Фонетические явления в русском языке примеры. Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика

Фонетические процессы и фонетические законы

На известном памятнике Петру Первому в Петербурге есть надпись: «Петру Перьвому Екатерина Вторая». Перьвому - это не ошибка: так говорили в XVIII в. Мягкий [р"] произносили и в таких словах, как се[р"]п, ве[р"]ба, уще[р"]б, ве[р"]х, четве[р"]г, зе[р"]кало, це[р"]ковь. Мягкость [р"] была обязательной в положении после <э> перед губным или заднеязычным согласным.

На протяжении XIX и в начале XX в. такое произношение в литературном языке постепенно утрачивалось, мягкий [р"] в этих словах заменялся твердым [р]. Процесс изменения [р"] в [р] в позиции после <э> перед губными и заднеязычными согласными, проходивший в литературном языке на протяжении XIX в., закончился в начале XX в.

В современном русском литературном языке идет процесс изменения [ж"] в [ж]. Одни говорящие произносят во [ж"]и, дро[ж"]и, е[ж"]у, ви[ж’]ать, бры[ж"]ет, по[ж"]е и др. Другие говорящие произносят [ж"] только в части этих слов, а в других словах произносят [ж]. Многие представители молодого поколения произносят [ж] во всех этих словах. В связи со сменой поколений наступит эпоха, когда произношение [ж"] в литературном языке окончательно утратится.

Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени. Они могут быть двух типов. Одни фонетические процессы не связаны с воздействием соседних звуков. Таковы описанные изменения [р"] > [р] и [ж’] > [ж]. Таковы же, например, процессы, связанные с редукцией, ослаблением звуков. Редукция может затронуть гласные. На смену оканью - произношению н[а]п[а]д[а]ли, г[о]р[о]д и и т. п. пришло в южном наречии, части среднерусских говоров и в литературном языке аканье - произношение н [ъ]п [а ъ ]д [а]ли, г[о]р[ъ]д и т. п.

Фонетические процессы другого типа представляют собой изменения звуков, вызванные воздействием соседних звуков. Такие процессы называются комбинаторными. Комбинаторные фонетические процессы бывают следующих разновидностей.

1. Аккомодация - приспособление согласного к гласному или гласного к согласному.

Результатом аккомодации было огубление согласных перед огубленными гласными, в результате чего произносится [т°]ут, [р°]уки, [с°]он, [д°]ом.

В древнерусском языке, как и в других славянских языках, заднеязычные согласные могли быть только твердыми. Если они попадали в позиции, где должны были смягчиться, то они заменялись другими звуками. Эти изменения называются палатализациями заднеязычных согласных.

1-я палатализация представляла собой изменение заднеязычных согласных в щипящие перед гласными переднего ряда: [к] > [ч"], [г] > [ж"], [х] > [ш"] (позднее [ш"] и [ж"] отвердели). Этим процессом объясняется чередование [к //ч"], [г//ж], [х//ш] в современном русском языке: лук - излучина, пеку - печешь; могу - можешь, полагать - положить; глухой - глушить, соха - сошенька и т. п.

2-я и 3-я палатализации заднеязычных представляли собой изменение заднеязычных в свистящие: [к] > [ц’], [г] > [з"], [х] > [с"]: друг - друзья, лик - лицо, черника - черница, ученик - ученица, воскликнуть - восклицать и др.

Аккомодация может быть регрессивной и прогрессивной. Регрессивная аккомодация - это изменение звука под влиянием следующего звука. Таковы были, например, 1-я и 2-я палатализации заднеязычных согласных. Прогрессивная аккомодация - это изменение звука под влиянием предшествующего звука. Такой была 3-я палатализация заднеязычных согласных. Примером регрессивной аккомодации гласных является их приспособление к следующим мягким согласным. Примером прогрессивной аккомодации гласных может служить замена [и] на [ы] после твердого согласного. Так, в древнерусском языке говорили отъ игры, онъ идетъ, братъ Иванъ. Звук [и] выступал после звука [ъ], который в этих словах позднее перестал произноситься. Звук [и], оказавшись после твердого согласного, заменился на [ы]. Мы теперь говорим от [ы]гры, он [ы]дёт, брат [ы]ван.

2. Ассимиляция - уподобление гласных гласным или согласных согласным. Ассимиляция может быть регрессивной и прогрессивной , контактной (воздействует рядом стоящий звук) и дистантной (воздействующий звук отделен другими звуками), полной (звук полностью уподобляется другому звуку) ичастичной (уподобление происходит не по всем признакам). Так, слово макулатура мы произносим м[у]к[у]латура; последующий [у] вызвал изменение [ъ] в [у]. Это регрессивная дистантная полная ассимиляция. В древнерусском языке в слове лодъка произносился [ъ], который затем выпал. В результате глухой [к] вызвал оглушение предшествовавшего [д] : лдо[тк]а. Это регрессивная контактная частичная ассимиляция. В слове веснушчатый произошла прогрессивная полная ассимиляция: [ш"ч"] > [ш"ш"]. Во многих южнорусских и некоторых севернорусских говорах произошло уподобление заднеязычных согласных предшествующим мягким: на месте Ва[н"к]а, го[р"к]о и т. п. стали говорить Ва[н"к"]я, го[р"к"]ё. Это прогрессивная частичная ассимиляция по мягкости.

3. Диссимиляция - это расподобление звуков: звуки одинаковые начинают различаться, звуки, не одинаковые, но совпадающие по каким-либо признакам, начинают различаться и по этим признакам. Диссимиляция бывает регрессивной и прогрессивной , контактной и дистантной . Во многих русских говорах перед взрывными согласными [п, т, к] взрывной [к] заменился щелевым [х]; там говорят [х] кому, [х]то, до[х]тор, [х] парню. В древнерусском слове февраль (из лат. februarius) произошло расподобление [р] и [р"]: второй звук заменился [л"] - февраль. Такого же происхождения просторечные пролубь (из прорубь), колидор (из коридор), секлетарь (из секретарь). Диссимиляция происходила в сочетании смычных согласных [ч"н], заменявшемся [шн] в таких словах, как конечно, скучно, скворечник и др. В праславянском языке нроисходила диссимиляция [тт] > [ст]. Этим объясняется чередование [т // с] и [д // с] в глаголах мету - мести (< метти), плету - плести (< плетти), бреду - брести (<бретти < бредти), а также в словах чтить - честь (< четть), сладкий - сласть (<сладть), владеть - власть (<владть), образованных при помощи древнего суффикса -т-. Диссимиляцией вызвано просторечное произношение а[св]альт (асфальт), бо[нб]а (бомба), тра[нв]ай (трамвай).

4. Диереза - это выкидка звуков. Так, перестали произноситься звуки [т] и [д] в целом ряде сочетаний: [стн], [здн], [стс], [стц], [здц], [нтц], [ндц] и др.: ср. грустный, поздно, альпинистский, шотландцы, сердце и т. п.; выпал [j] после гласного перед [и]: строительство (ср. стройка), твои (ср. твой).



5. Эпентеза - это вставка звуков в середину слова. Вставляться могут 1) гласные между согласными: огонь из древнерусского огнь, бобёр из бобр; 2) согласные между гласными: [j] вставлялся между гласными в таких словах, как Италия, Персия, Индия (из Italia, Persia, India), в просторечных скорпиён, шпиён, фиялка; [в] вставляется в просторечии в таких словах, как Родивон, Ларивон, радиво, каково; 3) согласные между согласными: [т] и [д] в диалектных и просторечных страм, ндрав. Этого же происхождения [т] в слове встреча; ср. сретение, улица Сретенка в Москве.

6. Протеза - это приставка звука в начале слова. Таков протетический [в] в слове восемь (раньше говорили осемь, ср. осьминог), в диалектных вострый, вутка; [j] в диалектном местоимении ён, ёна, ёни; [а] в диалектном произношении аржаной, альняной; [г] в слове гусеница (древний корень здесь -ус-).

7. Метатеза - это перестановка звуков. Результатом метатезы являются, например, слова футляр из нем. Futteral, тарелка из талерка (от нем. Teller "тарелка"), Фрол из лат. florus "цветок". В этих словах произошла перестановка р и л . Слово ладонь произошло из долонь, ср. длань, мрамор из лат. raarmor, диалектное ведмедь из медведь.

Фонетические процессы - не универсальные, не физиологические закономерности, они своеобразны в различных языках, каждый проходит лишь в определенную эпоху. Так, в русском языке в XII-XIV вв. прошел процесс оглушения звонких шумных согласных перед глухими и на конце слова. В результате этого мы говорим ду[б]ы, са[д]ы, но ду[п], са[т], ры[б]ы, но ры[п]ка. В украинском, английском, французском языках такого процесса не было. Украинцы говорят ду[б], са[д], ры[б]ка. В словах бульдог, джаз, плед, заимствованных нами из английского языка, в словах гараж, парад, сюрприз, заимствованных из французского, мы произносим на конце глухие согласные: бульдо[к], джа[с], пле[т]; гара[ш], пара [т], сюрпри[с]. Но англичане в словах bulldog, jazz, plaid, французы в garage, parade, surprise произносят конечные согласные звонко.


Содержание

Тема № 2. Основные понятия фонетики. Фонетические процессы

Тема № 3. Классификация гласных. Фонетические процессы в области гласных

Тема № 4. Классификация согласных. Фонетические процессы в области согласных

Тема № 5. Фонетические и исторические чередования

Тема № 6. Фонология. Фонема и ее аллофоны

Тема № 7. Сильные и слабые позиции фонем. Фонемно-фонетический анализ слова

Тема № 8. Графика. Однозначные и многозначные буквы

Тема № 9. Орфографические принципы и типы написаний

Тема № 10. Орфоэпия

Литература
Предисловие
Цель изучения раздела «Фонетика. Фонология. Графика. Орфография. Орфоэпия» определяется его местом в системе вузовского преподавания, характером изучаемого материала и требованиями школы. Данный курс открывает синхроническое изучение современного русского литературного языка. Важной задачей преподавания дисциплин первой ступени является не только раскрытие особенностей определенной языковой области, но и формирование навыков лингвистического анализа, а также расширение собственно лингвистического и культурного кругозора студентов.

Изучение фонемно-фонетического уровня языковой системы требует высокой степени абстрактного мышления, поэтому в разработках к курсу большое внимание уделено внутренней логике проводимого анализа. Сложность изучаемого лингвистом объекта часто диктует выбор среди нескольких аргументированных мнений. На материале достаточно жестко структурированной фонетики, допускающей минимум альтернативных решений, необходимо подготовить студентов к аналитической работе с семантическими языковыми ярусами.

Образ учителя играет немаловажную роль в процессе формирования личности воспитанника. В сверхзадачу пособия входит обратить внимание студентов на высокие образцы русской культуры и высказывания авторитетных ее представителей.

Материал пособия расположен в соответствии с тематикой практических занятий. Акцент, как в теоретическом, так и практическом плане, сделан на вопросах, вызывающих наибольшие затруднения и не всегда поддающихся однозначной интерпретации.

Теоретическая часть каждой темы включает образцы практического анализа. Все темы снабжены заданиями для самостоятельной работы. Задания повышенной сложности отмечены знаком *.

Тема № 1. Фонетическое членение речи

Речевой поток распадается на отрезки различной длины, выделяемые по определенным основаниям.

Звук – наименьшая единица речи, характеризуемая набором 1) акустических, 2) артикуляционных и 3) собственно лингвистических (социальных) характеристик. Звук в его социальном аспекте, рассматривается в фонологии.

Слог – минимальная произносительная единица речи, представляющая собой звук или сочетание звуков, один из которых более звучен. В русском языке носителем слога является гласный звук или сонорный согласный, о чем говорят рифмы типа рубль-убыль . В слове рубль между [б ] и [л’] за счет акустических признаков последнего (преобладания тона над шумом) возникает призвук гласного [ъ] – [руб ъ л’]

Граница слогов определяется следующим образом. Звукам в соответствии с их звучностью приписывают индексы. Гласные, как самые звучные, имеют максимальный индекс – 4, сонорные – 3, звонкие – 2, глухие – 1. Слоговая граница проходит между звуками, наиболее контрастными по звучности. При этом учитывается, что в составе слога должен быть один и только один гласный: ска 4 1 к 1 а , но ска 4 л 3 1 а . Если по индексам звучности определить границу между слогами невозможно, обращаются к дополнительному критерию. По экспериментальным данным санкт-петербургских фонетистов, внутрисловные слоги русских слов как тенденцию сохраняют праславянский закон открытости: са 4 3 б 2 о , а не са 4 м 3 2 о . Исключение составляет самый звучный и регулярно вокализующийся в безударных слогах сонорный [j] ([й]), закрывающий слог: та 4 й 3 2 а .

Фонетическое слово – слог или группа слогов, объединенных общим ударением. Фонетическое слово чаще всего совпадает с лексическим: диван [д, иван]. Однако, с одной стороны, оно может включать в свой состав два или даже три лексических слова: на диване бы [нд, иван, ьбы]. С другой – одно лексическое слово может распадаться на два фонетических: диван-кровать – [д, иван] и [крват, ].

При умеренном темпе произношения знаменательное слово присоединяет проклитические (предлоги и частица не ) и энклитические (частица бы ) элементы, образуя с ними одно фонетическое слово: не брал [н, и э брал], не брал бы [н, и э бралбы]. Постпозитивная частица ли является самостоятельным фонетическим словом, что видно из примеров типа снег ли [с, н, эк л, и], дождь ли [дошт, л, и] – согласные находятся не перед сонорным [л, ], перед которым не происходило бы их оглушение, а на конце слова, где в русских словах встречаются только глухие. Ср. с частицей бы : снег бы [с, н, эгбы].

Союзы в соответствии со своей соединительной функцией не примыкают к знаменательным словам: Слова не мальчика, но мужа […н, и э мал, ч, икъ / но мужъ]. В случае проклитического примыкания союза, произошла бы редукция гласного в союзе и возникли бы омофоны: но мужа и на мужа совпали бы в одном звучании [нмужъ].

Речевой такт – фонетическое слово или группа слов, объединенных интонацией неконца предложения. В потоке речи такт представляет собой отрезок до первой легкой паузы, после которой ожидается продолжение высказывания: Выткался на озере алый свет зари (С. Есенин) – [выткълс, ь ноз, ьр, ь / алый св, эт зр, и].

Фраза (синтагма) – фонетическое слово, речевой такт или группа тактов, объединенных интонацией конца предложения. Конец фразы характеризуется глубокой паузой, сигнализирующей о законченности одного коммуникативного акта: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари – [выткълс, ь ноз, ьр, ь / алый св, эт зр, и // нъбру сзвонъм, и плач, ут глухр, и].

Знаки препинания внутри предложения обычно соответствуют границам тактов, а знаки концов предложений – границам фраз. Но иногда знак внутри сложного предложения может совпадать с границей между фразами: С улыбкой на лице и со слезами Осталась ты на пристани морской, И снова шторм играет парусами и Всей моей любовью и тоской (Н. Рубцов) – […// и сновъ шторм / играйьт пърусам’и / и фс’эй мэй л’убов’йу и тской]. А знак конца предложения может совпадать с тактовой границей: Россия, Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов) – два предложения, но четыре такта: [рс’ийь / рус’ / хрн’и с’и э б, а /хрн’и].

1. Затранскрибировать текст, разделив его на слоги, фонетические слова, такты и фразы: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф (Н. Гумилев).

2. Привести по памяти стихотворные строки с проклитиками и энклитиками.

3. Сколько фонетических слов во второй строке: И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин). Ответ аргументируйте.

4.* Какие из вариантов произношения слова межинститутский можно допустить? Почему?

[м’эжынст’…] [м’эжинст’…]

[м’эшынст’…] [м’эшинст’…]

[м’ьжынст’…] [м’ьжинст’…]

[м’ьшынст’…] [м’ьшинст’…]

Тема № 2. Основные понятия фонетики. Фонетические процессы

Фонетические процессы – обусловленные фонетическими закономерностями данного языка регулярные чередования звуков в потоке речи. В целях разграничения области фонетики и орфоэпии среди фонетических закономерностей целесообразно различать законы и тенденции.

Фонетический закон – исключающая вариативность закономерность звуковых чередований в одних и тех же фонетических условиях. Закон требует одного произношения во всех случаях. Например, в русском языке действует закон неразличения шумных перед другим шумным по признаку звонкости/глухости. Приставка раз- будет всегда по-разному произноситься перед звонким и глухим: расставались [ръствалис’] и раздавались [ръздвалис’]. Частный случай этого же закона: перед [в] может быть и звонкий и глухой, но их произношение не факультативно, а обязательно: сверь [св’эр’] и зверь [з в’эр’].

Тенденция – фонетическая закономерность, допускающая вариативность в пределах орфоэпической нормы. Следует различать лексикализованное и собственно позиционное варьирование. В первом случае тенденция допускает два варианта произношения одного слова: твердить [т’в’и э рд’ит’] и [тв’и э рд’ит’]. Во втором – она допускает два варианта звуковых сочетаний, не разрешая их в одном и том же слове: [чт] и [шт] одинаково допустимы в русской фонетике, но в некоторых словах возможно [чт] и исключено [шт] (нечто ), в других – наоборот (что ). 1

Примеры типа твердить , дверь, могуществе , где наблюдается факультативное произношение иллюстрируют сохраняющуюся, но идущую на убыль тенденцию смягчения зубных перед мягкими губными. На стыке приставки, оканчивающейся на [д]/[т], и корня действует уже закон, а не тенденция: ответвить [тв’этв’ит’] и [тв’эт’в’ит’]; предвидеть [пр’и э дв’ид’ьт’]. Поэтому произношение [т’в’этв’ит’] и [пр’и э д’в’ид’ьт’] является нарушением фонетического закона и, как следствие, орфоэпической нормы.

Появление разных аллофонов одной фонемы в одинаковых произносительных условиях обусловлено не действием фонетического закона, а регламентацией орфоэпической нормы. Например, [ш] в что [што] чередуется с [ч, ] в словоформе чего [ч, и э во]. Чтобы признать расподобление [ч, ] и взрывного законом, нужно убедиться, что в этой позиции всегда происходит диссимиляция. Из предложения Почтальон Печкин мечтал о почтительной дочке , где каждое слово нарушает предполагаемый фонетический закон, видно, что это не так. Очевидно, что аффриката [ч, ] (=[т, +ш, ]) перед взрывным теряет первую фазу артикуляции не всегда, следовательно, в русском языке существует тенденция, а не закон расподобления аффрикаты и взрывного. Выбор [ч, ] или [ш] перед взрывным определяется социальными предпочтениями и принадлежит к области орфоэпии, а не фонетики.

Фонетические процессы вызываются двумя причинами: 1) позицией и 2) влиянием соседнего звука. Процессы, обусловленные первой причиной, называются позиционными , а процессы, вызванные второй причиной – комбинаторными . Различают два значения термина «позиция»: 1) произносительные условия вообще, т.е. место звука по отношению к соседним звукам, а также место по отношению к другим произносительным условиям: для гласных – к ударению и к абсолютному началу слова, для согласных – к абсолютному концу слова; 2) в узком смысле под позицией понимают только место звука по отношению к произносительным условиям, не связанным с влиянием соседних звуков.

Среди фонетических процессах выделяют мену и изменение , разграничивая их по двум критериям: 1) регулярности/нерегулярности и 2) осознаваемости / неосознаваемости носителями языка. Однако первый критерий не выдерживает критики. Согласно ему, аккомодации должны быть названы меной, т.к. происходят регулярно, но они относятся к изменению. Ассимиляция по звонкости/глухости относится к мене, а по твердости/мягкости к изменению, хотя ассимиляция зубного перед мягким зубным регулярна в той же мере, как и ассимиляция глухого перед звонким: оба вида ассимиляций знают по одному исключению – соответственно перед [л’] и перед [в].

Представляется возможным рассматривать этот вопрос в связи с аллофонами фонемами. Отказываясь от критерия регулярности/нерегулярности и оставляя критерий осознаваемости / неосознаваемости, можно предложить разграничивать процессы мены и изменения в зависимости от характера чередующихся звуков.

Мена – это процесс, при котором фонема реализуется своим вариантом – аллофоном, появляющимся в слабой позиции и совпадающим со звучанием смыслоразличительной единицы – другой фонемы. Внутрифонемное чередование [г] //[к] осознается носителями языка, потому что чередующиеся звуки важны для смыслоразличения, т.к. существует точно такое же межфонемное чередование // . Осознавание результатов мены хорошо заметно на курьезах типа И шаг твой землю тяготил (В. Брюсов) – при беглой декламации [ишак твой…].

Изменение – это процесс, при котором фонема реализуется своей вариацией – аллофоном, появляющимся в сильной позиции и не совпадающим со звучанием другой фонемы. Это позволяет нашему сознанию не реагировать на внутрифонемную модификацию, не пересекающуюся с межфонемной.

При таком подходе само употребление терминов «мена» и «изменение» получает более рациональное обоснование. Чередование [т] //[д] в паре пруд-пруда [прут]-[пруда] – мена, т.к. в символической записи процесса оглушения, в отвлечении от конкретного слова, можно подменить фонему без нарушения смысла. Запись  [т] допускает непогрешительное прочтение, если заменить на:  [т]. Лишь обращение к сильной позиции дает возможность выяснить, какая запись удовлетворяет процессу в данном слове.

Чередование [у] //[у. ] в паре прут-прутик – изменение, т.к. подменить в записи аккомодационного процесса  [у. ] невозможно. Тем самым мена осознается как процесс более радикальный, чем изменение, при котором наше сознание не перестает опознавать данную фонему и, следовательно, не допускает ее подмены другой фонемой.

1. Расклассифицируйте процессы текста (позиционный/комбинаторный и мена/изменение): Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек (В. Соколов).

2. Установите, законом или тенденцией являются следующие фонетические закономерности: оглушение в абсолютном конце слова; ассимиляция зубного перед [л’]; качественная редукция гласных; ассимиляция по глухости; ассимиляция по твердости.

Тема № 3. Классификация гласных

Все звуки русского языка можно охарактеризовать по акустическим и артикуляционным признаком. Наиболее общее деление звуков – на гласные и согласные.

Акустические свойства гласных .

В акустическом аспекте изучаются физические свойства звуков – высота, долгота, сила и тембр. Гласные состоят из чистого тона, возникающего в результате периодических колебаний голосовых связок.

Артикуляционные свойства гласных . В артикуляционном аспекте изучаются биологические факторы, способствующие членораздельной речи. Под артикуляцией понимается положение органов произношения, необходимое для образования звука. Артикуляционная характеристика звука состоит из двух моментов: 1) какие органы участвуют в звукообразовании и 2) каков характер их взаимодействия (где и каким образом органы произношения создают условия звукообразования).

При образовании гласных воздушная струя не встречает в полости рта преград, и поэтому об артикуляционных характеристиках гласных говорят с известной долей условности. Выделяют три артикуляционные характеристики гласных:

1) ряд – часть языка, участвующая в образовании гласного

2) подъем – степень высоты языка при образовании гласного

3) огубление – участие губ в артикуляции гласного

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционные процессы . Для гласных позиция определяется местом по отношению к ударению. В ударном положении звучит гласный полного образования, в безударном – гласный в той или иной мере изменяется. Процесс редукции состоит в ослаблении звучания гласного в безударном положении. Количественная редукция сводится к укорочению долготы гласного, качественная редукция сопровождается изменением индивидуального тембра звука, который перестает опознаваться, совпадая по своим артикуляционным характеристикам с другими звуками.

Звуки неверхнего подъема [э], [о], [а] чередуются с одними и тем же звуками в одних и тех же позициях. Звуки, чередующиеся с [э], [о], [а], определяются местом по отношению к ударению и качеством предшествующего согласного.

Для [о], [а], [э] Тв. Мяг.

I позиция  и э

II позиция ъ ь

Примечания:

1. Звук [э] после твердого и в абсолютном начале слова чередуется со звуком [ы э ]: Желал шестой этаж [жы э лал шы э стой ы э таш].

2. В некоторых словах орфоэпическая норма допускает чередование [а] с [ы э ]: жалеть [жы э л’эт’] и его производных, двадцати , тридцати , лошадей .

Аккомодация – взаимоприспособление разнородных звуков (гласных к согласным и наоборот) друг к другу. Аккомодация гласных заключается в приспособлении их артикуляции к артикуляции соседних мягких и твердых согласных. Аккомодируют под влиянием мягких согласных гласные полного образования [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Для [у], [э], [о], [а] возможны четыре случая. Проиллюстрируем их на примере [а]:

1) мат [мат]

2) мят [м’ . ат]

3) мать [ма. т’]

4) мять [м’äт’].

В положении между двумя мягкими гласные переднего ряда [и] и [э]произносятся более напряженно, что передается диакритическим знаком ^ : миля [м’ûл’ь]

Для [и] возможен только четвертый случай, т.к. [и] не встречается после твердого, а в положение после мягкого перед твердым [и] не аккомодирует, потому что его артикуляция происходит в том месте нёба, где артикулируются мягкие согласные. Иными словами, – это обычная артикуляция [и], который в изолированном виде и в абсолютном начале слова перед твердым звучит так же, как после мягкого перед твердым. Для [ы] исключены второй и четвертый случаи, т.к. [ы] после мягких не встречается.

Аккомодация после твердого характерна только для [и], реализующегося в этой позиции как [ы], что в некоторых случаях отражает и орфография: Ира играла одна [иръ игралъ дна] – С Ирой сыграет Ирена [сыръй сыграйьт ирэнъ].

1. Опознайте звук и приведите слово, в котором он встречается:

Заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, аккомодирующий в конце своей длительности

Среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный

Переднего ряда, средне-верхнего подъема, сильно редуцированный, нелабиализованный

Среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

Неверхнего подъема, нелабиализованный

Переднего ряда, средне-верхнего подъема, слабо редуцированный, нелабиализованный

Переднего ряда, нелабиализованный

Средне-заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный

2. Почему в некоторых случаях невозможно опознавание? Что такое дифференциальный и избыточный признаки звука?

3. Затранскрибируйте текст и опишите фонетические процессы в области гласных: Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей (А. Ахматова).

4*. Почему носители русского языка не замечают количественной редукции?

Тема № 4. Классификация согласных

Фонетические процессы в области согласных

Любой согласный определяется четырьмя признаками – одним акустическим и тремя артикуляционными. По акустическому признаку согласные делятся на сонорные и шумные. Шумные – на звонкие и глухие.

У согласных – два основных артикуляционных признака (место и способ образования) и один дополнительный, который может отсутствовать (палатальность, или мягкость).

В русском языке существуют следующие артикуляционные характеристики согласных:

Место образования. Это классификация по органам произношения , образующим преграду воздушной струе.

Г у б н ы е

губно-губные губно-зубные

[б/б’], [п/п’], [м/м’] [в/в’], [ф/ф’]
Я з ы ч н ы е

  


переднеязычные среднеязычный заднеязычные

  [j] [г/г’], [к/к’], [х/х’]

зубные небные

[д/д’], [т/т’], [с/с’], [з/з’], [ш], [щ],[ж], [р/р’], [ч’/д’ж’]

[л/л’], [н/н’], [ц/дз]
Способ образования. Это классификация по характеру преграды.

Смычные – органы произношения полностью смыкаются: [б/б’], [п/п’], [д/д’], [т/т’], [г/г’], [к/к’].

Щелевые – между органами произношения остается щель: [в/в’], [ф/ф’], [с/с’], [з/з’], [ш], [щ],[ж], [х/х’].

Смычно-щелевые (аффрикаты) – начальная фаза артикуляции – смычка, конечная – щель: [ц/дз], [ч’/д’ж’].

Смычно-проходные – смычка и щель осуществляются одновременно: носовые [м/м’] и[н/н’], боковые [л/л’] или попеременно: дрожащие [р/р’].

Артикуляционные признаки согласных удобнее определять по мускульным впечатлениям при его произношении.

Полная характеристика согласного:

[р] – 1. сонорный; 2. язычный, переднеязычный, небный; 3. смычно-проходной, дрожащий; 4. твердый.

[в’] – 1. шумный, звонкий; 2. губной, губно-зубной; 3. щелевой; 4. мягкий.

[дз] – 1. шумный, звонкий; 2. язычный, переднеязычный, небный; 3. смычно-щелевой; 4. твердый.

Позиционные процессы .

Оглушение в абсолютном конце слова.

Шумный на конце русского слова может быть только глухим: здесь будет город-сад (В. Маяковский) – [з’д’эс’ буд’ьт горът сат]. В первых двух словах конечный согласный всегда глухой, а во вторых чередуется со звонкими: города-сада .

Вокализация – приобретение согласным признаков гласного.

Согласный [j] встречается только в положении непосредственно перед ударным гласным: ель . В остальный позициях он реализуется как согласный звук, близкий к гласному [и]: еловый [йи э ловый].

Комбинаторные процессы .

Ассимиляция – уподобление звуков в речевом потоке. В зависимости от акустико-артикуляционных признаков, по которым уподобляются звуки, выделяют несколько видов ассимиляций.

Ассимиляция по акустическим признакам происходит наиболее регулярно и знает только одно исключение: перед шумным звонким [в]/[в, ] звонкие и глухие согласные различаются, т.е. глухие не приобретают ассимилятивной звонкости.

1. по звонкости: просить-просьба [проз’бъ]

2. по глухости: сводить-сводка [своткъ]

Ассимиляция по твердости/мягкости происходит непоследовательно. Во-первых, разные сочетания согласных произносятся по-разному: зубной перед мягким зубным, как правило, смягчается – возраст [возраст], но расти [рс’т’и], а зубной перед мягким губным факультативно смягчается в корне и сохраняет твердость на стыке приставки и корня – сбой [збой] и сбил [зб’ил]. Во-вторых, одни и те же сочетания произносятся по-разному в разных словах: январь и сентябрь имеют конечный [р’], но январский произносится [йи э нварск’ий], а сентябрьский –[с’и э н’т’абр’ск’ий].

Наметилась устойчивая тенденция к утрате ассимилятивной мягкости. В орфоэпическом словаре 1989 года издания слова конституция, институт имеют факультативное произношение [ст’] и [с’т’], а в словах четверокурсник , холстина произношение , [с’т’] дается уже только как допустимое.

3. по мягкости: лист-листик [л’ис’т’ик]

4. по твердости (только на стыке корня и суффикса или суффикса, начинающегося с зубного): кровь-кровный , Русь-русский , царь-царство . Здесь есть исключения: январь-январский , но июнь-иньский .

Ассимиляция может происходить по нескольким признакам: сделать [з, дэлът, ] – звонкость и мягкость; советчик [св, эч, ч, ик] – способ образования, место образования и мягкость. Последний случай называется полной ассимиляцией, потому что предшествующий звук превратился в последующий, уподобясь ему по всем дифференциальным для них признакам.

5. по месту образования (всегда полная): сшить [шшыт, ].

Буквенное сочетание сч произносится как [ш, ш, ] или [ш, ч, ], что отражает процесс ассимиляции по месту и способу образования, а в случае с зч еще и по глухости. Фонетический процесс здесь двунаправлен: одновременно осуществляются прогрессивная и регрессивная ассимиляции. Перед аффрикатой [ч, ] звонкий, зубной и твердый [з], оставаясь щелевым, приобретает глухость, небность и мягкость, а [ч, ] ([т, + ш, ]) после [з] утрачивает артикуляционную фазу смычки и становится щелевым: отсюда два мягких [ш, ]: извозчик [извош, ш, ик].

Долгий звук [ц], передаваемый буквенным сочетанием тьс/тс в инфинитивах и личных формах глаголов обычно рассматривается как результат ассимиляции по способу образования. Скорее, можно говорить об адаптации согласных, по технологии напоминающей аккомодацию. Здесь происходит именно приспособление артикуляций согласных, а не уподобление звуков [т] и [с] звуку [ц]. Взрывной [т] и щелевой [с], произносимые друг за другом, последовательно воспроизводят две фазы артикуляции аффрикаты [ц]. В результате слитного произношения [тс] должен бы получаться обычный [ц], но так как произносительная энергия отпущена не на две фазы одного звука, а на реализацию двух звуков [тс], то фаза выдержки продолжается дольше, чем при произнесении [ц], в результате чего [ц] получается долгим: в матраце спица никак не спится [вмтрацъ сп’ицъ / н’икак н’и э сп’иццъ].

Диссимиляция – процесс расподобления звуков.

Встречается только в словах легкий и мягкий и их производных.

В полной и краткой форме прилагательного легкий чередуются [х’] и [г] легок . Звук [г] находится в сильной позиции, т.к. стоит перед гласным, а в слове легкий [л’ох’к’ий] он претерпевает следующие трансформации:

1. ассимилирует по глухости

2. ассимилирует по мягкости

3. диссимилирует по способу образования: [г] и [к] взрывные, а [х’] щелевой.

Диэреза (выкидка) – процесс выпадения согласного в труднопроизносимой группе согласных: сердце [с’эрцъ], праздник [праз’н’ик].

Задания:


1. Опознайте звук и приведите слово, в котором он встречается:

сонорный; переднеязычный, зубной, огубленный; смычно-проходной, боковой; мягкий

шумный, звонкий; заднеязычный; щелевой; твердый

шумный, звонкий; переднеязычный, небный; смычно-щелевой; мягкий

2. Затранскрибируйте текст и опишите фонетические процессы в области согласных: Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука (С. Есенин).

3. Звук [] называют обычно «г фрикативный». В каком случае это неправильно?

страница 1

Она представляет собой непрерывный поток звучания, который разворачивается во времени и пространстве. Таким образом, звуки произносятся не изолированно, а в речевом потоке связной речи, что обуславливает возможность их фонети­ческих преобразований. Эти преобразования звуков в потоке речи представ­ляют собой фонетические процессы (изменения) , которые являются синтагматически обусловленными. Живые фонетические процессы (далее - ФП) прежде всего подразделяются на две большие группы: 1) первичные ФП и 2) вторичные ФП . В свою очередь каждая из названных групп является неоднородной, охватывая частные подтипы и разновидности фонетических изменений.
І. ПЕРВИЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Выделяют две группы фонетических условий, обуславливающих дейст­вие первичных ФП:

1. Влияние общих условий произношения, артикуляции звука, т. е. его место, позиция в потоке речи (ударный или безударный слог, позиция перед паузой или после нее, позиция в начале или в конце фонетического слова). Изменения звуков, вызванные влиянием общих условий произношения, местом звука в рамках фонетического слова, называются позиционными ФП .

2. Влияние звуков друг на друга, их взаимодействие. Изменения смежных (соседних) или несмежных (отдаленных друг от друга) звуков, обусловленные их взаимодействием, называются комбинаторными ФП (combinare ‘соединять, сочетать’).
1. ПОЗИЦ ИОННЫЕ ФОНЕТИЧ ЕСКИЕ ПРОЦЕС СЫ
Позиционные ФП прежде всего включают редукцию гласных и оглуше­ние конечных звонких согласных.

1.1. Редукция гласных (reductio ‘отодвигание, возвращение, отклонение назад’) - ослабление артикуляции гласных в слабой позиции, т. е. в безударном слоге, которое вызывает количественно-качественные изменения гласного и может даже привести к его полному исчезновению.

Разница в звучании ударных и безударных гласных (слогов) в разных языках неодинакова. Это зависит от физической природы ударения того или иного языка. Так, в украинском и немецком языках существует определенное отличие в звучании ударных и безударных гласных звуков , но это отличие не является таким значительным, как в русском и английском языках .

Редукция гласных бывает двух типов.

А. Количественная редукция - это редукция, при которой гласные звуки безударных слогов утрачивают силу и долготу, но сохраняют свое качество, т. е. тембр. Так, в рядах слов д ý б - дубóк - дубовúк и бýр - бурáв - буровóй возрастает слабость и краткость звука [у] по мере отдаления его от ударного слога, но этот звук сохраняет свое качество, т. е. харак­терный для него тембр.

Б. Качественная редукция - это редукция, при которой гласные безударных слогов утрачивают не только силу и долготу, но и некоторые признаки своего тембра, т. е. своё качество. Степень качественной редукции зависит от места безударного слога относительно ударного, а само наличие качественной редукции определяется типом словесного ударения в этом языке по его физической природе.

По физической природе словесное ударение в украинском языке является динамическим (силовым), а в русском языке - динамико-квантита­тивным, т. е. ударные слоги одновременно являются и более сильными, и более долгими.

Так, в украинском языке между безударными слогами выдыхаемая энергия распределяется более или менее равномерно, поэтому безударные гласные произносятся чётко и выразительно. Таким образом, в современном украинском языке нет качественной редукции гласных: молоко [молокó]. В украинском языке только безударные [е] и [и] в слабой позиции звучат одинаково как и ] , а также [о] перед [у] и перед ударным [і] приобретает соответствующий призвук , становясь более губным: [зо у зýл´а], [ко у жýх], [со у б’і].

В русском языке ударение намного сильнее, потому на ударный слог приходится больше выдыхаемой энергии, чем на безударный, вследствие чего ударный слог резко выделяется на фоне безударных слогов. В то время как на безударные слоги приходится очень мало выдыхаемой энергии, между ними она распределяется как бы по остаточному принципу. В силу этого гласные в безударных слогах претерпевают существенные изменения. Таким образом, в русском языке, в отличие от украинского, существует качествен­ная редукция гласных: молоко [мъл^кó], часы [чи е с΄ы]. Сравните варианты фонемы в таких словах русского языка, как вóды [вóды], вода [в^дá], водяной [въд’э и нó . і]. В первом слове это звук заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, во втором - задне-среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, в третьем - среднего ряда, среднего подъема, нелабиа­лизованный.

Таблица гласных звуков русского языка (с учетом редуцированных)


Передний ряд

Средний ряд

Задний ряд

Верхний подъем

[и]

[ы]

[у]

Верхне-средний подъем

[и э ] [ь]

[ы э ]

Средний подъем

[э]

[ъ]

[о]

Нижний подъем

[а]

Нелабиализованные

Лабиализованные

При очень сильной редукции безударные гласные могут совсем исчезать: русск . жáв(о)ронки , прóвол(о)ка , сýтол(о)ка, всё-т(а)ки , с(ей)чáс , (И)ван (И)вáн(ов)ич ; англ . I am busy , it is . В английском языке конечные редуцированные гласные совсем исчезли: fase ‘лицо’ , game ‘игра’ , name ‘имя’ . В древнерусском языке произошел процесс падения редуцированных гласных [ъ] и ] в слабых позициях: съна > cна , видъ > вид .

1.2. Оглушение конечных звонких согласных - это еще одна разновидность позиционных фонетических процессов, т. е. во многих языках конечные звонкие согласные оглушаются.

Следует отметить, что для одних языков (русского, белорусского, польского, немецкого, турецкого, туркменского) названный фонетический процесс является нормой литературного произношения, а для других языков (украинского, английского, французского, испанского) представляет собой отклонение от литературных норм, т. е. ошибку.

Русск . пру д [прут ], дру г [друк ], зу б [зуп ]; белорусск . гора д [гóрат ], захад [зáхат], воз [вос]; польск . kre w ‘кровь’ , kuli g ‘катание на санках’ , krę g ‘позвоночник’ ; немец . Han d ‘рука’ , Bun d ‘союз’ , Zu g ‘поезд’ - в приведенных словах конечные звонкие согласные оглу­шаются, т. е. произносятся как парные глухие. Физиологической основой этого явления считается преждевременное возвращение произносительного аппарата в состояние покоя.

1.3. Лениция (lenis ‘слабый, вялый’) - это процесс ослабления артикуляции согласных звуков в некоторых позициях. Так, в русском языке слогообразующий звук [j] в позиции конца слова произносится как неслого­вой [ĭ]: мой [мо . ĭ]. В испанском языке согласные [b] и [d] в начале слова произносятся как взрывные , а в середине слова - как щелинные.
2. КОМБИНАТОРНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Комбинаторные ФП включают аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

2.1. Аккомодация (accomodatio ‘приспособление’) - частичное приспособление артикуляции одного звука к характеру образования другого звука.

Особенности аккомодации :

1) происходит между разнородными звуками, т. е. между гласным звуком, с одной стороны, и между согласным, с другой;

2) происходить только между соседними звуками.

Так, в славянских языках гласные непереднего ряда ([а] , [о] , [у] ) частич­но приспосабливаются к артикуляции соседнего мягкого согласного, в результате этого процесса становясь более напряженными в произношении и немного более передними по ряду. Таким образом, гласные переднего и среднего ряда ([ и ] , [ е ] , [ ы ] ) такого типа аккомодации не испытывают. В русском языке , в отличие от украинского , этот тип аккомодации происходит только под ударением.

В ряде слов русского языка при объединении конечного твердого согласного приставки и начального корневого согласного [и] происходит приспособление артикуляции гласного [и] к произношению соседнего велярного (твердого) согласного, вследствие чего гласный [и] изменяет свое качество и преобразуется в гласный среднего ряда [ы] . При этом названный фонетический процесс закреплен на письме: пред ы стория, под ы тожить, под ы грать, под ы скать, без ы дейный, без ы нициативный .

Типы аккомодации по направленности

А. Прогрессивная аккомодация (предыдущий мягкий согласный влияет на последующий гласный): сяду [с’ . á ду], мята [м’ . á та], лён [л’ . ó н], люк [л’ . ý к].

В фонетической транскрипции аккомодация обозначается точкой возле гласного с той стороны, с какой по отношению к этому гласному расположен мягкий согласный.

Б. Регрессивна аккомодация (последующий мягкий согласный влияет на предыдущий гласный): царь á . р’], ноль ó . л’], куль ý . л’].

В. Прогрессивно-регрессивна (двухсторонняя) аккомодация (гласный непереднего ряда с двух сторон окружен мягкими согласными): сядь [с’ . á . т’], мяч [м’ . á . ч], тюль [т’ . ý . л].

Сравните также, например, с одной стороны, слово русского языка няня [н’ . á . н’а], где второй безударный звук непереднего ряда [а] не аккомоди­руется, и, с другой, - слово украинского языка няня [н΄ . á . н΄ . а], где аккомо­дированы оба звука [а] (ударный и безударный).

2.2. Ассимиляция (assimilatio ‘уподобление’) - это артикуля­ционное и/или акустическое полное или частичное уподобление одного звука другому в речевом потоке в рамках фонетического слова. Это процесс образования подобных или одинаковых звуков из разных.

Особенности ассимиляции и диссимиляции :

1) в отличие от аккомодации, при ассимиляции, как и при диссимиляции (расподоблении звуков), взаимодействуют однородные звуки , т. е. согласный и согласный или гласный и гласный;

2) ассимиляция и диссимиляция, в отличие от аккомодации, могут происходить как между соседними, смежными звуками, так и между звука­ми, которые отдалены друг от друга в рамках фонетического слова одним звуком или несколькими.

Типы ассимиляции

1. По характеру взаимодействующих звуков :

а) между согласными - консонантная ( лат. consonantis ‘согласный звук’) ;

б) между гласными - вокалическая (vocalis ‘гласный звук’) .

2. По конкретным признакам взаимодействующих звуков :

а) для гласных - по ряду, по подъему, по дополнительной артикуляции;

а) контактна я - взаимодействуют соседние звуки, т. е. эти звуки расположены рядом;

б) дистактная (dis ‘раз’ и tactum , tangere ‘касаться’) - взаимодействуют звуки, отдаленные друг от друга в рамках фонетического слова одним звуком или несколькими, т. е. происходит на расстоянии.

5. По результату процесса :

а) неполная (частичная) ассимиляция - звуки приближаются по признакам, но полностью не совпадают, т. е. уподабливаются не полностью;

б) полная ассимиляция - звуки уподабливаются полностью, т. е. становятся абсолютно одинаковыми.

Примеры ассимиляции

Это ассимиляция согласных (консонантная) по участию голоса (по звонкости), регрессивная, контактная и частичная (неполная).



Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и полная.


(4) прост. экспро мт >

экспро нт

↓ ↓

↓ ↓

губной

язычный

язычный

язычный



(5) нем. Zi mb er ‘комната’ >

Zi mm er

↓ ↓

↓ ↓

сонорный

шумный

сонорный

сонорный

Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, прогрессивная, контактная и полная.

(6) прост. а дв окат >

а бв окат

↓↓

↓↓

язычный

губной

губной

губной

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и неполная (частичная).

(7) прост. ерунда >

юрунда

↓ ↓

↓ ↓

средний подъем

верхний

подъем


верхний

подъем


верхний

подъем


Это ассимиляция гласных (вокалическая) по подъёму, регрессивная, дистактная и полная.

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту и по способу образования, регрессивная, дистактная и полная.

(9) диал. река >

[р’е кá ]


ряка

[р’а к á ]


↓ ↓

↓ ↓

передний ряд,

средний подъем


средний ряд,

подъем


средний ряд,

подъем


средний ряд,

подъем


Это ассимиляция гласных (вокалическая) по ряду и по подъёму, регрессивная, дистактная и полная.



(11) жи зн ь

[жыз н ]

↓↓

↓↓

твёрдый

мягкий

мягкий

мягкий

Это ассимиляция согласных (консонантная) по дополнительной артику­ляции (по палательности), регрессивная, контактная и неполная (частичная).

Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная, дистактная и частичная.

Это ассимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная, дистактная и полная.

(14) прост. Эре нб ург >

Эре мб ург

↓ ↓

↓ ↓

язычный

губной

губной

губной

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и неполная (частичная).

Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная, контактная и полная.

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, прогрессивная, контактная и частичная.

Отдельным типом дистактной ассимиляции, происходящей только меж­ду гласными, является сингармонизм (syn ‘вместе’ и harmonia ‘созву­чие’), при котором аффиксальные гласные уподабливаются гласным корня.

В зависимости от артикуляционного признака выделяют различные типы сингармонизма, но чаще всего в учебной литературе гармонию гласных рассматривают как уподобление звуков по ряду, т. е. гласные аффикса переходят в тот самый ряд, что и корневые гласные.

Явление сингармонизма характерно тюркским, монгольским, тунгусо-манчжурским, финно-угорским языкам, корейскому языку, а также одному из древнейших языков - шумерскому. Следы сингармонизма отчетливо видны в таких заимствованных из тюркских языков словах, как шалаш, баран, сундук, утюг, урюк, бурдюк .

С фонетической точки зрения сингармонизм гласных по ряду заклю­чается в том, что каждое слово в этих языках должно содержать или только гласные переднего ряда и палатальные согласные, или только гласные заднего ряда и велярные согласные. Так, в корейском языке гласным о-а корня или его конечного слога соответствует гласный а в составе аффикса, а гласным u, i, w, о корня - гласный о в рамках аффикса. В турецком языке как в исконных, так и в заимствованных словах гласный аффикса уподабливается гласному последнего слога основы: defterl e r-imis-d e n ‘из наших тетрадей’, но kitapl a r-imiz-d a n ‘из наших книг’. Так, в турецком языке употребление вариантного суффикса -lar/-ler предопределяется законом сингармонизма: если в корне имеется гласный непереднего ряда, то используется суффикс
-lar , например, odalar ‘комнаты’, если же в корне гласный переднего ряда, то используется суффикс - ler , например, elver ‘дома’. Например, в таких словах венгерского языка , как levelemben ‘в моем письме’, Magyarorszagon ‘в Венгрии’ отражается сингармонизм гласных по ряду, а в слове kцszцnцm ‘спасибо’ - по лабиализации.

Сингармонизм подчеркивает единство слова, но вместе с тем приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.

1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [би э с-ж аръ], [би э с-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [би э да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и э на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония - (от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Позиционной меной звуков называется закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Λ], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот - кΛта]).

В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.

Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а ], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [ а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а ], [ а], [ а ].

В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот - плоть - плётка - переплёте (плот - пло т" - пл"о ткъ - п"ьр"и е плöт"ь], суда - судя - сюда - сюсюкать [суда - су д"ъ - с" уда - с"ÿс"укът"].

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.

Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков - параллельной и непараллельной - является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.

1.3 Комбинаторные изменения звуков

Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.

1. В данных словах определите позиции гласных. Укажите характер и степень их редукции.

Аксиома - [ʌкс`иомъ]

а [ʌ] – гл. редуц., в нач. слова, безуд., слаб. позиц.

и [и] – гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [о] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

а [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

бабочка - [бабъчкъ]

воспитание - [въсп`итан`иь]

о [ъ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

и [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [и] - гл, нередуц., зауд., слаб. позиц.

грамота - [грамътъ]

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

о [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

а [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

доверху - [дов`и э рхъ]

е [и э ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

у [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

кремоватый - [кр`ьмʌватъj]

е [ь] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ы [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

накануне - [нъкʌнун`ь]

а [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

у [у] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

е [ь] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

остановились - [ʌстънʌв`ил`ьс`]

о [ʌ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

и [и] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [ь] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

плясовая - [пл`исʌваь]

я [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [ʌ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

я [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

тяжелый - [т`ьжолъj]

о [о] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ы [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

улетают - [ул`и э таьт]

у [у] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ю [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

швейцар - [шв`ицар]

е [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

времяисчесление - [в`р`и э м`ьиш`эсл`эн`иь]

е [и э ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

я [ь] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

е [э] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

е [э] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [и] - гл, нередуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

е [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

2. Сравните слова. Какие фонетические процессы отражаются в каждой паре? Объясните их.

Резьба – косьба – происходит озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: ре[з"]ба - ко[з"]ба

пророк – порог – происходит оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; поро[к].

жмут – сжать – жженый – изжарить – происходит уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий: [ж]мут, [ж]ать, [ж]еный, и[ж]арить.

с чучелом – щуриться - происходит уподобление [ш]чучелом, [ш`]уриться.

второе – фтор - происходит оглушение [ф]торое.

шоколад – топот – происходит редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: ш[ъ] колад - топ[ъ]т.

мороз – морозный - происходит оглушение моро[с].

горести – горестный – происходит упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: горестный - [гор`ьснъj].

лист – листья – происходит смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: ли[с’]тья.

оторвать – отдежурить - происходит озвончение: о[д]дежурить.

мука – муку - происходит редукция: мук[ъ] - мук[ъ].

3. Затранскрибируйте предложения. Какие фонетические процессы наблюдаются? Подчеркните одной чертой позиционные изменения, двумя чертами – комбинаторные изменения звуков. Охарактеризуйте все процессы в выделенных словах. Охарактеризуйте звуки в слове скрипевший.

1. Ночь была лунная, морозная . Снег лежал сухой, легкий , коротко скрипевший под ногами.

[ноч бъ ла лунъь мʌ рознъь //сн`эк л`и э жал сухоj/л`охк`ь j коръ ткъ скр`ип`эфшъj пъ т нʌ гамь //]

морозная - происходит озвончение: моро[з]ная

легкий - происходит смягчение: ле[х’]кий.

скрипевший - происходит оглушение скрипе[ф]ший.

2. И отчее племя, и близкие души, и лучшее время все дальше, все глуше (Рубц).

[и от`чь пл`эм`ь и бл`иск`иь душъ /и лутшыъ в`р`эм`ь фс`о дал`шэ/фс`о глушъ //]

отчее - происходит уподобление о[ч]ее.

3. День с самого утра хмурился . Здесь на этом неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье (Бунин)

[д`эн` самъ въ утра хмур`илс`ь //с`д`эс` на этъ м н`эпр`ив`этл`ивъ м с`эв`ирнъ м мор`ь /на иво пустынъ х ʌ стрʌ вах и пр`ибр`эж`ах/круглъ j гот н`и э нас`т`ь ]

хмурился - происходит редукция: хмурилс[ь]

здесь - происходит оглушение [с]десь

северном - происходит редукция: сев[ь]рн[ъ]м

скрипевший [скр`ип`эфшъj]

с [с] - согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн. [з],тв., парн. [с`].

к [к] - согл., шумн., взрывн., заднее-небн., глух. парн. [г], тв. парн. [к`]

р [р`] - согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн., мяг., парн. [р].

и [и] - гл., верхн. подъем, перед. ряд, нелаб., безуд, предуд.

п [п`] - согл., шумн., взрывн., губн., глух., парн. [б], мяг., парн. [п].

е [э] - гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд, нелаб.

в [ф] - согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [в], тв., парн. [ф`].

ш [ш] - согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [ж], тв., парн. [ш`].

и [ъ] - гл., редуц., послеуд.

й [j] - согл., шумн., фрикат., средне-небный, зв., непарн., мяг., непарн.

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.

2. Виноградов В. В. Избранные труды. - М.: Наука, 2004. – 512 с.

3. Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 2004. – 165 с.

4. История русского языка / Под ред. С.А. Хорошилова. М.:Т ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 652 с.

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006 – 236 с.

6. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Наука, 2006 – 987 с.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.

8. Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Педагогика, 2007. – 472 с.

В потоке речи, вступая во взаимодействие в определенных позиционных условиях, звуки речи подвергаются различным изменениям. Традиционно их подразделяют на комбинаторные и позиционные, что не совсем правильно, поскольку комбинаторные изменения тоже позиционны. Таким образом, наши уточнения сводятся к следующему: все изменения звуков, происходящие в потоке речи в аспекте современной синхронии, являются позиционными в широком смысле слова; они подразделяются на комбинаторно-позиционные и собственно-позиционные изменения.

Основными типами комбинаторно-позиционных изменений являются ассимиляции, аккомодации и диссимиляции.

Ассимиляция – это уподобление в потоке речи однотипных звуков (согласного – согласному, гласного – гласному) по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов. Ассимиляции бывают:

Диссимиляция – расподобление однотипных звуков: из двух одинаковых или подобных получается два различных или менее подобных звука, например: литературное коридор (два[р] ) и просторечное ко[л]идор (диссимиляция регрессивная, дистактная) и т.п.

Аккомодация – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным). Примеры: рад и р ˙ ад , где а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная).

Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [к°о˙н’], соль [с?о˙л’], где налицо двойная разнонаправленная аккомодация: гласного последующему согласному по ряду и первого согласного последующему гласному – по лабиализации, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком). В обоих случаях налицо регрессивная контактная аккомодация, но по разным признакам – по ряду гласного и огублению согласного.

Основным типом собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция, распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые).

Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными. Так, в примерах типа с[ э] хость , с [у] хуй , с[ у] стбв ,

с[ у] ставнуй у–подобное качество выделенных гласных сохраняется и в первом, и во втором предударных слогах.

Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ], обозначаемым в фонетической транскрипции знаком «крышечки» [ Λ ]. Сравним:

с<о>м - с<а>м, с одной стороны, и с Λ ма – с другой (с Λ мб п Λ ймбла с Λ мб).

Ср. также: вол –вал, но в Λ лы, дом,стол, но д Λ мб,ст Λ лы мн.др.

Качественная редукция может затрагивать и согласные. Например, все шумные звонкие согласные в позиции конца слова перед паузой чередуются в русском языке с соответствующими глухими шумными. Сравним: гла<з>а, но гла<с>, сле<з>а, но слл<с>, дро<в >а, дро<ф> и т.д.