Средневековая артиллерия - мощь и мобильность. Артиллерия герцогов Бургундских

Между открытием пороха и применением его на войне минули столетия.
Первоначально, он имел мало сторонников в Европе. И потому пороховой джинн был выпущен не жителями, а завоевателями Европы.

Было это в середине ХIII в. Понятие о героическом у монголо-татар сильно отличалось от рыцарских иллюзий Запада. Зная свои недостатки и слабости, как воителей, они стремились, как сказали бы сейчас, «повышать личную эффективность».

Но, тем не менее, вскоре Европе пришлось отказаться от старых принципов и идеалов — слишком налицо были выгоды и достоинства пороха. Причем, как для рядового солдата, стремящегося любой ценой сохранить свою жизнь, так и для полководца, цели которого глобальнее.

Фрагмент фрески в Ораторио деи Дишиплини г. Клузоне, Ломбардия, XV в.

Постепенно, огнестрельное оружие прочно вошло в европейское военное дело. Стволы полевых орудий становились длиннее и дальнобойнее, ручной же огнестрел становился компактнее и точнее.

Стала появляться систематизация, а значит возникли кодексы и арсенальные книги по огнестрельному оружию, призванные упрочить ее в умах. Средневековым пушкам придумывались новые формы. Одной из них стал рибодекин.

Все достоинства средневековых пушек серьезно снижал один серьезный недостаток — малая точность и слабая разрушительная сила снарядов.

Решением этот проблемы для малых полевых калибров стало увеличение числа стволов. Соответственно, вырастала и скорострельность таких орудий. Около середины XV века появляются так называемые «органы смерти» (нем. Totenorgel), первые из которых появились в арсеналах армий Священной Римской империи.

Фрагмент Арсенальной книга кайзера Максимилиана I, Инсбрук, 1502 г.

У изображенного в «Zeugbuch Kaiser Maximilians I» (Арсенальной книге императора Максимилиана I) подобного орудия могло быть до сорока соединенных вместе стволов, установленных на единой станине. Для мобильности она снабжалась колесами.

Залп производился с помощью общей затравки или по отдельности, посредством фитиля. В «Zeugbuch» говорится: «…и ими следует пользоваться около ворот и там, где неприятель готовится к штурму, они полезны также в ».

Оскалившиеся пушки

В чистом поле артиллерийская система типа totenorgel была крайне уязвима.
На помощь пришла античность, которая серьезно влияла на гениев Высокого Средневековья — причем не только в искусстве, но и в военном деле. Многоствольные средневековые пушки стали снабжать косами и лезвиями, на манер античных боевых колесниц.

Так на полях сражений начинают править бал рибодекины (ribaudequins). Количество стволов, при сравнении с «органами смерти» Максимилиана I было уменьшено, зато появился рикошетный щит, а так же всевозможные пики и косы.

Миниатюра из «Инвентарной описи», Инсбрук, 1511 г

Одно из самых ранних упоминаний рибодекина относится к арсенальной книге города Брюгге и датировано 1435 годом. В составе арсенала Брюгге числилось «6 рибодекинов с каморами, выкрашенными в красный цвет».

Сражении при Гавере (1453 г.) началось упоминается артиллерийская перестрелка между бургундскими и гентскими веглерами, рибодекинами и кулевринами, которой началось само сражение.

В 1458 г. арсенал города Лилля насчитывал примерно 194 единицы подобного оружия. В учетных ведомостях Лилльского арсенала на 1465 г. содержится сразу несколько записей, дающих представление о характеристиках рибодекинов:

  • «1 200 камней в 2 дюйма, отправленные для нужд армии из Лилля в период с 22 мая 1465 по 27 января 1466, для рибодекинов артиллерии»,
  • «4 повозки с рибодекинами, из которых 3 с 2 «флейтами» (flaigeoz) и 1 с 3 «флейтами»», «5 деревянных повозок, называемых рибодекинами, снабженные дышлом, колесами, площадкой и павуа».

Любопытно, что во времена Карла Смелого (1433 - 1477 гг) именно бургундскими войсками рибодекины практически не использовались. Однако в конце XV – начале XVI вв. эти орудия пережили настоящий «ренессанс» и в большом количестве появились в немецко-испанских войсках.

Гигантский рибодекин Монха

Создать на основе рибодекина поистине непобедимую боевую единицу попытался немецкий военный инженер Филлип Монх (Philipp Mönch). Для этого он обратился к любимой германской теме гигантизма.

В своем труде «Kriegsbuch» (1496), Монх изобразил и дал описание чего-то, более всего напоминавшего танк Леонардо да Винчи. Огромный рибодекин, движущей силой которого является не пара пехотинцев, а четверка волов. На себе этот агрегат несет орудия среднего и близкого к главному калибров. А помимо лезвий и пик имеет еще и таран для разрушения преград.

Фрагмент гравюры из «Kriegsbuch» . Philipp Mönch, 1496 год

По задумке Монха, подобный рибодекин должен быть по максимуму автоматизирован. Но в своем кодексе он не дает понять каким именно образом это может быть сделано. И, нет фактов, подтверждающих применение столь огромных средневековых пушек.

Соблазнительная система автономного органного орудия на протяжении четырех столетий не оставляла в покое умы инженеров, обретая довольно разные, зачастую весьма причудливые, виды. Результатом изысканий стало появление во второй половине XIX века митральезы – злобной прабабки современных пулеметов.

Знаменитый «пулемет Гатлинга» из компьютерных игр. Правильное название — скорострельная пушка системы Гатлинга образца 1862 года. По-французски — Mitrailleuse Gatling («митральеза Гатлинга»). Фото из Артиллерийского музея. Санкт-Петербург.

Продолжение следует..

Фото: Дмитрий Якушев и из соц. сети «ВКонтакте»

20

в Избранное в Избранном из Избранного 2

Существует мнение что метательные орудия это вымысел историков, что с материалами, существующими в то время, такие машины вообще невозможно построить. Но существуют вполне работоспособные современные реконструкции. Я не сторонник ни одной из теорий только потому что к каждой конструкции нужно подходить отдельно. Я только представляю Вам попытку систематизации метательных орудий.

Если собрать воедино названия метательных орудий древности, получится внушительный список на много десятков терминов (даже если не брать экзотические языки Востока). Палинтон, онагр, скорпион, анжен, фундибул, эспрингаль, робине, мангонель, калабра… Недолго и запутаться во всем этом великолепии и решить, что типов осадных орудий - примерно столько же, сколько разновидностей мечей. Но это, конечно же, было бы ошибкой.

Принципы действия осадных машин

Все метательные машины, кроме сифонофора, можно поделить на три категории по тому, какая сила используется для запуска снаряда.

Тенсионные машины работают по той же схеме, что и лук: разгибаясь, плечо машины посылает снаряд вперед. Этот метод великолепен, так сказать, «в малых формах», то есть для ручного и легкого стационарного оружия, но при увеличении размеров оказывается, что очень трудно подобрать удачные параметры лука. К тому же нередко лук в процессе ломается - с весьма и весьма неприятными последствиями. Тенсионные машины - самые легкие из всех.

Торсионные машины используют более хитрый метод. В пучок натянутых воловьих жил или веревок вставляется рычаг, который вращают до тех пор, пока он не дает должной силы натяжения. Потом его еще доворачивают зарядным механизмом, и, когда рычаг отпускают, сила скрученных жил посылает снаряд. Торсионная машина - это гораздо более совершенная и сложная технология, но она дает заметно больше возможностей.

С ходу представить себе работу торсионной машины может быть непросто; но попробуйте растянуть между пальцами двух рук обычную канцелярскую резинку, вставить в нее карандаш и закрутить. Принцип сразу станет понятен…

Наконец, гравитационные машины работают на обычной силе тяжести - то есть противовес запускает снаряд. Такая конструкция оправдана лишь для самых больших машин, когда добиться нужного усилия от торсионной схемы становится невозможно.

На самом деле наука знает всего-то четыре типа доогнестрельных метательных орудий (ручное оружие - луки, арбалеты, пращи - из рассмотрения исключаем). Это катапульта, баллиста, требюше и сифонофор. И все эти калабры, робине и онагры - суть просто разновидности первых трех из них. Сифонофоры с успехом применялись только одним народом, а потому обилием подвидов похвастаться не могут.

Нередко оказывается даже, что очередной «новый тип осадного орудия» - суть не что иное, как имя собственное, данное солдатами своей любимой баллисте. Так, в позднейшие времена у итальянских кондотьеров каждую бомбарду или пушку называли по имени; метательные орудия древности реже удостаивались личных имен, но все же это случалось…

Тут надобно заметить, что немалую путаницу в классификацию осадных орудий вносят древние хронисты и историки. Ведь никак нельзя не упомянуть о машинах, метавших камни при легендарной осаде крепости такой-то, но… сам историк эту машину в глаза не видел. Зато он неплохо (как ему кажется) представляет ее себе внешне и хочет донести эти сведения до потомков.

Вот и появляются чудо-рисунки, изображающие механизм, который ни один инженер на свете работать не заставит. Особенно такими картинками славится, например, Полибий, оставивший нам ценнейшие сведения о римской военной науке времен Пунических войн. Вегеций, знатный вояка, испытывал большие проблемы с пропорциями при рисовании. А потомки гадают: так чем же, черт возьми, вооружались эти древние?

Другое дело - Леонардо да Винчи: этот, несомненно, и в оружии разбирался, и чертить умел - дай бог всякому. Но и тут незадача: великий тосканец обладал весьма богатым воображением и рисовал не только то, что в реальности применялось, но и то, что изобрела его собственная фантазия. Его устройства работают отлично, но не всегда можно понять, были ли они построены в реальности…

Баллиста

Б аллиста мечет стрелы или камни примерно по тому же принципу, что и арбалет. Тетива, натягиваемая специальным механизмом (тут уж банальным крюком или козьей ножкой не обойтись!), изгибает плечи баллисты, затем ее отпускают, и плечи, распрямляясь, посылают вперед камень или стрелу.

Слово «баллиста» происходит от греческого глагола «баллейн» - швырять, метать.

Д о IV века до н.э. катапульта называлась баллистой, а баллиста - катапультой. Потом в силу каких-то не вполне понятных обстоятельств названия поменяли владельцев. Эта путаница изрядно попортила кровь историкам!

У большинства баллист нет единого лука, как у арбалета, а есть два отдельных плеча. Нередко стрелу посылает не изгиб самого плеча, а другая сила: плечо крепится к закрученной веревке Это называется торсионной машиной. Но и легких тенсионных баллист тоже немало.

Взводят баллисту чаще всего обычным воротом наподобие колодезного, на который намотана веревка с крюком - крюк удерживает тетиву. Конструкции крюка бывали довольно затейливыми - попадалось даже что-то вроде карабинного замка.

Среди метательных орудий баллисты - самые легкие и мобильные. Поэтому неудивительно, что встречались они и на кораблях, и даже в «конном» варианте (подобно позднейшей конной артиллерии). Такие устройства назывались карробаллистами. (Существовали и передвижные катапульты, но их надо было тащить упряжкой из нескольких волов, и по-настоящему «мобильными» их не назовешь.)

Карробаллисты в позднейшей римской тактике стали обязательным элементом: так, Вегеций сообщает, что на каждую центурию в обязательном порядке полагается по одной такой машине, приводимой в действие 11 солдатами (стало быть, легион везет с собой 60 карробаллист).

Существует миф что древние осадные орудия применялись только при штурме. На деле еще римляне осознали, что против больших скоплений людей баллиста творит чудеса, и вовсе не брезговали применять ее даже в открытом поле.

Еще одно достоинство этого орудия - достаточно высокая прицельность. Опытные солдаты достаточно точно посылают ядра и из катапульт, но тут нужна все же приличная пристрелка. У некоторых баллист было два боевых режима - прицельный и дальнобойный; в последнем варианте вполне можно было надеяться на 500-метровый полет снаряда! Рекорд же дальности древней баллисты составляет 700 с небольшим метров. Прицельность достигалась на много меньших дистанциях - около 100 метров, максимум - 200.

Мощью выстрела баллиста, конечно, не может тягаться с катапультой или требюше. Зато стрела летит по относительно пологой траектории, и можно пытаться угодить ей прямо в ворота крепости; а ядром катапульты, летящим по высокой дуге, это едва ли получится сделать.

Среди видов баллисты числятся:

Гастрафет


Это древнейшая греческая баллиста - точнее, помесь баллисты и арбалета. Название означает по-гречески «брюшной лук». Гастрафет представляет себе арбалет настолько большой, что держать его в руках невозможно, и потому его опирают с помощью костыля о землю, а приклад широкой дугой охватывает живот.

Таким чудом вооружались незадолго до македонского завоевания, и в армии Александра их тоже хватало. Но вскоре их усовершенствовали, и появилась….

Аркбаллиста

Аркбаллиста, она же оксибел, - это по-прежнему гигантский арбалет, тенсионная машина. Но у нее уже есть настоящий станок и большой ворот. Снарядом служит специальная тяжелая стрела.

Рассказывают также о большой аркбаллисте, где тетиву двигали шесть вертикально поставленных луков. Но это, скорее всего, миф: пишут о ней в основном авторы позднего средневековья, причем пишут как о седой древности, и нет оснований полагать, что они знали, о чем говорили.

Аркбаллиста по природе своей довольно сильно ограничена в своих возможностях; и дело не только в тенсионной схеме, но и в отсутствии возможности менять угол наклона ложа. Это урезает дальнобойность до примерно 40-60 метров; несерьезно!

Палинтон и скорпион

Палинтон

Палинтон - это двухплечевая торсионная баллиста, мечущая камни (иногда палинтонами называют вообще все камнеметы - по происхождению слова). Жилы, в которые вставлены рычаги-плечи, закреплены на жесткой деревянной раме прямоугольной формы.

Укреплялся палинтон на хитроумном штативе, позволявшем поворачивать и наклонять орудие, довольно точно фиксируя угол. Этот самый штатив позволяет преодолеть основной недостаток аркбаллисты и обеспечивает орудию дальность выстрела, измеряемую в сотнях метров.

Скорпион

Скорпион отличается от палинтона тем, что мечет все же стрелы, а не камни; в остальном устройство машины не изменилось. Его называют еще эвтитоном (буквально - «стреломет»). Герон впоследствии попытался усовершенствовать скорпион, сделав свою схему - хейробаллисту; она не особо прижилась, зато дала начало целому семейству арбалетов.

Палинтон и скорпион - это и есть две основных схемы баллисты, просуществовавшие более тысячи лет. Их популярность продержалась до XIV века, а кое-где и подольше.

Полибол


Мечта сделать оружие, которое стреляет быстро, существовала с древнейших времен, и чуть ли не на каждую стреляющую штуковину находился свой Гатлинг или Максим. Скорострельный арбалет родился на Востоке, а вот скорострельная баллиста - в Александрии, и известен даже автор идеи - небезызвестный Дионисий.


В полиболе (он же полиболос) две оригинальных детали: механизм для стрел, примерно такой же, как в арбалете чо-ко-ну, и зубчатое колесо, взводящее тетиву (нередко его изобретение ошибочно приписывают Леонардо да Винчи). Конечно, на по-настоящему большую мощь такого орудия рассчитывать нельзя; вероятно, это и трудности изготовления стали причиной того, что полибол так и не стал массовой машиной.

Катапульта

Катапульта обладает большим рычагом, один конец которого прикреплен к оси, другой свободен. Свободный конец оснащен либо ложкой, либо «корзинкой» на веревках наподобие пращи (ее часто так и называют - пращей); в эту ложку или корзинку кладут снаряд - как правило, большой камень или, реже, специальное ядро (кое-где применяли еще глиняные кувшины с греческим огнем).

Большинство катапульт приводится в действие так. Ось, к которой прикреплен рычаг, крепится к пучкам жил или веревок (торсионный метод) и накручена почти до предела; ворот тянет рычаг вниз, накручивая веревки еще сильнее. Потом рычаг отпускают - и он отправляет ядро в полет.

Снаряд, естественно, летит по навесной траектории, точность - умеренная, зато его легко забросить за стену. Масса снаряда - килограммов 20-40, иногда даже до 50-60.

Слово «катапульта» - изначально однокоренное с «баллистой», хотя по нынешнему звучанию и не догадаешься. «Ката» означает «против», «для борьбы с чем-либо», а «пульт» - это то же самое искаженное «баллейн», то есть «метать».

Характерная дальнобойность катапульты - около 300-350 метров.


Иногда эти машины собирались прямо на месте из найденных тут же деревьев (с собой везли только металлические части и веревки). Римляне, впрочем, предпочитали возить катапульты с собой в качестве тяжелой артиллерии (баллисты - легкая). Но резво катать их на лошадях не получалось - впрягали быков, как в XIX веке, - в осадные пушки. И на легион полагалось всего 10 катапульт. Нередко машины транспортировали в разобранном виде.

Основное предназначение катапульты при штурме - атака на стены и башни (баллиста может выбирать более мелкие цели, но не проломит серьезную стену). На крепостной стене ее обычно ставили для борьбы с осадными башнями - лучшего средства не найдешь. Применялись катапульты и во флоте - прежде всего для метания греческого огня, пока не нашлось лучшего способа. Корабль - слишком верткая цель для медленно взводящейся и медленно наводящейся катапульты.

Стрельба из этой машины много сложнее, чем из баллисты, и квалифицированные артиллеристы ценились очень высоко.

В средние века катапульта потеснила баллисту потому, что 300-350 метров - это и максимальная, и прицельная ее дальность. А это больше, чем расстояние полета стрелы из английского лука или генуэзского арбалета, пущенной с высоты замковой стены. Что и стало решающим преимуществом. Впрочем, полного вытеснения не случилось.

Онагр


Онагр - самая популярная катапульта древнего Рима. Единственная ее особенность - корзинка на веревках вместо более распространенной в Греции ложки.

Слово «онагр» означает «дикий осел». О том, почему катапульту приравняли к ослу, существует по меньшей мере три версии. По первой, дикий осел отгоняет хищников, швыряя в них камни задними копытами. Современной зоологии этот феномен неизвестен, но древние обладали странными воззрениями насчет поведения зверей… Вторая версия утверждает, что рычаг катапульты взметывается вверх, словно нога лягающегося осла; ассоциации - дело индивидуальное, конечно, но уподобление весьма странно. Наконец, третья версия, относительно правдоподобная, гласит, что устройство работало с душераздирающим скрипом, напоминающим ослиный вопль.

Дожил бойцовый ослик и до средневековья; правда, там он обзавелся прозвищем «мангонель». С годами машинка измельчала, зато научилась стрелять чем-то наподобие картечи; неоценимо против плотного строя!

Эспрингаль

Довольно редкая боевая машина: катапульта на тенсионном принципе. Ее рычаг - упругий, ворот изгибает его, и рычаг, распрямляясь, швыряет камень (его кладут в мешочек или корзинку). Самая, по-видимому, удачная схема принадлежит Леонардо, но первый известный образец мы находим еще у Флавия Вегеция.

Делать эспрингаль (он же спрингальд) трудно, силой он уступает онагру; правда, довольно-таки дальнобоен. Есть еще то преимущество, что эспрингаль почти не надо пристреливать после установки. Но все равно эти устройства большой популярности никогда не имели.


Существовал и стреломет на том же принципе - назывался он бреколь. Утверждают, что на 300 шагах он пробивал насквозь 15-сантиметровое бревно, а вообще-то запускал стрелу на 1300 шагов. Правда, утверждения эти весьма сомнительны.

В 1453 году в противоположных концах Европы происходят два знаменательных события: завершение Столетней войны между Францией и Англией (а также предшествовавший ему погром, учинённый франко-бургундским войском английским крепостям в Нормандии и Гиени) и падение столицы Византийской империи - Константинополя. Этими событиями завершается «Артиллерийская революция» , начавшаяся около 1420 года. «Внезапная» и полная несостоятельность старых крепостей перед мощью новых осадных орудий открывает «век великих пушек», длящийся примерно с 1420 г. по 1520 г., когда его «закрывают» новые системы фортификации.

Век великих пушек начинается

К середине XV века основными центрами европейского оружейного производства становятся Италия и Германия. Вторичными центрами являются Франция, Фландрия, Испания, Швейцария (впрочем, военно-технического рывка Испании придётся ждать ещё полстолетия). По развитию артиллерийской техники с XIV века все прочие страны опережают итальянские города-республики. Именно здесь начинают систематически использовать литые бронзовые орудия и железный снаряд. Здесь же в середине-третьей четверти XV века делаются первые попытки физико-технического осмысления артиллерийских вопросов (работы Такколы и Леонардо да Винчи).

Примерно с третьей четверти XV века ведущая роль Италии в развитии артиллерийской техники «перехватывается» Францией. Зачастую это считают заслугой братьев Бюро, Жана и Гаспара («главных начальников королевской артиллерии» с 1439 и 1444 года, соответственно), и выделения с их участием артиллерии в «род войск» в ходе военных реформ короля Карла VII.

Бомбарда (или крупная курто) и мортира. Осада крепости, как её видел французский или фламандский художник 1470–1480‑х гг. Рукописные «Хроники Англии» Жана Ваврина («Recueil des croniques d’Engleterre»; Royal 14 E IV)

Главным образом, однако, успехи Франции следует отнести на счёт усиления центральной власти - а вместе с тем и финансовой мощи государства. Размах использования ресурсов, которого требовал новый уровень артиллерийской техники, был просто непосильным для более мелких или слабых государственных образований. Ведущей военно-технической силой мусульманского мира - сравнимой с европейскими центрами - в это время являлся Османский султанат, и к его успехам в полной мере относится сказанное о Франции.

Примеры успехов осады или осадной артиллерии 2-й половины XV века многочисленны, поэтому перечислим лишь наиболее известные или характерные из них. Речь об успехах франко-бургундских сил в осадах 1450‑х гг. уже велась. Их «отражением» на другом краю Европы становится падение Константинополя.


Так называемая «дарданелльская пушка», сделанная турками в 1464 г. Скорее всего, очень похожа конструкцией на «пушки Урбана», применявшиеся в осаде Константинополя в 1453 г.

При осаде в 1453 году Константинополя, обладавшего могучими укреплениями со стенами высотой до 12 м и толщиной до 7,5 м, османское войско обладало многочисленной артиллерией и ручным огнестрельным оружием. Знаменитая 1200-фунтовая «пушка венгра Урбана» была включена в главную 4-орудийную осадную батарею османского войска, установленную против ворот Св. Романа. Кроме того, восемь других больших орудий составили ещё три осадные батареи. Самое большое из них стреляло 800-фунтовыми ядрами, а прочие - значительно меньшими: от 500-фунтового до менее чем 200-фунтового калибра. Для выделки ядер использовался мрамор, который брали из античных греческих построек.

У западных историков есть мнение, что на второй день «пушка Урбана» треснула, а на 4-й или 5-й день бомбардировки, начатой 12 апреля, пришла в полную негодность. Затем её якобы починили к 6 мая и применяли при последнем штурме 28 мая. Если всё это верно, то более вероятно, что пушка всё-таки была традиционной железной конструкции. Однако некто Нестор-Искандер, видевший осаду с турецкой стороны, сообщает, что испортил орудие удачный выстрел защитников. Затем его починили, укрепили железными обручами, но неуспешно. И лишь после некоего капитального ремонта

«… удариша из большие пушкы, и спаде камение много. В другие удариша, и распадеся стены великое место… пакы турки удариша из большие пушкы пониже того места, и вывалиша стены много; и тако в другое и в трете».

Сообщают, что Урбан, оказывается, был не слишком опытен в руководстве огнём осадной артиллерии, и ему помогал дельным советом посланник отстранённого венгерского регента Яноша Хуньяди. Под огнём осадных батарей в конце концов «две стены и башня между ними, а также башня Св. Романа возле ворот рухнули наземь, и турки увидели защитников внутри, а те увидели их» . Туркам пришлось вести обстрел города более шести недель подряд, вплоть до самого последнего штурма.

В 1456 г. в предпоследней осаде Белграда османское войско снова использовало множество артиллерийских орудий. На этот раз туркам не удалось повторить константинопольский успех. В связи с этим весьма любопытно сообщение Доллецека, который говорит о том, что «турки ведут против Белграда 12 [литых бронзовых] пушек с длиной ствола 5–6,5 м и калибром до 1500 мм, однако они почти все разрываются» . Вполне вероятно, что литьё пушек из бронзы, тем более столь крупных, дело ещё новое, в том числе для турок, и надежда на непроверенные образцы не оправдывается. Лишь в 1480‑х гг. эта техника становится, по оценке того же Доллецека, обыденной.

С другой стороны, в Белградской крепости ещё в 1432 г. имеются «3 бомбарды из бронзы, из них две [имеют стволы] из двух частей, а одна столь велика… 42 дюйма поперёк, куда камень входит [калибр ок. 1100 мм]» . По мнению очевидца, «слишком она коротка» - т. е., скорее всего, имеется в виду прообраз позднейших мортир.


Железные бомбарды за деревянными прикрытиями примерно соответствуют тому, что можно было видеть при осаде в Англии второй половины XV века. Однако длинноствольные ручницы появляются здесь лишь примерно в последней четверти века. Рукописные «Хроники Англии» Жана Ваврина («Recueil des croniques d’Engleterre»)

В 1464 году, во время Войны Роз, после битвы при Гексеме сэр Грей отступил в замок Бамбург, где его осаждал герцог Ворвик, «делатель королей». Войско герцога везёт с собой две «огромные бомбарды» («cum maxemis bombardis» ), именуемые «Лондон» и «Ньюкасл». «Доселе неприступный» , замок Бамбург сдаётся. Те же орудия, видимо, были использованы в успешной осаде Данстенбурга в 1465 году.

Общие военные неудачи Бургундского герцогства в 1470-х гг., косвенно связанные с артиллерией, как бы «бросают тень» на возможности западноевропейских орудий той поры. Впрочем, скорее они свидетельствуют о сравнительном отставании тактики и техники прочих родов войск.


Осада Орлеана в 1429 году, как видел её фламандский художник около 1490 года. По составу техники вполне может относиться к бургундским осадам. Показаны длинноствольная бронзовая бомбарда, полевое орудие и длинноствольная ручница

Так, при осаде Бове (1472), где, кстати, прославилась ещё одна Жанна - Жанна Лени, прозванная Жанна Хашетт (Топорик), - бургундцы проделали брешь в стене первыми же выстрелами. Во время осады «камни [ядра] падали повсюду, одни в окружности с дно бочонка, а другие с блюдо…» . При осаде Нейсса (1474–1475) осадная артиллерия «превращает ворота и стены города в развалины». Однако обе эти осады в итоге оказались неудачными. В трёх неудачных битвах 1476–1477 гг. (при Грансоне, Морате и Нанси) бургундцы и вовсе «пушки раздавали» швейцарцам. Это свидетельствует о слабом взаимодействии родов войск на поле боя.

Осада турками в 1480 г. крепости на острове Родос, принадлежащей рыцарскому Ордену госпитальеров, завершилась неудачей. Осадная артиллерия («16 великих пушек, каждая в 22 фута длиной» ) разрушила несколько башен, стены и дворец Великого магистра. При бомбардировке «земля дрожит под ногами» , а единственное безопасное место в городе это «погреб или пещера» . Однако все штурмы отбиты, и осада снята. Примечательно, что немецкий паломник, описывавший осаду, утверждал, что почти все пушкари в турецком войске были немцами.

Итальянские войны, начавшиеся завоевательным походом французского короля Карла VIII в 1494–1498 гг., велись уже во время осадной артиллерии, использовавшей железные ядра, и полевой артиллерии на подвижных колёсных лафетах. Осады итальянских городов французским войском в сравнении с завершающей порой Столетней войны были тем же, чем осады конца Столетней войны были в сравнении с осадами начала XV века. Города с мощными (по старым понятиям) укреплениями не только сдавались за несколько дней – многие сдавались вовсе без боя. Ещё через полстолетия единственными сколь-нибудь значимыми в военном отношении итальянскими государствами остались Венеция и Генуя.

Типы и конструкция орудий

К середине XV века основным типом осадного орудия являлась бомбарда с железным ковано-сварным стволом (французские, английские, фламандские и немецкие земли) и, гораздо реже, с бронзовым литым стволом (итальянские и, вероятно, испанские земли, куда крупные орудия - «ломбарды» - поступали из Италии).

Ствол бомбарды с 1410–1420‑х гг. удлинялся, хотя использовались и короткоствольные бомбарды «старых пропорций» («бомбарды-мортиры» в современных нам классификациях). Притом обыкновенным становился вес ядра в несколько сот фунтов. Если в 1427 г. город Нюрнберг закупал бомбарду 200-фунтового калибра, то в 1434 г. англичане бросали пушки, из которых наибольшая была рассчитана на ядро 330-фунтового калибра. В 1435 г. в Генте изготовили бомбарду примерно 700-фунтового калибра. В 1457 году шотландский король получил в подарок бомбарду примерно 330-фунтового калибра.

К концу XV столетия крупные железные ковано-сварные орудия были вытеснены бронзовыми литыми, а каменные ядра - литыми железными. Так, в Нюрнберге (1445) мастер Ганс фон Розен отлил бомбарду весом 519 центнеров (до 20 метрических тонн), украшенную изображением Св. Зебальда. В 1451 г. он же в Люксембурге отлил бомбарду «Люксембург», весившую 36 тыс. фунтов (до 18 т).

Мастер Жакмен де л"Эспин в 1457–1458 годах сделал для бургундского герцога «большую литую [бронзовую] бомбарду» весом 33–34 тыс. фунтов «металла» (до 16 т), стрелявшую каменными ядрами «17 дюймов в поперечнике» . Возможно, это орудие рассчитывали использовать и с железным ядром. Кстати, «позади означенной бомбарды, дабы стрелять из неё было безопасней» , устанавливалась свинцовая плита массой 800 фунтов.

Монстреле пишет о большой бомбарде, сделанной Жаном Могом в Туре (1478), железное ядро которой весит 400 фунтов. В 1477 году по указу Людовика XI отливается «дюжина огромных бомбард из бронзы, стреляющих железным ядром 500 фунтов» .

Кроме бомбард, в осадную артиллерию того времени входили любые орудия поменьше, но достаточно крупные, чтобы причинять урон укреплениям. Обычные их названия – «пушка» или «большая пушка», а также (крупный) «фоглер». В таком порядке они и перечисляются в источниках середины XV века: «…множество больших бомбард, больших пушек, фоглеров…» .

К последней четверти XV века появляются собственно мортиры, т.е. специализированные орудия с низкой дульной скоростью, способные вести огонь под очень большими углами возвышения. Эти орудия окончательно вытесняют бомбарды-мортиры. Во французских источниках мортиры упоминаются с 1460‑х гг. В бургундских источниках до 1485 г. мортиры упоминаются редко, преимущественно как сравнение («орудие стреляет наподобие мортиры» ). В немецких воинских наставлениях мортиры упоминаются с 1470‑х гг. Впрочем, по-настоящему полезны и распространены они окажутся лишь в XVI веке, с появлением действенного разрывного снаряда.

Примерно в 1460–1470‑х гг. во Франции и Бургундии, а позже - в Англии, выделяется тип крупнокалиберного орудия, называемый «курто́» (фр. «courtau», англ. «courtaw»). Курто способны вести более частый, чем бомбарды, огонь, как прямой наводкой, так и навесной («поверх препятствий» ). То есть, они являются прообразом гаубиц. Эти орудия поменьше (и подешевле) бомбард обладают боевой подвижностью: их устанавливают на колёсный лафет. Курто могли быть дульнозарядными или иметь съёмную зарядную камеру.

Ствол крупных бронзовых бомбард (итальянских, турецких) для удобства перевозки мог изготовляться из двух и даже трёх частей, которые были снабжены резьбовыми соединениями. В этом случае части ствола имели приметные пояса квадратных отверстий для вставки рычагов, которыми проворачивались части при сборке-разборке.

Любой из названных образцов орудий мог иметь съёмную зарядную камеру, если это вообще позволяли размеры и масса. Ларшей приводит примеры зарядных камер – археологических находок, весящих до 1,5 т. Возможно, впрочем, что это просто части готовых орудий, поскольку даже несъёмные зарядные камеры могли изготовляться отдельно.

Однако к концу века повышение силы пороха при несовершенстве запирающих конструкций положило конец - на три с половиной столетия - крупным казнозарядным орудиям. Мелкие «казнозарядки» не выходили из употребления гораздо дольше. Выражение «казённое заряжание» относится здесь лишь к заряду пороха, помещавшемуся в съёмную камеру. Пыж (деревянный поддон), а затем и ядро, заряжались с дула, как и в последующих чисто дульнозарядных конструкциях.

Снаряды

События 1453 года – это вершина достижений осадных орудий, стреляющих каменным ядром. Ничего столь же поразительного камнестрельная артиллерия не добьётся больше никогда. Надо заметить, что собственно введение каменного снаряда в 1360–1380‑х гг. было вынужденной мерой, порождённой техническим несовершенством тогдашних стволов орудий и пороха и, параллельно, – необходимостью наращивания калибров.

Соотношение плотностей камня и чугуна может доходить до 1:3, поэтому каменное ядро до 1,4 раза крупнее в поперечнике, чем равное по весу железное. Соответственно, оно быстрее теряет скорость. Прочность каменного ядра примерно та же, что у противостоящей ему каменной стены, так что каменное ядро может разбиться. Изготовление каменного ядра сложно и тяжело в исполнении: оплата труда камнетёса в Англии, как сообщает Окшотт, в 1380-х гг. была «равна оплате конного лучника» , а в 1399 г. сравнивалась с оплатой конного латника. В XVI веке стоимость выделки каменных снарядов возрасла ещё больше.

С другой стороны, каменное ядро одинакового с металлическим поперечника требует меньшего порохового заряда. Это не только экономит дорогой порох, но и позволяет делать стенки орудия тоньше, а орудие - легче. Эти особенности позволили камнестрельным бомбардам весьма успешно использоваться на средиземноморских военных гребных кораблях ещё в конце XVI века. Выгоднейшей тактикой боя для них был подход к противнику на близкое расстояние и продольный огонь по вражеским гребцам из носовых орудий. В таких условиях большие каменные ядра ничем не уступали железным.

Каменное ядро могло быть изготовлено из местного сырья, без использования высокотехнологичного оборудования. Не только турецкие, но и бургундские осадные орудия XV века использовали мрамор. В английской артиллерии XVI века использовались ядра из кентского серого известняка («Kentish ragstone»).

Кроме того, тонкостенное орудие могло использовать аналог картечи, что делало его полезным в ближнем бою. Это позволило камнестрельным орудиям в XVI веке задержаться в роли противоштурмовых и в боевых порядках. Ещё в середине XVI века в войске Карла V имелись казнозарядные камнестрельные пушки, и камнестрельные же орудия немецкого войска стали трофеями Карла V в Шмалькальдской войне (1546–1547). В английской артиллерии XVI века использовались каменные ядра. Названия этих орудий в XVI веке прямо означали «камнестрел, камнемёт»: фр. «perrier», исп. «pedrero», нем. «Steinbüchse» и т.п.

Московская «Царь-пушка» (1586), рассчитанная именно на стрельбу «каменным дробом» – картечью, была сделана во времена, когда были ещё реальны татарские нападения на Москву . Камнестрельные орудия (пушки и мортиры) оставались в употреблении ещё в конце XVIII века - в окраинных укреплениях и на флоте, чаще всего в казнозарядном варианте. Арсенал испанской крепости Кастильо-де-Сан-Маркос в Америке насчитывал в 1707 году 6 тысяч каменных снарядов. Мэньюси приводит пример 16-дюймовой испанской мортиры 1788 года, рассчитанной на навесную стрельбу каменной картечью. Это орудие (и, видимо, аналогичные ему - тоже) с 1750-х гг. могло также стрелять «корзинами ручных гранат».

С 1470‑х годов осадная артиллерия, в первую очередь французская и бургундская (немецкая - ближе к 1500 году, при Максимилиане I), начинает переход на железное (чугунное) литое ядро. Однако надёжная техника литья ядер для крупных пушек из железа будет выработана лишь в 1540‑х гг.

Для менее крупных (полевых) орудий при несовершенной технике железного литья использовались также композитные ядра - железное (реже - каменное) ядро в свинцовой оболочке. Такие ядра найдены во множестве на острове Родос, а датская артиллерия использовала подобные даже в 1849 году. Встречаются упоминания и о бронзовых ядрах, хотя это, видимо, из ряда вон выходящие случаи. Бронза – дорогой материал, так что использовать её можно лишь при наличии «даровых ресурсов» (как в случае грабежа городов имперскими и французскими войсками в итальянских войнах).

Зажигательный снаряд для сравнительно небольших орудий в XIV веке – это огневая (пушечная) стрела. С XV века в трактатах по артиллерии часто изображаются ядра, испускающие огонь (то есть, наполненные зажигательным составом). Непонятно, однако, осуществлялось ли это на самом деле. Зажигательный снаряд – калёное ядро, изобретение которого приписывают то Францу фон Зикингену (1525), то польскому королю Стефану Баторию в 3-й четверти XVI века, известно уже с гентской осады Уденара (1452) и изображается в трактатах XV века.

Разрывной снаряд (пушечная бомба) с литым железным корпусом впервые был использован при осаде Руана в 1562 году. Его прообраз с корпусом из двух медных полушарий применялся венецианцами уже в 1376 году. Видимо, такие же снаряды в 1388 году применяло войско герцога баварского против города Регенсбурга. Войско герцога риминийского Малатесты применяло бронзовые снаряды, начинённые порохом, в 1434 году. Снаряды, состоявшие из железной оболочки, которую плотно набивали порохом, упоминал греческий историк середины XV века Дука.

Противопехотный снаряд-картечь в «настоящем» (специально изготовленном) виде применялся впервые лишь в последней четверти XVI века (морская битва при Лепанто и осада Остенде), но прообразы картечи (каменный дроб, различные обломки и куски камня и металла) использовались ещё в XIV веке.

Лафет

В XV веке пушки начали устанавливать на колёсные лафеты, и в середине века появились цапфы - поперечные оси, скреплённые со стволом и упрощающие вертикальную наводку. Осадные орудия старой конструкции, т.е. со стволами без цапф, естественно, по-прежнему использовали неподвижные платформы из балок, снабжённые упорами.

Но и вновь сделанные великие пушки под каменное ядро (а значит, имеющие особо крупный калибр) приходилось устанавливать так же, поскольку для колёсных лафетов они были слишком тяжёлыми. Подвижность приобрело лишь новое поколение осадных орудий, рассчитанных под железное ядро, - новые «великие пушки» во Франции, «королевские пушки» в Испании, шарфмецы в Германии , и т.п.

Впрочем, в 1540‑х гг. Бирингуччо сокрушался, что колёсные лафеты столь громоздки, что пушки еле способны перемещаться и замедляют движение войска. Как полагают Деврис и Смит, малая подвижность пушек в походе всё же преувеличена. Сами армии той поры двигались не быстрее больших орудий, то есть переходами порядка 12–20 км в день (цифры для войска в 10–20 тыс. человек).

Имена собственные

Крупные орудия в XV веке, как правило, получали имена собственные, притом самые причудливые. Кроме женских имён, часто встречались названия по «месту рождения или жительства», имена сказочных, диковинных и устрашающих существ, и даже просто случайные или потешные названия. Но у названий был и вполне практический смысл - в эпоху отсутствия стандартов они помогали различать в обозе снаряды и заряды для тех или иных орудий.

Образцы

Даже «великие пушки» становятся во второй половине XV века слишком многочисленными, чтобы их все перечислять. Далее приведены краткие описания наиболее характерных или известных образцов.

«Faule Magdt von Dresden»


Немецкая (саксонская) «faule Magd» 1-й половины XV века. Лафет сделан гораздо позже

Бомбарда, сделанная в Саксонии в 1-й половине XV века. Точный год постройки неизвестен, но некоторые особенности конструкции (например, относительно объёмная зарядная камера) указывают на интервал 1430–1450 гг.

Железный ствол калибром 34,5 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (20 продольных брусов и 46 обручей, к дулу насажены реже). Длина ствола 2,33 м (в том числе, зарядная камера 0,81 м) и вес 1,32 т. Расчётный вес каменного ядра – около 50 кг.

Образец немецких «рядовых» великих пушек середины XV века.

«Dulle Griet von Gent»


Фламандская «dulle Griet» (ок. 1435 г.). Железные орудия для защиты от ржавчины, а также для шика красили в ярко-красный цвет и в XV веке

Бомбарда «Бешеная Грета (Маргарита) из Гента» сделана во Фландрии (1435) и названа в честь персонажа голландского фольклора - «бой-бабы, сходящей в ад и учиняющей там скандал» (иногда говорится, что название дано якобы в память жестокой Маргариты Фламандской, жившей в XIII веке).

Железный ствол калибром 64 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (32 продольных бруса и 61 обруч). Длина ствола 5 м, вес 16,4 т. Вес каменного ядра ок. 320 кг.

Орудие использовалось в бою лишь однажды, при осаде гентским войском города Уденар (1451/1452); после неудачи осады и спешного отступления гентцев орудие попало в руки уденарцев и было возвращно в Гент лишь в 1578 году.

Самая крупная уцелевшая европейская бомбарда ковано-сварной конструкции, но далеко не самая крупная из когда-либо сделанных.

«Mons Meg»


Фламандская «Mons Meg» (1449). Лафет декоративный

Бомбарда Мег (Маргарита) из Монса сделана по заказу бургундского герцога Филиппа Доброго во Фландрии (1449) и подарена шотландскому королю Якову II (1457). Изучение её в 1980‑х гг. позволило заново оценить возможности ковано-сварной технологии середины XV века.

Железный ствол калибром 48–50 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (25 продольных брусов и 36 обручей). Зарядная камора выполнена отдельно и наглухо свинчена со стволом. Длина ствола 4 м, вес 5,8 т. Вес каменного ядра ок. 150 кг.

Орудие использовалось в осадах замков Дамбертон (1489), Трив (Thrieve, 1497) и Норем (Norham, 1497). В 1682 году в Эдинбурге оно разорвалось при салюте в честь герцога Йоркского (позднее короля английского Якова II), чуть не ранив самого герцога. Декоративный двухколёсный лафет в XX веке заменён декоративным же четырёхколёсным, на котором орудие установлено в наши дни.

Образец крупных фламандских/бургундских бомбард середины XV века.

«Базельская пушка»


Базельская пушка (слева) и курто (справа)

Эту бомбарду условно называют «базельской» по музею, в котором она выставляется. Сделана по бургундскому заказу, видимо, во Фландрии около 1450 года. Захвачена швейцарцами в 1476 г. (часть «бургундской добычи»).

Железный ствол калибром 34,5–36 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (20 продольных брусов и 34 обруча). Расчётный вес каменного ядра 98 фунтов.

Образец «рядовых» фламандских/бургундских бомбард середины XV века.

Константинопольская бомбарда

Знаменитая пушка, изготовленная по приказу османского султана Мехмеда II в 1453 году для осады Константинополя, известна лишь по описаниям современников, в том числе, очевидцев осады - византийских историков Дуки и Халкокондилеса. Известно, что сделана она была мастером Урбаном, происходившим то ли из венгерских, то ли из дакийских (греч. «∆αξ»), то ли даже из немецких земель. Хотя он создал и другие орудия, с его именем («пушка Урбана») обычно связывают именно это.

Ствол обычно считается бронзовым литым, состоящим из двух частей, свинчиваемых при установке на позицию. Длина собранного ствола «40 пядей» (не менее 8 м), вес мраморных ядер «1200 фунтов» и их размер «11–12 пядей в окружности» ; калибр, таким образом, не менее 70 см; вероятнее, ок. 75–80 см. Дальность стрельбы не менее 1 км. Темп стрельбы 4 выстрела в день (иногда говорят о 7 выстрелах в день).

Дарданелльская пушка


Дарданелльская пушка в наши дни

Бомбарда, изготовленная в 1464 (или в 1467) году для османского султана и в 1866 году подаренная английской королеве.

Ствол бронзовый, литой, состоит из двух частей. Калибр 63 см, длина 5,18 м и масса 16,8 т. Расчётный вес для мраморных ядер – не менее 290 кг.

Единственный сохранившийся образец этих поры и места изготовления. Пушка выставлена в Форт-Нельсоне под Портсмутом. Предполагается, что по типу она одинакова с бомбардами константинопольской и белградской осад. Учитывая время изготовления и многочисленные взрывы тех орудий, возможно, что эта пушка улучшенной конструкции.

«Царь-пушка»


Знаменитое орудие, отлитое из бронзы мастером Чоховым (Чеховым) в Москве (1586); установлено в Кремле. Вначале называлось «Дробовик». Название «Царь-пушка» вошло в обиход между 1810 («История» Карамзина) и 1865 (работы Хмырова) годами.

Ствол бронзовый, литой, сравнительно тонкостенный. Калибр 89 см, длина 5,4 м («2 сажени 3 фута 9 дюймов» ), масса св. 39 т («2400 пуд» ). Снаряд, судя по названию, – заряд «дроба», каменной картечи.

Перед «Дробовиком» уже существовала «огромная «Царь-пушка» (она же «дебосисова пушка»), отлитая в Москве в 1488 году приглашённым мастером «фрязином [итальянцем] Павлом Дебосисом». Из неё в 1584 году, «в первые дни царствования Фёдора Ивановича», намеревались стрелять по запертым Спасским (или Флоровским) воротам Кремля москвичи, взбунтовавшиеся против «ненавистного многим боярина Бельского» .

Видимо, как раз эти «две огромные пушки» в начале 1590‑х гг. «лежали на Красной площади», как сообщает Карамзин.

Несмотря на время постройки, «Царь-пушка» Чохова демонстрирует концепции и конструкцию 2-й половины XV века. Боевая ценность непонятна, но несомненна ценность демонстративная - в том числе, как пример освоенности техники литья сверхкрупных изделий.

Курто

Курто упоминаются в источниках в течение сравнительно короткого временного промежутка и определены в них нечётко. Из сохранившихся образцов Смит и Деврис относят к курто бронзовую пушку в Базельском музее, происходящую из «бургундской добычи» швейцарцев.


Пушка «Burgunderin» в арсеналах Максимилиана I около 1500–1510 гг. Возможно, именно такое орудие современники называли «курто», как и бронзовый ствол в Базельском музее

Орудие, о котором речь, сделано в 1474 г. Жаном де Малином (Иоганном из Мехелена) для герцога бургундского. Оно было захвачено швейцарцами в 1476 г. при Грансоне, а сейчас выставлено в Базельском музее. Орудие под названием «Burgunderin», почти одинаковое с этим и поставленное на колёсный лафет, изображено в описи цейхгаузов Максимилиана I.

Ствол бронзовый, литой, калибра 22,7 см (длина канала ствола ок. 7 калибров), с двумя цапфами. Длина ствола 2,55 м, вес 1956 фунтов (до 1 т). Ядро в 85 фунтов (в случае железного ядра. «Burgunderin» на иллюстрации показан с каменными ядрами).

Также возможно, что это орудие - переходный тип от бомбарды или великой пушки XV века к большим осадным орудиям под железное ядро XVI века типа шарфмецы и подобных. В таком случае, образец также примечателен наличием лишь двух цапф на крупном орудии XV века.

Источники 1470‑х гг. говорят о курто в артиллерийском парке Карла Смелого как об орудиях с зарядной камерой, стволом «4½ фута длины», на колёсном лафете.

Литература и источники

  • Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 10.
  • Контамин Ф. Война в Средние века. СПб, 2001.
  • Повесть о Царьграде (его основании и взятии турками в 1453 году) Нестора-Искандера XV века. (По рукописи Троице-Сергиевой лавры нач. XVI века, № 773). СПб, 1886.
  • Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983.
  • Хмыров М. Д. Артиллерия и артиллеристы в до-петровской Руси. (Историко-характеристический очерк). СПб, 1865.
  • Gaier C. Le commerce des armes en Europe au XVe
    siècle // Armi e cultura nel Bresciano 1420–1870. Brescia, 1981. P. 156–168.
  • Angelucci A. Le bombarde. Nota storico-illustrativa A // Documenti inediti per la storia delle armi da fuoco Italiane. Raccolti, annotati e pubblicati da Angelo Angelucci, Capitano d"Artiglieria. Volume I. Parte I. Torino, 1869. P. 65–101.
  • Baarmann. Die «Faule Magd» der Königlichen Arsenalsammlung zu Dresden // Z. Hist. Waffenkunde. 1906–1908. Bd. 4. S. 229–235.
  • Bedford W.K.R. The First Siege of Rhodes, 1480 // Royal United Services Institution. Journal. 1899. Vol. 43, Issue 251. P. 42–52.
  • Brackenbury H. Ancient cannon in Europe. Part II. From A.D. 1351 to A.D. 1400. Woolwich, 1866. URL: books.google.com/books?id=KwgHAAAAQAAJ.
  • Coltman Clephan R. The Ordnance of the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Archaeological Journal. 1911. Vol. 68, no. 1. P. 49–138.
  • Delbrück H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte. Vierter Teil: Neuzeit, Berlin: Georg Stilke, 1920 (Nachdruck Berlin: Walter de Gruyter, 1962).
  • DeVries K., Smith R.D. Medieval weapons: an illustrated history of their impact. ABC-CLIO, 2007.
  • Dolleczek A. Geschichte der österreichischen Artillerie von den frühesten Zeiten bis zur Gegenwart. Wien, 1887.
  • Doukas. Decline and fall of Byzantium to the Ottoman Turks. Wayne State University, 1975. P. 305–306.
  • Ellger, K. von. Die Kriegsfeuerwaffen der Gegenwart Ihr Entstehen und ihr Einfluss auf die Taktik der Infanterie, Artillerie und Reiterei. Leipzig, 1868. URL: archive.org/details/bub_gb_T6M6AAAAcAAJ.
  • Gay V. Glossaire archéologique du Moyen Age et de la Renaissance. T. 1. Paris, 1887.
  • Geßler E.A. Beiträge zum altschweizerischen Geschützwesen. Die großen Geschütze aus dem Zeughausbestand der Stadt Basel // Z. Hist. Waffenkunde. 1914. Bd. 6. S. 3–12, 50–61.
  • Guilmartin J. F. The weapons of sixteenth century warfare at sea // Gunpowder and galleys: changing technology and Mediterranean warfare at sea in the sixteenth century. Rev. ed. United States Naval Institute, 2003.
  • Henne am Rhyn O. Kulturgeschichte des deutschen Volkes. Teil 2. Berlin, 1886.
  • Jähns M. Entwicklungsgeschichte der alten Trutzwaffen mit einem Anhange über die Feuerwaffen. Berlin, 1899.
  • Kelly J. Gunpowder, alchemy, bombards, and pyrotechnics: the history of the explosive that changed the world. New York, 2004
  • Larchey L. Origines de l"artillerie française. Planches autographiées d"après les monuments du XIVe et du XVe siècle, avec […]. Paris, 1863.
  • Manucy A. Artillery through the ages: a short illustrated history of cannon, emphasizing types used in America. Washington, 1985.
  • Partington J.R. A History of Greek Fire and Gunpowder. JHU Press, 1999.
  • Promis C. Dello stato dell"artiglieria circa l"anno millecinquecento… Memoria storica II // Trattato di architettura civile e militare di Francesco di Giorgio Martini, architetto senese del secolo XV (1841). P. 121–199.
  • Smith R. D., DeVries K. The artillery of the Dukes of Burgundy, 1363–1477. Boydell Press, 2005.
  • Sterzel H. Die «Dulle Griet» von Gent // Z. Hist. Waffenkunde. 1915–1917. Bd. 7. S. 324–325.
  • Würdinger J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1347 bis 1506. Band II. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1458–1506. München, 1868.
  • Zeugbuch Kaiser Maximilians I. . Innsbruck, .

Не лучше, чем у турок, шло дело с новым оружием и у народов Европы. Казалось, огнестрельные орудия, такие непрочные и капризные, не выдержат соперничества со старыми. Ведь безопасные в обращении машины с противовесом бросают камни ничуть не хуже, чем бомбарды.
Среди полководцев шли споры, какие орудия лучше: старые или новые. И большинство склонялось к тому, что лучше старые.
Скоро, однако, произошло событие, которое положило конец этим спорам, В 1494 году молодой французский король Карл VIII готовился к походу в Италию, чтобы заявить свои наследственные права на Неаполь. Но права надо было подкрепить силой. И Карл собрал при своем тридцатитысячном войске более сотни орудий. Тут были «фальконеты» – легкие орудия, стреляющие ядрами величиной «с апельсин», и орудия «главного парка», стреляющие ядрами «с голову человека».
С этой артиллерией Карл VIII вступил в Италию. Навстречу ему вышли войска местных феодалов. Их рыцари были закованы в железные латы (рис. 10). Но в первом же бою фальконеты забросали гордых рыцарей своими железными «апельсинами», которые легко пробивали рыцарские латы.
Рыцари укрылись за каменными стенами «неприступных» замков. Но ядра орудий «главного парка» разрушали и эти замки (рис. 11). Вскоре Флоренция, Рим и Неаполь были в руках завоевателя.
Всюду распространились вести о новом удивительном средстве, облегчающем победу. Забыты были прежние разговоры, будто огнестрельное орудие более опасно своим войскам, чем противнику. Каждый город, каждый король старался теперь завести побольше огнестрельных орудий, да таких, которые получше и посильнее. Артиллерия вскоре стала полноправным родом войск.

Рис. 10. Закованные в латы рыцари. Пятнадцатый век

* * *

С того самого времени, как появились огнестрельное орудия, европейские мастера стали работать над их усовершенствованием. Вначале они стремились делать их пострашнее на вид: для этого оплетали прутьями, словно корзину, осадную башню, приделывали ей крылья, раскрашивали ее, чтобы она была похожа на сказочное чудовище, и ставили в ней орудия. Таков был, например, «Аспид-дракон», показанный на рисунке 12.
В то же время попытались сделать бомбарду не такой неуклюжей; для этого положили ее на станок и приделали к ней колеса. Наводить орудие стало гораздо удобнее: ему легко можно было придавать нужный наклон, легче было и передвигать его с места на место.

Рис. 11. Тяжелые орудия «главного парка» стреляют ядрами «с голову человека»

Затем научились отливать орудия из бронзы, а не сваривать их из отдельных железных полос. Орудия стали гораздо прочнее. Разрывы орудий случались все реже и реже.
Отливая орудие, мастера заботились и о правильности его формы, о чистоте и даже о красоте работы. Посмотрите, например, как отлит ствол русской «гафуницы» семнадцатого века (рис. 13).
Мысль мастеров работала не только над тем, как поискуснее отлить орудие. Изобретатели старались усовершенствовать и конструкцию орудий. Очень неудобно было, например, заряжать орудия семнадцатого века: они не имели затвора и заряжались с дула; надо было встать перед орудием, спиной к неприятелю, заложить в орудие сперва заряд пороха, потом – снаряд.
И вот два русских мастера изобрели затворы к орудиям: один изготовил «пищаль» с выдвижным затвор ом в виде клина, а другой придумал ввинчивающийся затвор.
Орудия новой конструкции можно было заряжать сзади; так работать много быстрее и удобнее. Но слабая техника того времени не позволила освоить этих изобретений.
Орудия, изготовленные русскими мастерами в семнадцатом веке, хранятся в Артиллерийском музее в Ленинграде, как праотцы современных орудий с «клиновыми» и «поршневыми» затворами.
Только в конце девятнадцатого века – двести лет спустя – сумела техника освоить это изобретение, и орудия с подобными затворами применяются теперь во всех армиях.
Так смелая мысль русских изобретателей опередила свое время.
Шли века. На смену кустарным мастерским средневековых мастеров пришли мануфактуры. Собранные в одно место десятки, а иногда и сотни рабочих, делили между собой труд по изготовлению артиллерийских орудий, отливали эти орудия уже не по случайной прихоти мастера, а по установленным образцам. Затем, в связи с быстрым развитием капитализма, двинулась вперед гигантскими шагами промышленность, особенно металлургическая.

Рис. 12. Осадная башня «Аспид-дракон»

Рис. 13. Бронзовая русская гафуница семнадцатого века

Появилось много больших заводов, оборудованных сложными машинами. Все это давало возможность вносить новые и новые улучшения в артиллерийское дело.
Возможности эти не могли быть и не были упущены. Капиталистические страны непрерывно боролись между собой за новые земли, за богатства. Эта борьба неминуемо вызывала войны. Каждая капиталистическая страна была заинтересована в том, чтобы ее артиллерийские орудия были наиболее прочными и могущественными, чтобы таких орудий было у нее как можно больше.
Это соперничество особенно обострилось в девятнадцатом и в начале двадцатого века. И именно в это время внесено было особенно много усовершенствований в артиллерийское дело.
Мощь артиллерии резко возросла.
Уже не из слабой бронзы, а из лучшей, крепчайшей стали отливают теперь орудия.
Не каменными ядрами, пугающими лошадей, а разрывными снарядами огромной силы стреляет нынешняя артиллерия.

Между открытием пороха и применением его на войне минули столетия.
Первоначально, он имел мало сторонников в Европе. И потому пороховой джинн был выпущен не жителями, а завоевателями Европы.
Было это в середине ХIII в. Понятие о героическом у монголо­татар сильно отличалось от рыцарских иллюзий Запада. Зная свои недостатки и слабости, как воителей, они стремились, как сказали бы сейчас, «повышать личную
эффективность».
Но, тем не менее, вскоре Европе пришлось отказаться от старых принципов и идеалов - слишком налицо были выгоды и достоинства пороха. Причем, как для рядового солдата, стремящегося любой ценой сохранить свою жизнь, так и для полководца, цели которого глобальнее.

Постепенно, огнестрельное оружие прочно вошло в европейское военное дело. Стволы полевых орудий становились длиннее и дальнобойнее, ручной же огнестрел становился компактнее и точнее.

Стала появляться систематизация, а значит возникли кодексы и арсенальные книги по огнестрельному оружию, призванные упрочить ее в умах. Средневековым пушкам придумывались новые формы. Одной из них стал
рибодекин.

Фрагмент фрески в Ораторио деи Дишиплини г. Клузоне, Ломбардия, XV в


Рибодекин: Залп из сорока стволов

Все достоинства средневековых пушек серьезно снижал один серьезный недостаток - малая точность и слабая разрушительная сила снарядов.
Решением этот проблемы для малых полевых калибров стало увеличение числа стволов. Соответственно, вырастала и скорострельность таких орудий. Около середины XV века появляются так называемые «органы смерти» (нем. Totenorgel), первые из которых появились в арсеналах армий Священной Римской империи.
У изображенного в «Zeugbuch Kaiser Maximilians I» (Арсенальной книге императора Максимилиана I) подобного орудия могло быть до сорока соединенных вместе стволов, установленных на единой станине. Для мобильности она снабжалась колесами.
Залп производился с помощью общей затравки или по отдельности, посредством фитиля. В «Zeugbuch» говорится:
«…и ими следует пользоваться около ворот и там, где неприятель готовится к штурму, они полезны также в вагенбурге»

Фрагмент Арсенальной книга кайзера Максимилиана I, Инсбрук, 1502 г


Оскалившиеся пушки

В чистом поле артиллерийская система типа totenorgel была крайне уязвима.
На помощь пришла античность, которая серьезно влияла на гениев Высокого Средневековья - причем не только в искусстве, но и в военном деле. Многоствольные средневековые пушки стали снабжать косами и лезвиями, на
манер античных боевых колесниц.
Так на полях сражений начинают править бал рибодекины (ribaudequins). Количество стволов, при сравнении с «органами смерти» Максимилиана I было уменьшено, зато появился рикошетный щит, а так же всевозможные пики и
косы.
Одно из самых ранних упоминаний рибодекина относится к арсенальной книге города Брюгге и датировано 1435 годом. В составе арсенала Брюгге числилось «6 рибодекинов с каморами, выкрашенными в красный цвет».
Сражении при Гавере (1453 г.) началось упоминается артиллерийская перестрелка между бургундскими и гентскими веглерами, рибодекинами и кулевринами, которой началось само сражение.
В 1458 г. арсенал города Лилля насчитывал примерно 194 единицы подобного оружия. В учетных ведомостях
Лилльского арсенала на 1465 г. содержится сразу несколько записей, дающих представление о характеристиках рибодекинов:
«1 200 камней в 2 дюйма, отправленные для нужд армии из Лилля в период с 22 мая 1465 по 27 января 1466, для рибодекинов артиллерии», «4 повозки с рибодекинами, из которых 3 с 2 «флейтами» (flaigeoz) и 1 с 3 «флейтами»», «5 деревянных повозок, называемых рибодекинами, снабженные дышлом, колесами, площадкой и павуа».
Любопытно, что во времена Карла Смелого (1433 - 1477 гг) именно бургундскими войсками рибодекины практически не использовались. Однако в конце XV – начале XVI вв. эти орудия пережили настоящий «ренессанс»
и в большом количестве появились в немецко-­испанских войсках.

Миниатюра из «Инвентарной описи», Инсбрук, 1511 г


Гигантский рибодекин Монха

Создать на основе рибодекина поистине непобедимую боевую единицу попытался немецкий военный инженер Филлип Монх (Philipp Mönch). Для этого он обратился к любимой германской теме гигантизма.
В своем труде «Kriegsbuch» (1496), Монх изобразил и дал описание чего­то, более всего напоминавшего танк Леонардо да Винчи. Огромный рибодекин, движущей силой которого является не пара пехотинцев, а четверка волов. На себе этот агрегат несет орудия среднего и близкого к главному калибров. А помимо лезвий и пик имеет еще и таран для разрушения преград.

По задумке Монха, подобный рибодекин должен быть по максимуму автоматизирован. Но в своем кодексе он не дает понять каким именно образом это может быть сделано. И, нет фактов, подтверждающих применение столь
огромных средневековых пушек.

Фрагмент гравюры из «Kriegsbuch» . Philipp Mönch, 1496 год




1. Канонир с рибодекином, 1435 г.
Артиллерия стремительно развивалась на протяжении XV века. Этим обстоятельством в поной мере воспользовались французы, получив в свои руки козырь, отсутствующий у англичан. Здесь мастер-канонир готовит к залпу многоствольный рибодекин. Несмотря на то, что рибодекины часто упоминаются в литературе XIV-XV веков, их точная конструкция покрыта мраком неизвестности. Первоначально словом ribaudeguin обозначалась легкая тележка, на которой стояло несколько мелкокалиберных пушечных стволов. Без сомнения, это было противопехотное оружие, способное на короткое время поддерживать высокую плотность огня. Артиллерист носит тяжелые доспехи. Частично это вызвано открытостью огневой позиции, частично состоятельностью артиллериста.

2. Помощник канонира, 1440 г.
Помощник канонира открывает мантлет, за которым орудие готовили к залпу. Помощник одет по-рабочему: в соответствии со своей должностью. Камзол и рейтузы подвязаны друг к другу. Поверх надет фартук. Единственное оружие – рабочий нож. Единственный доспех – салет с забралом.

3. Стрелок, 1450 г.
Стрелок носит глубокий шлем-котелок с прорезью для глаз. Но для лучшего обзора шлем сдвинут на затылок. Массивное оплечье прикрывает плечи. Тело закрыто кольчугой, набрюшником и набедренником от итальянских доспехов. Эфес меча имеет дополнительное кольцо, защищающее выставленный указательный палец при «итальянском» захвате меча. Выстрел производится с помощью тлеющего фитиля, обмотанного вокруг предплечья. Пороховница, мешочек с пулями и принадлежности лежат на земле. На марше их носят на ремне через плечо.

Соблазнительная система автономного органного орудия на протяжении четырех столетий не оставляла в покое умы инженеров, обретая довольно разные, зачастую весьма причудливые, виды. Результатом изысканий стало появление во второй половине XIX века митральезы – злобной прабабки современных пулеметов.

На фото: Знаменитый «пулемет Гатлинга» из компьютерных игр. Правильное название - скорострельная пушка системы Гатлинга образца 1862 года. По­французски - Mitrailleuse Gatling («митральеза Гатлинга»). Фото из Артиллерийского музея. Санкт­Петербург.


Стрельба с локтя

Трактат «Краткое изложение военного дела» античного римского военного историка и теоретика, Публия Флавия Вегеция Рената был крайне популярен в Средневековье. Вегеций - именно так, сокращенно, звучит его имя - не только сделал обзор современного ему военного искусства Рима, но и разработал ряд предложений по реорганизации армии. Труд получился крайне
фундаментальный. В него вошли система боевой подготовки римских легионеров, вооружение и строевая подготовка, тактика и советы по ведению войны, организации обороны и осад крепостей, а так же советы для полководца, сражающегося в море.

В силу того, что сам трактат состоял из четырех частей, в средневековой Европе он существовал под названием
«Четыре книги о рыцарстве». Каждый, более­менее значимый правитель имел свою собственную версию «Четырех
книг».
Но эти версии часто дополняли и исправляли труд самого Вегеция в области политических акцентов и технических приспособлений. Причем часто они оказывались столь круты, что имена дополнителей впору было ставить на
обложку. Так, в версии «Vier Bücher der Rytterschafft» (1511) из Ирфурта, в редакции некоего Вильгельма Биретта (Wilhelm Birett), изображены и описаны весьма интересные средневековые пушки - предметы, явно неизвестные
Вегецию.
Одно из первых удивительных изображений артиллерийского орудия в трактате – это «локтевое орудие» (Ellenbogengeschütz).Нестандартная V­образная форма обуславливается попыткой увеличить скорострельность. Предполагалось, что пока из ствола, направленного вертикально, производится выстрел, ствол, направленный горизонтально заряжается.


Не известно, применялась ли эта идея владельцем этой версии «Четырех книг о рыцарстве», но отсутствие изображений подобных орудий в других кодексах и среди сохранившихся артиллерийских парков говорит о том, что
идея подобной скорострельности не нашла отклика среди артиллеристов.
Вторая средневековая пушка, украшающая собой «Vier Bücher der Rytterschafft», приведена на следующем рисунке.
Она напоминает стреляющую башню из одной старой компьютерной игры - видимо создатели были не чужды
военной истории.
Впрочем, это не просто пушка, а целая артиллерийская система из восьми мортирок на вращающемся диске!
Предполагалось, что она позволит использовать целых два режима огня. Первый - вращение стволов, что придаст ей невероятную для своего времени скорострельность. Второй - при отключенном вращении, позволит одновременно вести огонь в нескольких направлениях.


Нам увы не известно, применялось ли подобное на практике. Но именно по такому принципу, спустя четверть тысячелетия, была изготовлена мортирная батарея А.К. Нартова (на фото).


Пороховые монстры: шар, бочонок и живая Мурка

В предыдущей части мы рассказывали о разных проектах странного и необычного
оружия. А какие еще пороховые проекты были придуманы в те далекие времена?»,
А вот какие. Но начнем издалека.


В первой половине XVI века главнокомандующий турецким флотом Хайреддин Барбаросса создал на территории современного Туниса военно­морскую базу и развернул активную пиратскую деятельность. В ответ император
Священной Римской империи Карл V Габсбург объявил новый Крестовый поход - так началась Тунисская война.
Одного из ее ветеранов звали Франц Хельм (Franz Helm), и он был известен как мастер артиллерии. Основываясь на личном боевом опыте, он написал труд по применению порохового оружия.
Изначально труд Франца Хельма существовал в форме рукописи, но, в 1625 году, появилась его печатная версия под названием «Die Prinzipien der Waffen oder Buch Kriegsmunition und Artillerie­Buch». На русский язык это можно
перевести как «Принципы вооружения или книга военных боеприпасов и артиллерии».
Один из методов, описанных мастером Хельмом, привлекает внимание своей нестандартностью


Летающая кошка Франца Хельма

Открываем главу с животрепещущим названием «Чтобы поджечь замок или город, который вы не можете достигнуть иначе». В ней описывается весьма любопытный и странный способ применения животных:
На рисунках мы видим голубя и кошку, с закрепленными у них на спинах снарядами. О том, что эти снаряды являются реактивными, свидетельствуют языки пламени и клубы дыма, вырывающиеся из них.
Снаряды эти нарисованы очень массивными не просто так - в описании говорится, что он должен быть сделан из толстостенной меди или же бронзы. Франц Хельм уверял, что «модернизированное» животное, заранее обученное осадных дел мастером, отправится через крепостную стену и наведет за ней панику и пожары. К сожалению, нет статистики, сколько животных пострадало таким образом. Но, даже на бумаге, идея явно не слишком удачная.



Аргумент «против»

Историк Митч Фраас из Университета Пенсильвании настроен скептически: он пишет, что животные, скорее всего, вернулись бы в лагерь, где их кормили и откуда они были запущены. И тому есть косвенное подтверждение в
истории Великой Отечественной войны.

Советскими войсками применялась так называемая «собака­истребитель танков» - специально выдрессированная собака с закрепленным на ее спине детонационным зарядом. Принцип действия такой живой мины понятен из видео. Собака забиралась под танк, при этом детонатор (деревянный штырь длиной около 20 см на спине у собаки) складывался набок и заряд на собаке взрывался.
Правда, к 1942 году от противотанковых четвероногих мин отказались - многие собаки возвращались в расположение собственных войск, где находили уютный, но уже советский, танк и взрывали его.


Предшественники летающей кошки

Кстати, мастер Хельм был не первым, кто предложил использовать животных для поджога и устрашения противника.
Библейский Самсон терроризировал филистимлян, сжигая их посевы, пуская лисиц с горящей паклей на хвостах.
Македонский царь Антигон II Гонат в 266 году до н. э., приказал выпустить в сторону боевых слонов противника горящих заживо свиней. Визг и пламя привели слонов в ужас, что стоило жизни сотням солдат и завершилось
полным срывом атаки.
В 1398 Тамерлан под Дели повторил этот эпизод, но заменил свиней верблюдами.
Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам, спалив их столицу Искоростень, выпустив на город голубей с горящими фитилями на лапках.
Схожую легенду о сожжении неприятельского поселения с помощью птиц излагает в своем сборнике устных скандинавских преданий Саксон Грамматик (XII век).
Но одно дело, горящая свинья или небольшой тлеющий фитиль на лапке голубя, и совсем другое дело - тяжелый металлический сосуд. Тем более, закрепленный на спине весьма своенравного животного – кошки.
Вы пробовали положить на кошку хотя бы носок?
Мы, ради эксперимента, положили.
Благо, кошками и носками располагаем в достаточном количестве. Кошка, даже под ничтожным весом, ложится и отказывается двигаться. А уж голубь с подобным грузом вообще не сможет взлететь!

Месть княгини Ольги древлянам. Птичка, нарисованная сидящей на башне, принесла в Искоростень огонь


Многоступенчатые ракеты

Ракеты, с заточенным основанием, использующиеся как самостоятельный снаряд для поражения живой силы. Удивляет система разделения ступеней, используемая, как и в современном ракетостроении, для облегчения основного снаряда. А так же (видно, что отделившие ступени горят), для создания масштабных пожаров.

Зажигательные шары с крючьями и шипами

Идея подобных живых снарядов приводится для сравнения и представляется в весьма сомнительном свете, на фоне общих руководств»Artilleriebuch». В этой же главе описаны и показаны разрывные и зажигательные шары­ снаряды, снабженные крюками и шипами.

Подобные снаряды массово использовались в Тридцатилетней войне, где ими стреляли из требюше и им подобных осадных механизмов.
Поражает воображение зажигательный шар на собственной реактивной тяге. Вот только КПД пороховых составов того времени ставит под сомнение то, что подобны реактивные шары могли взлетать сами.


Так же приводятся версии, большие по размеру и напоминающие булавы, предназначенные не только для метания, но и для ближнего боя.
Вы только представьте себе снаряд, которым можно сначала использовать в рукопашной, а потом, широко размахнувшись, метнуть в толпу противника. И это за двести с лишним лет до масштабного применения фитильных гранат. Задокументированное применение подобного, но в крайне ограниченном виде, относится к Тридцатилетней войне.


Громовые бочонки

Последним необычным применением пороховых зарядов в данном кодексе являются громовые бочонки Sturmfässer.
Идея их использования тоже крайне не стандартна. Литцельманн, уже предлагавший использовать реактивную тягу в других устройствах, предполагал, что такой бочонок до цели будет двигаться за счет реактивных струй,
вырывающихся из симметрично направленных отверстий в его корпусе.

Поражающим элементом данного снаряда должно было стать пламя из отверстий, а так же бризантный снаряд в центре бочонка. Но, как уже упоминалось по отношению к реактивному огненному шару, КПД дымного пороха просто не позволят двигаться подобным образом снаряду.

Какой из всего этого вывод?

А вот какой. Военные кодексы и арсенальные книги Высокого Средневековья, сохранившиеся до наших времен, являются крайне ценными артефактами, содержащими в себе источник на материальную часть для военной
реконструкции.
Но, как и с любым источником, будь он текстовый, скульптурный или же изобразительный, с ними нужно обращаться осторожно. Довольно часто средневековые авторы, не смотря на серьезность их работ, дают выход
своему буйному воображению, заблуждаясь сами и вводя в заблуждение потомков.
Часть же их идей просто опережала свое время, и, в связи с недостатком знания и материалов, не смогла быть реализована, но легла в основу современных изделий.

У меня всё...


Французская артиллерия XV в. была, вероятно, самой организованной и многочисленной для своего времени. Ее отличная организация и умелое использование братьями Бюро и «главнокомандующим (maitre general) и инспектором (visiteur) королевской артиллерии» Пьером Бессоно (Bessoneau) кардинальным образом изменили тактику сражений и осад. Артиллерия разбивала до того непобедимый натиск конных воинов, сметала грозных английских лучников и привнесла новую технику осады с использованием батарей, защищенных земляными укреплениями с ходами сообщения и складом боеприпасов. Между тем далеко на востоке другая великолепная артиллерия Магомета II разрушила в 1453 г. стены Константинополя, а с ними и многовековую Византийскую империю.

Любитель помпезности герцог Бургундии Карл Смелый считал «необходимым для своей чести» иметь самую сильную и многочисленную артиллерию. В 1467 г. при Брюстеме (Brusthem) легкая артиллерия Бургундии сокрушила восемнадцатитысячное войско Льежа без помощи кавалерии. По старому обычаю крупные орудия имели собственные имена: «Пастух» и «Пастушка», «Четыре Сестры» и т. п. и фигурировали в списке военных трофеев.