Наполнивший указать суффикс приставку и так далее. Роль суффиксов и приставок в русском языке

Тема: Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Цель: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса;

Образовательная:

выработать практический навык образования новых слов с помощью приставки и суффикса;

учить разбирать по составу такие слова;

Коррекционная:

Развивать устойчивое внимание, мышление, словарный запас, связную речь.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к русскому языку,

Оборудование: учебники, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд- урок

Эмоциональный настрой. Слайд 2-улыбка

Здравствуйте ребята. Чтобы с настроением начать урок, мы сначала улыбнёмся друг другу. И мне тоже подарите свои улыбки. А я вам желаю успеха.

Проверка домашней работы.

2.Словарная работа.

Запишите в тетради дату, классная работа.

- На доске написаны словарные слова, пропущена начальная буква.

Задание: вставить букву, отгадать зашифрованное слово.

Обака, . ченик, .амилия, .абрика, .ней, .артофель, .орока. Слайд 3 слово суффикс

Ортфель, . ешать, . нструмент, . алют, . ворог, . дрес, . ерёвка, . осмос, .птека. Слайд 4 приставка

Мы расшифровали слова – суффикс и приставка.

3. Определение темы и целей урока .

Как вы думаете, связано ли эти слова с темой нашего урока?

Да, эти слова у нас сегодня главные, потому что тема урока - Слайд 5 -

Образование слов с помощью приставок и суффиксов (записать в тетради.)

Что знаете о приставке? (приставка это часть слова, которая стоит перед корнем и служитдля образования новых слов)

Что вы можете рассказать о суффиксе? (это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов). Слайд 6 приставка и суффикс

Может ли наш учебник помочь проверить правильность наших ответов?

Работа с книгой. (правило на стр.48 приставка и стр.53 суффикс)

Зарядка для глаз. слад 7

4.Закрепление

1.Задание

Какие слова видите на экране? Слайд 8

- Как образовались слова?

В этом задании мы будем образовывать новые слова с помощью суффиксов и разбирать по составу.

Вспомните как мы выделяем части в слове. Слайд 9

Вспомни, при разборе слова

Окончание и корень

Первым делом находи

После корня будет суффикс

А приставка впереди

Город- ок – городок Лист – очк-и - листочки

Лев-ушк -а -лёвушка Лошадь- к – а - лошадка

Дом- ище-домище Корабль- ик- кораблик

Для чего служит суффикс?

Вывод: Суффикс служит для образования новых слов. Слайд 10

При помощи каких суффиксов мы получили новые слова.

2.Работа в тетрадях.

(индивидуальные разноуровневые задания)

Записать слова, которые у вас получатся при соединении приставки и слова.

(Слайд 11 и 12)

Прочитайте получившиеся слова.

Доехал, допил, доделал.

Зашёл, заглянул, заехал

Выход, выезд, выгон

Вынес, перенёс, принёс.

Проезд,переезд, выезд.

Поели, побежали, погуляли.

Отплыл, открыл, отбил.

Пришил, приехал, приклеил.

Для чего служит приставка?

Вывод: Приставка служит для образования новых слов. Слайд 13

При помощи каких приставок мы получили новые слова?

5. Физкультминутка. СЛАЙД 14

- А как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.

На экране вы видите части слов. СЛАЙД 15

СОЕДИНИТЕ ПРИСТАВКИ, КОРНИ, СУФФИКСЫ, ОКОНЧАНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛИСЬ СЛОВА:

ПРИ- -МОР- -СК- -ИЙ

ПРИ - -ШКОЛЬ- -Н- -ЫЙ

«Найди «лишнее».

Борьба, борец, бороться, воевать .

Больница, боль, больной, большой

Вода, водный, водитель , водяной

Домашнее задание. Стр. 55 упр.84

Итог урока

- Что узнали на уроке?

С помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса)

Рефлексия.

Все старательно работали на уроке.

Покажите мне смайлик- какое у вас настроение в конце урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что получилось. А над чем ещё нужно поработать?

Спасибо за урок.

МБОУ « Специальная коррекционная общеобразовательная школа №7 VIII вида ».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО Урок

русского языка В 5 КЛАССЕ .

Тема: «Образование слов

с помощью приставки и суффикса »

Использованные технологии:

1.Технология уровневой дифференциации.

2. Технология рефлексивного воспитания

3. Информационно- коммуникативная .

Учитель русского языка и чтения

II квалификационной категории Новикова Е.А.

октябрь 2014 г.(2014-2015 уч.год)

Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

Общие сведения

«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

Способы образования слов

Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:



В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Приставочный метод словообразования

О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

  • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
  • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
  • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
  • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
  • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

Особенности приставочного метода

При образовании слов таким способом следует знать, что:



Суффиксальный метод словообразования

Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

  • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
  • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
  • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
  • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
  • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

Особенности суффиксального метода

Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

Приставочно-суффиксальный способ

Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.


Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

  • стакан - подстаканник;
  • оружи-е - обезоружить;
  • сво-й - по-своему;
  • шеф - подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и - без-людь-[ й ]-е.


3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

  • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Закрепление материала


Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

2. Определите производящие слова для нижепредставленных имен прилагательных: безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.
Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Что такое суффикс?

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1
В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2
Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.

Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.
В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).

Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)
Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
2 Ожегов С. И. Толковый словарь
3 Большой Энциклопедический Словарь
Формообразующие суффиксы

Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
К формообразующим суффиксам относятся:

Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.
- суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()
- суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;
- суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.
С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).
Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)

Уменьшительные суффиксы

Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;
-ик-: стол - столик, дом - домик;
-чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
-ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;
-онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.
Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.
В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»
Владимир Владимирович «Хорошее отношение к лошадям»
Пишет:
Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.

Хвостом помахивала,
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось-
она жеребенок,
И стоило жить,
и работать стоило

В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.
В произведение «Неизвестный цветок» пишет:

«Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».

Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.
И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.

Увеличительные суффиксы
Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс.

Увеличительные слова - так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются -ищ- (с увеличительным значением):дом - домище, волк - волчище, лапа - лапища;
В.В. Маяковский в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:

Подошел и вижу –
За каплищей каплища
По морде катится,
Прячется в шерсти…

Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась

Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:
Вдруг из подворотне
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».

Приставка или префикс.

Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т.е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т.д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.

В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де- (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.

Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не- . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не- пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.

Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.

По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)

С помощью приставок образуются Антонимы.
Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.

С помощью приставок образуются антонимы. Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова