Высота полета современной российской крылатой ракеты. Крылатые ракеты России и США: сравнение

Развитие военно-космической техники в пятидесятые годы происходило главным образом в направлении создания межконтинентальных средств, способных наносить ущерб стратегического характера. Вместе с тем у человечества уже был накоплен опыт, полученный при разработке особого типа боеприпасов, сочетавшего свойства самолетов и ракет. Они приводились в жидкостным или твердотопливным двигателем, но при этом использовали плоскости, бывшей элементом общей конструкции. Это были крылатые ракеты. России (тогда СССР) они были не так важны, как межконтинентальные, но работа над ними уже велась. Через десятилетия она увенчалась успехом. Несколько образцов этого вида вооружений уже состоят в арсенале или вскоре займут свое место в строю средств, сдерживающих потенциального агрессора. Они вызывают страх и полностью отбивают желание напасть на нашу страну.

«Томагавки» с нейтронной бомбой - кошмар восьмидесятых

В самом конце восьмидесятых советская пропаганда уделяла большое внимание двум новым видам американского оружия. Нейтронная бомба, которой грозил Пентагон «всему прогрессивному человечеству», по своим убийственным свойствам могла посоперничать только с «Томагавками». Эти акулообразные снаряды с тонкими короткими плоскостями получили возможность подкрадываться к целям на советской территории незаметно, прячась от систем обнаружения в оврагах, руслах рек и других естественных углублениях земной коры. Очень неприятно ощущать собственную незащищенность, и граждане СССР возмущались тем, что коварные империалисты снова втягивают страну развитого социализма в новый виток гонки вооружений, и виной тому были эти крылатые ракеты. России нужно было чем-то отвечать на угрозу. И только некоторые особо информированные люди знали о том, что на самом деле нечто подобное уже разрабатывается в Советском Союзе, и дела идут не так уж плохо.

Американский топор

Прообразом всех современных крылатых ракет можно назвать немецкий самолет-снаряд V-1 (Фау-1). Внешне он напоминает американский «Томагавк», созданный четыре десятилетия спустя: те же прямые плоскости и узкий фюзеляж, простой до примитивности силуэт. Но разница есть, и очень большая. Боеприпас, получивший английское название Cruise Missile, - это не просто ракета, снабженная крылом, это нечто большее. За внешней простотой скрывается очень сложная техническая схема, главным элементом которой служит сверхбыстродействующий компьютер, мгновенно принимающий решения об изменении курса и высоты, во избежание столкновения с преградами. Это необходимо для полета на предельно малой высоте со скоростью, достаточной для соблюдения другого условия внезапности, - быстроты доставки заряда к цели. А еще важно было, чтобы хорошо работали «глаза» этой «акулы». Радар, установленный в носовой части снаряда, видел все преграды и передавал информацию о них электронному мозгу, который анализировал рельеф и выдавал управляющие сигналы рулям (предкрылкам, закрылкам, элеронам и пр.). Полноценная сверхзвуковая крылатая ракета у американцев тогда не получилась: на предельные режимы «Томагавк» выходит только на завершающем участке траектории, но это не мешает ему представлять реальную угрозу и сегодня, особенно по отношению к странам, не обладающим совершенными системами ПВО и ПРО.

Неизвестно доподлинно, что побудило советское руководство дать указание о начале разработок КР. Возможно, разведка сообщила о начале американских изысканий в этой области, но не исключено, что сама идея, возникшая в недрах засекреченных НИИ, заинтересовала кого-то из Министерства обороны. Так или иначе, в 1976 году работы начались, и срок их завершения был установлен небольшой - шесть лет. С самого начала наши проектировщики пошли по иному пути, чем их коллеги из США. Дозвуковые скорости их не прельщали. Ракета должна была преодолевать все рубежи защиты вероятного противника на сверхмалых высотах. И на сверхзвуке. К концу десятилетия были представлены первые опытные образцы, которые показывали на полигонных испытаниях отличные результаты (до 3 М). Секретный объект непрерывно совершенствовался, и в следующем десятилетии мог лететь уже быстрее четырех скоростей звука. Только в 1997 году мировая общественность смогла увидеть это чудо техники на выставке МАКС в павильоне научно-производственного объединения «Радуга». Современные крылатые ракеты России являются прямыми наследниками советской Х-90. Даже название это сохранено, хотя изменений упомянутое оружие претерпело множество. Элементная база стала другой.

Запуск этой ракеты предполагалось осуществлять с Ту-160, огромного стратегического бомбардировщика, способного нести в своем бомбовом отсеке 12-метровые боеприпасы с раскладывающимися плоскостями. Носитель остался прежним.

«Коала»

Современная российская крылатая ракета Х-90 «Коала» стала легче и короче своей прародительницы: ее длина менее 9 метров. Известно о ней немного, главным образом то, что само ее существование (без оглашения подробностей) вызывает озабоченность и раздражение наших американских партнеров. Причиной опасений стал повышенный радиус полета снаряда (3500 км), что формально нарушает условия договора о РСМД (ракетах средней и малой дальности). Но не это пугает США, а то, что эти стратегические крылатые ракеты (так их называют, хотя океан они преодолеть не могут) способны «взломать» все рубежи системы ПРО, которую США ненавязчиво, но упорно придвигают к российским границам.

Этот образец уже получил свое «натовское» обозначение: Koala AS-Х-21. У нас его называют иначе, а именно гиперзвуковым экспериментальным летательным аппаратом (ГЭЛА).

Общий принцип его действия состоит в том, что, покинув бомболюки Ту-160 на высоте от 7 до 20 километров, он распрямляет дельтовидное крыло и оперение, затем запускается ускоритель, разгоняющий снаряд до сверхзвука, а уже после этого происходит запуск маршевого двигателя. Скорость на снижении доходит до 5 М, и на ней ГЭЛА мчится к цели, которую уже можно считать обреченной. Перехватить эту КР практически невозможно.

«Уран», флотский и авиационный

Противокорабельные ракеты также чаще всего бывают крылатыми. Их траектория, как правило, сходна с боевыми курсами наземных собратьев. Разработкой этого вида вооружений в СССР занималось конструкторское бюро «Звезда». В 1984 году главному конструктору Г. И. Хохлову было поручено создание комплекса средств борьбы с надводными морскими целями водоизмещением до пяти тысяч тонн (то есть относительно небольших) в условиях активного электронного противодействия и сложной метеорологической обстановки. Результатом усилий коллектива стала Х-35 «Уран», по своим характеристикам она примерно соответствует параметрам американской КР «Гарпун» и может применяться в залповом режиме. Дальность поражения равна 120 км. Комплекс, оснащенный системой обнаружения, идентификации и наведения, устанавливается не только на боевых единицах ВМФ, но и на авиационных носителях самолетах МиГ-29, Ту-142, Як-141 и других), что значительно расширяет возможности этого оружия. Запуск производится на сверхмалых высотах (от 200 м), противокорабельные ракеты этого типа несутся на скорости более 1000 км/ч практически над волнами (от 5 до 10 м, а на конечном отрезке траектории и вовсе опускается до трех метров). Учитывая небольшие размеры снаряда (4 м 40 см в длину), можно допустить, что перехват его очень проблематичен.

«Сотки Х»

После того как средства ПВО, как советские, так и американские, достигли в своем развитии высоких возможностей, от применения свободнопадающих боеприпасов отказались практически все страны. Наличие добротных, надежных и мощных стратегических бомбардировщиков побудило военное руководство искать им применение, и оно нашлось. В США Б-52, а в СССР Ту-95 стали использовать в качестве летающих пусковых установок. В девяностые годы главным боеприпасом российских носителей тактических и стратегических зарядов, доставляемых к цели самолетами без пересечения рубежей ПВО, стали Х-101. Параллельно с ними разрабатывались почти полностью идентичные образцы, способные нести ядерные заряды. Обе КР в настоящее время засекречены, знать их тактико-технические характеристики положено только ограниченному кругу лиц. Известно лишь о том, что некий новый образец на вооружение принят, отличается он повышенным боевым радиусом (более пяти тысяч километров) и потрясающей точностью поражения (до 10 метров). Боеголовка Х-101 имеет осколочно-фугасную начинку, и для нее является наиболее важным именно этот параметр. Носитель спецзаряда может быть и не таким точным: при взрыве мощностью в десятки килотонн несколько метров вправо или влево большой роли не играют. Для Х-102 (ядерного носителя) важнее дальность.

«Крылатая» стратегия

Все предметы, в том числе и типы вооружений, можно рассматривать только в аспекте сравнения. Существуют различные оборонные доктрины, и в то время, когда одни страны стремятся к абсолютному глобальному доминированию, другие просто хотят обезопасить себя от возможных агрессивных поползновений. Если сравнивать крылатые ракеты России и США, то можно прийти к выводу о том, что технические параметры не превышают возможностей их соперников. Обе стороны делают ставку на увеличение боевого радиуса, что постепенно выводит КР из разряда тактических средств, придавая им все большую «стратегичность». Мысль о том, чтобы получить возможность разрешить геополитические противоречия путем нанесения неожиданного и всесокрушающего удара, не впервые посещает головы пентагоновских генералов - достаточно вспомнить планы бомбардировок советских крупных промышленных и оборонных центров, разработанные еще в конце сороковых и начале пятидесятых годов, сразу же после появления у США достаточного количества атомных боеголовок.

AGM-158B увеличенной дальности, США

Появление нового образца вооружений в США является событием общенационального масштаба. Налогоплательщикам приятно осознавать, что на деньги, уплаченные ими в бюджет, государство приобрело еще одно доказательство американского глобального доминирования. Рейтинг правящей партии повышается, избиратели ликуют. Так было и в 2014 году, когда стратегические силы США получили новую КР AGM-158B воздушного базирования, созданную в рамках оборонной программы Joint Air To Surface Standoff Missile Extended Range, сокращенно JASSM-ER, что означает, что это средство предназначено для нанесения ударов по земной поверхности и имеет расширенную дальность применения. Широко разрекламированное новое оружие, если судить по опубликованным данным, ни в чем не превосходит Х-102. Дальность полета AGM-158B указана расплывчато, в широком диапазоне - от 350 до 980 км, что означает ее зависимость от массы боевой части. Скорее всего, реальный радиус с ядерным зарядом у нее такой же, как и у Х-102, то есть 3500 км. Крылатые ракеты России и США имеют примерно одинаковую скорость, массу и геометрические размеры. Говорить об американском технологическом превосходстве не приходится еще и по причине лучшей точности, правда, как уже отмечалось, такого уж большого значения при ядерном ударе она не имеет.

Другие КР в России и США

Х-101 и Х-102 - не единственные крылатые ракеты на вооружении России. Кроме них боевое дежурство несут и другие образцы, оснащенные пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, как 16 Х и 10 ХН (они пока опытные), противокорабельные КС-1, КСР-2, КСР-5, с бризантными боеголовками фугасно-проникающего или осколочно-фугасного или ядерного действия. Можно вспомнить и о более современных КР Х-20, Х-22 и X-55, ставших прообразом Х-101. А еще есть «Термиты», «Москиты», «Аметисты», «Малахиты», «Базальты», «Граниты», «Ониксы», «Яхонты» и другие представители «каменной» серии. Эти крылатые ракеты России уже много лет стоят на вооружении авиации и флота, и о них общественности известно достаточно много, хотя и не все.

У американцев также есть несколько типов КР более раннего поколения, чем AGM-158B. Это тактический «Матадор» MGM-1, «Акула» SSM-A-3, «Борзая» AGM-28, упомянутый «Гарпун», «Быстрый ястреб» универсального базирования. Не отказываются в США и от проверенного «Томагавка», но ведут работы над перспективной X-51, способной лететь на гиперзвуковых скоростях.

В других странах

Даже в дальних краях, где о российской или американской военной угрозе военные аналитики могут говорить лишь в фантастико-гипотетическом аспекте, инженеры и ученые занимаются разработкой собственных крылатых ракет. Не очень удачный опыт боевых действий на Фолклендских островах побудил руководство Аргентины выделить средства на проектирование «Табано AM-1». Пакистанская «Хатф-VII Бабур» может запускаться с наземных установок, кораблей и субмарин, имеет дозвуковую скорость (около 900 км/ч) и дальность до 700 км. Для нее даже предусмотрена, помимо обычной, ядерная боевая часть. В КНР производится три типа КР (YJ-62, YJ-82, YJ-83). Тайвань отвечает «Сюнфэном 2Е». Ведутся работы, порой очень успешные, в европейских странах (Германии, Швеции, Франции), а также в Британии, цель которых не состоит в том, чтобы превзойти крылатые ракеты России или США, а получить для собственных армий эффективное боевое средство. Создание такой сложной и высокотехнологичной техники обходится слишком дорого, а передовые достижения в этой области доступны только сверхдержавам.

«Гарпун», «Томагавк», «Калибр», «Оникс» или «Брамос»: кто способен поспорить с ними за звание лучшей крылатой ракеты мира?

В последнее время именно крылатая ракета стала одним из самых смертоносных и востребованных видов вооружения. Достать врага скальпельно-точечным ударом, ликвидировать его командный бункер, потопить флагманский корабль или же провести массированную атаку позиций противника - только крылатым ракетам по силам выполнить сразу все эти задачи. Дёшево, сердито, эффективно, а, главное, без какого-либо участия пилота. Именно по этим причинам все ведущие мировые державы и страны рангом пониже стараются эффективно развивать свои технологии, направленные на постройку новых образцов этого грозного вооружения. Но кто среди них ушёл дальше всего? Чьи оружейники создали самую совершенную в мире крылатую ракету?

Ответы на этот вопросы в специальном обзоре десяти лучших крылатых ракет в мире.

10-е место: RGM-84 Harpoon Block II (США).

Открывает наш топ «американский старичок», разработки середины прошлого века, одна из самых распространённых крылатых ракет в мире, своеобразный противокорабельный «гарпун» - RGM-84 последней модификации Block II. Надёжная, отработанная система поистине универсальна и может базироваться как на суше, так и в воздухе, на воде и под водой. Но вот поражать способна лишь морские цели, да и то на очень небольшом удалении, всего в 130 километров и с не самой высокой максимальной скоростью 860 км./ч., да и несёт всего чуть больше 200 килограммов боевой нагрузки. Согласитесь, весьма и весьма скромно.

С подобными параметрами проломить современную вражескую систему ПРО и потопить серьёзный корабль по типу авианосца не помогут и всевозможные режимы захода на цель, и малые габариты ракеты. Да и носителю ракеты придется подходить на опасное расстояние. Поэтому Harpoon и занимает почётное десятое место, ради уважения к былой славе «старичка».

9-е место: RBS-15 Mk. III (Швеция).

Ещё одного «старичка» из нашего обзора шведский оружейный концерн Saab начал разрабатывать в одно время с RGM-84, но разработка, увы, затянулась и первая модификация ракеты была принята на вооружение лишь в 1985 году. Но и получилась она лучше американского конкурента. Универсальность запуска со всех возможных носителей, в два раза большая дальность полёта, практически та же самая масса боевой части и более высокая скорость полёта: RBS-15, третьей модификации более смертоносен, чем Harpoon, но и также не может применяться по наземным целям. Поэтому шведская разработка и уверено теснит американский «гарпун» в нашем рейтинге.

8-е место: SOM (Турция).

Турецкие вооруженные силы вплоть до текущего момента не имели и крылатой ракеты собственного производства, но в 2012 году всё-таки приняли на вооружение новейшую разработку - ракету SOM. Созданная в турецких конструкторских бюро SOM представляет из себя довольно компактную универсальную крылатую ракету, способную поражать не только морские, но и наземные объекты. Новейшая электроника, различные режимы поражения цели, дальность стрельбы и максимальная скорость полёта выше уровня легендарной RGM-84 - всё это удалось реализовать туркам в металле. Но всё-таки опыта в разработках подобных систем вооружений Турции всё ещё не хватает. Поэтому переплюнуть шведские и американские аналоги SOM удалось, но не более того. Диагноз: учиться и ещё раз учиться, опыт в разработках приходит со временем.

7-е место: Naval Strike Missile (Норвегия).

Норвежцы, в первую очередь, заботятся об охране морских границ собственного государства и со своей разработкой 2007 года не отстают от ведущих мировых производителей крылатых ракет. Naval Strike Missile затыкает за пояс и Harpoon, и RBS-15, и SOM. Ракета летит дальше, почти что достигает скорости звука, собрана из композитных материалов, уничтожает все цели и сама может ставить активные помехи противнику. Поэтому перехватывается системой ПРО такой «подарочек» крайне непросто.

Вот только базироваться Naval Strike Missile пока что может только на кораблях, да и несёт всего 125 килограммов боевой нагрузки. Маловато - самый низкий показатель из нашего рейтинга, поэтому только 7-е место.

6-е место: BGM-109 Tomahawk Block IV (США).

Итак, встречайте - легендарный Tomahawk. Куда же без него... Нестареющий ветеран и одна из самых известных крылатых ракет в мире открывает список тяжеловесов в нашем рейтинге.

Самая большая дальность поражения, самая насыщенная история боевого применения, весьма серьёзная масса боевой части в 450 килограмм - американский «томагавк» самая, что ни на есть серьёзная угроза для противника. Для противника не обладающего всё той же современной системой ПВО, например, стран «третьего мира». Дозвуковая скорость вкупе с невозможность маневрировать с большими перегрузками делают из американского «чуда-оружия» лёгкую мишень для новейших зенитных ракет противника.

Но всё-таки дальность полёта в 1600 километров играет значительную роль, поэтому место номер 6.

5-е место: Storm Shadow/SCALP EG (Франция-Италия-Великобритания).

Совместная разработка ведущих оружейных концернов Евросоюза должна была привести к чему-нибудь, по меньшей мере, грандиозному. Так на свет появилась уникальная, напичканная электроникой, выполненная по стелс-технологиям крылатая ракета Storm Shadow. Её боевая часть тандемного типа, массой практически в полтонны, позволяет пробивать самую серьёзную броню, а комбинированная система наведения с режимом распознавания цели поражать самые труднодоступные цели.

Казалось бы Storm Shadow должна быть лидером данного рейтинга, если бы не одно «но»...максимальная скорость. Ракета не может преодолеть сверхзвуковой барьер, а, значит, для новейших систем ПРО остаётся довольно лёгкой жертвой.

4-е место: Р-800 «Оникс/Яхонт» (Россия).

Старичок» советской разработки конца 70-х годов заслужил своё место в списке уже благодаря одному достоинству - сверхзвуковой скорости полёта в 3000 км./ч. Подобной характеристикой не обладает ни одна из представленных выше крылатых ракет, разработанных на Западе, а, значит, в прорыве современных систем ПРО «Ониксу» практически нет равных. А полнейшая унификация по основным типам носителей (надводные, подводные, наземные) и возможность применения против целей любого базирования уверено ставят российскую ракету на 4-е место.

3-е место: 3М-54 «Калибр» (Россия).

Новейшая российская оружейная система, разработанная на рубеже веков совсем недавно потрясла весь мир своими боевыми возможностями, в ходе осенних пусков ракет по позициям боевиков ДАИШ*. Потрясающая возможность базирования на всех типах носителей, в том числе и в специально замаскированных контейнерах. Потрясающая максимальная скорость полёта, почти что в три раза превышающая скорость звука. Потрясающая точность наведения и поражения. Одна из самых высоких дальностей стрельбы и самая большая масса боевой части. «Калибр» уж точно заслужил высшее место в нашем рейтинге!

Но, увы, большинство данных по российской крылатой ракете засекречено и руководствоваться мы можем лишь приблизительными параметрами. Поэтому - бронза.

2-е место: YJ-18 (Китай).

В любом рейтинге всегда найдётся своя «тёмная лошадка», в нашем - китайского производства. О крылатой ракете YJ-18 известно совсем немного: в Поднебесной всегда умели хранить свои тайны, но, судя по всему, она является серьёзной модификацией российского аналога 3М-54 «Калибр», технологии которой достались китайцам вместе с подводными лодками проекта 636.

Ну, а, что может быть лучше и смертностее улучшенного «Калибра»? Правильно, практически ничего, значит - серебро.

1-е место: BRAHMOS (Россия-Индия).

Лучше гор могут быть только горы, а лучше «Калибра» и модифицированного китайцами «Калибра» только BRAHMOS. Новейшая российско-индийская крылатая ракета, созданная на базе Р-800 «Оникс», лидирует в рейтинге.

Максимальная скорость в 3700 км./ч., смешанный профиль полёта, обеспечивающий совершенно непредсказуемую траекторию подхода к цели на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, 300 килограмм боевой части (проникающей, осколочно-фугасной, кассетной) и дальность пуска в 300 километров - спасти от BRAHMOS вряд ли сможет какая-либо ПРО. Ну, а если сюда добавить возможность базирования на любых типах носителях и возможность поражения абсолютно любых целей, то становится ясно, почему золото за ракетой российско-индийской разработки.

Ну, и напоследок - небольшое видео с красочными пусками всех представленных ракет.

* – Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Российские военные успешно испытали крылатую ракету с ядерной энергетической установкой. Дальность ее полета на дозвуковой скорости не ограничена.

Такие изделия способны на низкой высоте обходить районы противовоздушной и противоракетной обороны, с высокой точностью уничтожая объекты противника. О появлении новинки сообщил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. По мнению экспертов, эти системы относятся к оружию сдерживания. Они используют для перемещения воздух, нагретый ядерной энергетической установкой.

По информации специалистов, речь идет об изделии с индексом 9М730, разработанном ОКБ «Новатор». В угрожаемый период такие ракеты можно поднять в воздух и вывести в заданные районы. Оттуда они смогут ударить по важным объектам противника. Испытания новинки идут достаточно активно, и в них принимают участие летающие лаборатории Ил-976.

— В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги, — заявил в своем выступлении Владимир Путин. — Перспективные системы вооружения России основаны на новейших уникальных достижениях наших ученых, конструкторов, инженеров. Одно из них — создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз — в десятки раз! — большую дальность полета, которая является практически неограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО.

В представленном видеосюжете зрители смогли увидеть запуск уникальной ракеты. Полет изделия был запечатлен с борта истребителя сопровождения. Согласно представленной далее компьютерной графике, «ядерная ракета» облетела зоны морского ПРО в Атлантике, обошла с юга Южную Америку и ударила по территории Соединенных Штатов со стороны Тихого океана.

— Судя по представленному видео, это ракета либо морского, либо сухопутного базирования, — рассказал «Известиям» главный редактор-интернет проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев. — В России есть два разработчика крылатых ракет. «Радуга» производит только изделия воздушного базирования. Наземные и морские — в ведении «Новатора». На счету этой фирмы — линейка крылатых ракет Р-500 для комплексов «Искандер», а также легендарные «Калибры».

Не так давно в открытых документах ОКБ «Новатор» появились упоминания о двух новых изделиях — 9М729 и 9М730. Первое — это обычная дальнобойная крылатая ракета, а вот про 9М730 ничего не было известно. Но это изделие явно находится в стадии активной разработки — по данной тематике на сайте госзакупок размещено несколько тендеров. Поэтому можно предположить, что «ядерная ракета» — это и есть 9М730.

Как отметил военный историк Дмитрий Болтенков, принцип работы ядерной энергетической установки достаточно прост.

— По бортам ракеты находятся специальные отсеки с мощными и компактными нагревателями, работающими от ядерной энергоустановки, — отметил эксперт. — В них попадает атмосферный воздух, который нагревается до нескольких тысяч градусов и превращается в рабочее тело двигателя. Вытекание горячего воздуха создает тягу. Такая система действительно обеспечивает практически безграничную дальность полета.

Как заявил Владимир Путин, испытания новинки прошли на Центральном полигоне. Этот объект расположен в Архангельской области в поселке Ненокса.

— Это историческое место испытания дальнобойного оружия, — отметил Дмитрий Болтенков. — Оттуда маршруты ракет проходят вдоль северного побережья России. Их протяженность может доходить до нескольких тысяч километров. Для снятия телеметрических параметров с ракет на таких расстояниях нужны специальные самолеты — летающие лаборатории.

По словам эксперта, не так давно были восстановлены два уникальных самолета Ил-976. Это специальные машины, созданные на базе транспортного Ил-76, долгое время использовались для испытания дальнобойного ракетного оружия. В 1990-е годы они были законсервированы.

— В сети Интернет были опубликованы фото Ил-976, перелетевших на аэродром вблизи Архангельска, — отметил эксперт. — Примечательно, что машины несли эмблему «Росатома». В это же время Россия выпустила специальное международное предупреждение NOTAM (Notice to Airmen) и закрыла район для судов и самолетов.

По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, новая «ядерная ракета» — это не наступательный боевой комплекс, а оружие сдерживания.

— В угрожаемый период (обострение обстановки, как правило, предшествующее началу войны. — «Известия») российские военные смогут вывести в заданные районы патрулирования эти изделия, — отметил эксперт. — Это позволит предотвратить попытки противника нанести удар по России и ее союзникам. «Ядерные» ракеты смогут выполнить роль оружия возмездия или нанести превентивный удар.

Вооруженные силы России располагают несколькими линейками дозвуковых низковысотных крылатых ракет. Это Х-555 и Х-101 воздушного, Р-500 наземного и 3М14 «Калибр» морского базирования.

КРЫЛАТАЯ РАКЁТА (КР), атмосферный беспилотный летательный аппарат, оснащённый крыльями, двигателем (реактивным или ракетным), системой наведения на цель; предназначен для высокоточного поражения наземных и морских целей. КР могут размещаться как на стационарных, так и на подвижных ПУ (наземного, воздушного и морского базирования). Основные отличительные особенности КР: высокие аэродинамические характеристики; манёвренность; возможность задавать произвольный курс и движение на малой высоте вдоль изгибов рельефа, что затрудняет их обнаружение системами ПВО противника; высокоточное поражение целей [круговое вероятное отклонение (КВО) современных КР не превышает 10 м]; возможность при необходимости корректировать программную траекторию полёта с помощью бортовых компьютера и системы автоматического управления (БСАУ). В зависимости от взаимного расположения несущих и управляющих поверхностей КР может иметь самолётную или ракетную аэродинамическую схему. Поэтому в широком значении к КР относятся почти все типы управляемых ракет (авиационные, зенитные, противокорабельные и противотанковые). В узком значении под КР понимают ракеты, выполненные по самолётной схеме (рис. 1). КР подразделяются: по дальности стрельбы и характеру решаемых задач - на тактические (до 150 км), оперативно-тактические (150-1500 км) и стратегические (свыше 1500 км); по скорости полёта - на звуковые и сверхзвуковые; по типу базирования - наземного, воздушного, морского (надводного и подводного); по типу боевой части (БЧ) - ядерные и обычные (фугасные, кассетные и др.); по боевому назначению - классов «воздух - поверхность» (рис. 2) и «поверхность - поверхность».

КР состоит из корпуса (фюзеляжа) с несущими и управляющими поверхностями (крыло, рули, стабилизаторы и др.), двигателя, установки, бортовой аппаратуры управления и БЧ. КР имеет сварной металлический или выполненный из композиционных материалов корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. До пуска ракеты крылья находятся в сложенном состоянии и раскрываются после срабатывания катапультного пускового устройства. Двигательная установка КР наземного и морского базирования состоит из стартового ускорителя и маршевого двигателя. В качестве последнего может использоваться как ракетный (жидкостный или твердотопливный), так и воздушно-реактивный двигатель. Стартовый ускоритель представляет собой, как правило, реактивный твердотопливный двигатель (у КР воздушного базирования отсутствует). Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты. Базовый состав аппаратуры современной КР включает: систему инерциальной навигации; высотомеры; системы маршрутной коррекции (в том числе с помощью глобальной спутниковой системы навигации); головку самонаведения; систему автоматической самоликвидации; систему обмена информацией между ракетами залпа; бортовой компьютер; помимо функции автопилота, в БСАУ также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату. Типовая схема КР представлена на рисунке 3.

На перспективность этого оружия обратил внимание С. П. Королёв, разработавший в 1932-38 серию экспериментальных КР (217/I, 217/II и др.); были проведены наземные и лётные испытания, подтвердившие проектные характеристики, однако автопилот оказался неспособным обеспечивать должную стабилизацию полёта. Первые КР (их называли беспилотными самолётами-снарядами) Фау-1 были разработаны и применены Германией в конце 2-й мировой войны (опытный образец испытан в декабре 1942, первое боевое применение - в июне 1944). В СССР с 1943 года на бомбардировщиках Пе-8, а затем Ту-2 проходили испытания КР 10Х, однако боевого применения в войне она не получила. В 1950-60-х годах в СССР (термин «КР» в СССР введён в 1959) и США создан целый ряд КР. Среди них: в СССР - КС-1 «Комета» (первый в СССР самолёт-снаряд с наведением; пуск в 1952), П-15, Х-20, КСР-11, Х-66 и др.; в США - «Матадор», «Регулус-1», «Хаунд-Дог» и др. КР этого поколения не нашли широкого применения, так как были тяжёлыми и громоздкими (стартовая масса 5,5-27 тонн, длина 10-20 м, диаметр корпуса 1,3-1,5 м), кроме того, отсутствовала эффективная система наведения. Первой КР с подводным стартом стала советская самонаводящаяся КР «Аметист» (1968). Возрождение интереса к КР в 1970-х годах и создание КР нового поколения обусловлено техническими достижениями, позволившими существенно повысить точность наведения, уменьшить габаритные размеры и разместить их на подвижных пусковых платформах. Одной из самых массовых зарубежных КР является «Томагавк» (США). Эта ракета начала поступать на вооружение с 1981 года в нескольких вариантах: стратегического наземного (BGM-109 G) и морского (BGM-109 А) базирования с ядерной БЧ (имеется аналогичная авиационная КР AGM-86 В); оперативно-тактическая морского базирования BGM-109 С и BGM-109 D, соответственно с полубронебойной и кассетной БЧ; тактическая морского базирования BGM-109 В с фугасной БЧ. К современным отечественным стратегическим КР относятся Х-55 (воздушного базирования) и «Гранит» (морского базирования).

Основные лётно-технические характеристики некоторых КР Российской Федерации и США представлены в таблице.

При разработке КР нового поколения большое внимание уделяется созданию систем управления КР большой дальности, обеспечивающих КВО 3-10 м при массе аппаратуры до 100 кг. Снижение заметности КР обеспечивается выбором малоотражающих геометрических форм, применением радиопоглощающих материалов и покрытий, специальных устройств снижения эффективной поверхности рассеяния, антенных устройств и воздухозаборников. Из обычных БЧ, которые используются на высокоточных КР для поражения различных целей, широкое применение получают многофакторные БЧ (фугасно-кумулятивные с проникающим эффектом) массой 250-350 кг. Новейшие достижения в области микроэлектроники, двигательных установок, высокоэффективных видов топлива и конструкционных материалов обеспечивают разработки сверхзвуковых высокоточных, малозаметных ракет дальностью до 3500 км, массой не более 1500 кг.

Лит.: Творческое наследие академика С. П. Королева. Избранные труды и документы / Под редакцией М. В. Келдыша. М., 1980; Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования. СПб., 1999; Салунин В., Буренок В. Высокоточное оружие дальнего огневого поражения: военные и технические аспекты создания // Военный парад. 2003. № 1.

Сирийская кампания прошла под знаком демонстрации новых возможностей российских вооруженных сил, в частности, в сфере современного высокоточного оружия. И если «Калибр» был на слуху, то его авиационные собратья незаслуженно оказались в тени.

Авиационные крылатые ракеты большой дальности (КРБД) современного вида сформировались в 1970-х годах, когда, воспользовавшись новейшими достижениями науки и техники, США и СССР начали работы по созданию принципиально новых авиационных средств доставки ядерных зарядов. К тому времени стало ясно, что продолжение гонки за скоростью или высотой полета самолета более не обеспечивает гарантии прорыва ПВО.

Конечно, на тот момент уже состояли на вооружении такие КРБД, как, например, AGM-28 «Hound Dog» или Х-20. Однако наряду с высокой скоростью и неплохой дальностью полета они обладали и целым рядом недостатков, в первую очередь – значительными массой и габаритами, ограничивавшими боевую нагрузку только несколькими изделиями. При полете на большой высоте и скорости в 2 М такие ракеты были уязвимы для ПВО, где принципиальной разницы в перехвате скоростного бомбардировщика с ядерной бомбой или крупноразмерной ракеты не было.

Под воздействием инерции мышления живучесть ракет старались поднять традиционно – увеличив скорость и высоту полета. Если приводить примеры из советских разработок, это программы «Метеорит-А» и Х-45. При этом недостаток в виде габаритов и массы только обострялся: так, будущий Ту-160 должен был нести во внутренних отсеках только две ракеты Х-45 с дальностью до 1500 км. На фоне параллельного развития баллистических ракет наземного и морского базирования, повышения их точности и оснащения их разделяющимися головными частями индивидуального наведения сама целесообразность сохранения стратегической авиации как компонента ядерной триады становилась спорной.

Ответ был найден в США в виде создания малогабаритных и легких дозвуковых ракет, оснащенных экономичными турбореактивными двигателям. Пришли к этой идее почти случайно – задумавшись о возможности вооружить ядерными зарядами перспективные ложные цели. Прорыв ПВО новые ракеты должны были осуществлять скрытно, за счет полета на сверхмалых высотах и сниженной заметности самой ракеты. Главным достоинством были малые габариты, позволявшие каждому ракетоносцу атаковать множество целей. К прочим преимуществам относилась высокая точность новых ракет, которую должны были обеспечить новейшие достижения в области инерциальных навигационных систем и миниатюризация вычислительной техники.

Еще за несколько лет до того как в США началось активное финансирование создания будущей AGM-86 ALCM, в СССР конструкторское бюро «Радуга», проведя самостоятельные теоретические изыскания, предлагало начать работы над подобным оружием, но у одержимых высокими скоростями военных это не вызвало интереса. Мнение изменилось, только когда стали ясны планы заокеанских «коллег». На вооружение американская AGM-86B и советская Х-55 были приняты почти одновременно – в конце 1982 и 1983 годов соответственно. При этом в США под новые ракеты модернизировали имеющиеся B-52G и B-52H, первоначально максимально просто (барабанную пусковую установку во внутренний отсек получили только B-52H, и только с 1988 года), в то время как в СССР новыми ракетами оснащались новые ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160.

И американским и советским конструкторам удалось создать близкое по характеристикам оружие – и AGM-86B и Х-55 имели дальность полета около 2500 км, крейсерскую скорость около 800 км/ч и высокую точность: круговое вероятное отклонение от цели менее 100 м. Спутниковую навигацию не использовали, работали точнейшие инерциальные навигационные системы (ИНС) и коррекция радиовысотомером по цифровым картам местности. Учитывая оснащение ракет малогабаритными термоядерными боевыми частями (БЧ) с мощностью взрыва до 150 кТ (AGM-86B) или до 200 кТ (Х-55), можно было говорить об обеспечении гарантированного уничтожения даже самых укрепленных целей.

В рамках продолжающейся гонки ядерных вооружений дальнейшая работа сосредоточилась в первую очередь на увеличении дальности ракет, с тем чтобы вывести рубеж их пуска далеко за зону действия перехватчиков ПВО. В США была создана ракета AGM-129 ACM с дальностью, по различным оценкам, до 3400–3700 км. Еще одним отличием от предшественницы стало максимальное внедрение технологий снижения заметности. Однако новая ракета оказалась более дорогой и сложной в обслуживании, не была выпущена в достаточном количестве, чтобы заменить AGM-86B, и в 2012 году была снята с вооружения. Единственной КРБД США с ядерной боевой частью сейчас остается AGM-86B.

В России пошли по более простому и экономичному пути модернизации Х-55 путем оснащения ее накладными, конформными топливными баками. С ними дальность Х-55СМ достигла 3500 км. Если исходить из численных показателей, Х-55СМ остается и сегодня основным ядерным оружием воздушной части российской ядерной триады.

От носителей ядерных зарядов к носителям демократии

Уникальные качества нового оружия заставили присмотреться к нему не только в качестве средства доставки ядерного заряда, но и как к новому авиационному средству поражения для обычных конфликтов. В своем изначальном варианте КРБД уже обладали неплохой точностью, которая была значительно повышена за счет использования спутниковой навигации. В США во второй половине 1980-х годов началась программа переоборудования AGM-86B в неядерные AGM-86C CALCM c осколочно-фугасной БЧ вместо ядерной. Из-за более тяжелого заряда значительно упала дальность – примерно до 1200 км.

Первоначально программа велась в обстановке строгой секретности, для ВВС США новое оружие должно было стать деликатным инструментом для операций, подобных «Каньону Эльдорадо» . Боевым крещением для этих КРБД стала Война в Заливе 1991 года, когда семь B-52G совершили беспосадочный 35-часовой перелет из США до Ирака и обратно и выпустили по целям 35 ракет AGM-86C, на тот момент практически весь их запас (еще четыре ракеты не запустили из-за неполадок). По различным оценкам, цели успешно поразили 31 или 33 ракеты. Кстати, секретность привела к тому, что официально их применение было признано только через год, несмотря на то, что флотский «Томагавк» стал одной из медийных «звезд» той войны.

Успех в войне в Ираке привел к взрывному росту интереса к КРБД как важнейшему оружию в локальных конфликтах. На фоне сокращения ядерного оружия многие AGM-86B были переоборудованы в «тактические» варианты, последние пятьдесят – по стандарту AGM-86D, с проникающими боевыми частями и способностью поражать цели в пикировании с точностью до нескольких метров. Учитывая меньшую массу проникающей БЧ, чем фугасной, возможно, дальность этих ракет выше.

Логичным следующим этапом в развитии стало создание новых крылатых неядерных ракет. Принципиальное новшество заключалось в том, что в качестве носителей рассматривались в первую очередь многоцелевые истребители. Хотя при этом габаритно-весовые ограничения были более серьезны, чем у ракет, рассчитанных на стратегические бомбардировщики. Вкупе с большей массой неядерных боевых частей это приводило к тому, что дальность измерялась сотнями, а не тысячами километров, но все равно была далеко за пределами зоны действия ПВО. Тактическая авиация приобретала принципиально новые возможности, ранее доступные только стратегической.

Наиболее распространенные высокоточные крылатые ракеты тактической авиации сегодня – американские AGM-158 JASSM, выпущенные в большом количестве для ВВС США и закупленные Австралией, Финляндией и Польшей. Базовая версия AGM-158A имеет дальность около 370 км, модернизированная AGM-158B JASSM-ER при тех же внешних габаритах, но с более экономичным двигателем и, вероятно, уменьшенной боевой частью – около 1000 км. Благодаря оснащению богатым набором навигационного и прицельного оборудования, от ИНС и GPS до инфракрасной ГСН, ракета обладает высокой помехозащищенностью и потенциально высочайшей точностью, вплоть всего до двух метров отклонения от цели.

На основе JASSM-ER с минимальными изменениям (установлена дополнительная радиолокационная ГСН) создана и проходит испытания ПКР AGM-158C LRASM, сохраняющая дальность оригинала и возможность применения по наземным целям. Учитывая избыточную для дозвуковой ПКР дальность, можно предположить, что таким образом ВМС США, в свое время отказавшиеся от закупок JASSM, теперь хотят получить ее для палубной авиации. Ближайшим аналогом, состоящим сейчас на вооружении флота, является AGM-84H/K SLAM-ER с дальностью около 270 км.

В последние два десятилетия произошел настоящий бум в этой области. Находятся в серии и активно поставляются на экспорт немецко-шведская Taurus KEPD, франко-английская SCALP EG/Storm Shadow. В разработке норвежско-американская JSM, турецкая SOM и другие. Особняком стоит французская высокоскоростная (до 3М) ASMP, в последней модификации с дальностью до 500 км. В отличие от остальных, она оснащается исключительно термоядерной боевой частью и является оружием воздушного компонента французских СЯС. В США на смену ALCM и JASSM разрабатывается перспективная КРБД двойного назначения (с ядерной или обычной боевой частью) LRSO. До недавнего времени Россия, казалось, не была приглашена на это соревнование.

Копье для ВКС России

Однако советские военные и инженеры осознавали потенциал высокоточного оружия. Во второй половине 1980-х годов начались работы по созданию как неядерных версий имеющихся ракет, так и ракеты нового поколения, ответа на американскую AGM-129. К сожалению, по этим работам нанес тяжелый удар период хронического недофинансирования «оборонки» в 1990-е годы, и воплощение идеи задержалось, как минимум, на десятилетие.

С 2000 года приступила к летными испытаниям Х-555 – неядерная версия Х-55СМ с системой наведения, обеспечивающей повышенную (КВО – 20 м), по сравнению с оригиналом, точность за счет оснащения оптико-электронной и спутниковыми системами наведения. Может оснащаться фугасной, проникающей или кассетной БЧ. Дальность ракеты с конформными баками достигает 2000 км, то есть превосходит главный зарубежный аналог – AGM-86B в полтора-два раза. Х-555 в середине «нулевых» прошли государственные испытания и начали поступать на вооружение дальней авиации России. Аналогично Х-55СМ, они применяются с ракетоносцев Ту-95МС (шесть ракет на одной барабанной ПУ, внешние узлы подвески не используются) и Ту-160 (12 ракет на двух барабанных ПУ). Впервые в боевой обстановке, как и отечественная ракетоносная стратегическая авиация в целом, они были применены в ноябре 2015 года, когда Ту-95МС нанесли удары ими по целям боевиков в Сирии, причем ракеты по пути преодолели «своим ходом» территорию Ирана и Ирака – для них это не расстояние.

Создание и освоение Х-555 было относительно простым и быстрым способом получить неядерную КРБД. Параллельно с этим велась работа над ракетой качественно нового уровня. До показательного применения в тот же ноябрьский день Х-101 имела полумифический статус – не было даже уверенности в том, что она принята на вооружение, ввиду отсутствия свидетельств нахождения в частях «живых» изделий. Но то, что «длинная рука» ВКС России полностью готова к применению, было продемонстрировано на детальных видеорепортажах. А тот факт, что подобные удары повторялись неоднократно, показал, что, в отличие от США в 1991 году, Россия не отстреляла весь свой арсенал за один день.

Ракеты Х-101/102 (Х-102 – с ядерной БЧ) – наиболее технически продвинутые и дальнобойные современные КРБД. Высокая точность обеспечивается оптико-электронной системой наведения на конечном участке. Дальность, по различным оценкам, достигает 4500–5500 км (возможно, верхняя граница относится к Х-102) и, таким образом, приближается к межконтинентальной, даже без учета большого радиуса полета стратегического ракетоносца. Для повышения выживаемости массово внедрены средства снижения заметности, а зачастую избыточный запас топлива позволяет большую часть полета проводить на сверхмалых высотах . Носителями новых ракет служат прошедшие модернизацию Ту-95МСМ (до восьми ракет на внешних узлах подвески) и Ту-160 (до 12 ракет на двух барабанных ПУ).

Пусть и с некоторым отставанием от приоритетного перевооружения дальней авиации, ведется активная работа и над более легкими ракетами. Проходит испытания созданная на основе Х-101 ракета Х-50 – максимально унифицированная укороченная версия. За счет меньшей массы и габаритов ее можно будет применять с барабанной пусковой установки меньшего размера, размещаемой в отсеке вооружения модернизированного Ту-22М3М, а Ту-95МСМ сможет нести кроме восьми ракет на внешней подвеске еще шесть на «барабане». Кроме того, Х-50, вероятно, смогут применять такие самолеты тактической авиации, как Су-34. Дальность ее оценивается как минимум в 1500 км, что значительно превосходит возможности JASSM-ER. Ту-22М3М сможет также применять тяжелые КР Х-32, по своим характеристикам приближающиеся к гиперзвуковым (дальность до 1000 км, скорость более 4 М) и предназначенные в первую очередь для уничтожения кораблей. Однако их значительные масса и габариты ограничивают типовую нагрузку двумя такими ракетами (в перегруз – тремя).

Если с такими ракетами, как Х-101 и Х-50, Россия значительно отстала по времени, но также существенно превзошла по характеристикам зарубежные аналоги, то на следующем этапе развития авиационного вооружения она твердо вознамерилась вырваться вперед. К началу следующего десятилетия планируется принять на вооружение сначала оперативно-тактическую гиперзвуковую ракету с дальностью около 1500 км и скоростью до 6 М, а позднее и стратегические, еще более скоростные изделия.

В новом веке, после того как традиционным баллистическим ракетам все больше начинают угрожать средства ПРО, авиация готова вновь сыграть в «быстрее-выше-дальше», и каковы будут результаты этого раунда – покажет только время.

Авиационный рейд 1986 года группы бомбардировщиков F -111 из Великобритании на Триполи, в ответ на ряд терактов исламистских группировок, как считалось, поддерживаемых Ливией.

Р асход при этом значительно выше , и, как правило, на безопасных участках КР стараются лететь на высотах в несколько километров.