Американский самолет 5 поколения ф 35. Малозаметность в авиации

Непрекращающаяся критика в адрес истребителя F-35 со стороны военных и СМИ, а также его несоответствие современной философии воздушного боя вынуждают ВВС США рассматривать вариант возобновления производства 40-летних истребителей F-15 и F-16. Неужели F-35 настолько плох? Просто его создатели совершили ту же ошибку, что и Берия.

Со времен Первой мировой войны действия истребителей строились по схеме, в наиболее четком виде сформулированной советским асом Александром Покрышкиным в годы Второй мировой войны: «высота – скорость – маневр – огонь». Формула эта была, в свою очередь, основана на принципе «пуля – дура, самолет – молодец».

«А как насчет хваленого превосходства США в воздухе и необходимости иметь суперсамолеты XXI века для того, чтобы сдерживать Китай? Что ж, у нас мог быть такой самолет, но его у нас нет»

Другими словами, акцент делался на том, чтобы истребитель мог догнать противника, сблизиться до расстояния пушечного выстрела или дистанции поражения ракетой «воздух – воздух», а в случае маневренного воздушного боя превзойти противника по пилотажным качествам. Однако начиная с третьего поколения истребителей конструкторы начинают отходить от принципа «пуля – дура», делая вооружение самолета все более интеллектуальным. Появляются ракеты с инфракрасной головкой наведения, импульсные радары. Бортовое оборудование с более совершенной системой наведения позволяет поражать цели, находящиеся за пределами видимости. Типичные представители этого поколения – американские F-104 «Старфайтер» и F-4 «Фантом», советские МиГ-19 и МиГ-21. Тенденция интеллектуализации истребительного вооружения закрепилась и усилилась в самолетах четвертого и пятого поколений.

Экономичная универсальность

Конструкторам F-35 пришлось решать дилемму «платформа или собачья свалка». «Классический» истребитель традиционно строился под формулу Покрышкина, но создание интеллектуальных, действующих на большой дистанции средств поражения, считали проектировщики F-35, низводит функции самолета до простой компьютеризированной платформы. Задача которой – быть «стартовой площадкой» для данных средств и одновременно центром их управления. Недаром же применительно к современным боевым самолетам все чаще используют термин «комплекс», подчеркивающий интегрированность «интеллекта» оружия в «интеллект» самолета.

Представьте теперь, что платформа эта не только сможет избежать входа в зону действия ПВО противника, но ей также не придется ни догонять неприятеля, ни скрываться от него, ни вести с ним маневренный воздушный бой, который еще называют «собачьей свалкой». Пущенная с большого расстояния ракета сама найдет цель задолго до того, как та сможет увернуться от удара.

А если самолету и придется решать боевые задачи в контролируемом неприятелем небе, то упор в защите будет сделан на системы, способные сбить ракету с толку. И лучше еще сделать так, чтобы неприятель тебя просто не увидел, поэтому создатели F-35 большое внимание уделили его радиолокационной малозаметности.

Высокоинтеллектуальные оборудование и вооружения – не единственная отличительная особенность F-35. Военные чиновники решили сделать унифицированный самолет для трех видов вооруженных сил США – ВВС, ВМС и морской пехоты. В самом деле, к чему тратить силы и средства на создание трех разных типов самолета, когда можно построить один с незначительными (как тогда думали) модификациями? Этим и объясняется парадокс: зачем, уже имея истребитель 5-го поколения типа F-22, США стали создавать F-35. F-22 – машина, созданная в основном для воздушного боя. Он может наносить удары и по наземным объектам, но его главная задача – уничтожать самолеты противника. F-35 – «многоцелевик», у которого, в зависимости от модификации, бомбежка наземных объектов и непосредственная поддержка на поле боя играют такую же важную роль, как и борьба с летательными аппаратами неприятеля.

«Индюк», воплотивший ошибку Берии

Один из главных конструкторов истребителя F-16 Пьер Спрей в интервью американскому интернет-ресурсу Digg.com назвал F-35 «индюком». В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости. По мнению Спрея, всякие попытки создать универсальный самолет типа F-35 обречены на неудачу. Возьмите, например, F-35 вертикального взлета, предназначенный для корпуса морской пехоты. Массивная двигательная установка «съедает» значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35, составляющая 1,6 Маха, тоже вряд ли может поразить воображение, с учетом того, что этот показатель у современных истребителей России, Европы и США, включая F-15 и F-16, либо достигает, либо превышает 2 Маха.

Что же касается «невидимости» F-35, то, согласно американскому интернет-ресурсу Fool.com , эта невидимость может быть обеспечена только в том случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри себя, а это только 17% его возможностей. Если же что-то находится на внешних подвесках, данный самолет становится так же заметен, как и обычные крылатые машины.

В этой связи невольно вспоминается история, которую рассказал бывший заместитель генерального конструктора самолетов Андрея Туполева Леонид Кербер в своих мемуарах «Туполевская шарага» . Еще до войны Лаврентий Берия пытался убедить Сталина построить супербомбардировщик. Туполев же предлагал строить средний фронтовой пикирующий бомбардировщик, которому суждено будет войти в историю под названием Ту-2.

«Ваши предложения я рассказал товарищу Сталину, – сказал Берия Туполеву. – Он согласился с моим мнением, что нам сейчас нужен не такой самолет, а высотный, дальний, четырехмоторный пикирующий бомбардировщик, назовем его ПБ-4. Мы не собираемся наносить булавочные уколы (он неодобрительно указал пальцем на чертеж АНТ-58 [который впоследствии и был назван Ту-2]), нет, мы будем громить зверя в его берлоге!.. Примите меры (кивок в сторону заключенных, среди которых был и Туполев), чтобы они через месяц подготовили предложения по ПБ-4. Все!»

Данное «техническое задание» иначе как бредовым назвать трудно. Высотный – значит, герметичная кабина, то есть ограниченный обзор, а пикировщику, прицеливающемуся своим самолетом, обзор нужен великолепный. Четырехмоторный, дальний, следовательно, тяжелый. Поскольку при пикировании ПБ-4 подвергался бы куда большим перегрузкам, чем при бомбометании с горизонтального полета, у него должна была быть значительно более прочная конструкция, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему увеличению веса. К тому же пикирование предполагает удары по целям с малой высоты, а четырехмоторный великан – отличная мишень для зенитчиков. Наконец, пикировщику нужна маневренность на уровне юркости, а где ее взять у такого тяжеловоза?

«Одним словом, – вспоминал Кербер, – масса «против» и ни одного «за», кроме примитивной мысли: раз немцы и американцы уже имеют одномоторные пикировщики, мы должны переплюнуть их и создать уже не «царь-колокол», а «царь-пикировщик»!»

Поразмыслив, Туполев решил, что сделать такого «универсального» монстра можно, но не нужно. Он настоял на своей точке зрения, в результате чего советские летчики получили один из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны Ту-2. Очевидно, что создатели F-35 не учли опыта «туполевцев», а скорее всего, просто не знали о нем.

В бой идут одни «старики» – и выигрывают

Американский журнал Popular Mechanics назвал F-35 «впечатляющим несчастьем», а по мнению одного из летчиков-испытателей этой машины, она «не стоит и гроша» в воздушном бою. При этом журнал сослался на рассекреченный доклад об испытаниях F-35, попавший на страницы американского интернет-ресурса War is Boring . В этом докладе содержалась информация о тестовых воздушных боях, проведенных между F-35 и F-16, который находится на вооружении ВВС США уже более 40 лет. Несмотря на то, что F-35 летел в максимально облегченном варианте, а F-16 «тащил» под своими крыльями топливные баки, «старик» в этих схватках продемонстрировал куда лучшие истребительные качества. Даже знаменитый стоящий 400 тыс. долларов шлем пилота F-35, который дает летчику всю необходимую оперативно-тактическую информацию и позволяет видеть «сквозь кабину», оказался «слишком громоздок», чтобы позволить беспрепятственно оглядываться назад. Интересно, что разработчик нового истребителя компания «Локхид Мартин» не стала оспаривать выводы пилота, отметив лишь, что «F-35 рассчитан на то, чтобы уничтожить вражеский самолет до начала маневренного боя».

Видимо, эти тестовые бои стали, помимо запредельной стоимости F-35, одной из причин, по которым Пентагон, согласно американскому интернет-ресурсу Aviation Week , стал всерьез рассматривать вопрос дополнительной закупки 72 многоцелевых истребителей типа F-15, F-16 и даже F/А-18. Данные машины были разработаны 40 и более лет назад. Разумеется, речь идет о приобретении глубоко модернизированных истребителей, которые вместе с также модернизированными 300 истребителями F-16 и F-15 «смогут усилить F-35 и F-22 в интенсивном воздушном бою». По имеющимся у Пентагона планам, F-15 и F-16 будут оставаться на службе как минимум до 2045 года. Это означает, что «старики» будут количественно превышать F-22 и F-35 как минимум до конца 2020-х годов.

Вопрос воли

Министерство обороны США намерено закупить 2547 самолетов типа F-35 к 2038 году. Общая стоимость превысит 400 миллиардов долларов, что сделает эту военную программу самой дорогой в истории США. Для сравнения: стоимость всей лунной программы «Аполлон» с учетом инфляции по состоянию на 2005 год не превышала 170 миллиардов долларов. Если же прибавить к стоимости закупки F-35 еще и стоимость их эксплуатации до того момента, пока не будет списан последний самолет этого типа, то F-35 обойдется американским налогоплательщикам в 1 триллион долларов или даже больше. И это при том, что данная машина отнюдь не оправдывает возлагавшиеся на нее надежды.

По мнению британского журнала The Week , «пришло время положить этому конец». «Единственная причина, по которой это до сих пор не было сделано, состоит в уже потраченных на данную программу деньгах. Многие военные эксперты сходятся во мнении, что боевая авиация смогла бы лучше решать свои задачи с помощью F-16 и F-18, чем запредельно дорогого F-35», – полагает автор издания.

«А как насчет хваленого превосходства США в воздухе и необходимости иметь суперсамолеты XXI века для того, чтобы сдерживать Китай? – задается вопросом он. – Что ж, у нас мог быть такой самолет, но его у нас нет. И лучший стимул для военных подрядчиков производить хорошую технику – это показать, что Вашингтон может «сбить» находящуюся в «полете» не работающую программу стоимостью 1,3 триллиона долларов. Хватит ли у Вашингтона политической воли сделать это?»

Жертва надуманной доктрины

Итак, что же случилось с F-35? То же самое, что и с советским истребителем МиГ-3, созданным накануне Второй мировой войны Его облик определила популярная в те времена доктрина, что грядущие воздушные бои будут проходить на больших высотах и скоростях. Но, как оказалось, пилоты люфтваффе отнюдь не собирались соревноваться с советскими истребителями в скорости и высоте полета, а предпочитали вести бои на малых и средних высотах, и не всегда на «полном газу». В итоге хороший на больших высотах МиГ-3 оказался тяжел, неповоротлив и недостаточно быстр на малых и средних, был выведен из частей «первой линии» и применялся только в подразделениях ПВО.

Как и МиГ-3, F-35 стал жертвой доктрины, не вполне соответствующей современным тактическим реалиям воздушной войны. Вспомним, что, по мнению его создателей, «F-35 рассчитан на то, чтобы уничтожить вражеский самолет до начала маневренного боя». Но, как выяснилось в ходе испытаний, характеристики F-35 не дают ему гарантированной возможности сделать это. Значит, с большой долей вероятности ему не избежать «собачьей свалки», в которой российские «МиГи», «Су» и спроектированные на их основе китайские истребители имеют по маневренности явный выигрыш перед F-35.

Может быть, ситуация с F-35 и не казалась бы в США столь драматичной, если б между Россией и США продолжалась. Тогда Соединенным Штатам не нужно было бы беспокоиться о возможных схватках в обозримом будущем между российскими и американскими истребителями.

Но времена изменились – Москва стала активно проводить на международной арене политику, идущую порой вразрез с интересами Вашингтона, а события в Сирии продемонстрировали качество российской боевой авиации. Перспектива вооруженного столкновения между Россией и силами НАТО, увы, сейчас более реальна, чем 20 лет назад, а потому Соединенным Штатам нужно думать о том, что противопоставить российским «Су» и «МиГам». И глубоко модернизированные «старики» F-16 и F-15 по своей маневренности и динамическим характеристикам, похоже, лучше подходят для этой роли, чем суперсовременный F-35.

F-35 - это семейство истребителей пятого поколения. F-35 создала компания Lockheed Martin в консорциуме с Northrop Grumman Corporation, Rolls-Royce, Pratt & Whitney, British Aerospace и Allison.

F-35 создан в трёх вариантах:

  1. F-35A (CTOL) - наземный истребитель, вариант для нужд ВВС США;
  2. F-35B (STOVL) - истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.
  3. F-35C (CV) - палубный истребитель для нужд ВМС США.

Программа создания F-35 предусматривала разработку единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки. Новый самолёт должен заменить целый ряд истребителей состоящих на вооружении, а именно: F-16, штурмовика A-10, F/A-18, AV-8B. Великобритания планирует заменить свой палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки Sea Harrier.

F-35 Lockheed Martin (F-35B Lightning II)

При разработке F-35 компания Lockheed Martin сотрудничала с российским КБ Яковлева. Об этом было официально объявлено в 1995 году. Американцы купили знания и опыт советских авиаконстукторов, полученный в процессе разработки истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141. F-35 имеет некоторые внешние сходства с Як-141.

F-35

Программу по созданию F-35 финансирует ряд стран НАТО, которые в дальнейшем планируют принимать этот самолёт на вооружение. К этим странам относятся США, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция, Норвегия и Дания. Также закупать F-35 планируют Южная Корея, Япония и Израиль.

F-35

На разработку F-35 на начало 2011 года было затрачено свыше 56 миллиардов долларов.

F-35

На истребителе F-35 использованы многие технологические решения, которые ранее были внедрены на первом серийном истребителе пятого поколения F-22 . При этом ряд экспертов утверждает, что F-35 нельзя назвать истреьителем пятого поколения, а лишь 4++.

F-35

F-35

F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135. Этот силовой агрегат является развитием двигателя F119, используемого на F-22. Силовая установка для F-35B разрабатывалась с участием компании из Великобритании Rolls-Royce Defence.

Самолёт F-35

Истребитель F-35

Отличительными особенностями модификации F-35C, по сравнению с другими вариантами семейства F-35 является то, что F-35C осуществляет взлёт с палубы авианосца при помощи авиационной катапульты, а посадку - с использованием аэрофинишеров, позволяющих рассеить кинетическую энергию садящегося самолёта.


Lockheed Martin F-35C Lightning II

К 2017 году самолёты F-35 планируется сделать носителями ядерного оружия. Они смогут наносить удары тактическими ядерными бомбами B61, которая являющаяся основным термоядерным оружием США и стоит на вооружении с 1960-х годов пройдя более 11 модификаций.

Lockheed Martin F-35C Lightning II


Lockheed Martin F-35A Lightning II

Lockheed Martin F-35A Lightning II

Полеты всех новейших истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 приостановлены в связи с аварией в Южной Каролине. Первые испытания машины в реальном бою состоялись в мае этого года, когда израильские военные применили их на Ближнем Востоке.

F-35 является передовой разработкой и самой дорогой системой вооружений в истории, но, при этом, регулярно критикуемой американскими властями. Пентагон уже признавал, что около половины из них не готовы к бою. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Первый бой F-35

В конце мая этого года Израиль заявил, что стал первым государством, .

Израиль таке был первым, кому Соединенные Штаты поставили свои новейшие истребители пятого поколения. Войдя в состав израильских ВВС они получили название F-35I Adir, что переводится как "могучие".

Первые два самолета из 50 заказанных были переданы в 2016 году. Сейчас ВВС Израиля располагают девятью такими истребителями.

Как заявил главком ВВС Израиля Амикам Норкин, F-35 использовались дважды на разных фронтах, однако точное место атак и их результаты не называются. СМИ писали, что Норкин во время пресс-конференции показывал фотографию F-35 над столицей Ливана Бейрутом.

Как пишет American Thinker, Израиль использовал несколько своих F-35 для атаки более чем на 50 иранских военных объектов в Сирии. Все они предположительно находятся под защитой российской зенитно-ракетной системы С-300.

Атака самолетов F-35 была завершена менее чем за 90 минут, что является заметным достижением в военной разведке, а также в оперативном планировании и координации.

Кроме того, министр регионального сотрудничества Израиля Цаки Ханегби заявил, что F-35 будут противостоять зенитно-ракетному комплексу С-300 в Сирии. СМИ писали, что .

27 сентября стало известно, F-35B (модификация с вертикальной посадкой) впервые испытали в бою, на этот раз американцы. Они атаковали позиции движения Талибан в Афганистане.

На следущий день F-35B разбился в штате Южная Каролина недалеко от станции авиации Корпуса морской пехоты США. Пилот успел катапультироваться и выжил. Это стало первой за 17 лет катастрафой F-35В.

Самолет стоимостью более 100 миллионов долларов входил в состав Морской истребительной учебной эскадрильи N501.

В прошлом самолеты F-35 совершали аварийные посадки, были проблемы во время полета, включая кислородное голодание экипажа, возгорание двигателей и другие сбои. Но это первый случай, когда в результате инцидента с F-35 пострадал пилот

Точная причина аварии до сих пор не названа. Однако многие эксперты предполагают, что проблема связана именно с топливными трубками, поскольку ранее в апреле F-35 совершил вынужденную экстренную посадку на морской базе в Северной Каролине из-за неисправности топливного отсека.

11 октября Пентагон приостановил полеты всех новейших истребителей F-35 для проверки топливной системы.

Лучший истребитель

Истребители пятого поколения во всем мире стали неким символом абсолютной мощи - в их боеспособности не принято сомневаться, ими принято гордиться. Их стараются строить все страны, претендующие на звание авиационной державы.

Семейство одноместных малозаметных многофункциональных истребителей пятого поколения F-35 Lightning II разработано и выпускается с 2001 года американской компанией Lockheed Martin.

F-35 разрабатывался для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии стелс. Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета.

Существует три основных модели Lightning II. F-35А - вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В - самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C - палубный вариант для использования на авианосцах.

F-35 обладают чрезвычайно малой радиолокационной сигнатурой и способны заходить на территорию противника незамеченными, а также обходить современные системы противоракетной обороны, как, например, С-300.

В 2016 году первое подразделение ВВС США, укомплектованное малозаметными истребителями пятого поколения F-35A, достигло боевой готовности. Как заявил тогдашний глава Пентагона Эштон Картер, это ключевой этап в освоении самолета, который должен обеспечить превосходство США в воздухе на годы вперед.

По словам высокопоставленных сотрудников Военно-воздушных сил США, их специалисты активно занимаются разработкой и интегрированием нового программного обеспечения для расширения возможностей системы обработки и хранения данных о существующих угрозах, пишет National Interest.

"Все это позволит истребителям F-35 лучше определять конкретные угрозы. После модернизации никакие другие истребители пятого поколоения, ни российские, ни китайские, не смогут конкурировать с F-35", - отмечает журнал.

Четырехствольная 25-миллиметровая пушка Гатлинга, встроенная в левое крыло самолета таким образом, чтобы не нарушать его характеристики малозаметности, позволяет подавлять противника огнем и быстро уничтожать его цели. Согласно заявлению компании General Dynamics, GAU-22/A способна делать 3 300 выстрелов в минуту.

Пушка будет также сопряжена с программным обеспечением F-35, что даст летчику возможность видеть и уничтожать цель с использованием нашлемного дисплея.

ВВС США ускоряют разработку специальной высокотехнологичной бортовой базы данных для истребителей F-35, содержащей сведения в вероятных угрозах. По словам руководства ВВС, это программное обеспечение разрабатывается для более точной идентификации вражеских самолетов, действующих в различных по степени риска регионах планеты.

За что критикуют

В отчете Правительственного управления США от 5 июня 2018 года содержится довольно критичное отношение к F-35. Многие специалисты сомневаются в способности самолета удовлетворить различные требования всех служб американского Минобороны.

В частности, в докладе критикуется конструкция шлемного дисплея, на котором отображаются необходимые эксплуатационные данные в помощь пилоту.

Другими словами, если сам самолет обеспечивает движение и несет требуемое ракетное вооружение классов "воздух-земля" и "воздух-воздух", электроника, встроенная в шлем, представляет собой "мозг" F-35.

В общем, в отчете говорится о 966 "явных недоработках" в нынешнем проекте истребителя F-35, 110 из них относились к первой категории. Такие недочеты в конструкции самолета "могут повредить надежности, безопасности или другим критическим требованиям" при эксплуатации.

В начале этого года стало известно, что недостатки при производстве истребителей признают и в оборонном ведомстве США.

Глава отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберт Белер в специальном докладе сообщил, что около 50 процентов истребителей F-35 не готовы к боевому сипользованию, причем эту цифру не удалось существенно понизить с октября 2014 года, несмотря на рост количества F-35.

Но чаще всего самолет критикуют за его высоку стоимость. Программа разработки американского F-35 обошлась более, чем 60 миллиардов долларов. Один F-35, в зависимости от модели, стоит от 85 до 115 миллионов долларов.

Сенатор Джон Маккейн называл из-за стоимости, графика выполнения и самих результатов.

Американский президент Дональд Трамп также критиковал F-35 за дороговизну. После этого Lockheed Martin снизила их стоимость на пять процентов.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал

И др. Начало перевооружения намечено на 2008-2009 гг.

Развитие программы самолета F-35 LightningII

В 2001 году был выбран конечный вариант конструкции нового истребителя в рамках программы о создании ударного истребителя нового поколения. Для конечных испытаний были выбраны две машины. Первую изготовила компания Boeing и обозначали как модель Х-32, а вторая была разработана компанией Lockheed Martin с обозначением Х-35, которая в дальнейшем получила название F-35 Lightning II. Но государственная программа предусматривала дальнейшее развитие одной машины, для этого были созданы условия, которым должен отвечать истребитель.

Прежде всего по запросу ВВС США истребитель должен обладать укороченной длиной разбега при взлете и малой дистанцией при посадке, обязан производить вертикальный взлет и приземление. Самым важным было то, что истребитель должен эффективно использовать как ВМФ, так и наземные войска. Данный аппарат должен иметь ряд преимуществ над машинами, которые были изготовлены ранее.

Для того чтобы выяснить, которая машина лучше, были проведены испытания, по результатам которых было выявлено, что модель Х-35 обладает значительно лучшими показателями. Данная модель могла производить горизонтальный взлет с площадки, длина которой − всего 150 метров, а после этого могла качественно провести горизонтальное приземление. Кроме того, Х-35 мог достигать сверхзвуковых показателей скорости.

Уникальностью данной модели была схема строения системы вертикальной тяги, которая была представлена отдельным вентилятором, а не как в других подобных аппаратах за счет использования основного двигателя. Данная машина была спроектирована для использования странами, которые входят в НАТО. Финансированием проекта занималось не только правительство США, но и европейские страны. Данную машину планирует закупать и Израиль.

Первый самолет F-35 LightningII был изготовлен осенью 2011 года и был передан в состав ВВС Великобритании в 2012 году. Данный аппарат на территории Англии проходил финальные испытания и служил для обучения пилотов для дальнейшего использования данного истребителя. Впервые машина произвела отрыв от взлетной полосы в феврале 2011 года на территории США на авиабазе в Калифорнии. На этой базе также проводились летные испытания, которые подтвердили высокие летные характеристики аппарата на различных режимах полета. Широкой публике истребитель был представлен летом 2013 года на авиавыставке в Ле-Бурже.

Первой страной, которая получила первый заказ самолетов типа F-35, стал Израиль, а в 2014 году данная страна подписала контракт на поставку второй партии. Данную машину также собирают на территории Италии, первая машина была готова в начале весны 2015 года и имела обозначение AL-1. В планах итальянских производителей собрать 90 подобных аппаратов в основном для Нидерландов.

Особенности конструкции истребителя пятого поколения F-35 Lightning II

При разработке данной машины конструкторами было позаимствовано множество технических решений из предыдущего истребителя модели F-22. Нужно отметить тот факт, что конструкторами были проработаны три варианта данного самолета, которые отличаются между собой типом взлета и посадки. Базовая модель имела возможность производить стандартный взлет с разбега и посадку с использованием пробега по полосе. Модификация с обозначением F-35B производила достаточно короткий разбег для взлета, а посадка выполнялась вертикальным способом. Третья модель F-35C взлетала с авианосца с помощью специальной катапульты, а приземлялась за счет использования корабельного аэрофинишера.

Данная машина оснащена наиболее новым электронным оборудованием РЛС типа AN/APG-81, которое позволяет очень эффективно обнаруживать как наземные, так и воздушные цели. В состав авионики аппарата входит множество систем, среди которых станция с фазированием, представленная антенной AN/APG-81. Наибольшего внимания заслуживает система ЭОС, с помощью которой можно производить множество операций, а именно:

    § фиксировать пуск баллистических ракет группами на расстоянии в 1,3 тысяч километров, при этом можно следить за их полетом и вычислить их конечную цель;

    § обнаруживать на большом расстоянии вражескую технику как на земле, так и в воздухе;

    § проводить качественную навигацию в любое время дня и ночи;

    § сигнализировать о возможной ракетной атаке противника в сторону истребителя;

    § эффективно вычислять месторасположение огневых артиллерийских точек врага;

    § выполнять точный пуск ракет по самолетам, которые летят за F-35.

Кроме выше упомянутых систем и преимуществ, на машине было установлено еще множество вычислительных систем. Для передачи данных была установлена система MADL, которая могла работать в широком диапазоне. Данная система имела множество средств, которые могли защитить ее от вражеского вмешательства помехами, и защиту от перехвата частоты.

Особенностью компоновки самолета является шлем пилота, который оснащен множеством функций. Шлем для F-35 имеет обозначение HMDS, он позволяет пилоту смотреть через стенки самого самолета. Данный эффект получен за счет множества камер, установленных на борту, которые сопряжены со шлемом. Он позволяет пилоту производить обзор так, как будто бы самолета вовсе не существует. Данное оборудование разработано в Великобритании для бомбардировщика F-35. В настоящее время существует только один шлем данной конструкции, но за его изготовление берется израильская компания при поддержке американской фирмы Rockwell Collins. В планах изготовителей оснащать такими шлемами все самолеты типа F-35 с 2016 года.

Силовая установка представлена двигателем типа F135, который разработан фирмой Pratt&Whitney при поддержке компании Rolls-Royce Defence. По утверждению изготовителей данная силовая установка позволяет самолету выдерживать перегрузку в 9 g. Данный двигатель оснащает машину мощностью в 13 тысяч кгс, а в форсажном режиме 19,5 тысяч кгс. Ресурс использования данного мотора достигает 4 тысяч часов полетов.

Самолет F-35 имеет достаточно мощное вооружение, что позволяет проводить боевые операции с большой эффективностью. В состав вооружения входят ракеты типа воздух-земля с обозначением AIM-9 Sidewinder и ракеты класса AIM-120 AMRAAM. Также истребитель имеет крылатые ракеты типа Storm Shadow. Наибольшей мощностью вооружения обладали бомбы класса JDAM, которые весили 910 килограммов. В состав бомбовой нагрузки были включены управляемые бомбы AGM-154. Для уничтожения наземной техники противника использовали противотанковые ракеты.

В данное время идет разработка ракет для уничтожения водных объектов. Для самолета F-35 фирма General Dynamics изготовила четырехствольную пушку большого калибра с обозначением GAU-22/A. Особенностью аппарата является возможность пуска ракет и бомб при полете на сверхзвуковой скорости. Изготовители данной машины планируют разработать систему, которая позволит производить с борта самолета пуск ядерной ракеты типа В61.

Работы по созданию нового истребителя велись на фирмах «Боинг» и «Локхид-Мартин». Истребитель производится в трех вариантах: CTOL (для BBC), CV (BMC), STOVL (короткий взлет и вертикальная посадка).

Летные характеристики истребителя JSF практически не отличаются от характеристик самолетов этого класса, стоящих на вооружении ведущих стран мира на начало XXI в., однако новейшее бортовое обозначение, устанавливаемое на самолете, позволит получить неоспоримое преимущество в боевой обстановке перед воздушным противником.

Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.

Тактический истребитель F-35 Cs возобновил испытательные полеты, после перерыва вызванного аварийными ситуациями происшедшими в ходе испытаний проводимых на авианосце США «Нимиц». Возобновлена программа полетов, проходящая под контролем ВМС США для нового поколения истребителей.

Ведется отработка взлетов и посадок с палубы авианосца с возможностью достичь максимального результата работы всех систем и безаварийной эксплуатации авиатехники и служб авианосца.

Программа создания нового истребителя 5-го поколения стоимостью около 400 млрд. долларов была приостановлена после возгорания двигателя компании Pratt & Whitney установленного на F-35. По причине неполадок с системами двигателя, был отложен дебют F-35 в Великобритании на ежегодной авиационной выставке, график испытательных полетов был сорван с отставанием на 45 дней. Осложнения с двигателями F-35, обострили конкурентную борьбу за закупку истребителей ВМС США. Некоторые эксперты высказываются за закупку для ВМС США в качестве палубного истребителя с базированием на авианосцах, истребителя Boeing F/A-18E/Fs.

ВВС США планируют подготовить группу самолетов, состоящую из 12-24 самолетов к августу 2016 года, полностью готовую к выполнению тактических задач.

Компания Lockheed Martin предлагает для реализации самолет F-35, со скидкой для международных партнеров, готовых принять участие в финансировании проекта. В планах компании реализовать 750 самолетов, в том числе 612 единиц в страны: Великобританию, Италию, Австралию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Турцию, Канаду, Японию, Израиль и Южную Корею. Предварительная цена на истребитель F-35 составляет 80-85 млн. долларов с началом основных поставок в 2019 году.

Lockheed Martin F-35 Lightning 2 это модельный ряд одноместных истребителей, оснащенных 1 двигателем, предназначенных для всепогодных полетов и выполнения различных тактических задач. Самолет относится к моделям 5-го поколения и способен выполнять функции штурмовика, разведчика систем ПВО противника и сбора данных о ведении боевых действий.

Разрабатываются три основных модели:

    F-35A, со стандартным взлетом и посадкой (CTOL);

    F-35B, с коротким взлетом и посадкой (СА);

    A-35Cs боевой самолет на базе Catobar (CF).

Самолет был спроектирован и построен компанией Lockheed Martin, при активном участии Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.

Первый полет был совершен 15 декабря 2006 года. Министерство обороны планирует приобрести 2443 самолета F-35 для обеспечения ВВС США, Корпуса морской пехоты и ВМС США. Программа перевооружения вооруженных сил США рассчитана до 2037 года.

F-35 разрабатывался по программе JSF для замены в Вооруженных силах США моделей F-16 , A-10, F/A-18 и AV-8B тактических истребителей.

ВМС США намерено купить 480 F-35Cs, Корпус морской пехоты США в общей сложности 80 единиц F-35Cs.

Характеристики

Модификация F-35A
Размах крыла, м 10.70
Длина, м 15.67
Высота 4.33
Площадь крыла, м2 42.70
Масса, кг
пустого самолета 13300
нормальная взлетная 20100
максимальная взлетная 31800
Внутренние топливо, кг 8382
Тип двигателя 1 ТРДДФ Pratt Whitney F135
Тяга, кН
максимальная 1 х 111
на форсаже 1 х 178+
Максимальная скорость, км/ч 2065 (M=1.67)
Максимальная крейсерская скорость, км/ч (M=1.5)
Практическая дальность, км 2200
Боевой радиус действия, км 1100
Практический потолок, м 18288
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: 20-мм шестиствольная пушка (опционально)
В стелс режиме - 2х 450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку - 2х 900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия.
В обычном режим используется 8 узлов подвески оружия

Lightning - Молния

Семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, спроектированное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).

В консорциум во главе с Lockheed Martin входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В проектировке отдельных узлов участвуют Skunk Works в Палмдейл (Калифорния) и Aeronautical Systems.

Программа JSF

Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 году в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между фирмами Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала проектирование единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки для замены F-16 , A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.

Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он осуществил взлёт на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из основных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги главных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлёта в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в результате, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).

В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием как на суше так и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания ($2,5 млрд.), Италия ($1,0 млрд.), Нидерланды ($800 млн.), Канада ($440 млн.), Турция ($175 млн.), Австралия ($144 млн.), Норвегия ($122 млн.) и Дания ($110 млн). Всего планируется потратить на программу JSF около $40,0 млрд.

В середине марта 2010 года появилась информация, что Дания отказалась от планов по приобретению самолётов F-35, но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве главных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.

С 2011 года в Австралии ведутся переговоры об отказе от покупки сотни истребителей F-35A Lightning II. В данный момент Австралия отложила покупку истребителей на два года. В соответствии с отчётом Австралийского института стратегической политики главными отрицательными факторами планировавшейся сделки являются завышение стоимости F-35 почти в два раза и задержка поставок самолётов на срок до 7 лет. Возможно, за это отложенное время покупки Австралия закупит дополнительную партию из 24 самолётов F/A-18F Super Hornet, а половину уже имеющихся F/A-18F на вооружении переконвертирует в самолёты РЭБ EA-18 Growler.

В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов). Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители. В конце сентября 2010 года, частичное разрешение на переоборудование было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет разрешено применять на них еще большее число собственных систем и вооружений. В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется приобретение ещё как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году. Поставку истребителей в Израиль планируется начать во второй половине 2016 года, пересылая в Израиль первые два самолёта в рамках полуторагодового плана поставки истребителей первой эскадрильи F-35.

В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся созданием израильской версии самолёта - F-35I. Информируется, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, в то же время, когда и американские пилоты начнут обучение на новом истребителе.

20 ноября 2011 года первый «международный» F-35 (им оказался F-35B б/н BK-1 предназначенный для ВВС Великобритании) покинул сборочный цех. Его первый полёт планируется в ближайшие месяцы, а передача заказчику в 2012 году. В Англии самолёт будет эксплуатироваться как для финальных испытаний, так и для обучения лётного и технического личного состава.

25 февраля 2011 года впервые взлетел первый серийный F-35 - AF-6, а 6 мая первый серийный самолёт (им оказался следующий серийный - AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США. Самолёт был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия его на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя).

13 апреля 2012 года совершил первый полёт самолёт с серийным номером BK-1 - первая машина для Великобритании и первая для зарубежных партнёров вообще.
6 августа совершил первый полёт F-35A с серийным номером AN-1 - первый самолёт для Нидерландов и первая из «зарубежных» машин этой модификации.

Lockheed Martin ведёт финальную сборку машин четвёртой производственной серии - десять на начало декабря уже осуществили свои первые испытательные полёты. Информируется, что база ВВС США Эглин до конца 2012 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала.

19 июня 2013 года. Вице-президент концерна «Lockheed Martin» Стив О’Брайен заявил на авиасалоне в Ле-Бурже: «Израиль будет первой страной, после США, которая приобретет истребители нового поколения F-35». Первая партия истребителей нового поколения F-35 прибудет в Израиль уже в конце 2016 года.

Во время визита в США, в октябре 2014 года, министр обороны Израиля Моше Яалон договорился о закупке второй эскадрильи боевых самолётов пятого поколения F-35. Компания Lockheed Martin взяла на себя обязательство поставить Израилю ещё 25 истребителей F-35. Таким образом, общее число самолётов этого типа на вооружении ЦАХАЛа составит 44.
В начале марта 2015 года со сборочного конвейера в Италии сошёл первый собранный за пределами США истребитель F-35 Joint Strike Fighter. Самолёт, обозначенный как AL-1, стал первым из восьми машин, собранных на заводе FACO (Final Assembly and Check Out) вблизи авиабазы Камери (Северная Италия). Италия будет выполнять сборку своих F-35 (заказ 90 машин), а также истребителей этого типа, предназначенных для ВВС Нидерландов.

Стоимость

На создание самолёта на апрель 2011 года было затрачено свыше 56 млрд долл.
15 февраля 2012 года было объявлено о решении министерства обороны США отложить покупку в общей сложности 179 истребителей F-35. В тот же день Джампаоло Ди Паола, министр обороны Италии, объявил о планах сократить заказ с 131 до 90 F-35. По словам министра, Италия потратила на программу F-35 в общей сложности 2,5 млрд евро.

В ноябре 2014 года корпорация Lockheed Martin и министерство обороны США подписали контракт на поставку очередной партии самолётов F-35. Сумма сделки - 4,7 миллиарда долларов. Всего закуплено 43 самолёта, 29 из которых для американских ВВС. Остальные будут поставлены Израилю, Японии, Норвегии, Великобритании и Италии.

Средняя цена самолёта на 3,5% ниже, чем в предыдущем контракте и на 57% ниже, чем у первой партии. Один самолёт модификации A будет стоить 94,8 миллионов долларов, модификации B - 102 миллиона, модификации C для морской авиации - 115,7 миллионов. Все цены - не включая двигатель.

Одновременно подписан контракт с компанией Pratt & Whitney на поставку авиационных двигателей. Сумма соглашения составила 1,05 миллиарда долларов. Министерство обороны США полагает, что к 2019 году стоимость самолёта вместе с двигателем сократится до 80-85 миллионов долларов.

В 2015 ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 на 2019 год из за проблем с орудием и программным обеспечением самолёта. Позднее информировалось, что проблемы будут решены без указания сроков, но срок ввода не изменится, что можно понимать и как ошибку в сроках создания ПО, и как возможность эксплуатации самолёта в незавершённой комплектации.

Конструкция

На F-35 применены многие технологические решения, отработанные на F-22 .
Обозначения серийных вариантов:

F-35A (со стандартным взлётом и посадкой);

F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой);

F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с применением аэрофинишера).

Бортовая РЛС

На самолёте оборудована многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.

Авионика

Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
-AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система (ЭОС) с распределённой апертурой (DAS), состоящая из 6 ИК датчиков, размещённых на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет:
-Обнаруживать групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме.
-Выявлять иные наземные и воздушные цели
-Осуществлять навигацию при полёте в любое время суток
-Предупреждать о ракетной атаке самолёта
-Обнаруживать точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
-Производить пуск ракеты воздух-воздух по цели, летящей за самолётом
-AAQ-40 - всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она может обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.
-AN/ASQ-239 (Barracuda) - станция индивидуальных помех (РЭП)
-HMDS - Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
-PCD - panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), также возможно управление голосом.

Каналы передачи данных

В качестве главного канала передачи данных в F-35 применяется MADL (Multifunction Advanced Data Link).
Данный широкополосный канал работает в Ku-диапазоне, с применением множества средств по повышению помехоустойчивости и защиты канала как псевдослучайная перестройка рабочей частоты (ППРЧ), направленный радиосигнал и т. п.

Шлем пилота

Это шлем, который разрешит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение создано специально для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства обороны Великобритании в Уилтшире.

Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полёта, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем способен автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.

Пока сделан только опытный образец. Созданием модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.

Израильская компания Elbit Systems специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений и её американский партнёр, компания Rockwell Collins, будут производить пилотские шлемы для истребителей F-35C. Шлемы будут добавлены в стандартную комплектацию самолётов с 2016 года.

Силовая установка

F-35A и F-35C оборудуются двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B создан с участием Rolls-Royce Defence.

По утверждению производителя, благодаря этой установке и конструкции планера, полностью вооружённый F-35A с заполненными топливными баками, способен производить манёвры с перегрузкой в 9 g.

Крыло

Крылья для F-35 Lightning II будут выпускаться в Израиле на заводах IAI (Israel Aerospace Industry). Контракт с компанией Lockheed Martin Corporation будет заключён на 10-15 лет. Сумма контракта - 2,5 миллиарда долларов. IAI уже приступила к организации конвейера для сборки крыльев F-35. К 2016 году на долю израильских производителей будет приходиться треть от общего числа производимых в мире крыльев для F-35. Речь идет примерно о восьмистах единицах в год.

Бесфорсажный сверхзвуковой полёт

Согласно формально заявленным характеристикам, F-35 не имеет возможности крейсерского полёта на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа. Однако по утверждению вицепрезидента Lockheed Martin Стивена О’Брайена, истребитель может оосуществлять полёт со скоростью, соответствующей M=1,2 (т. е. в 1,2 раза превышающей скорость звука), на протяжении примерно 240 км без включения форсажной камеры.

Вертикальный взлёт и посадка

Вариант истребителя с коротким взлётом и вертикальной посадкой (СВП) F-35B, предназначенный для базирования на авианесущих кораблях не оборудованных катапультами (лёгких авианосцах, крупных десантных кораблях), может осуществлять и вертикальный взлёт.

Для этого сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 95 град., а за кабиной пилота вертикально установленный и связанный с главным двигателем жесткой передачей вентилятор создает подъёмную тягу. В крейсерском полёте подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется разнотягом подъёмного вентилятора и двигателя.

Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер может принять решение о катапультировании гораздо раньше пилота.

Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для осуществления взлёта недостаточно и взлёт происходит с небольшим разбегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полёте взлётная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому, как правило, взлёт выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Ввиду этого самолёты подобные F-35B называют в англоязычной литературе Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL) aircraft - самолёт с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Однако, в русском языке сокращение «СКВВП» не применяется, а близкое Самолёт укороченного взлёта и посадки обозначает лёгкие, в основном сельскохозяйственные и пассажирские, самолёты предназначенные для эксплуатации с неподготовленных площадок. Как следствие, F-35B в русскоязычных статьях зачастую называют СВВП.

Конструкция сопла F-35B во многом повторяет сопло Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е.

Авианосное базирование

Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлётом и посадкой) и F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой), является то, что взлёт истребителя производится с помощью катапульты, а посадка на палубу авианосца - с применением аэрофинишера.

Аэрофинишёр - устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на расположенные под палубой тормозные барабаны, оборудованные мощными гидравлическими тормозами, рассеивающими кинетическую энергию садящегося самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся уменьшить до размеров посадочной палубы.

В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта содержит элементы, выполненные из титана.

Первый полёт самолёта F-35C произошёл в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30% большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оборудован концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.

3 ноября 2014 года во время хода программы испытаний один из опытных образцов F-35C впервые осуществил посадку на палубу авианосца CVN 68 Nimitz. Посадку с полноценным зацеплением за аэрофинишер авианосца совершил третий прототип F-35C (борт CF-3), за ним на палубу Nimitz сел пятый лётный прототип F-35C (борт CF-5)).

Вооружение

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Таких как ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы CBU-103, -104 и -105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM), которая получит название Joint Strike Missile (JSM).

По утверждению производителя, F-35 способен запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.

Ядерное оружие

К 2017 году, по достижении уровня развития ПО и БРЭО block 4, F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61.

Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Сначала данное требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификациях по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве главного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16 .

Пушечная установка

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics спроектирована авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Данное орудие является глубокой модернизацией пушки GAU-12, экспплуатируемой на самолётах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие - уменьшение количества стволов с пяти до четырёх, что позволило значительно уменьшить массу - примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность.

На модификации F-35A орудие будет размещено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.

Для модификаций F-35B и F-35C создан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, монтирующийся под фюзеляжем, в задней части. При проектировании контейнера применялись технологии понижения заметности.

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
-Длина:
-F-35A: 15,57 м
-F-35B: 15,57 м
-F-35C: 15,67 м
-Размах крыла:
-F-35A: 10,67 м
-F-35B: 10,67 м
-F-35C: 13,11 м
-Высота:
-F-35A: 4,38 м
-F-35B: 4,36 м
-F-35C: 4,48 м
-Площадь крыла:
-F-35A: 42,7 м2
-F-35B: 42,7 м2
-F-35C: 58,3 м2
-Масса:
-пустого:
-F-35A: 13290 кг
-F-35B: 14650 кг
-F-35C: 15785 кг
-нормальная взлётная масса:
-F-35A: 24350 кг
-F-35B: 22240 кг
-F-35C: 25896 кг
-максимальная взлётная масса:
-F-35A: около 29100 кг
-F-35B: около 27215 кг
-F-35C: около 30320 кг
-масса топлива:
-F-35A: 8278 кг
-F-35B: 6125 кг
-F-35C: 8960 кг

Двигатель:
-тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
-модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)
-тяга:
-максимальная: 1 х 13000 кгс
-на форсаже: 1 х 19500 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: около 1700 км/ч (около 1056 миль в час или М=1,6 с полным вооружением во внутренних отсеках) М=1,2 без включения форсажной камеры
-Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
-Дальность полёта:
-максимальная:
-F-35A: 2200 км
-F-35B: 1670 км
-F-35C: 2520 км
-Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе
-F-35A: 1080 км
-F-35B: 865 км
-F-35C: 1140 км
-Продолжительность полёта: 2,6 ч
-Практический потолок: 18200 м
-Скороподъёмность на уровне моря: прим. 240 м/с
-Максимальная эксплуатационная перегрузка:
-F-35A: +9 G
-F-35B: +7 G
-F-35C: +7,5 G
-Нагрузка на крыло:

-F-35A: 569 кг/м2
-F-35B: 520 кг/м2
-F-35C: 606 кг/м2

-F-35A: 744 кг/м2
-F-35B: 632 кг/м2
-F-35C: 744 кг/м2
-Тяговооружённость:
-при боевой массе (50% топлива):
-F-35A: 1,07
-F-35B: 1,04
-F-35C: 0,91
-при нормальной взлётной массе:
-F-35A: 0,74
-F-35B: 0,81
-F-35C: 0,70
-при максимальной взлётной массе:
-F-35A: 0,57
-F-35B: 0,67
-F-35C: 0,57

Вооружение

Пушечное:
-F-35A: 1 х 25-мм встроенная авиационная четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами
-F-35B: 1 х 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
-F-35C: 1 х 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
-Боевая нагрузка:
-F-35A: >9100 кг
-F-35B: >9100 кг
-F-35C: >9100 кг
-Точки подвески:
-внутренних: 4
-внешних: 6
-Ракетное вооружение:
-УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
-УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM