Идет время но не меркнет в человеке


ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хо­зяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от ма­ла до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и ду­ховных сил народа, огромные материальные затра­ты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата нашего народа за его самую трудную и замеча­тельную в веках победу. Солдатской же платой, лич­ным взносом бойца во имя грядущего часто оказыва­лась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, ино­го выхода не было. И миллионы молодых, да и по­старше людей - мужчин, парней, женщин - при­няли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны пом­нить, не забыть в смене лет их имена и их дело, пове­дать потомкам о смысле их жизни и особенно - их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчи­ва и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в заб­вение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в

Документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняют­ся из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понима­ем, как нам нужно знать о них по возможности больше. Вспомнить о них - долг всех живу­щих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, опла­тили своей.

(По В. Быкову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7.

(1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. (2)Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

(3)- Здрасте!

(4)Баба Настасья спросила:

(5)- Чего надо-то?

(б) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:

(7)- Реликвии войны есть? (8)Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фо­тографии, награды есть?

(9)- Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, - сказала она неуверенно, нау­гад. - (10)Годится?

(11)Письмо было коротким и простым, (12)Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

«(13)3дравствуй, жена моя Настасья! (14)С приве­том к тебе твой муж Петр. (15)Живу я неплохо.

(16) Курево выдают своевременно, (17)Но вместо махорки - табак безвкусный. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок. (19)Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок.

(20)Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. (21)Копаешь, а от окопа пашней пахнет. (22)И от этого родного запаха щемит сердце. (23)А сколько еще про­воюем, не знаю.

(24)Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и сосе­дям.

(25)С фронтовым приветом, твой муж Петр».

(26)Когда кончили чтение письма, конопатенькая девчушка покачала головой:

(27)- Нет, это не реликвия. (28)Все про табак, про портянки. (29)А клятвы нет.

(30)- Какой клятвы? - глухо спросила баба На­стасья.

(31)- «Умрем, но не отступим!» - как по-писаному сказал старший.

(32)Баба Настасья изумленно посмотрела на ре­бят.

(33)- Не хотел он умирать, - сказала она.

(34)- Поэтому и не реликвия, - тихо сказала ко­нопатенькая.

(Зб) Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тя­жело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, ко­торое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.

(38) Когда много лет назад письмо пришло с фрон­та, все бабы завидовали ей. (ЗЭ) Потому что никто дав­но не получал писем, которые бы согревали душу.

(40) На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

(42) И вот тогда они требовали от Настасьи:

(43)- Читай письмо!

(44)Настасья- в который раз! - начинала чи­тать:

(45)- «Здравствуй, жена моя Настасья!,.» (4б) И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ними. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (50) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

(52)- У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

(53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне...

(54)И так продолжалось долго. (55)Из других дере­вень приходили почитать Настасьино письмо. (56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

(57)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. (58)А раз пришло письмо - значит, он жив.

(59)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портян­ки...

(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не от­ступим!»

(61)Баба Настасья вздохнула.

(По Ю. Яковлеву)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правиль­ный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. Какое высказывание соответствует основной мысли текста?


  1. Только тот может считаться героем, кто, защищая Родину, клянется в любви к ней.

  2. Ребята правы, считая реликвиями только боевые награды и фронтовые фотографии.

  3. Истинная любовь к Родине не нуждается в громких словах: она проверяется делами на
    ее благо.

  4. Нужно создавать музеи военной славы.
А2. Почему рассказчик утверждает, что «письмо как бы стало общим, принадлежало всей дерев­не»?

  1. Это письмо баба Настасья читала всем жителям деревни.

  2. Каждая слушательница отдыхала во время чтения письма.

  3. Письмо мужа бабы Настасьи очень интересное.

  4. Письмо утешало женщин, внушало веру в победу, прибавляло им сил.
АЗ. Как характеризуют бабу Настасью воспомина­ния о событиях, связанных с войной (предложе­ния 38-60)?

  1. Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.

  2. Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.

  3. Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.

  4. Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.
А4. В прямом значении слово «реликвия» означает объект религиозного поклонения, связанный с атрибутами повседневной «мирской» жизни свя­тых, пророков или даже божеств, который в представлении верующих обладает необыкно­венной, таинственной силой.

Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.


  1. воспоминания бабы Настасьи

  1. суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны

  1. обычная житейская вещь

  1. письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом
А5. По контексту определите значение слова чуди­лось. Подберите стилистически нейтральный си­ноним и напишите его.

А6. В какой из пар указанных предложений кон­текстные синонимы помогают понять тяготы тыла?


  1. (40)На фронте была своя война, а в деревне -своя: надрывались бабы, когда вместо лошади
    впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось
    темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

  2. (54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино
    письмо.

  3. (38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому
    что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

  4. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались
    по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.
    (бО)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
А7. В каком варианте ответа указаны средства рече­вой выразительности, использованные автором в предложениях 47-49?

  1. инверсия

  2. градация

  3. синтаксический параллелизм

  4. эпифора
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В Случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

В1.Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синони­
мами. Напишите эти синонимы.

В2.Из предложений 4-7 выпишите слово с непрове­ряемой безударной гласной в корне.

В3.Из предложений 50-55 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­
вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении приближения к чему-либо».

В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«Бели в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на
-УЮ(-ЮЮ), то пишется суффикс -ОВА-("ЕВА-)».

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­
пишите цифры, обозначающие занятые при обособленном приложении.


  • Мы собираем музей Великой Отечественной войны, (1)у вас фотографии, (2) награды есть?

  • Есть у меня письмо с фронта, (3) от мужа моего, (4) Петра Васильевича» (5) - сказала
    она неуверенно, (6) наугад.
В6. . Укажи те номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред­
ложения.

(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она знала наизусть.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы­
пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (1) все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

На фронте была своя война, (2) а в деревне - своя: надрывались бабы» (3) когда вместо лоша­ди впрягались в плуг. Такая это была пахота, (4) что в конце полосы в глазах становилось темно, (5) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (6) и падали бабы на землю, (7) как сол­даты под огнем.

В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.

В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.

В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными прида-
точными. Напишите номер этого предложения.

Что может быть благороднее и возвышеннее для культуры, чем содействие в
преодолении этого чудища, - во имя благополучия, культуры - во имя
_жизни_!

"НАША СИЛА И ВОЛЯ"

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие
нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в
истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а
быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир
на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем
недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности
нашей правоты - правоты дела мира.
Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее
характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском
хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. Пусть
не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое
мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень
дорогой ценой. Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил
народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих
жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную
в веках победу. Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя
грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой
было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И
миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли
смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба
Родины и человечества несравненно дороже.
Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой
долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было
сознание вопиющей безвременности этой его гибели. Можно представить себе
весь трагизм ее летом сорок первого года, когда таким
расплывчато-неопределенным казалось ближайшее будущее, столь огромной была
опасность для Родины, и погибавший, как бы ни уверовал он в нашу победу,
не имел даже представления о сроках ее осуществления, не знал, сколько
продлится война и какой отрезок заняла в ней его собственная жизнь -
половину, четверть или того меньше. А главное, так мало тогда, в сорок
первом, было побед и так много отчаяния.
Непросто было умирать и в середине войны, когда чаша военной удачи
предательски колебалась то в одну, то в другую сторону, и впереди лежал
такой долгий, кровью политый путь - от Волги до Эльбы. К тому же в это
переломное время уже явственно определилась наша боевая сила, возросло
военное мастерство; в годы Сталинградского сражения и Курской битвы мы уже
научились воевать на равных, хотя эта наука и далась нам чересчур большой
кровью. Но именно в трудных победных битвах многие расставались с жизнью,
горестно сознавая, что сделали для победы далеко не все, что могли бы
сделать, что так не вовремя обрывается их полная силы жизнь, что теперь,
когда есть умельство, пережит страх и обретена решимость, именно теперь
появилась возможность бить врага наверняка. С такими или похожими мыслями
они уходили от нас навсегда. Спустя много лет, глядя на пожелтевшие
фотографии этих рано повзрослевших парней в гимнастерках с петличками на
воротниках, редко и скупо награжденных, затрудняешься, что подумать. То ли
следует им позавидовать в том, что они волей военной судьбы сошли с
половины пути, на котором столько еще пришлось пережить, перестрадать и
стольким погибнуть на своей и чужой земле или, может, посочувствовать:
стольких победных радостей лишились они, не дойдя до весны 45-го. Ну а те,
что погибли на самом исходе войны, в сорок пятом? Ведь именно в этот год
больше чем когда-либо прежде начали мы задумываться о будущем, пытливо
стремясь заглянуть за черту, которая вот-вот должна была разделить войну с
миром. Оставалось совсем немного, шли бои в сердце Германии, окружали
Берлин, штурмовали рейхстаг. И на каждом огненном метре погибали, пройдя
тысячи километров к желанной цели и не добежав жалкие метры до мира,
уцелев на войне долгих четыре года и не дожив нескольких коротких часов до
ее окончания. Горестное сознание этого надо чем ближе к концу войны, тем
острее вонзалось в солдатское сердце, но и оно не могло задержать всеобщий
порыв, остановить последний рывок в атаку, смертельный бросок на вражеский
бункер. Следует заметить еще, что к этому времени мы уже своевались,
сработались, притерлись, а то и сдружились с теми, кто был с нами рядом. К
концу войны, как никогда прежде, окрепло фронтовое товарищество, и, быть
может, потому каждая потеря бойца в общем строю, кроме привычности
безвозвратной потери была еще и горькой личной утратой для многих
товарищей по оружию.
У меня хранится старенький, военных лет снимок, наспех сделанный где-то
в тылу на формировке, изрядно потертый за годы в нагрудном кармане
гимнастерки. На нем четыре офицера, командиры рот и взводов, ни одному из
которых не посчастливилось дожить до победы. Первый из них очень скоро
погиб на Днепре, последний пал в Австрийских Альпах двадцать седьмого
апреля 1945 года. Я вглядываюсь теперь в их молодые лица и хочу прочитать
в их устремленных в объектив взглядах нечто такое, чего не замечал прежде,
но что должно открыться ныне, спустя годы после их гибели. Это плохо мне
удается, потому что у всех четверых очень будничное выражение лиц с, может
быть, чуть притаенной горчинкой от нелегкой их доли, ушедшей в себя
тревоги за будущее. Но ни просьбы, ни жалости, ни упрека. И это понятно. В
момент фотографирования они жили общими для живых делами, текущими
заботами, и хотя солдат всегда готов к самому худшему на войне, он
старается о том не думать.

Исходный текст

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

(По В.Быкову)

Сжатое изложение

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, очевидно, что на ее фундаменте возведено все настоящее и, возможно, будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности правоты дела мира. Миллионы людей приняли смерть, сознавая, что, судьба Родины и человечества дороже собственной жизни.

Великая Отечественная война – целая эпоха в истории нашей страны. Одна из замечательных черт минувшей войны – народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила города и поселки. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Теперь все яснее видится: наши жертвы были не напрасны, каждая пролитая капля крови приближала нашу победу. Миллионы жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа.