Пуск ракеты с бжрк. Боевой железнодорожный ракетный комплекс "баргузин"

22.03.2018Дмитрий Жеребцов1599

Россия, "Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

История создания

Эта история относится к далеким 60-м годам. В этот период, две могущественные враждебные друг другу державы, США и СССР загоняли друг друга в пучину гонки вооружения. Американцы пытались, нарушив паритет, создать оружие, способное поставить СССР на колени. Советское руководства не желало с этим мирится и задумывалось над тем, как этого можно избежать и гарантировать своей стране возможность гарантированного ракетного удара ядерным арсеналом по стране потенциального врага.

Первый и самый очевидный вариант обеспечения ответного удара был связан с усилением защищенности ядерных пусковых установок, что обеспечивало возможность нанести ответный удар, в случае ядерной атаки агрессивного блока НАТО, как тогда его называли (и, надо признать, это было наиболее точное его описание, содержащее суть этой организации).

Но, вскоре стало ясно, что координаты наших пусковых установок хорошо известны Соединенным штатам. В 1961 году СССР в своем сообщении потрясло весь мир о том, что на Новой Земле было произведено испытание нового супероружия Водородная бомба, мощность 50 миллионов тонн тратила. Советское руководство прекрасно понимало, что подобное супероружие вскоре появится и в США. Один удар подобной бомбы в месте расположения пусковых шахт РВСН (Ракетные Войска Стратегического Назначения), не оставляло не единого шанса на ответный удар.

Кроме того, у Соединенных Штатов было на вооружении ракеты типа «Трайдент-2», способные глубоко проникнуть в грунт и разрушить инфраструктуру заземленного ракетного комплекса. А, размещенные в Европе ракетные комплексы, оснащенные ракетами «Першинг-2», при запуске, долетали до нас за 6-8 минут. Этого времени хватало, чтобы развернуть пусковую установку и открыть люк шахты. Но, не более того.

Таким образом, Советский Союз был лишен возможности нанести гарантированный ответный ракетно-ядерный удар по странам агрессоров. Всем стало ясно, что паритет нужно восстановить и, как можно скорее. Но, если нельзя надежно укрыть пусковые установки, то можно их сделать не уловимыми. Так родилась идея сделать их мобильными.

13 января 1969 года был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

Надо отметить, что данный комплекс был составляющим звеном гарантированного ответного удара Советского Союза, на ряду с мобильным ракетным комплексом 15П696 с ракетой РТ-15, он же объект 815 от 1965 года. И, БРПЛ «Р-11ФМ» созданная на базе наземной, оперативно-тактической ракеты «Р-11».

Так дали жизнь одной из могущественный и неуловимых военных ядерных пусковых установок на ЖД-платформе.

Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Устройство БЖРК «Молодец»

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993-2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Новый поезд-«призрак»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

Миф или реальность?

Не так давно появилась информация о приостановке дальнейших испытаний БЖРК «Баргузин». В чем же дело? В банальной нехватке средств или в чем-то еще? Давайте разберемся.

Изначально, при создании «Молодца» ставка делалась на неуловимость и повышенную живучесть объекта. По замыслу, он должен быть не отличим от составов общехозяйственного назначения. Но, так ли он был не заметен? Стоящий на запасных путях состав БЖРК, мог не отличить от общехозяйственных составов разве только обыватель. Любой специалист мог легко установить его принадлежность к РВСН. Это и повышенное количество колесных пар, и строенный локомотив, применяемый только в горной местности или при транспортировке БЖРК. В общем, отличий было достаточно, и любой специалист мог их легко заметить.

Новый «Баргузин», несмотря на его максимальную замаскированность, тоже имел свои отличительные черты. Поэтому, говорить о неуловимости этих составов очень сложно. В данный момент, появилась информация о новейших разработках ВПК, способных преодолевать ПВО и ПРО противника и, гарантировать доставку боевой части к месту назначения. А их скорость не дает противнику шансов на их перехват. Современная военная доктрина России базируется на качественно иных принципах. Подобные разработки, превосходящие по скорости ракеты-перехватчик ПВО и ПРО противника и их относительная независимость при преодолении ПВО и ПРО, дает качественно новые возможности не только для нанесения ответного удара, но и для перманентного подавления возможности первичного удара потенциального врага.

Может в будущем Российские ВПК еще вернуться к этому вопросу, имея за плечами массу современнейших военных разработок. И, вопрос о возрождении проекта «Баргузин» будет решен на качественно ином научно техническом уровне.

В данный момент, современные военные разработки способны охладить даже самые горячие головы агрессивного блока НАТО. Им придется много раз подумать прежде чем ввязаться в новую военную авантюру против нашей страны. Современные военные разработки России, способны нивелировать любую агрессию против нашей страны и гарантирую наш спокойный и сладкий сон.

Метки

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.Предшественник «Баргрузина» «Молодец» БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.
Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.
Советский БЖРК шок для Вашингтона Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.
Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16– 18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».
Как резали «Скальпели» Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.
Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.
«Баргузин» главный козырь против ПРО США Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.
За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Не столь давно поезда с ядерными ракетами были грозным оружием Страны Советов и атомным кошмаром для вероятного противника. За поездами-призраками без особого успеха следила специальная группировка из 12 американских спутников. Но после развала СССР это уникальное оружие было поспешно и тщательно уничтожено.

За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.

Ценители советского наследия явно заинтригованы сообщениями Министерства Обороны РФ о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК) на новом технологическом уровне.

Проект получил название «Баргузин», а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов «Ярс». Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2018-2020 года.

Такой БЖРК уже стоял на вооружении Советского Союза в 80-х годах, но в соответствии с договором СНВ-2 ракеты 15Ж61 , составлявшие основу комплекса «Молодец», были демонтированы и уничтожены, а сами поезда пущены на металлолом.

Сообщать о том, что БЖРК вдруг вновь стали актуальны – как минимум некорректно. Актуальность была, никуда не делась и в перспективе будет. Но теперь у руководства государства достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.

История создания БЖРК

Само создание БЖРК было мерой вынужденной. Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар.

В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету.

Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Но если мы не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в ЦК КПСС и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным, возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске.

Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда.

Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы.

США сначала собирались делать БЖРК, но быстро передумали. Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвлённая, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная её часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.

Была у американцев идея сделать этот поезд подземным. Проложить под землей кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно.

От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска баллистических ракет с подземки нужно было сделать в определённых местах люки. А они, как нетрудно предположить, имели чёткие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.

США отказались от строительства БЖРК из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Симметрично ответить СССР уже не мог.

Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы – «Пионеры» и «Тополя». Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно.

Идея о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникла сразу же после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия.

Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда.

Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.

Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов.

Правда, тянули стратегические составы два-три тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом!

Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей.

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.

Преимущества Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса (БЖРК) очевидны.

Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. За день поезд БЖРК мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.

Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось.

Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав.

Засечь такой поезд со спутника – задача практически невыполнимая.

Поэтому такие поезда назывались «призраками» и БЖРК стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет «Першинг» в Германии.

Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ «Молодец». Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel (Скальпель).

Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение «Молодца» от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка «скальпеля» была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.

Но у БЖРК, как ни крути, есть и слабые места.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), обладает весьма солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу.

Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трех-вагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение.

Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют «пороховой аккумулятор давления»).

Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Теория, тактика и практика применения БЖРК

В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно.

Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара » американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута.

Но это в теории. С момента заступления на боевое дежурство в 1985 году, БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.

Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство.

БЖРК с надписью на бортах «Для перевозки лёгких грузов», после первого же прохождения по железнодорожным путям, заставлял не выдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратиться с петицией: «Дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет»?

Желающих платить не нашлось, и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК.

Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с БЖРК могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК.

При декларируемой возможности произвести пуск ракет из любой точки маршрута, ракетному поезду всё-таки была нужна точная топопривязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники», куда в час «икс» прибывал поезд, привязывался к точке и мог произвести залп ракет.

Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой.

Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил своё существование СССР. КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлоградский завод, где делали «рентные вагоны».

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, – высказал своё мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. – Это касается и БЖРК, особенно с учётом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине».

Впрочем, главными причинами отказа от комплекса всё-таки оказались нерешённая проблема развёртывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута, что в сумме делало БЖРК не столь неуязвимым, как того хотелось. А значит, и не столь эффективным оружием.

Уничтожить любым путем!

С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения.

Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно.

Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс. км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Проведенный советскими конструкторами эксперимент с кодовым названием «Сдвиг» показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны.

Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м.

Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 дБ. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

Конечно американцы не сидели сложа руки. Вот документально зафиксированный факт одной из секретной операции по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой.

Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство «Скальпелей», а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Так под наблюдением американцев уничтожались «Скальпели».

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем.

Для разделки «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Под бдительным американским надзором были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Кстати, в это же время были ликвидированы (залиты бетоном) большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.(Сатана)

Естественно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга ни среди военных, ни среди экспертов.

Но нет худа без добра! За океаном изначально даже и не предполагали, что они сильно поспешили…

Ведь ракеты «Молодец» проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске, по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти.

И если б под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, они бы повисли на нас тяжким бременем, т.к. техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Какова же современная ситуация?

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась. Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений, Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьёзно осложнить жизнь Вашингтона – возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.

Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.

Фактически от старого «Молодца» останется только Система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.

Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 «Ярс». Это сухопутный вариант морской «Булавы». Эти ракеты хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное – вдвое меньшим весом.

Когда начиналось ее создание, никто не мог и предположить, что разрабатывается единый ракетный комплекс для ВМФ и РВСН. «Булава» - для флота, а «Ярсы» могут базироваться на колесных шасси и железнодорожных платформах.

Благодарить надо бывшего начальника вооружения Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Ситнова. Именно он настоял, чтобы создавалась не просто новая ракета для подлодок, а именно многоцелевой унифицированный комплекс, способный работать и на море, и на земле.

Когда американцы про это все-таки узнали, было уже поздно – закрыть проект не удалось. Но все-таки, наверное, проектировщикам постоянно мешали некие внешние силы, так как работы над «Булавой» шли очень тяжело. Сегодня это не секрет.

Тем не менее коллективу Московского института теплотехники под руководством тогдашнего генконструктора и гендиректора Юрия Соломонова удалось почти невозможное. Видимо, не случайно весной Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Труда.

Что будет из себя представлять новый российский БЖРК?

В чем-то он очень похож на атомную подлодку стратегического назначения. Только более комфортную. Все вагоны поезда герметичны и очень прочны – даже взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава не должен вывести комплекс из строя.

Автономность – месяц. В течение этого времени экипаж может не покидать состав – воды и продуктов хватит. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км. А может остановиться на «заброшенной» ветке в глухом лесу или спрятаться в неэксплуатируемом туннеле.

Кстати, тактика боевого применения новых БЖРК, скорее всего, станет отличной от той, которой придерживались «Молодцы».

В боевое положение ракеты приводятся в течение нескольких минут. Дальность стрельбы - 10 тыс. км, точность попадания – в радиусе 100 метров от цели. Головные части – маневрирующие, способные преодолеть любую из существующих систем ПРО.

Определить местонахождение ракетного поезда во время его боевого дежурства для технических средств разведки почти невозможно. Для БЖРК разработаны самые современные средства маскировки, мощные системы радиоэлектронной борьбы и новейшие способы защиты от террористов.

Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям.

Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети.

Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Заключение

Бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» состоятся в нынешнем году.

И возможно, в начале четвертого квартала, по результатам пуска в начале 2017 будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил журналистам генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

«По БЖРК, как и сообщалось, в этом году планируются так называемые бросковые испытания. Они осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземного пускового оборудования. Этот пуск гарантированно будет выполнен – это будет, наверное, начало четвертого квартала этого года. И состояние дел на сегодня таково, что внушает абсолютный оптимизм, что это будет сделано», - сказал Соломонов.

Новый российский БЖРК «Баргузин» будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать.

Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК - это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения.

Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное - это курс на импортозамещение.

Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, - понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей.

Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.

Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», – утверждает командующий РВСН С. Н. Каракаев.

Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трёх видов базирования – шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, резюмировал командующий РВСН.

Ну дай то Бог!

Борис Скупов

Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник – «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных из неназванного источника, на данный момент никакой реальной информации о прекращении работ над комплексом “Баргузин” нет. Заметим, Минобороны России данный вопрос никак не комментирует.

Но не так давно “Российская газета” со ссылкой на непонятный источник сообщила, что на Землю , а под угрозой находятся Самара, Казань и Нижний Новгород. В результате, ссылаясь на “Российскую газету” приготовиться к страшной и мучительной смерти жителям Казани, Самары и Нижнего Новгорода стали советовать многочисленные региональные СМИ…

Нехорошая история. Как-то больше верится министерству обороны РФ. Напомню, год назад, в декабре 2016 года, минобороны сообщило – бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно. По официальному сообщению, пуск был осуществлен не собственно ракетой “Ярс”, а, как было уточнено, его малогабаритной моделью. Эти испытания явились этапом перед началом более серьезных работ по созданию комплекса. Они должны были подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе.

Что же произошло за прошедший год? Действительно ли Россия сворачивает развертывание “ядерных поездов”?

Маловероятно. Скорее всего, боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» переходит на, так сказать, подземно-тоннельный уровень . Тот самый, на который давно ушли, к примеру, разработки лазерного оружия.

Так что есть все основания поразмышлять именно в этом направлении…

Для чего России нужны БЖРК?

Нужны ли России “ядерные поезда”? Да, конечно.

Их создание в СССР стало вынужденной мерой после того, как в США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По подводным лодкам оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. в океанских просторах они неуловимы, сами же они могли приближаться к нашей береговой линии вплотную, держать под прицелом основную территорию страны. Паритетно ответить СССР не мог.

За прошедшие десятилетия страны НАТО сумели покрыть моря и океаны сетью гидроакустических станций, отслеживающих перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения… Порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их совсем не ждали. Однако, проблемы глобальной скрытности это не решало.

Основой советских РВСН являлись шахтные пусковые установки. Понятно, они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Между тем, самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы . Внешне, особенно сверху, БЖРК ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза – так ведь многие поезда тянут два локомотива… В общем, идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно.

Боевые ракетные поезда легко терялись на необъятных просторах, могли уходить в многочисленные подземные тоннели – неиспользуемые или специального военного назначения. Так, только вдоль железнодорожной линии от Аши до Златоуста (Южный Урал) находятся более 40 тоннелей и подземных штолен, позволяющих укрыть любой железнодорожный состав от наблюдений из космоса… В случае необходимости поезд мог быть выдвинут из тоннеля и подготовлен к стрельбе за 3-5 минут. Если сигнал на ракетный пуск застигал поезд в пути, он экстренно тормозил, у вагонов выдвигались опоры, провода железнодорожной контактной сети раздвигались и производился залп!

У железнодорожников БЖРК получили литеру “поезд номер ноль”. Ракетные поезда “Молодец”, каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, стояли на вооружение с 1987 года. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel .

К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра. Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Новое поколение БЖРК “Баргузин”

Работы над БЖРК под названием “Баргузин” в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад рассматривает нашу страну как главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО, а ракеты “Булава” для стратегических подводных лодок нового поколения на тот момент не оправдывали надежд – при залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в “молоко”. Специалисты позже разобрались, в чем дело, и на данный момент проблема решена, но в 2012 году ситуация была неясной. Именно это активизировало работы по ракетным ядерным поездам.

К 2016 году, по заявлению Главкома РВСН Сергея Каракаева, проектирование нового БЖРК под условным названием “Баргузин” было завершено. По словам Каракаева, “Баргузин” будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года. В конце 2017 года, по его словам, Верховному главнокомандующему РФ В.В. Путину должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения.

Разработку БЖРК вел Московский институт теплотехники, где создавались “Тополь”, “Ярс” и “Булава”. Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали. Главное – ракеты стали легче. Это позволило убрать демаскирующие признаки – усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. Возможно, увеличилось общее число ракет на одном поезде. По сути, БЖРК стали сухопутной стратегической лодкой, поставленной на рельсы. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.

Как ранее сообщалось, железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет оснащен МБР РС-24 «Ярс». Были названы сроки принятия комплекса на вооружение.

«У нас есть современная ракета , достаточно малогабаритная, чтобы разместить ее в обычном вагоне литерного поезда, и вместе с тем имеющая мощное боевое оснащение. Поэтому пока создавать для «Баргузина» другие ракеты не планируется»,

– сообщал источник из ВПК. Он отметил, что главное сейчас – за три-четыре года создать на новой технологической основе сам железнодорожный комплекс и успешно испытать его с «Ярсом».

По данным источника, первый «Баргузин» может быть поставлен на боевое дежурство в начале 2018 года. «Если все будет идти штатно, по графику, то при должном финансировании «Баргузин» может быть принят на вооружение на рубеже 2019-2020 годов», – добавил источник. Ранее другой источник сообщил, что один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет и будет приравниваться к полку.

Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о различных аспектах работы и развития своего рода войск, а также затронул тему перспективных проектов.

Стратегический “поезд №0” должен стать дейсвительно невидим для технической разведки

БЖРК «Баргузин» должен объединить в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. С. Каракаев отметил, что комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец». Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.

Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ) и в Удмуртии, где планируется производство ракетного комплекса. За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава».

БЖРК «Баргузин» по своим характеристикам будет превосходить систему «Молодец», однако будет иметь большое сходство с базовой. Главком РВСН отмечал, что стартовый вес новой ракеты не должен превышать 47 тонн, а габариты должны соответствовать размерам стандартных железнодорожных вагонов. Сравнительно малый вес ракеты является важной особенностью нового БЖРК, отличающей его от «Молодца» и дающей преимущество перед ним. Ракеты 15Ж62 весили более 100 тонн, из-за чего вагон с пусковой установкой оснащался специальным оборудованием для распределения нагрузки на соседние вагоны.

Такая конструкция агрегатов комплекса позволяла довести нагрузку на пути до приемлемых значений. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без сложных систем, соединяющих вагоны и перераспределяющих нагрузку. По общей архитектуре и внешнему виду новый БЖРК «Баргузин» будет весьма похож на комплекс «Молодец». Ввиду необходимости маскировки ракетный комплекс должен выглядеть, как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет размещаться все необходимое оборудование.

Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет.

Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты. Так как основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». Известные характеристики ракеты РС-24 «Ярс» позволяют примерно представить, какой будет ракета БЖРК «Баргузин».

Изделие «Ярс» имеет три ступени, общая длина – около 23 м. Стартовый вес – 45-49 т. Максимальная дальность пуска достигает 11 тыс км.

Подробная информация о боевом оснащении отсутствует. Согласно различным источникам, ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения. Ракета «Ярс» может использоваться как с шахтными, так и с мобильными пусковыми установками. Как и существующие подвижные грунтовые ракетные комплексы, железнодорожные системы имеют высокую мобильность. Однако использование существующей железнодорожной сети обеспечивает им гораздо большую стратегическую мобильность, поскольку состав с ракетами при необходимости может быть переброшен в любой район. С учетом размеров страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет.

Так будет ли ракетный поезд? Во-первых, он уже есть и различные модификации испытаны. Во-вторых, если поезд создается невидимым, то и делать это следует скрытно – тогда все получится. Ведь раньше именно так все и получалось…

2019-09-02T10:43:05+05:00 Alex Zarubin Анализ - прогноз Защита Отечества Люди, факты, мнения анализ,армия,ВКС,вооруженные силы,оборона,Россия Ракетный поезд "Баргузин" Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник - «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных... Alex Zarubin Alex Zarubin [email protected] Author Посреди России

Среди многообразия пусковых стратегических систем, стоящих на вооружении ведущих стран мира, боевой комплекс (сокращённо БЖРК) в наши дни переживает второе рождение. Этому способствует целый ряд причин, но прежде чем коснуться их, рассмотрим, что же представляет собой эта разработка современной оборонной промышленности. Попутно же постараемся узнать о том, что стало с ядерными поездами прошлых лет.

Что такое БЖРК?

Прежде всего, это железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются не пассажиры, спешащие на отдых или в командировку, и не грузы, ожидаемые в разных концах страны, а смертоносные ракеты, для большей эффективности своих ударов снабженные ядерными боеголовками. Их количество варьируется в зависимости от размеров комплекса.

Впрочем, есть и пассажиры - это технический персонал, обслуживающий боевой железнодорожный ракетный комплекс, а также подразделения, в задачу которых входит его охрана. Часть вагонов предназначена для размещения всевозможных технологических и прочих систем для успешного пуска ракет и поражения целей в любой точке земного шара.

Поскольку такой железнодорожный состав, начинённый смертоносным грузом, сродни боевому кораблю, ему нередко даётся название, используемое затем как имя собственное. Например, 15П961 «Молодец». Если первая часть наименования не вполне удобна в произношении, да и запомнится не сразу, то вторая вполне благозвучна и привычна для слуха. К ней даже хочется добавить слово «добрый», но по отношению к комплексу, способному в считаные минуты уничтожить среднее европейское государство, это прилагательное едва ли приемлемо.

Дюжина «Молодцев» на страже Родины

Таких лихих «Молодцев» в период с 1987 по 1994 годы в нашей стране было двенадцать. Все они стояли на боевом дежурстве стратегического назначения и, кроме основного названия, имели ещё одно, встречавшееся лишь в технической документации, - РТ 23 УТТХ. В течение последующих лет они один за другим снимались с вооружения, демонтировались, так что к 2007 году из их славной дружины остались лишь два, помещённые в музей Вооружённых сил России.

К слову сказать, РТ 23 УТТХ стал в Советском Союзе единственным комплексом, пущенным в серийное производство. Разработки подобных боевых систем велись в течение нескольких десятилетий, но лишь в восьмидесятые годы были доведены до этапа, позволившего принять их на вооружение. Для соблюдения секретности железнодорожным составам такого типа было дано условное обозначение «поезд номер ноль».

Американские разработки в той же области

Известно, что в годы холодной войны зарубежные, в частности американские конструкторы, также работали над созданием поездов, везущих в своих вагонах атомную смерть. В результате успешной деятельности советской разведки, а также пелены секретности, окружавшей всё то, что было связано с оборонной промышленностью, в те годы широкий читатель был гораздо более осведомлён в отношении их разработок, нежели достижений отечественных оружейников.

О чем же сообщали в своих донесениях наши доблестные «штирлицы»? Благодаря им известно, что в начале шестидесятых годов в США появилась первая твердотопливная межконтинентальная получившая название «Минитмен». По сравнению со своими предшественницами, работавшими на жидком топливе, она имела ряд существенных преимуществ. Прежде всего, отпадала необходимость в предпусковой заправке, кроме того, значительно повысилась её устойчивость к тряске и вибрации, неизбежно возникавших при транспортировке.

Это позволило производить боевые пуски ракет непосредственно с движущихся железнодорожных платформ, и делать их практически неуязвимыми в случае войны. Единственная сложность состояла в том, что стартовать ракеты могли лишь в строго определённых, специально подготовленных местах, так как их система наведения была привязана к заранее просчитанным координатам.

Америка в лучах «Большой звезды»

Существенным прорывом, позволившим создать в США поезд с ядерными ракетами, стала широкомасштабная операция, осуществлённая в 1961 году и проходившая под секретным названием «Большая звезда». В рамках этого мероприятия поезда, являвшиеся прототипами будущего ракетного комплекса, перемещались по всей сети действовавших в стране железных дорог.

Цель учений состояла в проверке их мобильности и возможности максимального рассредоточения по территории США. По завершении операции её результаты были обобщены, и на их основе сконструирован поезд, ядерный арсенал которого составляли пять ракет «Минитмен».

Отказ от уже готового проекта

Однако этой разработке не суждено было встать на вооружение. Изначально предполагалось, что в 1962 году оборонной промышленностью страны будет выпущено тридцать таких поездов, вооруженных в общей сложности ста пятьюдесятью ракетами. Но по завершении конструкторских работ стоимость проекта сочли чрезмерно высокой, и в результате от него отказались.

В тот период шахтные пусковые установки твердотопливных «Минитменов» были признаны более эффективными, и именно им отдали предпочтение. Их неоспоримым достоинством являлась низкая себестоимость, а также достаточно надёжная защищённость от советских межконтинентальных баллистических ракет, не имевших в те годы требуемой для их уничтожения точности попадания.

В результате проект, над которым американские инженеры трудились в течение всего 1961 года, был закрыт, а уже созданные на его базе железнодорожные составы использовались для транспортировки тех же «Минитменов» из цехов заводов производителей к базам, где осуществлялось их шахтное развёртывание.

Последние разработки, предпринятые в США

Новым толчком к созданию в Америке железнодорожных составов, способных нести ядерное вооружение, послужило появление в 1986 году тяжёлой межконтинентальной ракеты нового поколения LGM-118A, известной также под своим более коротким названием MX.

К этому времени значительно возросла поражающая способность советских ракет, предназначенных для поражения вражеских пусковых установок. В связи с этим особое внимание было уделено вопросу безопасности размещения MX.

После долгих дебатов между сторонниками традиционного шахтного развёртывания и их оппонентами был достигнут компромисс, в результате которого пятьдесят ракет поместили в шахты, и столько же на платформы нового, специально подготовленного для этой цели состава.

Однако и эта разработка не имела будущего. В начале девяностых годов благодаря демократическим преобразованиям, происшедшим в нашей стране, холодная война завершилась, и программа по созданию железнодорожных ядерных комплексов, потеряв свою актуальность, была закрыта. В настоящее время подобные разработки не ведутся и, судя по всему, на ближайшие годы не планируются.

Новая разработка КБ «Южное»

Однако вернёмся на Родину. Теперь уже не составляет военной тайны информация о том, что первый ядерный поезд СССР начал создаваться в соответствии с приказом Министерства обороны, подписанным в январе 1969 года. Разработка этого уникального проекта была поручена конструкторскому бюро «Южное», в котором тогда трудились двое замечательных советских учёных - академики, родные братья Алексей Фёдорович и Они и возглавили работу над новым проектом.

Согласно общему замыслу, создаваемый ими 15П961 «Молодец БЖРК» (боевой железнодорожный ракетный комплекс) предназначался для нанесения ответного удара противнику, так как его мобильность и повышенная живучесть позволяли надеяться на то, что он сможет уцелеть в случае внезапной ядерной атаки врага. Единственным местом, где производились необходимые для его оснастки ракеты, был Механический завод в Павлограде. Этот важнейший стратегический объект скрывался в те годы под безликой вывеской ПО «Южмаш».

Сложности, возникшие на пути разработчиков

В своих воспоминаниях В. Ф. Уткин писал, что поставленная перед ними задача несла в себе огромные сложности. Они заключались главным образом в том, что комплекс должен был передвигаться по обычным железнодорожным путям, наравне с прочими поездами, а ведь вес даже одной ракеты вместе с её пусковой установкой составлял сто пятьдесят тонн.

Перед создателями проекта стояла масса неразрешимых на первый взгляд проблем. Например, как разместить ракету в железнодорожном вагоне и каким образом в нужный момент придать ей вертикальное положение? Как обеспечить безопасность при транспортировке, когда речь идёт о ядерном заряде? Выдержат ли огромную нагрузку, создаваемую при прохождении состава, стандартные рельсы, железнодорожные насыпи и мосты? Наконец, устоит ли в момент поезд? На все эти и многие другие вопросы конструкторам предстояло найти исчерпывающие и однозначные ответы.

Поезда-призраки и те, кто ими управлял

Уже на следующий год поезд, ядерный арсенал которого составили ракеты типа 15Ж61, проходил испытания в различных климатических районах страны - от пустынь Средней Азии до полярных широт. Восемнадцать раз он выходил на железнодорожные магистрали страны, проделав в общей сложности полмиллиона километров и совершая на космодроме «Плесецк» боевые пуски своих ракет.

Вслед за первым составом, обозначенным в графике движения под нулевым номером, появлялись и его близнецы. По мере прохождения испытаний каждый такой поезд-призрак вставал на боевое дежурство в одном из ракетных полков страны. Обслуживавший его личный состав состоял из семидесяти военнослужащих.

Гражданские лица не допускались. Даже места машинистов и их помощников занимали прапорщики и офицеры, специально обученные вести поезд. Ядерный же заряд ракет находился под неусыпным наблюдением специалистов. К началу 1991 года в СССР насчитывалось уже три ракетные дивизии, на вооружении которых находились железнодорожные ракетные комплексы.

Они составляли мощный ядерный кулак, способный, в случае необходимости, сокрушить любого противника. Достаточно сказать, что каждая такая дивизия обладала двенадцатью железнодорожными составами, несущими ядерные ракеты. В те годы Министерством обороны СССР была проделана огромная работа. В радиусе полутора тысяч километров от мест дислокации полков стандартные железнодорожные рельсы были заменены на более тяжёлые, способные выдержать ракетный поезд, ядерный груз которого требовал дополнительных мер предосторожности.

Временная приостановка программ БЖРК

Существенные изменения в маршруты патрулирования БЖРК были внесены после встречи М. С. Горбачёва и Маргарет Тэтчер, состоявшейся в 1991 году. С этого времени, согласно достигнутой договорённости, ни один поезд-призрак не покинул места своей постоянной дислокации, оставаясь, тем не менее, в строю в качестве стационарной боевой единицы. В результате ряда соглашений, подписанных в последующие годы, Россия была обязана снять с вооружения все ракеты, базировавшиеся на железнодорожных поездах, тем самым отказываясь от этого вида стратегических вооружений.

«Баргузин» (БЖРК)

Однако говорить о полном отказе России от ракетных комплексов, установленных на железнодорожных составах, по меньшей мере преждевременно. В конце 2013 года в СМИ появилась информация о том, что в качестве ответной меры на ряд американских программ вооружения в нашей стране возобновляются работы по созданию поездов-ракетоносцев.

В частности шла речь о новой разработке, выполненной на передовой технологической основе, носящей название «Баргузин» (БЖРК). По всем своим параметрам и целевому назначению она не подпадает под перечень ограничений, установленных международным договором СНВ-3, и поэтому её производство не вступает в противоречие с нормами международного права.

Согласно имеющимся данным, ракету, несущую ядерный заряд и оснащённую разделяющейся головной частью, планируется поместить в вагон, замаскированный под стандартный железнодорожный рефрижератор, имеющий длину двадцать четыре метра.

Комплекс «Баргузин» предполагается вооружить ракетами типа «Ярс», прежде базировавшимися на тягачах. Преимущество железнодорожного развёртывания в данном случае вполне очевидно. Если грунтовые установки легко обнаруживаются из космоса, то данная система БЖРК неотличима от обычного товарного поезда даже при ближайшем рассмотрении. Кроме того, перемещение железнодорожного ракетного комплекса в несколько раз дешевле, чем грунтового, базирующегося на тягачах различных видов.

Достоинства и недостатки БЖРК

Завершая разговор о железнодорожных ракетных комплексах, уместно остановиться на общепризнанных достоинствах и недостатках этого вида вооружений. Среди его неоспоримых преимуществ специалисты отмечают высокую мобильность способного, меняя дислокацию, преодолевать за сутки до тысячи километров, что во много раз превосходит аналогичные показатели тягачей. Кроме того, следует учитывать высокую грузоподъёмность железнодорожного состава, способного перевозить одновременно сотни тонн.

Но нельзя сбрасывать со счетов и присущие им некоторые недостатки. Среди них следует выделить сложность с маскировкой поезда, вызванную особенностями его конфигурации, что упрощает обнаружение состава с помощью современных спутниковых средств разведки. Кроме того, по сравнению с пусковыми шахтами поезд менее защищён от воздействия взрывной волны. В случае ядерного взрыва, произведённого где-либо в окрестностях, он может быть повреждён или опрокинут.

И, наконец, существенным минусом использования подвижного состава в качестве носителя ракетных комплексов является неизбежный в таких случаях износ железнодорожного полотна, препятствующий дальнейшей эксплуатации как самих БЖРК, так и обычных поездов. Однако современные технологии позволяют успешно решить большинство из перечисленных проблем, и тем самым открывают перспективу дальнейшего развития и модернизации поездов-ракетоносцев.