Митрополит орловский и болховский антоний биография. Рождественское послание митрополита орловского и болховского антония

По приглашению митрополита Орловского и Болховского Антония мне посчастливилось побывать в Орле на торжествах, посвященных его 75-летию.

16 ноября Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Орловский и Болховский, возглавил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе в сослужении Преосвященнейшего епископа Норильского и Туруханского Агафангела и Преосвященнейшего епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, а также секретаря Орловско-Болховской епархии протоиерея Владимира Сергеева, благочинного Орловского округа протоиерея Александра Прищепы и священнослужителей митрополии.

Не только клирики, но и немало мирян приняли участие в торжествах по случаю 75-летия со дня рождения главы Орловской митрополии. На богослужении присутствовали заместитель губернатора и председателя Правительства области Вадим Соколов и представители общественности.

По завершении литургии духовенством соборно был совершен благодарственный молебен о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Мы познакомились с владыкой Антонием почти двадцать лет тому назад при следующих обстоятельствах. В те первые годы издания «Руси Державной» наша редакция находилась при московском храме Тихвинской иконы Божией Матери. И вот однажды настоятель храма протоиерей Владимир Еремин вошел к нам, как мне показалось, с растерянным видом. «В храме стоит какой-то владыка и вас спрашивает», - сказал он. Так мы и познакомились с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием…

Впоследствии мне удалось дважды побывать в Красноярске - на десятилетнем юбилее епархии и в паломнической поездке в 2000 году по Енисею. Это путешествие навсегда останется в моей памяти. Владыка Антоний собрал тогда на теплоходе интересных людей со всей страны и даже из дальнего зарубежья. С некоторыми я до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

Это была необычная поездка, прежде всего, потому, что на каждой остановке владыка Антоний вместе с местными священниками служил литургии, молебны, освящал колокола и вновь построенные храмы. Величавый, полноводный Енисей своим постоянным присутствием как бы подтверждал сугубую важность происходящих событий. А во время движения теплохода было много встреч, бесед, концертов. И говорили, прежде всего, о пробуждении православной веры в нашей стране. В «Руси Державной» остались мои заметки и фоторепортажи. Воспоминания о поездке сохранились навсегда в моем сердце…
Это была первая паломническая поездка по Енисею. Через пять лет за ней последовала вторая, а затем и третья.

Вот уже три года несет свое архипастырское послушание владыка Антоний на Орловской земле. И продолжает строить и освящать новые храмы, монашеские обители, православные гимназии.

На этом трудном пути к евангельской истине владыка Антоний являет свою несокрушимую веру в торжество православия на Руси. В сентябре 2012 года, освящая крест в пос.
Гать Орловского района, оскверненный врагами нашей веры, владыка произнес памятные слова: «Верю, придет вразумление, и Россия вернется к основе основ своего государства - Православию и процветет своей непреодолимой силой Духа, который всегда сокрушал всех врагов, потому что девиз ее на века - один: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!»

После юбилейных торжеств, несмотря на занятость владыки Антония, мне удалось побеседовать с ним.

- 75 лет - это большой жизненный путь, когда человек действительно осмысливает прожитое. Когда я читал Вашу биографию, перед моими глазами прошло множество событий, вехи Вашего служения. Познакомились мы с Вами около 20 лет назад, и я прошу Вас хотя бы кратко вспомнить, какие были наиболее запоминающиеся события в Вашей жизни, которые подвигли Вас на священнический, архиерейский путь?

Моя мама воспитывала меня в церковном, правильном отношении и понятии о смысле жизни. Я хорошо усвоил это еще с детства, потому что ходил с ней в храм. Это самое главное в моем дальнейшем понимании значения Церкви и для нашей семьи, и шире. Когда в школе меня в пионеры вовлекали, мудрая моя мама посоветовала: «Скажи им, что я согласен быть пионером, но ходить в храм я буду». И в пионеры меня не приняли. С комсомолом потом уже легче было, потому что я пел в архиерейском хоре. Я полюбил этот коллектив, полюбил церковное пение.

Было это в Вильнюсе. Мы с родителями туда переехали из Воронежской области, после того как папа вернулся с войны. Он перевез туда всю семью. Советская власть, настроенная категорически против религии, нас тоже не забывала. Были неприятности, вплоть до того, что родителей хотели освободить от меня, потому что, мол, они неправильно меня воспитывают. Но поскольку у меня была в школе хорошая успеваемость, то так и не нашли ничего такого, что могло бы сказаться на этом полном разлучении меня с семьей.

Я маму очень любил, и папу тоже - они были верующие, и, в общем-то, мы нормальной жизнью жили. Я рос совершенно нормальным человеком, советским гражданином того времени, и поэтому никаких проблем, кроме того, что в комсомол я не вступал, не было. Потом я поступил в музыкальное училище, а по вечерам учился в школе рабочей молодежи. Всё это сочеталось - недалеко от дома находился Свято-Духов монастырь, куда я ходил и где пел в хоре. В музыкальном училище были великолепные, прекрасные хоры.

Один бывший священник, который 10 лет отсидел за свои убеждения, в свое время пел в нашем хоре. После возвращения из мест заключения он уже после священником не стал. Однажды он мне говорит: «Знаешь, Ваня, ты уж брось это - это всё умирает». Вы знаете, я в ужас пришел от того, что он сказал: «Это всё умирает религиозное, ты себе другой какой-то путь ищи». Видимо, в то время даже подсознательно я понимал, что у меня стремление какое-то другое есть. И вот наступило время, когда я решал этот вопрос, и, наверное, недели две я не ходил на богослужения. И понял, что я очень много потерял, в том числе и людей прекрасных, замечательных - это были певцы из филармонии, были даже из оперного театра. Я понял, что становлюсь непонятно кем.
Знаете, ведь я благодаря именно маме стал епископом, и теперь митрополитом. Всё это для меня очень памятно. Это то, что осталось от моего детства, от прошлого, которым я просто восхищаюсь. И радуюсь тому, что мама заложила корни духовно-нравственного, правильного воспитания, каковы мне давала Церковь. При этом я с Церковью уже не мог расстаться, даже когда был в армии.

Я служил три года, и тут берлинскую стену определили соорудить, и нас задержали еще на полгода в армии. Тогда тоже были неприятности, потому что я не комсомолец. После демобилизации я долго раздумывал, поступать в музыкальное училище или не поступать, потому что я считал, что Церковь играет фундаментальную роль в моей жизни.

Мама вложила в меня всё это, и поэтому я очень благодарен маме за ее воспитание. Когда я ложился спать, она мне читала Иоанна Златоуста. Вы себе представляете, что это такое? Иоанн Златоуст - это орешек такой, не простой. И вот где-то в 9, 10, 11 лет я при засыпании слушал Иоанна Златоуста. Само повествование привлекало меня, мне нравилось это, и я с удовольствием засыпал - так хорошо под Иоанна Златоуста. Вот это я очень хорошо помню. И, между прочим, я и сейчас тоже читаю Иоанна Златоуста, считаю, что очень глубокие мысли там. А мама сама очень увлекалась им, поэтому, наверное, вместо обычных детских сказок мне читала его. Действительно, она была истинно христианской, настоящей нашей русской женщиной, которая понимала главное, что надо не просто ходить в храм - и достаточно. Нет, этого недостаточно. Надо понимать суть того, что происходит в храме. Это мама мне объясняла и дополняла Иоанном Златоустом. Таким величайшим мыслителем. Прекрасно! Мне он до сих пор нравится.

Как-то один молодой священник спросил меня, что я читаю. Я говорю: «Иоанна Златоуста». А он мне говорит: «Ну, не знаю, это сейчас как-то не котируется». Я его не понял. Я абсолютно этого не понял. Как это не котируется, да вы что?! Да, это древние времена, но там такая глубина! И надо читать, и вникать в то, что там написано, в те прекрасные выдержки из Священного Писания, из Пророков. Это убедительнейше! Когда я читал, я был в восторге. Преклоняюсь перед Иоанном Златоустом. Это великолепный, великий, замечательный оратор и мыслитель. Очень глубокий. Это сильнее любого философа. И он не только толкователь Священного Писания. Он раскрывал и ту эпоху, в которой жил.

Сегодня эпоха, конечно, совершенно новая. Но делаешь определенный вывод: эпохи-то новые - они меняются, а вот то, что Иоанн Златоуст дал в своих творениях, - оно не меняется никогда. И продолжение этого мы видим сегодня, через 70-80 лет атеизма и прочего, что нам насаждали. Мы это видим - какая же это красота, какое обилие жизненного процесса сегодня, совершенно улучшается жизнь человека-личности и жизнь общества в целом.

Если бы люди следовали Божиим заповедям, тогда бы совершенно изменился мир. Не в смысле, что мы возвратились бы к дедовским эпохам, к жизни дедов-прадедов, но в том смысле, что культурно-интеллектуальный уровень общества превосходил бы намного тот, который сегодня мы видим. Если бы люди прислушивались к этому, то, конечно, они получили бы великое удовлетворение. А то, что предлагают американские силовики и их подпевалы, - по существу, гибель мира. По событиям на Украине всё совершенно ясно для меня.

Сегодня в проповеди после литургии Вы вспомнили замечательную речь Святейшего Патриарха на Всемирном Русском Народном Соборе. Когда он говорил о том, что нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов разных эпох нашей истории. И мне кажется, что-то сдвинулось в нашей жизни, что очень многие люди задумались об этом, и, наверное, не случайно на Соборе выступали самые разные люди, с разными политическими платформами, но все были за единение. Единение - это, конечно, то, чего нам всем не хватает.

Необходимо единение в духовно-нравственном процессе всемирного масштаба, в котором сегодня первенствующее положение остается за Россией. Она лидирует в этом. И в этом наша надежда на умиротворение тех критических моментов в жизни, которые имеют место сейчас. Благодаря России, можно обрести тот здравый порядок вещей, о котором думает все человечество, все цивилизованные народы. Должен же наступить какой-то определенный хороший этап в нашей жизни, чтобы прекратилась братоубийственная война, чтобы не было таких конфликтов и не было террористических угроз.

Святейший Патриарх вывел своеобразную идеальную модель, в которую вошли такие понятия: вера, справедливость, достоинство, солидарность и державность. У нас в редакции почитается икона Божией Матери «Державная», несколько раз она мироточила. И сейчас на ней мироточит держава. Я думаю, что это тоже не случайно. Какие-то судьбоносные наступают времена, как Вы считаете?

Безусловно, это имеет большое значение - как благословение нам. Взять правильно курс, в том числе и Церкви, на то, чтобы возвращать духовно-нравственные основы нашего православия в нашу жизнь.

Церковь, если она святая, требует самоотдачи от человека, в том смысле, что ты смотри на заповеди и исполняй их. А если мы обходим эти заповеди, то можно и до абсурда дойти.

Вот браки однополые - это вообще страшные, ужасные вещи. Это неприемлемо совершенно для русского человека, и поэтому с этим мы не должны никогда соглашаться. Я сожалею, когда политические деятели говорят: ну, пусть каждый человек выбирает то, что хочет. Это абсолютно несуразная вещь. Так может говорить только атеист, который не понимает, что, помимо того, что установлено политическими деятелями здесь, есть еще высший закон.

И высший закон - это Божественный Закон. Поэтому все те заветы, которые даны нам изначально для соблюдения, - они для того, чтобы был мир, для того чтобы была любовь, для того чтобы царствовало то, что, закономерно определено Богом для жизни человека. Отрицание же всего этого и порождает те уродливые вещи, о которых мы сегодня слышим. Это просто не вмещается в нормальное сознание человека. Это неприемлемые вещи.

К юбилею владыки Антония в Орле выпустили документальный фильм о нем. И мне бы хотелось в заключение процитировать некоторые высказывания этого скромного, но очень искреннего, убежденного человека, для которого вера православная - это смысл жизни.
«Душа русского человека больше раскрыта, он в большей степени понимает жизненные перипетии, которые ему встречаются, и он, конечно, ближе к Богу, и он понимает, что есть истинная вера».

«Сердца многих людей повернулись к Богу, повернулись к вере, повернулись к культуре нашей. Я этими людьми восхищаюсь!»

«Больше всего я ценю в людях присутствие веры. Это очень важное качество, очень нужное».

«Россия удивительно проникновенно чувствует жизнь, и раскрывается она лучше в произведениях нашей классической литературы. Это нужно всем знать, помнить и дорожить русской литературой. Дорожить памятью наших предков, которые всегда были православными, и не просто поверхностно, а жили православием. Это прекрасно. Мы должны вернуть это в нашу жизнь».


Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Фото Орловской митрополии

Возлюбленные о Господе досточтимые сослужители мои у Престола Божия, всечестные иноки и инокини, досточтимые отцы и матери, уважаемые преподаватели и учащиеся наших духовных школ и гимназий, студенты иных учебных заведений, боголюбивое казачество, дорогие братия и сестры!

В день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с великим сим праздником!

Вновь Господь посетил нас Своей несказанной милостью и сподобил вкусить неизреченную радость от прикосновения к непостижимой тайне Рождества Христова. Вновь наш слух наполняется торжественным звучанием церковных колоколов, и все верующие «едиными усты» воспевают священные песни Христу Богомладенцу. Вновь в огнях лампад и свечей мы узнаем отблеск Вифлеемской звезды, а сердца наши ликуют, исполнившись фимиамом «мира и благоволения» (Лк. 2, 14).

В эту дивную рождественскую ночь вся Вселенная встречает своего Спасителя. Земля подносит Ему пещеру и ясли, небо - звезду, ангелы - пение, пастухи - поклонение, восточные мудрецы - золото, ладан и смирну как Царю, Первосвященнику и Жертве Искупительной за грехи человеческие.

Что же каждый из нас в этот день принесет к яслям Христа Спасителя? Что приготовили мы подарить Божественному Младенцу? Пусть нашими дарами Богу будут крепкая вера наша, несомненная надежда на Его милосердие и горячая любовь к Нему и нашим ближним. Это те скромные дары, которые каждый человек способен принести родившемуся ныне Спасителю и именно они делают нашу жизнь полноценной и Богу - угодной.

Прославляя сегодня родившегося Господа, давайте вспомним о том, что первый человек был создан Творцом вечным и совершенным, по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). В мертвого Адама Господь своим дыханием вдохнул Себя «и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) Но Адам, преступив заповедь, завистью человеконенавистника в образе змия исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и дьявольской гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына Своего Который, Своей Кровью на кресте восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о спасении человека от греха. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Мы идем по этому спасительному пути, когда стараемся исполнять Божественные заповеди и откликаемся на Божии призывы. Один из таких обращенных к нам призывов содержится в послании апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии » (1 Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа и отечества, во благо Святой Церкви.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, которое стало переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества Христова и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия в мир Христа Спасителя.

Значение празднования Рождества Христова заключается в том, что оно позволяет нам свободно прикоснуться к непостижимой тайне Боговоплощения, помогает проникнуться благой евангельской вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Событие Вифлеемской ночи до неузнаваемости преображает современную жизнь, дает нам возможность увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что нам казалось самым важным и большим для нас, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины. И мы всегда должны помнить, что истина эта сохраняется как в единой Святой Церкви Ветхозаветной, существовавшей до Воскресения Христа, так и в Новозаветной Церкви Христовой.

Ныне с особой силой звучат для нас слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века » (Мф. 28, 20). Эти слова даруют надежду, основанную на твердом убеждении, что какие бы искушения ни постигали нас на жизненном пути, Господь никогда не оставит нас, Своих чад.

Минувший год в жизни нашей епархии был отмечен многими важными событиями. Это принесение всечестных мощей великого угодника Божия, практически нашего с вами земляка, святого преподобного Силуана Афонского. Тысячи Орловцев и паломников из соседних епархий смогли приложиться к цельбоносной афонской святыне, вознося свои горячие молитвы перед ракой с мощами преподобного. Ознакомление с житием этого подвижника благочестия многим мятущимся душам помогло переосмыслить свою жизнь и приобщится к Церкви, став на путь покаяния и исправления.

Особым благословением Божиим явился для всех нас исторический визит на Орловскую землю нашего Первосвятителя - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Это первое посещение Первоиерархом Русской Православной Церкви Орловской епархии за всю её многовековую историю. Его Святейшество дал высокую оценку нашей деятельности и вдохновил на новые труды.

Минувший год был ознаменован строительством новых и реставрацией уже существующих храмов и монастырей, среди которых главное место занимает, конечно же, уникальная реставрация и великое освящение храма Смоленской иконы Божией Матери.

Не могу, также не вспомнить и еще об одном важном событии ушедшего года, а именно - об открытии очередной православной гимназии-пансиона в городе Болхове. Лишенные с детства родительской любви, младшие воспитанники гимназии, чувствуют тепло и заботу от преданных своему делу духовника и педагогов, получая от них первые и самые важные уроки любви к Богу и ближнему.

Не будем беспечны к своему вечному спасению, не будем впустую прожигать драгоценное время, отпущенное нам нашим Творцом, но употребим его ради стяжания Царства небесного. Будем следить за своими мыслями, словами и поступками - соответствуют ли они высокому званию христианина? Все наши посты и молитвы растворены ли духом братолюбия? Являем ли мы послушание нашей Святой Матери Церкви?

Поздравляю всех вас также с Новым 2017 годом!

Новолетие наступает для того человека, который по-новому взглянул на свою жизнь и исполнился желанием изменить ее по духу евангельскому, чтобы, окончив ее «на новой земле и под новым небом», дабы воспевать Бога в Царствии Небесном (Откр. 21,1).

Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось среди людей. Желаю вам жить так, чтобы неверующие, видя ваше доброе житие по заповедям Божиим, стремились бы тоже стать членами Церкви. И тогда наша чистая жизнь в Боге будет лучшей проповедью Евангелия на Россию и на весь мир. Пусть Господь сопутствует всем вам в добром делании. Пусть Господь дарует всем вам крепость душевную и здоровье телесное, семьям вашим - мир и благоденствие.

С праздником всех вас, дорогие мои!


С любовью о Господе -
Митрополит Орловский и Болховский
АНТОНИЙ

Возлюбленные о Господе досточтимые сослужители мои у Престола Божия, всечестные иноки и инокини, досточтимые отцы и матери, уважаемые преподаватели и учащиеся наших духовных школ и гимназий, студенты иных учебных заведений, боголюбивое казачество, дорогие братия и сестры!

В день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с великим сим праздником!

Вновь Господь посетил нас Своей несказанной милостью и сподобил вкусить неизреченную радость от прикосновения к непостижимой тайне Рождества Христова. Вновь наш слух наполняется торжественным звучанием церковных колоколов, и все верующие «едиными усты» воспевают священные песни Христу Богомладенцу. Вновь в огнях лампад и свечей мы узнаем отблеск Вифлеемской звезды, а сердца наши ликуют, исполнившись фимиамом «мира и благоволения» (Лк. 2, 14).

В эту дивную рождественскую ночь вся Вселенная встречает своего Спасителя. Земля подносит Ему пещеру и ясли, небо — звезду, ангелы — пение, пастухи — поклонение, восточные мудрецы — золото, ладан и смирну как Царю, Первосвященнику и Жертве Искупительной за грехи человеческие.

Что же каждый из нас в этот день принесет к яслям Христа Спасителя? Что приготовили мы подарить Божественному Младенцу? Пусть нашими дарами Богу будут крепкая вера наша, несомненная надежда на Его милосердие и горячая любовь к Нему и нашим ближним. Это те скромные дары, которые каждый человек способен принести родившемуся ныне Спасителю и именно они делают нашу жизнь полноценной и Богу — угодной.

Прославляя сегодня родившегося Господа, давайте вспомним о том, что первый человек был создан Творцом вечным и совершенным, по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). В мертвого Адама Господь своим дыханием вдохнул Себя «и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) Но Адам, преступив заповедь, завистью человеконенавистника в образе змия исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и дьявольской гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына Своего Который, Своей Кровью на кресте восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о спасении человека от греха. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Мы идем по этому спасительному пути, когда стараемся исполнять Божественные заповеди и откликаемся на Божии призывы. Один из таких обращенных к нам призывов содержится в послании апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа и отечества, во благо Святой Церкви.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, которое стало переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества Христова и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия в мир Христа Спасителя.

Значение празднования Рождества Христова заключается в том, что оно позволяет нам свободно прикоснуться к непостижимой тайне Боговоплощения, помогает проникнуться благой евангельской вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Событие Вифлеемской ночи до неузнаваемости преображает современную жизнь, дает нам возможность увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что нам казалось самым важным и большим для нас, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины. И мы всегда должны помнить, что истина эта сохраняется как в единой Святой Церкви Ветхозаветной, существовавшей до Воскресения Христа, так и в Новозаветной Церкви Христовой.

Ныне с особой силой звучат для нас слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Эти слова даруют надежду, основанную на твердом убеждении, что какие бы искушения ни постигали нас на жизненном пути, Господь никогда не оставит нас, Своих чад.

Минувший год в жизни нашей епархии был отмечен многими важными событиями. Это принесение всечестных мощей великого угодника Божия, практически нашего с вами земляка, святого преподобного Силуана Афонского. Тысячи орловцев и паломников из соседних епархий смогли приложиться к цельбоносной афонской святыне, вознося свои горячие молитвы перед ракой с мощами преподобного. Ознакомление с житием этого подвижника благочестия многим мятущимся душам помогло переосмыслить свою жизнь и приобщиться к Церкви, став на путь покаяния и исправления.

Особым благословением Божиим явился для всех нас исторический визит на Орловскую землю нашего Первосвятителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Это первое посещение Первоиерархом Русской Православной Церкви Орловской епархии за всю её многовековую историю. Его Святейшество дал высокую оценку нашей деятельности и вдохновил на новые труды.

Минувший год был ознаменован строительством новых и реставрацией уже существующих храмов и монастырей, среди которых главное место занимает, конечно же, уникальная реставрация и великое освящение храма Смоленской иконы Божией Матери.

Не могу также не вспомнить и еще об одном важном событии ушедшего года, а именно — об открытии очередной православной гимназии-пансиона в городе Болхове. Лишенные с детства родительской любви, младшие воспитанники гимназии чувствуют тепло и заботу от преданных своему делу духовника и педагогов, получая от них первые и самые важные уроки любви к Богу и ближнему.

Не будем беспечны к своему вечному спасению, не будем впустую прожигать драгоценное время, отпущенное нам нашим Творцом, но употребим его ради стяжания Царства небесного. Будем следить за своими мыслями, словами и поступками — соответствуют ли они высокому званию христианина? Все наши посты и молитвы растворены ли духом братолюбия? Являем ли мы послушание нашей Святой Матери Церкви?

Поздравляю всех вас также с Новым 2017 годом!

Новолетие наступает для того человека, который по-новому взглянул на свою жизнь и исполнился желанием изменить ее по духу евангельскому, чтобы, окончив ее «на новой земле и под новым небом», дабы воспевать Бога в Царствии Небесном (Откр. 21,1).

Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось среди людей. Желаю вам жить так, чтобы неверующие, видя ваше доброе житие по заповедям Божиим, стремились бы тоже стать членами Церкви. И тогда наша чистая жизнь в Боге будет лучшей проповедью Евангелия на Россию и на весь мир. Пусть Господь сопутствует всем вам в добром делании. Пусть Господь дарует всем вам крепость душевную и здоровье телесное, семьям вашим — мир и благоденствие.

С праздником всех вас, дорогие мои!

С любовью о Господе

Митрополит Орловский и Болховский Антоний

Митрополит Антоний (в миру Иван Иванович Черемисов ; 17 ноября 1939, Терновка, Терновский район, Воронежская область) - епископ Русской православной церкви, митрополит Орловский и Болховский, глава Орловской митрополии.

Биография

В 1946 году вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и музыкальный техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в Вильнюсском Свято-Духовом монастыре.

В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. Окончил Московскую духовную семинарию в 1968 году, Московскую духовную академию (МДА) в 1972 году, аспирантуру МДА в 1975 году со степенью кандидата богословия.

7 апреля 1971 года был пострижен в монашество и 14 апреля рукоположён во иеродиакона. 4 ноября 1972 года рукоположён во иеромонаха.

В 1975-1979 годах - благочинный Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

В 1979-1982 годах - настоятель Благовещенского собора в Каунасе. В 1979 году возведён в сан игумена.

В 1982-1985 годах - заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио (Япония).

В 1986-1989 годах - благочинный Свято-Данилова монастыря в Москве.

Архиерейство

10 апреля 1989 года постановлением патриарха Пимена и Священного Синода определено быть епископом Виленским и Литовским.

22 апреля 1989 года хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. Хиротонию в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря совершили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Тульский и Белевский Максим (Кроха), Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук), Зарайский Алексий (Кутепов) и епископ Можайский Григорий (Чирков).

25 января 1990 года переведён епископом Тобольским и Тюменским (кафедра воссоздана). С 20 июля того же года назначен епископом Красноярским и Енисейским. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал № 44) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул Красноярский и Ачинский.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года в связи с образованием Орловской митрополии титул архиепископа изменён на Орловский и Болховский.

Награды

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010 год)
  • Орден Почёта
  • Орден Дружбы
  • медаль Федеральной службы Государственной статистики (2008)

Церковные

  • Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени (2014 год)
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени (2009 год)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1989 год)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1999 год)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2004 год)
  • Крест и медаль св. ап. Иоанна Богослова Элладской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе дорогие мои сослужители у Святого Престола Божия в монастырях и храмах нашего богоспасаемого града Орла и всех иных храмах и обителях земли нашей Орловской, славные казаки и всё воинство защитников Святого Отечества нашего, уважаемый губернатор области и соратники его на местах исполнения общегосударственных и местных законодательных актов жизни нашего народа, иноки и инокини монастырей, деятели обществ по оказанию помощи в сферах благотворительности, образования, строительства и иных видах деятельности в нашей Святой Церкви, наши неустанные труженики и труженицы храмов, часовен и в других заботах нашей церковной жизни, учащие и учащиеся всех воскресных школ, гимназий и иных образовательных церковных учреждений, дорогие паломники, прибывшие к нам в эти дни великого праздника, чтобы помолиться перед святым образом с мощами нашего великого подвижника и просветителя России, вслед за равноапостольным великим князем Владимиром Киевским - святому преподобному священномученику Кукше - Иоанну, с 1113 года продолжившему этот подвиг великого Владимира здесь, на своей земле орловской и ныне особо в Его святой обители под Мценском, просвещающему Собою тех, кто в период гонений на Святую Церковь отступили от Правды Божией и чают исцеления души своей для наследования Жизни Вечной Его святыми молитвами, и где, как не у преподобного Кукши, найдём мы ту живительную силу для себя и наших заблудших детей, иногда даже и потерявших свою спасительную веру; приветствую ныне и всех других паломников, посетивших в дни рождественских Святок и иные святые места, и Источники нашей святой земли орловской и всех вас, заполнивших наши святые храмы в эти торжественные дни праздничных богослужений этими словами глубочайшего смысла, открывающими нам Вечное Спасение в Царстве Небесном:

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - СЛАВИТЕ, ХРИСТОС С НЕБЕС - ВСТРЕЧАЙТЕ!

В этих священных словах - суть сегодняшнего нашего торжества и радости!

С этой неизреченной человеческим языком радостью мы, глубоко верующие, вместе с Силами Небесными празднуем этот величайший праздник явления Творца и Бога в наш грешный мир для нашего вечного спасения.

В непререкаемом Святом Евангелии Самим Господом сказано: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь… Всякий верующий в Меня не погибнет, но имеет жизнь вечную… и Я воскрешу его в последний день» (Ио. 14,6; 11,25; 6,54). Согласно Священному Писанию во Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа всем будет ясно, куда и какими мы предстали в вечную жизнь: в безгрешное ли Царство Света и пребывания в первозданном Раю или во мглу зла и насилия дьявольской прелести, опутавшей как никогда сегодня мир человеческий до степени полного отчуждения от Бога и погружения в область тьмы, хаоса и даже общественного маразма.

Согласно Святой Библии, когда Бог сотворил первого человека - Адама - из частиц земли, то при этом Он вдохнул в ещё безжизненное лицо Адама Себя, дав тем и ему жизнь вечную: «И стал человек душой живой» (Быт. 2,7). В лице же Адама и всё человечество создано для жизни вечной. И это очень важно, и говорит об особом предназначении человека. После сотворения Земли, других планет, галактик и несметного количества иных миров Господь Словом Своим сотворил Человека (земля) и Своим дыханием (дух) выделил его особо из всех других творений во Вселенной.

О том, как же Господь восставит скончавшихся на земле для иной жизни, сказать очень просто. Только невежда или скептик не поймёт в своём атеистическом усердии простого, но согласного со Священным Писанием ответа. Каждый сам за себя ещё при жизни земной делает свой выбор, где и с кем ему быть в будущей вечной жизни. Бог создал человека идеальным и свободным существом, самостоятельно избирающим свой жизненный путь согласно тем или иным положительным или греховным отрицательным ситуациям. Но чтобы стать Личностью с заглавной буквы, жизненный путь человека должен определяться высшими Божественными законами, которые заключены в Священном Писании. Без этого можно очень легко благодаря всегда присутствующим в этом мире демоническим силам зла соскользнуть на путь, ведущий в погибель. Настоящая Личность та, которая следует бесконечному процессу уподобления своему Творцу и Богу. На эту же тему хочу привести слова одного замечательного современного богослова. Имени его не называю, потому что его устами глаголет нам Сам Господь, предупреждающий о суетности мира сего и призывающий к подлинным истокам духовности, которая заключена в изначально Святой Православной Церкви: «Вера в Бога открывает человеку истинный смысл и цель его краткой жизни и призывает его ко всему возвышенному, чистому, святому: обязует свято беречь верность семейной жизни - истока всех человеческих взаимоотношений, быть усердным в труде на благо наших ближних и родного Отечества, уважать и чтить друг друга братской любовью, служить людям не за страх, а за совесть, всей нашей правдой стоять на страже Богом завещанного мира для блага и счастья всех людей, дабы воля Божия совершалась также на земле, как и на небе».

Вот уже 2016 лет прошло от Рождества Христова, и не сосчитать, сколько душ людей, уверовавших во Христа, обрели тем Царство Небесное. Ныне, в непростые времена происходящих на арене политических событий, мы должны стремиться к оздоровлению, и единственный путь подлинного возрождения нравственной и духовной жизни есть возвращение к нашим духовным ценностям, на незыблемых принципах Правды Божией, всегда хранившей нашу Россию и в самые сложные времена. Из только что приведённого текста это направление духовного возрождения нашего и нашей культуры через Святую Церковь Христову исторически ясно подтверждено на протяжении всех веков. Поэтому в день Рождества Христова я хочу привести эти величественные и полные любви слова: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную…» (Ио. 3,16). Так будем же, дорогие мои братия и сестры, достойными сынами и дочерьми Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, дабы не погибнуть нам в мире зла и лукавства, свято храня себя от искушений и опаснейших путей, удаляющих нас от святой и чистой нашей веры Православной: без неё нам жить не только немыслимо, но и невозможно. Она - стержень нашего всестороннего процветания!

Сердечно поздравляю также с наступившим уже 2016 годом, и да благословит Господь все наши усилия на всех уровнях жизни к грядущей чести, славе и процветанию нашей Великой России!

С Божиим благословением пастве орловской, с любовью о Господе

митрополит Орловский и Болховский АНТОНИЙ

Рождество Христово 2015/2016 г., г. Орёл