Колесный редуктор бтр 70. Из истории БТР

Один из первых бронеавтомобилей появился после окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. Его создатель, подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. А. Накашидзе, переоборудовал для этой цели свой автомобиль, установив броню и башню с пулеметом. В период империалистической войны 1914-1918 гг. и спустя почти два десятилетия на испытательные полигоны стран, производящих боевую технику, выходили самые различные образцы колесных бронированных автомобилей.

И все же к середине второй мировой войны производство бронеавтомобилей резко сократилось, а на вооружение подвижных родов войск стали поступать новые машины - бронетранспортеры.

Высокоманевренный характер боевых действий, широкое применение танков в войне показали огромную роль взаимодействия их с пехотой. Но стрелковые подразделения часто несли большие потери от огня противника еще на подходе к рубежу атаки. Необходимо было специальное средство транспортировки на поле боя, которое позволяло бы наступать вслед за танками в готовности немедленно использовать их успех и одновременно обеспечивало для личного состава подразделений защиту от огневых средств противника.

Низкая проходимость и уязвимость от огня даже стрелкового оружия исключали применение для этих целей автомобилей «коммерческого» типа. Броневики же оказались маловместимыми. Одной из самых массовых бронемашин на поле боя стал бронетранспортер (БТР), приспособленный для перевозки как минимум отделения пехоты, укрытой за его броней от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин. Автоматическое стрелковое оружие, а иногда даже 20-30-миллиметровые пушки позволяли им успешно бороться с однотипными машинами, живой силой противника и обстреливать низколетящие самолеты.

В Советской Армии первыми из серийных образцов таких машин были бронетранспортеры БТР-40 и БТР - 152, а впоследствии и их модификации. Они были созданы с использованием базы автомобилей массового выпуска ГАЗ-63 и ЗИС-151, сохраняли общую с ними схему расположения агрегатов. Это было оправдано экономически и не ограничивало возможности дальнейшего совершенствования боевых качеств БТР.

Тактико-технические качества БТР значительно повысились с принятием на вооружение вначале БТР-60П, а затем его модификаций БТР-60ПА, БТР-60ПБ. Эти машины были специально сконструированы так, что обладали высокой проходимостью, лучшей защищенностью, амфибийными качествами. Впервые на отечественных БТР силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.
БТР-70 - одна из последних машин такого типа. Это колесный (8X8) плавающий бронетранспортер высокой проходимости. В башне располагается спаренная пулеметная установка: 14.5-мил-лиметровый КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и 7.62 миллиметровый ПКТ (пулемет Калашникова танковый).

Боевое отделение рассчитано на восемь десантников. Командир и водитель размещаются в отделении управления. От своих предшественников БТР-70 имеет ряд отличий. В бортах корпуса - между вторым и третьим мостами располагаются два боковых люка для десанта. Мощность силовой установки, состоящей из двух карбюраторных двигателей, повышена до 240 л. с. (у БТР-60ПБ - 180 л. е.). Несколько изменена конфигурация корпуса. Скорость полностью загруженной машины на шоссе достигает 80 км/ч, а водометный движитель обеспечивает на плаву до 10 км/ч.

Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной до 2 метров и двигаться по косогорам с уклоном до 25°.

БТР-70 оборудован управляемой или автоматически срабатывающей при появлении пламени в силовом отделении системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой (ФВУ). ФВУ создает избыточное давление внутри корпуса, предотвращающее попадание в машину пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, очищает воздух.
Мощная силовая установка, независимая подвеска колес, система автоматического поддержания давления воздуха в шинах обеспечивают хорошую проходимость по дорогам и без дорог, а наличие наряду с пулеметной установкой переносного зенитного комплекса и противотанкового гранатомета обусловливает высокие боевые качества машины.

БТР-70:

1 - щиток приборов родителя;
2 - радиостанция;
3 - краны управления гидросистемами;
4 - боеукладки пулеметов;
5 - механизмы наводки вооружения:
6 - аккумуляторная батарея;
7 - силовая установка;
8 - радиаторы системы охлаждения;
9 - вентилятор;
10 - топливный бак;
11 - заслонка водометного движителя;
12 - рабочее колесо водомета;
13 -- генератор;
14 - механизм стояночного тормоза;
15 - раздаточные коробки;
16 - гидравлические амортизаторы ходовой части.

Из истории БТР:

Modernweapon

Бронетранспортер БТР-70 был разрабатан на базе опытного образца колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50, которая в свою очередь бала создана на базе БТР-60ПБ. Машина ГАЗ-50 в серийное производство не пошла, но ее шасси послужило базой для создания БТР-70, который был принят на вооружение Советской Армии в августе 1972 года.

БТР-70 - это колесная бронированная машина, с колесной формулой 8х8 и задним расположением двигателя. Корпус БТР-70 закрытый герметичный сварной из катаной броневой стали толщиной 8-10 мм. В передней части корпуса находится отделение управления с местами механика-водителя и командира. Вся средняя часть машины занята десантным отделением, вмещающим 8 пехотинцев.

В бортах корпуса десантного отделения имеются три амбразуры с левого борта и четыре справого для стрельбы из личного оружия пехотинцев. В десантном отделении находится башенная пулеметная установка, укладки боекомплектов, сиденья для пехотинцев и другое необходимое оборудование. Посадка и высадка экипажа происходит через люки в крыше бронетранспортера над соответствующими местами. Посадка и высадка десанта происходит через два люка в крыше десантного отделения и боковые люки между второй и третьей осями.

В моторно-трансмиссионном отделении находятся два 8-цилиндровых бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарной мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). Оба двигателя приводили в работу водометный движитель. Топливные баки устанавливались в моторно-трансмиссионном отделении в изолированных отсеках.

Колеса БТР-70 оснащены пулестойкими односкатными шинами размером 13.00-18. Колеса передних двух осей управляемые. Машина имеет центральную систему регулировки давления воздуха в шинах, изменяя его, в том числе и на ходу, в пределах от 0,5 до 2,8 кгс/см2. Подвеска всех колес - независимая, торсионная.

БТР-70 может преодолевать водные препятствия вплавь с помощью водометного движителя со скоростью до 10 км/час. Водометный движитель устроен по принципу БТР-60ПБ и представляет собой водовод, идущий от днища моторно-трансмиссионного отделения к нижнему кормовому листу. В нем размещен четырёхлопастной винт диаметром 600 мм, приводимый в движение двумя двигателями. Входное отверстие водовода закрыто решеткой, выходное - двухстворчатой броневой заслонкой, имеющей гидравлический привод. В водоводе установлены два руля, сблокированных с управляемыми колесами. Поворот на воде осуществляется при помощи этих рулей. Движение задним ходом на плаву осуществляется путем перенаправления водного потока в движителе. Кормовое выходное отверстие водовода закрывается, а поток воды направляется в боковые водоводы, выходящие в бортовых листах. БТР-70 сохраняет подвижность на плаву при поломке водомета с помощью вращения колес. При таком движении скорость составляет до 4 км/час.

Штатным вооружением бронетранспортера является бронированная башенная установка кругового вращения с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. БТР-70 снабжен системой защиты от оружия массового поражения.

К недостаткам БТР-70, как и БТР-60 можно отнести сложность и ненадежность установки спаренных двигателей и повышенный расход топлива. Бензин также можно отнести к недостаткам, так как он легко воспламеняется. Серьезным недостатком БТР-70 была неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, хотя в данной машине немного эта проблема решена с помощью боковых люков. Боевое применение этого бронетранспортера вскрыло его неудовлетворительную защищенность от мин и крупных осколков. К этому всему на БТР-70 добавилась и проблема с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался илом, водорослями и другими побочными предметами.

Характеристики:

  • Классификация: Бронетранспортёр
  • Боевая масса, т: 11,5
  • Экипаж, чел.: 2
  • Десант, чел.: 8
  • Годы производства: с 1972
  • Годы эксплуатации: с 1976
  • Длина корпуса, мм: 7535
  • Ширина корпуса, мм: 2800
  • Высота, мм: 2235..2320
  • База, мм: 4400
  • Колея, мм: 2380
  • Клиренс, мм: 475
  • Тип брони: стальная катаная. Лоб корпуса, мм - 8..10; Борт корпуса, мм - 6; Корма корпуса, мм - 6; Лоб башни, мм - 6; Борт башни, мм - 6; Корма башни, мм - 6
  • Пулемёты: 1 × 14,5-мм КПВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ (Углы ВН, град. −5..+30, Углы ГН, град. 360)
  • Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ), 1,5 (ПКТ)
  • Прицелы: ПП-61АМ
  • Тип двигателя: два ЗМЗ-4905
  • Мощность двигателя, л. с.: 2 × 120
  • Скорость по шоссе, км/ч: 80
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9..10 на плаву
  • Запас хода по шоссе, км: 400..600
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250..375 по грунтовым дорогам
  • Удельная мощность, л. с./т: 20
  • Колёсная формула: 8×8/4
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,5
  • Преодолеваемый ров, м: 2
  • Преодолеваемый брод, м: плавает

БРОНЕТРАНСПОРТЕР

БТР-70

Курс групповых занятий

Днепропетровск 1998


Введение

Подготовить офицера запаса механизированных войск:

Знающего устройство БТР-70 и умеющего практически выполнять работы по его техническому обслуживанию и содержанию в боевой готовности;

Способного организовать и обеспечить технически правильную эксплуатацию и обслуживание машин во взводе в различных условиях боевой деятельности войск;

Имеющего навыки вождения БТР в объеме подготовительных упражнений.

В результате изучения программы технической подготовки студенты должны:

Основные положения по эксплуатации бронетанковой техники механизированных подразделений, организацию технического обслуживания в различных условиях боевой деятельности войск;

Объем и организацию работ, проводимых при контрольном осмотре, ежедневном техническом обслуживании и подготовке БТР к преодолению водных преград;

Приемы управления и правила вождения БТР в различных условиях местности, пагоды и видимости;

Порядок выполнения нормативов по технической подготовке и соблюдения мер безопасности;

Организовать и обеспечить во взводе правильную эксплуатацию и обслуживание БТР, выполнять на БТР объем работ, установленных видов технического обслуживания машин и готовить их к преодолению водных преград;

Водить БТР в различных условиях местности, погоды и ограниченной видимости;

Обеспечить соблюдение мер безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и вождении БТР.

Устройство и работа агрегатов, механизмов и приборов, вопросы технического обслуживания изучаются на материальной части с использованием разборно-сборных и разрезных узлов и агрегатов, плакатов, схем и слайдов преподавателем.

Последовательность изучения - назначение, расположение агрегата, механизма на БТР, техническая характеристика, устройство, принцип работы, правила пользования, возможные неисправности, уход, практические работы по техническому обслуживанию. В ходе изучения дается краткая сравнительная характеристика отечественных образцов с образцами иностранных государств.

Занятия, связанные с изучением материальной части, проводятся в составе взводов. Практические занятия проводятся с группами 7-8 человек на БТР в составе полувзводов под руководством преподавателя и мастера производственного обучения.

Занятия по вождению проводятся на учебном сборе в соответствии с требованиями курса вождения боевых машин.


Рис. 1. Бронетранспортер БТР-70;

а - вид справа спереди; б - вид слева сзади


Тема "Общее устройство БТР."

Боевая и техническая характеристика БТР-70.

Бронетранспортер БТР-70 представляет собой колесную плавающую бронированную машину, вооруженную 14.5 мм КПВТ и спаренным с ним 7,62 ПКТ в башенной установке.

БТР-70 предназначен для транспортирования личного состава подразделений сухопутных войск на поле боя и поддержки его огнем из штатного оружия.

Некоторый исторические данные по выпуску и применению БТР в боевых действиях .

Бронетранспортеры в Советском Союзе начали выпускаться после Великой Отечественной войны

Незначительное количество бронетехники использовалось в период гражданской войны 1918- 1922 г. Это были бронеавтомобили различных марок, в основном зарубежного производства.

В начальный период Великой Отечественной войны незначительно, в основном в разведывательных целях, использовались бронеавтомобили БА-64 горьковского автозавода.

Первые БТР начали выпускаться в начале 50-х годов, это БТР-40 горьковского автозавода и БТР-152 автозавода ЗИС на базе ЗИС-151. а в дальнейшем - на базе ЗИЛ-157.

В конце 50-х. начале 70-х годов БТР-60п. БДРМ-2. в дальнейшем, основными типами БТР на вооружении армии стали БТР-60п, БТР-60пб, БТР-70, БТР-80.

Бронетранспортеры БТР-60пб и БТР-70 широко использовались в боевых действиях в Афганистане. Нагорном Карабахе, в Чеченской республике и в некоторых зарубежных военных конфликтах.

Боевая и техническая характеристика БТР-70:

Закрытый бронированный корпус обеспечивает защиту личного состава от поражения огнем стрелкового оружия и осколков гранат и снарядов;

Герметизация корпуса в сочетании с наличием ФВУ обеспечивает л/состав от поражения отравляющими, бактериальными средствами и от проникновения в БТР радиоактивной пыли;

Наличие водометного движителя обеспечивает передвижение БТР по водным преградам со скоростью 10 км/ч, что дает возможность с ходу форсировать водные преграды и десантироваться на берег сплав, средств:

БТР имеет ППО, что обеспечивает автоматическую локализацию пожара в отделении силовой установки:

Для связи между машинами и обеспечения связи между командиром, пулеметчиком и водителем в БТР установлена р /станция Р-123М и ТПУ:

Для ведения огня из АКМ при нахождении л/состава внутри БТР имеются 7 лючков, а для безопасного выхода из БТР на поле боя и посадки в него оборудованы боковые люки;

Для повышения проходимости при действии в различных условиях бездорожья. БТР оборудован централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и снабжен дифференциалом кулачкового типа повышенного трения, а для гашения колебаний корпуса, что содействует ведению более прицельного огня из пулеметов БТР имеет 12 амортизаторов;

Для предотвращения затопляемости корпуса при действии БТР на плаву он оборудован системой водооткачки обшей производительностью 700 л/мин:

БТР оборудован лебедкой с тяговым усилием на крюке троса 6000 (12000) кг:

С целью облегчения работы водителю БТР имеет: гидроусилитель руля, гидравлическую систему поднятия водноотражательного щитка, открытия заслонки водомета и закрытия клапанов водооткачки.


Общие данные технической характеристики

Тип машины колесная, плавающая
Корпус броневой, герметизированный
Масса, кг
Количество посадочных мест 10/11
Основные размеры - длина ширина высота 7535 2800 2235
Максимальная скорость движения по шоссе 80 км/ч
Максимальная скорость движения на плаву 9-10 км/ч
Расход топлива на 100 км шли: - по шоссе -по грунтовой дороге 72 л 116 л
Запас хода по топливу по шоссе - на основных баках - с дополнительными емкостями не менее 40 км 500 км
Запас хода по топливу по грунтовым дорогам - на основных баках - с дополнительными емкостями 250 км 325 км
Запас хода на плаву с дополнительными емкостями 12 ч
Преодолеваемые препятствия: - подъем - угол крена - ров шириной 30° 25° до 2 м
Минимальный радиус поворота на суше 12.6 м
Минимальный радиус циркуляции на воде 8-10 м
Вооружение два спаренных пулемета один 14,5 мм КПВТ один 7.62 мм ПКТ
Наибольшая прицельная дальность пулемета - КПВТ - пулемета ПКТ 2000 м 1500 м
Темп стрельбы:
- пулемет КПВТ 600 выстр./мин
- пулемет ПКТ 650-700
Боекомплект:
- пулемет ПКВТ 500 патронов
пулемет ПКТ 2000 патронов
Количество двигателей
Марка и тип двигателей ЗМЗ-4905, четрыхтактные, бензиновые, карбюраторные.
торные
Максимальная мощность обоих двигателей 240 л/с
Число цилиндров 8 цилиндров
Емкость системы смазки 25 л (12,5 х 2)
"АСЗП-10"
Система питания емкости 290 л (А-76)
Система охлаждения емкости 70 л
Колесная формула 8x8
Электрооборудование 24 вольта
Электрооб. системы зажигания 12 вольт
Связь внешняя р/станция Р-123М
Связь внутренняя переговорное устройство Р-124 на три абонента

1950 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

БТР-80 - 1986 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

БТР ОТ-64 - Зеленые многоколесные машины не остановились ни на мгновение. Они стремительно спустились к воде и, вспенивая ее винтами, заскользили по зеркалу реки к противоположному берегу. «Противник» накрыл реку высокими столбами минных взрывов, но… … Энциклопедия техники

БТР-40 - БТР 40 … Энциклопедия техники

БТР-70 - БТР 70 … Энциклопедия техники

БТР-70 - 1971 БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

БТР-Т - ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификацииНовый российский тяжел … Военная энциклопедия

БТР - бронетанковый резерв Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. Б батр б рея бтр батарея арт. Б Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур

БТР-60 - Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года … Энциклопедия техники

БТР-90 - КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАСПОРТЕР Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификацииПосле создания протот … Военная энциклопедия

БТР-90 - БТР 90 … Энциклопедия техники

Книги

  • Российский бронетранспортер БТР-80 А , БТР-80 А - это дальнейшее развитие основного российского бронетранспортера. На новом образце установлена башня улучшенной конструкции, что позволяет вести огонь науглах возвышения до 70… Серия: Модели для склеивания (М:1-35) Издатель: Звезда , Купить за 1674 руб
  • Советский бронетранспортер БТР-70 1/35 (ограниченный выпуск) (3556) , БТР-70 - советский бронетранспортёр - боевая колёсная плавающая бронемашина для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, в том числе и в условиях… Издатель:

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 - 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 - 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 - 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В начале 1980-х годов после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-80, разработанный в КБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина и Е.М.Мурашкина. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод. Первый серийный БТР-80 покинул заводские цеха 24 февраля 1984 года.

БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант своего предшественника - бронетранспортера БТР-70. Компоновка машины, конструкция корпуса, вооружение, ходовая часть - серьезных изменений не претерпели. Практически прежними остались и габариты машины. Кстати, при их оценке необходима корректность сравнения. Так, в некоторых справочниках высота БТР-70 указывается 2235 мм, а БТР-80 - 2460 мм. В первом случае - это высота машины при полной массе по крыше башни, во втором - высота пустой машины по прибору ТНПТ-1. Высота же бронетранспортеров при полной массе по указанному прибору наблюдения, - соответственно, 2320 и 2350 мм. К заметным внешним отличиям БТР-80 можно отнести двухстворчатые двери для посадки и высадки десанта в бортах корпуса и семь лючков с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия в лобовом и бортовых его листах. По-иному расположены и люки над десантным отделением, в крышках которых имеются лючки для стрельбы из автоматов по высоко расположенным целям.


Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В БПУ-1 установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патронов в лентах в 10 коробках, а ПКТ - из 2000 патронов в лентах в 8 коробках. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Слева от прицела в стенке башенной пулеметной установки размещен прибор наблюдения ТНП-205, а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок ЗД6 системы 902В «Туча» для запуска 81-мм дымовых гранат. Масса БПУ-1 в снаряженном состоянии составляет 540 кг.

Наиболее важные и принципиальные изменения в конструкции БТР-80 остались незаметны глазу. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин, рабочим объемом 10 850 см 3 .



1 - волноотражательный щиток; 2,11 и 12 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 3 - смотровые люки командира и механика-водителя; 4 - крышки смотровых люков; 5 - гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6 - гнезда прибора наблюдения ТНПО-115; 7 - люк башенной установки; 8 и 9 - поручни; 10 - амбразура для стрельбы из пулемета; 13 - верхняя створка двери бокового люка; 14 - крышка люка фильтра ФВУ; 15 и 20 - буксирные крюки; 16 и 18 - подножки; 17 - нижняя створка двери бокового люка; 19 - ограждение фары; 21 - крышка люка выдачи троса лебедки; 22 - передние буфера



1 - гнездо заднего фонаря; 2 - защитные щитки воздухоотвода; 3 - люк башенной установки; 4 - амбразура для стрельбы из пулемета: 5 и 6 - поручни; 7,9 и 11 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 8 и 14 - подножки; 10 - верхняя створка двери бокового люка; 12 - нижняя створка двери бокового люка; 13 - крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 - выходной канал заднего хода на плаву; 16 - штырь буксирного приспособления; 17 - заслонка водометного движителя: 18 - козырек отводящего патрубка водооткачивающего электронасоса; 19 - крышка заправочной горловины топливного бака; 20 - задний буфер



Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2, 3, 4-й и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см 2 .



1 - хомут консоли; 2 - консоль; 3 - крышка входного окна; 4 - прицел; 5 - оттяжная пружина механизма перезаряжания КПВТ; 6 - прибор наблюдения ТНПТ-1; 7 - ролик; 8 - трос; 9 - пусковая установка системы 902В; 10 - кронштейн стопора люльки по-походному; 11 - пружина; 12 - стопор люльки; 13 - гильзозвеньесборник; 14 - буфер рукоятки; 15 - рукоятка механизма перезаряжания КПВТ; 16 - звеньесборник; 17 - пробка уплотнителя маски; 18 - уравновешивающий механизм; 19 - механизм поворота; 20 - пламегаситель; 21 - планка стопора люльки









КО-командир отделения; МВ - механик- водитель: СН- стрелок-наводчик БПУ-1; СП - стрелки-пулеметчики с пулеметами ПК; СА - стрелки-автоматчики с автоматами АКМС (АКС-74); СГ - стрелок- гранатометчик; ПГ - стрелок-помощник гранатометчика; АА - амбразуры для стрельбы из автомата АКМС (ЛКС-74); АП - амбразуры для стрельбы из пулемета ПК

Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному - у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.

Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425 мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об/мин) - 12 ч.

После пожара на заводе двигателей КамАЗа в апреле 1993 года была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., что почти не сказалось на подвижности машины.

На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на Р-163-50У и Р-174.

В 1994 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ под руководством А.Масягина. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патронов. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения, что уменьшает его загазованность при стрельбе. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т.

Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Правда, в связи с отсутствием фотографий этой боевой машины, трудно сказать, производится ли она серийно.

С 1990 года в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК».















В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-ЗА, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».

Что касается других модификаций БТР-80, то в первую очередь стоит упомянуть командирский бронетранспортер БТР-80К, предназначенный для командира мотострелкового батальона. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.





Заслуживает упоминания бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) «Симфония». Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

Кроме того, на шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП «Кушетка-Б», станция спутниковой связи и звуковещательная станция.

Бронетранспортеры БТР-80 начали поступать на вооружение мотострелковых частей Советской Армии, морской пехоты ВМФ, пограничных и внутренних войск в середине 1980-х годов. Впервые на военном параде в Москве они были показаны 7 ноября 1987 года.





БТР-80 применялись советскими войсками в Афганистане, использовались практически во всех «горячих» точках на территории и СНГ. Бронетранспортеры БТР-80 различных модификаций используются Российской Армией в Чечне и Таджикистане. Они состояли на вооружении российских контингентов сил ООН в Боснии и Косове.

БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245), Турции (100), Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш (78) и Сьерра-Леоне. По непроверенным данным, 60 машин поставлено в Алжир и 10 - в КНДР.

Шаги по модернизации БТР-80 предпринимаются и за рубежом. В частности, на Украине серийно выпускается (или переделывается из БТР-80) бронетранспортер БТР-94, вооруженный двумя 23-мм пушками (по другим данным, - 14,5-мм пулеметами КПВТ) в оригинальной башенной установке. В вооруженные силы Украины поступило 90 таких машин, еще 50 в 2003 году было продано Иордании. Правда, недавно Иордания передала все эти БТРы Ираку, возможно, по причине их низкого качества, о котором сообщалось в печати.

Более удачной конструкцией оказался бронетранспортер Guardian - версия БТР-80, оснащенная дизельным двигателем Deutz BF6M1015 мощностью 326 л.с. и автоматической трансмиссией Allison MD3066.









На машине размещен боевой модуль «Шквал» с 30-мм автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя» и двумя ПТУР. На вооружение морской пехоты Объединенных Арабских Эмиратов поступило 90 таких машин.

БТР-80 - последний серийный вариант обширного семейства отечественных бронетранспортеров. С сожалением нужно признать, что за прошедшие с момента создания БТР-60 годы в его конструкции мало что изменилось. Спустя 40 с лишним лет на вооружение Российской Армии поступает машина, мало чем отличающаяся от БТР-60ПБ. Кардинальные изменения затронули только моторно-трансмиссионный блок, все остальное модернизировано, конечно, но, по большому счету, осталось прежним. Машина, безусловно, надежная, маневренная, с отличной проходимостью, к тому же плавающая.

А вот то, что больше всего, по мнению автора, нуждалось в пересмотре - компоновка, - так и осталось без изменений. У так называемого «активного размещения десанта», конечно, много достоинств, но такая компоновка больше подходит для боевой машины пехоты, имеющей несколько иной круг задач.





Как это следует из договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), подписанного в Вене в 1990 году, термин «бронетранспортер» означает «боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную для транспортировки боевого пехотного отделения, которая, как правило, вооружена встроенным или штатно устанавливаемым оружием калибра менее 20 мм». Вот так - для транспортировки, а не для ведения боя не спешиваясь. Последнее относится уже к термину «боевая машина пехоты», которая «обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под прикрытием брони». Но именно желание обеспечить эту возможность ярко прослеживается в конструкции рассматриваемых советских бронетранспортеров, достигая апогея у БТР-80 с шаровыми установками для ведения огня из автоматов, вдобавок расположенными таким образом, чтобы огонь сосредотачивался в передней полусфере. Под категорию боевых машин пехоты при подписании ДОВСЕ БТР-80 не попал исключительно из-за своего вооружения, калибр которого был меньше 20 мм, а вот БТР-80А уже подпадает.