Факты того что монгольское иго было. Татаро-монгольское иго - исторический факт или вымысел

Нам еще в школе рассказывали, что в 13 веке Татаро-Монгольское иго подчинила и собирала дань со всей Руси. Что оно стало самой главной причиной всех бед. В этой статье я докажу Вам, что его не было!

Изучая исторические документы и летописи, вы никогда не встретите термина Татаро-Монгольское иго! Этот термин впервые появился в девятнадцатом веке. Каким это образом о иге вспомнили только тогда? А может просто придумали…..

Давайте развеем еще один факт!
На всех иностранных атласах того времени, Киевская Русь была обозначена Тартарией. Дело в том, что вся Европа называла так славян из-за наших языческих богов Тарха и его сестры Тары. И поэтому для всего мира мы были великая Тартария.

Самая древняя монгольская книга это «Сокровенные сказания монголов» и это единственная книга подтверждающая существование ига. А появилась она в 17 веке при интересных обстоятельствах, некий монах Поладий нашел ее в библиотеке Китая, где по его словам она хранилась столетиями. И до сих пор не понятно, когда она была написана и не понятно кем.

У монгол нормальная письменность появилась во времена СССР, до этого было старомонгольское письмо, в котором даже не было упоминаний об иго. К тому же очень странно, что ни у Татар ни у Монгол, не осталось фольклора военных времен. А так же нет никаких раскопок подтверждающих существование ига.

Мы много историй слышали про Чингисхана, но и тут я Вам хочу приоткрыть глаза на правду. Чингисхан не имя, а титул! И носил его много кто, и когда говорят о Чингисхане, скорее всего имеют ввиду Чингисхана Тимура. Гумилев описывал его, как бледно-лицего, бородатого, голубоглазого мужчину с пышной рыжей шевелюрой, который даже не был похож на монгола. Вас не смущает, что в России не так уж много людей, которые похожи на монголов? И в генетике русских и славян, нет даже следа от нашествия Татаро-Монгол, хотя везде написано, что иго насиловало наших женщин при каждом удобном случае.

По поводу вооружения! Чем они вооружали свое гигантское войско, чтоб оно было таким завоевательным? Они не умели не добывать металл и тем более ковать его!

Посмотрите картину Сергия Радонежского про Куликовскю битву. Воины по ту и по эту сторону выглядят одинаково. Тут есть два варианта, первый, что он не умел рисовать, второй, что это битва между своими.

Давайте вспомним про великую китайскую стену, которую нам преподносили, как символ Китая обороны от золотой орды и кочевников. Самое интересное, что бойницы были направлены в их сторону. Что доказывает, что не Китайцы ее строили, но это другая история.

Но зачем же придумывать истории про Иго, выставлять слабым наш народ? Этим хотели оправдать большое количество смертей в то время. В то время Владимир ввел новую веру. А вы можете представить себе смену веры по щелчку? Христианизация была насильственной! Все были язычниками и были против новой веры.

За время крещения за 12 лет были убиты практически все взрослые, которые сопротивлялись смене веры. До этого замечательного события, население Киевской Руси составляло 12 млн человек и 300 городов, а после этого население сократилось до 30 городов и 3 млн выживших. Пару поколений жесткой цензуры, переписывание документов и отсутствие интернета сделало свое дело. Власть не хотела, чтоб Владимир вошел в историю, как кровавый тиран и принудивший людей к новой религии. Поэтому придумали всему этому другое оправдание. Самое главное что хочу сказать, что Историю пишут победители!

Не утихают споры вокруг того, как монголы управляли Русью. Одни полагают, что Орда истязала русскую землю, уничтожая её население и истощая её ресурсы. Другие же считают, что монголы не были столь тираничны, как их описывают, а напротив — очень скоро отдалились и делегировали все полномочия русским князьям. О том, кем же были монголо-татары, как они управляли Русью и повлияли на становление государственности в стране, поспорили наши эксперты.

Вопросы:

Кем были монголо-татары?

Константин Куксин

Монголо-татары – собирательное название для кочевников, пришедших на Русь в XIII веке. Немногочисленные монголы (800 000 человек) были господствующим народом в орде, куда входило множество других племен. Все тюркоязычные племена монголы называли «татары», так как и тюркские языки были похожи на язык татар, давних противников и кровных врагов монголов, покоренных Чингисханом. После образования государства в 1206 году монголы начали завоевательные походы. Практически все эти походы были либо превентивными ударами (Китай), либо местью за убитых послов (Хорезм, Русь). То, что горстка монголов сумела завоевать пятую часть обитаемой суши планеты и удерживать эти территории на протяжении многих лет, говорит не только о слабости всех завоеванных стран, но и о блестящих организаторских способностях монголов.

Алекандр Голубев

Ядром армии Чингисхана были именно монголы. Это совокупность кочевых племён, близких по языку, культуре, образу жизни, которые кочевали в степях к северу от Китая. Другое дело, что пока это войско двигалось по Южной Сибири, по южно-русским степям, по Северному Кавказу и так далее, оно впитывало в себя, конечно, местных кочевников. Так что до до Руси добрался уже конгломерат, в котором командный состав и наиболее боеспособные части были тогда ещё по-прежнему монгольскими. Кроме них были и половцы, и булгары, и многие другие кочевые племена. А что касается татар, тут очень очень любопытный исторический анекдот. Татарами называлось одно из монгольских племён, которое жило на самой границе с Китаем. И так как китайцы в основном общались именно с ними, то всех монголов они называли татарами. Когда Чингисхан объединял монгольские племена, он физически уничтожил племя татар. Вырезал, потому что они когда-то отравили его отца. Но по такой иронии название уничтоженного племени закрепилось за всеми монголами. Почему оно укоренилось на Руси? Потому что оно ассоциировалось с тартаром - с адом. То есть пришли выходцы из ада.

Была ли оккупация Руси?

Константин Куксин

Оккупации Руси (в отличие от Китая, Средней Азии и других территорий) не было. Был набег Бату-хана (Батыя), после чего русские княжества вошли в состав Великого монгольского улуса на правах вассалов. Впоследствии даже дань было поручено собирать самим русским князьям, монголы практически не появлялись на Руси.

Алекандр Голубев

Оккупации в современном понимании не было. На самом деле ордынский режим менялся. В первые годы одно, потом он постепенно становился всё менее и менее жёстким. На первых порах на Руси действовали сборщики налогов - баскаки, откупщики - бесермены. Их поддерживали, охраняли небольшие отряды. Но постепенно удалось добиться того, что сбор дани - а это была чуть ли не основная форма зависимости - перешёл уже в руки русских князей. Кроме того, татары, как вы знаете, выдавали ярлыки на княжение, то есть каждый князь должен был получить подтверждение на свой престол. В первое время платили налог кровью - то есть так же, как и с других территорий, татары требовали, чтобы русские участвовали в их дальнейших походах. Но постепенно князьям удалось от этого откупиться. Археологи подсчитали, что из 75 известных на тот момент русских городов татары сожгли 45, причем 25 из них так и не восстановились. Если это не физический захват, то я уже не знаю, что это такое. И был еще один нюанс - понимаете, хотя татары не присутствовали на русской территории, при первой возможности они посылали карательную рать. Скажем, за последнюю четверть XIII века было 15 крупных карательных походов на Северо-Восточную Русь, которые сопровождались и сожжением городов, и массовыми убийствами, угонами в рабство и так далее. То есть Русь была полностью беззащитной.

Был ли гнёт со стороны Орды?

Константин Куксин

Разумеется. Первые годы после набега Батыя: баскаки (сборщики налогов), воинская повинность (для Орды), лишение князей реальной власти (ярлык на княжение выдавал хан).

Алекандр Голубев

Слово гнёт - это не научный термин, а эмоциональный. Что вы под этим понимаете? Во-первых, ордынский выход, то есть дань, то есть они выкачивали довольно большую часть прибавочного продукта, который производился на Руси. Налог кровью - но это несколько десятилетий, потом прекратилось. Они постоянно вмешивались в княжеские усобицы. Одно дело, когда между собой дерутся два князя - это, конечно, нехорошо, но это небольшие масштабы. А когда каждый из этих князей или один их них приводит за собой татарскую рать, то эта мелкая княжеская усобица превращается в катастрофу.

Как население Руси относилось к Орде?

Константин Куксин

Двояко. С одной стороны, в хане Орды видели Царя, как прежде в византийском императоре. Хан был последней, высшей инстанцией, куда можно было пожаловаться даже на своего князя. С другой стороны, Орда воспринималась как дополнительная обуза, поскольку тяжесть налогов ложилась на плечи простых людей.

Алекандр Голубев

Если почитать летописи именно времён Орды, то бросается в глаза, что её воспринимали как нечто невероятное. Нечто чудовищное. Набеги кочевников были обычным делом, но вот такого разгрома Русь не переживала никогда. И объяснения этому не было, кроме как что это кара божья. Конечно, за несколько столетий люди как-то постепенно привыкли. Это был устоявшийся порядок, при котором одни умерли, другие родились, прожили жизнь. Это было нечто привычное, несмотря на все минусы и страдания.

Как повлияла Орда на развитие Руси, оставила ли какой-то отпечаток?

Константин Куксин

Вхождение русских княжеств в состав самого развитого государства XIII столетия безусловно повлияло на развитие русской государственности. После распада Орды уже русские цари стали «собирателями земель», которые прежде водили в состав Орды. Современная Россия – наследница не раздробленных русских княжеств, а Великого монгольского улуса. Четкая вертикаль власти, огромный аппарат чиновников, тотальный контроль над населением – это наследие Орды. Когда монгольская система управления легла на православную культуру, где правитель обожествляется, являясь «помазанником Божьим», появилось самое большое государство на планете. «Шестая часть Земли с названием кратким Русь»

Алекандр Голубев

Известно, что ордынцы первыми стали применять перепись населения. Ямская служба считается наследием Орды. Пожалуй, и все. Но на развитие Руси повлияли они очень сильно. Во-первых, на мой взгляд, это единственное объяснение того отставания Руси от Европы, которое проявилось уже к XV веку. До ордынского ига такого разрыва не было. И второе - необходимость как-то защититься от Орды и от других соседей, которые пользовались случаем, привели к тому, что государство превращается в огромную военную машину, которая начинает жить по законам военного времени. Вот эта специфика русского государства, она сохранилась и в XVI и в XVII веках. Российская империя также была, прежде всего, военным государством. Вот эта традиция закрепилась именно в результате ордынского нашествия.

В большинстве учебников истории написано, что в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все чаще раздаются голоса тех, кто сомневается, что нашествие вообще имело место? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей? Давайте проанализируем исторические факты, многие из которых могут шокировать.

Иго придумали поляки

Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Хронист и дипломат Ян Длугош в 1479 году назвал так время существования Золотой Орды. За ним в 1517 году повторил историк Матвей Меховский, работавший в Краковском университете. Данную трактовку взаимоотношений Руси с монгольскими завоевателями быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками.

Причем в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, и поэтому оно распространилось и на монголов. Между тем Чингисхан попытался истребить все татарское племя, разгромив их армию в 1202 году.

Первая перепись населения Руси

Первую в истории Руси перепись населения провели представители Орды. Они должны были собрать точную информацию о жителях каждого княжества, об их сословной принадлежности. Главной причиной такого интереса к статистике со стороны монголов была необходимость рассчитать размер налогов, которыми облагались подданные.

В 1246 году перепись прошла в Киеве и Чернигове, Рязанское княжество подверглось статистическому анализу в 1257 году, новгородцев пересчитали еще через два года, а население Смоленщины – в 1275 году.

Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые баскаками, долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее в Сарай-Берке.

Совместные походы

Княжеские дружины и ордынские воины часто совершали совместные военные походы, как против других русичей, так и против жителей Восточной Европы. Так, в период 1258-1287 годов войска монголов и галицких князей регулярно нападали на Польшу, Венгрию и Литву. А в 1277 году русские участвовали в военной кампании монголов на Северном Кавказе, помогая своим союзникам завоевать Аланию.

В 1333 году москвичи штурмовали Новгород, а в следующем году брянская дружина ходила на Смоленск. Каждый раз в этих междоусобных бранях участвовали и ордынские войска. Кроме того, они регулярно помогали великим тверским князьям, считавшимся в те времена главными правителями Руси, усмирять непокорные соседние земли.

Основу орды составляли русские

Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший город Сарай-Берке в 1334 году, в своем сочинении «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» написал, что в столице Золотой Орды много русских. Причем они составляют основную массу жителей: как работающих, так и вооруженных.

Этот факт упомянул и белоэмигрантский автор Андрей Гордеев в книге «История казаков», которая была издана во Франции в конце 20-х годов ХХ века. По мнению исследователя, большую часть ордынских войск составляли так называемые бродники – этнические славяне, населявшие Приазовье и донские степи. Эти предшественники казаков не желали подчиняться князьям, поэтому перебирались на юг ради вольной жизни. Название данной этносоциальной группы, вероятно, произошло от русского слова «бродить» (скитаться).

Как известно из летописных источников, в битве на Калке 1223 года на стороне монгольских войск сражались бродники, которыми руководил воевода Плоскыня. Возможно, его знание тактики и стратегии княжеских дружин имело большое значение для победы над объединенными русско-половецкими силами.

Кроме того, именно Плоскыня хитростью выманил правителя Киева Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями и передал их монголам для казни.

Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии, т.е. захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа. Хотя это кажется неправдоподобным.

А старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова в книге «Русские люди в Золотой Орде» (Москва, 1978 г.) предположила: «Вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска».

Захватчики-европеоиды

Есугэй-багатур, отец Чингисхана, был представителем рода Борджигин монгольского племени кият. По описаниям многих очевидцев, и он сам, и его легендарный сын, были высокими светлокожими людьми с рыжеватыми волосами.

Персидский ученый Рашид-ад-Дин в своем труде «Сборник летописей» (начало XIV в.) написал, что все потомки великого завоевателя были в основном белокурыми и сероглазыми.

Это значит, что элита Золотой Орды принадлежала к европеоидам. Вероятно, и среди других захватчиков преобладали представители данной расы.

Их было немного

Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Некоторые историки говорят о 500-тысячном войске. Однако это не так. Ведь даже население современной Монголии едва превышает 3 миллиона человек, а если учесть жесточайший геноцид соплеменников, устроенный Чингисханом на пути к власти, численность его армии не могла быть такой внушительной.

Сложно представить, как прокормить полумиллионное войско, к тому же передвигавшееся на лошадях. Животным просто не хватило бы подножного корма. А ведь каждый монгольский всадник вел с собой как минимум трех скакунов. Теперь представьте себе 1,5-миллионный табун. Кони воинов, едущих в авангарде армии, съели бы и вытоптали все, что только могли. Остальные лошади пали бы от голода.

По самым смелым подсчетам, армия Чингисхана и Батыя никак не могла превышать 30 тысяч всадников. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

Бескровные казни

Людей незнатных или неуважаемых монголы, как и большинство народов того времени, казнили, отрубая им головы. Однако если приговоренный пользовался авторитетом, то ему переламывали позвоночник и оставляли медленно умирать.

Монголы были уверены, что кровь – это вместилище души. Пролить ее – значит усложнить загробный путь покойного в иные миры. Бескровную казнь применяли к правителям, политическим и военным деятелям, шаманам.

Поводом для смертного приговора в Золотой Орде могло послужить любое преступление: от дезертирства с поля боя до мелкого воровства.

Тела покойников бросали в степи

Способ захоронения монгола тоже напрямую зависел от его социального статуса. Богатые и влиятельные люди находили покой в специальных погребениях, в которые вместе с телами умерших зарывали ценности, золотые и серебряные украшения, предметы быта. А бедняков и погибших в бою рядовых воинов часто просто оставляли в степи, там где заканчивался их жизненный путь.

В тревожных условиях кочевой жизни, состоящей из регулярных стычек с врагами, сложно было устраивать похоронные обряды. Монголам нередко приходилось быстро двигаться дальше, без промедления.

Считалось, что труп достойного человека быстро съедят животные-падальщики и стервятники. А вот если птицы и звери не притрагивались к телу долгое время, по народным поверьям это означало, что за душой покойного числился тяжкий грех.

В наше время существует несколько альтернативных версий средневековой истории Руси (Киевской, Ростово – Суздальской, Московской). Каждая из них имеет право на существование, т. к. официальный ход истории практически ничем, кроме «копий» когда-то существовавших документов, не подтвержден. Одним из таких событий в российской истории является иго татаро-монгол на Руси. Попробуем рассмотреть, что же это такое татаро-монгольское иго - исторический факт или вымысел.

Татаро-монгольское иго было

Общепризнанная и разложенная буквально по полочкам версия, известная всем из школьных учебников и являющаяся истиной для всего мира, - «Русь 250 лет была под властью диких племен. Русь отсталая и слабая – не могла столько лет справиться с дикарями».

Понятие «иго» появилось во времена вступления Руси на европейский путь развития. Чтобы стать равноправным партнером для стран Европы, нужно было доказать свою «европеистость», а не «дикую сибирскую восточность», признавая при этом свою отсталость и образование государства только в IX веке при помощи европейца Рюрика.

Подтверждается версия наличия татаро-монгольского ига только многочисленной художественной и популярной литературой, в том числе «Сказанием о Мамаевом побоище» и всеми произведениями Куликовского цикла на его основе, которые имеют множество вариантов.

Одно из таких произведений - «Слово о погибели русской земли» - относится к Куликовскому циклу, не содержит слов «монгол», «татарин», «иго», «нашествие», есть только рассказ о «беде» для земли Русской.

Самое удивительное, что чем позже написан исторический «документ», тем большими подробностями он обрастает. Чем меньше живых свидетелей, тем больше мелочей описывается.

Фактический материал, на сто процентов подтверждающий наличие татаро-монгольского ига, отсутствует.

Татаро-монгольского ига не было

Данное развитие событий не признается официальными историками не только во всем мире, но и в России, и во всем постсоветском пространстве. Факторы, на которые опираются исследователи, не согласные с существованием ига, следующие:

  • версия наличия татаро-монгольского ига появилась в XVIII веке и, несмотря на многочисленные исследования многих поколений историков, существенных изменений не претерпела. Нелогично, во всем должно быть развитие и движение вперед, – с развитием возможностей исследователей должен изменяться фактический материал;
  • в русском языке нет монгольских слов – проведено множество исследований, в том числе профессором В.А. Чудиновым;
  • на Куликовском поле практически ничего не найдено за многие десятки лет поисков. Четко не установлено само место битвы;
  • полное отсутствие фольклора о героическом прошлом и о великом Чингисхане в современной Монголии. Все, что сочинили в наше время, основано на информации из советских учебников истории;
  • великая в прошлом, Монголия до настоящего времени скотоводческая, практически остановившаяся в своем развитии страна;
  • полное отсутствие в Монголии гигантского количества трофеев с большей части «покоренной» Евразии;
  • даже те источники, которые признают официальные историки, описывают Чингисхана, как «высокого воина, с белой кожей и голубыми глазами, густой бородой и рыжеватой шевелюрой» - четкое описание славянина;
  • слово «орда», если его прочитать древнеславянскими буквицами, обозначает «порядок»;
  • Чингис Хан – звание командующего войсками Тартарии;
  • «хан» - защитник;
  • князь – ханом назначенный наместник в провинции;
  • дань – обычное налогообложение, как в любом государстве в наше время;
  • на изображениях всех икон и гравюр, относящихся к борьбе с татаро-монгольским игом, противоборствующие воины изображены одинаково. Даже хоругви у них похожие. Это скорее говорит о гражданской войне в пределах одного государства, чем о войне между государствами с разной культурой и, соответственно, по-разному вооруженных воинов;
  • многочисленные генетические экспертизы и визуальный внешний вид говорят о полном отсутствии монгольской крови в русских людях. Очевидно, что Русь захватила на 250 – 300 лет многотысячная орда оскопленных монахов, к тому же еще и давших обет безбрачия;
  • отсутствуют рукописные подтверждения периода татаро-монгольского ига на языках захватчиков. Все, что считается документами этого периода, написано на русском языке;
  • для быстрого передвижения армии в 500 тыс. чел (цифра традиционных историков) необходимы запасные (заводные) лошади, на которых пересаживаются всадники хотя бы 1 раз в сутки. У каждого простого всадника заводных лошадей должно быть от 2 до 3. У богатых - количество лошадей исчисляется табунами. Кроме этого, многие тысячи обозных лошадей с пропитанием для людей и оружием, бивачным снаряжением (юрты, котлы и мн. др.). Для одновременного прокорма такого количества животных не хватит никакой травы в степях на сотни километров в радиусе. Для данной территории такое число лошадей сравнимо с нашествием саранчи, которая оставляет после себя пустоту. А коней еще нужно где-то поить, причем каждый день. Для прокорма воинов нужны многие тысячи овец, которые двигаются значительно медленнее лошадей, но выедают траву до земли. Все это скопление животных рано или поздно начнет вымирать от голода. Нашествие в таких масштабах конных войск из районов Монголии на Русь просто невозможно.

Что было

Чтобы разобраться, что же такое татаро-монгольское иго - это исторический факт или вымысел, исследователи вынуждены отыскивать чудом сохранившиеся источники альтернативной информации об истории Руси. Оставшиеся, неудобные артефакты говорят о следующем:

  • подкупами и различными обещаниями, в том числе неограниченной власти, западные «крестители» достигли согласия правящих кругов Киевской Руси на введение христианства;
  • уничтожение ведического мировоззрения и крещение Киевской Руси (провинции, которая откололась от Великой Тартарии) «огнем и мечом» (один из крестовых походов, якобы в Палестину) - «Владимир крестил мечом, а Добрыня огнем» - погибло 9 млн человек из 12, которые жили в то время на территории княжества (практически все взрослое население). Из 300 городов осталось 30;
  • все разрушения и жертвы крещения приписаны татаро-монголам;
  • все, что называется «татаро-монгольское иго», это ответные действия Славяно – Арийской империи (Великой Тартарии – Могол (Гранд) Тартар) по возвращению провинций, которые подверглись нашествию и христианизации;
  • период времени, на который пришлось «татаро-монгольское иго» - это период мира и процветания Руси;
  • уничтожение всеми доступными методами летописей и других документов, относящихся к эпохе средневековья во всем мире и, в частности, в России: библиотеки с оригинальными документами горели, «копии» сохранялись. В России несколько раз по приказам Романовых и их «историографов» летописи собирались «для переписывания», после чего исчезали;
  • все географические карты, изданные до 1772 года и не подвергнутые исправлению, называют западную часть России Московией или Московской Тартарией. Остальная часть бывшего Советского Союза (без Украины и Белоруссии) называется Тартария или Русская Империя;
  • 1771 год - первое издание Британской энциклопедии: «Тартария, громадная страна в северной части Азии…». Из последующих изданий энциклопедии эта фраза была изъята.

В век информационных технологий данные утаить не просто. Официальная история не признает кардинальных изменений, поэтому, что такое татаро-монгольское иго - исторический факт или вымысел, в какую версию истории верить, - для себя нужно определить самостоятельно. Нельзя только забывать, что историю пишет победитель.

В то время как зарубежная традиция изучения истории Золотой Орды берет начало с середины XIX в. и нарастает во времени по восходящей линии, в отечественной историографии золотоордынская тема если и не была запретной, то нежелательной она была явно. Эта особенность объясняется тем, что в российской исторической науке длительное время господствовал подход, согласно которому монгольские, а затем и ордынские походы были сугубо разрушительным, деструктивным явлением, не только задержавшим всеобщий исторический прогресс, но и «опрокинувшим» цивилизованный мир, повернувшим историческое поступательное движение вспять.

Взаимодействия Золотой Орды с русскими княжествами

Начало наиболее тесных ордыно-русских взаимоотношений в науке обычно связывают с упоминающимся в Лаврентьевской летописи приездом в 1243 году великого князя Ярослава Всеволодовича в ставку хана Батыя, где он получил ярлык на княжение. Батый, таким образом, поставил себя в равнозначное положение с монгольскими ханами Каракорума, хотя лишь спустя почти четверть века при хане Менгу-Тимуре стала самостоятельной. Вслед за Ярославом Всеволодовичем Батыевы ярлыки получили князья Владимир Константинович, Борис Васильевич, Василий Всеволодович и армянский царевич Сумбат.

До строительства собственной столицы Батый имел свою ставку в «Болгарских землях, в городе Брягове» (Великом Булгаре), как именует его «Казанский летописец». , в том числе и киевской земли. Через год ханские ярлыки на княжение получили все русские князья. Так начался процесс консолидации русских земель, преодоления феодально-территориальной раздробленности. Л.Н.Гумилев увидел в этих процессах продолжение традиции соподчинения власти у русских князей.

В процессе длительного взаимодействия Золотой Орды с русскими княжествами между ними установилась определенная система отношений. Российская имперская церковно-дворянская историография, создавшая концепцию («татарского ига»), односторонне трактовала эти отношения исключительно с негативной точки зрения, оценивая ордынский фактор как первопричину исторической отсталости и всех проблем последующего развития России.

Советская историография (особенно сталинского периода) не только не пересмотрела миф о татаро-монгольском иге, но и усугубила его пороки классово-политическими аргументами. Только в последние десятилетия обозначилась смена подходов к оценке места и роли Золотой Орды как в общемировой, так и в национальных историях народов.

Да, ордынско-русские (тюрко-славянские) отношения никогда не были однозначными. Ныне все больше оснований утверждать, что они строились на основе продуманной схемы «центр - провинции» и отвечали императивам конкретного исторического времени. Потому Золотая Орда вошла в общемировую историю как образец прорыва и на этом направлении исторического прогресса. Золотая Орда никогда не была колонизатором, и «Русь в ее состав вошла добровольно принудительно, а не была покорена, как о том трубили на всех перекрестках. Русь была нужна этой империи не как колония, а как союзная держава».

Итак, несомненен особый характер отношений Золотой Орды к Руси. Во многом им присущ формальный характер вассалитета, установление политики веротерпимости и охраны привилегий русской церкви, сохранение армии и права ведения русскими княжествами внешних дел, в том числе и права объявлять войны и заключать мир. Союзнический характер ордыно-русских отношений диктовался и соображениями геополитического характера. Совсем не случайно, что в армии Батыя насчитывалось почти 600 000 человек, из которых 75% составляли христиане. Именно такая мощь и сдерживала Западную Европу от желания осуществить крестовый поход против татар и «окатоличить» Русь.

Непредвзятый анализ взаимоотношений Орды и Руси показывает, что Золотой Орде удалось создать такую систему управления, при которой традиционная власть русских князей над своими подданными даже усилилась, опираясь на военную мощь ордынского «хана-царя». «Ордынский фактор» умерял амбициозность удельных князей, толкавших русские земли к кровопролитным и разорительным усобицам. При этом толерантная природа Золотой Орды давала возможность усилить влияние церкви на развитие центростремительных процессов на Руси.

Роль Золотой Орды в трансформации русской церковной системы

Православная церковь в средние века являлась одним из государствообразующих начал. Ее возможности возрастали по мере получения в рамках Золотой Орды того, чего она не могла получить от своей духовной праматери - византийской церкви. Речь идет о дефиците (недостатке) жизненного пространства, что задерживало процесс трансформации основы русской духовной культуры - церкви и превращению ее из локально-региональной системы ценностей в универсалистскую.

Известно, что одним из факторов гибели Византии было внутреннее противоречие между универсалистской интенцией христианства и нарастающим локализмом сжимающегося пространства, сведенного в конечном счете до сингулярной точки - Константинополя. «Само географическое положение Константинополя-Стамбула как будто специально промыслено для демонстрации византийской уникальности - а потому и обреченности: христианский универсализм, не имеющий себе адекватной формы и потому оказавшийся в локальной скорлупе, по сути, низводится до локализма азиатских цивилизаций».

Парадоксально, - отмечают Ю.Пивоваров и А.Фурсов, - но факт: именно монголо-ордынцы обеспечили русской церкви жизненное пространство, создали условия для ее трансформации. Они не были лишь обычными степными завоевателями, очередным выбросом «социальной радиации» из кочевой зоны. Гигантский масштаб и мировой размах монголо-ордынских завоеваний (Монгольская империя и Золотая Орда были первыми по-настоящему мировыми империями, объединившими тогдашний евразийский Универсум) были обусловлены и тем, что завоевания опирались на все основные азиатские оседлые общества, на их военные, социально-организационные и культурные достижения. В этом смысле, если Великая монгольская империя, став Великостепным подведением итогов азиатского цивилизованного мира Прибрежного Пояса, достигнутым им к XII в., создала возможность трансформации русской церковной системы, то Золотая Орда «проделала для православной церкви ту работу, которую последняя не была в состоянии выполнить самостоятельно». Она сломала «за нее и для нее исходный фактический локализм, придала ей универсалистскую интенцию».

Ордынско-русские взаимоотношения и взаимовлияния

При оценке характера и последствий ордынско-русских взаимоотношений важно подчеркнуть, что на протяжении столетий сожительства, взаимной ассимиляции, особенно в элитных слоях общества, происходило взаимопроникновение некоторых весьма значительных ментальных черт. Интересны размышления одного из столпов концепции евразийства князя Н.С.Трубецкого, утверждавшего, что «громадная русская держава» возникла «во многом благодаря прививке тюркских черт». В результате пребывания под властью татарских ханов создалось «неладно скроенное», но «крепко сшитое» . Правы Юрий Пивоваров и Андрей Фурсов, утверждая, что «Русь заимствовала у Орды технологию власти, фискальные формы, централизованные структуры». А ведь технология власти, централизованное правление страной, толерантная природа ордынской цивилизации влияли и на выбор направления развития русской государственности, русского языка, национального менталитета. «Ордынский излом русской истории, - писали они, - один из самых богатых, если не самый богатый по обилию пород».

Природа Золотой Орды выгодно отличала ее от колонизаторской политики западных европейских соседей Руси, от агрессивных немецких и шведских феодалов, стремившихся к крестовому походу на Восток-в православные русские земли Пскова, Новгорода и других прилегающих русских княжеств. В XIII в. Русь встала перед выбором: на кого опереться в борьбе за сохранение национальной идентичности - на католическую Европу в борьбе против Золотой Орды или на Золотую Орду в противостоянии крестовому походу из Европы. Европа условием союза видела обращение Руси в католицизм или как минимум признание верховенства папы Римского, то есть унию православия и католицизма под ее властью. Пример западнорусских земель показал, что вслед за таким союзом может последовать иноземное феодально-религиозное вмешательство в светскую и духовную жизнь: земельная колонизация, обращение населения в католичество, строительство замков и костелов, т.е. усиление европейского культурно-цивилизационного давления. Союз с Ордой представлялся для русских князей и церковных иерархов меньшей опасностью.

Важно отметить и то, что ордыно-русская модель взаимодействия обеспечивала не только внутригосударственную автономность и независимость от внешнего мира. Золотоордынское влияние имело широкий и многогранный характер. Оно «осело» в глубинных нишах исторической памяти русского народа, сохранилось в его культурных традициях, фольклоре, литературе. Оно запечатлелось и в современном русском языке, где пятая-шестая часть его словарного запаса имеет тюркское происхождение.

Перечень элементов, составляющих ордынское наследие в значимых для становления и развития русской государственности, культуры и цивилизации величинах, широк и объемен. Он вряд ли может быть ограничен дворянскими родами татарского происхождения (500 таких русских фамилий); гербами Российской империи (где три короны символизируют , и ); языковыми и культурно-бытовыми заимствованиями; опытом создания сложносоставленного в этноконфессиональном, хозяйственном и культурно-цивилизационном плане централизованного государства и формирования нового этноса.

Уходя от искушения войти в дискуссионное поле проблемы ордынско-русского взаимовлияния, попытаемся сформулировать обобщенное мнение. Если русский фактор способствовал расцвету Золотой Орды и длительности ее воздействия на ход мирового развития, то Золотая Орда в свою очередь была фактором «собирания» русских земель и создания централизованного Русского государства. При этом нельзя не отметить, что путь к единению русских земель начался с Москвы - региона, где складывались наиболее тесные плодотворные двусторонние (ордынско-русские) связи и где ход истории предопределил минимальный среди русских княжеств уровень ксенофобии - неприязни к чужеземному, в том числе и прежде всего к ордынскому началу. Культурный слой ордынской толерантности в наибольшей степени концентрировался, оседал и укреплялся на московской «точке» русского цивилизационного роста.