Что понимается под отходами производства и потребления. Отходы производства и потребления

Классификация отходов весьма обширна, это обусловлено большим разнообразием их свойств, которые необходимо учитывать в процессе обращения с ними. Для удобства сбора и обработки данных на территории РФ введен Федеральный Классификационный Каталог Отходов (утвержден приказом МПР РФ от 02.12.02 № 786 «ОБ утверждении ФККО») . ФККО - это перечень образующихся в РФ отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков:

Происхождению

Агрегатному и физическому состоянию

Опасным свойствам

Степени вредного воздействия на окружающую среду.

Каждый отход имеет унифицированный цифровой код, состоящий из 13 знаков. Тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые 8 цифр используются для кодирования происхождения отхода. 9-я и 10-я цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы. 11-я и 12-я цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций. 13-я цифра используется для кодирования класса опасности отхода для окружающей среды.

Важнейшим критерием при рассмотрении любого вида отходов является его класс опасности - градация химических веществ по степени возможного отрицательного воздействия на почву, растения, животных и человека .

Его определяют в соответствии с документом «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» . Критерии разработаны с целью реализации ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в которой сказано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, должны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Согласно данному документу, опасные отходы делятся на 5 классов опасности:

1 класс (чрезвычайно опасные отходы) характеризуется очень высокой степенью вредного воздействия на окружающую среду, при этом экологическая система необратимо нарушена, период восстановления ее отсутствует. Примерами отходов 1 класса являются люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы, гальваношламы.

2 класс (высокоопасные отходы) характеризуются высокой степенью воздействия на окружающую среду. Экологическая система сильно нарушена, период восстановления составляет не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Примерами отходов 2 класса опасности являются серная кислота отработанных аккумуляторов, аккумуляторы с неслитым электролитом.

3 класс (умеренно опасные отходы) характеризуются средней степенью воздействия на окружающую среду. Экологическая система нарушена, период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника. Примерами отходов 3 класса опасности являются свинец отработанных аккумуляторов, отработанные масла, обтирочный материал, загрязненный маслами (при содержании масла более 15%).

4 класс (малоопасные отходы) характеризуются низкой степенью воздействия на окружающую среду. Экологическая система нарушена, период самовосстановления составляет не менее 3 лет. Примерами являются ТБО от жилья, отработанные автомобильные покрышки, кусковые отходы ДСП, строительный мусор.

5 класс (практически неопасные отходы) характеризуется очень низкой степенью воздействия на окружающую среду. Экологическая система практически не нарушена. Примерами являются тормозные колодки, лом черных металлов, чистые отходы лесозаготовок.

Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с «Критериями» осуществляется расчетным или экспериментальным методом. Экспериментальный метод очень дорог, осуществляется в специально аккредитованных лабораториях, основан на биотестировании водной вытяжки отходов, используется при больших объемах отходов на предприятии.

По происхождению :

1. Отходы производства (техногенные) - являются очень мощным фактором, воздействующим на окружающую среду. В готовую продукцию переходит лишь 2 - 10% сырья, все остальное превращается в отходы (то есть является неиспользованной частью сырья). Производственные отходы являются следствием: несовершенства технологических процессов; несовершенного экономического механизма; неудовлетворительной организации производства.

2. Отходы потребления (антропогенные). По приблизительным оценкам, ежегодно в России образуется около 7 млрд. т твердых отходов, всего на учтенных свалках накоплено около 65 млрд. т, на душу населения в год в России приходится до 15 т твердых отходов (с учетом всех отраслей народного хозяйства).

По источникам образования : система классификации основана на отраслевом принципе, то есть выделяют отходы различных отраслей промышленности (черной и цветной металлургии, химической, угольной и других отраслей промышленности).

По фазовому (агрегатному) состоянию: отходы делятся на твердые, жидкие, газообразные и пастообразные. Фазовое состояние влияет на выбор методов и средств хранения, транспортировки и переработки отходов .

По возможности использования:

1. вторичные материальные ресурсы (ВМР) - совокупность отходов производства и потребления, которые могут быть использованы в качестве сырья для выпуска полезной продукции (они уже перерабатываются или переработка их планируется).

2. отходы, которые на данном этапе экономического развития перерабатывать нецелесообразно. Они образуют безвозвратные потери, их предварительно обезвреживают в случае опасности и захоранивают на спецполигонах.

Развитие промышленного сектора и активное вхождение в бытовое пользование синтетических материалов ставит перед органами санитарно-гигиенического контроля новые задачи в обеспечении экологической безопасности. В частности, разрабатываются более эффективные методы определения признаков опасности отходов, что позволяет использовать классификации, соответствующие реальному положению в сфере утилизации продуктов переработки. На этом фоне главным инструментом дифференциации вредных веществ и материалов становится класс опасности отходов, на основе которого подбираются средства их дальнейшей утилизации. Вместе с этим по-прежнему актуальны вопросы обращения с вредными веществами и смесями - технологии хранения и переработки регулярно совершенствуются, позволяя увеличивать экологическую безопасность.

Способы определения класса опасности

Специалисты пользуются тремя основными способами определения класса опасности. В первую очередь, это экспериментальная методика, предназначенная для определения токсических свойств, которыми преимущественно обладают промышленные отходы и продукты производства. В целях повышения точности исследования проводятся на основе результатов оценки токсичности применительно к нескольким видам продуктов, материалов, видов животных или штаммов растений.

Применяется и расчетный способ определения токсикологической опасности, который базируется на данных о характеристиках отдельных веществ. Особенностью этого подхода является дополнительное использование аналитического исследования отходов. К сожалению, этот метод подразумевает целый ряд технологических ограничений в процессах исследования, поэтому его качество уступает прямому токсикологическому изучению свойств объекта. Тем не менее, финансовая доступность расчетной методики позволяет определять класс опасности отходов в менее ответственных случаях, где также нецелесообразно подключение средств экспериментального способа.

Третьим же методом определения опасности отходов является компьютерный расчет. Это направление пока еще находится на этапе становления, но есть вероятность, что он сможет обеспечить высокую точность обследования объектов при небольших затратах.

Классификация по воздействию на организм

Существует четыре класса опасности отходов, по которым определяется степень вредного воздействия на организм. Категории устанавливаются на основе анализа конкретных свойств объекта и дальнейшего их сопоставления с нормативными показателями.

В первый класс опасности отходов с точки зрения воздействия на здоровье человека входят следующие вещества: бериллий, трихлордифенил, протактиний, линдан озон, диэтилртуть, пентахлордифенил, таллий, акролеин, этилмеркурхлорид, теллур, плутоний, ртуть, оксид свинца, полоний, бензапирен, фтороводород, тетраэтилсвинец и т.д.

Второй класс распространяется на высокоопасные вещества, среди которых гептахлор, атразин, селен, формальдегид, сероводород, хлор, четыреххлористый углерод, гексахлорбензол, кобальт, цианиды, литий, бор, бромоформ, мышьяк, фосфаты, дибромхлорметан, ДДТ, кадмий, свинец, молибден и другие.

В третий класс входят опасные элементы и смеси с умеренными коэффициентами опасности: этиловый спирт, серебро, никель, алюминий, медь, железо, хром, фосфаты, барий, марганец и нитраты.

К представителям четвертого класса относятся малоопасные вещества, такие как хлориды и симазин.

Определение степени опасного воздействия на организм человек основывается на нескольких показателях смертельной дозы, требуемой для летального исхода. В частности, класс опасности отходов в данной градации может рассчитываться в зависимости от характеристик вредного влияния при введении элемента в желудок, при контакте с кожным покровом и при воздействии в качестве воздушной концентрированной среды.

Классификация по воздействию на экологию

В соответствии с данной классификацией выделяется 5 уровней опасности отходов, которые учитываются при обращении с веществами, хранении и утилизации. При этом важно учитывать, что данная классификация отходов условна и определяет максимально возможный вред, который способен принести конкретный материал или элемент. Иными словами, классом определяется потенциальная опасность отходов. Основой для расчета степени вреда для окружающей среды служат нормативные акты органов надзора, которые формируются при учете отраслевых документов.

Как и в случае с веществами, вредными для человека, элементы, представляющие опасность для окружающей среды, могут входить в разные классы одновременно. Это связано с тем, что классификация отходов базируется на общих свойствах материалов, которые могут проявляться по-разному в зависимости от условий применения. Это относится и к химическим веществам, и к загрязнителям воздуха, и к другим категориям отходов.

1 класс

Это самая высокая степень воздействия отходов на окружающую среду. При контакте с объектом экологическая система нарушается с необратимыми последствиями, поэтому и период для восстановления к этой категории не применяется.

В список отходов этого класса входят:

  • Отработанные трансформаторы и конденсаторы с трихлордифенилом и пентохлордифенилом.
  • Полихлорированные отходы от терфенилов и дифенилов.
  • Крезол в виде остатков, утративших потребительские качества.
  • Шлам с содержанием тетраэтилсвинца и металлоорганических соединений.
  • Солевые отходы твердых солей мышьяка.
  • Отработанные масла синтетического и минерального происхождения, которые содержат в составе терфенилы и дифенилы.
  • Ртутьсодержащие материалы.

Согласно правилам природоохранного надзора, вывоз отходов 1 класса должен осуществляться отдельно от вредного мусора других категорий. Также для его хранения предусматривается специальная тара с повышенной безопасностью. Как правило, для этой цели используется оцинкованный контейнер. Наполненные контейнеры маркируют соответствующими наклейками с указанием вида отходов, правил сбора и вывоза, а также описанием контактной информации организации, которая обеспечивает транспортировку и утилизацию. Стоит отметить, что наиболее опасными веществами этого класса являются ртутьсодержащие - эти отходы даже в контейнере занимают специальное место с твердой изоляцией и ограничением доступа.

2 класс

Опасность воздействия отходов этого класса оценивается как высокая. Основу веществ составляют промышленные отходы и часть бытовых, при этом экологическая система в результате поражения восстанавливается через 30 лет при условии полной ликвидации источников воздействия.

К отходам с влиянием высокой опасности относятся:

  • Отработанная аккумуляторная кислота на основе серы.
  • Отработанная щелочь от аккумулятора.
  • Медно-жильный кабель со свинцовым покрытием, который утратил потребительские качества.
  • Рафинированные остатки нефтепродуктов, отходы кислого дегтя и смол.
  • Отходы твердых свинцовых солей.
  • Отходы твердого хлорида меди.
  • Незагрязненные свинцовые опилки и т.д.

В России вопрос контроля выбрасываемых отработанных аккумуляторов стоит наиболее остро. Так, ежегодный объем таких изделий составляет порядка 3 млн. единиц. В расчете на чистый свинец это эквивалентно 90 тыс. т. Усугубляется проблема отходов 2 класса длительным и трудноустранимым кислотным отравлением почвы.

Сбор таких материалов и веществ также осуществляется раздельно от прочих отходов. В дальнейшем они содержатся в специально оборудованном поддоне с защитой от разливов электролита. Обычно поддоны хранятся на полигонах в ремонтных участках, на которых может производиться и утилизация отходов соответствующего класса. Эксплуатация контейнера предусматривает наличие навеса, который защищает отходы от осадков.

3 класс

В эту группу включаются отходы, потенциальный урон окружающей среде от которых квалифицируется как умеренно опасный. Преимущественно это бытовые отходы, а также производственный хлам и продукты химической переработки. Экосистема в случае поражения ими также нарушается, однако время на восстановление занимает в среднем 10 лет с момент принятия мер по сокращению вредного воздействия от источника.

К отходам с умеренной опасностью для окружающей среды относятся:

  • Незагрязненный медный провод с никелевым покрытием, утративший потребительские качества.
  • Обтирочные материалы, которые были загрязнены вредными маслами.
  • Очистной шлам от емкостей и трубопроводов, обслуживающих нефтепродукты.
  • Цементная пыль.
  • Пыль табачная.
  • Вышедший из срока годности ацетон.
  • Песок, залитый бензином или вредными маслами.
  • Куриный свежий жир, а также утиный и гусиный помет.
  • Свежий навоз от содержания свиней и др.

В основном отходы этого класса не требуют отдельного содержания и сбора, однако в случае с нефтепродуктами все же требуется применение специальных емкостей. При этом располагаться тара может и в ремонтном участке, и вне его пределов. Перед тем, как осуществить вывоз отходов, предприятия оборудуют площадки сбора покрытиями и навесами для защиты от дождя. Кроме того, емкости снабжаются поддонами, которые предотвращают розлив нефтепродуктов.

4 класс

Это класс малоопасных веществ и материалов, которые не представляют серьезной опасности для экологического фона, тем не менее, на восстановление после заражения требуется около трех лет. Облегчаются и мероприятия по обслуживанию - так, хранение отходов может осуществлять прямо на территории, которая планируется к регенерации. То есть в некоторых случаях возможно и самовосстановление экосистемы.

К отходам, входящим в эту группу, относятся:

  • Строительный мусор, полученный в результате демонтажа конструкций и разбора зданий; несортированные отходы из жилищного хозяйства.
  • Твердые отходы от асфальта.
  • Отработанные покрышки.
  • Незагрязненная пыль от черных металлов.
  • Несортированные бытовые отходы от хозяйственных помещений на предприятиях.
  • Отходы с содержанием чугуна и бронзы.
  • Отходы от картона и бумаги.
  • Гипсовая, кирпичная и бетонная пыль.
  • Перья и пух.
  • Древесные опилки.
  • Свежий навоз от звероводческих ферм и др.

В редких случаях в этот класс попадают нефтесодержащие вещества, которые являются наиболее вредными для данной категории. Однако утилизация отходов с элементами нефтепереработки выполняется уже без дополнительных технологических процедур - то есть путем сжигания без очистки от газов, которые выделяются в атмосферу. При этом сама организация данного процесса вполне реализуема на территории промышленных предприятий.

Разумеется, определенный перечень нормативов руководители должны соблюдать, но эти правила несопоставимы с жесткостью, характерной для требований, по которым осуществляется переработка отходов первых трех классов опасности. В последнем случае утилизация на неспециализированных площадках и вовсе может не допускаться, если организация не имеет соответствующей лицензии.

5 класс

Практически неопасные отходы, которые обеспечивают очень низкую степень вреда. Соответственно, и особых мер по реорганизации территории, на которых размещаются вещества этой группы, не предусматривается. Например, неопасные жидкие отходы практически не наносят вреда почве, хотя для ее сельскохозяйственного использования все же требуется специальная подготовка.

В перечень отходов 5 класса опасности входят:

  • Продукты древесной переработки.
  • Яичная скорлупа (куриная).
  • Макулатура.
  • Гофрокартон и гипс.
  • Соломенная и древесная зола.
  • Керамика.
  • Щебень строительный.
  • Лом из разных металлов.
  • Незагрязненные пластмассовые емкости, утратившие потребительские качества.
  • Бой кирпичный строительный.
  • Кусковые цементные отходы.
  • Незагрязненная стальная стружка и т.д.

Поскольку вышеописанные материалы относятся к малоопасным для экологии, их можно выбрасывать на свалку. Однако захоронение отходов в виде резины, пластика и металла позволит сохранить природные ресурсы. Кроме того, некоторые материалы могут быть отправлены на вторичное использование.

Обеспечение утилизации отходов

Независимо от степени опасности отходов, их последующая утилизация должна выполняться на специальных территориях. На данный момент наиболее распространены в решении этих задач специально оборудованные свалки, полигоны для компостирования мусора и мусороперерабатывающие предприятия. В соответствии с уровнем технического обеспечения у каждого объекта есть возможности утилизации конкретных веществ и материалов. К примеру, радиоактивный отход можно обезоруживать только в условиях компостирования, а бытовой мусор обычно отправляется на свалки.

Мусороперерабатывающие заводы, как правило, входят в комплексы полигонов, что позволяет сократить затраты на транспортировку и временное содержание мусора. При этом такие объекты могут предусматривать разный подход к утилизации. Это может быть и традиционное сжигание в печах, и переработка отходов, после которой возможно дальнейшее использование материала как вторичного сырья. В свою очередь, компостирующие предприятия также позволяют вырабатывать вторичный продукт для сельскохозяйственного пользования. Например, смешивая навоз с отходами растительного происхождения.

Проблемы обращения с отходами

Развитие технологий и методик, позволяющих определить класс отходов и возможности для их последующей утилизации, значительно продвинулись вперед. С другой стороны, все еще остается проблема отходов, связанная с технической реализацией условий для переработки и утилизации. Строительство новых полигонов предполагают большие затраты для предприятий, что вынуждает руководителей идти на компромисс и понижать качество обслуживания вредных веществ. Иными словами, теоретически эффективное обращение с отходами вполне возможно, но оптимизация расходов при строительстве объектов для утилизации и захоронения остается несовершенной.

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2 (26) февраль 2015 .
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

И.О. Прохоров, инженер, аудитор-эколог (г. Москва)

23 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 25 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 декабря Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ с соответствующим названием (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот закон вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами. Вступление в силу многих положений отложено до 1 января 2016 г., отдельных положений — до 2017 и даже до 2019 г. В настоящей статье дан обзор основных изменений в законодательстве, уже вступивших и вступающих в силу в ближайшем будущем. Так как изменения слишком обширны, мы остановимся подробно только на самых актуальных на наш взгляд. Некоторые из новых положений законодательства потребуют принятия дополнительных подзаконных актов, но мы вкратце затронем и эти положения.

Названный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 21 июля 2011 г., а 7 октября того же года был принят в первом чтении. Более трех лет понадобилось для того, чтобы закон был принят окончательно. Первоначально целью законопроекта ставилось создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, но в процессе работы над законопроектом цели были расширены. Так, принятый Федеральный закон № 458-ФЗ призван:

  • повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами;
  • сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Попробуем разобраться, в чем суть предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ изменений в законодательстве.

Прежде всего, изменения были внесены в терминологию, применяемую в области обращения с отходами. В первую очередь они коснулись ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТХОДЫ»

Привычная для всех формулировка понятия «отходы производства и потребления» была изменена (выделено и подчеркнуто автором):

[…] — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления , а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства ;

отходы производства и потребления […] — вещества или предметы , которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления , которые удаляются , предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Если раньше отходы (согласно формулировке предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ) могли образоваться исключительно в процессе производства или потребления , а также при утрате товарами и продукцией своих потребительских свойств , то теперь отходы могут образоваться также при выполнении работ и оказании услуг . Конечно, данное уточнение вполне логично, и можно только удивляться, почему оно было сделано только сейчас. Правда, из новой формулировки исключено упоминание об утративших свои потребительские свойства товарах, но законодатели выделили такие отходы (вместе с некоторыми другими отходами) в отдельные категории, о чем речь пойдет далее.

Присмотревшись внимательно к новой формулировке, можно заметить, что раньше понятие «отход» определялось лишь с точки зрения процесса образования (появления) отходов. Теперь же, кроме собственно описания процесса образования отходов, в формулировку включено упоминание об удалении соответствующим образом образовавшихся веществ и предметов. В то же время вторая часть нового определения (если мы рассматриваем его в контексте отечественного законодательства) вызывает много вопросов:

1. Что в данном случае следует понимать под удалением веществ или предметов? В самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести нас в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить» . В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009) (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды» . Однако отметим, что здесь речь идет уже не о веществах или предметах , а об отходах , при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.

2. С какой целью определение было дополнено ссылкой на удаление отходов? Имелось ли в виду, что определенные вещества и предметы, образованные соответствующим образом, могут не подлежать удалению и не быть предназначенными для удаления? Если такие вещества и предметы образовались в процессе деятельности предприятия, то они в этом случае не должны считаться отходами?

3. Как определить, подлежит ли вещество или предмет удалению? Или имелось в виду, что ВСЕ соответствующим образом образованные вещества и предметы должны удаляться?

4. С какой целью сделана оговорка ? Возможно, это просто лишнее упоминание (в дополнение к п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ) о том, что удаление некоторых веществ и предметов может регулироваться соответствующим законодательством? Или имелось в виду, что удаление обычных отходов может происходить способами, не указанными в Федеральном законе № 89-ФЗ, и в этом случае вещества или предметы не будут считаться отходами?

В общем, многое в новой формулировке выглядит непонятным. Но специалистам, знакомым с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Базельская конвенция), при взгляде на данную формулировку сразу становится очевидно, что она является гибридом формулировки из ранней редакции Федерального закона № 89-ФЗ и формулировки Базельской конвенции: «"отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» . Но, во-первых, сфера действия Базельской конвенции вполне конкретна — отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, сама перевозка отходов и их удаление. Во-вторых, в Базельской конвенции дана ссылка на то, как следует понимать термин «удаление отходов» (приведен конкретный перечень операций с отходами). И если ссылка на национальное законодательство в Базельской конвенции понятна (т.к. в разных странах законодательство может различаться), то калька с нее «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» в новой формулировке Федерального закона № 89-ФЗ смотрится несколько странно.

Нам кажется, что механический перенос положения Базельской конвенции в Федеральный закон № 89-ФЗ оказался не очень удачным. Позволим себе предположить, что полученная «гибридная» формулировка и отсутствие понятия «удаление» в федеральном законодательстве вызовут массу проблем у предприятий в будущем, особенно учитывая новые положения законодательства в области лицензирования (о них речь пойдет далее). Если удаление рассматривать как перемещение веществ или предметов с территории предприятия — это одна ситуация. Если считать удалением перемещение и рециклинг в рамках одного предприятия — другая ситуация. А если удалением считать операции с отходами в соответствии с ГОСТ Р 53692-2009 (уничтожение, разложение или захоронение) — третья ситуация.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

1. Вместо понятия «использование отходов» теперь введен термин «утилизация отходов» , причем определение этого понятия дано именно через существительное «использование» (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг ), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация ), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация );

В одной из статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала, мы уже обращались к теме соотношения понятий «использование отходов » и «утилизация отходов » , имея в виду и законопроект, предшествующий появлению Федерального закона № 458-ФЗ. С учетом поправок на изменения в законодательстве указанный материал во многом остается актуальным.

Напомним, в упомянутой статье мы писали о том, что в сложившейся практической деятельности под утилизацией отходов могло пониматься что угодно, включая обезвреживание отходов; и даже серьезные компании, занимающиеся обращением с отходами, при заключении договоров в их предмете зачастую указывали утилизацию отходов, хотя на самом деле речь шла об обезвреживании. Теперь же в законодательстве есть определение термина «утилизация отходов » . Поэтому советуем экологам предприятий быть особенно внимательными при заключении договоров и настаивать на применении терминов в соответствии с законодательством.

Важно отметить, что теперь под утилизацией отходов также понимается и рециклинг , и регенерация , и рекуперация . Вернемся к этому при обсуждении вопроса лицензирования.

2. К видам обращения с отходами добавлен дополнительный вид — обработка отходо в .

Согласно новому положению Федерального закона № 89-ФЗ (подчеркнуто автором) обработка отходов предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации , включая их сортировку, разборку, очистку .

Отметим, что обработка отходов (если она осуществляется) — этап, предшествующий утилизации отходов в ее новом значении. Но может ли считаться обработкой отходов, например, сортировка партии отходов, предназначенной для захоронения, из которой отбирается 10-15 % отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (стекло, металлы, бумага, картон, резина, полиэтилен)? Ведь в данном случае сортировка по сути дела является подготовкой отходов к дальнейшему захоронению. Скорее всего, надзорные органы будут трактовать сортировку как обработку отходов, тем более что извлечение полезных компонентов для их повторного использования отнесено к утилизации отходов. С другой стороны, теперь у контролирующих органов не будет соблазна называть сортировку обезвреживанием (чем она, конечно, не является). О таких курьезах мы в свое время тоже писали .

3. Понятию «обезвреживание отходов» дано новое определение (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Как и в предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ, обезвреживание отходов характеризуется своей целью . Это является главным критерием при определении того, что следует считать обезвреживанием отходов (на это мы также указывали). Ранее в формулировке речь шла о предотвращении вредного воздействия, сейчас — о снижении негативного воздействия.

Замена прилагательного «вредного » на «негативное » , вероятно, связана с положениями ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой «отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются […] на пять классов опасности » . То есть на основании критериев снижения негативного воздействия (классов опасности), указанных в ст. 4.1, можно определить, является ли проведенное уменьшение массы отходов или изменение состава отходов обезвреживанием.

Замена существительного «предотвращение » на «снижение » , видимо, обусловлена тем, что не всегда после проведения соответствующей процедуры (процесса) полученный отход может быть отнесен к практически неопасным отходам (т.е. к V классу). Ведь если перед осуществлением процесса отход относился к I классу опасности, а на выходе получился другой отход III или IV класса опасности, то негативное воздействие отхода снизилось (хоть и не было полностью предотвращено). Безусловно, такой процесс тоже является обезвреживанием. Поэтому мы считаем, что новая формулировка понятия «обезвреживание отходов » более логична.

4. Определение термина «хранение отходов » также подверглось корректировке (выделено и подчеркнуто автором):

Как и ранее термин «накопление отходов » , понятие «хранение отходов » теперь раскрыто через существительное «складирование » . Для хранения отходов установлен новый срок — более 11 месяцев . Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев . К какому же виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.? Этот вопрос на данный момент остается открытым.

5. Согласно новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ (выделено и подчеркнуто автором) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов.

6. В предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ было дано определение понятия «объект размещения отходов » . Теперь в законе появилось некоторое уточнение (выделено автором):

Отдельно даны определения новых понятий :

  • объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

7. В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «объекты обезвреживания отходов » «специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Согласно внесенным изменениям ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 июля 2015 г. будет иметь название «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». С 1 июля 2015 г. будет изменено и содержание данной статьи (выделено автором): «1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации , обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона […]» .

Федеральный закон № 458-ФЗ также внес соответствующие изменения в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнеся к лицензируемым видам деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности . Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. все виды деятельности по обращению с отходами, кроме накопления, должны лицензироваться (соответственно, образование отходов также не подлежит лицензированию).

Как же быть с ранее выданными лицензиями на обезвреживание и размещение отходов (в т.ч. бессрочными)? В Федеральном законе № 458-ФЗ на этот вопрос дан потрясающий по своей простоте ответ: «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года» .

Ну что же, как говорили в старину: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Нынешним же бабушкам — если перефразировать современную песню — остается только нервно курить трубку... Сами посудите: мало того, что бессрочные лицензии в одночасье оказались срочными (а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены через несколько месяцев заново начать процесс лицензирования), так еще и на все операции по обращению с отходами нужно получить лицензию (кроме образования и накопления отходов — и на том спасибо!).

Например , если на предприятии при производстве основной продукции образуются какие-либо вещества и материалы (в т.ч. брак продукции), которые могут быть использованы (мы намеренно не говорим «утилизированы») на том же предприятии (например, повторно включены в производственный процесс в том же цехе или направлены в соседний цех для производства другого вида продукции), то прогнозируемая нами позиция надзорных органов будет заключаться в том, что они потребуют у предприятия наличия лицензии (а при ее отсутствии предприятию будут грозить штрафные санкции). Такая же проблема может возникнуть при согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР): органы Росприроднадзора потребуют включить в номенклатуру отходов указанные вещества и материалы, а к проекту НООЛР приложить лицензию...

Или другой пример: допустим, в большом офисном здании, где установлены корзины для накопления офисного мусора (в том случае, если это отход, он окажется отходом IV класса опасности), для минимизации затрат на вывоз и захоронение отходов в одном из помещений (перед перемещением содержимого корзин в общий бункер, вывозимый на полигон твердых бытовых отходов) проводится отбор стекла, картона, металлов и т.п. Не надо быть Кассандрой, чтобы предположить, что в случае проведения проверки Росприроднадзор классифицирует процесс отбора полезных компонентов как сортировку отходов (т.е. как обработку отходов), на которую потребуется соответствующая лицензия.

Таким образом, очень многие предприятия в ближайшем будущем столкнутся с дилеммой — либо получать лицензии на осуществление деятельности по утилизации и/или обработке отходов, либо доказывать (при проведении проверок и в судебных разбирательствах), что те или иные вещества и материалы не являются отходами. Что касается приведенных выше примеров, то в первом случае нужно будет доказать, что вещества и материалы являются побочным продуктом (и/или сырьем), а во втором — что вещества и материалы, называемые офисным мусором, становятся отходом после отбора из них стекла, картона, металлов. Здесь на помощь может прийти не только неясность термина «удаление» применительно к веществам и материалам, но и уже имеющаяся арбитражная практика, в которой суды отмечали, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно определять, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение «отходы производства и потребления» .

КСТАТИ

Кроме ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, при вынесении решений и постановлений судьи ссылались на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94.

Как мы считаем, вводимое лицензирование новых (и «новых старых») видов деятельности по обращению с отходами — применительно к предприятиям, специализирующимся на таких видах деятельности, — теоретически может способствовать упорядочиванию и эффективному контролю в данной области. Но мы опасаемся, что стремление заставить проходить через процедуру лицензирования значительную часть организаций, де-факто не занимающихся обработкой или утилизацией отходов, создаст ненужные административные барьеры, что в условиях непростой экономической ситуации явно не будет способствовать росту экономики в нашей стране.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ

Статья 4 «Отходы как объект права собственности» Федерального закона № 89-ФЗ в новой редакции стала предельно лаконичной: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством» .

И все! Больше никаких упоминаний о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. И главное — больше нет положения о том, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Напомним, эти условия были предусмотрены в предыдущей редакции данной статьи.

Получается, что право собственности на отходы (включая дарение) может быть передано любому лицу вне зависимости от того, есть ли у последнего лицензия. Другое дело, что при разработке проектов НООЛР, составлении технических отчетов или отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) все равно необходимо будет указывать наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять дальнейшие операции по обращению с отходами (с указанием видов обращения с отходами и реквизитов лицензий).

Теперь отходы — как одна из разновидностей движимых вещей — являются объектом права собственности. Основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который мы рекомендуем изучить всем экологам (хотя бы положения статей о праве собственности на движимое имущество). Нелишним будет также изучение глав и статей о видах договоров, касающихся движимого имущества.

Приведем выдержки из Гражданского кодекса, которые могут оказаться полезными экологам:

Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 136. Плоды, продукция и доходы

Плоды, продукция , доходы, полученные в результате использования вещи , независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи , если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат своим имуществом .
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия , не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
[…]

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
[…]

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность […].

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект , где находится брошенная вещь , стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность , приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
[…]

НОВЫЙ ТИП ОТХОДОВ — «ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ»

Теперь в Федеральном законе № 89-ФЗ в отдельную группу выделены твердые коммунальные отходы (далее — ТКО) — «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами» .

Если с отходами, образуемыми физическими лицами в процессе потребления в жилых помещениях, все более или менее ясно, то с отходами юридических лиц, «подобными по составу » , как нам представляется, не все так однозначно. Каким образом будет определяться «подобность » отходов? Как будет соотноситься данное определение ТКО с федеральным классификационным каталогом отходов? В новом каталоге есть группа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению » (код — 7 30 000 00 00 0). Будут ли к ТКО относиться только отходы из этой группы или ТКО надо трактовать шире?

Например , в жилом помещении физическим лицом в процессе удовлетворения личных и бытовых нужд могут образоваться такие отходы, как отработанные аккумуляторные батареи, отходы оргтехники, лом черных и цветных металлов, в конце концов… Если эти отходы относятся к ТКО (поскольку это товары, утратившие свои потребительские свойства), то такие же отходы юридического лица также можно будет считать ТКО?..

Обращение с ТКО будет регулироваться отдельными положениями Федерального закона № 89-ФЗ, в основном вступающими в силу с 1 января 2016 г. Рамки настоящий статьи не позволяют слишком подробно остановиться на этих нововведениях, тем более что для их практической реализации потребуется принятие подзаконных актов. Возможно, после их принятия многие из рассмотренных ранее вопросов будут сняты.

Пока же в качестве информации к размышлению мы хотели бы привести определения понятий, которые будут применяться в сфере обращения с ТКО:

  • норматив накопления ТКО — среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени;
  • оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
  • региональный оператор по обращению с ТКО — оператор по обращению с ТКО — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Также стоит отметить, что полномочия по управлению потоками отходов , организации сбора, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО будут осуществляться субъектами Российской Федерации . Полномочия эти будут весьма обширны. На уровне регионов будут создаваться региональная программа в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО , а также территориальная схема обращения с отходами .

В связи с появлением в Федеральном законе № 89-ФЗ понятия «твердые коммунальные отходы» Федеральный закон № 458-ФЗ вносит изменения и в Жилищный кодекс Российской Федерации (вступают в силу 1 января 2016 г. ), в соответствии с которыми услуги по обращению с ТКО будут отнесены к коммунальным . Теоретически это может позволить сделать деятельность по обращению с ТКО более прозрачной и регулируемой. Субъекты Российской Федерации смогут устанавливать долгосрочные тарифы на услуги по обращению с ТКО , что, по задумке авторов новой концепции, может привлечь инвесторов в эту область деятельности (поскольку будет обеспечен в большой степени гарантированный поток отходов).

НОВЫЙ ТИП ОТХОДОВ — «ОТХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ»

Федеральный закон № 458-ФЗ вводит в законодательство ответственность производителя товаров за утилизацию товаров, превратившихся в отходы . Для этого в Федеральном законе № 89-ФЗ теперь выделены отходы от использования товаров (далее — ОИТ) — «готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них» .

Для ОИТ введен и соответствующий норматив (выделено автором): «норматив утилизации отходов от использования товаров […] — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации» .

Ответственность производителей будет реализовываться по одной из альтернативных схем :

  • производители смогут создать свои собственные объекты инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации ОИТ;
  • производители смогут заключать договоры с оператором по обращению с ТКО;
  • производители смогут самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем создания объединения (союза) производителей, импортеров товаров;
  • производители смогут уплачивать экологический сбор.

К СВЕДЕНИЮ

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации будет считаться исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

Перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств , и нормативы утилизации ОИТ будет утверждать Правительство Российской Федерации. Пересматриваться они будут один раз в 3 года. Правительство также будет устанавливать порядок взимания экологического сбора .

Средства от уплаты экологического сбора будут поступать в бюджет Российской Федерации, а потом расходоваться через государственные программы:

  • в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
  • на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию ОИТ;
  • на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
  • на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Как и в случае с ТКО, будущее покажет, каким образом будут реализовываться положения Федерального закона № 89-ФЗ, касающиеся ОИТ.

НОВОЕ ПОНЯТИЕ — «ГРУППЫ ОДНОРОДНЫХ ОТХОДОВ»

В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «группы однородных отходов » «отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме)» . А с 1 января 2016 г . в силу вступят новые положения данного Федерального закона о том, что, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды, будет устанавливать требования по обращению с группами однородных отходов I-V классов опасности . Соответственно, эти требования должны будут соблюдаться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Мы пока не знаем, как комментировать данную новеллу, поскольку подзаконные акты в данной области пока не были приняты.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Следующие изменения будут внесены в ст. 18 «Нормирование в области обращения с отходами» Федерального закона № 89-ФЗ и вступят в силу 1 января 2016 г. :

2. федеральному государственному экологическому надзору, НООЛР, а также порядок их утверждения будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (вероятно, это будет Росприроднадзор, хотя после таких масштабных изменений уже трудно что-то прогнозировать со стопроцентной вероятностью) .

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме СМСП), образующих отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, НООЛР, а также порядок их утверждения будут устанавливаться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, в соответствии с новой концепцией «монополия» Росприроднадзора на нормирование отходов с 1 января 2016 г. должна быть ликвидирована: Росприроднадзор будет утверждать проекты НООЛР только для определенной категории предприятий. В данный момент опять-таки сложно прогнозировать, будут ли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать свои методические указания по разработке проектов НООЛР или возьмут за основу не так давно вышедшие «из-под пера» Минприроды .

3. Подобная ситуация с 1 января 2016 г. возникнет и в области представления уведомительной отчетности СМСП. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ; а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

4. Формулировка о возможности приостановления деятельности предприятий в случаях нарушения НООЛР будет изменена. Если в предыдущей редакции речь шла о приостановке деятельности в области обращения с отходами (это положение осталось с тех пор, когда обращение с отходами включало в себя и образование отходов), то с 1 января 2016 г. указанная норма Федерального закона № 89-ФЗ будет выглядеть следующим образом (выделено и подчеркнуто автором): «При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы , может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Изменения будут внесены в ст. 14 «Требования к обращению с отходами I-V классов опасности» Федерального закона № 89-ФЗ:

1. С 1 января 2016 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности , будут обязаны осуществлять отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот же орган будет осуществлять само подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности). Это, как говорится, «плохая новость» (напомним, что в настоящее время пока действует порядок отнесения отходов к I-IV классам опасности, а для отходов V класса необходимость отнесения отходов к классам опасности, как правило, возникает только при разработке проекта НООЛР).

2. «Хорошая новость» заключается в том, что с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не будет требоваться . С грустью отметим, что законодатели не сжалились над рядовыми экологами и не предусмотрели более скорое вступление данной нормы в силу.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в ст. 23 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» Федерального закона № 89-ФЗ. 1 января 2016 г. вступают в силу следующие важные положения:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы .

2. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению .

Таким образом, многолетние споры (включая споры в высоких судебных инстанциях) о том, должны ли предприятия вносить плату за НВОС при размещении отходов, а также кто именно должен вносить данную плату, теперь канут в Лету. Двусмысленность законодательных норм будет устранена: право собственности на отходы , будь оно передано или не передано, к плате за НВОС не будет иметь никакого отношения .

Говоря о плате за НВОС при размещении ТКО, отметим еще одну новую норму Федерального закона № 89-ФЗ (вступает в силу 1 января 2016 г.): «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» . Эта норма касается не только экологов, но и всех граждан. Поскольку указанные расходы, вероятно, будут включены в коммунальные платежи, то общая сумма коммунальных платежей должна будет вырасти. В идеале это должно стать стимулом к уменьшению образования отходов со стороны пользователей жилых помещений — как напрямую (каждый житель должен стремиться снизить образование отходов, а вторичные ресурсы — сдавать в пункты приема вторсырья), так и с помощью воздействия на управляющие компании (добровольная или вынужденная организация ими раздельного сбора отходов).

Федеральный закон № 458-ФЗ внес поправки в положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о применении понижающих коэффициентов к ставкам платы за НВОС (изменения вступят в силу 1 января 2016 г. ). Так, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

1 января 2016 г. вступает в силу положение Федерального закона № 89-ФЗ о том, что при производстве упаковки, готовых товаров (продукции) , после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы , которые представлены биоразлагаемыми материалами (перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации), могут применяться различные меры экономического стимулирования .

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимость внесения изменений в ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ, многие положения которой (особенно после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») превратились в определенного рода атавизм (достаточно сказать, что понятия «профессиональная подготовка» в последнем Федеральном законе нет), назрела уже давно. Тем не менее законодатели, увлеченные разработкой новых масштабных концепций, первые два пункта ст. 15 вообще не тронули, но дополнили ее п. 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды» . Это положение вступает в силу 1 июля 2015 г. , и нам очень интересно увидеть, как оно будет реализовываться.

О НЕКОТОРЫХ ЗАПРЕТАХ

Ранее мы говорили о «пряниках», предусмотренных в новых нормах законодательства. Теперь скажем несколько слов о новых запретах («кнутах») в Федеральном законе № 89-ФЗ:

  • с 1 января 2016 г. в ст. 11 будет введен запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов ;
  • с 1 января 2016 г. в ст. 12 вводится запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров ;
  • с 1 января 2017 г. в соответствии с новой редакцией ст. 12 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, будет запрещено . Перечень видов отходов, в состав которых входят запрещенные к захоронению полезные компоненты, будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Будут ли при этом аннулированы ранее выданные документы об утверждении НООЛР, если эти лимиты допускали захоронение полезных компонентов, пока неизвестно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье мы постарались остановиться на наиболее важных на наш взгляд новшествах законодательства в области обращения с отходами. Какие-то из них были затронуты в большей степени, какие-то лишь очерчены. Рамки журнальной статьи, тем более написанной буквально «по горячим следам» принятого Федерального закона № 458-ФЗ, не позволяют слишком детально рассказать о масштабных изменениях в области обращения с отходами. Как нам представляется, на сегодняшний день вопросов к этому нормативно-правовому акту больше, чем ответов в нем. Мы уверены, что на страницах «Справочника эколога» авторы статей еще не раз обратятся к анализу Федерального закона № 458-ФЗ. Многое будет проясняться в процессе практической реализации положений данного документа, в т.ч. по мере принятия соответствующих подзаконных актов.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на портал http://regulation.gov.ru , на котором публикуются проекты всех нормативных актов и где каждый может принять участие в официальном публичном обсуждении. Сразу после принятия Федерального закона № 458 на этом портале появились проекты нескольких подзаконных актов. Мы полагаем, что активное участие экологического сообщества в официальном обсуждении может помочь выработать оптимальные версии нормативных актов.

Например, согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2009) «удалить» — 1) переместить на более далекое расстояние, отдалить; 2) убрать, вынести, вывести и т.п. что-л. лишнее, ненужное, мешающее; 3) устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т.п.); 4) сделать менее ощутимым воздействие, влияние чего-л.; полностью избавить от какого-л. влияния, воздействия и т.д.

См. Проект перечня товаров, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 4.

Мы имеем в виду новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Подробнее см.: Прохоров И.О. Новые методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9-25.

Нам представляется, что если бы эта новость впервые прозвучала на собрании экологов, то после нее должна была повиснуть пауза, после чего — последовать громкие и продолжительные аплодисменты... Ведь то, что Росприроднадзор «устроил» после 1 августа 2014 г. с подтверждением классов опасности отходов — с выпуском многочисленных разъяснительных писем и особенно с введением так называемого «Портала по паспортизации отходов» — экологи запомнят надолго.

отход переработка экологический

Начнём с понятия: Что же такое отходы? Отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые, не являясь конечной целью производственного процесса, образовались при получении готовой продукции, или же полностью или частично утратили свои потребительские свойства. Говоря об отходах, необходимо сказать и об основных их видах. Так, отходами производства следует считать остатки сырья, материалов или полуфабрикатов, образовавшиеся при изготовлении продукции и полностью или частично утратившие свои потребительские свойства, а также продукты физико-химической или механической переработки сырья, получение которых не являлось целью производственного процесса и которые в дальнейшем могут быть использованы в народном хозяйстве как готовая продукция после соответствующей обработки или в качестве сырья для переработки. Отходами потребления считаются различного рода изделия, комплектующие детали и материалы, которые по тем или иным причинам не пригодны для дальнейшего использования. Эти отходы можно разделить на отходы промышленного и бытового потребления. К первым относятся, например, металлолом, вышедшее из строя оборудование, изделия технического назначения из резины, пластмасс, стекла и др. Бытовыми отходами (БО) являются пищевые отходы, изношенные изделия бытового назначения (одежда, обувь и пр.), различного рода использованные изделия (упаковки, стеклянная и другие виды тары), бытовые сточные воды и др.. Это самая крупная и самая общая классификация отходов (рисунке 1). Следует отметить, что в настоящее время нет единой классификации отходов, в которой наиболее полно рассматривался бы ряд взаимосвязанных элементов: количественный и качественный состав отходов, применяемые и предполагаемые методы обработки, санитарно-гигиенические, экологические, а также некоторые градостроительные аспекты.

Рисунок 1.Общая классификация отходов

Рассмотрим несколько классификаций отходов. Первая классификация основана на систематизации их по отраслям промышленности, возможностям переработки, агрегатному состоянию, токсичности и т. д. В каждом конкретном случае характер используемой классификации соответствует рассматриваемым аспектам: складированию, очистке, переработке, захоронению отходов, предотвращению их токсичного воздействия и пр. Самым главным из показателей является степень опасности для человеческого здоровья. Вредными отходами, например, считаются инфекционные, токсичные и радиоактивные. Их сбор и ликвидация регламентируются специальными санитарными правилами. Отходы по данной классификации разделяются на:

· Радиоактивные;

· Медицинские;

· Токсичные(химические);

· Биологические;

· Промышленные.

Второй классификацией можно назвать разделение отходов согласно стандарту "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности". По ней все промышленные отходы (ПО) делятся на четыре класса опасности.

Класс Характеристика вещества (отходов):

· Первый........................................чрезвычайно опасные

· Второй..................................................высоко опасные

· Третий...............................................умеренно опасные

· Четвертый................................................малоопасные

Принадлежность к классу опасности иных по химическому составу отходов можно определить расчетным методом как по летальной дозе ЛД50, так и по ПДК для данного химического вещества в почве, пользуясь математической формулой, справочной литературой (физико-химические константы, их токсичность по ЛД50 и утвержденными Минздравом России гигиеническими нормативами для химических веществ в почве. Ещё одной классификацией промышленных и бытовых отходов может быть представлено то, что все их виды можно разделить по агрегатному состоянию на твердые и жидкие. Твердые -- это отходы металлов, дерева, пластмасс и других материалов, пыли минерального и органического происхождения от очистных сооружении в системах очистки газовых выбросов промышленных предприятий, а также промышленный мусор, состоящий из различных органических и минеральных веществ (резина, бумага, ткань, песок, шлак и т. п.). К жидким отходам относят осадки сточных вод после их обработки, а также шламы пылей минерального и органического происхождения в системах мокрой очистки газов. Следующей классификацией отходов является разбиение их на группы по возможности использования: с одной стороны, на вторичные материальные ресурсы (ВМР), которые уже перерабатываются или переработка которых планируется, и, с другой стороны, на отходы, которые на данном этапе развития экономики перерабатывать нецелесообразно и которые неизбежно образуют безвозвратные потери. Некоторые не утилизируемые отходы в силу потери потребительских свойств в настоящее время не могут найти применения в современном производстве. Именно поэтому в современном мире всё больше развивается тенденция вторичного сырья, ведь это не несёт за собой захоронении отходов в земле и сжигании мусора с вредными выбросами в атмосферу, что представляет опасность для окружающей среды. Утилизируемые отходы перерабатываются на месте их образования или на других предприятиях, имеющих соответствующую технологию.

Отходы - это продукты, образовавшиеся как по­бочные, бесполезные или нежелательные в результате производ­ственной и непроизводственной деятельности человека и подле­жащие утилизации, переработке или захоронению.

Совокупность отходов, имеющих общие признаки, соответствующие системе классификации отходов определяет понятие - вид отходов.

Отходы производства и отходы потребления - две большие груп­пы, на которые принципиально можно разделить все образующие­ся отходы, поскольку производственная деятельность человека связана в конечном итоге с удовлетворением его потребностей.

К отходам производства следует отнести продукты, которые не производятся целенаправленно, а образуются как побочные при создании конечного продукта.

К отходам потребления следует отнести отслужившие свой срок товары и изделия, а также ненужные человеку продукты или их остатки, образовавшиеся в системе городского хозяйства. Наи­более распространенные отходы потребления:

ТБО (жилой и нежилой сектор);

КГМ (крупногабаритные материалы) - отслужившая свой срок бытовая техника и мебель (холодильники, стиральные машины, газовые плиты, диваны);

Автолом;

Крупногабаритные резиноотходы (в основном автопокрышки);

Отработанные аккумуляторы;

Отработанные ртутные лампы (в том числе энергосберегаю­щие);

Электронный лом (радио- и телеаппаратура, обычно попа­дающие в ТБО).

Проблема отходов в рф и развитых странах мира

Ежегодно на каждого жителя РФ в среднем накапли­вается до 15 т различных твердых отходов. Такой темп роста накопления твердых отходов объясняется невысокой степенью их утилизации. Напри­мер, степень утилизации инертных отходов, к которым относятся вскрышные породы, зола, отдельные виды строительных отходов, составляет при­мерно 25-30 %. Уровень утилизации опасных отходов еще ниже и составля­ет менее 20-25 %.

В Европе (без России) производство отходов всеми отраслями хозяйст­ва составляет 10-11 т на душу населения в год. Промышленные и сельскохо­зяйственные отходы составляют около 70%, из них примерно 40% - промыш­ленные и около 30% - сельскохозяйственные. При этом около 25% отходов со­ставляет строительный мусор. Доля бытовых отходов в странах Европы дос­тигает 6% от их общего количества, что вдвое больше аналогичного показа­теля для России (~3%). Средний уровень производства опасных отходов, от­несенный к общей массе отходов стран Европы, составляет примерно 7,5% (от 5 до 10%).

Из всего многообразия опасных отходов следует выделить радиоактив­ные отходы. По состоянию на конец 1993 г., в котором была завершена ре­гистрация мест хранения и захоронения радиоактивных отходов, суммарная величина их радиоактивности составляет примерно 5,3 млрд Ки (Кюри) (1 Ки = 3,7×10 10 Бк (Беккерель)). В России на душу населения приходится примерно 4 Ки, не считая про­дуктов распада от выброса, возникшего в результате Чернобыльской катаст­рофы, накопленных запасов оружейного плутония, 8 тыс. т отработанного ядерного топлива, хранящегося на атомных станциях.

Рассмотрим подробнее ситуацию, сложившуюся в мире с накоп­лением и обращением с отходами производства и потребления. Среди таких отходов особое место занимают твер­дые бытовые отходы (ТБО). Низкая культура сбора способствует тому, что в них попадают батарейки, краски, люминесцентные лампы и многое другое. По различным оценкам 1 т бытовых отходов содер­жит до 50 нанограмм диоксинов.

Мелкие и средние предприятия, не имея достаточных средств, а зачас­тую и желания, для организации работ по утилизации, переработке и унич­тожению отходов, используют возможности городских свалок для размеще­ния отходов производства. К со­жалению, в большинстве регионов и городов РФ имеет место вывоз про­мышленных отходов на несанкционированные свалки, причем основную часть этих отходов составляют опасные отходы (до 80%).

Недостаточное внимание в РФ уделяется сельскохозяйственным отхо­дам. До сих пор не обезврежены десятки тыс. т пестицидов, запрещенных к употреблению или пришедших в негодность.

Повышенную опасность для окружающей среды представляют стоки крупных животноводческих ком­плексов, которые ежегодно выбрасывают около 150 млн. т разжиженного наво­за и помета, из которых примерно 70% используется в качестве удобрения, а более 40 млн. т этих отходов, попадая вместе со стоками в поверхностные и подземные воды, загрязняют их, делая непригодными для питьевого водо­снабжения без применения технологий обезврежива­ния и очистки воды.

Структура системы обращения с отходами в странах Западной Европы, США, Японии и других аналогична структуре, принятой в РФ. Однако, реа­лизация технологических процессов и циклов, входящих в общий процесс управления отходами, различна. Так, в странах Западной Европы перераба­тывается примерно 60% промышленных и около 95% сельскохозяйственных отходов, в Японии - около 45% промышленных отходов.

Анализ обращения с твердыми бытовыми отходами в этих странах по­казывает, что в Великобритании 90% ТБО вывозится на свалки (полигоны), в Швейцарии - 20% , в Японии и Дании - 30%, во Франции и в Бельгии -35%. Остальные ТБО, в основном, сжигаются. Лишь небольшая часть ТБО подвергается компостированию.

В РФ эти показатели значительно ниже вследствие:

    недостаточной эффективности использования возможностей системы обращения с отходами;

    низкого уровня технологического оснащения;

    разобщенности служб и организаций, ответственных за процессы, связанные с управлением отходами;

    слабой нормативно-правовой базы;

    отсутствия единой региональной и Государственной информационной системы и др.

Одним из важнейших условий успешной работы системы обращения с отходами является устойчивое финансирование системы.