Как называются головы на острове пасхи. Что скрывали под землей каменные головы на острове Пасхи: реальная история

  • Адрес: остров Пасхи, Чили;
  • Изготовлены: между 1250 и 1500 гг.;
  • Примерное количество: 887 статуй;
  • Средний вес: менее 5 т;
  • Средняя высота: 3-5 м.

Одно из чудес света, статуи моаи, находятся на , расположенном в центральной части Тихого океана. Остров принадлежит , свое название он получил, потому что был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье. Кроме статуй, туристы приезжают увидеть уникальный пейзаж, вулканические кратеры, пляжи с прозрачной голубой водой.

Моаи – описание и интересные факты

Все хоть раз заочно видели статуи на острове Пасхи – фото монументов имеются в избытке, но они не смогут создать полное впечатление, поэтому при первой возможности следует посетить остров и в живую осмотреть их.

Сколько статуй на острове Пасхи? Благодаря постоянным археологическим раскопкам уже удалось найти около 887 статуй. Эти каменные исполины с большими головами и бесформенным телом разбросаны по всей территории острова.


Как называются статуи на острове Пасхи? Местные жители зовут их моаи, приписывая им особые силы и считая, что в глыбах заключена духовная сила острова. Только благодаря ей устанавливается хорошая погода, возможен успех в любви и войне, сбор богатого урожая. Довольно часто можно услышать, что каменные статуи острова Пасхи сами выбирают место установки. Мана, так называется сверхъестественная сила, оживляет статуи, после чего они сами находят свое место.

Из чего сделаны статуи на острове Пасхи? Их появление датируется XIII-XVI столетиями. Большинство моаи изготовлены из вулканического туфа, который легко поддается обработке, и лишь небольшая часть – из трахита или базальта. Также существует особо почитаемая местным населением статуя – Хоа-Хака-Нан-Иа, которая выполнена из муджиерита вулкана Рано Као.

Откуда взялись статуи на острове Пасхи? Очевидно, что их сооружение занимало много времени, сил. Сначала ходили легенды о вожде клана Хоту Мату`а, который первым нашел остров и поселился на нем. Лишь в 1955-1956 годах выяснилась правда, это произошло, когда известный норвежский археолог Тур Хейердал посетил – статуи, происхождение которых занимало умы всех ученых, возвело вымирающее племя «длинноухих». Такое странное название появилось из-за длинных мочек ушей, которые украшались тяжелыми серьгами. Поскольку тайна создания моаи тщательно скрывалось от коренного населения, жители приписывали им чудодейственные свойства.


Как объяснили путешественнику оставшиеся в живых представители племени «длинноухих», памятники моаи создавались их предками. Сами они знали процесс изготовления лишь в теории. Но уступив просьбам Тура Хейердала, представители племени высекли статую каменными молоточками, переместили волоком на определенное место, и приподняли, подкладывая камни под основание, рычагами выступили три бревна. Данная технология передавалась устно из поколения в поколения, с ранних лет дети слушали рассказы взрослые и повторяли то, что запомнили. Так продолжалось, пока дети не выучивали процесс полностью.

Слухи о злых каменных истуканах

Статуи моаи на острове Пасхи обвиняли в вымирании местного населения. Если верить одной группе ученых, то возведение памятников привело к истреблению леса, ведь их перевозили на деревянных катках. Из-за этого уменьшились источники пропитания, и вскоре наступил голод. Это привело к почти полному вымиранию местного населения. Другая группа ученых утверждает, что причиной исчезновения деревьев стали полинезийские крысы. Современные статуи были отреставрированы уже в 20-м веке, так как землетрясения и цунами изрядно повредили их. Уцелело всего несколько памятников, установленных древними рапануйцами.


Удивительные открытия

Сначала каменные моаи воспринимались как загадочные лики, установленные на склонах острова Пасхи. Так как археологи не оставляли попыток понять предназначение истуканов, стали проводиться раскопки. В итоге, когда статуи на острове Пасхи раскопали, то обнаружили, что у голов есть туловища, общая длина тел достигает около 7 м. По крайне мере 150 самых легко узнаваемых моаи были зарыты по плечи, это и ввело народ в заблуждение, что установлены только головы. Теперь, когда всему миру открылось, что нашли под статуями на острове Пасхи, поток туристов только увеличился, чему местные жители весьма рады, ведь туризм – это основной источник дохода для острова.



Много десятилетий учёные пытались раскрыть тайну строительства гигантских истуканов моаи на одном из самых загадочных островов - Пасхи. Исследователи тщательно изучали не только сами статуи, но и местность вокруг них, стараясь найти ответ на вопрос, каким образом транспортировались моаи, а также как на их головах оказались многотонные каменные шляпы пукао красного цвета. Применение законов физики, методов археологии и компьютерного 3D моделирования позволили, наконец, найти разгадку этого феномена.

Самый загадочный остров



Остров Пасхи таит в себе множество тайн и загадок. Долгие годы учёные пытаются, один за другим, открыть его секреты. Удивительная цивилизация, существовавшая на острове около двух тысячелетий назад, оставила потомкам впечатляющие фигуры моаи. По предположению исследователей, гигантские истуканы – это обожествлённые фигуры предков и родственников древних полинезийцев.



Согласно исследованиям, сама цивилизация практически прекратила своё существование задолго до того момента, когда на остров ступила нога человека. Версий, почему это могло случиться, выдвигалось две: убийственная война, истребившая существовавшие на острове племена, и истощение природных ресурсов острова.


Наконечники копий мата"а. / Фото: www.oursociety.ru


Однако изучение разных видов наконечников копий «мата"а» позволило сделать вывод о том, что они не были орудием убийства, а могли лишь ранить противника. Поэтому предположение об исчезновении цивилизации в результате войны своего подтверждения не нашло.



Скорее, имело место истощение ресурсов, а затем и прибытие на остров европейцев с фактической его оккупацией работорговцами. В то время культура моаи уже почти полностью исчезла и была заменена более агрессивной культурой «птицечеловеков». Таким образом, где-то к середине XIX века были полностью уничтожены остатки древней цивилизации.



Уничтожение самой культуры и носителей языка и стало основной трудностью в разгадке секрета каменных истуканов. Учёных крайне беспокоил вопрос о появлении на истуканах пукао, этих удивительных шляп, весящих до 15 тонн каждая.



Изучение исполинских скульптур показало: туловище и шляпа содержат разные вулканические породы, которые расположены на очень большом расстоянии друг от друга, в разных концах острова. Американские антропологи потратили много лет на поиски разгадки и наконец-то смогли ответить на животрепещущий вопрос о механизме постройки истуканов моаи.

Исследователи приняли во внимание не только состояние поверхности и наличие царапин и повреждений на истуканах и их шляпах, но и все найденные артефакты и состояние грунта острова.

Древние учёные моаи



В результате скрупулёзных расчётов был сделан вывод о единственно возможном способе водружения шляпы на голову истукана. При этом вопрос решался малыми силами: не требовалась колоссальная вырубка лесов и участие большого количества людей в строительстве.



Сами статуи оказались изготовлены таким образом, что имели свойство самостоятельно выпрямляться, если появлялся не слишком большой наклон. Это давало возможность передвигать статуи, слегка сдвигая их попеременно в разные стороны. Таким способом сегодня люди двигают большие громоздкие предметы, маленькими шагами из стороны в сторону. Истуканы медленно, но верно перемещались на значительные расстояния.



А вот шляпы попадали к истуканам готовыми не полностью. От каменоломни, где делались заготовки пукао, их просто катили, что подтверждается царапинами на поверхности. Уже возле истукана, для которого шляпа предназначалась, заготовку дорабатывали и, используя весьма простой способ, надевали на каменного владельца.



Аборигены острова Пасхи сооружали из песка и щебня довольно пологую горку, затем оборачивали верёвку вокруг пукао и привязывали её к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу на горку, где её просто поворачивали на бок и помещали на голову монумента.



Данная версия нашла множество доказательств: остатки горок у некоторых лежащих истуканов, выемка на пукао, с помощью которой и держится шляпа на голове. Дополнительным подтверждением служил и тот факт, что все истуканы изначально стояли под небольшим наклоном к земле. Именно этот наклон и давал возможность надевать шляпу на монумент, а затем выпрямлять его, просто удаляя некоторые камни сзади постамента.



Данный способ позволял обойтись без участия большого количества людей. Для установки исполинов древние полинезийцы применили свой острый ум, законы физики, горстку людей и небольшое количество природных ресурсов. И на века оставили память о себе.

Ещё одна уникальный сидящий моаи Тукутури.

Путешествия

Многие знают о загадочных каменных ликах, расположенных на склонах острова Пасхи. Но для многих может стать открытием, что у огромных древних каменных голов, охраняющих знаменитый остров, есть туловища .

Археологи Проекта Статуи острова Пасхи раскопали две из многочисленных статуй, чтобы разгадать секрет таинственных камней и людей, которые их создали.

Причина, по которой многие люди думают, что на острове Пасхи расположены головы состоит в том, что около 150 статуй зарыты по плечи на склоне вулкана . Это самые знаменитые, самые красивые и самые часто фотографируемые статуи. Потому многие из тех, кто не видел раскопанные статуи, считают, что они представляют собой только головы.

Статуи, которые называют "моаи" высотой до 10 метров, при весе больше 80 тонн , были вырезаны из вулканической породы древними полинезийцами. Их значение до сих пор не ясно, но предполагается, что они представляют собой предков коренных народов. Вероятно, когда важные племенные фигуры уходили из жизни, представители племен вырезали каждый раз новую статую.

Считается, что воздействие эрозии в течение многих веков привело к тому, что тела моаи были зарыты, оставив на поверхности только головы.

На туловищах раскопанных статуй были обнаружены множество петроглифов, высеченных на спинах монолитов . Это были символы полумесяца, которые представляли собой каноэ.


Всего на острове Пасха, который на местном языке называют Рапа-Нуи около 887 статуй моаи, часть из которых когда-то стояли на массивных каменных платформах. Вопреки мнению многих людей, головы моаи направлены не в сторону океана, а вглубь острова, как будто они тщательно осматривают свою территорию.

Около 250 этих платформ расположены примерно в 800 метрах друг от друга, создавая практически непрерывную линию по всему периметру острова . Другие 600 моаи на разных стадиях завершения распределены по всему острову. Почти все статуи были сделаны из цельного камня вулкана Рано Рараку . Инженеры, ученые и многие другие специалисты пытались понять, как люди переместили эти статуи. Считается, что для того, чтобы их перенести, требовалось от 50 до 150 людей.


В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние - моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них - 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Истуканы острова Пасхи — гигантские каменные головы, украшающие весь остров.

Небольшой остров Пасха в южной части Тихого океана, принадлежащий Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи.

Моаи — статуи-истуканы острова Пасха

Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.
Например, на ничего подобного нет.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Истуканы острова Пасха и первые европейцы

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Как появились статуи на острове Пасхи

Далекие мастера вырубали «» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему «белым» пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Истуканы острова Пасха: история

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.