Рабочая программа кружка по духовно - нравственному воспитанию. Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Кружок школе по духовному воспитанию

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красногорский детский сад «Сказка»

Росток

программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

Составил:

воспитатель МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Федорова Светлана Анатольевна

старший воспитатель

МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Латфуллина Гузель Минулловна

п.Красногорский

Пояснительная записка

Программа “Росток” духовно-нравственного воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития дошкольников МДОУ Красногорский детский сад «Сказка».

Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Программа «Росток» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федерально государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир» под редакцией Шевченко Л.Л.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом воспитаннике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов.

Портрет воспитанника.

Обобщенный результат реализации программы кружка «Росток» фиксируется в портрете ее выпускника:

способный организовать свою деятельность

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия.

Рабочая программа кружка

по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»

2012-2013 учебный год во 2 классах

1 час в неделю, 34 часа в год

Киров, 2011

Пояснительная записка

Данная программа является авторской. В июне 2011 года она заняла 1 место на региональном этапе Всероссийского конкурса « За нравственный подвиг учителя» в номинации « Лучшая программа духовно-нравственного воспитания школьников».

Актуальность выбора данного курса определена следующими факторами.

ХХ век оставил нам много сложных проблем и, прежде всего, проблему воспитания духовно богатой личности. Вопрос воспитания поколения, которое будет жить в третьем тысячелетии, является вопросом о будущем нашего народа и государства.

Особую тревогу в наши дни вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в средствах массовой информации, тяжелые социальные условия и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. Повышенная нервозность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость – типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей.

Трагедия современной жизни в том, что из под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. В сознании людей искажены многие моральные ценности. Что же делать нам – педагогам и учителям в данной ситуации? Чтобы изменить положение дел к лучшему, нужно оздоровить душу, изменить сознание детей и создать условия для развития их духовно-нравственной культуры. Для этого в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребят. Ведь именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Бесспорно, что наиболее системно и последовательно духовность может формироваться именно в семье. Духовно-нравственное развитие личности происходит и в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации …Оно определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии».

Базовые национальные ценности – это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Это:

-патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

-социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести вероисповедания;

-семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

-наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

-традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

-природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

-человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Достижение стабильности и устойчивого развития страны на современном этапе возможно только при возрождении культурной традиции, базовых национальных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая русская культура.

Данную педагогическую проблему школа может решить в союзе с Русской Православной Церковью, которая на протяжении многих веков вела активную работу в области просвещения и образования, являясь тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы общества. Вот почему в педагогической среде все чаще появляется интерес к православной культуре, наметились новые тенденции в отношении к религии.

Итак, важнейшей педагогической проблемой сегодня является проблема воспитания духовно-нравственной личности. Данная программа во многом:«обеспечит полноценную и последовательную идентификацию обучающегося семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом». (Из Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Программа кружка

по духовно-нравственному воспитанию «РОДники».

Справка из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова:

род ник – водный источник , текущий из глубины земли, ключ .

источник - то, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь.

исток – 1) место, где начинается водный источник;

2) начало, первоисточник чего-нибудь

истолк овать – разъяснить, дав толкование.

исто рия – прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

ключ – 1) металлический стержень для отпирания и запирания замка;

2) перен. – то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь

род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

Род , род дом, род имый, Род ина, род ители, народ , род ить, род ич, пород ниться, род ничок, род ной, род ня, род овой, род овитый, род ословное древо…

Всем понятно, что это не только однокоренные слова, но и близкие по смыслу и значению понятия.

С чего начинается Родина?

Кто наши родители (прародители)?

Откуда мы родом?

Где сейчас наша родня?

Если у нас родовые (семейные) традиции?

Как выглядит моё родословное древо?

В чём истоки нашей силы?

Где источник нашей славы?

Как найти «ключ» к пониманию истории нашей семьи и страны?

Всё это род ники, с которых начинается понимание истории семьи, страны, формирование духовно-нравственной личности.

Именно с поиска ответов на эти и ещё множество других вопросов и начинается духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Понимать и уважать историю своей страны, быть достойным, моральным человеком может лишь тот, кто знает и глубоко чувствует историю своей семьи, рода. Именно в этом кроются истоки нашей духовности, истоки нашего возрождения.

Духовно-нравственное воспитание детей нужно начинать с рождения. Поэтому работу нужно вести в первую очередь с семьёй: через взаимодействие с семьёй и через воспитание родителей – воспитание и взаимодействие с детьми. И чем больше будут совпадать цели, средства, потребности и интересы детей, родителей, педагогов, тем значительнее будут результаты всех наших усилий по воспитанию детей.

С целью данной программы связано воспитание личности гражданина РФ. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под этим понимается: « процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, а также расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Принципы духовно-нравственного воспитания:

    личностно-ориентированный подход;

    воспитание на национальных и православных традициях и ценностях;

    принцип сохранения исторической памяти;

    системно-деятельностный подход;

    информационная защищенность.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей и православных традиций. Для решения цели и задач учащиеся вместе с педагогом и родителями приобщаются к содержанию:

    истории своей семьи, рода;

    жизненного опыта своих родителей, предков;

    традиционных российских религий (в основном – православно-христианское учение о человеке, цели его жизни и смысле отношений с Богом, миром, другими людьми);

    произведений литературы, искусства;

    фольклора народов Вятского края.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

В ходе освоения программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся школьники должны овладеть следующими компетенциями:

Духовно-нравственная

Социально-личностная

Культурная

Иметь представления о духовности и нравственности;

С точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку своим поступкам и делам.

Стремиться к духовно-нравственному совершенствованию;

Делать правильный нравственный выбор,

Развивать самосознание и самодисциплину.

Уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

В ходе реализации программы усиливается взаимодействие педагога с родителями в процессе духовно- нравственного воспитания учащихся.

Итак, важно помнить, что главный результат воспитания - это воспитанная личность , а главнаяцель духовно- нравственного воспитания формирование личности, способность к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Механизм реализации программы.

Данная программа рассчитана на учащихся 2 классов общеобразовательной школы, которые занимаются по ней 1 год. Планируется 34 занятия (по 1 занятию в неделю). В первом полугодии ведется преподавание исторического краеведения (17 часов), во втором полугодии – основ православной культуры (17 часов). Содержание данного курса имеет интегративный компонент. Например, изучая историю Вятского края раскрываются темы, связанные с историей Православной Церкви. А при изучении основ православной культуры раскрывается смысл основных духовных ценностей, которыми руководствовались наши предки. Общими для этих курсов являются также цель и задачи.

1 полугодие: преподавание исторического краеведения «Вятская мозаика».

«Краеведение - это основа нравственного воспитания».

Д. С. Лихачев.

Цель и задачи курса.

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через преподавание исторического краеведения.

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре.

2. Знакомить с историей, традициями, материальной и духовной культурой Вятского края.

3. Развивать речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Краткая характеристика курса .

На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Вятского края, организует работу с историческими источниками, развивает у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, обосновывать свою точку зрения, рассуждать. Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Кирова. Ребята посещают музеи и памятные места города Кирова и области, участвуют в мастер-классах, выполняют творческие работы, занимаются исследовательской деятельностью.

Раздел 1. История рядом с нами.

Тема 3. Семейный уклад на Вятке.

Тема 4. Игры и праздники на Вятке.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

    духовно-нравственные ценности людей прошлого;

    происхождение имен, фамилий своего рода;

    семейные традиции, реликвии, легенды;

    историю своей улицы и своего микрорайона;

    историю и традиции родной школы;

    кратко историю основания и развития Вятки (Кирова);

    гербы Вятки, Вятской губернии, Кировской области, Кирова;

    основные улицы, площади, известные дома, достопримечательности;

    особенности устройства, уклад патриархальной крестьянской семьи;

    основные части крестьянской избы, предметы русского быта;

    основные семейные роли;

    отличие дня рождения от именин;

    вятские сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники;

    особенности вятской речи, значение вятских слов.

Должны уметь:

    анализировать жизненные явления позиции нравственности;

    составлять «Родословное древо», герб семьи;

    узнавать на наглядных пособиях улицы и достопримечательности города;

    изготавливать игровую куклу;

    раскрывать смысл вятских слов.

Тематическое планирование исторического краеведения «Вятская мозаика».

урока

Содержание

Количество часов

Введение. Знакомство с детьми. Цель, задачи, содержание деятельности кружка. Что изучает историческое краеведение. Исторические источники.

Раздел 1 . История рядом с нами.

Тема 1. Мой род – моя крепость.

1

6

Мир имён и фамилий, отчество ребёнка.

3-4

Моя родословная. Составление родословной семьи.

Семейная реликвия.

Вятская геральдика. Составление гербов семьи. Семейный архив.

Мой дом – моя крепость.

Тема 2. Наша улица – школа – наш микрорайон – город.

3

История улиц Павла Корчагина и им.60-летия Комсомола. История и традиции родной школы.

История микрорайона ДСК.

История основания и развития г. Вятки (Кирова).

Тема 3 . Семейный уклад на Вятке.

3

Жилище крестьян.

Уклад крестьянской семьи.

Жизнь и труд крестьянских детей.

Семейные роли.

Экскурсия в областной краеведческий музей – экспозиция «Крестьянская изба»

Тема 4. Игры и праздники на Вятке.

4

Сказки, присказки, загадки. Вятская речь.

Игры, забавы, ристания. Духовный смысл игрушки.

16-17

Экскурсия в ЦДЮТ «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс «Создай куклу своими руками».

2 полугодие: преподавание курса «Основы православной культуры».

«Православная культура – это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет и не может быть будущего».

В.Н.Расторгуев, профессор МГУ.

Сегодня в России обнаруживается востребованность изучения курса «Основы православной культуры» в системе светского образования. В рамках новых Федеральных государственных стандартов реализуется программа духовно-нравственного воспитания учащихся, которая предусматривает изучение основ православной культуры. Данный курс обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника. Значимость его преподавания подтвердил и протоирей храма Вознесения Христова г. Великие Луки Сергий Матвеев: «Наша задача не сделать ребенка верующим, а научить понимать, что такое Любовь. Та любовь, на которой держится мир: материнская, сыновняя, любовь отца и матери (а не дяди и тети на экране). Ребенок должен ощутить себя плодом этой любви, знать её силу, научиться любить ближнего. А самое важное - увидеть ту битву добра и зла, которая проходит в каждом сердце, и если не победить, то хотя бы успеть принять в ней участие. Только после этого можно говорить с ребенком о любви к природе, уборке территории и т.д. Мы должны готовить детей к очень серьезным вещам: как не гордиться, но сохранять собственное достоинство, смиряться, но не унижаться. Мы должны давать ту нравственную силу, которая будет помогать детям преодолевать невзгоды, с которыми им придется столкнуться в своей жизни…»

Цель и задачи курса.

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через преподавание курса «Основы православной культуры».

Задачи:

    Усвоение учащимися знаний, необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.

    Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.

    Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.

    Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.

Краткая характеристика курса .

Курс «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации.

Доминирующая форма обучения: повествовательно- диалоговая. Ведущим методом обучения является беседа. На занятиях используются и другие методы обучения: иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; анализ художественного текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; работа с текстами, картами, словарями.

На занятиях используются информационные технологии и наглядные пособия: репродукции картин, икон, фресок, фотоальбомов. Целесообразно прослушивание классической музыки и духовных песнопений, тематические экскурсии в православные храмы, музеи.

Курс включает в себя следующие разделы:

Тема 1. Христианская картина мира.

Тема 2. Священная история Ветхого Завета. Избранные истории.

Тема 3. Священная история Нового Завета. Избранные истории.

Тема 4. Нравственная культура православия.

По окончании изучения курса школьники должны знать:

    основные события истории Ветхого и Нового Завета;

    основы православного вероучения;

    основы христианской этики;

    историю, значение и традиции главных православных праздников.

Кроме приобретения перечисленных знаний, учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:

    анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;

    обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.

Тематическое планирование курса «Основы православной культуры».

занятия

Раздел, темы

Кол-во часов

5-6.

10.

Введение. Учеба наш главный труд. Наша Родина – Россия. Православие – традиционная религия русского народа. На пути к Богу. Христиане - кто они?

Тема 1. Христианская картина мира.

О Боге. Свойства Божии. Об Ангелах.

О человеке, его душе.

Тема 2. Священная история Ветхого Завета. Избранные истории.

Библия – священная книга христиан. Сотворение мира Богом. Грехопадение первых людей и его последствия.

Пророк Моисей. Дарование закона Божьего на горе Синай. Десять заповедей Закона Божия.

Тема 3. Священная история Нового Завета. Избранные истории.

Рождение, детство Иисуса Христа. Сретение Господне.

Крещение Иисуса Христа.

Учение Иисуса Христа. Чудеса Господа.

Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа. Вознесение Господа Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов.

Праздник для детей и родителей «Праздник праздников- Пасха».

1

2

3

4

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Тема 4. Нравственная культура православия.

Любовь как христианская добродетель. Совесть-голос Божий в душе человека.

Добрые и злые дела человека. Милосердие. Простить- исправить зло.

Отношение к родителям. Послушание.

О трудолюбии.

Отношение к чужому (не укради). Ложь. Обман.

Зависть. Трусость. Жадность.

Экскурсия в Муниципальное казённое учреждение «Центр по работе с детьми, молодёжью и семьёй «Калейдоскоп» - Приход церкви святителя Николая Чудотворца

7

Ресурсное обеспечение программы:

    Бахметева А.И. История Церкви для детей. - Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.

    Детям о православной вере: важные сведения. Для чтения в школе и семье. Часть II М.,2001.

    Духанин В. Сокровенный мир православия. Издательский совет Русской Православной Церкви, М.,2006. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Москва, 2007.

    Закон Божий /Составитель Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева лавра, 1993.

    Кошмина А. Основы православной культуры. - М., 2002.

    Кураев А.В. Учебник «Основы православной культуры»

    Непознанный мир веры. - Сретенский монастырь, 2001.

    Основы православной культуры. Программа по учебному предмету. Центр педагогических исследований. - М., 2003.

    Основы православной культуры. Учебная программа для начальной, основной и старшей школы. /Составитель О.Л. Янушкявичене - М., 2000.

12.Основы православной культуры и этики. 1 год обучения. Методическое пособие для учителя начальной школы. Смоленск, 2004.

13. Основы православной культуры и этики. 1 год обучения. Иллюстративный материал для занятий. Смоленск, 2005.

14. Основы православной культуры и этики. 1 год обучения. Рабочая тетрадь-раскраска для учащихся. Смоленск, 2004.

15.Священник Алексий Мороз, педагог Т. А. Берсенева. Уроки добротолюбия. С.-П..2004.

16. История и культура Вятского края. Под ред. Трушковой И. Ю.-М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2005.

17.Историко-географический атлас Кировской области. М., Издательство ДИК,1998.

18. Балыбердин А. Г. Повесть о стране Вятской.-Киров,2006.

19. Энциклопедия земли Вятской. Сост. В. Ф. Пономарев, А. Бердинских, А. Г. Тинский.- Киров, 1995.

20.Тинский А. Г. Вятская мозаика.- Киров, 1994 и др.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

В области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности дошкольника поступать согласно своей совести;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма;

формирование осознанного и уважительного отношения к традициям православия, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство воспитанников с традициями православной семьи.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующимнаправлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Родине; свобода личная и национальная; доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) Горовенко А.Г. воспитатель. «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя»». Василий Александрович Сухомлинский Задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – одна из приоритетных. Мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах «веры, надежды, любви» Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно- нравственных чувств и поведения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью, обусловленной потребностями передачи маленькому дошкольнику ценного опыта старших поколений. Показателем высокого уровня духовно-нравственного развития личности является ее духовно-нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, духовно-нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, к окружающему. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе. Методы духовно-нравственного воспитания: Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы. Занятия, праздники, развлечения, экскурсии, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В 2012-2013 учебном году в детском саду работает кружок по основам православной культуры «Дорогою добра». Проводится работа с детьми всех возрастных групп. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки песенки, потешки, сказки. Работа проводится на занятиях и в повседневной жизни. 2012-2013 учебный год кружок «Дорогою добра» Задачи: 1. 2. 3. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему) на основе познания и раскрытия значений православных праздников. Воспитывать желание отмечать с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла. Формы проведения занятий кружка «Дорогою добра» Беседы; Чтение и обсуждение литературных произведений; Театрализация; Игры; Экскурсии в храм; Трудовая деятельность; Праздники. На занятиях использовались произведения А.Барто, С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгунского, М.Зощенко, Л.Толстого, В.Сухомлинского, В.Осеева. Направления работы Духовно-образовательное (занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и т. д.) Культурно- познавательное (праздники, игры, встречи, целевые прогулки, экскурсии и т. д) Нравственно- трудовое Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников в кружке «Дорогою добра»: 1. 2. Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей. Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Воспитание нравственных чувств и этического сознания Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Посещение Тихвинского храма Молебен об учащихся в детском саду "Ромашка" Встреча священника Димитрия Пимкина с детьми детского сада Праздник «Рождество Христово» Выставка детского творчества кружка «Дорогою добра» Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Спасибо за внимание

Кохан Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №3"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Механизм реализации программы духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы через деятельность кружка "Птица счастья".
Дата публикации: 23.05.2017
Раздел: начальное образование

Механизм реализации программы

духовно - нравственного воспитания

обучающихся начальной школы

через деятельность кружка «Птица счастья».

духовно-нравственного

воспитания

является

ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Педагоги,

воспитывают

нравственно

здоровую

наполненную

духовной

программы

разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так

подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся

начальных

актуальным

является

формирование

гуманных

отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В

этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных и отрицательных поступков детей.

В качестве содержания духовно-нравственного воспитания рассматривается

ценностей,

присвоение

обеспечивает

духовно-нравственное

становление

растущего

человека.

духовно-нравственного

воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается

ребенком

«взращивается»

педагогом

процессе

педагогиче ского

взаимодействия.

Таким образом, задача педагога заключается в создании условия для того,

чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.

духовно-нравственному

воспитанию

начинаться

младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и

правилами

поведения

формирования

моральных

привычек.

коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои

знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает

переход внешних моральных требований во внутренние.

важнейших

образования

настоящее

является

освоение

духовных

ценностей,

накопленных

человечеством.

нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется

внутренними

побуждениями,

собственными

взглядами

убеждениями.

Выработка

взглядов,

убеждений

привычек

составляет

сущность

нравственного воспитания.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В

этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному

развитию

личности

«Истоки»,

эстетика,

художественная

культура,

педагогами

нетрадиционных

подходов к обучению.

Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

классах “Птица счастья” может широко использоваться преподавателями любых

общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и

других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят

через большинство предметов школьного курса.

Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

счастья”

составлена

А.Лопатиной

М.Скребцовой,

включают

подборки

материалов

нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые

не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания,

которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей,

заставляет

вслушиваться

возрастных особенностей. Занятия несут не учебный характер. Так серьезная

принимает

привлекает

заинтересовывает

младших школьников.

Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-

нравственном

становлении

личности.

осознаёт

отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли,

разбирается

общественных

явлениях,

поведения,

нравственных

начинает

задумываться

вступает

сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит

естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние

на всё его последующее развитие.

Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным

материалом,

воспитание,

привитие

духовно-нравственных

остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который

существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной

деятельности.

внеурочная

деятельность

разнообразными формами и содержанием.

духовно-нравственному

воспитанию младших школьников.

Работу кружка

я построила на

интеграции

и внеурочной

деятельности, что является одним из направлений, способствующих развитию

творческого потенциала учителей с целью более эффективного воздействия на

учащихся.

Интеграция помогает учителю организовать работу в своём классе в течение

предусматривая

деятельности

учащихся. Пользуясь программой кружка, можно найти немало возможностей для

того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения

учащимися. Учитель помогает учащимся раскрыть свои способности, задатки,

свою индивидуальность.

На занятиях я использую такие формы деятельности как:

Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях

чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.

Чтение сказок - это универсальный способ разговора с детьми на духовно-

нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не

объяснить ни какими другими словами.

Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки,

живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого

ребёнка, независимо от его развития.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка

чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками .

Ребёнок учится играя. Самое важное – не забывать, что игры должны служить

развитию души ребёнка.

Разработана модель, которая предполагает интеграцию уроков и занятий кружка

"Птица счастья" . А итогом, результатом интеграции являются проектные

работы учащихся и участие в классных, школьных, городских мероприятиях.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание,

воспитательных

мероприятий.

обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким

образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала

по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться

бережному

отношению

окружает.

Правильно

организованная

внеурочная

деятельность

обязательно

принесёт

положительные результаты и эффект.

Так результатом интеграции стали детские проекты, инсценировки сказок,

изготовление сборников руками детей, библиотечные часы, экскурсии и участие

детей в коллективно творческих делах школы.

Многие темы учебных предметов сочетаются по тематике с темами кружка

«Птица счастья».

1.Литературное

«Птица счастья».

Результат

Победа добра над

злом в русских

народных сказках.

Сила добра.

Инсценировка сказки.

Поэтическое

изображение

осени в стихах

Удивительное чудо

Конкурс на тему «Золотая

осень»: рисунков, чтецов,

тематических костюмов.

О б о б щ е н и е

теме «И в шутку и

Город мудрости.

всерьёз»

всерьёз»

занятиях

кружка провожу

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков детей. Очень интересно проходят занятия в виде библиотечных часов,

Изобразтельное искусство

«Птица счастья».

Результат

Изображение и фантазия.

«Сказочная птица».

Творческая

мастерская

«Доброта».

Э к с к у р с и я в

искусств №2 на выставку

«Воспитание красотой».

Воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что

позволяет

реализовать

различные

способности

возможности. Праздники, конкурсы, коллективно творческие дела, проводимые в

нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться

Окружающий мир

«Птица счастья».

Проектная деятельность

учащихся

«Где мы живём?»

Родной город.

Природа и человек.

Проект: «Мой любимый город»

в ы п о л н е н и я

в ы п о л н е н и я.

3. Исследование: -

р о ж д е н и я

г о р о д а.

Достопримечательности

Мои любимые места в городе.

Таким образом, за время реализации программы по духовно-нравственному

воспитанию

повысился

учащихся

изучению

страны, к истории своей семьи. Ребята узнали достопримечательности своего

города, а также своих земляков, которые прославили свой город. Познакомились с

многонациональным

государством

культуру

населяющих нашу страну.

Из всего вышесказанного можно заключить, что система работы по духовно-

нравственному

воспитанию,

включает

совместную

деятельность

реализации

программы

способствовать целостному

развитию

начальной

успешной

социализации,

раскрытию

индивидуальности

сформированности основ

нравственного

самосознания

личности, выполнение моральных норм, умение давать нравственную оценку

своим и чужим поступкам.

реализация

программы

счастья»

нравственному направлению внеурочной деятельности.

За время реализации программы с 1 по 4 классы собранный

материал

(альбомы, презентации) был предложен преподавателям

для использования на

уроках, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное

духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или

ином виде внеурочной деятельности.