Что надо говорить когда берешь омовение. Как правильно делать полное и малое омовение женщинам

Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура, которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

Виды омовения

В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

Полное омовение

Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость. Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще. Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

Правила полного омовения тела

О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее. Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами. По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести. Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.

Полоскание рта

Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность. На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач. Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны. Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.

Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах. Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы. Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

Есть одна тонкость - состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других - нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.

Малое омовение

Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия - гусля.

Когда делается вуду?

Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет. В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты. Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало. Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.

Когда не нужно делать вуду?

Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение. То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти - волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие. Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.

Процедура вуду

Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта - омытие лица, рук, ступней и носа.

Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине - от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос. Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки. О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным. Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила. Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля. Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье. Еще один важный момент - при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

Полное омовение называется - гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела. Женщина обязана совершить полное омовение после прекращения или послеродового кровотечения, а также после интимной близости.


Порядок выполнения полного омовения:


  • Совершить (ният) намерение словами: "Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Прежде чем раздеться, надо произнести слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха). Так как голому человеку нельзя говорить молитву и нежелательно разговаривать.

  • Прежде всего необходимо помыть руки.

  • Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.

  • Совершить малое омовение, не омыв только ноги.

  • Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.

В случае когда волосы заплетены в косы, женщина не обязана их расплетать, если ничего не препятствует доступу воды к корням волос. То есть не надо распускать волосы, вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.


Полное омовение считается действительным, если человек сполоснул рот, промыл нос и помыл все тело. То есть, необходимо выполнить три обязательных действия.

Малое омовение

Малое омовение называется вуду.


Порядок совершения малого омовения:


  • Намерение: "Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Произнесение слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха).

  • Мытье кисти рук до запястий.

  • Полоскание рта три раза.

  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).

  • Промывание лица три раза.

  • Мытье рук до локтей, три раза.

  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими - наружную (все это делается всего один раз).

  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.

Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон.


Без полного омовения малое омовение считается недействительным. После полного омовения не надо заново брать малое омовение.

Перед намазом молящийся должен приготовить себя к исполнению великого богослужения, совершив малое ритуальное омовение - вуду’ . В некоторых случаях необходимо совершить полное ритуальное омовение - гусл . Если нет возможности совершить малое или полное омовение - необходимо сделать омовение землёй - тайаммум . Данная публикация целиком посвящена малому омовению: действиям и условиям его совершения, его особенностям при наличии на теле ран, деяниям, для которых малое омовение становится обязательным, а также случаям, при которых оно аннулируется.

Как совершать малое омовение

Положение 58. Для совершения малого омовения человек должен сначала помыть лицо, правую и левую руки, затем провести по голове влажной рукой и провести правой рукой по верхней части стопы правой ноги и левой рукой по верхней части стопы левой ноги.

Действия при совершении малого омовения

Мытьё

Положение 59. При совершении малого омовения, человек должен сначала помыть лицо (от верхней части лба, где растут волосы, до конца подбородка). Чтобы убедиться в том, что обязательные части лица увлажнены, необходимо тщательно помыть его крайние части.

Положение 60. Согласно обязательной предосторожности лицо надо мыть сверху вниз.

Положение 61. Помыв лицо, необходимо помыть правую руку, затем левую (от локтей до кончиков пальцев).

Положение 62. Чтобы убедиться в том, что локти помыты полностью, необходимо помыть область чуть выше них.

Положение 63. Если кто-либо помыл руки до мытья лица, то во время малого омовения он должен помыть свои руки до кончиков пальцев. Омовение того, кто помыл руки до запястий, считается недействительным.

Масх

Положение 64. Местом проведения влажной рукой (масх) по голове, является верхняя часть головы, находящаяся выше лба.

Положение 65. Масх головы должен совершаться так, чтобы со стороны было заметно, что человек проводит рукой по голове.

Положение 66. Желательно (мустахаб) совершать масх головы длиной в один палец тремя сомкнутыми пальцами.

Положение 67. Нет необходимости проводить пальцами по коже головы, проведение пальцев по волосам верхней части головы также действительно. Однако если волосы длинные и при расчесывании падают на лицо, то необходимо совершить масх по коже головы.

Положение 68. После совершения масха головы необходимо провести рукой, на которой осталась влага, по ногам - от одного из пальцев до щиколоток.

Положение 69. Масх головы и верхней части ступни должен совершаться движением руки. Если масх будет совершаться не движением руки, а посредством движения головы или ступни, то такое омовение считается недействительным - голова и ступни должны быть неподвижны.

Положение 70. Рука должна быть настолько влажной, что после масха должен оставаться влажный след.

Положение 71 . Место, на которое совершается масх (голова и поверхность ног) должны быть сухими. Если голова или поверхность ног влажные, то необходимо протереть их насухо. Если место масха слегка влажное, и эта влажность не препятствует воздействию влажности руки, то масх считается действительным.

Положение 72. Между рукой и местом масха не должно быть никаких преград, таких как чадра, шапка, носки, туфли (даже, если некоторые из них пропускают влагу).

Положение 73. Место масха должно быть чистым. Если же место масха осквернилось и с него невозможно смыть скверну, то необходимо совершить тайаммум (ритуальное омовение землёй или песком).

Условия для совершения малого омовения

Положение 74. При условиях, приведённых ниже, малое омовение считается действительным (при отсутствии одного из них омовение аннулируется):

  • Вода должна быть чистой (не осквернённой), и, в целях предосторожности, она не должна быть запачканной веществами, которые не являются скверной, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу);
  • Вода должна быть дозволенной к использованию согласно правилам шариата (например, она не должна быть краденной);
  • Вода должна быть категории мутлак (не мудаф );
  • Посуда для омовения должна быть дозволенной по шариату (не краденной);
  • Посуда для омовения не должна быть золотой или серебряной;
  • Части тела, которые мы омываем во время малого омовения и по которым совершаем масх , должны быть чистыми;
  • Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела, используемые во время омовения;
  • Омовение должно совершаться с искренним намерением и без притворства;
  • Во время омовения необходимо чётко соблюдать порядок действий, описанный выше;
  • Действия во время омовения должны совершаться беспрерывно и последовательно (мувала) ;
  • Человек должен совершать омовение сам и без чьей-либо помощи;
  • Использование воды не должно навредить здоровью человека;
  • Наличие достаточного времени для совершения омовения.

Объяснение условий для совершения малого омовения

Положение 75. Омовение, совершённое осквернённой водой или водой категории мудаф, считается недействительным, даже если человек не знал о том, что вода осквернённая или принадлежит категории мудаф , или же даже если он забыл про это.

Положение 76. Вода должна быть дозволенной к использованию. В случаях, указанных ниже, омовение является недействительным:

  • совершение омовения водой, на использование которой нет согласия хозяина (несогласие его известно);
  • совершение омовения водой, согласие на использование которой неизвестно;
  • совершение омовения водой, которая является вакфом (имуществом, предназначенным для определённых богоугодных дел) определённых людей, для других считается недействительным. Например, совершение омовения водой из бассейна школы, которая является вакфом для учащихся этой школы, или водой некоторых мечетей, где вода является вакфом для тех, кто совершает молитву в этой мечети;

Положение 77. Если человек в определённом месте не знает о деталях и нюансах какого-либо вакфа , и люди обычно совершают там омовение, и им никто не запрещает совершать его там, то этот человек может совершить омовение водой в этом месте.

Положение 78. Если человек не знает, даёт ли хозяин согласие на совершение омовения водой из его водоёма, то этой водой можно совершать омовение.

Положение 79. Части тела, используемые при совершении омовения (лицо, верхняя часть головы, обе руки и ноги) должны быть чистыми.

Положение 80. Если на частях тела (используемых во время омовения) будет преграда, препятствующая попаданию воды, то необходимо устранить её.

Положение 81. Чернила ручки, жир, крем и пятна краски в случаях, если краска не будет иметь покрова, не являются препятствиями для попадания воды, но если имеется покров и препятствие для попадания воды на кожу, то необходимо устранить её.

Положение 82. Если человек знает, что какая-то вещь прилипла к частям тела (используемым во время омовения), но не знает, препятствует ли она попаданию воды на кожу, то необходимо устранить эту вещь или сделать так, чтобы вода достигла кожи.

Положение 83. Деяния при совершении омовения должны исполняться в следующем порядке: сначала надо помыть лицо, затем правую и левую руку, затем совершить масх головы и ног.

Положение 84. Омовение необходимо совершать последовательно и беспрерывно (мувала) .

Положение 85. Если человек захочет помыть или совершить масх одной из частей тела и при этом влажность всех предыдущих частей тела (используемых во время омовения) высохнет, то омовение аннулируется, так как между действиями омовения не должно быть большого промежутка времени. Омовение, в котором по мнению людей промежуток времени между действиями омовения не был последовательным и беспрерывным, также аннулируется.

Положение 86. Тот, кто может самостоятельно совершать действия омовения, не должен прибегать к помощи других людей. Если кто-то помоет его лицо, или совершит для него масх , или поможет попаданию воды к частям тела (используемым во время омовения), то его омовение считается недействительным.

Положение 87. Тот, кто не может самостоятельно совершать все этапы омовения, должен совершить его с помощью другого человека. Если же человек не может сам принимать участие в омовении с тем, кто помогает ему, то в порядке обязательной предосторожности, намерение (нийат) должны сделать оба.

Положение 88. Тот, кто знает, что заболеет или боится заболеть, совершив омовение, должен совершить тайаммум (ритуальное омовение землёй или песком). Если же он совершит малое омовение, то оно аннулируется. Тот, кто не знает, навредит ли ему вода или нет, и совершит малое омовение, а потом поймёт, что она была вредна для него, то его омовение также считается недействительным.

Положение 89. Омовение должно совершаться ради Аллаха, и нет необходимости произносить намерение (нийат) вслух или про себя, достаточно того, чтобы человек знал, что он совершает омовение для поклонения Аллаху, и, если у него спросят: «Что делаешь?», он ответит: «Совершаю омовение ради Аллаха».

Положение 90. Если для прочтения намаза остаётся мало времени, а человек хочет совершить малое омовение, и в результате весь намаз или его часть будут прочтены после определённого для намаза времени, то необходимо совершить тайаммум . Если для совершения малого омовения или тайаммума требуется одинаковое количество времени, то в таком случае следует совершить малое омовение.

Малое омовение при ранах

Джабира (лубок) - это лекарство, которым обрабатывают рану, или перевязка для раны или перелома.

Положение 91. Если человек, имеющий рану или перелом на частях тела, используемых во время омовения, в состоянии совершить омовение в обычном виде, то он должен совершить его, как обычно. Например, если имеется перевязанная рана, но её можно открыть и намочить.

Положение 92. Если открытая рана на лице или на руках, то необходимо помыть края раны и желательно провести по ней влажной рукой, если это не нанесёт вреда. После этого к ране нужно приложить чистую тряпку и провести по ней влажной рукой.

Положение 93. При совершении вуду’ джабира (малое омовение при ранах) необходимо, как обычно, омыть (или сделать масх ) те части тела, которые нужно омыть или протереть, а по тем частям тела, которые невозможно омыть (или сделать масх ), необходимо провести влажной рукой (т. е. по джабира ).

Положение 94. Если открытая рана или перелом находятся на верхней части головы или ног (места масха ), и нет возможности совершить масх , то необходимо совершить тайаммум .

Положение 95. Если руки или лицо перевязаны, то необходимо помыть те части, которые находятся между областями перевязки. Если перевязаны ноги или голова, то также необходимо сделать масх между областями перевязки, а с перевязанными частями необходимо поступить так, как описано выше.

Положение 96. Если перевязаны пальцы или ладони, то при совершении омовения необходимо провести по перевязке влажной рукой, а затем можно совершить масх по голове и ногам той влагой, которая осталась на перевязке.

Положение 97. Если перевязаны всё лицо или вся рука, то в таком случае также действует правило джабиры , и достаточно совершить только вуду’ джабира .

Положение 98. Если перевязана вся нога, но пальцы и верхняя часть ноги открыты, то необходимо совершить масх по открытым областям и по повязке.

Положение 99. Если повязка охватывает рану и её края и нет возможности развязать эту повязку, то необходимо совершить либо тайаммум , либо вуду’ джабира и тайаммум в случае, если повязка будет на местах, используемых для тайаммума (лоб, ладонь, поверхность руки).

Положение 100. Если к частям тела, используемым во время малого или полного омовения, прилип какой-то предмет, который невозможно устранить или который доставляет нестерпимую боль во время устранения, то человеку необходимо совершить либо тайаммум , либо вуду’ джабира и тайаммум , в случае если прилипший предмет будет на частях тела, используемых во время тайаммума .

Положение 101. Гусл джабира подобен вуду’ джабира , но, исходя обязательной предосторожности, гусл джабира нужно совершать методом тартиби (по порядку), а не иртимаси (одновременно).

Деяния, для которых необходимо совершить омовение

Положение 102. Омовение строго обязательно:

  • При совершении намаза (за исключением намаза по усопшему);
  • При совершении ритуального хождения вокруг святой Каабы (таваф) во время хаджа;
  • При прикосновении к записям Священного Корана и имени Всевышнего;

Положение 103. Намаз или обязательное хождение вокруг святой Каабы без совершения омовения считаются недействительными.

Положение 104. Тот, кто не имеет омовения, не должен прикасаться к следующим записям:

  • записям Корана (за исключением переводов);
  • имени Всевышнего (в порядке обязательной предосторожности нельзя прикасаться и к переводам имени Аллаха. Например: God, Бог).

Положение 105. Для нижеприведённых действий совершение омовения желательно:

  • для чтения намаза по усопшему;
  • для входа в мечеть или в храм Имамов, да будет мир над ними всеми;
  • для чтения Священного Корана;
  • если иметь при себе Коран;
  • при прикосновении к обложке или полям Корана;
  • при посещении могилы покойников;

В каких случаях аннулируется омовение

Положение 106. Омовение человека, с которым произошло один из нижеприведённых случаев, считается недействительным:

  1. при испускании мочи, кала или при выходе кишечных газов;
  2. после сна, во время которого не слышат уши и не видят глаза (при лёгкой дремоте омовение не аннулируется);
  3. при потере рассудка;
  4. при обмороке (потере сознания);
  5. при опьянении;
  6. при менструации.

Великий аятолла сейид Али Систани

Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.

Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).

Тахарат

Малое омовение - разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.

В каких случаях необходимо совершать тахарат:

  • перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
  • перед чтением Священного Корана;
  • перед началом обхода вокруг Каабы.

Процедура выполнения вуду:

1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.

2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).

3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).

4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.

5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения - левой.

6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.

7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.

8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу). После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал. В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.

9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.

Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)

Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.

Что нарушает малое омовение:

  • справление нужды, включая выход газов;
  • потеря сознания;
  • сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
  • прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
  • сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).

Гусль

Полное омовение - разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:

«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)

Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:

  • после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
  • после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
  • постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и . После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
  • послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
  • после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
  • смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)

Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:

  • выполнять намаз;
  • посещать мечеть;
  • совершать обход вокруг Каабы.

Порядок совершения полного омовения:

    Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;

    Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;

    Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);

    Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;

    Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;

    Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;

    Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;

    Троекратное обливание левой стороны тела;

    Мытьё ног (включая участки между пальцами).

Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения. Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе - намерение, устранение нечистот и полное обливание.

Достоинства омовения

Совершать омовение верующим предписывается не только перед выполнением религиозных практик - состояние ритуальной чистоты должно быть присуще любому мусульманину практически постоянно. Тахарат и гусль в исламе считается благим делом, за выполнение которого полагается награда. Известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) гласит: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет 10 добрых дел» (ат-Тирмизи).

Кроме того, ритуальное очищение способствует стиранию грехов верующего, о чём говорится в следующем хадисе: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов» (приводят Муслим и ат-Тирмизи).

Ещё одним достоинством омовения можно назвать тот факт, что оно способно ввести верующего в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) однажды напутствовал: «Кто из вас совершит омовение, потом произнесёт , для того откроются все восемь райских врат» (хадис от Муслима).