Прямая военная агрессия.

  • 6.История международного права.
  • 7. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 8. Правосубъектность государств и способы образования государств.
  • 9. Международно-правовое признание
  • 10. Правопреемство государств
  • 15. Международный уголовный трибунал по привлечению к ответственности лиц за преступления на территории Югославии.
  • 22. Генеральная Ассамблея оон.
  • 23. Совет Безопасности оон.
  • 24. Экономический и Социальный Совет оон.
  • 25. Международный Суд оон.
  • 26. Секретариат оон
  • 27. Специализированные учреждения оон
  • 28. Цели и главные органы международной организации снг
  • 29. Состав, цели и задачи Северо-Атлантического блока (нато)
  • 30. Понятие и порядок работы международных конференций
  • 31. Понятие международно-правовой отв-сти.
  • 32. Виды и формы международно-правовой отв-сти.
  • 33. Понятие и классификация международных правонарушений.
  • 34. Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в.
  • 35. Международная уголовная отв-сть индивидов.
  • 36. Международно-правовая ответственность международных организаций.
  • 38. Характеристика органов внешних сношений государств.
  • 39. Дипломатические представительства. Понятие, виды, функции.
  • 40. Порядок назаначения и основания прекращения функций дипломатического представителя.
  • 41. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Личные привилегии и иммунитеты.
  • 42. Консульские представительства. Понятие, виды, функции.
  • 43. Порядок назначения и основания прекращения функций консульского представителя.
  • 44. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 46. Специальные принципы международной безопасности и проблема разоружения в современном международном праве.
  • 47. Обстоятельства, обуславливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
  • 48. Классификация и анализ уголовных преступлений международного характера
  • 49. Роль международных организаций и конференций в борьбе с преступностью.
  • 51. Понятие экстрадиции. Правовая помощь по уголовным делам.
  • 52. Правовое понятие территории. Виды правовых режимов территории.
  • 53. Правовые основания и способы изменения государственной территории.
  • 54. Правовой режим Антарктики и Арктики
  • 55. Понятие режим и охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 56. Понятие и кодификация международного морского права.
  • 57. Специальные принципы международного морского права и морские организации.
  • 58. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа.
  • 59. Международно-правовой режим территориального моря и прилежащей зоны.
  • 61. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 62. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • 64 Правовой статус космических объектов и космонавтов
  • Вопрос 71Начало войны и его правовые последствия.
  • Вопрос72 Участники военных действий.
  • Вопрос 73 Международно-правовая защита жертв войны.
  • Вопрос 74 Права человека и междунар.Право
  • Вопрос 75 Понятие населения и гражданство.
  • 76. Международно-правовая защита прав человека и правовое положение иностранных граждан.
  • 77. Право убежища и правовое положение беженцев.
  • 78. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
  • 79. Международное сотрудничество по вопросам прав человека (международно-правовые стандарты).
  • 80 . Верховный комиссар оон по делам беженцев.
  • 34. Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в.

    Агре́ссия (от лат. aggressio - нападение ) - понятие современного МП, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним гос-вом против территориальной целостности или политической независимости другого гос-ва или народа (нации). Агрессия не может быть оправдана никакими соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, и явл-ся преступлением против международного мира.

    Понятие агрессии вкл в кач-ве обязат- признак первенства или инициативы (применение каким либо гос-вом вооруж силы первым).

    В МП обращение к войне независимо от её целей традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого гос-ва (jus ad bellum), как высшее проявление егосуверенитетав международных отношениях. Этоправоохранялось всей системой принципов и норм МП. Такое отношение начало меняться вXX веке.

    Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные :

    Прямая агрессия

    Вторжение или нападение вооружённых силгос-ва на территорию другого гос-ва; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любаяаннексия(насильственное присоединение) территории другого гос-ва. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного гос-ва; блокада портов или берегов гос-ва вооружёнными силами другого гос-ва; нападение вооружённых сил гос-ва на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого гос-ва; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого гос-ва.

    Косвенная агрессия

    Засылка гос-вом вооружённых банд и групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого гос-ва, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

    Актом соучастия в агрессии считаются действия гос-ва, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого гос-ва, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего гос-ва.

    Отв-сть гос-ва международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в рез-те нарушения гос-вом норм МП или международных обязательств (см. также Деликт ). О. г. может возникнуть в рез-те неправомерных действий самого гос-ва (например, нарушениенеприкосновенности иностранного дипломатическогопредставителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия гос-вом мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обяз-сти обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, гос-во несёт отв-сть за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории. Однако отв-сть гос-ва за действия физических лиц наступает только в том случае, если органы гос-ва не выполнили своих обязанностей по предотвращению и наказанию неправомерных действий.

    Наиболее серьёзную отв-сть гос-во несёт за действия, составляющие международные преступления, за преступления, создающие угрозу международному миру и безопасности (апартеид, пропаганда войны и др.). Важной чертой современного МП явл-ся то, что оно предусматривает отв-сть за агрессию . Поскольку в международных отношениях нет судебной инстанции, которая могла бы рассматривать в обязательном порядке споры между гос-вами, непосредственные переговоры между заинтересованными сторонами и др. способы мирного разрешения споров играют важную роль в установлении отв-сти, её форм и объёма.

    В современном МП принято различать О. г. политическую (применение международных санкций и предоставление удовлетворения потерпевшему гос-ву) и материальную (репарации и реституции ). При простом правонарушении, наносящем ущерб отдельному гос-ву или группе гос-в, гос-во-правонарушитель обязано возместить нанесённый ущерб или предоставить удовлетворение (в форме выражения сожаления, извинения, наказания виновных, оказания почестей потерпевшему гос-ву, уплаты компенсации пострадавшим должностным лицам и гражданам и т.д.). Разногласия по поводу формы и объёма отв-сти подлежат урегулированию мирными средствами, предусмотренными Уставом ООН. Наиболее часто в таких случаях применяется арбитраж, возм также рассмотрение споров Международным судом ООН, в компетенцию которого входит определение характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

    Если гос-во-правонарушитель отказ-ся от исполнения мер возмещения или удовлетворения, не соглашается на мирное урегулирование разногласий или не выполняет вступившего в законную силу решения компетентного международного органа, могут быть применены соотв-щие международные санкции. При наиболее тяжких межд деликтах, межд преступлениях, посягающих на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу гос-в, к гос-ву-правонарушителю должны быть немедленно применены санкции, предусмотренные Уставом ООН (т. н. принудительные меры по Уставу ООН). Международные санкции м применяться для пресечения актов агрессии и восстановления межд-го мира и безопасности только по решению Совета Безопасности ООН .

    (группы государств) против другого государства (группы государств) для его захвата, порабощения или принуждения к принятию своих условий путем нарушения его суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости.

    Определение агрессии принято в резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. В основу этого определения положен факт первенства (инициативы) в применении вооруженной силы . Конкретно агрессия может осуществляться в форме нанесения упреждающего удара, комбинированного нападения различного масштаба, авиационного удара или вторжения.

    К актам агрессии, в частности, относятся:

  • вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства;
  • военная оккупация или аннексия с применением силы;
  • бомбардировка вооруженными силами или применение другого оружия государства против территории другого государства;
  • блокада берегов или портов вооруженными силами;
  • нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;
  • применение вооруженных сил , находящихся на территории другого государства , в нарушение соглашений с принимающим государством;
  • предоставление государством своей территории другому государству для совершения акта агрессии против третьего государства;
  • засылка государством военных формирований, вооруженных банд или наемников на территорию другого государства для применения вооруженной силы . равнозначной указанным выше актам.
  • По своему характеру агрессия может быть прямой и косвенной .

    К прямой агрессии относятся военное нападение, вторжение, военная оккупация (как бы долго она ни продолжалась), любая аннексия территории другого государства , военная блокада портов и берегов, продолжение пребывания вторгнувшихся вооруженных сил после прекращения военных действий на территории страны, подвергшейся агрессии. Примером прямой агрессии может служить нападение фашистской Германии на Польшу, Советский Союз и другие государства во время Второй мировой войны .

    Косвенная агрессия заключается в замаскированном применении вооруженных сил одного государства против другого, засылке на территорию другого государства вооруженных банд и террористических групп, оказании содействия в формировании враждебных иррегулярных вооруженных сил или отрядов наемников .

    Особой формой агрессивных действий является спонсорство агрессии - оказание помощи (включая непротивление) агрессору в осуществлении его планов политическими, экономическими или военными средствами (поставки вооружения и военной техники , направление военных советников, обучение специалистов).

    Определение агрессии дается Советом Безопасности ООН с учетом всех обстоятельств ее совершения. При этом никакие соображения политического, экономического, другого характера не могут служить оправданием агрессии.

    Территориальные приобретения или какие-либо другие выгоды, полученные в результате агрессии, признаются незаконными. Государство, подвергнувшееся агрессии, имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону (статья 51 Устава ООН). При этом действия государства , даже если они являются наступательными, считаются оправданными.

    В случае агрессии Совет Безопасности ООН может принимать решения о применении против агрессора как невоенных мер (разрыв политических и экономических отношений, введение экономических санкций и т.п.), так и военных мер (применение вооруженных сил ООН , а также вооруженных сил государств-членов ООН) с проведением соответствующих военных миссий и операций .

    Может предусматриваться также временное ограничение суверенитета государства-агрессора, оккупация его территории, признание его правительственных и военных органов, а также политических партий незаконными и преступными.

    Задачи усмирения агрессии состоят в создании барьеров, пресекающих или предотвращающих агрессию, а также в культурном развитии, служащем преобразованию природного инстинкта агрессии в безопасные виды энергии.

    Введение. 4

    1. Агрессии в современном международном уголовном праве. 6

    1.1. Агрессия, как международное преступление. 6

    1.2. Круг субъектов уголовной ответственности за совершение агрессии. 14

    1.3. Совершение агрессии во исполнение приказа. 26

    Заключение. 31

    Библиографический список. 33

    Введение

    Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства. Агрессия не может быть оправдана никакими соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, и является преступлением против международного мира.

    Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооруженной силы первым).

    Вооруженное нападение одного государства на другое считается международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает признак инициативы, означает применение каким-либо государством силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны, хотя бы и с применением вооруженной силы, действия государства, подвергшегося нападению, не могут считаться актом агрессии, так же как коллективные действия государств, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Объектом агрессии также обычно является государство.

    Агрессия – это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

    Причины агрессии изучались многими исследователями. Есть весомые субъективные факторы – историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Современные гражданские общества имеют возможность противостоять социальной агрессии – мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

    В международном праве обращение к войне независимо от ее целей традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого государства, как высшее проявление его суверенитета в международных отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм международного права. Такое отношение начало меняться в XX веке.

    Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:

    Прямая агрессия – это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого государства; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства.

    Косвенная агрессия – это засылка государством вооруженных банд и групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

    Актом соучастия в агрессии считаются действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства.

    Цель данной работы – изучить регламентацию агрессии в международном праве.

    1. Агрессии в современном международном уголовном праве

    1.1. Агрессия, как международное преступление

    В отечественной и зарубежной литературе, посвящен­ной проблемам современного международного уголовного права практически единодушно утверждается, что именно агрессия является наиболее тяжким (наиболее опасным) международным преступлением. Принципиально соглашаясь с данным положением, необходимо отметить, что понимание агрессии как уголовного преступления против международ­ного мира юридически было оформлено только в документах послевоенных преступлений – Статутах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов.

    Генеральная Ассамблея Организации Объединенных На­ций впервые признала необходимость учреждения постоян­ного механизма для судебного преследования массовых убийц и военных преступников в 1948 году после Нюрн­бергского и Токийского процессов по окончании второй мировой войны, и этот вопрос с того времени обсуждался в Организации Объединенных Наций.

    Международный уголовный суд не ограниченным по времени или месту. Его действия будут более оператив­ными, чем действия специального трибунала, который не­обходимо будет учредить. Он является постоянным орга­ном, и само его существование будет сдерживающим факто­ром и будет служить серьезным предупреждением потенци­альным преступникам. Он будет также стимулировать госу­дарства к расследованию и судебному преследованию чудо­вищных преступлений, совершаемых на их территории или их гражданами, поскольку, если они не будут этого де­лать, Международный уголовный суд будет осуществлять свою юрисдикцию.

    Суд будет заниматься рассмотрением самых серьезных преступлений, совершенных физическими лицами: агрессия, геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Эти преступления указаны в Статуте и тщательно определены во избежание неопределенности или расплывчатости.

    Определения преступлений в Статуте являются ре­зультатом многих лет упорной работы, которую проводили многие делегации и их эксперты. Каждое определение чет­ко сформулировано, с тем чтобы отражать действующие нормы международного права и отвечать требованию опре­деленности в уголовном праве. Судьи Суда должны строго толковать определения и не применять их по аналогии. Цель заключается в установлении объективных международ­ных стандартов, не оставляющих места для произвольных решений. В случае неопределенности эти определения должны толковаться в пользу подозреваемого или обвиняе­мого.

    Геноцид охватывает конкретно перечисленные запре­щенные деяния (например, убийство, причинение серьезных телесных повреждений), совершаемые с намерением уничто­жить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

    Преступления против человечности охватывают те конкретно перечисленные запрещенные деяния, которые со­вершаются в рамках широкомасштабного или систематиче­ского нападения на любых гражданских лиц. Такие деяния включают в себя убийство, истребление, изнасилование, обращение в сексуальное рабство, насильственное исчез­новение людей и преступление апартеида.

    aggressio - нападение ) - понятие современного международного права , которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

    Агрессия в политике

    Вооружённое нападение одного государства на другое считается международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает признак инициативы, означает применение каким-либо государством силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны , хотя бы и с применением вооружённой силы, действия государства, подвергшегося нападению, не могут считаться актом агрессии, так же как коллективные действия государств, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Объектом агрессии также обычно является государство.

    Определение агрессии содержится в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 года. Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:

    Прямая агрессия Вторжение или нападение вооружённых сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация , даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного государства; блокада портов или берегов государства вооружёнными силами другого государства; нападение вооружённых сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого государства; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства. Косвенная агрессия Засылка государством вооружённых банд и групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно актам прямой агрессии, либо значительное участие в подобных актах.

    Актом соучастия в агрессии считаются действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства.

    Причины агрессии

    Политическая агрессия - частный случай агрессивного социального поведения вообще.

    Причины агрессии изучались многими исследователями. Есть весомые субъективные факторы - историческая память, обычаи мести , фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, пропаганда образа сильного человека и даже индивидуальные психологические и этические черты политиков . Современные гражданские общества имеют возможность противостоять социальной агрессии - мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

    Это сложное социально-политическое явление. О войне писали многие выдающиеся деятели прошлого и многие из них считали вооруженную борьбу основным содержанием войны. Немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц (1780- 1831) так определял войну: « есть не что иное, как единоборство крупного масштаба. …война есть акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю».

    По Клаузевицу, насилие вооружается изобретениями искусства и науки, чтобы сражаться с насилием. Все тот же К. фон Клаузевиц писал, что война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами»; «война - не только политический акт, но и подлиннос орудие политики, продолжение политических отношении, про ведение их другими средствами».

    Такое определение войны как вооруженной борьбы и продолжения политики насильственными средствами относится к периоду классических войн (столкновения армий и применения огня). Такое определение войны вошло в наши энциклопедии, словари, в политическую и военную практику разных стран, в том числе и Тайланд . «Война вооруженная борьба между государствами или общественными классами за осуществление их экономических и политических целей, продолжение политики насильственными средствами».

    Война это вид агрессии (от лат. aggressio - нападение), вооруженное нападение, организованная вооруженная борьба между государствами или группами государств, классами, группами, нациями или народами Война ставит цели захватить чужие территории и богатства, подчинить другие страны и народы, она заключается в нападениях на них, совершении насилия, давления, угроз и т.п.

    Война включает обязательной признак - применение военной силы. Если мы возьмем военный пли политический словарь, ТО сразу натолкнемся на признак силы в определении войны. Война - одна из форм разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами военного насилия.

    Но в конце XX в. организованное применение военной силы (военное насилие) утратило своей обязательный статус, а вместе с ним исчерпаны возможности войны только в ее классическом понимании. В наше время многие политики и военные допускают фундаментальную ошибку, связанную с отождествлением понятий «война» и «вооруженный конфликт», «вооруженная борьба».

    Современное понятие войны шире и глубже по объему первого - вооруженной борьбы. Это отождествление понятий не позволяет дать более полное определение войны, установить верное соотношение между политикой и войной, решать стратегические вопросы отражения военной агрессии и безопасности страны. Политика между враждующими государствами или потенциальными противниками - это вид войны. Можно сказать, что политика - всего лишь сублимированная война, что политика ищет иные методы (экономические, дипломатические, информационные и др.) для уничтожения врага, не прибегая к открытому насилию.

    «Холодная» между СССР и США привела к распаду СССР без вооруженной борьбы, которая определяла ранее ход и исход всякой войны. Способов и средств ведения войны, помимо методов вооруженной борьбы, может быть много (политические, дипломатические, экономические, информационные и др.}; вооруженная борьба - это крайний способ ведения войны. Пример: информационная война. Российский специалист в области теории информационного противоборства доктор технических наук С. П. Расторгуев определяет понятие информационной войны (ИВ) как «открытых и скрытых целенаправленных воздействий информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере».

    По мнению ученого, информационная война не отличается от обычной войны в части признаков поражения противника. Агрессор добивается победы, исключительно подчинив себе структуры управления и психики противника, которые являются объектами («мишенями») информационного поражения. Современные информационные «бомбы» (газеты, телевизор, экономическая реклама и др.) поражают сознание руководи гелей, экономический потенциал, социальные энергии и духовные ценности сграны-противника, подобно тому как в прошлых войнах пушки расстреливали города и промышленные объекты.

    Современная война - это политика, которая ставит своей целью добиться победы над противником любыми доступными путями, методами, способами и средствами. Добавим, война - это конфронтационная, агрессивная политика, осуществляемая с применением любых доступных путей, методов, способов и средств ее ведения.

    В эпоху воин нового типа претерпевает изменения и понятие «агрессия». Согласно международным нормам, военная агрессия - вооруженное вторжение или нападение на другое государство. В Международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» термин «агрессия» трактуется значительно шире и означает практику насильственных действий, нападений или захватов чужих территорий, враждебное, разрушительное поведение, причинение вреда другим, инструмент господства над другими. Современный агрессор вторгается в политическое, организационное, экономическое и духовное просгранство страны, не прибегая к вооруженным силам. Современные войны задают новое, более широкое, понимание агрессии. Сегодня можно говорить о военно-силовых (жестких) и несиловых стратегиях и технологиях, которые соотносятся с понятием агрессии, а соответственно и о разных формах агрессии: военно-силовой, политической, экономической, информационной, психологической и др. «Бархатные революции» в Восточной Европе, «реформы» в России, «Оранжевая революция» па Украине, «Тюльпановая революция в Киргизии все это разновидности политической, организационной и информационной агрессии.

    В современной войне агрессия в вооруженном плане может вообще не потребоваться, поскольку все субъекты сопротивления, отражения агрессии - власть, государство, элита, армия, народ - сдались без боя, прежний строй ликвидирован, и нет необходимости никакого вооруженного вмешательства. Цели войны оказались достигнутыми невооруженным путем, стратегией непрямых действий, действиями, так сказать, паравоениого свойства.

    Вся классическая теория войн была ориентирована на изучение баланса вооружений противников, на столкновение боевых сил. на географический театр войны («передовая», «тыл», «фронты»). Но это низший уровнь иерархической структуры социума. Современная война включает более высокие уровни войн: геоэкономический, социально-организационный, информационный и духовный театры войны. В арсенал современной войны входят военно-силовая, политико-дипломатическая, экономическая, информационная, сетевая, психологическая и другие воины.

    Современная теория войны рассматривает «войну» как социально-политический процесс, характеризующийся борьбой субъектов геополитики за ресурсы, за выживание, за роли и статус в этом мире, за возможность передела территорий, формирования ими новой картины мира и последующим использованием стратегических успехов и побед. На смену классическим мировым войнам с противоборством армий с их вооружениями, противостоянием держав и коалиций, как это было в Первой и Второй мировых войнах, пришла глобальная перманентная война. Причем, война одной сверхдержавы (США) за мировое господство и контроль за ресурсами Планеты.

    В XXI в. устремленность к войне трансформировалась в ее новые формы («холодная война», дозированное применение вооруженной борьбы, более гибкое комбинирование вооруженной борьбы с экономической, политико-идеологической, подрывной тайной борьбой спецслужб, использование «агентов влияния», частных военных компаний и т.п.), поиск новых средств и способов ведения принципиально иных войн, нежели прежде информационных, психологических, сетевых, компьютерных и т.п.

    В конце XX века в «игру» вступили новые «фшуранты войны» - политические и иные организации, частные военные компании, финансово-экономические структуры, бизнес-корпорации, преступные организации и наркокартели. Современная война не представляли собой уже классическое столкновение на поле боя двух и более сторон с их техникой, а более сложный социальнополитический, организационный и информационный процесс.

    Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке.