Значение воздуха для животных. Тема: Воздух и его свойства

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Я дышу, а значит, я живу. Мне кажется, что именно эта фраза максимально полно отражает огромное значение воздуха в нашей жизни. С детства каждый человек знает, что воздух окружает нас повсюду. Но далеко каждый может предположить насколько воздух важен для всего живого на нашей планете. О том, какое значение имеет воздух для живых организмов, я и собираюсь рассказать.

Роль воздуха в жизни людей

Сложно переоценить значимость воздуха в нашей жизни. Он является необходимым компонентом для поддержания жизни человека. Благодаря воздуху каждая клеточка человеческого организма может насытиться кислородом. Когда человек дышит, весь организм наполняется энергией.


Благодаря воздушному пространству возможен теплообмен человека и окружающей среды. Кроме того, воздух защищает человека путем снижения концентрации разного рода химических загрязнителей до допустимого уровня, а значит, минимизируется риск отравления организма.

Роль воздуха в жизнедеятельности животных и растений

Воздух важен не только для человека, но и вообще для всего живого. Животным организмам он также необходим для осуществления дыхательного процесса. Благодаря воздуху у животных нормализуется обмен веществ.


Растениям воздух также жизненно необходим. Благодаря ему на клеточном уровне происходит насыщение растений кислородом, без чего просто невозможны их рост и нормальное развитие.

Если бы не было воздуха

Давайте представим, что стало бы с нами, если бы вдруг по какой-то причине воздух исчез. Однозначно могу сказать, что ничего хорошего!


Вот что бы произошло:

  • Атмосфера бы уже не смогла защитить Землю от агрессивного солнечного воздействия, местами было бы очень светло, а местами наоборот – слишком темно, ведь солнечные лучи бы уже не рассеивались.
  • Земля бы оказалась мишенью для метеоритов.
  • Климат Земли изменился бы в корне. Например, возникла бы огромная амплитуда дневных и ночных температур. Она достигала бы 200 градусов! Не выпадали бы осадки, не стало бы облаков.

Иными словами, без воздуха и атмосферы на нашей планете не было бы жизни.

Цель: формировать у учащихся представление о воздухе, ветре, его свойствах; раскрыть значение воздуха для всего живого;учить проводить опыты и анализировать результаты; учить заботиться о чистоте воздуха, воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: пакетики,игрушка – дудочка, чаша с водой, стаканчик, насос, воздушный шарик, плакат «Свойства воздуха»

Ход урока

I .Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок!

Слушаем внимательно,

Работаем самостоятельно!

II . Повторение изученного

Беседа.

Что такое солнце?

К какой природе оно принадлежит?

От чего зависит температура воздуха?

Кроссворд.


1. Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только -

От него осталась корка.

(месяц)

2. На небе стукнет,

А на земле слышно. (Гром)

3. У меня ходули -

Не страшит болото,

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (Цапля)

4. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

5. Холода их так пугают,

Что к югу стайкой улетают,

Петь не могут, веселиться.

6. Что входит в окно

И не раскрывает его?

(свет)

Кто зимы боится? (Птицы)

Назовите, что относится к живой природе, а что – кнеживой.

Упражнение «Синоптик»

Какое сейчас время года?

Какое число, месяц?

Какой день недели?

Что вы можете сказать о температуре воздуха?

Расскажите о состоянии неба?

Был ли сегодня ветер, а осадки?

III . Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке, мы говорили о том, что всему живому необходимы солнечный свет и тепло, которые дает Солнце.

А без чего еще не могут обойтись все живые организмы?

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Как догадались, что это воздух?

Где находится воздух? Видели ли вы его?

Если вы его не видели, почему утверждаете, что он есть? Как это доказать?

Может, вам поможет еще одна загадка:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Если мы не видели воздух, то можем ли мы слышать воздух?

Так что же такое ветер? Попробуйте дать определение.

IV . Сообщение темы, задач урока

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Что бы вы хотели узнать о воздухе?

V . Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

Много бед приносят ветры. Но представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем городе, где есть заводы,шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Почему?

Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей. Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

2.Весёлая минутка(Домик с настроением)

Ребята, про воздух говорят ещё такое:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Ребята, а что окружает на c в классе?

А ещё нас окружает воздух, он находится везде. Только он невидимый. Посмотрите, на столе стоит стакан. Что в нем?

Дети: Он пустой.

А давайте проверим.

3.Опыты.

v У меня в миске вода. Я переворачиваю стакан и ровно опускаю его в воду. Что происходит? Вода вошла в стакан? (нет). А что ей мешает? Ведь стакан-то пустой! Или нет?

Может быть, там притаился наш воздух- «невидимка». Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

Я прижимаю горло стакана ко дну миски, а потом аккуратно наклоняю стакан, слышите: «Бульк! Бульк!» - это наш воздух- «невидимка» подаёт голос. Большие пузырьки выскакивают из стакана, устремляются к поверхности воды и бульк! Исчезают.

Ребята, так можно увидеть воздух- невидимку? (да)

v Опыт с пакетиком.

Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете коснутьсявоздуха? Проведем опыт, и вы почувствуете его. Возьмите полиэтиленовый пакет и «поймайте» воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, нажмите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуетеприкосновение воздуха к вашей коже.

v Опыт с тетрадью

Возьмите в руки тетрадь и помашите ею перед собой. Что вы почувствовали?

Почему он образовался? (Ветер – это движение воздуха. Воздух постоянно двигается. Ветер, который мычувствуем, это и есть воздух).

Что вы видите вокруг себя?

Воздух мешает вам видеть предметы? Значит, воздух прозрачный

v Опыт с дудочкой. (Учитель играет на дудочке)

Что произошло внутри дудочки?

Вывод: воздух внутри дудочки перемещается, ударяется о стенки дудочки. В результате мы слышим свист.

Какого цвета воздух?

Но толстый слой воздуха имеет цвет. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.

Мы слышим, как льется вода, как ходят люди. Можем ли мы услышать воздух? Проведем опыт. Возьмем велосипедный насос. Начинаем накачивать воздух. Вы не видите воздух, но слышите как он выходит.

Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пахнет? Гуляли на берегу моря. Что вы чувствовали? А если мама печет пироги, вы это почувствуете? То есть сам воздух не имеет запаха, но он может переносить различные запахи.

Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, онимеет тогда неприятный запах, ним тогда становится трудно дышать.

Что следует сделать, если в квартире запахло дымом?

4.Метод «Пресс»

Для чего в окнах устанавливают двойные рамы?

Почему зимой мы надеваем меховую шапку и шубу?

Почему очень важно, чтобы на полях лежал снег?

Физминутка

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

VI . Обобщение и систематизация знаний

1.Прием «Микрофон»

– Представьте, что вы – воздух. Расскажите о себе, т.е. о своих свойствах


2.Работа по учебнику (с. 38 – 39)

Расскажите, какое свойство воздуха демонстрирует каждый рисунок.

3.Какое значение имеет воздух . (учебник с.40-41)

Беседа по рисункам учебника

4. Обсуждение и решение экологической проблемы

Фермеры выращивают коров, чтобы было больше молока. Коровы едят траву на лугах. Люди ждут дождя. Прошел дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы завяли.

Почему так случилось?

Оказалось, что прошел кислотный дождь. Туча проплывала над заводом. Из труб шел дым. Туча загрязнилась сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязненный дождь прошел над лугами. Травы нет, значит, нет корма для коров. Дети остались без молока.

Как решить эту проблему?

Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда будет наливать, так как мы закрыли завод, на котором изготовлялипосуду для молока.

Как найти выход из этой ситуации?

Как защитить воздух планеты? (Посадить новые деревья, строить очистныесооружения, устанавливать фильтры на машины…)

Взрослые тоже обеспокоены этой проблемой. Этим занимается наука экология. Во многих государствах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все трубы, которые дымят, устанавливают специальные фильтры. Но этого мало, поэтому работа продолжается и сейчас.

Как вы думаете, воздух в помещении чище уличного или грязнее?(грязнее в 10 раз)

Что такое пыль?

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

5.Работа в тетрадис.14 – 15

6. Игра «Незаконченное предложение»

· Воздух есть …

· Без воздуха не могут жить…

· Ветер выполняет такую полезную работу: …

· Ветер – это движение…

7. Работа над поговорками : послушайте внимательно поговорки и объясните их.

· Нужен как воздух.

· Бросать слова на ветер.

· Идет, куда ветер дует.

· Ветер в голове.

· Ищи ветра в поле.

VII .Итог урока. Рефлексия

Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Можно ли считать, что наш урок не пропал даром?

Метод «Сенкан»:

Воздух

Невидимый

Движется

Воздух необходим всему живому.

Ветер

На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?

На доске показаны все 3 вида выражения лиц.

Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок окружающего мира.

А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?

Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы “Как?”, “Почему?”, “Кто?”, “Что?”, “Куда?”, “Когда?” и “Где?” Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.)

Примерные вопросы:

  1. Как человек использует горные породы и минералы?
  2. Почему горные породы и минералы называют богатством?
  3. Где можно найти полезные ископаемые?
  4. Кто добывает и использует полезные ископаемые?
  5. Что такое полезные ископаемые?
  6. Когда люди научились использовать полезные ископаемые?

Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)

Прочитайте.

А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)

А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.

(Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)

Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)

А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (воздух)

Конечно, ребята, это воздух.

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)

А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

Уточнение задач урока учителем.

  1. Что такое воздух?
  2. Как доказать, что воздух существует?
  3. Каково значение воздуха?
  4. Почему загрязняется воздух?
  5. Как охранять воздух?

4. Изучение нового материала.

А теперь внимательно посмотрите на схему.

Мы живем…

  • на планете Земля
  • в квартире
  • в России
  • в городе Чехове
  • на дне океана

Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

Посмотрите на рисунок.

Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.

Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

(ответы детей)

Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение

Совпали наши ответы с учебником?

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа.

Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

Чуть меньше? (кислорода)

И совсем мало? (углекислого газа)

А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

Почему? (он необходим для дыхания)

Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Рассмотрим рисунок на стр. 38.

Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?

Почему так важно проветривать помещение?

А для чего еще нужен воздух?

Опыт с горением.

На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.

Почему погасло пламя?

Оказывается, не бывает огня без кислорода.

А это хорошо или плохо?

С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.

С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)

Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)

Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!

А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

(каждая группа получает конверт с рисунками:

  • одуванчик и клен,
  • парусный корабль,
  • вертолет, самолет, воздушный шар,
  • ветряная мельница.

Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.

Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)

А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)

Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Урок 22

Тема. Значение воздуха для живой природы

Цель: дать детям первоначальные представления о значении воздуха в жизни живых организмов; формировать опыт творческой деятельности учащихся, способствовать развитию обще-учебных умений; направлять практическую деятельность учащихся; учить их заботиться о чистоте воздуха.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Отгадайте загадку.

Что в комнате невидимое? (Воздух)

Сегодня на уроке вы узнаете о значении воздуха для живой природы.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учителя «Воздух на Земле»

1) Что такое воздух?

Всем растениям и животным для жизни нужны не только тепло и свет, но и воздух. Все они живут в воздухе. Воздух, как одеяло, окутывает нашу планету. Оно спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли.

Из чего состоит воздух? Воздух - это смесь различных газов. Вы уже знаете, что в воздухе есть газы: кислород и углекислый газ. Кислород используют для дыхания почти все живые организмы. Углекислый газ нужен зеленым растениям для того, чтобы хлорофілові зернышки получали из него сахар.

2) Воздух и животные.

Воздух - место обитания многих живых организмов. Птицы и насекомые имеют замечательные приспособления для полетов - крылья. В воздухе они не только передвигаются, но и ищут себе пищу, спасаются от врагов.

Воздух помогает летать.

У пауков летательный аппарат - паутина. Интересно проследить, как паук готовится к полету. Поднимается на взлетная площадка, хорошо обдувается ветерком. Крепко схватывается за то место, где сидит, своими восемью ножками и начинает выпускать паутину. Потом поднимает конец брюшка как можно выше. Ветер подхватывает паутину и вытягивает его из паутинных бородавок на 2-3 метра. Паук отцепляется от взлетной площадки, схватывается за паутину и летит! Ветер несет его в новое место, подальше от родственников, где будет достаточно корма.

Не удивляйтесь, если ясного солнечного дня к вам вдруг прилипнет паутину. Это паук-путешественник наткнулся на вас.

3) Воздух и растения.

Не только животные, но и многие растения перемещаются воздухом.

У многих деревьев и трав нет ярких цветков. Они цветут невзрачными мелкими квіточками. им не нужно привлекать насекомых. Свой пыльцу они доверяют ветра.

Почему береза цветет до распускания листьев?

Облачка пыльцы летают над полями, где растут рожь, пшеница, ячмень, овес и другие злаковые растения.

Не только пыльца, но и плоды, семена некоторые растения доверяют ветра. Вот как это начиналось.

СКАЗКА О ТОМ, КАК РАСТЕНИЯ С ВЕТРОМ ПОДРУЖИЛИСЬ

Давно это было. Наверное, еще и древние люди не населяли тогда Землю. жили в лесу деревья, травы, кусты. Ежегодно они рожали своих детишек - семена, плоды. Падали детки рядом с родителями, там и прорастали. Через несколько лет тесно стало в лесу. Растения-мамы, растения-детки, растения-внуки... не Хватает всем места в земле, тепла и света, а рядом с лесом - луг, светлый, просторный. Начали думать растения, как своих деток отправить на луг. Но нет у плодиков и семена ножек, не перебегут ли они на луг. Грустят деревья, а ветер их ветвями качает и слушает. Слушал-слушал, и предложил: «Вы свои семечки и плодики легче рожайте и приделайте к ним крылышки, тогда я смогу вам помочь!» Не один год прошел, пока ветер остался доволен работой растений. На лугу появился красивый лес. Много растений с тех пор бросают на ветер своих детишек, а ветер относит их на новые луга.

Зимой гонит по снегу, как лодочки с парусом, семена ели. На несколько километров всплывают они от мамы-дерева. Мелкие легкие плодики березы с двумя крылышками летят по ветру на 2 км от матушки-березы. Плодики клена несколько тяжелее, их ветер может унести только на 90 м, а вяза - еще меньше - на 20 м.

Травы тоже решили доверить ветра своих детишек.

Довольный ветер, растениям смог помочь. Радуются растения, что решили проблему с расселением своего потомства.

Демонстрация иллюстраций семена деревьев и трав.

Рассмотрим плодики, что расселяет ветер.

Найдите летательный аппарат и семечки.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Сильный ветер во время дождя - на хорошую погоду.

Если ветер дует ночью, то появится вода днем.

Если звезды мерцают, то усилится ветер и погода ухудшится.

Если дым стелется по земле, то нужно ждать плохую погоду.

Какое самое главное значение имеет воздух для всего живого на земле? (Мы им дышим.)

Как вы считаете, много воздуха на планете? Хватит ли его всем людям? Откуда берется чистый воздух? (Кислород выделяют все растения, а больше всего - морские сине-зеленые водоросли.)

Как загрязняется воздух? (Заводы, машины, пыль, пожары и костры...)

С чего кроме кислорода и углекислого газа состоит воздух?

Так, в состав воздуха входят другие газы, водяные пары и пыль. Несмотря на это, чистый воздух прозрачен и не имеет запаха.

В горах и сельской местности воздух чистый. Над океаном воздух еще чище. А вот в городах, где много машин, фабрик, заводов, воздух загрязнен дымом, который выходит из труб котловых, выхлопных труб автомобилей. Поэтому воздух в городах иногда имеет очень неприятный запах.

Обсуждения проблемы

Фермеры выращивают коров, чтобы было много молока. Коровы едят траву на лугах. Люди ждали дождь. Прошел дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы увяли.

Почему так произошло?

Оказалось, что это был кислотный дождь. Туча проплывала над заводом. Из трубы шел дым. Облако испачкалась сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязненный дождь прошел над лугами. Травы нет, следовательно, нет корма для коров. Дети остались без молока.

Как решить эту проблему?

Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда наливать, ведь мы закрыли завод, на котором производили посуду для молока.

Как найти выход из этой ситуации?

Как защитить воздух на планете? (Обсуждение проектов: сажать новые деревья, строить очистные сооружения, устанавливать фильтры на машины...)

Взрослые тоже озабочены этой проблемой. Этим занимается наука экология. Во многих странах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все дымящие трубы, устанавливают специальные фильтры. Но этого мало, поэтому работа продолжается и поныне.

Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз.)

Что такое пыль? (Частицы кожных покровов человека и животных, ворсинки разных тканей и ковров, а в них содержится много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

3. Выполнение рисунка «Кому нужен воздух?»

4. Работа с «розсипанками» букв

Что нужно для нашей жизни, чтобы все на планете были здоровыми и счастливыми?

Дети из букв собирают слова «Чистый воздух».

1) Что такое воздух?

а) Жидкость;

б) твердое вещество;

в) смесь газов.

2) Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

а) 5 недель;

в) 5 минут.

3) Чистый воздух:

б) прозрачное;

г) способно перемещаться;

д) остается на месте;

е) без запаха;

ж) пахнет;

с) легкое;

ы) тяжелое;

к) имеет температуру;

л) имеет форму шара.

4) Движение воздуха - это:

а) ноябрь;

5) Куда поднимается горячий воздух?

Старайся находиться как можно реже вблизи дороги, старайтесь не дышать глубоко, дышите только носом.

Воздух в квартирах очень загрязнен из-за скопления пыли, поэтому комнату нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны находиться в это время в другой комнате.

Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами много машин, особенно утром, когда водители прогревают моторы.

V. Итог урока

Для чего нужен воздух? (Чтобы дышать. Без еды человек живет 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха 5 минут прожить не сможет.)

Где воздух чище? В какой местности?

Чем еще загрязняется воздух?

Как можно очищать воздух дома, на улице от вредных примесей?

Что нам нужно для очистки воздуха в классе?