Кто появился раньше: Адам или Ева? История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

Предания об Адаме и Еве у разных народов

История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

    Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

    Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

    Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

    Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.

Библейская трактовка происхождения человечества вызывает много споров не только среди атеистов и агностиков. Некоторые нюансы не вполне понятны и глубоко верующим людям. Один из самых спорных вопросов касается продолжения рода от сыновей Адама и Евы.

В Писании есть упоминания о трех детях первых людей, созданных Богом. Они называются поименно. Первенец Адама и Евы - Каин (Бытие 4:1). Спустя какое-то время у пары родился второй мальчик, названный Авелем (Бытие 4:2). В возрасте 130 лет Адам стал отцом третьего сына, Сифа (Бытие 4:25), о котором сейчас часто забывают. О дочерях не сказано ни слова.

При этом Библия четко указывает, что кроме Адама и Евы никаких других первых людей на Земле просто не было. Откуда же Каин, а впоследствии и его брат Сиф взяли себе жен, чтобы продолжить человеческий род?

Жена в земле Нод

После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод . Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод , там «познал жену» и стал основателем большого рода.

С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» - это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом .

Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.

Другие возможные потомки Адама

В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках , описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.

О Лилит много информации в Алфавите Бен —Сиры . Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа , сын Сираха (или просто Бен —Сира ). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.

Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной , Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен —Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому - могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия - еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.

Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта , III -I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.

Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод .

Братская любовь

Если обратиться к традиционному толкованию Ветхого Завета, то можно получить совсем другую версию. В Библии указывается, что первый человек прожил 930 лет (Бытие 5:6). По завету Божьему ему положено было «плодиться и размножаться». За такой долгий срок жизни у основателя рода человеческого могло быть много других детей, а не только Сиф , Каин и убитый последним Авель.

Подтверждение тому есть в Бытии 5:4. Там сказано, что после рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет. За это время у пары появилось множество сыновей и - что важней всего - дочерей. Точное количество не указывается, но еврейские историки и толкователи Ветхого Завета Флавий и Джозэфус считают, что мальчиков среди них было около 30, а девочек - не менее 23.

Несомненно, за 800 лет многие из потомков Адама выросли, женились и сами стали родителями, значительно увеличив тем самым народонаселение планеты. На ком же женились мужчины из рода Адама и Евы, если кроме их сестер других женщин на земле просто не было? В этой ситуации единственным выходом было заключение внутрисемейных браков.

Придя в землю Нод , Каин либо уже был женат на одной из сестер или племянниц, либо встретил там будущую жену из своей же непомерно разросшейся семьи. Мужая, сыновья Адама наверняка оставляли дом родителей и обустраивали собственные жилища на новых местах. Они и могли основать поселение в земле Нод , где Каин стал мужем и продолжателем рода.

Понятие инцеста в ветхозаветные времена не существовало. Оно было введено лишь во времена Моисея. Тогда появился строгий запрет на бракосочетания с кровными родственниками во избежание рождения потомства с генетическими уродствами. До этого момента кровосмесительные браки были сильно распространены, о чем свидетельствует и жизнеописание Авраама . Он жил за 400 лет до Моисея. Супругой Авраама была его кровная по отцу сестра (Бытие 20:11-13).

Версия о том, что Адам был женат на своей сестре или другой ближайшей родственнице, подтверждает большинство положений Библии. В частности и то, что все люди являются друг другу братьями не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Все живущие на земле произошли из одного семени и состоят в генетическом родстве.

Один из самых спорных вопросов возникающих у людей, читающих Библию — это дети Адама и Евы, а также их количество. Откуда появилась жена для Каина, как все было устроено и т.д.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно окунуться во всю историю Библии, а не брать только одну ее часть. Итак, для начала давайте разберем замысел Божий, он следует через всю Библию.

Представьте, что вы пришли в галерею, где выставлено превосходное полотно во всю стену.

На нем изображена история разных событий. Если вы встанете перед полотном, ваш взгляд уловит только тот фрагмент картины, который будет перед вами и сколько сможет охватить ваш взгляд.

Но если вам удастся отойти на расстояние, то вы увидите все полотно, вашему взору откроется вся картина происходящего — что хотел показать и рассказать художник.

И если мы сосредоточимся на одной истории событий, то возникнут вопросы. В этом не будет никакой последовательности и смысла. Так давайте будем смотреть на все полотно библейской картины в целом.

И есть еще одно «но» — смотря в прошлое, мы смотрим через призму сегодняшних дней и думаем, что все законы, взгляды, тот образ жизни был таким же, как и сейчас. Это далеко не так.

В наши дни продолжительность жизни значительно сократилась, количество рождаемых детей сведено к минимуму, по причине здоровья или материального достатка. На сегодняшний день есть законы, кодексы, различные правила, которые определяют рамки управления обществом.

В ветхозаветное время от Адама до Моисея у человека были только совесть и свободная воля. По причине отсутствия правил и законов — не было ни преступления, ни наказания. Так что не трудно представить события тех дней.

Источник творения

Замысел Божий заключался в том, чтобы создать человека подобного Себе (как и дети, которые рождаются, похожи на своих родителей). Человек был создан для общения с Богом, вечной жизни без страданий и слез, болезней и зла.

Адам был один в саду (Быт 2:18). В Библии написано: «НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ ».

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт.2:20)

После непослушания Богу произошло падение всего человечества. Так как, например, семя яблока содержит всю информацию о дереве (как оно выглядит, какова его высота и объем, размер дерева и плода и т.д.), так и Адам содержал всю информацию о человечестве внутри себя.

Покинув Эдемский сад, Адам продолжал жить, но уже измененным — грех вошел в его жизнь, общение с Богом было потеряно, что изменило всю историю человечества. Человек познал, что такое зло и смерть.

Повеление Творца плодиться и размножаться человек исполняет и по сей день, создавая подобных себе.

У Адама родился первенец Каин, второй Авель (Быт. 4:1-2). Они оба работали: Каин занимался земледелием, а Авель скотоводством.

Однажды они принесли Богу дары. И один и другой хотели угодить Богу, но дар Авеля понравился Творцу больше. Это очень сильно огорчило Каина и грех проявил свою работу. Каином овладевает зависть, с которой он не смог справиться, и результатом этого было решение убить брата.

В ситуацию вмешивается Бог, говоря Каину, что грех хочет поработить его, и он должен господствовать над ним. Каин имел свободную волю и он выбрал идти по пути зла (Быт 4:7). Он убивает Авеля, своего брата, из-за зависти и обиды. Это было первым убийством в истории.

Каин

Господь в наказание лишает Каина радости и удовольствия в работе, которой он занимался.

Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. (Быт.4:12)

Каин скитается много лет. В те дни люди жили по 900 лет и более, и у Адама и Евы рождается еще множество детей, которые населяют землю.

Поскольку не было никаких законов и постановлений, кроме как плодиться и размножаться, люди женились и выходили замуж без каких-либо проблем — это была норма.

После многочисленных лет скитаний Каин находит жену. Здесь начинается родословная Каина (Быт 4:17-22). Сколько точно детей у него было не указывается, только идет перечисление всех первенцев (Енох, Ирад, Махиаель, Мафусал, Ламех, Иавал, Тувал-Каин).

Сиф

Адаму было 130 лет, когда родился Сиф, вместо Авеля. Пошла новая ветвь (Быт 5), через которую будут рождаться люди, ищущие лица Господнего.

У евреев, как известно, очень важна родословная. Поэтому указывается первенец в каждом поколении, но количество других детей может быть великое множество.

По этой же линии пришел и Христос - Спаситель мира, который возьмет грехи всего человечества, станет искупительной жертвой за нас.

Дети Сифа

Сиф - праотец целого поколения праведников, проживший 912 лет. Вот остальные первенцы: Каинан, Малелеил, Ирадет, Енох, Мафусал, Ламех.

Не о всех из них Библия говорит, что они отличались чем-то особенным. Но прослеживается путь поклонников, любящих Создателя, желающих служить Творцу, ходить в святости и чистоте мыслей.

Одна из выдающихся личностей Библии - это Ной (сын Ламеха). Потомки Ноя — его три сына: Сим, Хам, Иафет. Эта история открывает нам жизнь людей, способных сохранить верность Богу среди развращенного человеческого рода. Способных устоять давлению общественного мнения, быть не такими, как остальные.

Напомню, что все люди, кроме семьи Ноя (его жены, сыновей с их женами) погибли в величайшей катастрофе мира — всемирном потопе. Земля наполнилась злодеяниями, зло царствовало и процветало, и только один Ной нашел благоволение в глазах Бога.

И снова история повторяется. Человечество начинает снова развиваться, плодиться и размножаться, но уже от Ноя и его семьи. Жизнь продолжается…

Заключение

Точное количество детей Адама неизвестно никому. Но одно можно сказать точно — их было бесчисленное множество.

Одни стремились искать лица Божьего, другие жили так, как они хотели и считали для себя нужным, что свидетельствует о свободной воле человека.

Эта история продолжается и до сегодняшних дней, каждый из нас выбирает как ему поступать. Каковы мысли человека — таков и он, говорит Библия.

Библейская трактовка происхождения человечества вызывает много споров не только среди атеистов и агностиков. Некоторые нюансы не вполне понятны и глубоко верующим людям. Один из самых спорных вопросов касается продолжения рода от сыновей Адама и Евы.

В Писании есть упоминания о трех детях первых людей, созданных Богом. Они называются поименно. Первенец Адама и Евы - Каин (Бытие 4:1). Спустя какое-то время у пары родился второй мальчик, названный Авелем (Бытие 4:2). В возрасте 130 лет Адам стал отцом третьего сына, Сифа (Бытие 4:25), о котором сейчас часто забывают. О дочерях не сказано ни слова.

При этом Библия четко указывает, что кроме Адама и Евы никаких других первых людей на Земле просто не было. Откуда же Каин, а впоследствии и его брат Сиф взяли себе жен, чтобы продолжить человеческий род?

Жена в земле Нод

После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод . Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод , там «познал жену» и стал основателем большого рода.

С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» - это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом .

Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.

Другие возможные потомки Адама

В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках , описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.

О Лилит много информации в Алфавите Бен —Сиры . Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа , сын Сираха (или просто Бен —Сира ). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.

Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной , Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен —Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому - могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия - еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.

Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта , III -I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.

Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод .

Братская любовь

Если обратиться к традиционному толкованию Ветхого Завета, то можно получить совсем другую версию. В Библии указывается, что первый человек прожил 930 лет (Бытие 5:6). По завету Божьему ему положено было «плодиться и размножаться». За такой долгий срок жизни у основателя рода человеческого могло быть много других детей, а не только Сиф , Каин и убитый последним Авель.

Подтверждение тому есть в Бытии 5:4. Там сказано, что после рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет. За это время у пары появилось множество сыновей и - что важней всего - дочерей. Точное количество не указывается, но еврейские историки и толкователи Ветхого Завета Флавий и Джозэфус считают, что мальчиков среди них было около 30, а девочек - не менее 23.

Несомненно, за 800 лет многие из потомков Адама выросли, женились и сами стали родителями, значительно увеличив тем самым народонаселение планеты. На ком же женились мужчины из рода Адама и Евы, если кроме их сестер других женщин на земле просто не было? В этой ситуации единственным выходом было заключение внутрисемейных браков.

Придя в землю Нод , Каин либо уже был женат на одной из сестер или племянниц, либо встретил там будущую жену из своей же непомерно разросшейся семьи. Мужая, сыновья Адама наверняка оставляли дом родителей и обустраивали собственные жилища на новых местах. Они и могли основать поселение в земле Нод , где Каин стал мужем и продолжателем рода.

Понятие инцеста в ветхозаветные времена не существовало. Оно было введено лишь во времена Моисея. Тогда появился строгий запрет на бракосочетания с кровными родственниками во избежание рождения потомства с генетическими уродствами. До этого момента кровосмесительные браки были сильно распространены, о чем свидетельствует и жизнеописание Авраама . Он жил за 400 лет до Моисея. Супругой Авраама была его кровная по отцу сестра (Бытие 20:11-13).

Версия о том, что Адам был женат на своей сестре или другой ближайшей родственнице, подтверждает большинство положений Библии. В частности и то, что все люди являются друг другу братьями не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Все живущие на земле произошли из одного семени и состоят в генетическом родстве.

ВЛАДИМИР

Сентябрь 11, 2017

Кроме людей, созданных Богом, на Земле жили аборигены -неодертальцы. Вот они то и были «поставщиками» жён. А поскольку они не были агрессивны, сопаротивляться этому мужчины неодертальцев не могли. И постепенно вымерли, как вид. Что касается мужчин, созданных Богом и их потомков, то они изначально были «запрограммированы» на размножение — поэтому и срок жизни их исчислялся столетиями.

Василий

Сентябрь 14, 2017

Как бы все забывают миф о Прометее. Он отдал огонь людям, за это был наказан, и как бы все, не обращают внимание, чтоб оправдается, его систра Пандора отдает ящик с болезнями.
Из этого надо определить женщина человек? От Геродота мы слышали о об андрогинах (по нашим понятиям гермафродиты) И еще одна проблема, Прометей не дал огонь он разрешил им пользоваться. Еще болезни, это наказание? Если да, то возникает вопрос за что, не логично. Но если предположить, что первые люди инопланетяне, то возникает логическая цепь. Адама создали из праха Земного, а Еву из ребра, тоже не логично, в ее части нет Y хромосомы.(по определению должна быть первой яйцеклетка) Ребро — несет смысл, равной, равновесной.
Получаем Мужчина Земной — Женщина инопланетный человек.
И сразу читаем Библию, за что выгнали Адама, за подчинение ей. И вся дальнейшее история в Библии подчинение человека Богу. И когда Иисус, зная что его ждет, подчинился, после чего появилось, Евангелие (благая весть)

Роман

Октябрь 22, 2017

У Адама и Евы рождались по два ребенка мальчик и девочка.так первыми родились каен и его сестра,затем Авель и сестра.И велено было БОГОМ женить их только,Авеля на старшей сестре,а каена с младшей.Но каен возжелал свою двойняшку и не как не мог смирится с велением ГОСПОДА.и тогда Адам(отец)сказал им преподнесите БОГУ то чем наделил вас ГОСПОДЬ (каен занимался земледелием а Авель животноводством)каен преподнес «по моему виноград» а Авель молодого ягнёнка.И ВСЕВЫШНИЙ принял дар Авеля.и из-за этого произошло первое убийство на земле.(заметьте из-за женщины) а точнее из-за зависти.

Сергей Севрюгин

Ноябрь 26, 2017

Посмотрим на Ветхий завет другими, не традиционными глазами…….
Быт.1:1 Вначале сотворил Бог небо и землю
Быт.1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий (тух пăх) носился над водою .
Земля была безвидна потому, что у духа смотрящего (пăх) не было возможности видеть, и дух (тух) поставил задачу создать существо, способное видеть свет. В воде появились первые простейшие организмы, которые стали различать свет и тянуться к нему. И это были первые живые организмы, постепенно приобретшие возможность полноценно видеть.
В дальнейшем духу (тух), вышедшему из совокупного амă, ах, авăт, для совершения оценочных действий с внешней стороны универсума амă, ах, авăт, ар достаточно было «вселяться» в один из живых организмов, имеющих достаточно развитое зрение и другие органы чувств. В разные геологические периоды это были разные по степени «развитости» живые организмы. Одним из таких организмов было существо, с любопытством посматривавшее на небо; заметившее на нём светила и задумавшееся об устройстве неба. И этими существами были прачеловек – самец и самка. Прачеловек – пěр/çăл/авăк [прсшлавк], где пěр – первый, çăл – уберегать (в значении хранитель), авăк – миг познания (образ).
Первые челове(ки) - мужчина и женщина – хранители и исполнители благословения пăх, который стал частью их ах: - «и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» . Земля – çемěле [сшемле] - налаживать, упорядочивать. Земля - налаженный порядок. Море – тин/ěс [тинс], где тин - в первый раз, впервые, ěс – разум. Море – первый разум.
МОМЕНТ СМЕНЫ МИРА АР НА МИР РА
Первая книга Моисея «Бытие». Глава 1.
Быт.1:3 И сказал - Бог (пăх – наблюдающий): да будет свет. И стал свет.
Быт.1:4 И увидел Бог (пăх – наблюдающий) свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Быт.1:6 И сказал Бог (пăх – наблюдающий): да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
Быт.1:7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Быт.1:8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог (пăх – наблюдающий), что это хорошо.]
Быт.1:9 И сказал Бог (пăх – наблюдающий): да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и
да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
Быт.1:10 И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог (пăх – наблюдающий), что это хорошо.
В связи с тем, что вся информация о событиях, происходящих в универсуме земли, стекается в прах (единый ах земли), а это ипостась внутренней стороны универсума, то периодически совокупным амă, ах, авăт, на внешней стороне универсума, материальном мире ар формирует наблюдающиего субъекта - пăх –
Бог. Судя по «Первой книге Моисея «Бытие», глава 1, таких «наблюдающих» было шесть.
Быт.1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой», то есть увидел шестой смотрящий (по книге Бытие), что всё, что они (смотрящие) создали, весьма хорошо, в том числе и два разнополых тела предчеловека, занятые шестым смотрящим, после чего они стали человеком – мужчиной и женщиной. Надо так понимать, что шестой пăх не отделял себя от первых пяти наблюдающих представителей совокупного амă, ах, авăт. При этом творящая деятельность одного аватара пăх понимаются совокупным амă, ах, авăт как один день.
Быт.2:2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал . Почил – пăчл – сокращённое, без ан пăчлан – исчезать пропадать, то есть шестой смотрящий (пăх) исчез – покинул тела мужчины и женщины, оставив в их ах свою заповедь.
В своём исследовании мы подошли к возможности предположить, что легендарные боги и пророки других народов в удаленных от Ближнего Востока землях
и есть своего рода авăт/ар (аватары) пěрах – совокупного амă, ах, авăт.
Вот некоторые из их имён:
Моисей – мăй/ăс/ай, где мăй – гриф (в значении управляющая деталь, например, гитары), ăс - ум, разум, рассудок, ай – основание, подножие;
Моисей – инструмент, озвучивающий высший разум.
Исх.4:10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
Исх.4:11 Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?
Исх.4:12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
Исх.4:13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
Исх.4:14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём;
Исх.4:15 ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
Исх.4:16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; .
Брахма – пěр/ах/ма, где пěр единый, ах и амă в значении совокупный амă, ах, авăт, то есть – творящий пěрах;
Алаах – алă/ах, где алă – рука, ах – в значении вселенская ипостась ах. Алаах – творящая рука вселенской ипостаси ах.
Будда – пата/та, где пата - замысел, та – в значении всё. Будда – рассказчик о замысле всего – тот же аватар совокупного амă, ах, авăт.
Христос - хěр/ç/тěс, где хěр - дева, ç - сокращённое çын - человек, тěс - вид, род. Христос - хěрçтěс – потомок духа (тух) человека, жившего по заповеди шестого смотрящего, и девы из потомков человека из Рая - Адама и Евы.
АДАМ И ЕВА – ЛЮДИ ИЗ РАЯ
Дальнейшее рассмотрение первой книги Моисея с параллельным разбором этимологии основных понятий через сарматский язык даёт нам следующую картину.
В главе 2 мы читаем:
Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Быт.2:8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Быт.2:9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла .
Совершенно новый персонаж – Господь Бог - из праха (пěрах) земного создаёт ещё один образ человека.
Он не привлекает потомка однажды созданных мужчины и женщины, а именно из праха земного создаёт новый образ человека и вдувает в него дыхание жизни (материализует его) – тух/ан çиçěн [тухан сшисщн], где тух – дух, ан – вышедший из праха, çиçěн - сверкающий, сияющий в значении оживляющая авăт. Дыхание жизни - оживляющая авăт - часть праха.
Адам – материализованный, усреднённый (скомпелированный из ах предлюдей) образ нового человека. Асоциальное существо, без родителей и без каких-либо родственников. Господь Бог помещает его в Рай в Едеме, где-то на востоке, в районе истоков рек Тигр и Ефрат, к отобранным из ах земли и выращенным зелёным насаждениям: приятным на вид и хорошим для пищи, к дереву жизни посреди рая и дереву познания добра и зла.
КТО ТАКОЙ ГОСПОДЬ БОГ?
Господь – кас/пат, где кас сокращённое касă – часть, пат сокращённое пата - замысел, задумка. Господь Бог - мало того, что он наблюдающий (пăх), создатель Адама, явившийся после длительного эволюционного периода «седьмого дня» («И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ), он ещё и часть какой-то задумки, замысла, проекта? Набравшись определённой смелости, можно допустить, что Господь Бог был создан совокупным амă, ах, авăт для продолжения неких творческих экспериментов, очередной раз изменяющих направление эволюционного развития универсума Земли. Здесь уместно вспомнить меловый период развития универсума Земли и крупномасштабное исчезновение животных и многих разновидностей растений в относительно короткий геологический период истории
в эпоху пятого бога - пăх - смотрящего.
Быт.1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт.1:22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь
и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
Быт.1:23 И был вечер, и было утро: день пятый .
После пятого смотрящего пăх мы имеем рыб и производных от них пресмыкающихся и пресмыкающихся, эволюционировавших от птиц (двуногие динозавры).
Результат творения шестого Бога - предчеловек
в лице мужчины и женщины из так называемого матриархатного периода.
Матриархат есть состояние общественных отношений, фиксирующее глубинную историческую традицию, позволяющую затянуть естественный процесс гармоничного сосуществования человека и природы как можно дольше. Все его социальные установки выполняют одну задачу: как можно полнее устранить всякую возможность социального развития в сторону индивидуализации человека. Для этой цели и нужны сложные правила полового табу: элементы «группового брака», отец, не знающий своих детей, не будет стремиться их дополнительно обеспечить. Этому служит и квазиобщественная (матрилинейная) собственность, где всё принадлежит всем и ничего никому.
Возможно, седьмой смотрящий - Господь Бог - явился для того, чтобы нарушить гармонию взаимоотношений человека и природы? Тогда возникает вопрос:
для чего? Возможно, стабильная гармония взаимоотношений человека и природы несёт в себе признаки застоя в эволюционных процессах универсума Земли, а с ним и замедление расширения Вселенной.
Известно, что любой застойный процесс рано или поздно становится регрессивным. В прахе (пěрах) этого периода начинает превалировать пăх в значении шлак, который, по сути, есть разложение материи на закрытые элементарные частицы с отсутствующим животворящим ах.
Из книги АР РА конвергенты XXI века