Как развивать эмоциональный интеллект ребенка. Что такое эмоциональный интеллект и почему его важно развивать с детства

Основная задача образования состоит в набивании чучел детей информацией, которую многие по ошибке принимают за знания. Но есть и другие стороны развития личности, которые школа лишь изредка пытается потрогать указкой из кабинетов литературы и каморки психолога. Речь идёт о воспитании чувств, эмпатии и нравственности. Инна Прибора при помощи психолога и педагога Ирины Беляевой рассказывает, как пробудить в ребёнке добрые чувства.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Эмоциям детей не придается такого значения, как их знаниям. В раннем детстве человеку говорят, что, мол, да, иногда неплохо бы делиться игрушками, драться по любому поводу - плохо, и вообще - не реви. Но к школьному возрасту ребенка мы больше сосредотачиваемся на том, чтобы рассказать ему о динозаврах, репликации генов и показываем видео с каким-то парнем, который прыгает с крыши на резиночке.

В то же время во взрослом мире поразителен успех литературы и курсов, посвященных навыкам владения собой, понимания собеседника, развитию своего эмоционального интеллекта или борьбе с прокрастинацией и стрессом. Люди учатся по-буддистски медитировать, осознавать свои чувства или хотя бы сдерживаться и не комментировать особенно глупые посты в интернете.

Ясно, что дети не прокрастинируют, а просто ленятся, что у них не стресс, а избалованность, что им нужно не осознание своих переживаний, а хорошая взбучка

На бытовом уровне размеры внимания к своим внутренним проблемам и детским выглядят разительно. Вообще, с чувствами имеет смысл работать всем, современный мир своим постмодерном с размаху бьет по нервной системе: нет единого образца для подражания, а чужие почему-то вызывают раздражение.

Кроме чувств, хотелось бы вырастить у детей какие-то моральные ориентиры. Рассчитывать, что оно само донесется как-нибудь, не приходится. Мы живем в куче разнообразных моделей и интерпретаций реальности: один порвал книжку и мячик - это плохо, а у другого то же самое - инсталляция. Поэтому мы принимаемся рассуждать об этических ценностях супер-героя-трансформера, от которого без ума сын-младшеклассник, или цитировать «Быть знаменитым некрасиво» дочке, которая выбрала себе в кумиры Ким Кардашьян. Подобные дискуссии не лишены смысла, но ведутся, как правило, из проигрышной позиции.

В общем, пытаясь пробудить чувства добрые у детей, мы должны иметь в виду два аспекта: развитие эмоционального интеллекта и нравственное воспитание

Эмоциональный интеллект включает в себя способность разбираться с чувствами своими и чужими - распознавать, уметь ими орудовать сообразно обстоятельствам. Вот эти понятия - воля, мотивация, самоконтроль - то, что все так жаждут видеть в детях, когда приходит пора уходить из парка аттракционов в музыкальную школу, относятся к эмоциональному интеллекту. Он также включает в себя эмпатию, способность поставить себя на место другого человека, сопереживать ему и даже принять его точку зрения как некую правду реальности.

На первый взгляд, эмпатия тесно связана с моралью: понимаю, разделяю, сочувствую, значит, не творю зла. Но одно не вытекает из другого напрямую: человек, который бросился в воду спасать тонущего, проявил наличие нравственных ценностей, а эмпатию - не успел. Кровавые диктаторы могли похвастаться очень развитым эмоциональным интеллектом, волей, умением понимать других людей и управлять ими, а вот с этическим уровнем как-то у них не сложилось.

На эмоциях

Волна интереса к эмоциональному интеллекту поднялась в 90-е годы, после того как научный журналист Дэниел Гоулман выпустил книжку, посвященную этому вопросу. Именно недостатком EQ стали объяснять проблемы людей, которые при неплохом уровне обычного интеллекта не преуспели в жизни.

Были разработаны тесты на определение эмоционального интеллекта, выданы гранты. Но оказалось, что и один эмоциональный интеллект - не синоним успеха. Американские журналисты По Бронсон и Эшли Мерримен в книге «Мифы о воспитании. Наука против интуиции», потирая руки, ссылаются на исследование, которое показало необыкновенно высокий уровень EQ у заключенных. С другой стороны, где еще умение понимать намерения окружающих становится таким же ценным, как в тюрьме, где нужна такая же четкая адекватность происходящему и управление своими порывами.

Книга По Бронсона и Эшли Мерримена «Мифы о воспитании. Наука против интуиции»

Мир современного подростка отличается от тюрьмы тем, что здесь тебе не нужно по выражению лица приятеля понимать его настроение

Даже наоборот, происходит некоторые затирание нашей палитры живых реакций. Например, лингвист Максим Кронгауз в журнале Robb Report предсказывает, что введение новых эмотиконов, которые тестирует фейсбук (Love, Haha, Yay, Wow, Sad, Angry) приведет к ограничению социально приемлемых реакций в жизни. Раз мы больше времени общаемся в сети, логично экономить способы самовыражения. Уже сейчас иногда обидно, что вместо того, чтобы поставить смайлик, тебе приходится выслушивать человека и что-то еще ему отвечать.

Нейробиологи тоже выражают лицом озабоченность. Японский профессор Рюта Кавашима обнаружил, что у подростков, которые играют в компьютерный игры, работает очень ограниченный кусок мозга, отвечающий за движения тела и зрение. Даже когда они перестают играть, лобные доли еще долгое время остаются «выключенными», а эти доли как раз отвечают за эмоции, умение держать под контролем спонтанные порывы, планирование. Авторы книги «Мозг Онлайн. Человек в эпоху интернета» Гэри Смолл и Гиги Ворган волнуются, что у поколения наших детей изменяется нейронный рисунок мозга вместе с угасанием социальных навыков.

Книга Гэри Смолла и Гиги Воргана «Мозг Онлайн. Человек в эпоху интернета»

Возможно, детям больше пригодится искусство общения в смартфоне, чем в живой компании, где принято как-то странно похлопывать друг друга по плечу и менять конфигурацию бровей.

А тем, кто думает, что неплохо бы как-то помочь ребенку с эмоциональным интеллектом, можно посоветовать, во-первых, почаще помещать младшего члена семьи в места, куда не дотянулся вай-фай, а во-вторых, позволить больше времени проводить в играх.

Американский психиатр и исследователь игры Стюарт Браун настаивает, что именно игровое взаимодействие вырабатывает способность воспринимать эмоциональное состояние другого и соответствующе реагировать. (Из книги «Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье»). Кошки, крысы, щенки и другие социальные млекопитающие, которые были в детском возрасте лишены игр и потасовок понарошку, не способны нормально взаимодействовать с мохнатыми товарищами. И более того - они впоследствии не могут этому научиться. Недостаток игр в компании приводит к тому, что бедное животное потом плохо отличает друга от врага, неверно трактует социальные сигналы, все эти взмахи плавниками, формы оскала и потряхивания копытами. Зверь либо ведет себя чересчур агрессивно, либо удаляется, избегая непонятных контактов, и сидит одиноко в норе без компьютера с готовыми эмотиконами.

Книга Стюарта Брауна и Кристофера Вогана «Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье»

Кроме игр, развитию эмоционального интеллекта способствуют:

  • чуткий наставник, который называет чувства других людей и помогает проговаривать свои;
  • эмпатичная мать, с младенчества откликающаяся на нужды ребенка;
  • чтение и обсуждение с чутким наставником и эмпатичной матерью глубокой художественной литературы (плач над «Каштанкой» и «Белым Бимом»).

Праведное питание

С нравственным развитием все еще труднее, чем с эмоциональным. Любого здорового гражданина бесит, когда моральные ориентиры и облики насаживают сверху, например, в виде самых человечных человеков в букварях, портретов вождей или уроков православного воспитания в школах.

Изнутри ребенка представления о разумном и вечном тоже могут вырасти, но это происходит под сильным влиянием масс-медиа. А там, где надо разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», гибкость как-то неуместна.

Американский психолог Лоренс Кольберг даже создал теорию нравственного развития. Проведенные эксперименты, кстати, подтвердили гипотезы исследователя.

Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития у детей:

  1. Ребенок слушается, чтобы избежать наказания.
  2. Ребенок слушается, ожидая конкретной выгоды и еще конфет из верхнего ящика.
  3. Ребенок ведет себя благонравно, рассчитывая на одобрение со стороны окружающих, и опасается их гнева, если не попадает фантиком в урну.
  4. Ребенок ведет себя прилично, потому что он в курсе установленных правил и существующего порядка вещей.
  5. Ребенок осознает условность нравственных норм, но может обосновать этот высший закон интересами большинства и оценивает его как полезный.
  6. Нравственные принципы обеспечиваются собственной совестью, не зависят от внешних обстоятельств.

К совести детей родители начинают взывать гораздо раньше, чем следует, иногда и вовсе напрасно. Чтобы совесть выросла до нужного объема, внимание ребенка нужно настойчиво направлять в область непознанного: кто и почему так поступил, честно или нечестно, добро или зло. Стадии эти человек проходит последовательно, но вовсе не обязательно, что он доберется до шестой. Многие, как можно заметить, остановились на втором пункте и выглядят довольно сытыми. По теории Кольберга, культурные факторы не формируют нравственный рост, но, спасибо и на том, стимулируют мышление, предлагая новые вещи для уяснения.

Одно из исследований показало, что когда дети просто прислушиваются к разглагольствованиям взрослых, в них самих мало что меняется

Серию других экспериментов Кольберг провел с помощью своего аспиранта Блатта: тот толкал шестиклассников на обсуждение моральных дилемм, стараясь построить дебаты таким образом, чтобы дети сами вели споры. Он провоцировал когнитивный конфликт вокруг ситуации - должен ли был Хайнц украсть из аптеки лекарство для умирающей жены, если другого способа раздобыть снадобье не было? Должен ли был моряк, узнавший Жана Вальжана, сообщать в полицию? Как быть если требования закона вступают в противоречие с совестью?

В итоге Блатту приходилось подсказывать и задавать те вопросы, которые помогали увидеть детям изъяны в их рассуждениях, сначала ученики приходили в замешательство, но после дискуссии занимали более зрелую позицию. Что потом подтвердили исследования: да, дискуссии вокруг моральным дилемм работают, дети в самом деле продвигались вперед по оси стадий нравственного развития. Прогресс был заметен в сравнении с контрольными группами, в которых проблемы Жана Вальжана никого не интересовали.

Теперь дело за малым - сесть вечерком, открыть Достоевского и поговорить об этом с ребенком, стараясь втянуть младшего в спор. Не забыть запретить изображать лицо того эмодзи, которого все время тошнит. Кстати, сам Кольберг увлекся вопросами нравственности после того, как в молодости прочитал «Братьев Карамазовых».

Школа Юрия Окунева

Приветствую всех читателей моего блога. С вами Юрий Окунев.

Как вы думаете, какое личное качество нужно иметь в своем арсенале, чтобы стать хорошим руководителем? Честность? Настойчивость? Дисциплину? Да, все это должно быть. Но в первую очередь руководитель должен обладать мощным эмоциональным интеллектом. Сегодня поговорим о том, как развить эмоциональный интеллект.

В статье мы с вами разобрали, что такое IQ и как повысить его уровень.
Знать свой айкью, конечно, хорошо. Еще лучше обладать достаточно высоким уровнем интеллекта. Тем не менее, это не дает гарантию успешности.

Жизнь показывает, что люди с достаточно высокими показателями айкью часто работают дворниками, водителями, простыми рабочими. И, наоборот, чтобы стать, допустим, президентом США, совсем не обязательно иметь запредельный IQ.

Если проанализировать, кто состоит в организации МЕНСА (закрытое общество, куда входят самые интеллектуальные люди со всей планеты), то напрашивается вывод, что можно иметь достаточно высокий уровень интеллекта и, тем не менее, прожить всю жизнь «с дыркой в кармане».

Так в чем же дело? Получается, что IQ не дает объективных данных об уровне успешности и состоятельности индивидуума?

Секрет лидерства

В середине 90-х годов прошлого века именно таким вопросом задались психологи США Д.Гоулман и Л.Гарднер. Тогда введено было понятие «эмоционального интеллекта»(EQ).

До сих пор считалось, что эмоции – это некая неуправляемая субстанция, под влиянием которой человек теряет разум. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман [ /urlspan] высказывает противоположную точку зрения. Эмоциями, говорит автор, можно и нужно управлять.

Для этого нужно научиться понимать свои чувства и выходить из сферы их влияния. Это позволит:

  • Побеждать собственные страхи и переживания;
  • Понимать мотивы поступков других людей;
  • Воздействовать на окружающих.

Руководителю не обязательно обладать высоким интеллектом. За счет эмоционального превосходства он сумеет окружить себя умными и одаренными людьми и использует их гениальность. Этим обуславливается эффективность действий.

Четыре сферы воздействия

Эмоциональный интеллект подразделяется на четыре составляющих:

  • Понимание себя;
  • Самодисциплину, умение сдерживать негативные эмоции;
  • Понимание окружающих;
  • Взаимодействие с окружающими.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно в достаточной степени овладеть каждой из этих ступенек. Разберем каждую из них подробнее.

Понимание себя

Чувства приходят и уходят. Есть негативные эмоции, есть позитивные. Грусть, радость, опасение, тревога, скука – все это плод нашего воображения. И, тем не менее, они могут помогать нам, а могут и мешать в повседневных делах.

В книге психолога В.Синельникова «Возлюби болезнь свою» подробно описывается, что такое негативные эмоции и откуда они берутся. У каждой негативной эмоции есть своя подцель, положительное намерение.

Например, для эмоции гнева таким намерением будет желание изменить мир в лучшую сторону. Важно осознавать, зачем, с какой целью возникает данная эмоция, и научиться достигать этой же цели более позитивным способом. Кстати, в этой же книге можно найти информацию о том, к каким хроническим заболеваниям может привести та или иная негативная эмоция, переживание, если с нею вовремя не поработать.

Не научившись понимать себя и природу своих чувств, мы никогда не сможем понять мотивацию поступков окружающих нас людей: коллег по работе, друзей и тех, кто нам дорог.

Самодисциплина

Приходилось ли вам общаться с человеком, у которого каменное и непроницаемое лицо? Как ощущения? Пожалуй, нам одинаково неуютно, как в обществе собеседника совсем не эмоционального, так и эмоционального чересчур, когда эмоции доходят до уровня фальши и лжи.

Необходимый уровень эмоций – вежливая улыбка, доброжелательные интонации в голосе – должен присутствовать при официальном общении. Ну, а в дружеском тесном кругу живые эмоции – радость, удивление, интерес – это часть обмена информацией друг с другом.

Умение контролировать свою мимику, интонацию, жесты – это привилегия лиц с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Люди, которые хорошо владеют данным навыком, в любом коллективе пользуются уважением и становятся примером для подражания.

Понимание окружающих

Тут все понятно. Хочешь понять окружающих – умей слушать и вникать. Проявлять внимание к собеседнику. Уметь по мельчайшим движениям мимики и интонации угадывать ход мыслей.

Но это еще не все. Невербальные методы общения несут в себе значительный объем информации о том, говорит человек правду или лжет, испытывает ли он при разговоре неприязнь, недоверие.

Гоулман вводит понятие эмпатии – осознанное внимание к поведению собеседника. Благодаря развитой эмпатии, руководитель может:

  • Поддерживать авторитет в глазах окружающих;
  • Добиваться доверия и расположения к себе;
  • Всегда знать, что думают работники, суметь вовремя разговорить человека и выведать дополнительную информацию;
  • Удалить из своего окружения заведомо опасных людей.

Взаимодействие с окружающими

Освоение всех предыдущих ступенек – распознание своих и чужих чувств, овладение методами самоконтроля – позволяет проявлять влияние на окружающих.

Эмоционально развитые люди всегда становятся лидерами. Они умеют сплотить команду вокруг себя, воодушевить идеей, урегулировать возникающие конфликты. Даже в обычной компании приятелей таких людей всегда можно заметить. Они обычно в центре внимания: травят анекдоты, дают оценку окружающим, их голос всегда выделяется из общей массы.

Задача лидера – вести за собой. Важно выбрать и применить на практике правильную политику взаимодействия с окружающими. Гоулман рассматривает шесть базовых моделей управления.

Четыре резонансные (конструктивные):

  • Демократическая;
  • Обучающая;
  • Идеалистическая;
  • Товарищеская.

И две диссонансные (деструктивные):

  • Авторитарная;
  • Амбициозная.

Вообще, способам взаимодействия с окружающими, способам урегулирования конфликтов и методам общения с неприятными людьми посвящено много книг отечественных авторов. Мне, например, нравятся книги психолога Н.Козлова с подробным разбором каждой жизненной ситуации. В частности можно почитать его «Книгу для тех, кому нравится жить» — это про то, как проявлять эмоциональный интеллект в повседневной жизни и личных отношениях и книгу «17 мгновений успеха: стратегии лидерства» — для тех, чья работа связана со сферой менеджмента.

Пройти тест

В настоящий момент проблемой эмоционального интеллекта, в основном, занимаются западные психологи, а потому тесты на определение уровня EQ (их более сорока) в своем большинстве англоязычные. Из русских версий можно предложить тест MSCEIT 2.0 под редакцией Е.Сергиенко и И.Ветровой, наиболее точный и объективный русскоязычный тест. Пройти его самостоятельно можно здесь .

Работа над собой

Возможно вы ждете от меня списка упражнений, выполнив которые дома, вы сразу же взойдете на пьедестал эмоционального интеллекта? Таких упражнений нет.

Дело в том, что развитие эмоционального интеллекта – это многолетний процесс постоянной работы над собой, самосовершенствования и повышения дисциплины.

  1. Читайте книги, изучайте видео курсы по практической психологии, позитивному мышлению, самоанализу. Кое что можно почерпнуть в восточной философии. Можете почитать книгу того же В.Синельникова «Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни» , содержащую ряд советов по освоению эмпатии и эффективному общению.
  2. Занимайтесь спортом. Активные движения выполняют функцию динамической медитации. При выполнении упражнений внимание переключается на правильную работу мышц, при этом мозг полностью освобождается. Часто бывает, что решение самых тяжелых вопросов приходит само во время или после тренировки.
  3. . Планирование заставляет мозг постоянно работать, избавляться от внутренних комплексов, барьеров и страхов.
  4. Изучайте типологию личностей, язык жестов, искусство риторики – все то, что помогает эффективно общаться. Учитесь слушать того, с кем говорите.
  5. Старайтесь вести анализ своих эмоций. Столкнувшись с очередной проблемой, положите перед собой листок бумаги и ручку. Поделите листок пополам. В левой стороне напишите те решения проблемы, которые вам подсказывают эмоции, в правой части напишите, что говорить разум. Еще прежде, чем закончите писать – придет верное решение.

Послесловие

На сегодня все. Занимаясь развитием эмоционального интеллекта не забывайте уделять время логике. В этом вам поможет сервис Брайнаппс , который предоставляет комплекс простых и весьма эффективных тренажеров, доступных для детей и интересных для взрослых.

Надеюсь, что статья была для вас полезной. Пишите комментарии, оставляйте отзывы. Подписывайтесь на новости блога.

До свидания. Ваш Юрий Окунев.

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Что такое эмоциональный интеллект? Как работать над его развитием и зачем это делать?

От величины эмоционального интеллекта, в специализированной литературе обозначаемого сокращенно EQ, зависит, насколько человек разбирается в эмоциях, осознает их, может воссоздавать, управлять ими, а значит, и применять их для решения поставленных задач. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь. Развитие эмоционального интеллекта способствует распознаванию негативных воздействий извне, спокойному осмыслению ситуации и нормальной, взвешенной реакции на нее. Человек, развитый эмоционально, отпускает отрицательные эмоции, не переживает их вновь и вновь, тем самым разрушая свою психику в частности и жизнь в целом.

Работа над развитием эмоционального интеллекта делает человека взрослее, увереннее в себе, избавляет его от комплексов и душевных метаний, позволяет принимать участие в нормальной жизни, взаимодействовать с другими людьми и понимать их побуждения, то есть видеть собеседников насквозь. Такие способности позволяют с легкостью заводить новые знакомства, а значит, использовать людей для достижения поставленных целей.

Вы, сами того не подозревая, используете эмоциональный интеллект каждый день, ведь невозможно полностью отключить эмоции, быть совершенно бесстрастным (о влиянии эмоций на деятельность человека мы уже говорили в одной из наших статей). Держать чувства под контролем – сложная задача, справиться с которой смогут только сильные личности. Но это и к лучшему. Ведь эмоции помогают правильно оценить ситуацию и найти верное решение для любой проблемы. Хорошо развитый эмоциональный интеллект является тем фактором, который помогает достигать успеха.

Более детально понять какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта, можно с помощью представленной ниже схемы:

Если вы хотите легко находить общий язык даже с малознакомыми людьми, быть дружелюбным и открытым, а значит, приятным в общении, если вы ставите своей целью достижение максимального успеха в любом деле, то вам просто необходимо работать над развитием собственного EI.

1. Распознавайте эмоции и выявляйте критичные моменты.

Потерять контроль над собственным поведением, взорваться из-за чьих-то слов, утратить спокойствие на пустом месте? Ах, как это знакомо! Каждый человек имеет определенную точку кипения, вызванную ситуацией, приводящей к потере самоконтроля – так называемый эмоциональный триггер. Люди, которые умеют распознавать их, а значит, принимать, могут вовремя остановиться и не поддаться разрушительным эмоциям.

Как научиться такому контролю? Проанализируйте свои эмоции, зафиксируйте их на бумаге, выделите собственные эмоциональные триггеры.

2. Повторяйте раз за разом мысленно те ситуации, которые приводят к эмоциональным срывам.

Постоянное прокручивание в голове той или иной ситуации помогает найти верное решение и не реагировать так бурно, как это могло бы произойти в реальной жизни. Рассматривая случай, который мог бы привести к эмоциональному срыву, придумайте иную линию поведения, отличную от вашей обычной. Такое упражнение позволит правильно принять эмоциональный триггер. А значит, вы получите шанс при наступлении реальной взрывоопасной ситуации действовать по-другому.

3. Нагружайте свой мозг.

Любой человек может контролировать свое сознание и эмоции . Как только чувствуете накатывающую злость, переключайтесь на что-нибудь иное, например, на решение сложных математических задач. Согласитесь, сложно сердиться и нервничать, когда умножаешь в уме трехзначные числа!

Правильно ли вы решите задачу или нет, неважно. Главное, что вы пытались, использовали свой мозг на полную катушку и не дали эмоциям победить вас.

4. Уходите от действительности в воспоминания.

Если в трудную минуту вам сложно сосредоточиться, то применяйте другой прием: абстрагируйтесь от происходящего и погрузитесь в приятные воспоминания. Наверняка в вашей жизни есть что-то, что вызывает улыбку на вашем лице. Это может быть любимая песня или недавно прочитанная книга. Вспомните их, процитируйте про себя любимые строки. Такие мысли помогут избежать эмоционального срыва, так как переключат ваш мозг на другую ситуацию.

Главное не воспринимать этот прием как трусливое бегство от реальности. Это совершается вам на благо.

5. Прежде чем отправить гневное письмо адресату, перечитайте написанное.

Таким образом, вы возьмете хотя бы на несколько минут тайм-аут, еще раз переживете то, что испытывали при написании, сможете переосмыслить бьющие через край эмоции. Вы берете паузу – и это чудесно. У вас есть шанс передумать, все исправить. Если же после прочтения вам все равно хочется отправить письмо, попросите друга или близкого человека прочесть его. Прислушайтесь к совету со стороны и подумайте дважды, стоит ли обижать адресата. Учитесь держать эмоции в узде!

Исследования подтверждают, что все люди мыслят по-разному. Довольно нейтральное послание на самом деле может вызвать агрессию со стороны получателя. Чтобы понять, как отреагирует адресат на ваше письмо, вспомните характер того человека, которому вы пишите. Откорректируйте послание, чтобы не нанести обиды вашему адресату.

6. Уходите от сиюминутного ответа.

Современная жизнь иногда требует от нас молниеносных решений. Но часто можно не форсировать событий и взять минуту на размышление. От вас требуют четкого ответа? Уйдите от необходимости отвечать сразу. Скажите, что вернетесь к этому разговору и берете паузу, чтобы подумать. Это позволит вам понять, что же на самом деле важно, и не дать эмоциям возобладать над разумом.

7. Уважайте собеседника в любой ситуации.

Помните, что, в любой ситуации нужно оставаться воспитанным, образованным человеком, излагать свои мысли ясно и четко, избегая ненормативной лексики. Это будет характеризовать вас как серьезного, солидного человека, с которым приятно иметь дело. У вас в душе могут бушевать эмоции, но показывать их не стоит. Чтобы обуздать их, лучше заранее обдумать свой лексикон и выделить те слова, которые лучше не произносить вслух.

Однажды приняв решение вести себя спокойно и сдержанно в любой ситуации, вы сделаете большой шаг к обузданию своих эмоций и развитию эмоционального интеллекта.

P.S. Вот еще одна статья на тему EQ, опубликованная на нашем сайте: «Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Под принято понимать набор умений, позволяющих обеспечивать контроль над собственным эмоциональным фоном и оказывать влияние на поведение окружающих индивидуумов. Поэтому развитие эмоционального интеллекта – процесс, который нужно начинать с ранних лет, чтобы в зрелом возрасте быстро адаптироваться к реалиям социальной жизни и чувствовать себя уверенно.

Главный плюс высокого показателя EQ (именно так обозначается эмоциональный интеллект в науке и повседневной жизни) – минимизация негативных эмоций. Ведь посредством этого феномена можно быстро выявить причинно-следственную связь их возникновения и трезво оценивать сложившиеся обстоятельства, чтобы разумно на них отреагировать и своевременно принять меры для решения поставленной задачи.

С 40-х годов 20-го века начали проводиться многочисленные исследования. Базовая их цель состояла в определении взаимной связи, возникавшей между достижениями в школе и успехом в последующей жизни учащихся. Выводов было сделано несколько, главный из них заключался в следующем: чтобы достичь поставленных целей, необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми путем формирования договоренностей и налаживания сотрудничества.

Какие факторы препятствуют развитию EQ

Повышение эмоционального интеллекта – серьезная и сложная работа, которая начинается с дошкольного возраста. Проделать ее быстро получается далеко не у всех. Дело в том, что есть несколько факторов, препятствующих этому явлению:

  • отсутствие восприимчивости к невербальным сигналам (такое состояние наблюдается приблизительно у каждого десятого индивидуума, особенно у дошкольника, и выражено оно в плохом ощущении личного пространства, неспособности установления визуального контакта, нерациональном истолковании мимики других людей);
  • уход от конфликтной ситуации вместо ее разрешения (люди, которые чувствуют себя никому не нужными, одинокими или обремененными, как показывает практика, абсолютно не способны контактировать с окружающим миром и обществом, предпочитая остаться в одиночестве и грустить, нежели отправиться на поиски путей решения проблем);
  • чрезмерная агрессивность (многие индивидуумы именно агрессию выбирают в качестве основной реакции на все, что происходит вокруг, это приводит к их моментальной изоляции от общества и истощению сил, жизненной энергии, бодрости).

Чтобы избежать пагубного влияния этих факторов, необходимо ответить на вопрос, как повысить эмоциональный интеллект.

Почему успешные в жизни люди имеют высокий показатель EQ

Люди, состоявшиеся в жизни как личности, как правило, обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Способствует этому обстоятельству одновременно несколько факторов.

  1. Развитие этого навыка позволяет индивидууму избавиться от многочисленных сомнений, страхов, предрассудков и побуждает к активным действиям для решения поставленных вопросов.
  2. Высокий параметр эмоционального фона обеспечивает простое понимание мотивов и поступков окружающих людей. А это значит, что появляется возможность эффективного взаимодействия с «нужными» индивидуумами и подбирать подходящую для этого модель поведения.
  3. Феномен поддается развитию на протяжении всей человеческой жизни, чего нельзя сказать об IQ. Можно взяться за решение этого вопроса с младенчества и завершить становление в старости. Это гарантирует гармонию индивидуума с самим собой и окружающими людьми.

Принципы повышения EQ

А теперь самое время рассмотреть, как развить эмоциональный интеллект самостоятельно. Для этого существует несколько основополагающих принципов.

  1. Каждая эмоция должна осознаваться, особенно, если говорить о негативных вещах. Обманывать можно всех, но только не свою личность и сущность.
  2. Следует расширять словарный запас для выражения собственных чувств. Эмоции имеют не только мимическое сопровождение, но и словесное. Поэтому важно назвать хотя бы с десяток различных эмоций и пополнять эту копилку при любом удобном случае.
  3. Важно анализировать ощущения других людей. Как только вам удастся разобраться с собственными чувствами, можно приступать к чувствам других. Следует понаблюдать, какие способы они используют в целях реагирования на претензии и требования или, наоборот, на приятные события. Как себя ведут в непредвиденных ситуациях, получается ли сохранять самообладание.
  4. Необходимо отыскать новые для себя пути реагирования на типовые случаи. Какие эмоции и чувства они вызывают? Хочется ли проявлять на них агрессию или, наоборот, переключиться на нежность?
  5. Нужно отслеживать собственный локус контроля. Т. е. осознавать свою ответственность за собственную жизнь и череду событий, которые в ней наблюдаются.

Насколько это возможно?

Это абсолютно возможно. По сути, EQ каждого человека – лишь набор определенных навыков, что по-английски означает «soft skills». Ученые доказали, что интеллектуальный коэффициент человека активно растет лишь в течение первых 20-ти лет жизни. Затем он либо остается на том же месте, либо падает. Однако глупо полагать, что успех в жизни определяется лишь тем, что нам удалось наработать в детстве. Иначе немногие люди смогли бы стать состоявшимися.

На помощь как раз таки и приходит EQ. В отличие от (показателя разума) его развитие происходит на протяжении всего жизненного опыта, получаемого индивидуумом. Его повышение будет наблюдаться в любом случае. Но если приложить к этому процессу определенный объем усилий, конечный результат будет значительно лучше. Этот коэффициент во многом определяется следующими факторами:

  • среда «обитания» индивидуума (в основном условия, в которых он рос и развивался);
  • уровень осознанности (осознания себя и окружающего мира, действительности);
  • багаж знаний (практика показывает, что чем умнее человек в принципе, тем выше его EQ).

Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. К несчастью, в мире нет волшебной пилюли, которая вмиг помогла бы стать развитым и счастливым. Но есть одно действенное средство – обучение, совершенствование и постоянная практика. Только через собственный труд можно научиться азам самоанализа и постичь глубочайшую психологическую науку.

Простейшие упражнения для повышения уровня EQ

Существует пять (на самом деле их намного больше) упражнений, которые помогут оперативно повысить уровень эмоционального интеллекта.

Дневник эмоций

Любая реакция на определенное событие из жизни есть результат полученного в прошлом опыта. Чем больше трудностей довелось преодолеть, тем более адекватной будет реакция на любые возникающие сложности. Это говорит о том, что не все люди на одно и то же событие реагируют одинаково.

Например, случилось следующее: начальник был не в духе и накричал на подчиненного «ни за что». Один работник поймет своего руководителя и продолжит работу в том же русле. Другой – обидится и решит отомстить (например, «настучать» вышестоящему начальнику). Третий и вовсе расплачется, решив, что он плохой сотрудник и не стоит своей должности. Школьник, получив замечание от учителя, тоже может реагировать по-разному, как и подросток на поучения родителей. Эмоциональность свойственна каждому человеку, поэтому все эти реакции абсолютно нормальны.

Ваша цель – определить ту, что свойственна именно вам. А затем разобраться с внутренними механизмами (причинами), которые обеспечивают ее запуск. В целях контроля собственных эмоций необходимо тщательно разбираться в этом вопросе. Лучше выделить сразу несколько реакций, чтобы при необходимости выбрать наиболее оптимальную из них. Это и называется умением контролировать эмоции и вместо истерики предпочитать сдержанность с самообладание.

Записи об успехах нужно делать в дневник. Если вы попробуете применять эту практику в течение месяца, то изменитесь сами и сможете хорошо повлиять на собственную жизнь.

Подбор слов

На самом деле, не существует такого явления, которое нельзя было бы описать словами. Ежедневно на современного человека «валится» лавина переживаний и эмоций. Но у большинства индивидуумов в лексиконе нет подходящих слов для их доступного выражения. Согласитесь, не каждый взрослый подберет слова и фразы для описания чувств. Максимум, на что мы способны – описать радость, грусть, гнев. А как насчет глубинных переживаний? Что уж говорить о ребенке младшего возраста. А если бы они были, появилась бы возможность эффективного взаимодействия с той или иной эмоцией.

Обратная связь

Проблема в том, что львиная доля индивидуумов не в состоянии давать и принимать обратную связь, причем как в позитивном, так и в негативном ключе. А если они и умеют это делать, то делают неправильно, с переходом на личности, задевая чувства других людей.

Одно дело, давая обратную связь, сказать человеку: «Ты чересчур взбалмошный». И совершенно другое: «Вчера я спросил у тебя, чем могу тебе помочь, а ты накричал на меня и бросил трубку, на мой взгляд, это было слишком опрометчиво, ведь я действительно хочу тебе помочь».

Принимая обратную связь (негативную), вместо того, чтобы сказать «Ах так. Что вы о себе возомнили. И вообще – на себя посмотрите», можно сказать: «спасибо за ваши рекомендации, я подумаю об этом…».

Это и есть самосознание. Как же можно развивать эмоциональный интеллект у взрослого?

Тестирование

В мировой практике принято применять огромное количество типологий, которые сопровождаются соответствующими тестовыми заданиями. Что касается познания самого себя, существует несколько трудностей:

  • не все тесты отличаются высоким качеством, поэтому предпочтение следует отдавать только проверенным заданиям и обязательно оригинальным (чем большее количество вопросов в них присутствует, тем более точный результат будет предоставлен по итогу);
  • верная трактовка результата (в интернете полно различных тестов, предоставляющих лишь краткие тезисы из описания, которые в действительности ничего не дают (или почти ничего), гораздо больше пользы принесет прочтение хорошей книги по теме или ознакомление с научной статьей, читать нужно, чтобы увеличивать значение показателя и подымать его в соответствии с собственными пожеланиями);
  • осознание результата, особенно по части негативных (слабых) сторон (следует понимать, что плохих или хороших психологических типов не существует, т. к. каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны).

В итоге вы станете эмоционально устойчивым человеком, способным совладать с собственными чувствами.