Надежда Пешкова. Роковая красавица сталинской эпохи

21 июня 2016, 17:57

Одна из самых ярких женщин прошлого века Надежда Пешкова - любимая невестка Максима Горького - сводила с ума многих великих людей своего времени. Анна Андреевна Ахматова сказала как-то: «Наше время даст изобилие заголовков для будущих трагедий. Я так и вижу одно женское имя аршинными буквами на афише». И пальцем написала в воздухе имя: «Тимоша».

Тимоша, Надежда Алексеевна Пешкова. Любимая невестка Максима Горького, создательница и хранительница его музея. Женщина, наделенная удивительной притягательностью, кружившая головы, сводившая с ума. В списке ее поклонников были такие яркие личности, как писатель Алексей Толстой; маршал Михаил Тухачевский; зловещий Генрих Ягода; академик Иван Луппол; архитектор Мирон Мержанов; инженер Владимир Попов… Говорят, что и сам Иосиф Виссарионович был неравнодушен к Надежде Алексеевне.

Родилась она 30 ноября 1901 года в семье врача Алексея Андреевича Введенского в сибирском городе Томске. Врачом, Алексей Андреевич был известным и довольно успешным. Сын дьякона он, после обучения в семинарии, выбрал медицинское поприще и, окончив Московский университет, стал врачом– урологом.
Кроме Надежды в семье росли ещё восемь детей. Александра, Дмитрий, Вера, Мария, Леонид, Татьяна, Алексей и Николай.

Введенские

Алексей Андреевич Введенский после окончания университета работал сначала в Москве, в Мариинской больнице и занимался частной практикой. После защиты диссертации, перевелся в Томск, где стал преподавать в местном университете сначала в должности приват-доцента, а затем профессора. Деятельность Алексея Андреевича в это время, была весьма плодотворной. Он организовал там анатомический театр, был директором Губернского тюремного комитета, награжден несколькими орденами, дослужился до действительного статского советника и даже получил потомственное дворянство. В 1908 году вместе со своим семейством он возвращается в Москву, покупает двухэтажный дом на Патриарших Прудах, на первом этаже которого открывает урологический кабинет.

Надя Введнская(справа) с сестрой

Несмотря на грозные события, обрушившиеся на Россию, - гражданская война, разруха, голод, Надя Введенская продолжает жить, как обычная московская барышня из обеспеченной семьи. К 17 годам она превращается в настоящую красавицу. Окончив французскую гимназию, Надя обнаруживает у себя талант художницы и начинает рисовать. Кроме того, мечтая об артистической карьере, вместе со своей подругой, дочерью Фёдора Шаляпина Лидией, посещает Вахтанговскую студию.

Надя Введенская

Вот что рассказывала о ее детстве дочь Марфа: "Их было восемь детей - мама предпоследняя. Когда ей исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Москву, поселилась на Патриарших прудах в двухэтажном доме - теперь на его месте стоит знаменитый дом со львами. На втором этаже тогда была квартира, на первом - отец лечил больных, а позднее и раненых, когда началась Первая мировая война. Трое из восьми детей стали врачами и помогали отцу. Надежда училась во французской гимназии на Суворовском бульваре. Ее мать умерла в 1918 году от испанки - отец остался с детьми. Моя мама тогда была на выданье. Отец заболел, считал, что у него рак, и спешил устроить свою девочку. Был у него ординатор, влюбленный в Надежду, дарил цветы. Отец настоял на замужестве. Венчались в церкви в Брюсовском переулке. После свадьбы жених напился, невеста так испугалась, что выскочила из окна и убежала. На этом все кончилось. Она сказала, что не может находиться с ним в одной комнате." Так, не успев начаться, закончилось первое замужество Надежды Введенской.

Максим Пешков, с которым они в гимназические годы катались на коньках на Патриарших прудах, дабы утешить беглянку, пригласил ее в увлекательное заграничное путешествие. Они уехали в Италию, где тогда жил Горький, а поженились уже в Берлине.

Десять лет проведённые Надеждой Алексеевной в солнечной Италии, наверное, были самыми счастливыми в её жизни. Здесь родились две её дочери, в 1925 году Марфа и в 1927 году Дарья. Здесь, живя в семье всемирно известного писателя, она познакомилась с выдающимися людьми своего времени. Под влиянием таких художников как Александр Бенуа, Борис Шаляпин, Валентина Ходасевич, Сергей Коненков, Константин Коровин проживающих или гостивших в Сорренто, она серьёзно занялась живописью. Особенно ей удавались портреты.

Н.А.Пешкова. Портрет мужа.

Один из самых известных портретов Буревестника революции, также написан его невесткой.

Н.А. Пешкова. Портрет А.М.Горького.

Там же, в Италии она получила шутливое прозвище Тимоша, приклеившееся к ней на всю жизнь. Молодая, ослепительно красивая Надежда Алексеевна, всегда следила за европейской модой, и однажды решила отрезать свою роскошную косу. Когда на следующий день Горький увидел невестку в шляпке, из-под которой выбивались коротко остриженные непослушные волосы, он воскликнул, - “Тимоша, вылитый Тимоша” – так в дореволюционной России звали кучеров. С тех пор и осталось за Надеждой Алексеевной это домашнее прозвище - Тимоша.

Она была душой их дома в Сорренто, ей удавалось развеселить любую компанию. Со стороны казалось, что она и Максим - два так и не повзрослевших ребенка: им случалось громко рассориться из-за карандаша, который был нужен обоим, но мирились они тоже бурно. Сын, так и не окончивший университет, не выучившийся никакому делу, и его очаровательная, ни к чему не приспособленная жена идеально друг другу подходили, и он любил обоих…

Горький обожал свою невестку. «Тимоша - славная штука, очень милая», - пишет он в одном из своих писем того периода.
И это обожание стало причиной омерзительных слухов. В богемной среде окружавшей писателя поплыл шепоток, и явственно прозвучало мерзкое слово – “снохачество”. Стали поговаривать, что отцом младшей дочери Надежды является Горький, который боготворил Дашеньку.

Надежда Пешкова с М. Горьким и Дашенькой.

Судя по всему, Тимоша была женщиной с характером, способной на решительные поступки. А каков был ее муж? Все отзывались о нем, как о милом парне – веселом и неконфликтном. Говорили также, что он был невероятно добрым и невероятно безответственным. Настолько, что в свои тридцать по интеллекту больше походил на тринадцатилетнего подростка.

Н. Пешкова. Портрет работы Бориса Григорьева.

Тем временем на родине писателя началась активная кампания за его возвращение. Сталину Горький был нужен именно в Советском Союзе.
Посылались коллективные письма писателю. От объединения советских писателей, от промышленных предприятий, различных организаций, от пионеров и школьников. Просили вернуться и помочь поднять культурный уровень советского народа. Свою лепту вносил и сын Максим, также уговаривавший отца вернуться. Горький согласился не сразу. В 1928 году он едет в СССР с ознакомительной поездкой, где ему демонстрируют достижения советской власти. Результатом стал цикл очерков «По Союзу Советов». Демонстрация, однако, не убедила классика - Горький возвращается в Италию.
Через год Горький едет вторично и на этот раз берёт с собой сына и невестку. В этот раз ему рискнули показать Соловеций лагерь особого назначения, так называемый СЛОН. И рассчитали правильно – Горький пишет положительный отзыв об этом узилище.

Тимоша сопровождает свёкра в поездке на Соловки. Вот как этот эпизод описан Солженицыным в книге “Архипелаг Гулаг”
«Это было 20 июня 1929 года. Знаменитый писатель сошел на пристань в Бухте Благоденствия. Рядом с ним была его невестка, вся в коже (черная кожаная фуражка, кожаная куртка, кожаные галифе и высокие узкие сапоги), живой символ ОГПУ плечо о плечо с русской литературой».

Максим Горький и Надежда Пешкова в окружении сотрудников ОГПУ инспектирует Соловецкий концентрационный лагерь. Соловки, 1929.

Оставила свои воспоминания об этой поездке и Тимоша.
«Изумительный вид на озеро. Вода холодного темно-синего цвета, вокруг озера - лес, он кажется заколдованным, меняется освещение, вспыхивают верхушки сосен, и зеркальное озеро становится огненным.
Вечером слушали концерт. Угощали нас соловецкой селедочкой, она небольшая, но поразительно нежная и вкусная, тает во рту». Что тут скажешь. То ли действительно не увидела невестка Горького ужас и страдание узников СЛОНа, то ли не захотела увидеть.

Тем не менее, Горький всё ещё колеблется и только через три года решает окончательно вернуться в Советский Союз. Сказались, видимо, и финансовые проблемы. То, что это было ошибкой, писатель понял очень скоро и к концу жизни, в беседе с одним из посетителей, определил время жизни в СССР как “максимально горькое”.

Правительство подарило Горькому огромную дачу в Горках-10. Тимоша и Максим в Горках.

Несмотря на предоставленные ему все мыслимые и немыслимые блага - особняк в центре Москвы, две благоустроенные виллы - одна в Подмосковье, другая в Крыму, домашняя прислуга – писатель не чувствовал себя счастливым. Очень точно охарактеризовал положение Горького в СССР французский писатель Ромен Роллан – “Медведь на золотой цепи”.

Особняк Рябушинского (дом-музей М.Горького)

Лестница-волна в доме-музее А.М. Горького

А Максим попал в среду, к которой он так стремился и эта среда ему очень нравилась. Он лихо гонял на автомобиле, подаренном ему Сталиным, ездил на охоту, играл в теннис, собирал шумные компании, устраивал застолья, много пил и дружил с чекистами. Максим уже давно не был влюблённым мужем и свои связи с многочисленными женщинами даже не скрывал.

Сколько в их московском доме комнат, они не знали - пересчитать бесчисленные спальни, гостиные, кабинеты, кладовки и чуланчики было недосуг, да и ни к чему, - и путались в лицах обслуги. Те, к кому семья успевала привыкнуть, внезапно исчезали, их заменяли новые люди, но все их желания по-прежнему выполнялись мгновенно, словно в волшебном замке.

Московская золотая молодёжь 30-х. Справа Надежда Пешкова.

В этом огромном доме жил Максим Горький, его гражданская жена Мария Будберг и первая жена Екатерина Пешкова, с которой он так и не развелся; его сын Максим с женой и дочерьми; секретарь писателя Петр Петрович Крючков, и много другого народа. Будучи не в духе, Горький ворчал: «Двадцать жоп кормлю!», но на самом деле их было больше.

Максим Горький с внучками Дашей (в центре) и Марфой, 1932 год.

А Тимоша продолжает писать картины и очаровывать всех мужчин попавших в орбиту её обаяния. Очарован ею и сам Сталин.

Н. А. Пешкова, 30-е годы

К семейству Горького он приставляет своего верного пса Генриха Ягоду, тогдашнего председателя НКВД. Ягода ежедневно бывает у Горького и очаровывается Тимошей настолько, что забывает обо всём. Обладание ею становится его идефикс. Думаю именно эта страсть, явилась одной из причин смерти Максима Пешкова, а затем и Горького. Ягода постоянно спаивал мужа Тимоши и однажды холодной ночью оставил Максима в бессознательном состоянии у реки. Результат - тяжелейшее воспаление лёгких и 11 мая 1934 года единственный сын Горького скончался в возрасте 36 лет.

Итак, муж умер, а Надежду молва окрестила "весёлой вдовой".

После устранения основного соперника Ягода совершенно потерял голову. Он заваливает вдову подарками, цветами, драгоценностями добиваясь её благосклонности. Однако Тимоша по-прежнему непреклонна.
Валентина Ходасевич вспоминает о таком эпизоде – для Горького, тяжело переживавшего смерть сына, была организована поездка по Волге, чтобы как-то его отвлечь, и Ягода устроил себе каюту рядом с каютой Тимоши. Однако Надежда Алексеевна в резкой, категорической форме отказалась от такого соседства. Ягоде пришлось остаться в Москве.

А.М. Горький и Г.Ягода

В 1936 году умирает Горький, однако и дом и дачи Сталин распоряжается оставить за семьёй писателя. Семья в то время состояла из одних женщин - вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой, Тимоши и двух внучек.
Ягода, теперь уже Нарком внутренних дел, по-прежнему ежедневно бывает в особняке на Малой Никитской, не оставляя надежду на обладание красавицей-вдовой.

Правда, у него появился соперник, к тому же соперник весьма непростой. Писатель Алексей Николаевич Толстой. Толстой, как и его соперник, осыпает свою избранницу цветами и подарками, покупает антикварную мебель, возит смотреть чудо тогдашней авиационной техники самолет «Максим Горький», увязывается за ней в Париж и Лондон. Именно ей и двум ее дочерям, внучкам Горького Марфе и Дарье, читал Толстой историю про плохо воспитанного мальчика с длинным носом и девочку с голубыми волосами. И когда весной 1934 года умер муж Тимоши Максим, действия Толстого сделались особенно решительными, а намерения очевидными, что и имел в виду тимошин свекор, иронически призывая Толстого ограничить все формы духовного общения с чужеродными женщинами общением с единой и собственной женой. Жаловалась ли Тимоша Наталье Васильевне на настойчивые ухаживания со стороны ее мужа, вопрос открытый, но взаимностью Толстому она не отвечала, хотя вместе их иногда видели. Граф был настроен очень серьезно, и невестка Горького была для него не просто увлечением. После без малого двадцати лет совместной жизни с Крандиевской он твердо собрался сменить жену, и дело было не только в том, что она постарела и Толстой в соответствии со «свирепыми законами любви» искал себе женщину помоложе, как полагала впоследствии и Наталья Васильевна, и ее взрослые дети. Трещина в отношениях между супругами наметилась давно.

Однажды за столом собрались Тимоша и два претендента на её сердце. Толстой как всегда блистал красноречием, сыпал шутками и, обращаясь к Ягоде, сказал:
- Генрих, ты же в молодости был учеником аптекаря, значит, тебе и разливать вино.
Ягода пришёл в ярость:
- Сейчас нам принесут нашу чекистскую настойку, только сможешь ли ты её выпить.
Тут же появился адъютант с подносом, на котором стояли три рюмки. Они выпили. Толстой побагровел, стал задыхаться и упал на пол. Ягода, глядя на поверженного соперника, произнёс:
- Тому, кто не умеет пить, нечего и начинать.

После чего влил Толстому в рот несколько капель из маленького пузырька, и тот пришел в себя. Урок Толстой усвоил и с Тимошей больше не встречался.

Уступила ли невестка Горького, в конце концов, главному чекисту, не известно. Существуют две противоположные версии.
Владислав Ходасевич, к примеру, пишет: «Жена Максима, Надежда Алексеевна, по домашнему прозвищу Тимоша, была очень хороша собой. Ягода обратил на неё внимание. Не знаю, когда именно она уступила его домогательствам. В ту пору, когда я наблюдал её каждодневно, её поведение было совершенно безупречно».

На своём процессе в 1938 году, Ягода признавшись в убийстве Максима Пешкова (убийство Горького, которое также ему вменялось, он категорически отрицал), утверждал, что сделал это по личным мотивам, так как был влюблен в его жену, которая, овдовев, стала его любовницей. Известно, что Ягода подарил Тимоше дачу в Жуковке стоимость 135 тысяч тогдашних рублей, которые он взял из секретного фонда НКВД – это обвинение, также фигурировало на процессе.
А вот родные Надежды Алексеевны решительно отметают факт любовной связи между ней и Ягодой. По их версии Ягода лишь прокладывал дорогу более могущественной особе, обратившей взор на Тимошу - самому Сталину.

О том, что Сталин предлагал Надежде Пешковой стать его женой, факт достоверный. Спустя много лет Тимоша сама рассказала об этом старшей дочери Марфе.

Сталин, познакомившись с невесткой Горького, не мог остаться равнодушным к её красоте и обаянию. Приезжая к Горькому неизменно вручал Надежде Алексеевне огромный букет цветов. Однажды привёз с собой дочь Светлану, очевидно, хотел, чтобы она подружилась с Марфой, старшей дочерью Тимоши. И девочки действительны стали подругами. Со второго класса сидели за одной партой и даже влюбились в одного и того же юношу – своего одноклассника Серго, сына зловещего сталинского министра Лаврентия Берия. Серго послужил и причиной охлаждения отношений между подругами. В 1947 году Марфа вышла за него замуж и Светлана этого ей не простила. Впрочем, это совсем другая история.

Через год после смерти Горького, Надежда Алексеевна пишет письмо Сталину с предложением организовать музей Горького в доме где он жил. Сталин приезжает на Малую Никитскую под предлогом обсудить создание музея. Как всегда с огромным букетом цветов. И делает предложение.
Однако второй Надежды, хозяйки Кремля, не случилось. Тимоша отвечает категорическим «Нет». Почему она решилась отказать самому могущественному человеку страны? Понимала ли она, что рискует не только своей жизнью, но и жизнью детей? Не знаю.
Сталин ничем не выдал своего разочарования, но участь Тимоши была решена. Нет, её не ждали ни лагерь, ни ссылка, но отныне всех мужчин приближающихся к ней слишком близко ждала незавидная судьба.

Первой жертвой стал писатель, философ, академик Иван Капитонович Луппан.
Тимоша познакомилась с ним, когда стала собирать материалы для организации музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Иван Капитонович предложил свою помощь и принял деятельное участие в этом начинании, став первым директором музея.
Конечно же, Луппан влюбился в Тимошу, в неё нельзя было не влюбиться, та ответила взаимностью и в семье поняли, что дело идёт к свадьбе.

В феврале 1941 года Иван Капитонович приглашает Надежду Алексеевну в Грузию, на торжества по случаю юбилея Шота Руставели. На следующий день после приезда, в доме писателей под Тбилиси, Луппан был арестован. Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу и помещён в камеру смертников Саратовской тюрьмы, которую разделил с академиком Николаем Вавиловым. Однако вскоре высшая мера была заменена на 20-ти летний лагерный срок. Иван Капитонович был отправлен в лагерь в Мордовии, где через два года скончался.

И.К. Луппан

22 июня 1941 года Надежда Алексеевна проходя с дочерью Марфой площадь Маяковского, увидела толпу, стоящую возле громкоговорителя. Подойдя ближе, они услышали речь Молотова о начале войны.
Через несколько месяцев встал вопрос об эвакуации. Сестра Вера, проживающая в Ташкенте, настойчиво приглашала к себе. Первыми в столицу Узбекистана отправились Тимоша с дочерями, а через некоторое время, проследив, чтобы музейные экспонаты были тщательно упакованы и отправлены в Куйбышев, к ним присоединилась и Екатерина Павловна Пешкова, вдова Горького.

Вот, что вспоминает о жизни в нашем городе Марфа Максимовна Пешкова:
“ Военный Ташкент – это было удивительное место. Прекрасное.
Тетя Вера построила там дом по своему же чертежу, одноэтажный. И сделала две гостевые комнаты, очень удобные. Помню, окна были сделаны наверху, чтобы летом сохранять прохладу. Толстые стены очень были, и, действительно, летом, в самую жару, всегда было прохладно. Входишь в дом – и благодать. Замужем тётя Вера была за Михаилом Яковлевичем Громовым, дядей знаменитого летчика Михаила Громова, который в Америку летал. Он был математик, преподавал в институте.
Вскоре к нам присоединилась бабушка.

Когда об этом узнал Лахути – знаменитый поэт восточный, он бабушке отдал целиком свой дом.
В Ташкенте было много интересных людей. К нам приходила Анна Ахматова, я ее хорошо помню. Такая величественная, любила сидеть в кресле на балконе. Специально для нее его туда подавали, и она садилась, словно восходя на трон.
Рина Зеленая приходила, у меня даже снимки сохранились. С ней всегда было весело. Она была очень живая. Райкин в нашем доме бывал со своей женой. И даже как-то устраивал у нас вечер, показывал свои номера. Потрясающе имитировал, как ловит рыбу: никак не получалось ее, скользкую, схватить, она выскакивала, он за ней нырял, хватал, потом она вырывалась, и он снова влезал в воду. Очень было смешно. Вообще, многие актеры с мамой дружили. У нее очень большой был круг знакомых”.

Здесь в Ташкенте, Тимоша вновь встретилась со своим братом Дмитрием, хирургом, работавшем в Ташкентском медицинского институте. Да и сама Надежда Алексеевна работала всё это время в ташкентском госпитале.

После войны в жизни Надежды Алексеевны появился ещё один мужчина – Мирон Оганесович Мержанов. Личный архитектор Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье, автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

М.И. Мержанов

Казалось бы, на этот раз пронесёт, Мержанов практически переехал на Малую Никитскую, подружился с Марфой и Дарьей (именно под его влиянием Марфа стала архитектором).
Но не пронесло. Однажды ночью Марфа услышала шаги на лестнице. Чуть приоткрыв дверь, она увидела двух незнакомых людей в штатском уводящих Мержанова, наверху бледная, в халате стояла её мать.
- Надя, не верь никому. Я всегда был честен – успел крикнуть Мирон Иванович.

В лагерь, правда, его не отправили, как архитектор он представлял ценность. В знаменитой Марфинской шарашке Мержанов – ирония судьбы - проектировал санаторий МГБ в Сочи. В Марфино, кстати, он познакомился с Александром Солженицыным, который упомянул о нём в романе “В круге первом”.

В начале пятидесятых друзья познакомили Тимошу с инженером-строителем Владимиром Фёдоровичем Поповым. Лёгкий, компанейский, большой затейник он был моложе Надежды Алексеевны на 10 лет. Вот как о нём вспоминает Марфа Максимовна:
«Очень своеобразный человек. С одной стороны, всеобщий любимец, устроитель костров, пикников, любитель больших компаний, поездок на юг. Мама с ним в себя пришла. Но, въехав в дом, он стал разгонять друзей и знакомых, говоря, что они - приживалы. Поссорился с самыми старыми друзьями мамы. При этом он старался соблюдать все ее общественные интересы: добился, чтобы ей дали повышенную пенсию, дачу, вел все переговоры с Союзом писателей. Дарья воспринимала его очень негативно - в общем, маме опять досталось, но она его любила, как никого прежде. Лишь его отношение к женщинам, бесконечные увлечения доставляли ей много горечи. Его арестовали так же, как и всех остальных…»
Да, чаша сия не обошла и этого избранника Надежды Пешковой.

Лишь после смерти Сталина, Мержанов и Попов обрели свободу.
После ареста Попова Надежда Алексеевна воскликнула - „Больше ни один одинокий мужчина не войдет в мой дом“.
Однако известный художник Илья Глазунов, в книге - воспоминаний “Русь распятая”, пишет, что другом Тимоши в 1957 году был некто Александр Александрович. Впрочем, бояться уже было нечего.

Вот, что пишет Глазунов:
“Друг семьи и Тимоши по имени Александр Александрович ввел меня в столовую, где когда-то на месте хозяина сидел сам Горький, и, подняв мою руку, как поднимает судья руку победителя на ринге, громогласно сказал: “3накомьтесь: Илья Глазунов - человек, взорвавший атомную бомбу в Москве. Если бы не вмешательство нашего друга, министра культуры СССР Михайлова, его бы растерзали на части”. - “Не конфузьте молодого художника, - сказала с нежной улыбкой Тимоша, - а лучше предложите ему чаю”. Запомнились красивые внучки Горького - Дарья и Марфа. “Какие у Марфы глаза чудесные, прямо как у нестеровских героинь”, - шепнул я Александру Александровичу. “Да, Марфа у нас красавица, - восторженно подтвердил мой гид. - Многие художники и скульпторы заглядываются на Тимошу, на Марфу и Дарью, - закивал он. - Мы давно с Коненковым дружили, а портрет Корина Тимоша вам сама покажет. Он наверху”.
Действительно среди картин написанных Павлом Кориным, есть единственный женский портрет и это портрет Тимоши.

Портрет Надежды Пешковой работы Павла Корина, 1940 год

До конца жизни Надежда Алексеевна была хранительницей музея Горького на Малой Никитской. Дочери, унаследовав материнскую красоту, выбрали для себя иную стезю. Марфа стала архитектором, а Дарья известной актрисой, всю жизнь проработавшей в театре Вахтангова. Многие помнят её по фильму “Аппассионата”, где она сыграла свою бабушку – Екатерину Пешкову.

Дарья Пешкова

Марфа Пешкова

Марфа Пешкова была подругой дочери И. В. Сталина Светланы и женой Серго Лаврентьевича Берия (сына Л. П. Берии). Сейчас она научный сотрудник музея-квартиры Горького, хранительница его библиотеки.

Умерла Надежда Алексеевна 10 января 1971 года, на той самой даче в Жуковке которую якобы подарил ей Ягода. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем и свекровью.
Так окончилась земная жизнь одной из самых ярких женщин 20 века.

В преддверии любимого в народе праздника Всех Влюблённых (День Св. Валентина, 14 февраля) стала вспоминать интересные истории романтических отношений исторических личностей, связанных с Самарой. И вот, на память пришла история любви, или нежной дружбы (не знаю, чего больше), услышанная мной всего пару месяцев назад, между писателем Максимом Горьким и Екатериной Волжиной. Да, возможно, романтического в ней не очень-то и много, но она, по-своему, уникальна.

(М. Горький и Е. Пешкова (Волжина))

Екатерина Павловна Волжина поселилась в Самаре вместе со своими родителями в конце XIX века. Окончила здесь в 1895 году Первую женскую гимназию и устроилась работать корректором в редакцию "Самарской газеты". В то время в газете уже работал приехавший в феврале 1895 года начинающий писатель М. Горький.

(Предположительно дом семьи Волжиных на пересечении ул. Чапаевская и Ленинградская)

Екатерина Павловна писала в своих воспоминаниях, что она сразу обратила внимание на весёлого и шумного писателя. Молодые люди понравились друг другу. Между ними зародились романтические, очень нежные отношения. И под самый Новый 1896 год Горький и Волжина объяснились друг другу в своих привязанностях и решили пожениться.

Но у Алексея Максимовича была слава бунтаря, за что он и был сослан на переферию, подальше от столицы, поэтому родители Екатерины поначалу выбор дочери не одобрили, отослав её из Самары в Кронштадт. Но влюблённые продолжали писать друг к другу нежные письма, и им удалось сохранить верность намерению стать мужем и женой.

Вскоре родители Волжиной смирились с выбором дочери и одобрили этот брак. Венчались молодые в Самаре 30 августа 1896 года в Вознесенском Соборе (ул. Степана Разина). Свадьба была очень скромной, почти тайной. Никаких пышных торжеств. Вечером того же дня молодожёны уехали из Самары. Потом они бывали здесь в основном проездом.

(Вознесенский Собор)

Их совместная жизнь закончилась, к сожалению, в 1903 году, но официально они оставались мужем и женой до конца жизни писателя. Кроме того, даже расставшись, они сохранили прекрасные, дружеские отношения. Не прекратили своё общение, а напротив, даже через много лет писали в письмах, какое важное место они занимают в судьбах друг друга.

Во многом благодаря стараниям Екатерины Павловны Пешковой, сохранился такой полный архив Горького, и имя его не забыто.

Да, Максим Горький, как человек творческий, постоянно находился в поиске себя, любви, вдохновения. Возможно, именно поэтому ему не удалось создать крепкую семью и после расставания с Екатериной Павловной. Но он оставался верным другом на протяжении всей своей жизни для своей первой и единственной законной супруги.

Так вот, почему я вспомнила эту историю. Во-первых, это важный факт, что единственный официальный брак писателя состоялся именно в Самаре, на местной жительнице. Человек вроде и работать приехал, а вот, видите, атмосфера города способствовала ещё и романтическим отношениям. А, во-вторых, меня тронул тот факт, что даже при том, что у них не очень сложилась семейная жизнь, они не обозлились, не обливали друг друга грязью, не возненавидели в конце концов друг друга, не делили имущество, а наоборот, всю жизнь помогали друг другу, поддерживали и смогли сохранить уважение друг к другу.

Учитесь на хороших примерах уважению к своим близким. Любите и берегите друг друга. Возможно, в этом и есть наше главное предназначение на земле.)

Мира вам и добра.)

(1965 )

Екатери́на Па́вловна Пешко́ва (урождённая Волжина ; 26 июля (18760726 ) года, Сумы , Харьковская губерния , Российская империя - года, Москва , СССР) - российский и советский общественный деятель, правозащитница . Первая, а также единственная официальная, жена писателя Максима Горького .

Биография

К страданиям чужим ты горести полна,
И скорбь ничья тебя не проходила мимо;
К себе лишь ты одной всегда неумолима...

Родилась в семье дворян в городе Сумы. Известны три варианта даты её рождения.

Гимназию окончила в Самаре (1895). В 1895 году работала корректором в «Самарской газете», в редакции которой познакомилась с Алексеем Пешковым (Горьким) , публиковавшимся в издании . З0 августа 1896 года они обвенчалась, в 1897 году Екатерина родила сына Максима , а в 1898 году - дочь Катю, умершую в пятилетнем возрасте от менингита. В 1902-1903 семья жила в Нижнем Новгороде (сейчас музей-квартира А. М. Горького). Разошлись по взаимному согласию после смерти дочери в конце 1903 года. Однако у них «всю жизнь сохранялись особые отношения», - отмечала их внучка Марфа . По опубликованным данным, развод так и не был официально оформлен, что отчасти объясняет то обстоятельно, что ни в один зарегистрированный брак Горький больше не вступал .

В 1907-1914 гг. вместе с сыном Максимом за границей, преимущественно в Париже . Посещала в Сорбонне курсы французского языка для русских и лекции по социальным наукам. Работала в организованном В. Н. Фигнер Кружке помощи каторге и ссылке.

После начала Первой мировой войны вернулась из Италии в Россию через Константинополь - Одессу.

Являлась видным и влиятельным деятелем партии эсеров (член с 1905 года ) и после разгрома партии хранила её архив до изъятия его Дзержинским . В 1917 г. чл. ЦК ПСР .

С 1913-1914 годов работала в организациях помощи раненым, в Красном кресте .

Работала на постоянной основе в организации Политический Красный крест (сокр. - Помполит), возглавила детскую комиссию в обществе Помощь жертвам войны, на средства Земского и Городского союзов организовала отряд волонтёров по поиску детей, оставшихся за линией фронта.

С 1917 года была главой бюро воссозданного в новом качестве Политического Красного Креста, получившего название Московское общество Красного Креста для помощи политическим заключенным. Позднее была заместителем председателя этой организации. Работала с Михаилом Винавером .

С 1919 года официально занималась поиском и возвращением на родину легионеров польской армии Пилсудского , с 1920 года была, по совместительству, уполномоченной польского Красного креста, помогавшего польским и российским военнопленным на территории Советской России и Польши вернуться на их родину.

С 1922 г. возглавила организацию Помощь политическим заключенным , которая просуществовала до 1937 г.

В последние годы жизни - консультант архива А. М. Горького при ИМЛИ .

Семья

Сестра А. П. Волжина была женой этнографа Адама Богдановича .

Сын - Максим Пешков . Внучки - Марфа (вышла замуж за Серго (Сергея) Берия ; правнуки - Нина, Надежда и Сергей) и Дарья (актриса Театра имени Вахтангова , вышла замуж за артиста Александра Граве ; правнуки - Максим и Екатерина).

Разное

В Государственном архиве РФ существует фонд, который называется «Помполит. Екатерина Павловна Пешкова» . Фонд содержит огромное количество документов (более тысячи дел, содержащих письма, в основном, записки, которые приходили Пешковой от граждан, пострадавших за свои политические убеждения).

Напишите отзыв о статье "Пешкова, Екатерина Павловна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пешкова, Екатерина Павловна

Несколько секунд, пока молодой человек устанавливался на ступеньке, продолжалось молчание. Только в задних рядах сдавливающихся к одному месту людей слышались кряхтенье, стоны, толчки и топот переставляемых ног.
Растопчин, ожидая того, чтобы он остановился на указанном месте, хмурясь потирал рукою лицо.
– Ребята! – сказал Растопчин металлически звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.
Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо.
Все глаза были устремлены на него. Он посмотрел на толпу, и, как бы обнадеженный тем выражением, которое он прочел на лицах людей, он печально и робко улыбнулся и, опять опустив голову, поправился ногами на ступеньке.
– Он изменил своему царю и отечеству, он передался Бонапарту, он один из всех русских осрамил имя русского, и от него погибает Москва, – говорил Растопчин ровным, резким голосом; но вдруг быстро взглянул вниз на Верещагина, продолжавшего стоять в той же покорной позе. Как будто взгляд этот взорвал его, он, подняв руку, закричал почти, обращаясь к народу: – Своим судом расправляйтесь с ним! отдаю его вам!
Народ молчал и только все теснее и теснее нажимал друг на друга. Держать друг друга, дышать в этой зараженной духоте, не иметь силы пошевелиться и ждать чего то неизвестного, непонятного и страшного становилось невыносимо. Люди, стоявшие в передних рядах, видевшие и слышавшие все то, что происходило перед ними, все с испуганно широко раскрытыми глазами и разинутыми ртами, напрягая все свои силы, удерживали на своих спинах напор задних.
– Бей его!.. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского! – закричал Растопчин. – Руби! Я приказываю! – Услыхав не слова, но гневные звуки голоса Растопчина, толпа застонала и надвинулась, но опять остановилась.
– Граф!.. – проговорил среди опять наступившей минутной тишины робкий и вместе театральный голос Верещагина. – Граф, один бог над нами… – сказал Верещагин, подняв голову, и опять налилась кровью толстая жила на его тонкой шее, и краска быстро выступила и сбежала с его лица. Он не договорил того, что хотел сказать.
– Руби его! Я приказываю!.. – прокричал Растопчин, вдруг побледнев так же, как Верещагин.
– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.

В создании советского мифа о Максиме Горьком принимала активное участие его единственная официальная жена, Екатерина Павловна Пешкова (Волжина). Что в этом было странного и зачем ей это было нужно — свою версию предлагает доктор филологических наук, старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея имени М. Горького Михаил Перепелкин.

Невозможный брак

— Этого брака между Екатериной Павловной и Алексеем Максимовичем лет за 20 до того просто не могло быть, потому что мир был совсем другим. Она из дворянской семьи, а он — необразованный скиталец из семьи столяра и мещанки. А вот в 1896 году их союз уже стал возможен, хотя ее родители сопротивлялись этому. Екатерина Павловна прекрасно понимала: не выйди она сейчас замуж за Алексея Максимовича, ее судьба будет в 15 раз хуже, чем у Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы» Островского. Со всем ее дворянством средств едва хватило на окончание гимназии.

Самые первые его письма к ней датируются 1896 годом, когда родители, испугавшись отношений с Горьким, отправили дочь к родственникам в Кронштадт. А потом и сам Алексей Максимович уехал из Самары и писал ей до августа 1896 года, когда они поженились.

Судя по этим письмам, Горький не испытывал комплексов из-за своего происхождения и образования. Он амбициозен, абсолютно уверен в своем таланте и востребованности. В письмах нет заискивания. В одном из них он рассуждает на тему «Можно ли меня любить?» Тут вот он мерзавец, тут подлец, и вот после всего этого — принимай решение. Подразумевая, что — конечно, да, можно.

Горький всегда был человеком с характером, она это сразу поняла, может быть, ей это и нравилось в нем. Потому что такие люди хотя бы давали направление в будущее — куда идти. А что ждать от других, она прекрасно видела на примере любимого папы, который в силу своей добросердечности поручился за приятеля, тот не смог выплатить долги, и семья осталась без средств. Хотя мама ее была дочкой известного харьковского банкира — можно себе представить, какие там первоначально были деньги.

Наверное, Екатерина Павловна прививала мужу вкус, облагораживала, обустраивала огромный дом, который Горький снял в Нижнем Новгороде. В Нижнем у него возник солидный круг общения: приезжал в том числе Чехов. Конечно, всё это было благодаря Горькому, но и Чехов, и все остальные ехали в дом, который обустраивала Екатерина Павловна. Брошенная, но единственная

— А потом Горький от нее ушел. Более некрасивой ситуации представить нельзя. Двое маленьких детей — Максим и Катя (в его и ее честь), дочка вскоре заболела и скончалась. А Горький в это время в Америке с женщиной, ради которой он и оставил жену.

Почему они расстались? В силу разных причин. И прежде всего потому, что Горький стал другим. Это ведь в Нижнем Екатерина Павловна сумела создать «гнездо», достойное Горького, а потом, когда он стал писателем мировой известности, он понял, что в среде писателей, художников Екатерина Павловна будет «не то». А вот актриса Андреева — «то».

Но уход Горького к Андреевой совсем не означал расставания с Екатериной Павловной. И для него, и для нее это был единственный брак. Может быть, потому что для обоих это были первые серьезные, глубокие отношения. Сохранилась, кстати, фотография с Капри, куда она приезжала к Горькому. Есть переписка 10-х, 20-х и 30-х годов — они никогда не прерывали отношений. Она и позже занималась устройством его литературных дел. Ну и в конце концов, Екатерина Павловна была матерью единственного сына Горького — Максима, «советского принца», как его называли. А одна из ее внучек вышла замуж за сына Берии — Серго…

Ангел-хранитель «врагов народа»

— Екатерина Павловна остается для меня загадкой. Мимо нее можно пройти и подумать: ничего особенного там не было. Полюбил ее Горький — женился, полюбил другую — бросил. После его смерти стала собирать и издавать его письма и открывать по стране музеи. За последнее время появилось уже три книги, посвященных Пешковой. Одна из них -письма политзаключенных к Екатерине Павловне, огромный том в тысячу страниц. 30-е годы ХХ века — это аресты, расстрелы, отречение от отцов — врагов народа. А в это время в Москве работает организация, которая называется «Политический Красный Крест» и занимается посильной защитой репрессированных и членов их семей. Ее создателем и руководителем была Екатерина Павловна Пешкова.

Арестом и приговором «10 лет без права переписки», что значило «расстрел», дело ведь не заканчивалось. Существовали такие статьи Уголовного кодекса, как «член семьи врага народа». И вот единственным человеком, к которому могли обратиться родственники приговоренного, долгое время была Пешкова. В ее доме, кстати, всегда была комната, где жили дети «врагов народа»: месяц-полтора им надо было перекантоваться, пока их заберут дяди-тети.

Жена Бабеля Антонина Пирожкова вспоминала, как ей помогла Пешкова. Ещё она спасла Бахтина, которого не сгноили в лагерях, а заменили приговор ссылкой, помогла о. Павлу Флоренскому, к которому, правда, потом все же пришли… Еще можно назвать много имен тех, кого она защитила, пользуясь своим именем, положением. Очень странным, надо сказать, положением.

Почему ей позволяли это делать? Во-первьгх, у Горького должна была быть официальная жена, для «биографии». Она на эту роль подходила как никто другой. А потом, Сталину тоже необходимо было хорошо выглядеть перед лицом Европы и Америки. Да и внутри ощущение мира и порядка должно быть. Для Горького печатался отдельный номер газеты «Правда»! Вся страна читала одну газету, где были списки репрессированных, а для него набирали и печатали другую. Сталину надо было, чтобы «буревестник революции» был убежден, что все благополучно. И Пешкова в какой-то степени помогала этот мир и покой вокруг него хранить.

Екатерина Павловна видела, что к власти пришли «комиссары в пыльных шлемах», переделать она ничего не могла и чтобы помочь хоть как-то, писала письма: «Уважаемый Иосиф Виссарионович» или «Уважаемый Николай Иванович!» (Ежов). Она не требовала отменить приговор, не возмущалась, а «милость к падшим призывала»: «Нельзя ли смягчить?» «Нельзя ли заменить это место ссылки на другое?»

Женщина-иероглиф

— Мне кажется, за внешней невозмутимостью Пешковой стоит огромная внутренняя работа. Стороннему человеку невозможно понять ее характер и узнать истинные чувства. Может быть, дело в дворянской культуре, воспитании. Екатерина Павловна очень стремилась скрывать все о себе, что можно было скрыть.

В 50-60-е годы она готовила два тома писем Горького к ней. Во-первых, ее посланий к нему в этих томах нет. Во-вторых, все личные моменты, которые можно было скрыть (но чтобы совсем письмо не исчезло), она вымарала. Не было здесь «Я и Горький». Только он — большой художник. После его смерти она внимательно отслеживала, чтобы в его биографии не было ничего не то что порочащего его, но даже просто сомнительных моментов.

Екатерина Павловна для нас иероглиф — мы смотрим на него, и в силу своего образования и опыта (сильно отличающегося от того, что был сто лет назад, между прочим!) пытаемся интерпретировать, что и как.

Она — фигура не самарского масштаба. Но, к счастью, у нас в городе на улице Чапаевской (бывшей Николаевской) чудом сохранился дом, где она жила с родителями. Наше дело — отметить его хотя бы мемориальной доской, пока он не рухнул.

Екатерина Пешкова - Помощник руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО) России, бывший заместитель губернатора Красноярского края, бывшая популярная телеведущая Красноярска, курировала заявочную кампанию на право проведения в Красноярске Универсиады-2019.

Досье

Фамилия имя отчество: Пешкова Екатерина Сергеевна

Место рождения: Красноярск

Екатерина Пешкова. Биография

Екатерина Пешкова родилась 7 августа 1984 года в городе Красноярск, Красноярского края. Екатерина Пешкова закончила Красноярский государственный университет по специальности "Юриспруденция" в 2006 году. Екатерина Пешкова стала финалистской конкурса «Мисс Красноярск» в 2000 году.

Екатерина Пешкова девять лет была телеведущей на «Прима-ТВ» и «Афонтово» г. Красноярск, совмещая вначале с учебой в университете, а затем с адвоксатской практикой. После закрытия телеканала «Афонтово» Екатерина Пешкова стала начальником отдела протокола и обслуживания делегаций в краевой администрации. А с июля 2012 по март 2014 была заместетелем губернатора Красноярского края Льва Владимировича Кузнецова.

С 16 июня 2014 года назначена назначена помощником руководителя агентства ФАНО, в обязанности которого входит курирование взаимодействия с молодыми учеными подведомственных ФАНО России институтов.

Образование

Екатерина Пешкова окончила школу № 4 (сейчас гимназия 13) в городе Красноярск с углубленным изучением английского языка - с золотой медалью, юридический факультет Красноярского государственного университета (Сейчас СФУ).

Семья

Мама Екатерины Пешковой, Ольга Пешкова - начальник правового отдела управления губернатора Красноярского края, брат Екатерины Пешковой, Максим Пешков – бывший заместитель министра природных ресурсов Красноярского края Елены Вавиловой, отец Екатерины Пешковой, Сергей Пешков - депутат городского совета Красноярска. Екатерина Пешкова не замужем.

Отдых

Екатерина Пешкова любит плавать, фанат йоги, зимой предпочитает горные лыжи и коньки, а летом - велосипед и ролики. Екатерина Пешкова любит отдыхать в Европе, особенно на юге Франции, Ницце. Так же любит Италию, Арабские Эмираты, Испанию. Сейчас отдает предпочтение «интеллектуальному отдыху», старается как можно больше узнавать о стране, ее традициях, менталитете.

Источник: http://krasnoyarsk.er.ru

Трудовая деятельность

Ноябрь 2001 - сентябрь 2006 гг. - корреспондент в отдел новостей Красноярской телерадиокомпании "Афонтово".

Октябрь 2006 - ноябрь 2007 гг. - стажер адвоката некоммерческого партнерства "Красноярская городская коллегия адвокатов".

Ноябрь 2007 - июль 2010 гг. - адвокат, член некоммерческого партнерства "Красноярская городская ".

Август 2010 - декабрь 2010 гг . - заместитель начальника отдела протокола и обслуживания делегаций управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Декабрь 2010 - август 2011 гг. - начальник отдела протокола и обслуживания делегаций управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Август 2011 - февраль 2012 гг. - заместитель управляющего делами – начальник отдела протокола и обслуживания делегаций управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Февраль 2012 - июль 2012 гг. - заместитель управляющего делами – начальник отдела протокола управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Июль 2012 - март 2014 гг. - заместитель Губернатора Красноярского края, курировала заявочную кампанию на право проведения в Красноярске Универсиады-2019.

Достижения Екатерины Пешковой

Екатерина Пешкова обладательница титула вице-мисс Красноярск-2000.