Броненосный крейсер "Рюрик" (1892). Корабли Российского Императорского Флота

Класс и тип судна Крейсер Изготовитель Балтийский завод Строительство начато 19 мая 1890 года Спущен на воду 22 октября 1892 года Введен в эксплуатацию 16 октября 1895 года Статус Погиб 14 августа 1904 года в 10 ч. 42 м Основные характеристики Водоизмещение 10 993/11 960 т Длина 126 м Ширина 20 м Высота 7,9 м Бронирование Пояс - 127…254 мм, траверсы - 203…254 мм,
палуба - 37 мм Мощность 13 250 л. с. (9,7 МВт) Скорость хода 18 узлов (33 км/ч) Дальность плавания 6700 морских миль на скорости 10 узлов, (12 400 км/19 км/ч) Экипаж 22 офицера, 719 матросов Вооружение Артиллерия 4 × 8″/35 калибров (203 мм),
16 × 6″/45 калибров системы Канэ (152 мм),
6 × 120-мм в 45 калибров системы Канэ,
6 × 47-мм, 10 × 37-мм Минно-торпедное вооружение Шесть 381-мм торпедных аппаратов

Проект крейсера был предложен Балтийскому заводу адмиралом Шестаковым .

Крейсер стал первым кораблём из планировавшейся серии (последующие крейсера «Россия » и «Громобой » оказались не однотипными, а последовательно усиливавшимися проектами) океанских броненосных крейсеров увеличенного водоизмещения (вдвое от водоизмещения предшественника кр. 1 р. «Память Азова»), в числе требований к проекту - возможность перехвата британских коммерческих судов в случае войны с Великобританией , а также возможность перехода с Балтики на Дальний Восток без дозаправки углём. После постройки крейсера британские эксперты отмечали, что крейсер выглядит устаревшим по сравнению с британскими кораблями аналогичного класса.

Сразу после постройки «Рюрик» был отправлен во Владивосток , по прибытию незначительно модернизирован во время двух ремонтов во Владивостоке по приказу командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала Дубасова . Успел принять участие в высадке международного десанта для подавления беспорядков «боксёрского восстания » в Китае и в занятии русскими кораблями Порт-Артура после Японо-Китайской войны . После начала Русско-японской войны участвовал в нескольких успешных рейдерских операциях Владивостокского отряда крейсеров Тихоокеанской эскадры. Погиб в бою с японскими кораблями, героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника.

Героический бой в Корейском проливе

Российские корабли вступили в бой с японскими, но в виду очевидного превосходства японцев в огневой мощи было принято решение уводить корабли во Владивосток . Около 5:30 «Рюрик» получил пробоину в корме ниже ватерлинии, снизил скорость и вышел из кильватерного строя. В 6:28 в ответ на запрос флагмана он поднял сигнал: «Руль не действует». «Рюрик», получив несколько японских снарядов в корму, имел затопленными румпельное и рулевое отделения, разбитые рулевые приводы. Попытка восстановить управление сначала увенчалась успехом, но по злосчастному совпадению уже через несколько минут очередной японский снаряд заклинил рулевую лопасть на правый борт, и хотя бы вернуть её в прямое положение уже не удалось. Крейсер пытался удержаться на курсе, сбавляя ход левой машине или даже давая на неё задний ход, но уже не мог поспеть за другими кораблями отряда. По приказу адмирала Иессена «Россия» и «Громобой» неоднократно предпринимали попытки прикрыть крейсер, оттеснить японские корабли от «Рюрика» и отвлечь огонь на себя, но в результате под сильным огнём японцев, с большими повреждениями и жертвами среди членов команд, были вынуждены уйти от места боя. В 8:20 на флагмане решают идти на Владивосток, оттягивая японские броненосные крейсера на себя, в надежде, что «Рюрик» сможет отбиться от лёгких бронепалубных крейсеров, исправить повреждения и самостоятельно продолжить плавание, дойти до Владивостока или хотя бы выброситься на корейский берег. Ушедшие корабли преследовались японцами, но когда у тех стали заканчиваться снаряды, в 10:04 Камимура приказал повернуть назад.

В бою с лёгкими японскими крейсерами «Рюрик», лишившийся рулевого управления, маневрировал, варьируя обороты левой и правой машин, что позволяло менять скорость и радиус циркуляции. Поскольку огонь крейсера существенно ослаб, японские корабли сблизились с «Рюриком», продолжая методично его добивать. В это время русский крейсер, резко увеличив ход, на очередной циркуляции попытался протаранить один из неприятельских кораблей, одновременно выпустив по второму торпеду из последнего исправного торпедного аппарата. Уклонившись от этих манёвров, японские крейсера отошли на дальнюю дистанцию и больше не предпринимали попыток сближения, пока «Рюрик» не начал тонуть. Это был один из единичных в истории случаев применения крупным надводным кораблём в реальном бою торпедного вооружения, как и один из последних слуачаев попытки боевого тарана крупным кораблём с использованием специально для этой цели делавшегося подводного носового «таранного выступа ».

Командир (капитан 1-го ранга) Евгений Александрович Трусов и старший офицер были смертельно ранены в самом начале боя. Из 22 офицеров убиты и умерли от ран 6, ранено 9, остались невредимыми 7. Из 800 человек команды 200 было убитых, раненых тяжело и легко 278. К моменту окончания пятичасового боя в живых на «Рюрике» из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), из вооружения в строю осталось всего одно 47-миллиметровое орудие, расстрелявшее весь боезапас. Возвращавшийся с основными силами Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», о чём японские корабли несколько раз подавали сигналы. Убедившись, что все средства сопротивления исчерпаны, Иванов-Тринадцатый отдал приказ уничтожить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались повреждёнными, были открыты кингстоны . Корма крейсера понемногу погружалась в воду; в 10:20 крен усилился, и крейсер опрокинулся на левый борт, на мгновение обнажился таран и в 10:42 крейсер окончательно затонул неподалеку от острова Ульсан . Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 было убито, 9 ранено.

Бой устарелого и плохо бронированного «Рюрика» сначала в общем строе с двумя другими русскими крейсерами против броненосных крейсеров Камимуры, а затем в уже беспомощном состоянии, без руля, с крейсерами «Нанива» и «Такачихо» был оценён как образец доблестного поведения не только русскими, но и рядом иностранных, в том числе и японских авторов.

См. также

На «Рюрике» в должности помощника вахтенного начальника проходил службу Александр Васильевич Колчак .

Другие корабли с тем же названием

Ссылки

  • Р. М. Мельников. «Рюрик» был первым.

Наиболее крупный русский броненосный крейсер; один из самых удачных кораблей этого класса в мире. Создавался для взаимодействия в бою с линейными силами флота.

Спроектирован и строился в Англии (наблюдатели К.А. Теннисон и А.П. Титов), стоимость заказа составила 1,5 миллиона фунтов. По своим боевым и тактическим качествам не имел аналогов среди русских крейсеров, вполне соответствуя современным ему британским броненосным крейсерам типа «Minotaur» (правда, по архитектуре и конструкции весьма напоминал итальянские крейсера типа «Amalfi»).

Главными новшествами стали: а) введение смешанного угольно-нефтяного отопления котлов; б) размещение 10-дм и 8-дм орудий в двухорудийных башнях; в) применение механизмов подачи снарядов и зарядов. 254-мм орудия имели угол вертикальной наводки 35 градусов, а затапливаемые погреба с системой орошения были введены намного раньше, чем на собственно британских кораблях. Вместо использовавшихся ранее слабых 75-мм противоминных пушек были использованы казематные 120-мм, большая часть которых стояла на главной палубе в центральной части крейсера.

Бронирование было установлено с учетом «цусимского» опыта: даже дымовые трубы заключили в
бронированные кожухи. Главный пояс простирался на всю длину корпуса, его верхняя кромка доходила до батарейной (главной) палубы в 2,3 метра выше ватерлинии, нижняя кромка была опущена на 1,5 метра ниже ее уровня. В центральной части корпуса (между барбетами башен ГК) бронеплиты имели толщину 152 мм, верхний ярус - 127 мм, нижний - 102 мм. В носу пояс утончался до 76-102, в корме - до 76 мм; в кормовой оконечности находился 76-мм траверз.

Казематы на верхней палубе защищала 76-мм броня, конструктивно связанная с верхней кромкой пояса. Такую же защиту имели кормовые казематы для четырех 120-мм орудий. Толщина брони башен ГК насчитывала 203 мм, барбетов - 183 мм, крыши - 63 мм (толщина частей барбетов, находившихся за бортовой броней, составляла 51-108 мм). Для 203-мм башен эти же показатели составляли 178, 152 и 51 мм соответственно (скрытые за главным поясом части барбетов имели толщину 37-76 мм).

Наконец, в центральной части корпуса проходила 37-мм продольная противоторпедная переборка. Общая масса брони составила 32% нормального водоизмещения.

Непотопляемость обеспечивалась продуманным разделением корпуса на водонепроницаемые отсеки и новой системой выравнивания по крену и дифференту: отсеки в глубине корпуса могли быть заполнены через перепускные клапаны в течение 1,5 минут.

В целом корабль имел весьма мощное артиллерийское вооружение, развитую противоторпедную защиту и прочную конструкцию корпуса. Во время ходовых испытаний на мерной миле корабль в малом грузу и при мощности машин 20580 л.с. развил 21,58 узла.

В числе недостатков отмечалось слабое вертикальное бронирование; главная палуба 37 мм, нижняя - 25 мм с 37-мм скосами в центральной части корпуса. Кроме того, часть спардека, находившаяся над батареей 120-мм пушек, имела толщину 25 мм.

Нарекания вызывала и небольшая скорость хода, но, несмотря на это, «Рюрик» стал одним из сильнейших крейсеров мира.

В соответствии со старой традицией (головной корабль серии строится за рубежом, прочие по его образцу в России) на двух однотипных крейсерах хотели применить паротурбинные агрегаты, но от этих планов пришлось отказаться - проект успел морально устареть.

С началом войны крейсер стал флагманом командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н.О. Эссена; вместе с новейшим эсминцем «Новик» он образовал отдельную тактическую единицу (своего рода РГК), не входившую в состав бригад и дивизий.

После подрыва на германской мине в 1916 корабль капитально отремонтировали: была установлена фок-мачта (в 1917 ее заменили треногой британского типа) и переоборудован ходовой мостик. В состав вспомогательной артиллерии теперь входили две 47-мм и одна 40-мм зенитки, а также два пулемета.

В 1918 был частично разоружен и сдан к порту; 17-120-мм орудий демонтировали и передали кораблям речных и озерных флотилий, а также бронепоездам. Разобран в 1923 году. Снятые с крейсера 203-мм башенные орудия установили на форте «Серая Лошадь» (затем «Передовой»), где они служили и во вторую мировую войну.


Броненосный крейсер "Рюрик" - один из известнейших русских кораблей, принимавших участие в Первой мировой войне. Проектирование и постройка крейсера осуществлялись английской фирмой "Виккерс" в городе Барроу-ин-Фернесс по техническому заданию, разработанному в 1904 году Морским техническим комитетом (МТК) российского Морского министерства. Стоимость заказа составляла около 1,5 млн. фунтов стерлингов, в том числе корпус с броней 799500 фунтов.

Тип "Рюрика" явил собой развитие идеи о создании "башенного 15000-тонного крейсера", предложенный еще в 1895 г. Балтийским заводом и воплощенный в броненосцах типа "Пересвет". "Рюрик" вобрал в себя не только последние достижения науки и техники того времени, но и новейшие тактические взгляды на об эскадренной службе крейсеров.

Первоначально предполагалась постройка еще двух крейсеров по чертежам "Рюрика" на отечественных верфях, однако из-за предложения применить турбины в качестве главных механизмов и необходимости переделки проекта постройку кораблей сначала отложили, а затем и вовсе отменили.

Корабль был заложен (начат постройкой) 9 августа 1905 года, спущен на воду 4 ноября 1906 года. Имя "Рюрик" крейсер унаследовал от своего славного предшественника, броненосного крейсера , героически погибшего в бою с японской эскадрой 14 августа 1904 года.

Окончательно "Рюрик" вошел в состав Российского флота в июле 1909 года. До начала войны корабль совершил несколько заграничных плаваний, в частности в Англию и Францию.

Для России Первая мировая война началась 1 августа 1914 года (по старому стилю). В этот день кайзеровская Германия объявила войну Российской империи. 5 августа к Германии присоединилась Австрия. К моменту начала боевых действий "Рюрик" являлся флагманским кораблём командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена. Крейсер активно участвовал в боевых операциях против германского флота на Балтике, в обеспечении и самостоятельном выполнении минных постановок. Ниже приведены основные операции, в которых принимал участие "Рюрик".

1.09.1914. Отряд крейсеров - "Рюрик" (флаг), "Россия" , "Олег", "Богатырь", эскадренный миноносец "Новик" и ряд других кораблей вышли из Ревеля (Таллинн) для разведки на линии Стейнорт-Хоборг.

19.11.1914. Прикрытие минной постановки с минного заградителя "Амур" на путях германского флота. На выставленном "Амуром" минном заграждении погибли 4 немецких корабля.

14.12.1914. Самостоятельная постановка мин вместе с крейсером "Адмирал Макаров" у германских берегов, перед Данцигской бухтой.

13.01.1915. Прикрытие совместно с крейсерами "Адмирал Макаров" и "Баяном" минной постановки с крейсеров "Олег" и "Богатырь", на которой через несколько дней подорвался и получил повреждения крейсер "Аугсбург".

14.01.1915. Прикрытие минной постановки к северу от маяка Арнона.

13.02.1915. Отряд крейсеров в составе: "Рюрик", "Адмирал Макаров", "Олег", "Богатырь" (на борту каждого корабля находилось по 100 мин) получил задание поставить мины на подходах к Данцигской бухте. Около 4 часов утра при плохой погоде из-за неточности в счислении "Рюрик" на 16-узловом ходу ударился днищем о подводные камни в районе маяка Фарэ. Повреждение оказалось серьёзным, крейсер принял до 2400 тонн воды. Под конвоем отряда "Рюрик" 5-узловым ходом прибыл в Ревель, а затем в Кронштадт. Ремонтные работы заняли 3 месяца.

2.07.1915. Бой у Готланда: "Рюрик", встретив броненосный крейсер "Роон", крейсера "Любек" и "Аугсбург", вступил в бой, продолжавшийся около 30 минут. Получив попадание, "Роону" вместе с остальными кораблями удалось скрыться в тумане.

31.07.1915. Участие в переводе линкора "Слава" из Эре через Ирбенский пролив в Рижский залив.

11.11.1915. Постановка вместе с другими кораблями отряда минных заграждений к югу от острова Готланд под прикрытием линкоров "Петропавловск" и "Гангут".

6.12.1915. Для усиления поставленного ранее минного заграждения на зюйд-вест от острова Готланд выставлено более крупное заграждение, на котором через месяц подорвался легкий крейсер "Любек". Постановку мин прикрывали линкоры "Петропавловск" и "Гангут".

20.11.1916. "Рюрик", следуя совместно с линкором "Андрей Первозванный" и крейсером "Баян" из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, подорвался на мине в 2-х милях к югу от Готланда. Приняв около 500 тонн воды, крейсер самостоятельно дошёл до Кронштадта. Пострадало 52 чел. экипажа. Ремонт занял 2 месяца.

Февральская революция 1917 года в России, свергнувшая самодержавие, не могла не отразиться на судьбе Балтийского флота. Успешное наступление Германии вынудило увести корабли из Гельсингфорса, где они могли быть захвачены немцами, в Кронштадт. В этом знаменитом ледовом походе участвовал и "Рюрик". В конце 1918 года "Рюрик" был сдан на долговременное хранение, а в 1923 году - разобран на металл. Башни 203-мм оpудий использованы на фоpтах Кpонштадтского обоpонительного pайона.

За время службы крейсер несколько раз проходил модернизацию. Самая серьёзная была проведена перед Первой мировой войной и заключалась в установке ходовой рубки и фок-мачты вместо флагштока. В ходе войны были установлены дополнительные опоры фок-мачты, на которой также устроили наблюдательную площадку.

Постройка крейсера "Рюрик" - важный этап в развитии Российского флота. Броненосные крейсера во всем мире послужили толчком к созданию нового класса кораблей - линейных крейсеров, которые появились в составе флотов ведущих морских держав незадолго до Первой мировой войны.

Крейсер l ранга «Рюрик»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

«Рюрик» первый корабль в серии высокоавтономных крейсеров русского флота , предназначенный для действий на океанских коммуникациях. После передачи флоту нес службу в составе Тихоокеанского флота , входил в состав . В ходе русско-японской войны героически погиб 1 августа 1904 года , в трагическом, исключительном по упорству и тяжести бою. Исчерпав все возможности к сопротивлению «Рюрик» затонул под огнем окруживших его кораблей противника и этот подвиг был несправедливо предан забвению.

История создания

Теоретический чертеж крейсера «Рюрик».

В 1881 году при разработке 20-летней судостроительной программы было указано, что крейсерcкая война продолжает оставаться «почти единственным и сильным средством для нанесения существенного вреда торговым интересам неприятеля, обладающего значимым коммерческим флотом». По программе планировалось создать крейсерский флот из 30 крейсеров : 21- корветского ранга и 9- фрегатского. Корабли фрегатского ранга дали миру новый тип броненосного крейсера , с поясом брони по ватерлинии. После крейсера «Генерал-Адмирал» (4750 т, 1873 г.) появились крейсеры типа «Владимир Мономах» (5750 т, 1882 г.), «Память Азова» (6060 т, 1888 г.) и «Адмирал Нахимов» (8270 т, 1885 г.). Опыт создания этих кораблей должен был воплотить новые, более мощные крейсера. Первым таким кораблем нового типа стал «Рюрик».

В составе эскадры крейсер принимает участие в многих плаваниях и учениях. В 1899 году на борту «Рюрика» начальник эскадры контр-адмирал Я. А. Гильтебрандт совершает поход для осмотра Порт-Артура. В 1900 году во время Ихэтуаньского восстания в Китае «Рюрик» доставляет в порт Таку батальон 2-го Восточно-сибирского полка. С 1903 года "Рюрик вместе с крейсерами «Россия» , «Громобой» и «Богатырь» вошел в состав Владивостокского отряда крейсеров , командующим которого, стал контр-адмирал К. П. Иессен . До начала русско-японской войны корабли ведут интенсивную боевую подготовку: походы, совместные маневрирования, учебные стрельбы.

Участие в русско-японской войне

В ходе войны «Рюрик» совершал набеговые действия в составе Владивостокского отряда крейсеров на коммуникациях противника между Японией и Кореей. Совместно с другими крейсерами 29 января 1904 года потопил японский транспорт Nakanoura Maru, 12 апреля транспорт Haginura Maru, 13 апреля транспорт Kinsu Maru, а в период с 4 июля по по 19 июля 1904 года - 6 японских шхун, английский пароход Night Comender и германский пароход Tea.

Так же 2 июня 1904 года торпедировал и сильно повредил японский пароход Sado Maru, а 26 и 27 апреля 1904 года захватил в плен и по призовому праву отправил во Владивосток шхуны: Koey Maru, Taiey Maru, Hokusey Maru и Senrio Maru.

Гибель

Начавшийся бой вошел в историю, как Бой в Корейском проливе , другие названия Бой в Японском море или Бой у Ульсана.

Хронология событий на основе рапорта командующего Владивостокским отрядом крейсеров контр-адмирала К. П. Иессена .

5 ч 10 мин - японская эскадра приближается на 6 миль и открывает огонь. Снаряды калибром 203 мм ложатся рядом с бортами русских кораблей. Вслед за «Россией» ответный огонь открывают «Громобой» и «Рюрик», из 203-мм орудий левого борта. Огонь был сосредоточен на концевом Iwate и Tokiwa и там были замечены взрывы. Очень скоро сказалось огневое превосходство японцев, стрелявших залпами из 16 орудий калибра 203 мм, против 6 русских. Сильнее всех страдал концевой «Рюрик».

5 ч 23 мин - «Россия» в следствии падения давления в котлах резко сбрасывает ход (с 15 до 10 уз.). На "России сильно повреждена третья дымовая труба, это становится причиной резкого падения тяги в котлах. Избегая столкновения с флагманом «Громобой» круто уходит влево, до 45°. «Рюрик» вынужден уходить вправо.

5 ч 38 мин - отряд меняет курс на 20° вправо, «Россия» огнем из орудий левого борта пытается встретить подходящий крейсер Naniwa , оказавшись под огнем он круто ушел вправо и первую половину боя оставался в стороне.

5 ч 45 мин - «Рюрику» даны сигналы «меньше ход», а затем «Вступить в строй». Исполняя приказ «Рюрик» не только уменьшил ход, но даже временно застопорил машины. Наступил критический момент боя. Дистанция до противника уменьшилась, резко увеличилось количество попаданий. «Рюрик» получил тяжелые повреждения на корме, в результате из строя вышел рулевой привод. Далее руль был установлен в нейтральное положение и крейсер управлялся машинами.

Последующие два часа «Россия» и «Громобой» маневрировали пытаясь привлечь огонь японцев на себя, однако огонь был сосредоточен на «Рюрике».

7 ч 20 мин - «Россия» предпринимает прорыв для отхода на Владивосток, но «Рюрику» не хватает скорости.

8 ч 00 мин - последняя попытка флагмана вернуться на выручку «Рюрику».

8 ч 25 мин - «Россия» поворачивает в сторону Владивостока, увлекая за собой четыре японских крейсера. Около "Рюрика остаются Naniwa и Takachiho . У русского крейсера утрачена почти вся артиллерия, большие потери среди офицеров и матросов и большое количество разрушений по всему корпусу.

«Рюрик»

Российская империя

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Основной калибр

  • 2 х 2 - 254 мм/50 орудия;
  • 4 х 2 - 203 мм/50 орудия.

Противоминное и вспомогательное вооружение

  • 20 х 1 - 120-мм/50 орудия;
  • 4 47-мм/43 пушки;
  • 8 - 7,62-мм пулеметов Максима.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 х 1 457-мм подводных ТА.

Этот крейсер был назван в честь своего легендарного , погибшего летом 1904 года в бою с японской эскадрой в Желтом море. Корабль по праву считался «лучшим броненосным крейсером» своего времени и по праву стал флагманом Балтийского флота, а его первым командиром был назначен . Построенный в Англии по русским техническим требованиям «Рюрик» был еще и на редкость красив - его стремительный силуэт олицетворял идеал военно-морской эстетики - и не раз водил русские эскадры в заграничные походы, показывая Андреевский флаг по всему свету.

Общие сведения

Николай ІІ на юте «Рюрика», 1908 г.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, вряд ли мог найтись на Балтике более притягивавший взгляды тяжёлый корабль, чем броненосный крейсер «Рюрик». Его грациозный и вместе с тем мощный силуэт, в отличие от уходящих в прошлое форм - и , архаичных силуэтов и , тяжеловесных и каждый раз приковывал взоры сотен людей - когда маленькая балтийская эскадра под руководством неутомимого адмирала Н.О. Эссена, неизменно державшего свой флаг на «Рюрике», выходила в море на манёвры или учебные стрельбы. Крейсеру выпала редкая судьба. Задуманный в России и исполненный в Англии, «Рюрик» в части конструкции воплощал целую серию передовых идей, учитывавших свежий опыт русско-японской войны. Первенец среди русских тяжёлых кораблей послевоенного поколения, он долгие годы оставался флагманским кораблём Морских сил Балтийского моря, пользуясь особым расположением царя Николая ІІ, регулярно посещавшего крейсер. Во время мировой войны «Рюрик» был неизменным участником всех крейсерских операций флота, многих дальних минно-заградительных операций и действий по обеспечению лёгких сил. Дважды ему случалось получать весьма чувствительные повреждения и быть на краю гибели. Однако переменчивое военное счастье берегло крейсер - последним из тяжёлых кораблей Балтийского флота в марте-апреле 1918 г. закончил он Ледовую эпопею, встав на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море.

Предпосылки к созданию

Самое раннее обоснование необходимости создания нового броненосного крейсера прослеживается из доклада Николаю ІІ по Главному морскому штабу, представленного императору в конце 1903 г. В докладе говорилось, что «к 1 января 1905 г. надлежало вполне закончить постройку и боевое снабжение всех судов старой программы [т.е. 1895 - 1898 гг. - Авт.], а в текущем 1903 г. следовало начать судостроение в счёт будущей программы». Эта программа, реализовать которую Морское министерство планировало за период 1904 - 1914 гг., в главной своей части была представлена 16 эскадренными броненосцами (7 для чёрного моря и 9 для Балтики) - на них отводилось 268 млн. руб. (72% будущих ассигнований) - и только 44 млн. руб. (менее 12%) предполагалось истратить на 4 крейсера - два бронепалубных для Чёрного моря («по образцу «Богатыря») и два броненосных для Балтийского. Наряду с отнесёнными этим актом к постройке двумя броненосцами (они стали «Андреем Первозванным» и «Императором Павлом І») в списке фигурировал и броненосный крейсер. Однако, если водоизмещение линейных кораблей сохранялось (по 16630 т), то тоннаж крейсера значился уже как «от 12 до 14 тыс. тонн» разумная, нельзя не признать, оговорка, принимая во внимание необходимость совершенствования типа броненосного крейсера по опыту текущей войны.

Таким образом, идея постройки нового крупного броненосного крейсера прослеживается уже с конца 1903 г. Документы не выявляют никакой связи задачи создания этого корабля именно взамен геройски погибшего 1 августа 1904 г. броненосного крейсера «Рюрик». Напротив, во всех источниках единогласно указывается, что в качестве экстренной замены последнего, равно как и в качестве замен и , Морское министерство, начиная с октября 1904 г., планировало постройку крейсера типа .

История создания

Проектирование

Начиная с октября 1904 г. проекты больших броненосных крейсеров от иностранных компаний и отечественных инженеров поступали в МТК от в большом количестве. Однако наибольшее внимание привлекли ведения по одной из разработок броненосного крейсера «Виккерс» для русского флота,Проект, датированный 21 октября 1904 г., представлял собой корабль водоизмещением около 14750 т. Тем более что за определением победителя в «параде проектов» броненосного крейсера логически следовало избрание в качестве подрядчика разработавшей его фирмы. Объективности ради, следует отметить ещё одно немаловажное обстоятельство: изо всех компаний, представивших проекты, «Виккерс» обладала наибольшими достижениями по части строительства линкоров и больших крейсеров. Таким образом, 7 имевшихся за плечами «Виккерс» больших крейсеров и 5 линкоров (все из них строились с полным вооружением и машинным оснащением) являлись несокрушимым аргументом в пользу мнения о немалой опытности фирмы в своём деле.

В марте 1905 г. МТК уточнил требования к вооружению будущего крейсера. Они заключались в установлении его главного калибра из 4 10” и 8 8" орудий (привода башен - электрические), а также в замене 20 75-мм пушек таким же количеством 120 мм орудий. Окончательные элементы для проектирования были установлены МТК на заседании 19 мая 1905 г. Осадка в нормальном грузу определялась в 26 фут (7,93 м), толщина плит главного броневого пояса в середине корпуса составляла 152 мм (в оконечностях 76 мм), при углублении бортовой брони на 5 фут (1,52 м) ниже ватерлинии. Броня верхнего пояса, защищающая орудия батареи, предусматривалась в 76 мм, разделительные траверзы между орудиями - дюймовой толщины (25 мм). Толщина продольных броневых переборок- 51 мм. Два четырёхцилиндровых агрегата тройного расширения пара, работающие на два вала, должны были при частоте вращения не свыше 135 об/мин сообщать крейсеру скорость хода не менее 21 уз. при нормальной нагрузке. Машины требовалось снабжать паром от водотрубных котлов Бельвиля, отапливаемых углем и, в качестве дополнительной меры, нефтью. Запас угля, соответствующий нормальной нагрузке крейсера, определялся в 1160 т (при полной нагрузке доводился до 2000 т). Ёмкость нефтяных ям устанавливалась в 250 т, цистерн запасной котельной воды - 250 т.

17 ноября 1905 г. МТК, наконец, утвердил спецификации и рабочие чертежи нового крейсера с учётом указанных выше замечаний. Спустя почти два месяца, 10 января 1906 г., состоялось подписание официального контракта на постройку броненосного крейсера за оговоренную ранее сумму в 1,5 млн. фунтов стерлингов. Примечательно, что строительство «Рюрика» ко дню подписания контракта продолжалось уже почти ровно пять месяцев - первые листы корпуса будущего крейсера легли на кильблоки верфи «Виккерс» в Барроу 9 августа 1905 г.

Постройка и испытания

«Рюрик» в достроечном бассейне.

Постройка «Рюрика» началась задолго до начала подписания официального контракта - настолько острой была потребность в новых тяжёлых кораблях для обескровленного Цусимой русского флота. К моменту его подписания в январе 1906 г. общий вес выставленных корпусных конструкций достигал внушительной цифры 2600 т. Уже к этому времени проект оброс множеством усовершенствований. Поэтому в появившейся в начале 1906 г. спецификации крейсера оговаривалось, что «все старания будут приложены для приведения судна к нормальному водоизмещению в 15000 т». Этим условием Морское министерство стремилось всячески избежать перегрузки корабля, однако уже к моменту появления спецификации перегрузка достигла 200 т, которые складывались следующим образом: бронирование котельных кожухов (52,5 т); разделительные переборки батареи и траверзы (увеличены до 25 мм) (47,0 т); мелкокалиберная артиллерия с боезапасом (30,25 т); вспомогательный руль с приводами и литыми частями (27,5 т); доведение толщины кормовой боевой рубки до 203 мм, её трубы до 127 мм (1З,0 т); увеличение толщины крыши башен 10" орудий на 12,5 мм (11,0 т); увеличение веса корпуса вследствие вышеописанного (18,75 т).

5 мая 1906 г. на крейсер прибыл постоянный командир, капитан 1 ранга Н.О. Эссен, герой обороны Порт-Артура, боевой офицер и бывалый моряк. Его приезд не добавил спокойствия англичанам - Эссен сразу выдвинул целый ряд конструктивных новаций. Самой первой и зримой его инициативой стал отказ от бронированных рубок бортовых дальномерных постов, предусмотренных побортно на полубаке подле второй и третьей дымовых труб. Сначала по инициативе Н.0. Эссена и К.А. Теннисона МТК поставил перед «Викерс» вопрос отказа от кормовой (толщина стенок 76 мм, крыши 38мм), а затем и от носовой (127 и 38 мм)пары этих рубок. Дальномеры же перенесли в боевые рубки, расширив их до размеров, допускающих размещение инструментов. Были добавлены также новые помещения для экипажа - кубрики для команды и каюты для кондукторов, прачечная, сушильня, хлебопекарня.

«Рюрик» перед его уходом из Англии в Россию.

В дальнейшим в ходе строительства вносились ещё много изменений, но они уже были незначительны. Спуск корабля состоялся 4 ноября 1906 г., событие это прошло гладко и без особого шума. Зимой 1906/1907 гг. шла достройка корабля на плаву. Весной эти работы были завершены и по инициативе компании приступили к ходовым испытаниям крейсера. 6 июля 1907 г. крейсер вывели в море и у Глазго сделали несколько пробегов на разных скоростях. Вибрации не наблюдалось. Из 14 пробегов, в ходе которых скорость корабля постепенно увеличивали с 9,9 уз. до наибольшей, четыре последних были на полный ход. Он составил в среднем 21,4 уз. при зафиксированной мощности машин 20591 л.с. и 143 оборотах. Водоизмещение крейсера в начале испытаний составляло 15133 т (средняя осадка 7,96 м), в конце - 15040 т (7,91 м).

В конце августа 1908 г. крейсер (с годичным опозданием против контракта из-за проблем с орудийными башнями, условно принятый по ходатайству «Виккерс», совершенно уверенной в благополучном исходе повторных испытаний стрельбой в Балтийском море, поднял Андреевский флаг и вышел на Родину, где уже русскими инженерами были исправлены все недочеты английской фирмы.

Описание конструкции

Конструктивные особенности

Главная конструктивная особенность «Рюрика» заключалась в том, что он определённо не относился ни к довоенной разновидности тяжёлого артиллерийского корабля, ни к его постцусимскому типу, начало которому в русском флоте было положено лишь . Как и пара линкоров «Андрей Первозванный» - «Император Павел І», в компанию которых предполагалось его вхождение в качестве эскадренного крейсера, он являлся переходным кораблем от додредноутов к дредноутам, дань чему отдали во флотах всех крупных морских держав. В конструкции «Рюрика» причудливо сочетались новые длинные орудия с прежними лёгкими снарядами, полный пояс по ватерлинии и бронированная трюмная переборка - с принятым ранее характером расположения поясных плит, совершенная система непотопляемости - с поршневыми машинами, протяжённый таран - с современной системой контроля огня. Задуманный в соответствии с довоенными воззрениями, он ещё не мог всецело воплощать опыт морских сражений русско-японской войны.

Корпус

Носовая оконечность «Рюрика» во время докового ремонта крейсера в Кронштадте, начало июня 1911 г.

Основной продольной конструктивной связью набора был вертикальный плоский киль толщиной 16 мм на протяжении половины длины корпуса посередине и 12 мм в оконечностях. Высота киля составляла 1020 мм по всей длине судна. В плоскости днища он подкреплялся двумя горизонтальными листами - внутренним 16мм толщины (в оконечностях 12 мм) и наружным в 25 мм (в оконечностях 16 мм). Верхняя кромка киля с обеих сторон усиливалась непрерывным угольником 89 х 89 мм. Продольный набор корпуса состоял из пяти стрингеров с каждого борта. Первый и второй были непрерывными, не водонепроницаемыми и имели толщину 12 мм. Высота их составляла 1020 мм; в оконечностях они выступали поверх поперечного набора и изготавливались из 2-образного профиля высотой 254 мм. Третий, четвёртый и пятый стрингера выполнялись интеркостельными между шпангоутами и изготавливались из листов толщиной 10 мм. Поперечный набор (шпангоуты) на протяжении от 8 до 222 шп. имел шпацию равную 1219 мм (4 фута), а в оконечностях 914 мм (3 фута)

План палуб «Рюрика».

Крейсер имел три непрерывных палубы - верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя состояла из листов толщиной 15 (в середине) - 10 (в оконечностях) мм, средняя (броневая) 38 мм и нижняя (также броневая) 25 мм. В качестве меры для уменьшения бортовой качки «Рюрик» был оснащён двумя боковыми килями длиной по 60 м высотой 0,76 м. Они состояли из стальных листов толщиной 11 мм, между которыми находилась еловая заделка, и присоединялись к обшивке угольниками 76 х 89 х 5 мм. Помимо этих килей крейсер имел также два тиковых доковых киля длиной 28 м, подбитых внизу стальной полосой толщиной 6 мм. Штевни «Рюрика» изготавливались из литой стали. Форштевень по высоте простирался до уровня средней палубы, выше которой носовая часть корабля образовывалась «соответственно изогнутым›› листом в 18 мм, а ахтерштевень под кормовым подзором в месте прохода головы руля был сделан уширенным, причём в точке пересечения его с баллером руля предусматривались «сальники из пушечного металла». Сам руль имел балансирную форму, общая площадь его составляла 26,5 мг. Конструктивно он состоял из стальной литой рамы (единая отливка), заполненной деревом, поверх которого шла обшивка из листов толщиной 10 мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Машинно-котельная установка «Рюрика» была выполнена полностью в соответствии о тогдашними предпочтениями МТК -в её состав входило два комплекта вертикальных четырёхцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения и 28 водотрубных котлов системы Бельвиля. Наибольшая развитая кораблём во время ходовых испытаний скорость равнялась 21.43 уз. при 143 об/мин и мощности 20591 л.с., что почти на 900 л.с. превысило контрактную (19700 л.с.). В дальнейшем в ходе всей службы крейсера его механическая установка никогда не давала повода для нареканий со стороны машинной команды. Нормальный запас топлива равнялся 1200 т, полная вместимость угольных ям составляла 2000 т. Для погрузки угля применялись лебёдки грузоподъёмностью 1 т. Нефть хранилась в междудонном пространстве на протяжении 100 - 130 шп., питательная вода для котлов также в междудонье на протяжении 132 - 170 шп. Дальность плавания крейсера составляла - 21-узловым ходом 2568 и 1490 миль при запасе угля соответственно в 2000 и 1200 т и 10-узловым - соответственно 4290 и 2490 миль.

Экипаж и обитаемость

По проекту экипаж крейсера состоял из 20 офицеров и классных чиновников, 16 кондукторов и 875 нижних чинов. Однако в итоге полный штат экипажа на «Рюрике» составлял 964 человека (28 офицеров и классных чинов, и 936 кондукторов, унтер-офицеров и матросов). Размещение его было традиционным для тяжёлых артиллерийских кораблей начала ХХ столетия - команда в кубриках в носу, офицеры в каютах в корме. Помещения нижних чинов занимали всё пространство под полубаком, включая казематы 120-мм артиллерии (здесь матросы подвешивали на ночь свои койки). Помимо этого, в самом носу находились командные гальюны, а перед носовой 10" башней - большой лазарет. Все остальные помещения личного состава полностью занимали пространство на средней палубе за исключением лишь шахт подачи 10" и 8” артиллерии, а также дымоходов и воздуховодов машинно-котельных отделений. В нос от траверза находились каюты кондукторов и их кают-компания, для подвесных коек матросов отводилась вся средняя палуба в корму от носового траверза до второй пары 8” башен. Здесь располагались ещё камбуз и баня команды, а так- же боевая операционная. . Каюты офицеров шли вдоль обоих бортов, заходя за 10” башню, далее по левому борту располагались помещения командира, а по правому и далее в корму - адмиральские апартаменты, включавшие кабинет, спальню, столовую и салон.

Бронирование

Схема бронирование «Рюрика».

Основу броневой защиты корпуса «Рюрика» составлял пояс по ватерлинии. В пределах цитадели корабля (между наружными краями 10" башен) он состоял фактически из двух самостоятельных поясов один поверх другого. Верхний, перекрывавший участок борта между верхней и средней палубами, имел толщину 76 мм, нижний, нисходящий от уровня средней палубы до отметки 1,5 м ниже конструктивной ватерлинии (чему соответствовала осадка 7,93 м), состоял из плит толщиной 152 мм, а у нижней кромки толщина его уменьшалась до 102 мм. Толщина рубашки борта за обоими поясами в пределах цитадели составляла 22 мм, а оба они подкреплялись по всей высоте вертикальными Z-образными стойками 203x89x75 мм, расположенными через 610 мм (2 фута). Общая высота бортового бронирования цитадели равнялась 3200 мм.

Башни 10" орудий имели лобовую и бортовую броню в 203 мм, 152 мм тыльные плиты, 64-мм крышу и 76-мм подшивку свеса. Барбеты 10" башен были толщиной 184 мм в открытой части (над полубаком и средней палубой для носовой и кормовой башен соответственно), 108 мм у носовой башни далее вниз до средней палубы, и, наконец, 51 мм у обоих башен между средней и нижней палубами. Плиты барбетов на всю высоту от уровня башенного погона и выше соединялись между собой стальными шпонками, все низлежащие плиты скреплялись друг с другом пазовыми планками 380x25 мм. Там, где 184 мм плиты барбетов простирались ниже уровня опорных катков башни, они в качестве дополнительного крепления соединялись между собой в замок посредством выступа в одной плите в ответную выемку другой («в шпунт»).

Особенностью конструктивной подводной защиты «Рюрика» была трюмная подводная переборка, простиравшаяся по всей длине цитадели крейсера. Толщина ее составляла 38 мм, выполнялась она из стали повышенного сопротивления. Переборка подкреплялась вертикальными стойками из бульбовой стали 203x88 мм через шпацию (1219 м); верхние и нижние концы стоек крепились к бимсам нижней броневой палубы и к обшивке днища соответственно.

Вооружение

Главный калибр

Башня главного калибра 10"

Стрельба главным калибром 10"

В качестве основного крупнокалиберного орудия «Рюрик» получил новейшую 10" артиллерийскую систему в 50 калибров длиной, до этого в русском флоте не применявшуюся. Это орудие во многом наследовало 10"/45 орудию, спроектированному в 1892 г. А.Ф. Бринком для броненосцев береговой обороны типа и «броненосцев-крейсеров» типа . Конструктивно орудие следовало традиционному для русской морской артиллерии типу и, как и 10-дюймовая модель 1892 г., состояло из внутренней трубы, скреплённой двумя рядами длинных цилиндров (первый шёл до дула, второй на 1/З длины до него не доходил), поверх которых надевался кожух. Нарезка, как и у 10"/45 прототипа, была постоянной крутизны, с углом наклона в 6°, ход нарезов равнялся 30 калибрам. Нарезная часть длиной 10249 мм имела 60 нарезов (у 10"/45 орудия - 68). Общая масса ствола с 620-кг поршневым затвором составляла 27846 кг (у 10"/45 0РУдия _ 22735 кг).

Второй главный калибр крейсера был представлен четырьмя 8" двухорудийными башенными установками, также конструкции «Виккерс››. Стволы 8”/50 орудий весом 14380 кг (с затвором) состояли из внутренней трубы, скрепленной двумя рядами цилиндров, кожуха и казенника, в который ввинчивался поршневой затвор (вес последнего 256,8 кг). Длина нарезной части составляла 8167 мм, нарезка постоянной крутизны имела ход 30 калибров, глубина нарезов равнялась 1,52 мм.

Противоминная и вспомогательная артиллерия

Орудие 120 мм. Общий вид.

Противоминная артиллерия «Рюрика›› состояла из 20 120-мм/50 орудий и была сосредоточена в двух группах - средней и кормовой. Основная группа (16 орудий) располагалась в середине корпуса на верхней палубе, ещё четыре орудия в корме находилась палубой ниже; все они были установлены в отдельных казематах. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной по всей длине тремя цилиндрами (в один слой), поверх которых надевался кожух. Нарезная часть ствола длиной 5042 мм имела 28 нарезов постоянной крутизны (ход 30 калибров) глубиной 0,96 мм. Общий вес ствола с затвором равнялся 3150 кг.

Наряду с артиллерией главного и противоминного калибра на крейсере имелось четыре 47-мм/43 пушки Гочкиса, как указывалось в спецификации, «с установкой на шлюпки››. Здесь же оговаривалось, что эти орудия будут «все последнего английского образца, приспособленные под русские патроны». На корабле эти орудия должны были устанавливаться вдоль обоих бортов на полубаке в середине корпуса и выполнять роль салютных, однако позд- нее их было решено установить по одной на крыше 8" башен, чтобы совместить обе функции - и салютных, и практических орудий. Общее количество боезапаса составляло 636 выстрелов (унитарный патрон), размещённых в носовом и кормовом погребах. Вес снаряда составлял 1,5 кг, вес его разрывного заряда 20 г, вес бездымного пороха в патроне 310 - 350 г.

Минно-торпедное вооружение

Подобно всем тяжёлым артиллерийским кораблям крейсер был оснащён и торпедным вооружением - два траверзных подводных аппарата калибра 450 мм находились в большом отсеке у основания носовой 10” башни. Их оси располагались под прямым углом к диаметральной плоскости, причём оба были установлены несколько со смещением по отношению друг к другу, так что они могли перезаряжаться одновременно. Боезапас каждого аппарата состоял из трёх торпед.

Зенитное вооружение

В ходе войны на крейсере появились зенитное вооружение. Летом 1916 г. на «Рюрике» установили первое 63-мм (2,5”) зенитное орудие системы Обуховского завода (ОСЗ). Установку поместили на полубаке, в самом носу, между гюйсштоком и палубными клюзами: угол её вертикального наведения составлял 75°, поэтому условия использования требовали максимально большей удалённости от крупных габаритов - орудийных башен, надстроек, мачт. Вслед за этим установили ещё одно такое же орудие, на корме, рядом с флагштоком. В апреле 1917 г. «аэропушки» крейсера было решено за- менить 76-мм артсистемами Лендера, а первые передать на новые эсминцы и . Воспоследовало ли это, пока неясно. Помимо этих орудий на «Рюрике» некоторое время стоял 40-мм зенитный автомат «Виккерс». Кроме того, два пулемёта были переделаны для стрельбы по воздушным целям.

Система управления огнём и вспомогательное оборудование

Для управления артиллерийской стрельбой на крейсере была установлена система контроля огня, разработанная и изготовленная фирмой-строителем. Она состояла из дающих и принимающих приборов прицела, целика и линий электрической синхронной передачи. При этом все принимающие приборы левого и правого бортов объединялись соответственно в две независимые цепи.

Дальномерное оборудование крейсера совершенствовалось в течение всего его периода службы. Сначала к двум 9-футовым дальномерам был добавлен 1 4,5-футовой «Барр энд Струд» «для навигационных целей», затем ещё 1 9-футовый. Пика состав дальномеров достиг уже в ходе войны. Перед началом кампании 1916 г. крейсер получил 2 9-фуговых дальномера на крышах 10” башен в рубках, защищённых 50-мм бронёй. Общий состав дальномеров на нём достиг пяти 9-Футовых «Баррэнд Струд» (2 в башнях, 3 на крыльях мостика - последние могли использоваться в секторе по 100°), 1 9-футовый Поллена на носовой боевой рубке (по 90” на борт), 24,5-футовых «Барр энд Струд» (1 при зенитном орудии, 1 на переднем мостике для навигационных целей). Кроме этого, имелась ещё стереотруба Цейса, 1 дальномер Фуэсса и 2 - Мякишева. В это же время носовая дальномерная рубка была заменена новой, более просторной, с толщиной стенок 152 мм, крыши 127 мм.

История службы

Плавания броненосного крейсера «Рюрик», 1908-1914 гг.

  • 8.8. - 2.9.1908 г. - Переход из Англии в Россию.
  • 12 -28.7.1909 г. - Поход с императорскими яхтами и «Полярная звезда» в Англию для участия в международном морском параде.
  • 23 -24.6.1910 г. - Участие в маневрах Морских сил Балтийского моря в присутствии депутатов Государственной думы.
  • 13.7 -2.11.1910 г. - Совместно с кораблями Балтийского отряда поход в Черногорию на празднование 50-летия правления короля Николая Черногорского.
  • 25.2.1911 г. - Создание бригады линейных кораблей Морских сил Балтийского моря и включение в её состав крейсера «Рюрик».
  • 1.5.1911 г. - Авария крейсера (касание грунта) на Большом Кронштадтском рейде.
  • 17 - 19.7.1911 г. Участие в двусторонних маневрах Морских сил Балтийского моря.
  • 26.7 - 7.8.1911 г. Визит совместно с линейным кораблем «Цесаревич» в германский порт Травемюнде.
  • 19 - 23.9.1911 г. Плавание в составе эскадры по Балтийского морю с заходом в датский порт Киеге.
  • 8 -19.9.1912 г. Поход с эскадрой в Копенгаген 4.7.1913 г. Участие в общефлотских стрельбах в высочайшем присутствии.
  • 18 -21.8.1913 г. Участие в двусторонних маневрах Морских сил Балтийского моря.
  • 27.8 -21.9.1913 г. Заграничное плавание с эскадрой Морских сил Балтийского моря с заходом в Портленд, Брест, Ставангер.

Боевые операции крейсера «Рюрик», 1914-1918 гг.

  • 18.7.1914 г. Выход в море совместно с бригадой линкоров для прикрытия постановки центрального минного заграждения.
  • для поиска и уничтожения дозорных кораблей противника.
  • 4 -7.11.1914 г. Поход к германскому побережью для прикрытия минной постановки с минного заградителя «Амур».
  • 30.11 - 3.12.1914 г. Совместно с крейсерами «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь» участие в заградительной операции у германского побережья.
  • 30.12.1914 - Совместно с 1-и бригадой крейсеров.
  • 2.1.1915 г. - поход в центральную часть Балтийского моря для прикрытия минной постановки крейсером «Россия».
  • 30.1 - 2.2.1915 г. - Выход совместно с 1-й бригадой крейсеров в Балтийское море для прикрытия минной постановки с крейсеров «Олег» и «Богатырь». Авария «Рюрика» у маяка Фарэ и возвращение в Ревель.
  • 17 -21.2.1915 г. - Переход в Кронштадт для ремонта в доке.
  • 22.2 - 10.5.1915 г. - Ремонт в Кронштадте.
  • 10.5.1915 г. - Переход в Ревель для довооружения.
  • 17- 19.6.1915 г. - Выход в море совместно с 1-й бригадой крейсеров для обстрела Мемеля. Бой с германским крейсером «Роон».
  • 17 - 18.7.1915 г. - В составе 1-й бригады крейсеров конвоирование линейного корабля «Слава» на переходе из Гельсингфорса в Рижский залив.
  • 28 - 30.10.1915 г. - Совместно с крейсерами 1-й бригады и линкорами «Гангут» и участие в минно-заградительной операции на германских коммуникациях в районе банки Хоборг.
  • 22 - 24.11.1915 г. - Совместно с крейсерами 1-й бригады и линкорами «Гангут» и «Петропавловск» участие в минно-заградительной операции на германских коммуникациях в южной части Балтийского моря.
  • 31.5- 1.6.1916 г. - Поход с крейсерами «Олег», «Богатырь» и отрядом эсминцев в Норчепингскую бухту для уничтожения германских транспортов.
  • август - октябрь 1916 г. - Плавания в Або-Оландских шхерах в составе 1-й бригады крейсеров.
  • 6 - 8.11.1916 г. - Совместно с линкором «Андрей Первозванный» и крейсером «Баян» переход из Гельсингфорса в Кронштадт на зимовку. Подрыв на мине в районе маяка Южный Гогланд.
  • 10.11.1916 г. - 17.1.1917 г. - Ремонт в Алексеевском доке Кронштадского порта.
  • 25 - 28.1.1917 г. - Переход из Кронштадта в Ревель.
  • сент. - окт. 1917 г. - Плавание в Финском заливе.
  • 25 - 27.2.1918 г. - Переход из Ревеля в Гельсингфорс.
  • 12 - 17.3.1918 г. - Переход из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1 -го отряда боевых кораблей Балтийского флота.
  • 5 - 10.4.1918 г. - Конвоирование ледокола «Ермак» при проводке 2-го отряда боевых кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт.
  • октябрь 1918 г. - Сдача на хранение в Кронштадский порт.
  • 6 января 1923 г. - Переход в Петроград на Балтийский завод.
  • 2.1922 г. - 6.1924 г. - Демонтаж механизмов и вооружения.
  • 1.11.1923 г. - Передача корабля комиссии Госфонда для разделки на металл.

Командиры

1906 г. Капитан 1 ранга Эссен Николай Оттович (11.12.1860- 7.05.1915)

1906-1908 гг. Капитан 1 ранга Стеценко Константин Васильевич (21.05.1862-?)

1908-1910 гг. Капитан 1 ранга Угрюмое Алексей Петрович (6.01,1859-14.12.1937)

1910-1911 гг. Капитан 1 ранга Шторре Иван Александрович (27.05.1862-?)

1911-1914 гг. Капитан 1 ранга (17.07.1868-16.01.1920)

1914-1917 гг. Капитан 1 ранга Пышнов Александр Михайлович (27.08.1873- ?)

1917-1918 гг. Капитан 1 ранга Руднев Владимир Иванович (3.11.1879- 25.02.1966)