У существительных 3 склонения после шипящих. Мягкий знак после шипящих


УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Мельникова И. Н.

МОУ СОШ №18 г. Белгород
Тема: «Мягкий знак после шипящих»

Цели:

Создать условия для повторения правописания ь после шипящих в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения и кратких имен прилагательных;

Способствовать развитию грамотного письма, развитию речи, внимания, обогащению словаря детей;

Способствовать формированию мыслительных операций обобщающего характера, нравственных ценностей учащихся;

Расширять кругозор учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека.
Оборудование : карточки с заданиями, раздаточный материал

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Настрой на урок

На доске:

Взялся за гуж , не говори, что не дюж .

У. Объясните смысл пословицы.

Что означают выделенные слова?

Д. Объясняют смысл слов, используя толковый словарь Даля.
II . Сообщение цели и темы урока.
(дети самостоятельно определяют тему урока)

У. Что мы знаем с вами о правописании ь на конце слов после шипящих?

Д. Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч.

По мере ответов детей на доску вывешиваются таблички:

У. Почему в табличке расположен вопросительный знак?

Когда еще пишется ь после шипящих?

Д. У глаголов всех форм после шипящих.


III . Словарная работа.
- Откройте орфографический словарик в конце учебника и найдите имена существительные с шипящим согласным на конце.

(камыш, матч, пейзаж, финиш, экипаж)

Спишите эти имена существительные, подчеркните буквы которые нужно запомнить и докажите почему здесь мягкий знак не написали?

(это существительные 2 склонения)


IV . Закрепление пройденного.
1) На доске: ночной, мощный, ржаной, глухой.

Подберите однокоренные имена существительные женского рода в именительном падеже единственного числа, состоящие из одного корня.(ночь, мощь,рожь, глушь)

Прислушайтесь какой звук слышится в конце каждого слова?

Ч - согласный, шипящий, всегда мягкий, буква ч

Щ - согласный, шипящий, всегда мягкий, буква щ

Ж – согласный, шипящий, всегда твердый, буква ж

Ш - согласный, шипящий, всегда твердый, буква ш

На доске:

ночь, мощь, рожь, глушь

Почему в этих словах я написала ь знак, ведь звуки ч щ –всегда

твердые, ж Ш. – всегда мягкие?

(У существительных с шипящими на конце ь указывает на женский род. В конце имени существительного женского рода после шипящих пишется ь)


2) Ночь мелькнула – день особый! (фотографирование)

Пахнет в доме вкусной сдобой. (фотографирование)

Торт бисквитный свеж и ярок (письмо по памяти)

Он от мамочки подарок.

Луч осенний смел, прыгуч, (списывание с доски)

Пробирался из-за туч

Поднять чтоб настроение

В праздник – день рождения!


-Найдите и определите слова с шипящими на конце и помогите мне доказать что они написаны правильно.
3) Работа по учебнику

с. 39 «Вспомни»

Докажите, где надо писать ь знак, где нет? Почему?

Чтение правила учащимися и выбор правильного ответа.

(В роли учителей выступают ученики)
Физкультминутка. (Выполняется под музыку).
4) Работа в печатной тетради. (Работа парах). Фронтальная проверка.
5) Работа в группах.
1 группа:

Замени, одним словом и запиши. Сделай вывод.

Человек, который выступает в цирке

Очень сильный человек

Житель Москвы

Место, где купаются и загорают

Известный музей картин в Санкт-Петербурге

Крупное морское северное животное с усатой мордой


2 группа:

Вставить нужные слова с шипящими на конце. Сделай вывод.

Именительный …………. – это начальная форма имени существительного.

……………… - хороший строительный материал.

Холодный ………… полезен всем.

Лесной ……………….. ландыш внесен в Красную книгу.

Глупая …………..- не пословица.
3 группа:

Найди в каждой группе лишнее слово.Сделай вывод.

Шалаш мелоч гореч

Чертёж брош малыш

Трубач мяч кулич

Вещ полноч багаж

Ткач печ пейзаж

Усач доч приемыш

4 группа:

Допиши словосочетания так, чтобы слова были именами существительными с шипящим на конце.Сделай вывод.

Скорая……………

Дорогая……………….

Верный………………

Спелая…………………

Тяжелый………………..

Колючий………………

V . Обобщение.

Что повторяли на уроке? Что еще делали?

У. Что нужно уметь, чтобы правильно писать слова с шипящими па конце?

Д. Определять часть речи.

Дидактическая игра “Да - нет”. (работа с сигнальными карточками)

Правда ли:

1. После шипящих никогда не пишется Ь.

2. В словах луч, кирпич, сторож не нужно писать Ь, т.к. это имена существительные 2 склонения.

3. В словах знаешь, чувствуешь, участвуешь не нужно писать Ь знак, т.к. это имена прилагательные.

4. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь

5. В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные.

6. В словах заплачь, обозначь, спрячь, съешь нужно писать Ь, т.к. это глаголы.

7. Ь после шипящих пишется у сущ. мужского рода, у существительных женского рода в форме родительного падежа, множественного числа, у кратких прилагательных.

У. Кто может из вас схематически изобразить правописание ь после шипящих в конце слова (работа учащихся у доски)?
Работа со схемами:


3 скл. Ш. Ь

Крат.фор.прил. Щ

VI . Итог урока.
1) Выступление ученика:

Будьте с правилом дружны,

Гоните прочь сомнения:

Мягкий знак писать должны

В 3 лишь склонении.

2) Экспресс - опрос

(Лист размером 5см на 20см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 15.)

Обозначения: нет Ь - прочерк, есть Ь - +.

1) могуч -
2) смерч-
3) тиш +

4) крепыш-

5) встреч –


7) удач -
8) трубач –
9) горяч -
10) фальш 3 +
__________________
3 Фальшь - 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество.

Самопроверка пастой другого цвета.

3) Рефлексия

VII . Задание на дом.
Учебник с. 40 упражнение № 1

Найдите правило когда и где еще пишется ь знак в какой части речи. Повторите его.

2.какие непостоянные признаки есть у имён существительных:род,число,падеж?
3.какие признаки относятся к именам существительным:одушевлённость,склонение,спряжение?
4.какой признак относится к имени прилагательному:вид,число,лицо?
5.какие признаки относятся к глаголам:вид,время,падеж?
6.какие постоянные признаки есть у глаголов:вид,спряжение,время?
7.что нельзя определить у имён прилагательных множественного числа:род,окончание,падеж?

1.Прилагательное, не образующие простую форму сравнительной степени:

А) приветливый, громкий малый

В) громоздкий, исхудалый, лишний

2. Предложение с относительным
местоимением:

А) Кого я люблю и желаю?

В) Чьи волосы снега белее?

С) В каком году родился ты?

Д) Мы увидели, что произошло.

Е) Какова главная мысль рассказа?

3. Укажите предложение, соответствующие
схеме (знаки препинания не расставлены) "П", -а.

А) Сережа встал и сказал Я сегодня уезжаю

В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица

С) Он громко закричал Зачем ты сюда явился

Д) Не трогайте его закричал Дубровский

Е) Это твоя дочка спросил я смотрителя

4. Укажите сложносочиненное предложение
без знаков препинания.

А) по ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

В) Луна за облаком спала но людей ей не подражали.

С) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень

Д) Уснула щука да зубы не спят.

Е) то ярко светит солнце то снег летит.

5. Несклоняемое имя существительное:

А) макароны

В) вмешательство

С) терпение

Д) такси

Е) сумерки

6. Буква Ь (мягкий знак) пишется:

А) декбр…ский

В) казан…ский

С) звер…ский

Д) сибир…ский

Е) январ…ский

7. Найдите, в каком из предложений есть
дефис.

А) Друг, (кое)(в) чем я с тобой не соглашусь.

В) И вдруг в душе у Вани буд(то) солнце заискрилось.

С) В воздухе пахло чем(то) горелым.

Д) А ведь, пожалуй, следует ещё (кое)(с) кем посоветоваться.

Е) В дверях появилась (черно)окая девушка.

8. Укажите страдательное причастие
прошедшего времени.

А) организованный

В) организовать

С) организовавший

Д) организуемый

Е) организующий

9. Укажите предложение, в котором
подлежащее выражено причастием.

А) Из заросшего леса тянуло свежестью.

В) Стали просыпаться спавшие.

С) Зову гореть и жить грядущим.

Д) Вода застала работающих врасплох.

Е) Он оказался замученным.

10. Укажите пропущенные знаки
препинания:

Лишь тот достоин жизни и свободы кто
каждый день за них идет на бой.

11. Определите тип простого предложения:

Именно это заставило поступить нас иначе.

А) Односоставное назывное предложение

В) Односоставное определенно-личное предложение

С) Односоставное безличное предложение

Д) Двусоставное предложение

Е) Односоставное неопределенно-личное предложение

12.Отметить предложение с написанием ПР-
в слове

А) Нас пр…ветствует звонкие птицы, шум листвы и журчание ручья.

В) Пр…бывание казака в станице есть исключение из правил.

С) Вышли горнисты ребят пр…глашать спать.

Д) Пр…строился дятел, пробил в кленовой коре дырочку, напился сладкого соку.

Е) Дремлют кусты, лагерь встречает пр…ход темноты.

кто сколько может

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Найдите относительное прилагательное

Холодный 3. вечерний

Широкий 4. сестрицын

2. Укажите слово, в котором пишется буква Е

Милост…вый

Придирч…вый

Юрод…вый

Пенз…нский

3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется одна Н

Овчи…ый

Безветре…ый

Люди глупы и необразова…ы

4. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

(энциклопедически) образованный, (предельно) накаленная, (челюстно)лицевая

(безупречно)порядочное, (кристально) честный, (Восточно)Европейская равнина

(фактически)нелепая, (пятнадцати)метровый, (общественно)полезный

(аграрно)развитые, (максимально)приближенный, (ангельски)кроткий

5. Найти слово, которое пишется через дефис

(подлинно) научный

(ниже)подписавшиеся

(высоко)квалифицированный

(народно)освободительный

6. Найти слово, которое пишется слитно

(северо)осетинский танец

(историко)архивный

(мясо)молочный

(истинно) научный

7. Найти слово, которое пишется раздельно

(слабо)кислый раствор

(волнисто)изогнутый

(лейб) гвардейский

(диаметрально)противоположный

8. Найдите слово, которое пишется через дефис

(бело)мраморный

(жюль)верновский

(дико)растущий

(выше)указанный

9. Найдите слово, которое пишется слитно

(зубчато)ланцевидный

(выпукло)вогнутый

(пепельно)седой

(народно)хозяйственный

10. Найдите пример, в котором есть прилагательное в простой форме сравнительной степени

Делать лучше и быстрее

Сегодняшнее выступление интереснее вчерашнего

Этот учение более прилежный, чем остальные

Байкал - глубочайшее озеро в мире.

11. Найдите слово, в котором пишется буква Е

1. привередл…вый

2. отчетл…вый

3. никел…вый

4. разговорч…вый

12. Найдите слово, в котором пишется буква О

Груш…вый

Кумач…вый

Деш…вый

Окруж…нный

13. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом

Преотличный

Трансатлантический

Темноволосый

Пограничный

14. Найдите прилагательное, образованное путем сложения основ

Паровозный

Голубоглазый

Остродефицитный

Самоварный

15. Найдите слово, которое пишется с Н

Пружи…ый

Масля…ый

Карма…ый

Общи…ый

16. Найдите слово, которое пишется с НН

Плавле…ый

Свежемороже…ый

Стира…ый вручную

Озабоче…ы поиском

17. Найдите слово, в котором пишется НН

Несея…ый

Кова…ый

Жасми…ый

Смышле…ый

18. Найдите слово, которое пишется с одной Н

Нежда…ый

Назва…ый брат

Асфальтирова…ый

Купле…ый

19. Найдите слово, которое пишется слитно

(экс)чемпионский

(лечебно)профилактический

(плодово)ягодный

(сельско)хозяйственный

20. Найдите слово, которое пишется слитно

1.(лечебно)профилактический

2. (дерево)обрабатывающий

(контр)адмиральский

(фабрично)заводской

21. Найдите слово, которое пишется через дефис

(южно)уральская флора

(ясно)выраженная воля

(юридически)сложный

(технико)экономический

22.Найдите слово, которое пишется через дефис

(плодово)овощной

(лево)бережный

(мелко)зернистый

(южно)китайский климат

23. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова

НастойчИвый - в суффиксах прилагательных ЧИВ,ЛИВ всегда пишется буква И.

СочИнский - в суффиксах прилагательных, образованных от географических названий на –а (-я), -и (-ы), пишется суффикс ИНСК

Беломраморный - сложное прилагательное пишется слитно, потому что является научно-техническим термином

ОвчиННый - отыменное прилагательное образовано от слова с основой на Н, поэтому пишется с двумя Н.

24. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова

ПарчОвый – в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О

Сестра слишком ветреНа – в кратких отыменных прилагательных всегда пишется одна Н

День пригож..- в краткой форме прилагательных на конце не пишется мягкий знак

Ильфо-петровская проза – сложные прилагательные, образованные от сочетания двух фамилий, пишутся через дефис

25.Найдите слово, которое пишется с НН:

1. бара…ий

3. серебря…ый

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ гимназия№5 г.Морозовск Ростовская область УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «Ь- после шипящих у имён существительных» 3 класс. Подготовила Тореева В.И.

Проблема: реши, везде ли нужен мягкий знак? Ландыш(ь), камыш(ь), задач(ь), реч (ь), мелоч (Ь), глуш (ь), колюч(ь), клю.ч (ь), туч(ь), дач(ь), хорош(ь),луж(ь), тиш (ь).

Правописание Т ема урока: Мягкий знак на конце слов после шипящих

Работа с учебником. стр.44 Вывод: Ь пишется- у имён сущ. Ж.р. 3 скл. Ь не пишется – у имён сущ. М.р. 2скл. у кратких прилагательных У сущ. мн.ч. в Р.падеже

Алгоритм действий при написании слов с шипящими звуками на конце 1.Часть речи 2.Вспомнить орфограммы

Образец рассуждения: Ноч … 1.Это имя существительное 3 –его склонения. 2.На конце имён существительных 3-го склонения пишется Ь знак.

Работа с учебником Упр.№1 Им.сущ.м.р. Им.сущ.ж.р. Им.прил.в Им.сущ.мн.ч. краткой фор.

Проверь. молодёж ь хорош плащ доч ь колюч много дач реч ь пригож чертёж мыш ь кирпич мало задач жду встреч сторож ландыш врач малыш стриж

Задание Найдите слова на изучаемую тему, поясните правописание этих слов. Праздник света Март называют радостным праздником света. Солнечный луч отражается на ослепительной скатерти снегов. Воздух свеж и прозрачен. Пробираешься по рыхлому снегу в глушь леса. С лыж слетают комья снега. С макушки ели свалилась тяжёлая шапка снега и с шумом упала навзничь. Слышишь трель дятла. Празднично в весеннем лесу!

Задание: Вставьте, где необходимо ь знак. Подчеркните лишнее слово. Дремуч__ , хорош__ , стриж…, пригож__ 2. Из-за рощ _ , много задач _ , с дач__ , глуш__ . 3.Шалаш…..,скрипач…… печ ….,ключ…__. 4 . Доч …, меч…, ноч …., брош ….__

Лесенка знаний А Б В А – Ничего не понятно на уроке. Б – Всё понятно. Трудностей не испытываю. В – Хочу знать больше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Используя разнообразные задания на примере пословиц обучающиеся закрепляют знания о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"

На примере разнообразных заданий по пословицам обучающиеся закрепляют материал о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....

Вопросы для повторения темы «История Нового времени» Основной объект португальской колонизации в конце XV–начале XVI вв. Годы экспедиции Васко да Гама. Сельскохозяйственные культуры, которые появились в Европе после Великих географических...

Дайте пожалуйста краткий перезказ романа “Эмиль из Лённебергии” автор которого Астрид Линдгрен Эмиль из Леннеберги» – замечательная сказка шведской писательницы Астрид Линдгрен. Повествование в этой сказке оформлено в виде дневника,...

тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 30м/с. через какое время тело упадет обратно? Ускорение свободного падения со знаком минус, так как тело летит вверх, скорость в наивысшей точке полёта...

На выставке CP+, недавно закончившейся в Японии, был представлен фотопринтер Instax Share, который печатает моментальные фотографии с цифровых носителей через беспроводное соединение Wi-Fi.Компания Fujifilm не исключает и рассматривает возможность реализовать...

Новости / Комментарии 13

ИСТОРИЯ 1 филфак, заочка, бакалавриат (преподаватель В. С. Флорова ) Тематика рефератов История и проблемы становления древнерусской государственности. Международное положение Древнерусского государства. Внешняя политика первых русских князей Х – ХII...

Лекція № 2 Тема лекції: Регулювання, прогнозування і планування діяльності на підприємстві План лекції: 1. Державне економічне регулювання суб’єктів господарювання. 2. Методичні основи прогнозування та планування розвитку підприємств. 3. Стратегія...