Французская разработка проблем. Франция и ее «специфическая проблема

1. Выявите основные направления исследований современных ведущих политологических школ

Англо-американская - разработка проблем _______________
Немецкая - разработка проблем ____________________ функционирования гражданского общества и правового государства политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры
Французская - разработка проблем _________________ функционирования гражданского общества и правового государства политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры

2. Демократия – процесс принятия решений, осуществляемый через _______________________ систему противоборствующих сил.

Ответ: общественно-политическую?

3. [__________________ методологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т.д.).

Ответ: антропологический

4. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются на правящие и _______________________

Ответ: оппозиционные

5. Объектами анализа _________________ политологии являются политические системы государств во всей их целостности.

Ответ: сравнительной

6. Соотнесите личности политических и общественных деятелей и некоторые важные черты разработанных ими философско-политических доктрин

Хотя любая государственная власть имеет Божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить Божественной воле, поскольку правители забывают о заповеди Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.
Главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения, – "правовое управление" и суверенитет. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский
Нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых – интересы государства. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский
Развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Выступал за самостоятельность каждой из властей, обосновывал качественную разницу двух «градов», фактически ставил духовную власть выше светской. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский

7. О каком стиле лидерства писал 33-й президент США (1945–1953 гг.) Г. Трумэн: «Суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения» Лидер – ____________

Ответ: - торговец

8. Выделите три характерных признака гражданского общества:

9. Объектами анализа _________________ политологии являются политические системы государств во всей их целостности.

Ответ: консерватизма?

10. Изречение «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность» соответствует идеологии _______________

Ответ: консерватизма?

11. Определите соответствие описания типу избирательной системы:

пропорциональную означает, что _________
смешанная – при ней ______ избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов вместо многомандатных создаются маломандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители мандаты распределяются в четком соответствии числу поданных голосов
мажоритарная характеризуется тем, что ________ избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов вместо многомандатных создаются маломандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители мандаты распределяются в четком соответствии числу поданных голосов

12. В конституционной системе разделения государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих руках функции главы

13. В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая жизненная ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности, которая называется

14. Государство и его бюрократические учреждения понимаются как классовые. инструменты, призванные осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, в рамках

15. Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы охватывается

16. Легитимная политическая власть – это власть, которая

17. Ориентация на уничтожение государства и освобождение личности от любых форм экономической, политической и духовной власти органически присуща

18. Административно-территориальные части унитарного государства обладают

19. Наиболее точно отражает суть лидерства определение:

20. Агрессивная толпа отличается

21. Характерной чертой закрытой системы рекрутирования политической элиты не является

22. В качестве синонима понятию «оппозиционная элита» соответствует понятие

23. Условие, ограничивающее избирательные права граждан по какому-либо критерию (возрасту, полу и т.д.), называется

24. Одну из своих работ именем библейского мифического существа, отождествив его с государством, назвал

26. Среди условий, предопределяющих харизму лидера, решающее значение имеет

27. Стиль реагирования в конфликте, построенный на изменении своей позиции, сглаживании противоречий называется

28. К исходным принципам демократии не относится

29. Политология окончательно оформилась в самостоятельную академическую науку

30. Субъектами этнополитических конфликтов являются

Гришукова В.В.

учитель иностранных языков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №66» г.Брянска

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе

Тема: Д.С.Лихачев - гений русской нации

Оборудование:

Ноутбук;

Раздаточный дидактический материал;

Иллюстрации по теме;

Портреты ученых;

Диски С D

Двуязычные словари

Цель: Развитие социокультурной компетенции - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям родной страны.

Задачи:

Образовательные:

активизация употребления лексики по теме

формирование умений отвечать на вопросы

формирование навыков поисково-исследовательской деятельности

знакомство с произведениями Д.С.Лихачева

Развивающие

развитие навыков чтения, аудирования, умения высказываться по теме

развитие навыков литературного перевода

развитие учебно-познавательных интересов

развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения анализировать, синтезировать, сравнивать

Воспитательные

воспитание патриотизма, гордости за соотечественника

воспитание таких человеческих качеств как доброта, милосердие, гуманного отношения друг к другу, расширение кругозора учащихся.

Ход урока

I . Начало урока.

Учитель: Bonjour ! Vous êtes de bonne humeur et vous allez bien travailler pendant toute la leçon. Nous allons parler de Likhatchev. Notre sujet: Likhatchev est le génie de la nation russe. Finissez la phrase: « Likhatchev est un... »

Notre jeu “Passe la parole” homme, savant, écrivain, propagandiste, publiciste, humaniste, philologue, académicien, critique, traducteur.

Ответы учащихся

Учитель : Pendant la leçon il faut faire la recherche et éprouver qu`il est un grand homme. Pour ça nous allons travailler sur les textes, consacrés à ses oeuvres, écouter des textes biographiques, causer et discuter des questions problématiques. L`étude de la vie de n` importe quelle personne commence par l`étude de sa biographie. Nous avons déjà appris les biographies de différents hommes illustres de toutes les époques: des savants, des écrivains, des poètes

II. Аудирование текста .

Les biographies des savants connus”

Учитель : Je vous propose d`écouter le texte. Soyez très attentifs et puis vous allez remplir ces tables. Enumérez-les .

Учитель раздает таблички

Учащиеся слушают текст и заполняют таблички

Louis

Pasteur

Dmitrï Mendéléev

Dmitrï

Likhatchev

Jean Frederic Joliot-Curie

Mikhail

Lomonossov

Учитель: Etes-vous prêts?

Ответы учащихся

III .Монологические высказывания по теме: L а biographie de Likhatchev

Учитель : Vous avez bien choisi, mais je pense que vous connaissez mieux la biographie de Likhatchev. Voilà la biographie que vous venez d`écouter. Regardez-la et tachez d`ajouter quelque chose d`intéressant.

Ответы учащихся

Тест на понимание содержания текстов,

Учитель : Il y a un devoir intéressant pour vous. C`est pour savoir si on a bien compris les textes. Choissez la phrase. Lisez-la et dites vraie ou faux ?

Test

Vrai ou faux

1.En 1923 il est entré a l`Université de Petrograd.

2. En 1920-1931 il s`est trouvé à la construction du canal Belomoro-Baltique.

3.En 1941 il a soutenu la thèse « Les codes des annales de Novgorod de 12 siècle »

4. Des le 1954 il a dirigé le secteur de l`histoire

5. En 1953 il est devenu le membre correspondant de l`Académie des Sciences de l`URSS

6. En 1968-1991- le président du gouvernement du Fond soviétique de la sciènce

7. Il a recu 3 prix d`Etat de l`URSS

8. En 1986 il est devenu le Héros de l`URSS

9. Il a été décoré de l`Ordre du Drapeau Rouge du Travail

10. Il est le premier chevalier de l`Ordre de Saint-André Pervozvannyï

V . Выполнение задания

Найдите соответствие”

Учитель : Vous avez compis que Likhatchev a beaucoup travaillé, a beaucoup réfléchi sur l`humanité, a écrit beaucoup de chef d`oeuvres. Lisez ces textes et trouvez la correspondance

Учитель раздает листочки с названиями произведений и их описаний

Trouvez la correspondance

1. C`est un livre amusant, sage, adressé aux adultes et aux

enfants. Ce sont de différentes lettres consacrées à la

nature russe, à la littérature, à la langue, aux monuments,

aux traditions historiques. Certaines lettres contiennent A.Le monde comique

des conseils « Comment écrire », « Comment être

orateur », « Comment parler », « L`amour à la lecture »,

« Apprendre à é tudier »

2. Ce livre est consacré aux gens contemporains et aux

descendants. Là il y a des mémoires et des vues faites B. Le passé à l`avenir

aux années de 90. Ces matériaux sur la Russie ancienne

de différentes étapes du développement de la Russie C.La terre natale

sont vraiment riches de faits intéressants.

3 . Dans ce livre l`auteur nous a montré le rôle de

l`humour dans la vie sociale de cette époque. Cela lui

permet de révéler certains secrets de la vie du tsar russe D. Le mot du

Ivan le Terrible aux travaux du 17 siècle d`Avakkoum régiment d`Igor

4 . Ce livre est consacré à la jeune génération. Dans ce E. Les lettres sur la

livre il s`agit des besoins d`étudier l`histoire de son bonté et la beauté

propre pays et de l` amour à sa partie. Il s`agit aussi de

l`inanimité des gens russes et de la terre russe.

5 . Ce livre était traduit par l`auteur en langue F. Les réflexions

contemporaine. C`est le chef-d`oeuvre ancien de la sur la Russie

littérature russe. C`est son oeuvre fondamental,

le monument de la littérature du Moyen Age

Учитель : Vous avez bien choisi les titres. Qu`est-ce qui vous a fait deviné ?

Ответы учащихся

Учитель : Quelles oeuvres de Likhatchev connaissez-vous encore?

Ответы учащихся

Учитель : О ù avez-vous pris la connaissance de ces oeuvres?

Ответы учащихся.

Учитель : A la leçon de francais nous allons apprendre un de ces oeuvres: Les lettres sur la bonté et la beauté ?

Dites qu`est-ce que c`est que la bonté ?

VI .Лингвистическое исследование,

Проверка домашнего задания

Учитель : Vous avez suit la signification du mot “ bon” dans de différents dictionnaires.

Ответы учащихся.

Учитель : Savez-vous les opinions des hommes illustres sur la bonté?

Ответы учащихся

VII . Составление ситуации о добре

Учитель : Qu`en pensez-vous s`il y a de la bonté dans notre vie? Citez les exemples de votre propre vie. Il y a des mots qui vous aideront.

Situation 1

Adopter, la famille, l`orphelinat, un enfant, soigner les fleurs, les filles, la cour, les salles .

Situation 2

Aider, faire le ménage, acheter des provisions, préparer le repas, sauver, fidèle, mourir de faim, un chien .

Situation 3

Aider, traverser, une personne, aveugle, pauvre, donner, les gens, le vêtement, la nourriture.

Situation 4

Etre malade, passer chez,expliquer le devoir, tenir au courant, aider, une personne âgé, porter les sacs, les garçons.

Ответы учащихся

Учитель : Je suis sûr que vous avez de la bonté.

VIII. Результаты анкетирования

Учитель : A la lecon précédente je vous ai donné un questionnaire “Si j`ai de la bonté ». A ma joie j`ai appris que vous avez de la bonté

IX . Изучение письма Д.С.Лихачева

Учитель : On parle beaucoup de la bonté. La bonté gagne. Et Likhatchev comment a-t-il parlé de ça ? Voilà une des lettres sur la bonté et la beauté « Le plus grand »

Lisez attentivement et puis vous allez poser des questions à un de vos copains. Il y a des mots nouveaux.

Ecoutez et répétez après moi. Ces mots vous aideront.

Учитель : Etes-vous prêts ? Posez vos questions .

Ответы учащихся

X . Изучение заповедей Д.С. Лихачева

Учитель : Vous avez bien lu et vous avez bien compris cette lettre. Je voudrais vous souvenir les testaments d`esprit de Likhachev. Travaillons en groupes. 10 testaments pour vous. Lisez-les et traduisez en russe. Vous pouvez poser des questions et consultez les distionnaires.

Учитель : Etes-vous prêts ? Lisez-les. Quelle est la traduction ?

Ответы учащихся

Учитель : Votre devoir: je vous prie d`ajouter vos testaments.Puis à la leçon prochaine nous allons faire les testaments de notre classe.

XI . Заключительный этап урока.

Учитель : Notre leçon est finie. Votre opinion: Est-ce que nous avons éprouvé que Likhatchev est le génie de la nation russe?

Qu`est-ce que vous avez aimé le plus ?

Ответы учащихся

Vous avez bien travaillé. Je suis très contente de vos réponses. Vos notes. Merci pour votre travail.

Французская школа политологии - одна из самых авторитетных в мире. Хорошо известны имена Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Ж. -Же. Руссо, которые в своих рационалистических политических доктринах обосновали либерально-демократические принципы свободы и равенства, показали безграничные возможности человеческого разума для реализации социального прогресса.

Длительное время центральное место во французской политической мысли принадлежало проблемам государства, природы политической власти, формированию политической культуры. Однако за последнюю четверть века сама наука претерпела существенных изменений. Если раньше она занималась преимущественно теоретическими разработками, то, начиная с 70-х годов, произошел переход к анализа кризисных ситуаций и выработка конкретных рекомендаций по тем или иным вопросам. Сегодня французские политологи пытаются максимально приблизить свою науку к практике. Поэтому, кроме традиционных проблем, в поле зрения исследователей находятся вопросы взаимодействия политических партий и масс, развития партийных систем, результатов выборов.

Традиционно французские политологи связывают проблему происхождения государства с сущностью власти. Эту традицию заложил один из основоположников школы государствоведения Л. Дюгі. Еще в начале 20 века он разработал теорию, согласно которой возникновение государства связывается с феноменом власти. Как только люди начали объединяться в группы, самые сильные из них принялись навязывать свою волю другим, стали правителями де-факто, сосредоточили власть в своих руках. В более поздние времена они формировали правительство из людей своего среды. Таким образом и возникает государство. Для Л. Дюгі правительство и государство - понятия тождественные. Государство основана на силе, но последняя становится законной тогда, когда ее применяют в соответствии с правом.

В концепции Л. Дюгі о естественное происхождение государства есть много сторонников и в наше время. Так, ее поддерживает известный ученый М.Маффесолі. Он считает, что "стремление к обладанию и власти" - это естественная черта человека, основа социального развития, движущая сила в процессе возникновения государства. Современное человечество, по мнению М. Маффесолі, почти не отличается от первобытного общества, поскольку его жизнь, как и раньше, регулируют биологические законы.

Иначе рассматривает вопросы государства и государства выдающийся французский политолог М. Дюверже. Особое место государства среди других социально-политических организаций он объясняет двумя факторами. Во-первых, власть руководителей государства отличается от власти вождей племен или других лидеров тем, что она не индивидуализирована, а сакралізована. В глазах простого народа государство имеет сверхъестественный характер, а правители являются ее слугами. Во-вторых, по сравнению с другими группами, государство имеет более совершенную внутреннюю организацию и может добиваться более эффективного подчинение своим целям и задачам.

Сам термин "государство" имеет двойное значение. Его одновременно трактуют как исполнительную власть и как государственную нацию. Последнее трактовка, по М. Дюверже, привлекательнее, поскольку исполнительная власть является лишь частью государства-нации. Государство-нация предусматривает высшую форму солидарности людей, а также "материальную мощь", которая состоит главным образом из военной силы и судебно-репрессивного аппарата.

Проблема взаимоотношений между государством и нацией стала одним из объектов исследования французского политолога А. Лефевра. Он подчеркивает, что между нацией и государством существует связь, которая является следствием длительного процесса исторической эволюции. За рассуждениями большинства ученых, государство является порождением нации. Но история свидетельствует, что часто государство становится главным действующим лицом в процессе создания нации из разрозненных этнических групп (стран "третьего мира"). Поэтому, как полагает А. Лефевр, именно государство создает нацию, а не наоборот.

Современное состояние национального государства анализирует профессор Парижского университета Н. Пуланзас. Согласно многочисленным прогнозам, национальное государство в результате интернационализации капитала постепенно отмирает. И хотя, по мнению мыслителя, нет оснований говорить об интернационализации государственной власти, процесс экономической интернационализации становится дестабилизирующим фактором во взаимоотношениях между различными фракциями буржуазии. Он мешает государству осуществлять такую политику, которая отвечает интересам всего "правящего блока". Вследствие этого в странах Запада возникает, по утверждению Н. Пуланзаса, новая форма государственности, которую можно классифицировать как сильную, или авторитарную. Это свидетельствует, что некоторые формы традиционной политической демократии устарели и обречены на исчезновение. Констатируя факт трансформации современной западной государства, Н. Пуланзас выделяет отличительные черты этого процесса: все большее сосредоточение власти в руках центрального исполнительного аппарата; слияние, переплетение законодательной, судебной и исполнительной власти (на базе последней); ограничение свобод граждан в пользу государства, сокращение автономии публичной и частной сфер жизни; упадок политических партий, передачи их политико-организационных функций бюрократическом аппарате, в результате чего происходит политизация последнего; создание новых механизмов контроля над обществом.

Большое влияние на современную политическую мнению Франции произвела концепция Же. Бюрдо. По его словам, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. Люди придумали государство для того, чтобы не подчиняться другим людям. Но они не знали, кто имеет право командовать, а кто - нет. Поэтому они также придумали для власти политическую форму. Вместо того, чтобы считать власть личной прерогативой того лица, которое ее осуществляет, они разработали форму власти, независимой от правителей. Эта форма является государственной. Таким образом, главное, что отличает государственную форму власти от других форм, - это отделенность от конкретных лиц.

Задача государства, по мнению Ж. Бюрдо, заключается в сохранении социального спокойствия. Государственно-политическая система имеет поціновуватися положительно, если она выполняет волю большинства и имеет возможность сменить руководителей, против которых выступает эта большинство.

В целом французские ученые в основном склоняются к тому, что основой существования государственной власти является социальный консенсус. Однако классовый характер государственной власти классическая наука отрицает. Государство рассматривается лишь как гарант социального порядка, выразитель общего консенсуса. Поэтому вопрос о демократичности того или иного государства сводится к рассмотрению его формальной организации. То, что современные буржуазные государства являются демократическими, не ставится под сомнение. Но как угрозу для демократии они воспринимают тенденцию к усилению исполнительной власти за счет законодательной власти, а также органов местного самоуправления. Нередко при этом исполнительная власть отождествляется с государством. Одним из реальных мер сдерживания тоталитарной тенденции они считают предоставление большей автономности провинциальным административным органам, передачу части прерогатив центрального государственного аппарата местному самоуправлению.

Некоторые ученые усматривают угрозу Для демократии в нарушении принципа многопартийности, а также в захвате государства партией. По мнению Же. Бюрдо, партийная государство - это главный признак тоталитаризма. Только двухпартийный режим может обеспечить сближение интересов партий и государства. В то же время он не выводит демократичность государства с ее централизованного или децентрализованного характера. Профессор Тулузского университета Же. Муржон связывает влечение к тоталитаризму с социально-политическими кризисами, которые всегда угрожают существующему порядку. Поэтому государственная власть для борьбы с ними использует крайние меры - предоставление особых полномочий исполнительному аппарату, ограничение или отмена прав и свобод. Это ведет к превращению демократической формы правления на тоталитарную.

Политическая нестабильность во Франции в конце 60-х - начале 70-х годов побудила политологов к поиску путей обеспечения устойчивости демократической системы, ослабление политической и межпартийной борьбы. Были проанализированы избирательные системы разных стран, место политических партий, каждая из которых имеет

свой интерес, ослабляет один из главных элементов демократии - постоянная связь между правительством и гражданином. Наоборот, Же. Аттали рассматривает многопартийность как гарант сменяемости правящих коалиций. Она защищает демократию от злоупотреблений, которые может сделать партия или коалиция, если она слишком долго удерживает власть.

Кстати, для французской политологии характерно то, что она долгое время ограничивала деятельность партий только участием в выборах. Конституция 1958 г. функции политических партий трактовала исключительно как избирательные. Но некоторые из политологов считает такая трактовка очень узким. Так, профессор университета г. Бордо Д. -Же. Лавров подчеркивал, что ограничительный характер 5-й статьи Конституции 1958 г. пускает в непам"ять такие важные функции партии, как распространение идеологии, парламентская и правительственная деятельность, формирование общественного мнения.

Роль партии в общественной жизни - одна из основных тем исследований М. Дюверже. Он подчеркивал, что общий процесс эволюции партий усиливает их несовпадение с нормами демократического режима. Партии усиливают влияние на людей в то время, когда централизация сводит к минимуму роль членов партии в принятии решений ее руководством. Итак, констатирует мыслитель, партии все больше и больше приобретают тоталитарного характера. В то же время он подчеркивает, что режим без партий - это консервативный режим. Он еще более удаленный от демократии, чем багатопартійний режим.

Много внимания уделяют французские политологи изучению выборов как средства борьбы за власть. Многие из них подвергает критике мажоритарную систему, считает ее антидемократической (Г. Дюверже, Ф. Борель). Некоторые французские ученые исследуют отдельные особенности поведения избирателей - влияние географических особенностей на политическую ориентацию выборов (Ж. Адам, Ф. Гегель), политическую апатию (А. Лансло, П. Ленен). Объектом многих исследований стала также политика Национального фронта Франции.

Политология как наука активно развивается во многих других странах. Немало интересных работ выдали представители итальянской школы - Д. Пасківно, Л. Грациано, Д. Физикелла, А. Марраді, Д. Дзоло и др. Своеобразные идеи высказывают ученые Австралии, Канады, Бельгии, Голландии, стран Скандинавии и др. Хорошо известны имена польских политологов Есть. Вятра, Т. Бодіо, А. Боднара, А. сталин-ского. Политические проблемы своей страны исследуют венгерские ученые. Ханкіш, Я. Рудаш и др.

Все это свидетельствует, что роль политической науки в социальной жизни, создании и дальнейшем развитии демократических государств неуклонно растет. Поэтому знакомство с достижением зарубежной политологии будет способствовать ускорению процесса становления демократической Украины.






В центре – личность с новым менталитетом /самостоятельная, ответственная, креативная/ Все способны /каждый ребёнок обладает всеми видами человеческой деятельности/. Использование интенсивных методов и приёмов /метод ключевых слов, смысловых ассоциаций, образного видения, приём «толстых и тонких вопросов», приём «Закончи предложение» и т.д./ Итак, сущность мастерской:


Равенство всех участников, включая мастера /учитель-ученик = партнёры/. Все способны к творчеству. Создание личной мотивации. Отсутствие оценивания и соперничества. Чередование коллективной и индивидуальной работы. Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса /погружение в процесс поиска, познания, самопознания/. Принципы мастерской:


Индукция /наведение/ - создание эмоционального настроя. Деконструкция /прозрение/ - разочарования в полноте знаний. Этап созидания – этап творения нового знания Социализация – всё, что сделано, должно быть обнародовано. Разрыв – внутреннее осознание учеником несоответствия старого знания новому. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участника в ходе мастерской. Учитель должен создать алгоритм действий, который и разворачивает творческий процесс. Этапы занятия /самые значимые /