Слова с суффиксом ик уменьшительно ласкательные примеры. Использование морфем русского языка в процессе формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов


Использование морфем русского языка в процессе формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом, является овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это значит, что он должен приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно строить и грамматически оформлять фразу, овладеть связной речью, правильно произносить все звуки. Для решения данной задачи логопеду необходимо осуществлять работу, включающую в себя различные направления.

Одним из таких направлений является формирование навыка словообразования, так как овладение правилами словообразования – это источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно. Словообразование у детей проявляется в словотворчестве. Его наличие в речи ребенка свидетельствует о формировании навыка словообразования. Создавая новые слова, ребенок неосознанно использует имеющиеся в языке законы словообразования.

Что же касается детей с отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую сложность. Эти дети не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, основные принципы словообразования не усваивают. В связи с этим, при работе с детьми, страдающими речевой патологией, необходимо осуществлять целенаправленное формирование навыка словообразования в процессе длительных систематических занятий.

Система работы по формированию навыка словообразования в отечественной литературе разработана недостаточно. Только в книге Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» предложена последовательная поэтапная система работы по данному направлению. Вышеуказанные авторы говорят о том, что в процессе формирования словообразования у дошкольников с речевой патологией необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего, системы продуктивных словообразовательных моделей. Согласно Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В., логопедическая работа должна быть направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных и происходит последовательно – параллельно.

Моей целью стало определение последовательности работы по одному из разделов словообразования – образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также наполнение этой последовательности конкретным лексическим содержанием для последующего использования в практической работе с детьми. При разработке данного направления я обратились к речевому онтогенезу и увидела, что ребенок начинает овладевать уменьшительно-ласкательными формами существительных на самых ранних этапах речевого развития. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-. В дальнейшем, с 2л.2м. до 2л.4м., к уже употребляемым суффиксам добавляются суффиксы -ик-, -ек-, -чик-, -ц-. В возрасте от 2л.4м. до 2л.6м., наряду с вышеперечисленными суффиксами, отмечаются суффиксы -ышк-, -еньк-, -ушк-. А с 2л.6м. до 2л.8м. добавляются суффиксы -унчик-, -ульк-. В дальнейшем употребляются суффиксы уменьшительности и ласкательности, достаточно засвидетельствованные в предыдущие периоды и только на более поздних этапах речевого развития отмечается появление нового суффикса -иц-.

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, я предлагаю следующую последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет логопедам – практикам, а также родителям детей с речевой патологией использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.


  • без изменения основы слова
Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

  • с изменением основы слова:

  • чередование по звонкости – глухости
Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

  • чередование звуков в основе слова
Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

  • появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова
Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:

  • без изменения основы слова
Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

  • с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова
Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:
Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:

  • без изменения основы слова
Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:

  • с изменением основы слова:

  • чередование по твердости – мягкости
Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

  • чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости
Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:

  • без изменения основы слова
Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:

  • с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости
Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:

  • без изменения основы слова
Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:

  • без изменения основы слова
Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка, рябина – рябинушка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -иц-:

  • без изменения основы слова
Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице, кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице, ущелье – ущельице.

В соответствии с предложенной последовательностью работы и подобранным лексическим материалом мною было составлено дидактическое пособие, включающее в себя 29 листов с картинным материалом (фрагмент пособия см. рис. 1, 2, 3). Это пособие особенно актуально при работе с детьми первого и второго уровней речевого развития, так как именно у таких детей особо остро ощущается потребность в длительном и поэтапном формировании навыка словообразования с опорой на наглядный материал. Используя это пособие, можно не только отрабатывать образование уменьшительно-ласкательных форм существительных изолированно, но и вводить их во фразу, постепенно усложняющуюся по мере развития речи детей. Например: Славик держит беретик. Славик держит берет и беретик. Слава держит берет, а Славик держит беретик. Данное пособие может быть использовано как при индивидуальной работе с детьми, так и на фронтальных занятиях по развитию речи.

Следует отметить, что начало занятий по формированию навыка словообразования следует отнести на самые ранние этапы логопедической работы в связи с большим объемом материала по данному разделу. Работа должна вестись последовательно и системно.

Пример конспекта занятия по развитию речи с использованием разработанного пособия

Тема: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ик-.

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ик- и употреблять их изолированно и в предложениях.

Ход занятия


  1. Организационный момент.
Логопед объявляет детям, что сегодня на занятии они будут учиться правильно называть большие и маленькие предметы.

  1. Игра «Назови ласково».
На доску выставляются картинки с изображениями больших и маленьких предметов. Логопед называет большие предметы, а дети – маленькие.

Если ребенок допускает ошибку и не может исправить ее самостоятельно, логопед предлагает другим детям помочь. С помощью логопеда выбирается правильный ответ.


  1. Игра «Кто самый внимательный?».
Логопед раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.

  1. Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.

  1. Игра «Четвертый лишний».
На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.

  1. Игра «Мама и дочка».
Логопед показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.

Эту игру можно проводить с предметными картинками, расположенными на доске, или с картинками на листах разработанного пособия.


  1. Самостоятельное употребление детьми существительных в начальной и уменьшительно-ласкательной формах в предложениях.
У всех детей на столах одинаковые листы из разработанного пособия. На листах изображены пары больших и маленьких предметов и картинка – действие. Например, Павлик видит (см. рис. 1), Юрик рисует (см. рис. 2), Славик держит (см. рис. 3). Логопед предлагает детям рассказать, что видит Павлик. Например: Павлик видит дом. – Павлик видит домик. Так же могут быть отработаны другие предложения.

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Список литературы.


  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999.

  3. Современный русский язык/Под ред. Н.С. Валгиной. – М.: Логос, 2001.

  4. Современный русский язык/Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

П

риложение (фрагмент пособия)








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, с одействовать усвоению знаний по теме;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
  • воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные потребности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы с суффиксами, листы для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут сказочные герои. (Слайд 2).

3. Сообщение темы и цели урока.

Проводникамив нашем путешествии будут герои романа - сказки Носова. Первое задание нам предлагает Знайка.

Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов.

Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? (Имя существительное)

С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса)

- Подсказка от Знайки « С помощью этой части слова могут совершаться превращения. В слове она стоит справа от корня. Иногда в слове может быть две и даже три таких части»

- Так о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе ). О каких превращениях с помощью этой части слова, говорил нам Знайка? (Могут образовываться новые слова)

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов. СЛАЙД 4.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться?

Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует?

Ветер – ветерок; ветер – ветрище.

Какие суффиксы в этих словах? Какое значение они придают словам?

4. Наблюдение.

Плывёт, плывёт кораблик
За запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус – лепесток.

Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки) (Лепест-ок - листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок- имеет другое значение).

А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно-ласкательные значения? (Проблема)

Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они?

(Коротышки).

Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст

Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…

Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно?

Посмотрите в образец данный в учебнике в упражнении 265 на с. 39

(Разбираем образец)

На доске: Слово «садок» - от какой основы оно образовалось? (От слова сад) . «Кусток» - куст. Выделите основу, корень и суффикс в словах.

Остальные слова выписываете самостоятельно. (Слайд 10)

Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)

От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных)

С помощью каких суффиксов? (Дети называют) Лист 1 с суффиксами. (-оньк- , -еньк-, -ок-, -ик-, -очк-, -к-.)

5. Работа с текстом в рамке на с.39.

Прочитайте вывод в рамке.

Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?

Листок 2 с суффиксами. (-онк-, -ек-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-.)

6. Практическая часть

Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и что-то собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- новые слова от основ имен существительных:

Трава – травушка; колокол – колокольчик

Поле – полюшко; изба – избёнка

Стекло – стёклышко; рука – ручонка.

- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?

7. Физминутка.

Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку.

Гора – горка; лес – лесок

Поле – полюшко; сом – сомище

Внук – внучек; город –городок

Мяч – мячик; слово – словечко.

Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.

Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение увеличительности) Какой суффикс у этого слова?(- ищ-). А какой суффикс поможет назвать слово ласково? (–ок - сомик)

8. Задание от жителей Цветочного города.

На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных

Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь.

Проверяем по СЛАЙДАМ 15, 16, 17 (Слайд 17 не убирать)

9. Образование уменьшительно-ласкательных форм мужских и женских имен.

У друзей Незнайки добрые и ласковые имена: Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик, Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.

Давайте же с помощью суффиксов –ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк_ образуем уменьшительно-ласкательные формы имен людей:

Рустам, Даша, Витя.

Мы говорили, что с помощью суффикса –к - образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: рыба-рыбка, рука – ручка.

Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. (Маринка, Сережка, Верка, Ирка) (суффикс –к- вносит оттенок пренебрежения)

Это уменьшительно-ласкательная форма имен? (Нет) . Постарайтесь при обращении к своим друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к- в их именах.

10. Рефлексия.

Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем.

Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.

Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали.

Лист 1

Юшк-,
-ышк-,
-чик-

Лист 2

Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.3 класс.
  2. Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 кл.

Суффиксы субъективной оценки обладают уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением: ротик , чемоданчик , дорожк а, домик , домище , домин а. С помощью таких суффиксов можно отразить размер предмета (маленький или большой) либо выразить субъективное отношение к нему.

От существительных мужского рода образуются существительные с помощью суффиксов –ик, -чик, -ок/-ёк, -ищ (е), -ин (а): стол – столик, лоб – лобик, мотор – моторчик, помидор – помидорчик, друг – дружок, ремень – ремешок, огонь – огонёк, пень – пенёк, нос – носище, дым – дымище, дом – домина.

От существительных женского рода образуются существительные с суффиксами –к (а), -очк (а), -иц (а), -ищ (а): берёза – берёзка, сумка – сумочка, ладонь – ладошка, звезда – звёздочка, ваза – вазочка, лужа – лужица, жара – жарища, нога – ножища.

От существительных среднего рода образуются существительные с суф. –ц (е,о), -иц (е), –иц (о), -ышк (о): дерево – деревце, зеркало – зеркальце, платье – платьице, письмо – письмецо, крыло – крылышко, зерно – зёрнышко.

При образовании существительных часто в основе наблюдается чередование согласных и гласных (чередование о, е с нулём звука): банка – баночк а (корень выступает в двух вариантах банк- и баноч-, где чередование согласных к/ч , а также гласного звука1 о 1с нулём звука – беглый гласный о).

Упражнения

1. Прочитайте словосочетания. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте эти суффиксы.

Тёплый ве терок, солнечный де нёк, лёгкий морозец, зелёный ого нёк, колпачок от ручки, тонкий ле док, съесть пиро жок, первый сне жок, любимые сынок и доченька, дорогая мамочка, чайная ложечка, аквариум с рыб ками, ручка ребёнка, детские туфельки, достала зеркальце из сумочки, ведёрко мороженого, чашечка кофе

*2.От каких слов образовались данные слова? Докажите, что они образовались при помощи суф. –к-.

дырочка, ложечка, бутылочка, верёвочка, иголочка, чашечка, тарелочка, подушечка, шуточка, тряпочка, точечка, улыбочка, юбочка, колечко, яблочко;

3. Прочитайте имена. Обозначьте в них уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1) Таня – Танечка, Оля – Олечка, Оленька, Наташа – Наташенька, Аня – Анечка, Алла – Аллочка, Инна – Инночка, Света – Светочка, Маша – Машенька, Юля – Юленька, Юлечка, Даша – Дашенька, Ира – Ирочка, Катя – Катенька, Катюша, Лена – Леночка;

2) Ваня – Ванечка, Женя – Женечка, Саша – Сашенька, Алёша – Алёшенька, Серёжа – Серёженька, Боря – Боренька, Миша – Мишенька, Коля – Коленька, Петя – Петенька, Витя – Витенька, Игорь – Игорёк, Никита – Никитушка, Максим – Максимушка

Какие суффиксы служат для образования ласковых форм мужских и женских имён?

*4.Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным суф.-к(а) от данных слов:

капля, кукла, палка, лод ка, клетка, картош ка, курт ка, песня, собака, шап ка, вишня, дырка, рюмка, улыб ка, юб ка, кольцо, туфля, яблоко, иголка, нит ка

Запишите образованные слова. Обозначьте корни и суффиксы. Подчеркните в корне гласные и согласные, которые чередуются.

Образец: капля – капе лька, палка – палоч ка

Объясните правописание выделенных букв.

5.Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным суф.-ок/-ёк. Запишите эти слова.

вечер, голос , волос, гриб , день, дым, жук, зверь, лёд , лес, лист, остров , пастух, пень, пух, ручей, снег , сын, флаг , чай, шум, язык, огонь, каблук, уголь, угол, старик, утюг , чай

Объясните правописание выделенных букв.

6.Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -чик. Обозначьте суффиксы.

дождь , корабль, ключ, билет , привет, заяц, куст , лист, мяч, нос , палец, стол, сухарь;фонарь, шарф, брат , мост, колесо, кирпич, перец, луч, топор, часы, плечо, лицо;

шкаф , стул, чемодан, суп , кефир, помидор, укроп, блин, костюм, магазин, мотор, разговор, забор, базар, коридор, прибор, диван, кувшин

Объясните правописание выделенных букв.

7.Прочитайте. Перескажите текст. Выведите правило правописания суф. –ик, -ек?

Безударные гласные в суффиксах –ек, -ик произносятся одинаково, а пишутся по-разному, например: ключи к, но замоче к. Как же различать написание этих суффиксов? Надо поставить слово в форму родительного падежа единственного числа: нет ключика, нет замочка. Если гласный звук в суффиксе перед буквой к исчезает (замочка), то суффикс пишется с буквой е , а если сохраняется (ключи ка), то в суффиксе пишется буква и.

8. От данных слов образуйте существительные с суф.-ек, -ик. Обозначьте суффиксы.

Объясните правописание гласных в суффиксах, пользуясь правилом из упр.7.

зонт, мешок, молоток, топор, гвоздь , прут , пруд , карандаш , орех, человек, лоб , хвост , арбуз , вопрос , столб , год , огород , самолёт, пакет, салат, камень, кусок, котёнок, щенок, лицо, песок, шар, букет

Объясните правописание выделенных букв.

9.Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суф. –ц(о,е), -ышк(о). запишите образованные слова. Обозначьте суффиксы.

золото, копыто, дерево, зеркало, дело, мыло;

крыло, гне здо, пе ро, горло, зе рно, сте кло, пя тно

Объясните правописание выделенных букв.

10.Прочитайте. Найдите слова с увеличительными суффиксами. От каких слов образовались эти слова.

1)Ну и жа рища, ну и духотища! Дышать нечем! 2) Вы по строили не дом, а огромный до мину! 3) В комнате пылища, будто целый год не делали уборку. 4) Дует такой ве трище, что прямо сбивает в ног прохожих. 5) На улице такой хо лодище, такой морозище – даже выходить из дома страшно. 6) У ко тёнка лапки, а у тигра лапищи. 7) Сова смотрит на нас неподвижными круглыми гла зищами. 8)Я никогда не держал в руках столько де ньжищ. 9)Силища у него в руках, как у медведя! 10) Как ты можешь ходить на таких каблучищах? 11) Эти сапожищи может носить только великан.

В каких случаях употребляются слова с этими суффиксами?

Объясните правописание выделенных букв.

11.Назовите части тела человека и животного, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Запишите эти слова. Обозначьте в них суффиксы.

12.Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк(а), -ечк(а, о), -к(а, о) от следующих слов:

1) мама, папа, лампа, ваза, звезда, коза, роза, кость, ванна, кофта, лента, трость, место, слово;

2) ухо, семья, яйцо, сковорода, чашка, ветка, рубашка, деньги, шутка, ведро, шапка, белка

Запишите образованные слова. Обозначьте в них корни и суффиксы.

13.Прочитайте словосочетания. Вставьте в существительные подходящие по смыслу суффиксы и, где нужно, окончания.

Небольшой мороз____, маленький дом____, огромный арбуз_____, лёгкий ветер_____, почти незаметные морщин____, тонкий лед____, детский стул______,

игрушечный слон_____, записная книж____, вишнёвые кост_____, лимонная кор______, стакан______ мороженого

Вопросы для самоконтроля

1.Какие смысловые группы можно выделить среди существительных со значением лица?

2.Какие суффиксы чаще всего используются для названий национальности, лица по месту жительства? Приведите примеры.

3.Какие названия национальности образуются с помощью суф.-тянин, -ин, -як, -уз, -инец, без суффикса?

4.Какие процессы наблюдаются в основе слова при словообразовании: Япония – японец, Афганистан- афганец? Приведите аналогичные примеры.

5.Какие процессы наблюдаются в суффиксах при образовании формы мн.ч. от существительных на –ец? Приведите примеры.

6. С помощью каких суффиксов образуются мужские и женские отчества? Приведите примеры.

7.Какие суффиксы используются для образования существительных со значением лица по роду деятельности, профессии? Приведите примеры.

9……………….

Тема 4. Словообразование имён прилагательных

4.1. Суффиксы прилагательных со значением вещества, материала

Имена прилагательные со значением вещества, материала, из которого сделан, состоит предмет, образуются так. К основе существительного, называющего вещество, материал, присоединяются суффиксы –н -, -ан-(-ян-), -ов-(-ев-), -ическ- и окончания: железо – железн ый, рыбы – рыбн ый, кожа – кожан ый, шерсть – шерстян ой, апельсин – апельсинов ый, ситец – ситцев ый, лён – льнян ой, металл – металлическ ий, синтетика – синтетическ ий.

Следует запомнить, что в словах стеклянн ый, деревянн ый, оловянн ый в суффиксах пишется две согласные нн.

Упражнения

1.Прочитайте. Из каких веществ, материалов, веществ сделаны (состоят) эти предметы? Обозначьте в именах прилагательных суффиксы.

Песчаный пляж, мясной бульон, ржаной хлеб, пшеничная мука, резиновые перчатки, льняное полотенце, бумажные салфетки, хрустальные стаканы, деревянная игрушка, оловянный солдатик, шоколадные конфеты, ореховое печенье, сливочное мороженое, грейпфрутовый сок, фруктовый салат, глиняная посуда, керамическое блюдо, фарфоровый сервиз, ситцевый пододеяльник.

2. Замените словосочетания близкими по смыслу с именами прилагательными. В прилагательных обозначьте суффиксы.

Образец: пюре из картофеля – картофельное пюре

Суп из молока, пирог с яблоками, салат из овощей, сок из вишни, джем из слив, сыр из сои, десерт из фруктов, каша из риса, простыни из льна, воротник из меха, свитер из шерсти, халат из шёлка, бутылка из стекла, сумка из кожи, чашки из фарфора, браслет из серебра, шарф из пуха;

Шишки ели, кора берёзы, лепестки розы, смола сосны, ветки вишни, кислота лимона, корка арбуза.

3.Составьте меню для ресторана или кафе, используя имена прилагательные, образованные от существительных.

1) суп из мяса, рыбы, грибов, овощей, лука, фасоли;

2) салат из овощей, капусты, рыбы, картофеля;

3) котлеты из мяса, курицы, рыбы, моркови;

4) пирог яблоками, вишнями, мясом, рыбой;

5) сок из апельсинов, томатов, винограда, манго, ананаса;

6) десерт из бананов, шоколада, клубники, творога;

7) мороженое из малины, сливок, кофе, персиков;

8) торт с орехами, шоколадом, фруктами; из вафель, творога, желе.

4.Замените словосочетания близкими по смыслу с именем прилагательным:

1) дом из кирпича, камня, глины, дерева;

2) крыша из жести, соломы, черепицы;

3) посуда из глины, металла, керамики, фарфора;

4) одежда из шерсти, шёлка, хлопка, льна, синтетики;

5) украшения из хрусталя, дерева, серебра, металла, бумаги;

6) фигурки из глины, дерева, соломы, кости, стекла;

7) трубы из пластмассы, железа, чугуна, резины