Причина появления беглых гласных. Что такое беглые гласные: проверка, правила написания, исключения

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Христолюбова Юлия Андреевна,

1 к.к.


Актуализация знаний

  • 1. Что изучает морфемика?
  • Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
  • 2. Что такое приставка?
  • Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит дя образования новых слов
  • 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
  • 4. Что такое суффикс?
  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
  • 5. Что такое окончание?
  • Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

Вспомним…

ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ Г//Ж; Х//Ш; Т//Ч

  • Чередующие согласные в корне слова

Крат- (-кращ-): краткий,

прекратить, прекращение,

сократить, сокращать,

сокращение


чередования

Река казак

Обида водитель


Понаблюдаем…

  • И.п. Огурец
  • Р.п. огурца
  • И.п. День
  • Р.п. дня
  • Что изменилось в словах?

Сформулируй тему урока

  • Убежала гласная…
  • Беглые гласные в корне слова

Убежала гласная…

  • БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело) (т олковый словарь Ожегова С. И.)

Чередование – это закономерная замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов.

Беглые гласные звуки, которые то появляются, то исчезают в морфеме.

Беглые гласные - э то чередование звуков О и Е с нулем звука.


Попробуем поймать беглую гласную

Д е нь- дня

Лед -

Огонь-

Камень-

Дымок -

Огонек -

Молодец -

Ситец-

Боец -

Петушок-




Оценка познавательной деятельности

  • задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
  • задание выполнено

неточно, ставьте знак вопроса(?).


Упражнения

  • 1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
  • 1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение,
  • 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
  • Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
  • 2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
  • Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
  • 3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
  • Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
  • 4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
  • Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

Выполним задания

  • Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого» .

Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова


Проверь себя

  • Дрожит
  • Дрожь
  • Дрогнуть
  • Вздрагивать

2. Являются ли однокоренными слова пень-пня, флажок – флажка ?


  • 3. Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) успех , 2) ночной,

3) гитара


  • 4. Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек , 2) смотреть,

3) стрельба, 4) птица


Проверим…

  • Сегодня мы говорили о…
  • Сегодня мы повторили…
  • Чередование согласных в корне слова – это…
  • Беглые гласные в корне слова – это…

Диагностическая карта


Диагностическая карта

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»



Беглые гласные возникали фонетически закономерно вследствие утраты редуцированных в слабых позициях и изменения их в гласные полного образования в сильных позициях ([ъ ][о ], [ь ][е ]), например: [съ н〤 ®со н], [сна®сна]; [дь н〥 ®д̓е н] (день), [дне®дна] (дня).

Возникнув как фонетическое явление, беглость гласных превратилась в морфологическое явление, сопровождающее образование определенных морфологических форм. Ср.: клh[т〤ка]®кле[тка], клh[тъ к〤]®кле[то к] ишпаргалка – шпаргал о к . Словошпаргалка появилось в русском языке в 18 в., когда процесс падения редуцированных уже давно прекратил свое действие. Это заимствование из польского языка, в котором оно, в свою очередь, образовалось на основе лат.sparganum«пеленка». Зд. беглое О появилось на месте нуля звука по морфологической аналогии со словами типаклетка – клет о к , где беглое О возникло фонетически закономерно. Действие закона морфологической аналогии проявляется и в тех случаях, когда беглые гласные возникают на месте этимологических гласных полного образования, например: [ле д〤 – ле да®ле д – л да] (беглая гласная Е зд. на месте этимологического гласного полного образования *e), [ро в〤 – ро ва®ро в – р ва] (беглая гласная О зд. на месте этимологического гласного полного образования *о), [камы – каме не®каме н– кам на] (беглая гласная Е зд. на месте этимологического гласного полного образования *e). Появление в представленных случаях беглых гласных Е и О происходило по морфологической аналогии со словами типа [д̓е н– д надь н〥 – дне], [со н – с на¬съ н〤 – сна], в которых беглые гласные Е и О возникли фонетически закономерно.

Беглые гласные Е и О появлялись также на месте нуля звука для облегчения произношения в сочетаниях «шумный + сонорный», «сонорный + сонорный», оказавшихся после утраты слабых редуцированных на конце слов, например:

вh[тр〤]®вh[т぀]®ве[те р];

сес[тр〤]®се[ст぀]®сес[те ́р]®сес[то ́р];

хы[тр〤]®хы[т぀]®хи[те ́р]®хи[то́р];

о[гн〥] ®о[гн]®о[го н].

Появление беглых гласных в этом случае объясняется следующим образом: в результате утраты слабых редуцированных в АКС сонорные звуки приобрели слоговость в порядке фонетической компенсации; слоговость сонорных не удерживалась, так как не была характерна для языка восточных славян; за счет утраты слоговости развивался гласный звук перед сонорным – [о] после заднеязычных согласных, [е] после остальных согласных. В говорах данный случай представлен значительно шире, например: кораб е ль ,руб е ль ,жиз е нь . Такое употребление характерно и для русского просторечия.

      1. Развитие «второго полногласия»

После падения редуцированных на месте сочетаний редуцированного с плавным Iтипа (* t ъ rt , * t ь rt , * t ъ lt )перед слабым редуцированным развивалось«второе полногласие» . Данный термин предложен выдающимся лингвистом Александром Афанасьевичем Потебней (1835–1891). Явление «второго полногласия» объясняют так: утрата слабого редуцированного вызвала развитие слоговости у плавного в предыдущем слоге в порядке фонетической компенсации; слоговость плавного не удержалась, так как она не была характерна для языка восточных славян (ср. случай возникновения беглых гласных в сочетаниях «шумный + сонорный», «сонорный + сонорный»); за счет утраты слоговости плавного развивается гласный, аналогичный предшествующему.

Например:

[сум ь рч ны̌и®сум е ч нои®сумер е чный], ср.: сумер ки (сумь р ки);

[пъ лн ®полн ®поло н], ср.: пол ный (¬пъл ны̌ и).

Явление «второго полногласия» отражается в памятниках русской письменности с 13 в. Данный процесс проходил непоследовательно. В современном русском литературном языке обнаруживаются лишь единичные факты «второго полногласия»: ср. сумере чный, но вер х (вь рх); поло н, но мол ния (мъ лн㆓). В диалектах это явление представлено шире, ср.:молонья ,верех ,гороб (гъ рб)и др.

    Беглые гласные подразумевают под собой те гласные, которые в разных формах слова чередуются с нулевым звуком. В основном беглыми гласными выступают две буквы русского языка - это буква е и буква о. Получается так, что при смене формы слова, гласная как бы убегает.

    Беглые гласные весьма не похожи на беглых негров времен европейского рабовладения или беглых арестантов, которые убежав не возвращаются. Беглые гласные то исчезают, то всплывают в составе приставок, корня (Пример - Отнять -отодвинуть, переступить -преступление)

    Беглый гласный -это гласные звуки о и е,которые исчезают из какой-то части слова при изменении формы слова.

    Он появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения.

    Например: сон-сна, лоб-лба, городок-городка, пень-пня.

    Беглые гласные - это те гласные, которые при формообразовании или словообразовании выпадают из корня. К этим гласным относятся О и Е.

    Например: день - дня, пень - пня, сон - сна, молодец - молодца и т.д.

    А все дело в том, что когда алфавит был не таким обрезанным, как сейчас, вместо этих гласных писались буквицы Ъ (ЕРЪ - более близкий к о) и Ь (ЕРЬ - более близкий к е). Таким образом сон - это сънъ, а день - это дьнь. В сильных позициях остались гласные О и Е, а в слабой позиции они просто исчезли.

    Беглая гласная - это такая гласная, которая в одном слове имеется, а в другом однокоренном слове в той же морфеме ее уже нет. Чаще всего такими гласными оказываются гласные Е и О, хотя бывают и случаи выпадения других гласных. Беглые гласные можно наблюдать в корнях, приставках, суффиксах. Беглая гласная в корне самая интересная, она может изменить вид корневой морфемы и придать слову незнакомый вид. пример такой беглой гласной в корне Звать-Зову. Видим, что между согласными в корне ЗВ появляется беглая гласная О. Аналогично Брать-Беру.

    В приставке беглая гласная тоже не редкость: например Свершить-Совершить.

    В суффиксах беглые гласные обычны при склонении слова: Хоботок-Хоботка. В именительном падеже видим суффикс -ОК, в родительном -К, беглая гласная О убежала.

    Ну и некоторые другие случаи появления беглых гласных существуют.

    Беглый гласный - это те гласные, которые в определнных словах при изменении их грамматической формы (склонении, спряжении, изменении числа) заменяются на другие буквы. Беглые гласные представляют собой достаточно сложную часть грамматики, поскольку не подчиняются однозначным правилам - их надо только запоминать.

    Русские звуки О и Е, убегающие при изменении формы. К примеру: лоб-лба, день-дня и т.п.

    Не путайте сомнительные гласные с беглыми. Первые - это когда непонятно на слух какая именно гласная должна быть в слове.

    А беглая гласная - это когда в прилагательных одна буква заменяется на другую при образовании кратких форм. Например: светлый -светел .

    Беглые гласные - это, в основном, буквы о и е, которые могут появляться в разных частях слова, но при склонении слова исчезать (говоря научным языком, чередуются с нулем звука).

    Примеры: сон - сна, день - дня, пень - пня и т.д.

    В общем-то очень простое определение, если вникнуть в суть и привести наглядные примеры. Если понять, то не нужны никакие определения и правила.

    Само название беглый гласный говорящее. Оно обозначает появление гласного или его исчезновение при изменении формы слова или в словообразовании.

    Обычно такими гласными звуками бывает о или э.

    В корне или в суффиксе при изменении слова могут исчезать эти звуки: сон - сна, ров - рва; замочек - замочка; веничек - веничка.

    При образовании краткой формы мужского рода некоторых прилагательных появляется беглый гласный, например:

    тмный - тмен;

    кислый - кисел;

    светлый - светел.

    При образовании формы родительного падежа множественного числа существительных первого, второго склонения мы тоже увидим беглеца:

    березки - нет березок; валенки - нет валенок.

    А в начальной форме слов этих гласных нет, вот поэтому и назвали их беглыми.

    В образовании глагольных форм замечен беглый звук и, например:

    протирать - протру.

    В однокоренных словах, в одном и том же корне слова, может быть беглый звук:

    стелить - разостланный (корень стел-, -стл-).

    Беглый гласный звук (или беглая гласная буква) это когда звук О или Е в одной форме слова есть, а в другой, измененной, отсутствует. Например: ров рвы, день дни, лев львы. Беглые гласные бывают не только в корне, но и в приставке (собрание сбор) и в суффиксе (прекрасен прекрасна).

Русский язык скрывает в себе множество тайн. Правила написания слов, их структура и морфологические составляющие основаны на реалиях, которые существовали в древности. Постепенно в структуре языка происходили изменения. Они провоцировали явления, существенно повлиявшие на современную грамматику. Феномен беглых гласных - не исключение.

Значение словосочетания

Беглые гласные — это звуки [o], [э], реже [и]. Они встречаются при образовании падежных и количественных форм существительных с нулевым окончанием (шатер — шатра - шатры), в прилагательных, обозначающих качество (при образовании краткой формы: грустный - грустен, сытный - сытен) и принадлежность (барсучий — барсучья — барсучьего, рысий - рысья - рысьего). При трансформации слова такие гласные выпадают (угол — угла — об угле; чехол — чехла — о чехле), тогда как в других похожих словах, как правило, сохраняются. Например: кот — кота — о коте; бор — бора — о боре; гусиный - гусиная - гусиного. Это приводит к тому, что состав и звучание морфемы, в которой происходит данное явление, изменяется. Такие преобразования часто осложняют изучение русского языка и могут повлечь за собой ошибки в написании и при разборе.

Для древнерусского языка были характерны слоги, заканчивающиеся на гласный звук, по-другому их называют открытыми. Во время периода изменения системы гласных, в процессе упразднения коротких гласных, появляются слоги, заканчивающиеся на согласный (также их называют закрытыми). Так, в современном русском языке начальная форма глагола заканчивается на -ть [т"], то есть на мягкий согласный. Раньше написали бы «не брезжить», а «брезжити». Появлению слогов, заканчивающихся на согласный, также способствовало исчезновение букв ъ (ер) и ь (ерь). Этот процесс проходил достаточно долго и полностью закончился во время реформы семнадцатого года двадцатого столетия. Буквы упразднили, а оставшееся на их месте отсутствие звука породило явление, которое в современном русском языке называют беглыми гласными.

Так, в древнерусском языке слово угол писалось бы как угълъ, а его производная - угла — угъла; чехол — чехълъ, чехла — чехъла. Феномен в фонетике породил преобразования в морфологии, то есть по этому принципу стали образовываться падежные и количественные формы. Поэтому такие звуки можно встретить и в словах, появившихся в языке позднее или заимствованных из других языков. Например, Египет - Египта.

С другой стороны, если в слове есть явление, о котором говорилось ранее, значит, когда-то в нем были буквы, начертания которых остались и по сей день, а функция совершенно изменилась. Твердый и мягкий знаки не имеют ничего общего, кроме написания, с их историческими собратьями.

В каких частях слова может встречаться?

Чаще всего можно встретить беглые гласные в корне слова (вихор - вихра, стелить — стлать). Но явление также характерно и для приставок (подозвать - подзывать, разотрешь — растереть, совершилось - свершилось) и для суффиксов (флажок - флажка, рожок — рожка, смешной - смешон). По количественному соотношению реже других встречаются беглые гласные в приставках.

Влияние на правописание

Сложившаяся картина помогает различить на письме зачастую одинаково звучащие суффиксы -ек, -ик в существительных. Для того, чтобы правильно написать слова сыночек, платочек, зайчик, мальчик, необходимо их просклонять. Если гласный чередуется с отсутствием звука, то в данной морфеме необходимо писать букву «е», так как буква «и» всегда сохраняется при изменении формы.

Влияние на состав слова

Чтобы наглядно увидеть, как меняется количество составляющих в лексеме, возьмем следующие однокоренные слова: ледяной, где корень — лед [л"од] состоит из трех фонем, и льдина, в котором корень — льд [л"д] имеет в своем составе только два звука.

Кроме количественной составляющей, сложность вызывает определение границ коренной морфемы, так как обычно по ней определяется основное лексическое значение, а одна или две буквы не дают представления о смысле языковой единицы.

Догадаться, что такое «льд», без определенных знаний невозможно, особенно, если учесть, что корень может иметь одинаково звучащие единицы, имеющие при этом совершенно разные концепты. Например, в словах «барский», «барсовый», «барсучий» морфема «барс» в каждом из трех случаев имеет свой собственный смысл. Барский - имеющий отношение к барину, барсовый - принадлежащий барсу, а барсучий - барсуку.

Влияние на грамматику

В словах с беглыми гласными происходят разные метаморфозы. Часто это провоцирует появление нескольких форм множественного творительного падежа числа имен существительных. Достаточно сложно разобраться, какое из слов верное: «дверями» или «дверьми», «дочерями» или «дочерьми», «лошадями» или «лошадьми».

Первоначально количественная форма образовывалась с помощью окончаний -ами, -ями, а после появления обсуждаемого явления появился второй вариант. В современном русском языке к каждой паре слов необходимо подходить индивидуально. У большинства из них возможно употребление обоих вариантов (двери, лошади, дочери). У других форма с беглым гласным устарела и используется только составляющая с -ами (кости). В другом случае, наоборот, единственно верной стала разновидность на -ьми (дети).

Особую сложность представляют слова, где добавляется звук при образовании множественного числа (серьга - серег, кочерга - кочерег).

Составляют затруднения не только исконно русские лексемы. К этой путанице иногда примешиваются и заимствованные единицы. Речь идет о существительном «брелок». По всем правилам должно быть единственно возможное видоизменение «брелоки», так как форма множественного числа образуется с помощью окончаний — и, -ы. Однако существует и другое слово - «брелки», которое используется в разговорной речи, но постепенно заменяет первоначальный вариант.

Любая наука — это увлекательное путешествие в неизведанное и загадочное. Лингвистика - не исключение. Но только окунаясь в историю и обращаясь к современности, можно узнать о всех тонкостях строения, правописания, употребления, значения слова как единицы языка.

Примеры с беглыми гласными доказывают это и помогают избежать ошибок в правописании, в морфологических изменениях, в разборе слова.