применялся только в Риме. В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь был принят в Византии 1 сентября 550 г. н. э. В Х в. перешел на Русь.

Григорианский календарь . В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, приводила через 128 лет к ошибке в одни сутки, через 384 года – в 3 суток, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, день весеннего равноденствия – 24 марта во времена Юлия Цезаря в I в. до н.э.; 21 марта – на Никейском соборе в I V в. н. э.; 11 марта в конце Х V I в., а это грозило в будущем перемещением главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето. Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Пасха должна была праздноваться после весеннего равноденствия – 21 марта и не позднее 25 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами и в дальнейшем предотвратит эту ошибку, во вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми. По Григорианскому календарю годы, числа которых оканчиваются на два нуля, стали считаться високосными только в том случае, если первые две цифры делятся на 4 без остатка. Календарный год приблизился к тропическому поскольку отбрасывалась разница в трое суток, которая накапливалась каждые 400 лет.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года. Практического значения такое отставание не имеет.

Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. Введение Григорианского календаря натолкнулось на яростную оппозицию со стороны духовенства тех церквей, которые конкурируют с католической церковью. Православная, англиканская, протестантская церкви, ссылаясь на церковные догмы и богословские толкования, объявили Григорианский календарь противоречащим учению апостолов.

В 1583 г. в Константинополе был созван церковный собор, который признал неточность Юлианского счисления времени. Но и новый календарь не был признан правильным. Преимущество было оставлено за старым Юлианским календарем, как более согласованным с определением дня празднования Пасхи. По Григорианской системе счета времени появлялась возможность совпадения дня празднования христианской и иудейской Пасхи, что по апостольским правилам строго запрещалось. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г., Декретом СНК от 24 января предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.

Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль) . Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В Х V I в., когда была проведена реформа, она составляла 10 суток, а в ХХ в. она была уже равна 13 суткам. Каким образом произошло это накопление? 1700 г. был високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница осталась прежней, так как этот год високосный в обоих календарях, и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому.