Установление полюдья в древней руси. «Ледовое побоище» состоялось в

О полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Из летописей известно, что князь Игорь был убит непокорными древлянами во время его поездки в соподчиненные земли. Древляне не участвовали в походах князя Игоря на Византию, и поэтому князь по требованию своих дружинников, недовольных содержанием, отправился к древлянам. Он увеличил размер дани с каждого «дыма». Дружинники бесчинствовали, грабили жителей, творили насилие. Наконец, дружина, подобно пиявке, насосавшейся крови, решила уйти домой. Но на пути князь решил вернуться. Ему показалось, что его доля чрезвычайно мала. Он взял малую часть своей дружины и вернулся к древлянам. Не выдержав подобной наглости от князя, и без того обобравшего людей до нитки, жители собрались на совет со своим князем Малом, и решили убить Игоря, воспользовавшись малочисленностью его войска.

Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях , а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей », относятся к середине X века .

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности .

Примечания

Источники

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. - М., РОССПЭН , 2009. - 791 с.
  • Рыбаков Б. А. Рождение Руси

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Полюдье" в других словарях:

    Ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

    Объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 дань (12) объезд (… Словарь синонимов

    В Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

    В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

    ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения (людей) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

    - («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

    Ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

    - (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (хождение по людям) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Полюдье. Всемирно-историческое явление , . Предлагаемая книга - первая в мире коллективная монография, специально посвященная полюдью как всемирно-историческому явлению. Изданная двенадцатью годами ранеемонография Ю. М. Кобищанова…

ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. Впрочем, так же было и в других странах. Сходные обычаи существовали и в раннесредневековой Европе. Установление дани в виде полюдья. Полю́дье - способ сбора дани с восточнославянскихплемён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер.


Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума взимает с них десятину. Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение», позже трансформировавшаяся в феодальную повинность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.

Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов.

Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича в 966 году, а позднее, в 982 году и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 году. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое гнездо.

В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности. М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Полюдье давало князю и дань товарами, шедшими на экспорт,- пушниной, воском, рабами, ремесленными изделиями, а также средствами для их транспортировки: ладьями, лошадьми, санями.

С распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних - на все более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины - в Полесье и на Карпатах - полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, меда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями.

Введение полюдья на Руси

В Византии, арабо-исламских халифатах Испании, Северной Африки и Ближнего Востока, Китайской империи можно обнаружить в лучшем случае лишь пережитки полюдья. Его легко обнаружить у раннесредневековых и, вероятно, древних германцев.В VI веке франки во главе с королями династии Меровингов ходили полюдьем по Галлии, которую они завоевали.

4 четверть 20 века

В древнем миреО первоначальном строе древнейших государств Азии и Африки приходится судить по преданиям, которые были призваны разъяснить некоторые еще более древние ритуалы и символы. В этих краях созревает два урожая в год. Первый, лучший урожай отбирали в полюдье, второй оставался крестьянам.

Царь, считавшийся земным воплощением бога Лоно, каждый год как бы вновь вступал на престол и получал дань продовольствием и ремесленными изделиями. За то время, что продолжалось полюдье, каждая из цариц должна была родить ребенка.

Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Тем не менее еще сохранялось и полюдье. Полюдье - (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области.

1. Что в Древней Руси называлось полюдьем?

А) сбор князем дани с подвластных ему земель

Б) собрание княжеской дружины

В) ополчение, состоящее из всех мужчин

Г) княжеский суд над общинниками
2. В IX веке славяне были:

А) христианами

Б) язычниками

В) мусульманами

Г) исповедовали иудаизм
3. Крещение Руси состоялось в…

Г) IX в
4. В Древней Руси налог в пользу церкви назывался:

Б) подушная подать

В) пожилое

Г) десятина
^ 5. При этом князе Русь приняла христианство:

А) Владимир Святославович

Б) княгиня Ольга

В) Ярослав Мудрый

Г) Святослав Игоревич
6. Главным занятием славян было:

А) бортничество

Б) скотоводство

В) земледелие

Г) огородничество
7. «Уроки» и «погосты» для сбора дани с покоренных племен были учреждены:

А) князем Игорем

Б) князем Олегом

В) княгиней Ольгой

Г) князем Святославом
^ 8. Какое из событий произошло позже всех остальных:

А) крещение Руси

Б) походы князя Олега в Византию

В) начало кодификации древнерусских законов

Г) призвание варягов

9. Укажите примерное время создания «Повести временных лет»:

А) конец X в.

Б) начало XI в.

В) середина XI в.

Г) начало XII в.
^ 10. Новгород и Киев объединил князь:

Б) Вещий Олег

В) князь Игорь

Г) Аскольд
11. Согласно норманнской теории, в образовании Киевской Руси главную роль сыграли:

А) варяги

Б) хазары

Г) немцы
^ 12. Имя автора «Повести временных лет»:

А) Антоний

Б) Илларион

В) Феодосий Печерский

Г) Нестор
13. Древнерусское государство образовалось в…

Г) 1015 г.
^ 14. Свод законов Древней Руси назывался:

А) Соборное Уложение

Б) Стоглав

В) Русская Правда

Г) Судебник
15. Формирование Древнерусского государства относится к:

А) IX –X вв

Б) VIII – IX вв

В) XI –XII вв

Г) XIII – XIV вв
^ 16. Первая каменная церковь на Руси…

А) Софийский собор в Киеве

Б) десятинная церковь в Киеве (989-996)

В) Успенский собор в Москве

Г) Дмитриевский собор во Владимире
17. какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X – XII вв?

А) казаки

Б) рекруты

В) наместники

Г) закупы

^ 18. В 945 г. во время полюдья князь Игорь был убит:

А) вятичами

Б) древлянами

В) полянами

Г) дреговичами
19. Кто из перечисленных князей разгромил Волжскую Булгарию и Хазарию?

А) Олег Вещий

Б) Ярослав Мудрый

В) Святослав

Г) Игорь Старый
^ 20. Первыми святыми на Руси стали…

А) Борис и Глеб

Б) княгиня Ольга

В) Александр Невский

Г) Владимир Святой
21. Как называлось наследственное владение, которое можно было продать, купить, завещать?

А) уделом

Б) поместьем

В) кормлением

Г) вотчина
^ 22. Что относят к жанру героического эпоса?

А) летописи

Б) сказки

В) пословицы и поговорки

Г) былины
23. Когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества?

Г) 14 век
^ 24. В 1097 году собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он прошёл?

В) Владимир

Г) Киев
25. Когда произошла битва на Калке?

Г) 1198 г.
^ 26. Первое упоминание в летописях о Москве связано с именем:

А) Ивана Калита

Б) Юрия Долгорукий

В) Дмитрий Донской

Г) князь Даниил
27. Что из названного было одним из следствий принятия Русской Правды Ярослава Мудрого?

А) введение Юрьева дня

Б) ограничение кровной мести

В) введение заповедных лет

Г) отмена вечевых порядков в Киеве
^ 28. Соотнесите имена князей и события:

А) Александр Невский 1) «Поучение»

Б) Владимир Красное Солнышко 2) «Русская Правда»

В) Ярослав Мудрый 3) Ледовое побоище

Г) Владимир Мономах 4) Крещение Руси
^ 29. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя князя, о котором идет речь.

«Как пишет летописец, он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр,

прибавлена ещё замечательная черта, что был он христианином и сам книги читал. Последнее

обстоятельство было чрезвычайно важно для преемника Владимирова. Поэтому, разумеется,

в его княжение христианство и грамотность должны были распространяться…»
30. Установите соответствие между терминами и понятиями:

А) детинец 1) свободные крестьяне-общинники

Б) смерды 2) зависимые крестьяне, которые заключали ряд на отработку долга

В) посад 3) укрепление внутри города вокруг княжеского двора

Г) рядовичи 4) торгово-ремесленная часть города