Илон маск время рождения. Tesla, Hyperloop One, SolarCity и SpaceX - Илон Маск готов осуществить мечты миллионов

Илон Маск (Elon Musk) — американский инженер, миллиардер, изобретатель и инвестор; второй предприниматель в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд - PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Также входит в совет директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями. СМИ все чаще называют Илона Маска новым Джобсом. Мама, первая супруга и пятеро совместных с ней сыновей Маска - граждане Канады.

Биография Маска

Маск появился на свет 28 июня 1971 г. в Претории (ЮАР). Его отец был южно-африканским инженером, мать — модель родом из Канады. После ухода с подиума она работала консультантом-диетологом. В семье было трое детей.

В 10 лет Маск получает в подарок компьютер и учится программировать. В 12 лет заключает первую сделку: за $500 продает Blast Star — разработанную им видеоигру в стиле Space Invaders. Цель созданной Маском игры — обстреливать ряды инопланетян из лазерной пушки, ездящей внизу экрана.

Деньги подросток (!) вкладывает (!) в акции (!) фармацевтической компании (!), за бизнесом которой давно следил через газеты (!). Позже Маск продает их за несколько тысяч долларов. Эти деньги он в 17 лет тратит, чтобы из родной Претории уехать учиться в Канаду. Родители против, но к запретам Маск глух, а финансовых рычагов у них нет.

В Канаде он узнает, что такое безденежье. «Я ставил эксперименты, как выжить меньше чем на $1 в день и не заработать цингу», — рассказывал он Los Angeles Times. Например, ел соус для спагетти с зеленым перцем - для витаминов. Выяснил, что если хотдог не покупать готовым, а собирать самостоятельно, он обходится в 25-30 центов за штуку.
Илон переехал в США и поступил в Университет Пенсильвании, изучать физику и бизнес. В 1995 г. он решает писать докторскую в Стэнфордском университете, но на лекциях его видят всего пару раз. Вместо этого 23-летний Маск в квартире в Пало-Альто, которую снимает еще с тремя студентами, основывает компанию Zip2. В 1999 г. Zip2 куплена за $307 млн компанией Compaq Computer. Из них Маску достается $20 млн. Он покупает McLaren F1, небольшой самолет и, наконец-то, переезжает из съемной квартиры в кондоминиум.

В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com. В 2000 году произошло приобретение компании Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты, и целью сделки было слияние обеих платежных систем, однако на самом деле это не произошло. Маск предпочел поглощение брэнда PayPal, что вызвало внутренние разногласия, закончившиеся отставкой Маска по решению совета директоров. Однако стратегическое решение Маска о слиянии двух компаний и начатая им активная деятельность по продвижению электронной системы оплаты на Интернет-аукционах привело к быстрому росту бизнеса к 2001 году (который был окончательно переименован в PayPal), в первую очередь за счет его продвижения как основного платежного средства на онлайн-аукционе eBay. Столь внушительные результаты позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года, и при этом стать первой из дотком-компаний, вышедших на биржу после терактов 11 сентября 2001 года. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд, на момент продажи Маску принадлежали 11,7 % акций компании, что позволило ему выручить 165 миллионов.

В июне 2002 года Маск основывает свою третью компанию SpaceX, в которой в настоящее время является CEO и главным инженером. SpaceX - частный разработчик ракет-носителей и коммерческий оператор космических систем. В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 миллиарда долларов США на 12 запусков разработанных носителей Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС. На первом этапе предусматрена доставка грузов, а доставка космонавтов будут осуществлять российскими корабли "Союз". Однако система Falcon 9/Dragon изначально задумывалась для доставки на станцию именно астронавтов. Предполагается, что в будущем SpaceX и подобные ей компании станут основным космическим транспортным каналом.

Маск ставит своей целью уменьшить затраты, требуемые для космического полета человека в 10 раз. С этими целями он и основал SpaceX, вложив в нее $100 млн из денег, заработанных от продажи предыдущих компаний.

По утверждению Маска, большое влияние на него оказал цикл научно-фантастических романов «Основание» и взгляды Айзека Азимова на освоение космического пространства как развитие и сохранение человеческого бытия. Маск утверждает, что охват жизнью нескольких планет может служить защитой от угроз существованию человеческой расы. Астероид либо супервулкан может уничтожить нас, а вдобавок мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической черной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь еще неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушло миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Раньше или позже наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зеленого шарика - или мы вымрем."

Solar City

Solar City - еще одна компания Илона Маска. Идея в первом приближении простая и даже обычная: компания монтирует маленькие частные солнечные электростанции (мощностью в несколько киловатт, что покрывает потребности среднего домохозяйства) на крышах жилых домов и компаний. Фишка в том, что Solar City их не производит и чаще всего даже не продаёт, а сдаёт в долгосрочный лизинг. Она помогает клиенту рассчитать, как много он сэкономит, переключившись с обычной на солнечную энергию, разрабатывает дизайн панелей солнечных батарей для конкретного случая, привлекает кредиторов, которые финансируют сделку, и самостоятельно монтирует панели на крыше. Короче говоря, клиент — а это в основном рядовые американцы — фактически бесплатно получает личную солнечную электростанцию «под ключ». Он ничего не покупает, не выплачивает никаких кредитов. Следующие двадцать лет он всего лишь, как обычно, платит помесячно за потребляемую электроэнергию. Сегодня Solar City растёт быстрее любого конкурента. У неё почти три десятка операционных центров по всей стране, новый клиент каждые пять минут и многомесячная очередь из желающих переключить свой дом или офис на солнечное электричество. Компания установила панели на десятки тысяч зданий и считает себя крупнейшим игроком на американском рынке чистой энергии.

Tesla Motors

Широкой общественности наиболее известна еще одна основанная Илоном Маском компания - Tesla Motors, в которой он и чтец, и жнец, и на дуде игрец, главный дизайнер (Chief Product Architect) , генеральный директор и глава совета директоров. В июне 2010 г. Tesla Motors проводит IPO — первое IPO автомобильной компании США с 1956 г., когда на биржу вышел Ford. Со времени основания Tesla ни разу не показала квартальной прибыли, а общий убыток по итогам 2009 г. составил $230,5 млн. Но размещение оказывается суперуспешным: акции размещены по $17 при коридоре $14-16, в первый день торгов котировки на NASDAQ взлетают на 41% до $23,89. По итогам 2013 года журнал Forbes назвал акции Tesla — самыми доходными акциями года.

Журнал Esquire в 2008 году включил Маска в список 75 наиболее влиятельных людей XXI века. В июне 2011 года он был награждён премией Хайнлайна за достижения в коммерциализации космоса. В феврале того же года журнал Forbes включил Маска в список 20 наиболее влиятельных CEO в возрасте до сорока лет.

По словам Джона Фавро, режиссёра фильма Железный человек, Илон Маск послужил прообразом главного героя (Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни младший). Так же Маск появился в фильме «Железный человек 2″ в роли самого себя (приятеля Тони Старка). По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Правила бизнеса Элона Маска

Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

Правило первое: Задавайте правильные вопросы

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное - это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто». На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы», - говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?». Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Правило второе: Не мысли аналогиями - препарируй реальность до фундаментальных оснований

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует значительно больших ментальных усилий».

На протяжении десятилетий космос казался неприступным для частного бизнеса. Его освоение зависело от гигантских бюджетов и оставалось прерогативой правительств. Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX и Маск смогли с нуля спроектировать ракетоноситель Falcon 9 и космический корабль Dragon. По оценкам NASA, создание Falcon 9 должно было обойтись в $3,9 млрд, SpaceX уложились в $300 млн. Компания Маска также предлагает самые низкие расценки в мире на доставку грузов на орбиту. Сегодня SpaceX владеет контрактами на $4 млрд, лишь треть из которых приходится на NASA, остальное - на частные компании.

Сам Маск рассчитывает умереть на Марсе. Но только не при посадке.

Правило третье: Мечтай - приукрашивая реальность, ты её меняешь

В 2008 году Tesla Roadster стал первым полностью электрическим автомобилем в серийном производстве. В 2012 году Tesla начала продажу седана Model S, нацеленного на более широкую аудиторию. Прошедшим летом на презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги». Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Reality distortion field (поле искажения реальности) - термин, придуманный сотрудниками Apple для описания способности Стива Джобса убеждать себя и окружающих в том, что выполнение стоящей перед ними невозможной задачи на самом деле возможно. По словам подчиненных Маска, у Илона тоже есть такое поле. «Он просто подбирает факты таким образом, чтобы они соответствовали его версии реальности», - рассказывал The New York Times бывший вице-президент Tesla Дэррил Сирай. А вот еще одна цитата от Рэя Верта, главного редактора автомобильного блога Jalopnik: «Я ему не верю. Я не думаю, что он врет. Если честно, мне кажется, что он верит в то, что говорит. Но я уверен, что это совершенно не соответствует действительности».

Tesla Motors многократно предсказывали неудачи, и стартап несколько раз находился на грани коллапса. Однажды Маску даже пришлось продать свой Maclaren F1, чтобы хоть чуть-чуть продлить жизнь умирающей компании. Но он продолжал твердить, что все идет отлично. И каким-то удивительным образом все действительно становилось лучше.

Правило четвертое: Вкладывать деньги в проекты, которые могут что-то изменить

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.» «Мне нравится быть причастным к вещам, которые изменят Мир»

Правило пятое: Всегда спрашивать: «Почему нет?»

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.» «Постоянно думайте о том, что вы могли бы сделать лучше, и задавайте правильные вопросы.»

Правило шестое: Надо быть Томасом Эдисоном, а не Николой Теслой

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы, он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился»

Правило седьмое: много работайте. Очень много.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву»

«Работайте по 80-100 часов в неделю. Это повысит шансы на успех»

«Люди, которые знают меня, как правило, хорошего мнения обо мне. Вообще, до тех пор, пока я не увольняю их, они всегда хорошего мнения обо мне»

«Я думаю, ошибка нанимать огромное количество людей, чтобы получить сложный технический продукт. Количество никогда не компенсирует талант, а как правило, будет замедлять прогресс и увеличивать стоимость продукта.»

Правило восьмое: Невозможно поменять мир, не рискнув

«Когда Генри Форд стал производить дешевые и надежные автомобили, люди не сразу приняли его. Это был огромный риск и он оправдался.»

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Непростым для Маска выдается 2008 г. — его бизнес оказывается на грани банкротства. Проблемы начинаются еще в 2007 г., когда запускается серийное производство двухместного спортивного электрокара Tesla Roadster. Автомобиль планировалось продавать за $92 000, но на деле вышло, что $140 тыс. стоят только материалы для его производства. Маск обвиняет в плохой работе сооснователя компании Мартина Эберхарда и увольняет его с поста гендиректора. Тот обижается и создает блог Teslafounders.com, где описывает Маска как бессердечного и недальновидного человека, убившего творческий дух компании и устроившего ей настоящее кровопускание. Дело в том, что Маск увольняет почти треть сотрудников, закрывает офис в Детройте, надавливает как может на поставщиков ради снижения издержек. В итоге Roadster начинает продаваться в 2008 г. за $109 000. Позднее Маск на страницах Inc признавался, что в кризисные годы просыпался и понимал, что во сне плакал.Но постепенно дела идут на поправку. В декабре 2008 г. НАСА заключает со SpaceX контракт стоимостью около $1,6 млрд на 12 полетов новой ракеты Falcon 9 к МКС в течение семи лет. В мае 2012 г. происходит успешный тестовый полет без груза, в октябре 2012 г. без проблем доставляется первая партия груза. В марте этого года у грузовика SpaceX отказывают три из четырех групп двигателей и не раскрываются солнечные батареи, но в итоге проблемы удается решить и стыковка происходит. Удается спасти и Tesla. В октябре 2008 г. Маск уверяет совет директоров, что договорился о привлечении $40 млн от акционеров. На самом деле он и есть единственный согласившийся инвестировать и дает $20 млн наличными. Впечатленные таким поступком, остальные инвесторы также выделяют деньги. «Душой Илона овладела мысль об изменении мира. Он считает: ну и что с того, что у него больше не останется денег?» — рассказывает его брат Кимбал, сооснователь Tesla и SpaceX. В феврале 2010 г. Маск заявляет, что потратил все деньги, которые были на банковском счете, и живет на зарплату в $8255 в месяц. В июне 2010 г. Tesla Motors проводит IPO — первое IPO автомобильной компании США с 1956 г., когда на биржу вышел Ford. В честь IPO Tesla Маск позволяет себе и первый после 2002 г. отпуск — четыре дня проводит во Французской Полинезии, еще на четыре дня заезжает в Бразилию навестить родственника. Останавливается в съемной квартире: «Со времен юности это самое скверное место, где мне приходилось жить, — рассказывает он журналу Inc. — Воняет, простыня в пятнах и, честное слово, покусывают клопы. Но это было потрясающе! Мы отлично провели время!».

Правило девятое: к чёрту МВА! занимайтесь фундаментальным образованием

«Я не рекомендую MBA. степень MBA не нужна, это плохая идея. На курсах MBA учат совершенно не тому. Там не учат людей думать. Причём чем престижней курсы, тем хуже. Потому что там приучают людей к мысли, что они особенные, после чего те становятся неспособны воспринимать обратную связь и беспристрастно анализировать собственные ошибки. Я нанимаю скорее вопреки наличию степени, а не благодаря ему. Среди высшего руководства моих компаний очень мало людей с MBA.»

«Физика очень помогает, потому что математика, на которую опираются бизнесмены, очень примитивна по сравнению с математическим аппаратом физики. Помню, как на курсе по анализу рынка ценных бумаг преподаватель объяснял, что такое матрицы. Я был в шоке. Если вы знаете математику достаточно, чтобы заниматься физикой, то экономические задачи будете решать без усилий. Многие учёные недооценивают себя в этой области. На самом деле они знают намного больше, чем думают. Можно просто взять и приложить физический метод мышления к практически любой проблеме — это универсальные приёмы и они работают в мире экономики так же как и в мире физики.»

«Даже если вы не хотите после учёбы работать физиком, такое образование очень полезно. Так что я рекомендую изучать физику в качестве фундамента, затем пройти побольше разнообразных прикладных инженерных курсов, чтобы определиться с наиболее интересным для вас направлением, и не пренебрегать искусствами и гуманитарными науками, особенно историей. И ещё будет неплохо изучить несколько экономических предметов, хотя бы чтобы ориентироваться в терминологии.»

Правило десятое: красивые девочки не любят «ботаников». Их любят самые красивые.

«Я рос в Южной Африке и там было очень маленькое сообщество, у меня было мало возможностей разделять с кем-то мои увлечения… Среди моих сверстников программированием вообще никто не увлекался. Мне приходилось чуть ли не силой заставлять их играть в D&D. Некоторым нравилось, но остальных приходилось долго уговаривать, ведь для участия в турнирах нужна была команда из четырёх человек. Я играл в компьютерные игры, писал софт, и у меня были штаны с завязками. Вообще мне жилось нелегко. Девчонки не хотели ходить со мной на свидания… А я ещё много чем занимался — собирал радио, делал ракеты. В ЮАР они не продавались в магазинах, так что мне приходилось самому выяснять состав ракетного топлива, толочь ингредиенты в ступке, заправлять ракету и запускать её — с непредсказуемым результатом.»

Первые два года жизни в США он учится в Королевском университете в канадском городе Кингстоне и знакомится там с будущей женой Жюстин. Он замечает из окна красивую девушку, подходит и, наврав, что они уже познакомились на вечеринке, приглашает в кафе-мороженое. Жюстин вспоминает: сначала она согласилась, а потом решила избавиться от ухажера — повесила на дверь своей комнаты записку с просьбой больше ее не тревожить. Но стоит ей выйти за дверь — Илон тут как тут с двумя рожками мороженого. Настойчивость покорила девушку. Они поженились в 2000 г., у них родилось шестеро сыновей (один скончался в младенчестве).

После первых $20 млн капитала, McLaren F1, небольшого самолета, собственного кондоминиума «ежедневная рутинная жизнь не изменилась, разве что к ней добавились уроки пилотирования, — вспоминает Жюстин на страницах Marie Claire. — Богатство Илона казалось абстрактным и несуществующим — ряд нулей в его личном странном мире. Я с горечью пошутила, что ему пора менять меня на супермодель. Вместо этого он прямо на углу улицы встал на одно колено и сделал мне предложение».

Но в 2008 г. начинается развод Маска с Жюстин. Она, профессиональный писатель, подробно описывает в своем блоге весь бракоразводный процесс, подтверждая выводы о Маске как о жестком и эгоистичном человеке: «Никто не может обвинить его в слабохарактерности. Те же качества, которые принесли ему экстраординарный успех, становятся причиной того, что рядом с ним можно жить только его жизнью <...> и компромисса не найти, не в последнюю очередь потому, что у него нет на это времени».

В 2010 г. Маск официально оформляет отношения с британской актрисой Талулой Райли. Правда, в 2012 г. они официально разводятся, так и не заведя детей.

Сейчас Илон Маск не женат. Точнее, женат - на работе:)

P.S. В 2001-2002 гг. Маск три раза посещает Россию, пытаясь с минимальными затратами организовать запуск с использованием списанной межконтинентальной ракеты.

Оригинал взят у

Завтра компания SpaceX запустит два спутника, чтобы протестировать интернет для всей планеты. Каким был герой всех последних новостей Илон Маск в детстве и зачем он запускает интернет, ракеты, строит электрокары и собирается колонизировать Марс?

У Илона Маска ничего не получится — так сказал первый человек на Луне Нил Армстронг. Но пока что с именем Маска ассоциируются самые инновационные технологии: крупнейшая система онлайн-платежей, автокомпания, бросившая вызов гигантам индустрии, интернет для всей Земли и даже колонизация Марса.

Предками Илона были швейцарские немцы

Они перебрались в Штаты во время Войны за независимость, а оттуда — в Канаду. В 1950 году родители Маска переехали в ЮАР. Там Илон родился и вырос.

Программированием и бизнесом он начал заниматься еще в детстве

Один из самых успешных бизнесменов современности в детстве был типичным ботаником: очень много читал и неохотно шёл на контакт с ровесниками. К тому же он обладал фотографической памятью как у Шелдона Купера. В школе его не любили, однажды парня избили и сломали нос .

Когда Илону было 10, отец подарил ему компьютер. Мальчик сам научился программированию и уже через два года, в 12 лет, продал за $500 собственноручно написанную компьютерную игру. Позже Маск вложил деньги в акции, а когда продал их, смог себе позволить переезд в Канаду. Там он жил у родственников, пока не поступил в Стенфордский университет. Правда, вскоре бросил учёбу ради бизнеса.

Еще в молодости Маск хотел изменить мир

Во время обучения в колледже он решил, что займётся тем, что сильней всего изменит судьбу человечества. Для грандиозных планов нужны были деньги, и пока Маск запускал свою первую компанию Zip2, он жил в офисе, а в душ ходил на местный стадион. Это позволило сэкономить деньги на аренду жилья и поддержать стартап.

PayPal изменил расчёты в интернете

Компания появилась в результате слияния стартапа Маска X.com и его конкурента Confinity. Фирма появилась в начале нулевых, когда бизнес в интернете был синонимом технологичности, а возможности безналичного расчёта ограничивались банковскими картами.

Хотя у партнёров были разные взгляды на управление и развитие проекта, сотрудничество было настолько продуктивным, что в 2002 году компанию купил eBay. Вырученные деньги Илон Маск направил на подготовку своей главной мечты — полёта на Марс.

Tesla Motors бросает вызов автогигантам

Илон Маск не был основателем компании, но именно он сделал её успешной и известной во всём мире. Маск считает, что мир слишком зависим от углеводородов и стремится избавить человечество от этой зависимости. Компания с самого начала задумывалась как первый серийный производитель электромобилей и альтернатива нефтяной энергетике.

Маск участвовал в разработке первого электромобиля компании Tesla Roadster, а когда оказалось, что из-за просчётов модель окажется вдвое дороже запланированного, расходы на производство и даже уволил основателей компании. Чтобы поддержать компанию финансово, ему пришлось продать свой любимый болид McLaren F1. Вложение сил и средств оказались не напрасными: в 2010 году Tesla провела первое за 50 лет автомобильное IPO в США.

Hyperloop: поезд со скоростью самолёта

Еще один амбициозный проект Маска. Если лететь дорого, а ехать на поезде долго, можно лететь на поезде. Скорость нового вида транспорта на испытаниях уже , что сравнимо с самыми быстрыми поездами на магнитной подушке. В будущем максимальная скорость составит около 1200 км/ч.


Hyperloop представляет собой стоящую на опорах трубу с откачанным воздухом для уменьшения сопротивления. В трубе движется герметичная капсула с людьми внутри. Вся необходимая энергия будет вырабатываться солнечными батареями, установленными вдоль маршрута.

Маск будет использовать в Hyperloop наработки других своих проектов: электронику Tesla, солнечные батареи SolarCity и прочные сплавы SpaceX. Многие решения, которые будут применяться в Hyperloop, уже используются, например, в поездах на магнитной подушке.

Пари по твиттеру: Маск построил гигантский аккумулятор

В прошлом году в Австралии объявили чрезвычайную ситуацию в энергетике из-за дефицита газа и растущих цен на энергоресурсы. Тогда Маск поспорил в твиттере с правительством Австралии, что сможет построить огромную батарею мощностью 100 МВт и стоимостью $390 млн за сто дней, которая сможет накапливать и перенаправлять электроэнергию в случае перебоев питания. Если не вложится в сроки, пообещал он, реализует проект бесплатно.

Аккумулятор сконструировали раньше срока, а в конце декабря 2017 года он прошёл проверку в действии. После аварии на местной ТЭЦ аккумулятор нехватку электричества.

SpaceX: многоразовые ракеты и космический корабль

Маск основал SpaceX в 2002 году. Главная цель компании — сделать полёты в космос дешёвыми настолько, чтобы можно было колонизировать Марс. Для этого компания сконструировала многоразовые ракеты-носители Falcon и космический корабль Dragon. Компания использует компоненты собственной разработки, это позволяет снизить цену и контролировать качество.

Первые три запуска ракет Falcon завершились провалом. Но в апреле 2016 года ракета Falcon 9 впервые приземлилась на плавучую платформу. Это открыло новую эру в космонавтике, потому что дало возможность использовать ракеты повторно.

А 6 февраля этого года успешно приземлились ракеты Falcon Heavy, способные вывести на орбиту (почти втрое больше, чем шаттл).


Это первая ракета высокой грузоподъёмности, способная возвращаться на Землю. Её запуск обходится в $90 млн — в два с половиной раза дешевле, чем запуск шаттла.


Starlink: интернет для всей Земли

Идея обеспечить интернетом всю планету появилась в 2015 году. Маск планирует сперва запустить 800 спутников, которые покроют территорию США, а довести их количество до 4 425, объединив в систему под названием Starlink. Она обеспечит доступ ко всемирной паутине в тех местах, где раньше интернет был недоступен: в отдалённых районах или в горах. При этом система сможет перенаправлять сигнал в районы с большой нагрузкой.

Спутники будут находиться на околоземной орбите, ниже, чем обычные геостационарные спутники. Это нужно для ускорения передачи сигнала: у современных спутниковых провайдеров задержка составляет около 600 миллисекунд, а Маск рассчитывает на 25-35 мс и скорость 1 Гбит/с.

Конечно, бизнесмен делает всё это не из чистого человеколюбия: если проект Starlink удастся, он принесёт компании $30 млрд, это вдвое больше, чем зарабатывает сегодняшний лидер отрасли высокоскоростного интернета Comcast. Часть средств Маск направить на самый масштабный свой проект — колонизацию Марса.

Ради чего это всё: заселяем Марс

В июне 2017 года бизнесмен заявил, что собирается колонизировать Марс. По его мнению, необходимо для того, чтобы обезопасить нас от возможной глобальной катастрофы. То есть бизнесмен решил привычно диверсифицировать риски, но теперь по разным планетам: если с одной что-то случится, на другой люди выживут.

Для этого создадут Межпланетную транспортную систему с кораблями многоразового использования. Сейчас большинство ракет одноразовые. Представь, что для каждой новой поездки пришлось бы покупать новую машину.

Полёт на Марс будет разделён на две фазы: сначала многоразовая ракета-носитель выведет космические корабли на околоземную орбиту. На борту каждого из тысячи кораблей будет около 100 человек. Там они дождутся максимального сближения Земли и Марса, которое случается раз в 26 месяцев, и затем отправятся в полёт. Первый человек может высадиться на Марсе уже в 2024 году, а через 50-100 лет население Красной планеты может достичь 1 миллиона человек.

Чтобы полёт на Марс не превращался в добровольную ссылку, наладят движение и в обратную сторону. Для этого используют марсианские ресурсы: будут производить топливо из метана. Корабли можно будет дозаправлять прямо на орбите. Благодаря этому и многократному использованию стоимость полёта будет в районе .


В его достижения не верили даже коллеги

Когда Тесла начала конкурировать с бензиновыми автомобилями и бросила вызов нефтяной промышленности, представители традиционного автобизнеса заявляли, что электромобили навсегда останутся причудой любителей.

Сегодня крупнейшие автогиганты выпускают электромобили и гибриды, в конце прошлого года их количество в мире перевалило за , а к концу этого превысит 5 млн. Уже сегодня на дорогах Китая и Норвегии треть машин — электрокары.


Астронавт Нил Армстронг выступал против коммерческих космических полётов, а известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон , что SpaceX не удастся совершить полёт на Марс, в первую очередь из-за нехватки денег: у Маска необходимых средств нет, а сам полёт не сулит выгоды, ради которой инвесторы были бы заинтересованы вкладывать в проект.

Как бы там ни было, недавний запуск и успешное приземление двух из трёх сверхтяжёлых ракет Falcon Heavy уже изменило представления о стоимости космических полётов, и обвалило заказы на российские ракеты "Протон".

Как ему это удалось?

Маленький Илон с раннего детства бесил родителей сомнениями в любых их словах и доводах, пытаясь докопаться до сути и задавая бесконечные вопросы. Образование физика и экономиста сделало его техноперфекционистом с предпринимательской жилкой.

Маск умеет находить необычные решения проблем и считает, что привычка людей мыслить стандартными шаблонами — главное препятствие на пути инноваций. Когда для выравнивания ракеты понадобился теодолит, он купил подержанный в интернете и сэкономил $25 тыс. А идея построить свои ракеты у него появилась, когда оказалось, что доставлять грузы на Марс уже существующими космическими кораблями очень дорого.

Рецепт успеха Илона Маска настолько же просто определить, насколько трудно ему следовать. Хорошее образование. Умение задавать правильные вопросы. Дотошность и нестандартный взгляд на мир. Способность идти напролом, несмотря на критику. И самое главное — большая мечта, которая стала целью.

Элон Маск — американский предприниматель, инженер. Принимал участие в создании платежной системы PayPal, которая в 2002 году была продана EBay за $1.5 млрд. Возглавляет совет директоров SolarCity и Tesla Motors. Согласно Forbes, состояние Маска равно $2.4 млрд.

Краткая биография

Маск родился в Претории в 1971 году. Место, где родился Элон Маск, это административная развитый научный город. Там жили его отец инженер и мать — бывшая канадская модель, которая позднее работала диетологом. В семье было трое детей.

В 10 лет Маску дарят первый компьютер, и уже в 12 лет он продает свою первую игру за $500. Полученные деньги подросток вкладывает в фармацевтическую компанию, за которой следил в газетах. Позднее он продал акции за несколько тысяч долларов. В 17 лет на эти деньги Маск переезжает в Канаду, где узнает, что такое бедность. Например, он старался прожить на $1 в день, не заработав при этом расстройство желудка.

В 1992 Маск переезжает в США и поступает в Университет Пенсильвании, где изучает физику и бизнес. Докторскую он пишет в Стэндфордском университете, но лекции не посещает. Вместе с друзьями-студентами будущий предприниматель основывает компанию Zip2. В 1999 гду она была выкуплена Compaq Computer за $307 млн, из которых Маск получает $20 млн. На них он покупает самолет McLaren F1 и переезжает в кондоминиум.

Солнечная электростанция каждому

Элон Маск, биография которого полна удивительных событий, основывает X.com в 1999 году. В 2001 году компанию переименовали в PayPal, которая через год была продана за $1.5 млрд. Предпринимателю принадлежало 11.7% акций.

В 2006 году Маск открывает SolarCity, компанию, владельцем и инженером которой он является и сейчас. Компания занимается монтажом небольших электростанций для личного пользования на крышах домов и компаний. Однако главная идея в том, чтобы не создавать электростанции самостоятельно, а сдавать их в долгосрочный лизинг. Клиент может посчитать выгоду от использования такой электростанции и практически бесплатно получает персональную солнечную электростанцию. Покупателями, как правило, выступают обычные американцы.

Элон Маск, биография которого содержит и взлеты, и падения, попал в точку с инновационной идеей. В наше время компания растет быстрее конкурентов. В её распоряжении более 30 операционных центров в США, новый покупатель каждые пять минут и огромная очередь тех, кто хочет пользоваться солнечной энергией. SolarCity уже установила такие панели на несколько десятков тысяч зданий и считается самой крупной фирмой в данном сегменте.

Путь к колонизации Марса

Элон Маск, биография которого учит не сдаваться, открывает ракетостроительную компанию SpaceX в 2002 году, главной целью которой является сокращение расходов на полеты в космос и Компания уже разработала несколько космических ракет и космический корабль Dragon.

В 2010 Dragon был первым кораблем, удачно запущенным, выведенным на орбиту и возвращенным обратно. Позднее, в 2015, он стал первым кораблем, пристыкованным к международной космической станции.

В 2006 году компания выиграла конкурс NASA по доставке грузов на космические станции и получила призовой фонд в $278 млн. На данный момент уже совершено пять удачных полетов.

Прочие достижения и награды

В 2010 году акции компании Tesla Motors, которая ни разу не показывала прибыли со времени основания, были размещены для публичной продажи. Однако предложение оказалось настолько удачным, что в первый день торгов цена на акции взлетела на 41%. Forbes назвал их самыми доходными акциями года.

Множество наград было присвоено за то, что изобрел Элон Маск. В 2008 году Маск был включен в список 75 самых влиятельных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 году получает премию Хайнлайна за выдающиеся достижения в коммерциализации космоса. В том же году Forbes добавил его в список 20 самых влиятельных молодых руководителей.

Элон Маск является вторым бизнесменом, который создал три компании стоимостью больше $1 млрд. Многие пытались повторить подобный успех. Кажется, что предприниматель живет по другим правилам. Однако, бизнесмен и не скрывает, что существует несколько простых пунктов, которым он следует.

Задавайте правильные вопросы

В подростковом возрасте Маск читал очень много философской и религиозной литературы. Однако наибольшее влияние на него оказала книга «Автостопом по галактике». По словам предпринимателя, он понял, что нужно задавать правильные вопросы. Когда Маск поступил в колледж, то думал, как именно хочет повлиять на судьбу человечества. Там он и решил, что будет заниматься переселением людей с Земли на другие планеты. Бизнесмен решил, что сделает все возможное, чтобы внести свой вклад в эту отрасль. И занялся поиском денег.

Препарируйте реальность

Элон Маск, биография которого учит не быть как все, считает, что инновациям мешает способность людей мыслить аналогиями. Поэтому они не создают новое, а пытаются улучшить существующее. Предприниматель считает, что нужно препарировать реальность до основания и создавать что-то принципиально другое.

Например, космос кажется недоступным для бизнеса. Для его освоения нужен огромный бюджет. Однако Маск уверен, что затраты можно сильно сократить, если поставить новую цель полетов. Поэтому он основал SpaceX, целью которой является колонизация. Бизнесмен говорит, что если нужно переселить население Земли на другую планету, нужно делать это экономно.

Я не думаю, что он врет, но не верю ему

В 2012 году Маск выразил уверенность в том, что через несколько десятков лет все автомобили будут электрическими. Он начал работать в этом направлении и в 2008 году выпустил первый электрический автомобиль, вышедший в серийное производство. Аналитики, однако, скептически относятся к заявлению Маска, что предпринимателя абсолютно не смущает.

Маска часто сравнивают со Стивом Джобсом. Последний пользовался термином «поле искажение реальности», убеждая себя и остальных, что невозможное возможно. Коллеги Маска уверяют, что он подбирает факты так, чтобы они соответствовали его реальности. Многие говорят, что предприниматель вроде и не врет, но поверить ему невозможно.

Его компания Tesla Motors часто оказывалась на грани банкротства, хотя и добился восхитительных успехов в бизнесе Элон Маск. Биография "Тесла"-создателя показывает, что предприниматель всеми способами старался держать компанию на плаву. Со временем все становилось лучше. По мнению бизнесмена, мир слишком сильно зависит от нефти. Это приводит к изменению климата, и Маск верит, что использование электричества исправит ситуацию.

Одним из достижений компании является решение Gemeral Motors создавать Chevy Volt. Это небольшой автомобиль с возможностью электрической зарядки. В режиме электромобиля он может проехать 65 км. Во время выпуска 33 тыс. человек записались в очередь на покупку этой машины.

Элон Маск, фото которого всегда жизнерадостные, стал успешным, воплощая безумные на первый взгляд идеи. Он не только стал независимым и обеспечил семью, но и вошел в историю. Предприниматель стремится изменить жизнь к лучшему и работает над проектами, которые в будущем могут спасти человечество.

Однако на данный момент он доволен тем, что с его помощью произошло много изменений в сфере энергетики, автомобилестроения и ракетостроения.

Маск даже снимался в кино. В 2008 году вышел фильм «Железный человек», прототипом которого стал Элон Маск. Позднее, в 2013 году, он сыграл небольшую роль в «Мачете убивает», однако его имени нет в титрах. Также сыграл самого себя в 9 серии 9 сезона сериала «Теория Большого Взрыва».

  • Zip2 и PayPal
  • Tesla Motors
  • SolarCity
  • SpaceX
  • Hyperloop

Компьютерная отрасль дала путевку в жизнь десяткам харизматичных личностей, сумевших создать нечто революционное и заработать на этом невероятное количество денег. Если бы существовал рейтинг таких людей, то первый номер принадлежал бы Биллу Гейтсу , второй - Стиву Джобсу . А вот третьего места, несмотря на большое количество претендентов, больше всего заслуживает малоизвестный в наших широтах предприниматель-миллиардер Элон Маск. Почему? Потому что деньги, заработанные на компьютерных технологиях, он вложил в проекты, способные изменить наш мир сильнее, чем его изменили майкрософты с айфонами вместе взятые.

Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд. – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

История Успеха, Биография Элона Маска

Элон Маск родился 28 июня 1971 года в Южной Африке. Его семья была смешанной. Отец, южноафриканец, был инженером. А мать, канадка, – диетологом. Детство Маска прошло в Южной Африке. В возрасте 10 лет у него появился первый компьютер. Элон сразу проявил интерес к программированию, которому обучался самостоятельно. В возрасте 12 лет он заработал $500, продав игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), которую он сам спрограммировал.

Биографии выдающихся лиц, как правило, содержат эпизоды, в которых герой говорит себе: «Да, я это сделаю», что позже приводит его к ошеломительному успеху. В биографии Элона Маска таких эпизодов было как минимум два. Первое решение Маск принял еще в 17 лет. После окончания школы в Претории, он решил оставить дом и без поддержки родителей, эмигрировать из ЮАР в США. Но сразу в США Элон не попал.

В 1989 году он перебрался в Канаду, к родственникам его матери. Получив гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Там он проучился два года, после чего его мечта сбылась – в 1992 году Маск отправился в США.

В Америку он переехал, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса, но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики.

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто» , – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы» , – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Zip2 и PayPal

Второе, самое важное и судьбоносное решение в своей жизни Элон Маск принял летом 1995 года. Он как раз закончил обучение в университете Пенсильвании и поступил в аспирантуру Стенфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако всего через два дня бросил науку и вместо разработки конденсаторов вместе с братом Кимбалом, находясь в столице Кремниевой долины Пало-Альто, создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву.»

На тот момент интернет переживал период бурного развития, однако еще никому не удавалось заработать тут серьезные деньги. Компания Маска смогла это сделать одной из первых: она создала платформу, с помощью которой газеты (в том числе и такие авторитетные, как New York Times) могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн. наличными и $34 млн. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании «за кеш». Часть вырученных денег ($20 млн.) Маск тут же спустил на люксовые покупки - спорткара McLaren F1 и частного самолета.

Маск начинает осваивать набирающие популярность электронные платежи, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности - PayPal. Это сейчас есть огромный выбор для оплаты в интернете, а тогда это была альтернатива оплате банковской картой.

Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегии и менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается. Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Так у Элона Маска появилось достаточно средств (основатель X.com получил за свою долю $180 млн.) для других своих увлечений - космонавтики и альтернативных источников энергии. Можно сказать, что на этом он распрощался с интернетом!

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.»

Tesla Motors

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре - миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин . Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше изначально заложенной в проект - $92000. К тому же гендиректор компании Мартин Эберхард допустил стратегический просчет: его концепция трансмиссии для Tesla Roadster оказалась неэффективной, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Элон Маска проявил необходимые на тот момент менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Маск без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после этой зачистки сам стал у руля компании. Эберхард подал на него в суд, но дело было улажено во внесудебном порядке, причем настолько эффективно, что практически никакие подробности конфликта не просочились на публику.

На пороге кризиса Элон Маска продолжил энергично «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным - менее чем на $20000 - повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге - за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн. (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн. разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн. в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний - получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

Слово «электромобиль», зачастую вызывает ассоциации с чем-то медленным и неповоротливым, но в случае с Tesla Motors это не так. Ее машины быстры и похожи по внешнему виду на роскошные спорткары. Впрочем, в планах есть и создание более простых моделей. Специалисты Tesla Motors сотрудничают с компаниями Daimler и Toyota. Так называемые «гибриды», автомобили этих компаний, оборудованные как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, используют технологии компании Элона Маска. В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо» .

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.»

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Лучшего времени для IPO, действительно, было не найти. Нефтяное пятно, которое по вине компании BP покрывает внушительную часть Мексиканского залива, продолжает расти, и поднять в это время вопрос о переходе на новые виды топлива кажется более чем логичным. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports.

На презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги» . Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

Подогревать интерес к проекту Маск продолжил, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S. Надо сказать, что все эти рекламные трюки принесли свои плоды. Так, за первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом.

На подходе - выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а в 2014 году начать и зарубежную экспансию.

SolarCity

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

В мае-июне 2008 года были созданы фотоэлектрические установки для обеспечения электроэнергией серверов и офиса eBay, а также для компании British Motors. Также в 2008 году компания начала выпускать программное обеспечение, которое способствует более рациональному использованию электроэнергии в жилых домах, благодаря этому конечные потребители стали меньше платить за электроэнергию, а нагрузки на сети уменьшились.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подзарядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее, с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн. во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX

Элон Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель – создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающийся экосистемы. И все было хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?»

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

«Моя цель – создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно. Вот спортивная «феррари» – это очень дорогой автомобиль, но скорее всего «феррари» сломается на первой же грунтовой дороге. И, напротив, самая дешевая «хонда» может надежно работать несколько лет, и вы будете уверены, что у нее не отвалится колесо в первой же канаве. То же с ракетами. Главное – не торопиться.»

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом - прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно - это обходится в $7 млн. С пятой - отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

«Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли – прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тысяч долларов.»

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX - Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию полтонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд., по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты» , - шутит миллиардер.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты, ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить, ведь бизнес пришёл в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Маск - требовательный перфекционист и педант в технической сфере. Его образование в области физики помогает видеть объективные истины и отделять их от эмоциональных оценок и спекулятивных прогнозов. Он просто мыслит масштабно. Например, он задумывается о средстве общественного транспорта под названием «гиперпетля». Этот электрический сверхзвуковой аппарат должен доставлять людей из Лос Анжелеса в Сан Франциско (350 миль) за 30 минут.

Hyperloop

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам» , говорил бизнесмен в интервью Bloomberg .

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд. (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд., уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» , – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, - схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд. до $10 млрд., конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов» , - заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением SpaceX, Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта» , - резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.»

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует больших ментальных усилий» .

«Думать о компании во сне и наяву – семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.»

«Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап – это как есть стекло и смотреть в бездну, так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.»

Маску всего сорок два года, и уходить на заслуженный отдых он не планирует. А в мире хватает задач, за которые стоило бы взяться человеку с миллиардом долларов в кармане, умеющему воплощать в реальность самые фантастические идеи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .