Идет время но не меркнет в человеке
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.
Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.
Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата нашего народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны помнить, не забыть в смене лет их имена и их дело, поведать потомкам о смысле их жизни и особенно - их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в
Документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.
Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, оплатили своей.
(По В. Быкову)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1-А7.
(1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. (2)Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.
(3)- Здрасте!
(4)Баба Настасья спросила:
(5)- Чего надо-то?
(б) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:
(7)- Реликвии войны есть? (8)Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фотографии, награды есть?
(9)- Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, - сказала она неуверенно, наугад. - (10)Годится?
(11)Письмо было коротким и простым, (12)Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:
«(13)3дравствуй, жена моя Настасья! (14)С приветом к тебе твой муж Петр. (15)Живу я неплохо.
(16) Курево выдают своевременно, (17)Но вместо махорки - табак безвкусный. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок. (19)Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок.
(20)Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. (21)Копаешь, а от окопа пашней пахнет. (22)И от этого родного запаха щемит сердце. (23)А сколько еще провоюем, не знаю.
(24)Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
(25)С фронтовым приветом, твой муж Петр».
(26)Когда кончили чтение письма, конопатенькая девчушка покачала головой:
(27)- Нет, это не реликвия. (28)Все про табак, про портянки. (29)А клятвы нет.
(30)- Какой клятвы? - глухо спросила баба Настасья.
(31)- «Умрем, но не отступим!» - как по-писаному сказал старший.
(32)Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.
(33)- Не хотел он умирать, - сказала она.
(34)- Поэтому и не реликвия, - тихо сказала конопатенькая.
(Зб) Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тяжело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.
(38) Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (ЗЭ) Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
(40) На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
(42) И вот тогда они требовали от Настасьи:
(43)- Читай письмо!
(44)Настасья- в который раз! - начинала читать:
(45)- «Здравствуй, жена моя Настасья!,.» (4б) И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ними. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (50) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:
(52)- У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.
(53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне...
(54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. (56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...
(57)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. (58)А раз пришло письмо - значит, он жив.
(59)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...
(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!»
(61)Баба Настасья вздохнула.
(По Ю. Яковлеву)
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.
А1. Какое высказывание соответствует основной мысли текста?
Только тот может считаться героем, кто, защищая Родину, клянется в любви к ней.
Ребята правы, считая реликвиями только боевые награды и фронтовые фотографии.
Истинная любовь к Родине не нуждается в громких словах: она проверяется делами на
ее благо.
Нужно создавать музеи военной славы.
Это письмо баба Настасья читала всем жителям деревни.
Каждая слушательница отдыхала во время чтения письма.
Письмо мужа бабы Настасьи очень интересное.
Письмо утешало женщин, внушало веру в победу, прибавляло им сил.
Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.
Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.
Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.
Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.
Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.
воспоминания бабы Настасьи
суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны
обычная житейская вещь
письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом
А6. В какой из пар указанных предложений контекстные синонимы помогают понять тяготы тыла?
(40)На фронте была своя война, а в деревне -своя: надрывались бабы, когда вместо лошади
впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось
темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
(54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино
письмо.
(38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому
что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
(49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались
по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.
(бО)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
инверсия
градация
синтаксический параллелизм
эпифора
В1.Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синони
мами. Напишите эти синонимы.
В2.Из предложений 4-7 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
В3.Из предложений 50-55 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется пра
вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения к чему-либо».
В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«Бели в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на
-УЮ(-ЮЮ), то пишется суффикс -ОВА-("ЕВА-)».
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы
пишите цифры, обозначающие занятые при обособленном приложении.
Мы собираем музей Великой Отечественной войны, (1)у вас фотографии, (2) награды есть?
Есть у меня письмо с фронта, (3) от мужа моего, (4) Петра Васильевича» (5) - сказала
она неуверенно, (6) наугад.
ложения.
(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она знала наизусть.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы
пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (1) все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
На фронте была своя война, (2) а в деревне - своя: надрывались бабы» (3) когда вместо лошади впрягались в плуг. Такая это была пахота, (4) что в конце полосы в глазах становилось темно, (5) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (6) и падали бабы на землю, (7) как солдаты под огнем.
В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.
В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными прида-
точными. Напишите номер этого предложения.
Что может быть благороднее и возвышеннее для культуры, чем содействие в
преодолении этого чудища, - во имя благополучия, культуры - во имя
_жизни_!
"НАША СИЛА И ВОЛЯ"
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие
нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в
истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а
быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир
на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем
недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности
нашей правоты - правоты дела мира.
Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее
характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском
хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. Пусть
не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое
мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень
дорогой ценой. Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил
народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих
жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную
в веках победу. Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя
грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой
было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И
миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли
смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба
Родины и человечества несравненно дороже.
Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой
долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было
сознание вопиющей безвременности этой его гибели. Можно представить себе
весь трагизм ее летом сорок первого года, когда таким
расплывчато-неопределенным казалось ближайшее будущее, столь огромной была
опасность для Родины, и погибавший, как бы ни уверовал он в нашу победу,
не имел даже представления о сроках ее осуществления, не знал, сколько
продлится война и какой отрезок заняла в ней его собственная жизнь -
половину, четверть или того меньше. А главное, так мало тогда, в сорок
первом, было побед и так много отчаяния.
Непросто было умирать и в середине войны, когда чаша военной удачи
предательски колебалась то в одну, то в другую сторону, и впереди лежал
такой долгий, кровью политый путь - от Волги до Эльбы. К тому же в это
переломное время уже явственно определилась наша боевая сила, возросло
военное мастерство; в годы Сталинградского сражения и Курской битвы мы уже
научились воевать на равных, хотя эта наука и далась нам чересчур большой
кровью. Но именно в трудных победных битвах многие расставались с жизнью,
горестно сознавая, что сделали для победы далеко не все, что могли бы
сделать, что так не вовремя обрывается их полная силы жизнь, что теперь,
когда есть умельство, пережит страх и обретена решимость, именно теперь
появилась возможность бить врага наверняка. С такими или похожими мыслями
они уходили от нас навсегда. Спустя много лет, глядя на пожелтевшие
фотографии этих рано повзрослевших парней в гимнастерках с петличками на
воротниках, редко и скупо награжденных, затрудняешься, что подумать. То ли
следует им позавидовать в том, что они волей военной судьбы сошли с
половины пути, на котором столько еще пришлось пережить, перестрадать и
стольким погибнуть на своей и чужой земле или, может, посочувствовать:
стольких победных радостей лишились они, не дойдя до весны 45-го. Ну а те,
что погибли на самом исходе войны, в сорок пятом? Ведь именно в этот год
больше чем когда-либо прежде начали мы задумываться о будущем, пытливо
стремясь заглянуть за черту, которая вот-вот должна была разделить войну с
миром. Оставалось совсем немного, шли бои в сердце Германии, окружали
Берлин, штурмовали рейхстаг. И на каждом огненном метре погибали, пройдя
тысячи километров к желанной цели и не добежав жалкие метры до мира,
уцелев на войне долгих четыре года и не дожив нескольких коротких часов до
ее окончания. Горестное сознание этого надо чем ближе к концу войны, тем
острее вонзалось в солдатское сердце, но и оно не могло задержать всеобщий
порыв, остановить последний рывок в атаку, смертельный бросок на вражеский
бункер. Следует заметить еще, что к этому времени мы уже своевались,
сработались, притерлись, а то и сдружились с теми, кто был с нами рядом. К
концу войны, как никогда прежде, окрепло фронтовое товарищество, и, быть
может, потому каждая потеря бойца в общем строю, кроме привычности
безвозвратной потери была еще и горькой личной утратой для многих
товарищей по оружию.
У меня хранится старенький, военных лет снимок, наспех сделанный где-то
в тылу на формировке, изрядно потертый за годы в нагрудном кармане
гимнастерки. На нем четыре офицера, командиры рот и взводов, ни одному из
которых не посчастливилось дожить до победы. Первый из них очень скоро
погиб на Днепре, последний пал в Австрийских Альпах двадцать седьмого
апреля 1945 года. Я вглядываюсь теперь в их молодые лица и хочу прочитать
в их устремленных в объектив взглядах нечто такое, чего не замечал прежде,
но что должно открыться ныне, спустя годы после их гибели. Это плохо мне
удается, потому что у всех четверых очень будничное выражение лиц с, может
быть, чуть притаенной горчинкой от нелегкой их доли, ушедшей в себя
тревоги за будущее. Но ни просьбы, ни жалости, ни упрека. И это понятно. В
момент фотографирования они жили общими для живых делами, текущими
заботами, и хотя солдат всегда готов к самому худшему на войне, он
старается о том не думать.
Исходный текст
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.
(По В.Быкову)
Сжатое изложение
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, очевидно, что на ее фундаменте возведено все настоящее и, возможно, будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности правоты дела мира. Миллионы людей приняли смерть, сознавая, что, судьба Родины и человечества дороже собственной жизни.
Великая Отечественная война – целая эпоха в истории нашей страны. Одна из замечательных черт минувшей войны – народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила города и поселки. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Теперь все яснее видится: наши жертвы были не напрасны, каждая пролитая капля крови приближала нашу победу. Миллионы жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа.