Колющая часть рапиры. Рапира: смертельное оружие, предок кортика, потомок гладиуса и… шампур

Захватывающий спорт

Фехтование – это целый мир, большой и интересный. Входя в него, понимаешь, что полностью поглощен им и уже не можешь с ним расстаться – и ты остаешься с ним навсегда.

Его считают искусством, спортом, военной наукой, методикой воспитания. Среди остальных видов спорта он выделяется своей эстетикой, богатством истории, уходящей в глубины тысячелетий и романтизмом .

Фехтование – это навыки по нанесения уколов, в определенные моменты боя, с помощью атак и защит, пользуясь своим интеллектом. Поединок здесь сходен со сражением: в нем есть разведка, маневрирование и маскировка, оборона и наступление.

Оружие

Сегодня в спортивном фехтовании применяется три вида оружия – шпага, сабля, рапира. Различаются они правилами судейства и площадью поверхности поражения, варианты которой можно увидеть ниже:

Оружие состоит из рукоятки и гайки, гарды и мягкой прокладки, а также клинка с наконечником.
Клинок рапиры обладает четырехгранным сечением и утончен к концу, длина его до 90 см, диаметр гарды 9,5-12 см. Её длинна в сборе не превышает 110 см, а вес не более 500 г.

Рапира является колющим оружием. В отличии от любого другого вида оружия, площадь поражения рапириста самая маленькая — шея и туловище. В правилах фехтования есть приоритет, он же «тактическая правота». Для нанесения укола нужно иметь приоритет. К примеру, спортсмен получил приоритет в атаке. Его противник, сперва, должен взять защиту и только потом у него появляется приоритет для нанесения ответного укола сопернику. Если атаки выполнены одновременно – попадания обоих соперников не засчитываются.

Шпага – также колющее спортивное орудие. У шпаги клинок массивнее чем у рапиры и имеет уже трехгранное сечение. Суммарная длина шпаги не превышает 110 см, а вес 770 г. Гарда имеет диаметр 13,5 см.

Шпажисты имеют самую большую площадь поражения для атак: практически вся площадь тела от головы до пят – голова, руки, ноги, туловище. В бою на шпагах нет фактора тактической правоты, то есть два одновременно нанесенных укола засчитываются обоим противникам.

Сабля характеризуется трехгранным клинком, длиной до 88 см. Максимальная длина у сабли достигает 105 см, а вес до 500 г.

Правила

Саблистам разрешено наносить не только уколы, но и рубящие удары. Поверхностью поражения являются туловище до линии пояса, голова и руки. В фехтовании на саблях, также, решающий фактор для присуждения попадания это «тактическая правота».

Сегодня фехтовальный бой проводится с помощью электронного оборудования, фиксирующего попадания. Аппарат показывает попадание в соперника, с помощью световой сигнализации (загораются лампы разного цвета). Во время попадания в противника, на аппарате загорается свет с его стороны. При фехтовании на саблях и рапирах засчитываются только уколы, попавшие в поверхность поражения. О засчитанных попаданиях сигнализируют лампы — зеленая и красная, а не засчитанные – белая. Одновременный сигнал белого и цветного индикатора обозначает нанесение первым недействительного попадания, в этом случае следующее за ним действительное попадание не будет засчитано.

Старта сегодняшних соревнований по фехтованию российские болельщики ждали с особенным нетерпением, ведь именно 13 августа на дорожку вышла великолепная женская команда саблисток. Несколько дней назад россиянки произвели настоящий фурор, добавив . Яна Егорян стала олимпийской чемпионкой, Софья Великая – вице-чемпионкой, а Екатерина Дьяченко уступила только будущей победительнице. От такой мощной троицы в командных соревнованиях мы ждём только победы, тем более что до финала остался один шаг – сборную Мексики россиянки на пути к полуфиналу просто не заметили.

А в преддверии яркого сражения разбираемся, почему фехтование на саблях самый динамичный вид спорта, чем шпага отличается от рапиры, откуда на дорожке не только красная и зелёная, но ещё и белая лампы, а также что же бормочет судья в перерывах между боями.

Традиции перенесли на Олимпиаду

Прежде чем разобраться в различиях фехтовальных дисциплин, стоит вспомнить, что фехтование – это сугубо прикладной вид спорта, имевший практическое значение не только в XIX, но и даже в XX веке. В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках. Так что говорить о Европе конца позапрошлого столетия, где в ходу были дуэли, а многие проблемы, законно или нет, но можно было решить старой доброй саблей. Традиции военного, и не только, фехтования, разумеется, перешли и на Олимпийские игры. Фехтовальщики бились за медали с самой первой возрождённой Олимпиады 1896 года. А уже в 1900 году на Играх появились три главные дисциплины: фехтование на шпагах, рапирах и саблях.

Рапирой колоть, саблей рубить

На телеэкране многим кажется, что виды оружия ничем не отличаются, но это заблуждение. Рапира имеет гибкий клинок четырёхгранного сечения и весит до 500 грамм. Удары, то есть уколы, можно наносить только остриём клинка. Шпага очень похожа на рапиру, но несколько тяжелее (до 750 грамм), имеет более жёсткий клинок трёхгранного сечения и гарду с большим диаметром, чтобы защитить кисть руки спортсмена от укола со стороны соперника. А вот сабля от рапиры и шпаги отличается сильно: ею можно наносить не только колющие, но и более эффективные рубящие удары. Поэтому у гарды есть овальная форма и дополнительная скоба, защищающая пальцы, а поединки саблистов становятся более скоростными и эффектными.

Шпажисты почти как на дуэли

Второе главное различие в видах фехтования – это зона поражения, в которой засчитываются уколы и удары. По традиции считается, что сабля – оружие всадников, которые поражают верхнюю часть туловища соперника. Этот принцип был перенесён и в спортивное фехтование: всё, что находится выше талии соперника (кроме кистей рук) – это цель для ударов и уколов саблиста. Современная рапира – потомок тренировочного оружия прошлых столетий, потому и зона поражения «тренировочная» – куртка атлета, закрывающая туловище. Уколы в ноги, руки и голову не засчитываются. А в фехтовании на шпагах всё просто и максимально приближено к дуэли: засчитывается укол в любую часть тела за исключением затылка – последнее ради безопасности спортсменов.

В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках.

Сначала отбивайся, потом атакуй

Наконец, третье принципиальное различие касается так называемого права атаки, которое распространяется на рапиристов и саблистов. Оно заключается в том, что фехтовальщик, защищающийся от атаки соперника, обязан отразить её и только потом нанести свой удар. Иными словами, нельзя просто атаковать навстречу сопернику – такой укол или удар не будет засчитан. Атаковать можно, либо завладев инициативой в начале фразы, либо отразив чужую атаку. Все спорные эпизоды разбирает главный судья. Одновременные уколы невозможны: очко получает либо один спортсмен, либо никто. Шпага в этом отношении снова выглядит проще: никакого права атаки в ней нет. И фехтовальщики могут наносить одновременные уколы. При этом автоматика фиксирует второй укол, если он произошёл не позже чем через 0,25 секунды.


Красное против зелёного

Чтобы зрителям было проще и удобнее следить за поединками фехтовальщиков, уколы и удары сопровождаются соответствующими звуковыми и цветовыми сигналами. Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что укол был нанесён, но не попал в целевую область – эта лампа работает только во время соревнований рапиристов. Чтобы автоматика сработала, укол рапирой или шпагой должен быть не слишком слабым – давление должно быть равным хотя бы весу оружия. Сигналы ламп и автоматики не являются определяющими. В спорных эпизодах или в тех случаях, когда фехтовальщик просит повтор, решение остаётся за главным арбитром.

Parlez-vous français?

Поскольку в фехтовании сильна роль традиций, на международных соревнованиях арбитр до сих пор обращается к спортсменам и выносит свои решения на французском языке – так как это было и на Олимпийских играх 1896 года. «En guarde. Êtes-vous prêt?» – так главный судья призывает спортсменов к оружию и спрашивает, готовы ли они к бою. «Allez!» – сигнал к началу боя, дающий спортсменам право начать встречное движение.

Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что удар или укол был нанесён, но не попал в целевую область.

«Halte!» – остановка боя, уколы и удары после неё не засчитываются. «A droit», – укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи. «A gauche», – слева. «Pas compter», – укол не присуждается никому из участников боя.

Красная карточка – не самое страшное

Впрочем, счёт может меняться не только после уколов или ударов, но и после нарушений правил. Например, штрафной укол назначается тому, кто заступил за лицевую границу дорожки или защитился недопустимым образом, не позволив сопернику нанести укол. Заступ за боковые пределы дорожки наказывается «штрафом в один метр»: поединок возобновляется со смещением на один метр в сторону нарушившего правила спортсмена. Атаки бегом, контакты телом, толчки соперника, активные действия свободной рукой и другие нарушения караются жёлтой карточкой. За повторение подобных действий судья может показать красную карточку и назначить штрафной укол. За грубые нарушения правил или неспортивное поведение показывается чёрная карточка, что означает дисквалификацию.

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале сайт.

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки"


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.


Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

Ваше оружие?

Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.

Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»

Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.


Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.


Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская


Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).


Рапира


Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды"


А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв. еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

Искажённое в фр. la rapiere ) - преимущественно колющее холодное оружие , разновидность шпаги , в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия . В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком - трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков.

В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию (см. ниже). Исторические рапиры - популярное оружие XVI -XVII веков , были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.

История

исп. espadas roperas / фр. rapiere

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere , вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas - меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха , а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи , и открытий Колумба . Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами . В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отстуствии как доспеха, так и щита - было достаточно кинжала или даги , а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом , намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

Итальянское тренировочное оружие с гранёным клинком, использовавшееся при обучении фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret , исп. florete , нем. florett , англ. foil ) обозначает как оружие целиком, так и его часть - тупой наконечник на клинке. В русском языке для обозначения этого оружия использовалось слово рапира . Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя , и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием» , а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Спортивная рапира

Рапира , спортивное колющее оружие, состоит из стального эластичного клинка и эфеса (защитной чашеобразной гарды с прокладкой и рукоятки с гайкой).

Клинок прямоугольного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине, на которую навинчен наконечник диаметром 6 мм. Общая длина рапиры не превышает 110 см (клинка - 90 см), диаметр гарды не более 120 мм, глубина гарды до 55 мм, длина рукоятки с гайкой не более 220 мм по российским правилам, и не более 232 мм по международным. Общая масса рапиры не превышает 500 г.

У обыкновенных (тренировочных) рапир наконечник на клинке неподвижный, у электрифицированных рапир (применяются в официальных соревнованиях по фехтованию с 1954) наконечник представляет из себя подвижное электроконтактное устройство с кнопкой, при нажатии на которую (во время нанесения укола противнику) происходит замыкание электрической цепи. На одной из граней клинка электрифицированной рапиры имеется углубление, идущее вдоль всей грани, от наконечника до гарды, в которое вклеен провод, соединяющий электроконтактное устройство наконечника с контактным разъёмом («двойником») под гардой. У рапир прямая рукоятка иногда заменяется на фигурную, перпендикулярную клинку. Такой тип рукоятки называется «пистолет» и позволяет не сгибать руку в запястьи при захвате рукоятки. Рукоятки-пистолеты устанавливаются, как правило, на электрифицированные рапиры.

Первым чемпионом СССР в этом виде стал Владимир Вышпольский, который позже ещё три раза становился сильнейшим шпажистом страны.

Ведущими мастерами в этот период были также Константин Булочко, Николай Афанасьев и Иван Комаров у мужчин, а у женщин в соревнованиях рапиристок борьбу между собой вели Раиса Чернышёва, ставшая в 1946 году первым заслуженным мастером спорта среди фехтовальщиц, и Анна Пономарёва. Интересно, что однажды, в 1940 году, женщины разыграли первенство и в фехтовании на саблях. Единственной саблисткой-чемпионкой СССР стала ленинградка В. Дедюлина. Следующий чемпионат страны в этой дисциплине состоялся более чем полвека спустя.

Примечания

ссылки

  • Джон Клементс "Рапира в вопросах и ответах"
    • Questions and Answers About the Rapier (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рапира" в других словарях:

    - (фр. rapiere, от нем. rappen захватывать). Длинная, тупая шпага с шариком на конце, которою учатся драться на шпагах фехтовать. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАПИРА длинная, упругая шпага с тонким … Словарь иностранных слов русского языка

    рапира - ы, ж. rapière, > нем. Rapier. 1. Колющее холодное оружие с длинным и гибким клинком, употребляемое в учебном и спортивном фехтовании, а прежде служившее дуэльным оружием. БАС 1. Тупая шпага с пуговкою на кончике, которою учатся биться на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен., нем. тупая шпага, с пуговкой на кончике, которой учатся биться на шпагах, драться на укол; рапира для рубки, эспадрон. Рапирный клинок. Рапировать, драться на рапирах. Рапированье, рапировка, действие по гл. Рапирщик, боец на рапирах,… … Толковый словарь Даля

    - (нем. Rapier) спортивная колющее оружие с гибким клинком прямоугольного сечения и электроконтактным устройством для фиксации уколов на официальных соревнованиях … Большой Энциклопедический словарь

    РАПИРА, рапиры, жен. (от франц. rapière). Колющее холодное оружие с длинным четырехгранным клинком, употр. в учебном и спортивном фехтовании. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    РАПИРА, ы, жен. Колющее холодное оружие с длинным гибким четырёхгранным клинком, употр. в фехтовании. Биться на рапирах. Спортивная р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы всё-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага » пришло к нам из романских языков, а «рапира » — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошёл от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Шпага

Выводы сайт

  1. Шпага является колюще-рубящим оружием, а рапира только колющим.
  2. Рапира появилась позже и является разновидностью шпаги.
  3. Рапира имеет более широкую сферу распространения, чем шпага.
  4. Гарды рапиры и шпаги отличаются.
  5. Обычно рапира легче шпаги.