Военное обозрение и политика. Военное обозрение и политика Какое оборудование лучше поставить на су 100

Более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 ("Объект 138") была разработана в 1944 году конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов. В период разработки самоходная установка имела обозначение "Объект 138". Первый опытный образец установки был выпущен на УЗТМ совместно с заводом №50 НКТП в феврале 1944 г. Машина прошла заводские и полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в марте 1944 г. По результатам испытаний в мае - июне 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который стал головным образцом серийного производства. Серийное производство было организовано на УЗТМ с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 г. до 1 июня 1945 г. было 1560 самоходных установок, которые широко использовали в боях на заключительном этапе войны. Всего за время серийного производства выпустили 2495 самоходных установок СУ-100.

Самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками T-VI "Тигр I" и T-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделений управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения.

На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель.

Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками.

1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - смотровой прибор; 10 - торсионы механизма открывания люка; 11 - спидометр; 12 - тахометр; 13 - аппарат № 3 ТПУ; 14 - кнопка стартера; 15 - рукоятка стопора крышки люка; 16 - кнопка сигнала; 17 - кожух передней подвески; 18 - рычаг подачи топлива; 19 - рычаг кулисы; 20 - щиток электроприборов

Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа "Мультициклон" и стартер с пусковым реле.

Основным оружием самоходной установки являлась 100-мм пушка Д-100 обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м.

1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение пушки; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма пушки; 9 - маховик поворотного механизма пушки; 10- удлинитель панорамы Герца; 11- радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - командирская башенка; 15 - сиденье командира

В боекомплект установки входили 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-412 и БР-412Б), осколочно-морской гранатой (0-412) и осколочно-фугасной гранатой (ОФ-412). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода №9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.

Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм. Лобовой броневой лист толщиной 75-мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110-мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение "в четверть", а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с "шипового" на соединение "встык". Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами.

1 - опорный каток, 2 - балансир, 3 - ленивец, 4 - подвижная бронировка пушки, 5 - неподвижная бронировка, 6 - дождевой щиток 7 - ЗИП пушки, 8 - командирская башенка, 9 - бронеколпаки вентиляторов, 10 - наружные топливные баки, 11 - ведущее колесо,

12 - запасной трак, 13 - бронеколпак выхлопной трубы, 14 - моторный люк, 15 - трансмиссионный люк, 16 - трубка электропроводки, 17 - посадочный люк 18 - колпак стопора пушки, 19 - торсион крышки люка, 20 - люк панорамы, 21 - перископ, 22 - буксирные серьги, 23 - пробка револьверного отверстия, 24 - люк механика-водителя, 25 - запасные траки,

26 - пробка переднего топливного бака, 27 - антенный ввод, 28 - буксирный крюк, 29 - пробка револьверного отверстия, 30 - ЗИП механика-водителя, 31 - люк стопора кривошипа ленивца, 32 - пробка червяка кривошипа, 33 - фара, 34 - сигнал, 35 - пробка револьверного отверстия.

В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения.

Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 со сжатым воздухом; мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость шести основных топливных баков составляла 400 л, четырех запасных - 360 л. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.

В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятиступенчатая коробка передач; два многодисковых бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические.
В связи с передним расположением рубки усиленные передние катки были установлены на трех шарикоподшипниках. Одновременно были усилены передние узлы подвески. В ходе серийного производства было введено приспособление для натягивания гусеницы направляющим колесом, а также приспособление для самовытаскивания машины при застревании.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 Ампч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора MB-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф.
Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.



16-01-2017, 22:33

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сейчас речь у нас с вами пойдет о действительно сильной и достаточно комфортной машине, советской ПТ-САУ шестого уровня, перед вами СУ-100 гайд .

Если говорить о самоходках нации СССР, то без зазрений совести можно утверждать, что комфортная игра вас ждет с самого начала. Что же касается СУ-100 World of Tanks , этот аппарат внушает страх даже в более высокоуровневую технику, но чтобы совладать с этой советской мощью, необходимо познакомиться с танком как можно ближе.

ТТХ СУ-100

По уже сложившейся традиции начнем мы с того, что в нашем распоряжении имеется довольно слабые показатели запаса прочности хотя, по меркам ПТ-6 стандартные, а также скромный базовый обзор в 350 метров.

Если рассматривать СУ-100 характеристики живучести, то тут нужно обратить внимание на два очень важных показателя. Для начала – бронирование в нашем распоряжении довольно слабое, на борта и крышу надеется совсем нельзя. Что же касается лобовой проекции, так называемый ВЛД имеет очень приличный наклон, но даже при этом приведенка не превышает 114 миллиметров и хотя иногда рикошеты случаются, все-таки пробивают ПТ-САУ СУ-100 WoT даже танки пятого уровня. Единственное твердое место у нас – это маска орудия, она и «съесть» урон может и рикошетом порадовать способна.

Светлой же стороной медали заслуженно можно считать коэффициент маскировки. Дело в том, что на нашей стороне очень низкий силуэт, благодаря чему обнаружить СУ-100 танк не такая уж простая задача.

С точки зрения подвижности, все тоже очень даже неплохо. Максимальная скорость движения вперед очень хорошая и хотя достигать ее получается не всегда, удельная мощность двигателя СУ-100 World of Tanks тоже достойная уважения. А вот на маневренность надеется не следует, закрутить эту самоходку не так уж сложно.

Орудие

Ситуация с вооружением в случае самоходных противотанковых установок практически всегда заслуживает уважения, а в нашем случае на выбор предоставлено две пушки, одна лучше другой.

Для начала рассмотрим СУ-100 орудие калибром 122 миллиметра, ведь это один из самых грозных стволов на уровне, так как имеет очень мощный альфастрайк. Но перезаряжаемся мы в такой комплектации долго, хотя, примерно 1800 единиц урона в минуту результат весьма достойный.

Касательно параметров пробития, бронебойным снарядом танк СУ-100 без проблем шьет одноклассников, технику седьмого уровня и только для некоторых восьмерок, в частности тяжей, следует возить с собой 10-15 голдовых патронов.

Разумеется, за такой серьезный разовый урон вам придется платить и вынужденной жертвой будет точность. ПТ-САУ СУ-100 имеет большой разброс, сводится очень долго и стабилизация у нас ожидаемо плохая. Кроме того, пушка опускается всего на 6 градусов, но зато суммарные УГН в 24 градуса (по 12 в каждую сторону) можно назвать комфортными.

Вторая пушка, альтернативная, имеет такие же параметры пробития, ситуация с УГН и УВН тут идентичная, но мы имеем меньший разовый урон. При этом в такой комплектации СУ-100 World of Tanks быстрее перезаряжается и способна наносить немного больше урона в минуту, примерно 1950.

Но главной отличительной чертов 100-миллиметровго орудия является более комфортная точность. Изначальный разброс у вас будет меньше, а сведения гораздо быстрее, благодаря чему на СУ-100 WoT будет удобнее наносить урон, а случайный промах не будет казаться таким критичным.

Что лучше выбрать? Тут каждый должен решать самостоятельно, но для любителей хорошенько вломить противнику, а то и отправить оппонента в ангар с одного выстрела рекомендуется брать 122-миллиметровый ствол. А для тех, кто предпочитает ДПМ и комфорт нанесения урона, на СУ-100 танк можно ездить с альтернативным предтоповым орудием.

Преимущества и недостатки

Чтобы правильно укомплектовать танк дополнительными модулями, а также знать, как лучше вести себя в бою, важно понимать его сильные и слабые стороны, которые мы сейчас выделим отдельно. Кроме того, большинство танкистов предпочитают орудие с мощной альфой, так что далее СУ-100 гайд будем продолжать именно с такой позиции, учитывая комплектацию с топовой пушкой.
Плюсы:
Высокий коэффициент незаметности;
Отличная подвижность;
Очень грозный альфастрайк;
Достойное пробитие базовым снарядом;
Комфортные углы горизонтальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Посредственная дальность обзора;
Плохая точность и долгое сведение;
Длительная перезарядка;
Не комфортные углы вертикальной наводки.

Оборудование для СУ-100

Как известно, установкой дополнительных модулей можно как усилить уже имеющиеся преимущества, так и снизить влияние недостатков. Если вы посмотрите на список слабых сторон нашей самоходки, то главным образом необходимо сосредоточится именно на них, таким образом, для ПТ-САУ СУ-100 оборудование следует ставить такое:
1. – при нашей посредственной скорострельности этот модуль обязателен, тем более вам будет приятно чаще реализовывать свою мощную альфу.
2. – также очень важный модуль, ведь нам необходимо компенсировать плохую точность и длительное сведение.
3. – также хороший вариант, который позволит полностью решить проблему в недостатке дальности обзора.

Однако мы можем отдать предпочтение своей безопасности и увеличить скрытность самоходки, для этого второй модуль заменяется на , которая отлично сочетается с третьим пунктом. Конечно, придется дольше сводиться, но когда вас не видят, проблем возникнуть не должно.

Обучение экипажа

Огромную роль в комфорте геймплея отыгрывает обучение экипажа. Правильно подобранные умения могут повысить вашу выживаемость, позволят наносить больше урона и получить превосходство над противников. В нашем случае на танк СУ-100 перки лучше учить следующие:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для СУ-100

Если выбор оборудование и процесс прокачки перков всегда требуют максимум внимательности, то расходники мы подбираем по стандартному сценарию. Так, если вам нужно экономить, будет достаточно набора из , , . Но если запасы серебра позволяю, на СУ-100 снаряжение лучше возить в виде , , , где последний вариант даже предпочтительно заменить на .

Тактика игры на СУ-100

Данная самоходная противотанковая установка обладает довольно слабым бронированиеи, но имеет очень мощное орудие и хорошую незаметность, все это говорит нам о том, что на СУ-100 тактика ведения боя будет довольно типичной для ПТ-САУ, то есть кустовой.

Изначально лучше выбрать удачную позицию где-нибудь на второй линии, стать в густых зарослях, чтобы вас было сложнее обнаружить и оттуда вести огонь по союзному засвету. Помните только, что танк СУ-100 WoT всегда должен сводиться до конца, промахи стоят слишком много потраченного времени.

Важно также понимать, что стоять весь бой на одном месте, во-первых, неэффективно, а во-вторых, небезопасно. Пользуйтесь своей отличной подвижностью, меняйте позицию на более эффективную, в случае опасности СУ-100 танк может быстро отступить, а при надобности, даже поменять фланг.

Что же касается ближнего боя, он нам противопоказан. Но если лбом еще можно что-нибудь отразить, хоть шанс невелик, то к себе в борт никого пускать точно нельзя, скорее всего, вас закрутят и при маневренности ПТ-САУ СУ-100 World of Tanks отбиться будет весьма тяжело.

В остальном нам стоит сильно опасаться вражеской артиллерии, постоянно следить за мини-картой, а также искать любую удачную возможность для того, чтобы произвести очередной выстрел.

Усиление огневой мощи СУ-85 было основной проблемой уже с самого начала ее выпуска. Этот вопрос предполагалось решить путем установки п корпус СУ-85 морской 100-мм пушки С-34. Однако внушительные размеры этой пушки не позволяли установить ее в корпус САУ. Требовалось совершенно новое орудие.

САУ СУ-100

Вновь к разработке самоходной установки, обладавшей более мощным вооружением, чем САУ СУ-85 приступили после появления в середине 1944 г. новой 100-мм пушки Д-10 С, созданной под руководством Ф.Ф. Петрова.
Конструкция самоходного шасси на базе Т-34 уже была испытана на предыдущих установках СУ-122 и СУ-85. Специалистам "Уралмаша» оставалось лишь заняться проблемами размещения нового орудия в броневой рубке.


САУ СУ-100

Однако ЦАКБ настаивало на применении орудия С-34. и образец такой машины с индексом СУ-100-2 был изготовлен и проходил испытания на полигоне в Горохово. В результате он был признан худшим, и все усилия были сосредоточены на разработке СУ-100 с пушкой Д-10С.

Первая машина увидела свет в сентябре 1944 г. Проведенные полигонные испытания показали, что бронебойный снаряд нового орудия способен поражать броню толщиной более 139 мм на расстоянии около 2 км. А на дальности около километра пушка и вовсе
могла пробить танк практически насквозь.


САУ СУ-100

Конструктивно СУ-100 не отличалась от своих предшественников, особенно от СУ-85 поздних выпусков. Различия были по сути только в орудии и измененной его броневой маске.

Корпус самоходной установки был сварен из броневых листов с большими углами наклона; лобовой лист - 50". к вертикали, боковые стенки боевой рубки - 20". В сплошном верхнем лобовом листе имелся люк для установки пушки, толщина ее броневой маски составляла 75 мм. Наклонные бортовые листы рубки выходили за пределы рубки до уровня надгусеничных попок, что позволило увеличить объем боевого отделения.В лобовом наклонном листе имелся люк для механика-водителя, оснащенный смотровыми приборами.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления и расположено в броневой рубке. В ней размещались органы управления машиной, танко-переговорное устройство, радиостанция, вооружение, боекомплект, носовые топливные баки. В переднем левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, за его сиденьем - место наводчика, справа от пушки - место командира машины, а в левом заднем углу - место заряжающего.


САУ СУ-100

Экипаж занимал свои места через прямоугольные люки в крыше рубки, командир располагался в неподвижной командирской башенке с перископическими смотровыми приборами и пятью смотровыми щелями в стенках. Щели закрывались бронестеклами. На крыше рубки в задней части располагались два вентилятора под выпуклыми броневыми колпаками.

Силовое и трансмиссионное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. На подмоторной раме располагался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. Неплохие характеристики этого мотора позволяли машине массой более 30 т развивать скорость до 55 км/ч. В силовом отделении были расположоны главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Здесь же были установлены два внутренних топливных бака. Емкость же всех внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 л.
Устройство ходовой части было полностью аналогично танку Т-34.


САУ СУ-100

В правой передней части в лобовом листе устанавливалась 100-мм пушка Д-10 С. которая имела два прицела: телескопический и панорамный. Внешняя бронировка пушки литая, крепилась к лобовому листу корпуса болтами. Крепление и места установки орудия защищались подвижной броневой сферической маской.

Тест-драйв Зенкевичем САУ СУ-100

Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 33 снарядов - фугасных, бронебойных и подкапиберных, а также патронов для личного оружия экипажа и гранат.


САУ СУ-100

Для связи с остальными машинами на поле боя СУ-100 оснащалась ультракоротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности около 25 км.

В опытном порядке осенью 1944 г. были изготовлены и проходили испытания установки ЭСУ-100, оснащенная электротрансмиссиеи. ЭСУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т

В августе 1943 г. Л.Горлицким бып предложен проект САУ с задним расположением боевого отделения. Считалось, что машина с такой компоновкой будет более маневренной. В марте она была построена и получила индекс «Уралмаш-1». В ее конструкции широко применялись узлы or нового танка Т-44. Однако к концу испытаний война закончилась, и машина на вооружение принята не была.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-100

СУ-100 применялась Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 г. и на завершающем этапе войны в 1945 г. Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 г. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

До конца 1944 г. на «Уролмаше» было выпущено 500 машин СУ-100 За время Великой Отечественной войны изготовили 2495 установок этого типа. Всего же на этом заводе за годы войны было выпущено более 6000 средних самоходных установок СУ-100 как одна из самых удачных и известных боевых машин времен Великой Отечественной по праву заняла место на постаменте около этого завода.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Производство самоходки СУ-100 не прекращалось до 1947 г.. и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии. В 1960 г. была
проведена модернизация машины, в результате которой она получила усовершенствованный дизель В-2-34М, новые радиостанции, приборы ночного видения и новые опорные катки от Т-54. Возможно, некоторое количество СУ-100 находится в парках воинских частей и по сей день.

СУ-100 состояли на вооружении армий других стран Варшавского договора вплоть до 1980-х годов. Они поставлялись также в Албанию, Алжир, Анголу, Вьетнам, Кубу, КНДР. Производство СУ-100 по лицензии продолжалось в Чехословакии до 1952 г. Известно, что самоходки принимали участие а арабо-израильских войнах.

_______________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

СУ-100 — советская самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков, лучшая советская средняя САУ периода Второй мировой войны.

К поиску путей усиления огневой мощи СУ-85 приступили сразу после начала ее серийного выпуска. Работы велись как в направлении создания пушек большой мощности, имевших большую начальную скорость снаряда, так и в увеличении их калибра. Однако создание самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-85БМ и проектирование СУ-Д25 и СУ-Д15 завершились неудачей. Ствол первой не выдержал испытания стрельбой, а две других были признаны бесперспективными.

СОЗДАНИЕ

Проблему усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эту разработку осуществили по инициативе главного конструктора Л. И. Горлицкого конструкторским коллективом Уралмаш-завода.

Новая боевая машина была создана на базе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались прежними. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус СУ-85 подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: лобовую броню увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72 % деталей заимствовались от Т-34-85, 4%-от СУ-122,7,5%-от СУ-85 и лишь 16,5 % проектировались заново.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года. При этом, по предложению Л. И. Горлицкого, обе арт-системы- Д-1 ОС и Д-5С — монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Изменились лишь походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий. От этой унификации особенно выигрывала конструкция СУ-85, достаточно сказать, что ее боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск «гибридов», имевших индекс СУ-85М, продолжавшийся в течение трех месяцев параллельное СУ-100.

Вскоре после разработки СУ-100 Уралмаш-завод спроектировал более мощную САУ, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С завода № 9. Эта машина, созданная на базе СУ-100, получила индекс СУ-122П. Ее орудие Д-25С монтировалось в те же установочные части, что и Д-10С. Боекомплект пушки состоял из 26 выстрелов раздельного заряжания. Опытный образец изготовили в сентябре 1944 года, и после испытаний он был признан годным для вооружения Красной армии, но в серийное производство его не запустили. По-видимому, причина заключалась в том, что пушка Д-25С никаких преимуществ перед Д-10С, за исключением более мощного фугасного действия осколочно-фугасного снаряда, не имела. Что касается модернизации СУ-100 в СССР, то она проводилась параллельно с Т-34-85 с использованием аналогичных узлов и агрегатов. В конце 1950-х — начале 1960-х годов на СУ-100 установили усовершенствованный двигатель В-2-34М (или В-2-34М-11), топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. В боекомплект ввели кумулятивные снаряды, а в укладку личного оружия экипажа вместо пистолета-пулемета ППШ — автомат АК-47.

Во второй половине 1960-х прибор ночного видения заменили на более совершенный TBH-2, поставили радиостанцию Р-113, опорные катки ходовой части заимствовали от танка Т-44М.

Применение и служба

Компоновка СУ-100 аналогична компоновке СУ-122 и СУ-85. В отличие от последних, ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа заимствованы у танка Т-34-85.

Корпус САУ представлял собой жесткую броневую коробку, сваренную из катаных броневых листов. Носовая часть корпуса была образована двумя наклонными листами, приваренными к литой передней балке. Машины поздних выпусков имели корпус с безбалочным носом. В верхнем лобовом листе имелись: вырез для установки пушки, отверстие для стрельбы из личного оружия и три отверстия, закрывавшиеся резьбовыми заглушками. Перед сиденьем механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса был входной люк, закрываемый броневой крышкой, в которой устанавливались приборы наблюдения. В остальном корпус САУ идентичен корпусу среднего танка Т-34-85. В верхнем лобовом листе корпуса в рамке устанавливалась 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года с длиной ствола 56 калибров. Вертикальная наводка от -3° до +20°, горизонтальная — 16°. Затвор пушки — горизонтально-клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Для стрельбы прямой наводкой устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, для стрельбы с закрытых позиций — боковой уровень и панорама. Боекомплект пушки состоял из 33 арт-выстрелов, которые размещались в боевом отделении в пяти боеукладках.

ОТДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Отделение управления располагалось в носовой части САУ. В нем размещались сиденье механика-водителя, кулиса коробки передач, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы, два баллона со сжатым воздухом, передние топливные баки, часть боекомплекта и ЗИП, аппарат ТПУ и др. Боевое отделение находилось в средней части корпуса за отделением управления. В нем размещались вооружение с прицельными приспособлениями, основная часть боекомплекта, радиостанция, два аппарата ТПУ и часть ЗИП. Справа от орудия было сиденье командира, за ним — сиденье заряжающего, слева от орудия — сиденье наводчика. В крыше боевого отделения под двумя бронеколпаками крепились два вытяжных вентилятора.

СИЛОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Силовое отделение располагалось за боевым и отделялось от него съемной перегородкой. В передней части силового отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель. По обе стороны от него размещались водяные радиаторы, два топливных бака, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи — по две с каждой стороны. На левом водяном радиаторе монтировался масляный радиатор. В кормовой части силового отделения за перегородкой находились главный фрикцион с вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи, два топливных бака и два воздухоочистителя. В передней правой части крыши боевого отделения был сделан круглый вырез, по краю которого приваривался корпус командирской башенки. Для кругового наблюдения в стенках башенки имелось пять смотровых щелей, закрывавшихся защитными стеклами. Во вращавшейся на шариковой опоре крыше башенки находился люк с двухстворчатой крышкой и отверстием для смотрового прибора MK-IV в одной из створок.

У САУ поздних выпусков, имевших башенки с одностворчатой крышкой, смотровой прибор устанавливался в неоткидывавшейся части. Крышки люков были унифицированы с соответствующими крышками танка Т-34-85.8 задней части крыши боевого отделения располагался люк-лаз, закрывавшийся одностворчатой крышкой — у машин ранних выпусков она двухстворчатая, как у СУ-85. В передней части крыши имелся люк панорамы с двухстворчатой крышкой. Между ним и командирской башенкой под продолговатым колпаком находился кронштейн стопора крепления пушки по походному. В кормовой стенке боевого отделения предусматривались отверстие для стрельбы из личного оружия и смотровая щель с защитным стеклом. В днище был люк запасного выхода, закрываемый крышкой.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

На СУ-100 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя — 450 л. с. при 1750 об/мин„ эксплуатационная — 400 л. с. при 1700 об/мин, максимальная — 500 л, с. при 1800 об/мин. Емкость топливных баков — 400 л. Снаружи на бортах корпуса устанавливались четыре топливных бака по 95 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие (сталь по стали), тормоза плавающие, ленточные, с чугунными накладками. Бортовые передачи одноступенчатые. Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830 мм. Подвеска индивидуальная, пружинная. Из-за некоторой перегрузки передних опорных катков их подвеска была усилена по сравнению с Т-34-85 за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм.

Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Боевая масса, т: 31,6
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина: 9450
ширина: 3000
высота: 2245
клиренс: 400
Бронирование, мм:
лоб корпуса: 75
борти корма:45
крыша и днище: 20
Скорость макс, км/ч: 48,3
Запас хода, км: 310
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град.: 35
ширина рва, м: 2,5
высота стенки: 0,73
глубина брода, м: 1,3

В игре…

СУ-100 является продолжением отличной ветки ПТ-САУ СССР. В дереве исследования находится на 6 уровне, сразу после машины, которая была взята за основу – СУ-85. Поэтому логично, что геймплей особенными отличиями обладать не будет. Все также для лучшей результативности желательно играть от укрытий, второй линией, стараясь не попадать в прямую видимость противника и не выдавать свое месторасположение. И не забывать продвигаться вперед, постоянно реализуя свой урон в минуту по максимуму. Играть осторожно, при необходимости отступать, чтобы с расстояния продолжать реализовывать свой урон. Основное заметное отличие машины – это конечно топовое орудие, способное с бронепробитием в 175 мм наносить целых 390 урона на шестом уровне бронебойными снарядами! Ну и небольшие изменения в броне – более крепкий лоб с 75 мм наклонной брони.

Орудие:

В плане орудия обладатели СУ-100 делятся на два типа: любителей стрелять быстро и любителей стрелять больно. Первое орудие, способное сделать существенный вклад в победу команды – Д-10С, калибром 100 мм. Оно достаточно точное, с разбросом в 0.4 м на 100 м и временем сведения в 2.3 секунды. Способно выдавать до 1947 урона в минуту без сторонних модулей. Снаряды дешевле, соответственно и Ваш промах вам будет меньше стоить, но в то же время и попадание не будет столь сокрушительным, к тому же при каждом выстреле Ваша маскировка будет заметно теряться. Второе орудие – любимая многими Д2-5С с таким же пробитием, но разовым средним уроном в 390. Да, у него точность чуть хуже – 0,43 и время полного сведения целых 2,9 секунды. Но! Каждый выстрел в цель приносит удовольствие Вам и неприятные ощущения противнику. Главное обдумывать каждый выстрел и стрелять, когда Вы уверены в результате. А со скорострельностью в 4.69 выстрела в минуту способно выдавать в среднем 1830 урона в минуту. Это конечно меньше, но урон будет ОЧЕНЬ неприятным, буквально раскалывая танки шестого уровня, к примеру.

Модули:

С модулями ситуация состоит также, как и с предшественницей – СУ-85. Следует максимально поднимать пользу своего орудия, соответственно Усиленные приводы наводки и Досылатель должны быть установлены обязательно! Третий же следует выбирать в зависимости от собственного стиля игры. Стереотруба мне кажется будет лучшим решением для игры на подобной ПТ.
Умения экипажа

Если Вы прокачиваете данную ветку ПТ, значит и экипаж скорее всего у вас будет с подходящими перками с предыдущей машины – Шестое чувство на командире первым перком, а также обязательно прокаченные Ремонт и Маскировка в первую очередь! На остальные умения стоит засматриваться лишь тогда, когда экипаж прокачает эти два полностью.

В истории...

Выпуск нового истребителя танков СУ-100 в Советском Союзе был обусловлен тем, что к концу 1944 года СУ-85 уже были не в состоянии пробивать наклонную броню новых Тигров и Пантер. Дни СУ-85 были сочтены, и требовалась новая конструкция с новым более мощным орудием, чтобы удержать преимущество в битвах.

СУ-100 была очень похожа на предшественницу, включала в себя большую часть его конструкции, но собранную вокруг его нового противотанкового орудия Д-10 калибром 100 мм.

Главным конструктором этой машины был Л.И. Горлицкий, который создал в феврале 1944 года прототип - "Объект 138", предназначенный для тестирования нескольких 100 мм орудий. Данное орудие показало отличную производительность, будучи в состоянии с расстояния в два километра пробить 120 мм, либо наклонную лобовую броню Пантеры 85 мм толщиной с расстояния более полтора километра.

Построена СУ-100 была на Уральском заводе тяжелого машиностроения (Уралмаш), с недавно разработанной рубкой, жертвуя полезным пространством, но улучшая наклон и толщину брони – толщина плиты во лбу выросла до 75 мм. Также боевой отсек стал прохладнее, благодаря второму вентилятору, а на крыше была установлена новая, лучше продуманная командирская башня.

Впоследствии, было сохранено только одно орудие Д-10С. Также данным орудием и его послевоенными модификациями, оборудовались российские танки Т-54 и Т-55 состоявшие на вооружении многих армий по всему миру.
Массовое производство было утверждено в сентябре 1944 года, поэтому СУ-100 пропустил операцию Багратион, но как раз подоспел к финальной стадии наступления на Германию и Берлин, а другие - приняли участие в румынско-венгерском наступлении.

СУ-100 был распределен в оперативные подразделения в октябре 1944 года и тут же стал популярным среди российских экипажей. Данный танк мог уничтожить практически любой танк на поле боя, но потерял свою актуальность в 1945 году с появлением Королевского тигра.

Как и на СУ-85, у них не было никакого вторичного оружия и они были сконструированы, чтобы бороться вместе с другими подразделениями, нейтрализующими пехоту и авиацию. В июле 1945 года было выпущено около 2350 машин, точные данные разнятся до сих пор. Многие из них были переброшены в Азию в августе 1945 года для большого наступления в Маньчжурии.

Большая часть установок была передана в дружественные страны во времена Варшавского договора. Они даже были приняты на службу в Корее и Вьетнаме, и присутствовали во многих других странах до конца холодной войны. Также было разработано два послевоенных варианта - югославский M44 и египетский СУ-100М (то есть "модифицированный"). Данная, последняя версия была модернизированной, тропической версией для условий Ближнего Востока. Они участвовали в событиях во времена Суэцкого кризиса 1956 года, Шестидневной войны 1967 года и Войны Судного дня 1973.

СУ-100. Исторические характеристики:

  • Размеры: 6.10x3x2.45 м
  • Вес: 30.6 тонны
  • Экипаж: 4
  • Двигатель: дизельный V12, 493 л.с
  • Максимальная скорость: 48 км/час
  • Подвеска: Подвеска Кристи с вертикальными пружинами
  • Дистанция: 370 км
  • Орудие: 100 мм противотанковое орудие Д-10С
  • Броня (лоб/бока/корма): 75/45/45