Безударная гласная в корне слова на письме проверяется безударной гласной в этом. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.

Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.

Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,

надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква

Здесь поможет нам наука

Чтоб развеять все сомненья!

1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик

2. Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция - на одной "ножке"), а ударную гласную в проверочном слове - двумя линиями (на двух ножках - устойчивая позиция).

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

  1. отр...cль, сокр..щать, р...скошный
  2. предст...влять, предназн..чение, дек...рация
  3. пригл...шать, уг...сать, выр...сти
  4. д..роженька, ф..нтазия, л...боратория

4. Спиши. Замени одним словом .

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Мальчик, который учится в школе – …

5.Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

6.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить .

Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.

8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,

Мышей по_дает,

А станет св_тло,

Л_тит в дупло.

9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

2 уровень.

Корм – … (глагол)

Ночь – … (имя прилагательное)

Скрип – … (глагол)

След – … (глагол)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

Шалость – … (глагол)

3 уровень.

Корм – …

Ночь – …

Скрип –…

След – …

Косит – …

Горы – …

Шалость – …

10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Среди кустов з_лёных

У речки сер_бристой

Гуляет ол_нёнок,

Телёночек п_тнистый.

11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

З_ма сп_шит, хл_почет,

Укутала в сн_га

Все кочки и п_нёчки,

Скамейки и ст_га.

12 .

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.

18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением .

19.Спиши, вставляя гласную по смыслу.

Папа сл_зал (л_з) с крыши.

Кот сл_зал (л_жет) молоко.

Выл_зал (л_жет) блюдце.

Шарик выл_з (л_з) из будки.

Лекарство зап_вают (п_ть) водой.

Мне подп_вал (п_ть) хор.

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.

Бабушка давно пос_дела (с_д).

Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.

Не сп_ши (сп_шка) домой.

Отвари(затв_р), пожалуйста, дверь.

Отв_ри(в_рка) ,пожалуйста картофель.

20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.

Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.

Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.

М…лыш др…жит от страха, о прыгает.

Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку.

21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама простыни стирала

И на речке пол_скала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу разв_вает,

А на крыше мой флажок

Разв_вает ветерок.

К старости наш дедушка очень пос_дел.

Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.

22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:

клё ст, ле бедь, со вы, воро бушек, чи ж, во рон, жура вль, скво рушка, го лубь, соло вушка.

23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.

С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

*25. ЗАПОМНИ!

Иногда при написании слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.

  • Б_юкать, об_ятельный – бА ять ;
  • д_лина - дОл (ровный, равнина); НО д_леко - дАль;
  • пт_нец, пт_нцы - птЕнчик, НО пт_целов - птИцы;
  • бл_год_рить – блАго+дар;
  • прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;
  • возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;
  • до свИдания – вИдеть;
  • ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;
  • обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение - лИк, лИца;
  • к_рыто, к_ра – кОрка;
  • нас_кoмoe – насЕчка;
  • напр_женный, упряжь - прЯжка;
  • неут_мимый – тОмный, истОма;
  • осв_домить – вЕдать;
  • ош_ломить - шлЕм (шЕлом);
  • ос_нить – сЕнь;
  • изобр_жать, обр_з - безобрАзие;
  • пл_мянник – плЕмя;
  • преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;
  • всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;
  • подч_ненный, ч_новник – чИн;
  • п_рчатка – пЕрст;
  • пл_шмя – плАха;
  • сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;
  • состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;
  • подл_нный – той же длины (длИнный);
  • см_калка – намЁк;
  • сокр_венный – сокрОвище;
  • вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА:

Упражнения по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Источники материала:

  • Тренажеры Узоровой и Нефедовой.
  • http://io.nios.ru/index.php?rel=21&point=8&art=33
  • личные примеры из архива

Класс : 5

Предмет : письмо и развитие речи

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Цель: отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Задачи:

Образовательные:

    Формировать умение видеть орфограмму корня (правописание безударных гласных).

    Формирование навыков правописания и самоконтроля.

Развивающие:

    развивать устойчивое внимание на основе самоконтроля учащегося;

    развивать память при выполнении упражнения письмо по памяти;

    общую и мелкую моторику рук;

    обогатить речь детей новыми словами;

    соблюд ать лечебно-охранительный режим;

    развивать умение слушать учителя

Воспитательные:

    воспитывать культуру учебного труда

    воспитывать личностные качества детей, настойчивость, самостоятельность в работе, уверенность в своих силах.

Оборудование: тетради, учебники, карточки с заданиями.

Ход урока

Этап урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Сегодня мы отправляемся в путешествие, в ходе которого нам предстоит узнать и вспомнить многое из того, что уже изучили. Я желаю вам успехов и удачи.

Возьмите тетради и запишите число, классная работа.

Вспомните правила посадки при письме, как правильно положить тетрадь.

Готовы? Отправляемся в путешествие. Нам нужно с вами попасть в замок волшебника Ударения. Он нам должен рассказать одну тайну. Но прежде чем к нему зайти, мы должны выполнить задания в различных городах.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Проверяют свою посадку.

Записывают:

Чистописание

Первый город называется «Чистюля»

Сейчас мы проверим вашу наблюдательность (на доске карточки с гласными буквами)

Какие буквы, назовите их?

Давайте вспомним написание этих букв, именно они будут часто встречаться в заданиях (показ на доске)

Молодцы выполнили первое задание. Оно было легким и вы с ним справились быстро.

- а о е и я

Прописывают буквы

Определение темы урока

А теперь отправимся в другой город «Загадкино». Я вам буду загадывать загадки, а в отгадках эти буквы мы с вами встретим.

Кто в году четыре раза переодевается?

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.

Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах.

Запишем эти слова, поставим ударение и выделим корень, подчеркнем гласную букву без ударения. Как называются эти звуки?

И сегодня тема нашего урока это правописание безударных гласных в корне слова.

И прежде чем написать слово нам нужно подобрать такое слово чтобы на гласную падало ударение

Как мы будем проверять их написание?

В этом случае мы будем смело писать букву.

Подберите к этим словам проверочные, так чтобы на безударную гласную падало ударение.

(Земля.)

(Река)

(Волна)

(Роса.)

Когда на звук не падает ударение, называется безударным

Когда гласный находится под ударением, называется ударным.

Подбирать проверочные однокоренные слова, так чтобы на них падало ударение.

Земли, реки, волны, росы.

Физминутка.

Руки в стороны и вверх,

И потянемся теперь.

Чтобы спинка не болела,

Мы наклоны будем делать.

Наклонились раз и два,

И за парты нам пора.

Закрепление изученного материала

Продолжаем наше путешествие. Нам осталось совсем немного пройти через лес, но он дремучий и через него невозможно пройти.

Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.

Слова: диревья, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.

Напишите слова и проверочное слово правильно в тетради.

Вот мы и попали в замок волшебника Ударения.

. “Замок волшебника Ударения”

Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще задания, которое приведет нас к замку. Эти задания в учебнике, откройте стр. 40 упр.99.

Прочитайте задание.

Следующее задание упр. 100, спишите, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.

Молодцы, справились с заданием.

Деревья (дерево), поднебесье (небо), пищат (писк), грачи (грач), змея (змеи), гроза (грозы), дожди (дождь).

Списать слова, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

Обобщение пройденного материала

Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я.

Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.

Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).

Памятка:

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать.

А вот это была тайна нашего волшебника Ударения.

Рефлексия.

Самооценка работы на уроке.

Пора возвращаться домой.

Написание каких гласных обычно вызывает сомнение?

Как их проверить?

Когда эти гласные не под ударением.

Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.

Домашнее задание

Стр. 41 упр.101, спишите выделяя корень и ударение.

Итог

Где проходило наше занятие?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

Какое правило мы сегодня вывели?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (мерить) костюм - примирять (мир) соседей; развевается (веять) флаг - развивается (развитие) промышленность.

Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах: залезать (в карман)-зализать (раны), отварить (картофель) -отворить (дверь), поласкать (кошку) -полоскать (рот), пристежной (воротник) - пристяжной (о лошади), разредить (всходы) - разрядить (ружье), умалять (значение) -умолять (о пощаде) и т. п.

Примечание 1. Гласные о-а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Примечание 2. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция - проецировать и нек. др.

§ 2. Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. др. (как показывают примеры, сюда относятся слова независимо от их происхождения).

§ 3. Чередующиеся гласные 1.

В корне гар гор- под ударением пишется а, без ударения - о:

загар, угар - загорелый, угореть.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные

В корне зар зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: зарево, зорька - зарнй- ца, озарять.

Исключение: зоревать. 3.

н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

В корне клан клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кланяться, поклон - поклониться, поклонение. 5.

В безударном корне лаг лож- перед г пишется а, перед ж - о:

предлагать, прилагательное - предложить, обложение.

Исключение: полог (семантически уже не связывается с корнем

лаг лож-). 6.

Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ. 7.

В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв в слове плывуны. 8.

Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать, поравняться (стать наравне). Корень роен в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным). 9.

В корне раст рос- пишется а перед последующим сочетанием

ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет сг); росток, выросток, ростовщик,

Ростов и др. (хотя есть сг). 10.

В безударном корне скак скоч- перед к пишется а, перед

ч - о: подскакать - подскочйть.

Исключения: скачок, скачу. 11.

В корне твар твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, творчество - творить, творец.

Исключения: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар твор-). 12.

В корнях бер бир-, дер дир-, мер мир-, пер пир-,

тер тир-, блеет блист-, жег жиг-, стел стил-, чет чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание. 13.

В корнях с чередованием а(я) - им, а(я)-ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать - начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т. д.