История лота и его семьи. Почему такой набожный человек как Лот, вел себя так плохо? Отвечает рав Меир Мучник

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна"ем их.

6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, 7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

9 Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, 13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

18 Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; 20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда,- он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; 22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

27 И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, 28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

29 И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе", и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.

31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

Вечером того же дня Лот сидел у городских ворот. Он не заметил, как к нему подошли двое путников. Это были те ангелы, что приходили к Аврааму. Лот поднялся им навстречу, поклонился до земли и пригласил заночевать у него в доме.

После трапезы, когда хозяева и гости намеревались уже отойти ко сну, с улицы донесся гул толпы. Лот выглянул наружу и увидел, что перед домом собралось огромное множество людей - едва ли не все жители Содома. Собравшиеся угрожали Лоту и требовали, чтобы он отдал им на расправу своих гостей.

Лот сказал, что ни за что этого не сделает. Тогда разъяренная толпа устремилась к дому. Но дом был под надежной защитой - и сам дом, и тех, кто был в нем, охраняли ангелы. Чтобы охладить пыл разбушевавшейся толпы, ангелы лишили нападавших зрения. Жители Содома, наконец, смирились с тем, что к Лоту им не ворваться, и разошлись по своим домам.

Тогда гости поведали Лоту о том, кто они и зачем Бог прислал их в Содом:

Бог вознамерился уничтожить этот город за страшные грехи его жителей. Вот, мы пришли сюда, и лишний раз убедились, сколь испорчены и жестоки содомляне. Тебя же и твою семью Он желает спасти. Так что скажи своим домашним, чтобы они, не теряя времени, собирались и до наступления дня были готовы бежать из этого проклятого города.

Когда над окружавшими Содом холмами забрезжил рассвет, ангелы взяли Лота, его жену и дочерей за руки и поспешно вывели из города.

Оставив Лота с семейством на дороге, ангелы сказали:

Теперь бегите изо всех сил, чтобы спастись от участи, уготованной всем прочим жителям Содома. И ни в коем случае не оглядывайтесь назад, ибо кто оглянется - погибнет на месте.

Лот, его жена и дочери находились уже на безопасном расстоянии от обреченного города, когда земля вдруг содрогнулась у них под ногами. За спинами у них творилось что-то страшное: на Содом и Гоморру с небес обрушился огненный дождь и превратил грешные города со всеми их жителями в два гигантских костра.

Для нашего размышления и назидания давайте прочитаем два места из посланий Петра и Павла.
2Пет.2:4-9 « Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные ) -
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания »
Евр.11:7 « Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере »
В книгах Ветхого и Нового завета содержится описание жизненного пути множества персонажей. Эти описания оставлены для нас, чтобы мы, глядя на их подвиги, ошибки и грехи, делали определенные выводы. Правильным поступкам и добрым делам мы должны подражать, а грехов и просчетов избегать. Тем более что мы видим последствия как одного, так и другого.
Сегодня мы кратко рассмотрим жизнь Ноя и Лота, и попытаемся извлечь для себя некоторые уроки. Обоих Слово Божье называет праведниками, но они прожили совершенно разные жизни, и пожали разные плоды. Мы проведем сравнение по четырем позициям: взаимоотношения с Богом; взаимоотношения в семье; взаимоотношения с миром; итог жизни.
1) взаимоотношения с Богом
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег»
В этих словах мы находим концентрированное выражение взаимоотношений Ноя с Богом. Мы видим, что он имел веру; он удостоился особого откровения от Бога; он имел благоговение пред Богом; он действовал в соответствии с волей Божьей.
Если говорить немного подробнее, то следует обратиться к Книге Бытия.
Быт.6:5-9 « И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом »
«Ходить перед Богом» - это означает: жить, сознавая, что Бог видит каждый наш шаг и знает каждое помышление нашего сердца. Это значит - иметь глубокое желание угодить Богу.
И вот у Бога возник план. Не посвящая Ноя во все детали Своего плана, Бог открывает перед ним то, чего никогда раньше не случалось, и дает четкие указания, как следует действовать. И как же действует Ной?
Быт.6:22 « И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал »
Представьте себе ситуацию: Ной получил откровение о великом страшном суде, таком, какого мир еще никогда не видел, и о котором не было ни малейшего признака. У него не было ни писаний, ни пророчеств, унаследованных от кого-либо, жившего раньше его. Но он сразу же, не медля, приступил к исполнению повеления Божия. У него была такая вера, что ее хватило, чтобы 120 лет работать, не покладая рук, в греховном, злобном окружении, среди насмешек, среди непонимания. Он верил тому, что выходило за рамки его жизненного опыта. Все, что у него было - это откровение Божье, и ему этого было достаточно. Он пребывал в благоговении перед волей Божьей. Некто из мужей Божиих сказал: «Истинная вера не просит никаких дополнительных доказательств. Он не просил знамений или услышать голос, или... увидеть видения или сны, не просил научных подтверждений, археологических открытий, доказательств из области геологии. Истинная, спасающая вера принимает Слово Божье просто на основании того, что Бог сказал это».
А как с этим были дела у Лота?
Быт.13:10-12 « Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома »
Быт.19:15-23, 30 « Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота , говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
16 И как он медлил , то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
17 Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору , чтобы тебе не погибнуть.
18 Но Лот сказал им: нет, Владыка !
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор…
30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе , и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его »
Из этих слов мы видим, что Лот на протяжении всей своей жизни при принятии важных решений не искал воли Божией, а поступал по собственному разумению. Вначале он раскинул свои шатры до Содома, а затем переселился в сам Содом. И даже тогда, когда Бог явно открывал ему Свою волю, он медлил ее исполнить и даже пререкался с Богом. Хотя, как позднее оказалось, выбор Бога был более правильный. Как, впрочем, и всегда.
2) взаимоотношения в семье
Евр.11:7 « Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего »
Ной не пошел путем личного самосовершенствования, смысл его жизни был в том, чтобы спасся весь его дом. Дом - не в смысле строение, здание, а в смысле домочадцы, вся его семья. Хоть это прямо и не описано, но можно с большой долей вероятности предположить, что вместе с Ноем над строительством ковчега трудились и его сыновья. То есть ему удалось создать в семье атмосферу доверия и взаимной поддержки. Своей верой Ной зажигал сердца своих родных и близких. Наверное, зрелому мужу хоть и неприятно, но гораздо легче противостоять давлению мира, переносить насмешки и унижения, чем молодым людям. На молодежь чужое мнение, авторитет оказывает гораздо более сильное влияние. Но мы видим, что Ною удалось удержать своих детей в рамках послушания воле Божьей.
Быт.7:7 « И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа »
Вся семья пощла за своим мужем, отцом, свекром.
А что же происходило в семье Лота?
Быт.19:4 « И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит »
Быт.19:24-26 « И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
26 Жена же [Лотова] оглянулась позади его , и стала соляным столпом »
Быт.19:36 « И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего »
Эти три отрывка показывают, что у Лота не было никакого авторитета ни у жены, ни у дочерей, ни у зятьев. Все его слова - это пустой звук. Его решения никому не интересны и ни для кого не убедительны. Дочери не имеют никакого страха, никакого уважения перед отцом. Почему так произошло?
Интересный вывод мы можем сделать из следующих слов:
Быт.19:26 «Жена же [Лотова] оглянулась позади его »
Интересная получается ситуация. Лот не очень-то спешит исполнить волю Божию, но когда он наконец решается, то бежит впереди всех. Ему, как главе семейства, следовало бежать сзади, прикрывая свою семью, чтобы убедиться, что все успевают, никто не упал, не отстал. Вместо этого мы видим, что жена Лотова «оглянулась позади его ». Печально, если и мы на нашем духовном пути так увлекаемся бежать вперед, что наша семья остается далеко позади нас!
3) взаимоотношения с миром
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир »
2Пет.2:5 «…в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды »
По отношению к развращенному миру Ной выступал как проповедник правды и судья. С одной стороны, строительство ковчега было поводом для проповеди. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через сто двадцать лет они будут уничтожены в водах потопа. Ной проповедовал не столько словами, сколько своей жизнью, своей верой. Его не страшила реакция всех этих людей. Он говорил им истину. Во-вторых, своим послушанием воле Божьей, своей верой Ной «осудил весь мир». Он осудил неверие людей. Ной показал на личном примере, что вполне реально жить верой в Бога. Если он мог так жить, то могли и те, кому он проповедовал. Он также осудил суету (поскольку тратил время и силы не на то, чтобы создать себе комфортные условия жизни, но чтобы получить спасение); осудил грех. Его вера и страх Божий шли в разрез с общественным мнением, но ему не было никакого дела до того, что о нем скажут люди. Его волновало то, что скажет Бог.
А теперь вернемся к Лоту.
Быт.19:1-9 « И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома . Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал: братья мои, не делайте зла ;
8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
9 Но они сказали: пойди сюда. И сказали: . И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь »
Итак, мы находим Лота у ворот Содома. Это было место, где можно было узнать все последние новости. Это место, где собирались старейшины города, где осуществлялось правосудие. То есть Лот поступал вопреки тем словам, что написаны в 1-м Псалме:
Пс.1:1 « Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей »
Мы не знаем, был ли Лот включен в число старейшин Содома, но ему было комфортно среди этих людей, и хотя Петр пишет, что Лот «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные», но ему нравилось находиться в этом окружении. Он настолько чувствовал свое единство с ними, что когда Содомляне пытались напасть на его гостей, он обращается к ним со словами: «братья мои, не делайте зла». Но считали ли они его своим братом? Ответ на этот вопрос дает нам 9-й стих:
Быт.19:9 «Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними ».
Эти слова показывают, что он был для них совершенно чужой. У Лота были иллюзии относительно своего положения в этом обществе, но эти люди его не принимали в свой круг.
4) итог жизни
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере »
Этот стих начинается с веры и заканчивается верой. Вера Ноя, его верность, послушание Богу привели к потрясающему результату. Ной сделался наследником праведности по вере. Он приобрел истинную оправдывающую праведность, потому что сделал все так, как сказал Бог. Он поверил в то событие, которое было немыслимо в то время - в потоп, который являлся справедливым Божьим судом грешному миру. Он использовал единственно верный шанс - вошел в ковчег спасения сам и пригласил свою семью. Для многих поколений детей Божиих Ной стал образцом веры и праведности. Важно понять, что Ной не был самоправедным человеком. Давайте вспомним, что когда потоп закончился, первое, что сделал Ной - устроил жертвенник Господу и принес Ему жертвы. Это показывает, что Ной осознавал, что он грешен, и нуждается в прощении Божием. Он исполнил то, что от него требовал Бог, и стал наследником праведности по вере.
А каков итог жизни Лота? Нам ничего не известно о том, как сложилась жизнь Лота после того, как он поселился в пещере со своими дочерями. Он мог бы вернуться к своему дяде Аврааму, у которого наверняка нашлось бы место для своего незадачливого племянника. Но он не вернулся. Что-то ему помешало, может быть, гордость. Ведь он уходил от Авраама с большим богатством, имел стада крупного и мелкого скота, но в Содоме он потерял все. У него не хватило духа, как у блудного сына, вернуться туда, где он имел благословения и откуда он ниспал. Мы не знаем, сколько он прожил, следы его жизни затерялись в истории. Но на один момент хотелось бы обратить внимание.
Быт.19:37-38 « и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.
38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне »
Втор.23:3 « Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки »
Вот таков печальный итог жизни этого человека, которого Слово Божье называет праведником. Всю свою жизнь он старался устроиться в жизни покомфортнее, все что-то выгадывал, но каков итог всего этого? Он потерял все свои сбережения, потерял свою жену, а его потомкам закрыт путь в общество Господне.
Итак, вот такие две судьбы, два разных жизненных пути. Ной и Лот имели много общего. Они оба жили в период духовного кризиса. Они оба жили в окружении, которое подлежало истреблению за многочисленные грехи. Они оба обрели благодать у Бога, и Бог даровал им возможность избежать ужасной участи: погибнуть от потопа (в случае с Ноем) и от огня (в случае с Лотом). Они оба названы праведниками, но стиль их жизни, их привычки, их ценности имели кардинальные отличия. Как мы сегодня увидели, этих людей отличали взаимоотношения с Богом, взаимоотношения в семье, взаимоотношения с окружающим миром. Все эти отличия привели к противоположным последствиям. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы сделали из всего услышанного сегодня правильные выводы. Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения.

Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”».

Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Евгений! Большое спасибо за Ваши добрые пожелания и интересный вопрос, который мы для удобства поделим на две части.

1. О дочерях Лота. Прежде всего, давайте определимся, с какой точки зрения мы собираемся рассматривать их поступок. Если с точки зрения релятивистской «общечеловеческой» морали, то вопроса вообще нет — разве они кому-нибудь навредили?

Но если смотреть с точки зрения Торы, то следует проверить два аспекта: что именно было сделано (при этом — выполнена какая-либо заповедь или нарушен какой-либо запрет) и — что всегда очень существенно, а в особенности в свете Вашего вопроса — какова мотивация поступка.

Итак, первое. Рабену Бехайей пишет, что в те времена не существовало запрета на отношения между дочерью и отцом. Поэтому формально дочери Лота ничего не нарушили. А намерения свои они объяснили ясно — обе считали, что кроме них с отцом никого на свете не осталось и поэтому на них лежит обязанность сохранить человеческий род.

Однако есть и другие высказывания мудрецов об этой истории, менее позитивные. Например, несколько сборников мидрашей, говоря о событиях в пустыне в конце пребывания там народа Израиля, приводят слова мудрецов о старшей дочери: «Она начала этот разврат» . (Этим мудрецы объясняют более строгое отношение Творца к Моаву, чем к Аммону). Кроме того, по преданию, причиной того, что вскоре после этого случая Авраам покинул эти места, уехав на юг, послужило желание удалиться от позора, который Лот с дочерьми навлекли на семью. Отсюда можно сделать вывод, что уже в те времена потомки Ноаха добровольно отказались от кровосмесительных связей, и поэтому поступок дочерей Лота не делал им чести среди народов.

Но здесь нужно пояснить, почему мудрецы называют это развратом, если девушки руководствовались альтруистическими соображениями, как упомянуто в приведенной Вами гмаре. Возможно, в данном случае никакого спора между мудрецами нет. Дело в том, что намерения наши при совершении различных поступков далеко не всегда однозначны. О каких-то мотивах зачастую мы и сами не догадываемся. Возможно, о чем-то подобном идет речь и в нашей истории: безусловно, основным намерением дочерей Лота было спасение мира. Иначе никак нельзя было бы ставить их поступок кому-либо в пример. Но мудрецы раскрыли нам и более глубокие пласты сознания дочерей Лота — они заодно собирались получить удовольствие от содеянного, а это уже неправильно, ведь в обычной ситуации такие отношение недопустимы. Поэтому старшая дочь, которая и не пыталась «отстроиться» от запретного удовольствия, заслужила в других мидрашах столь нелестный отзыв.

2. Теперь о разногласиях мудрецов. Это очень тонкая тема, но вкратце можно сформулировать наш подход так: «Всевышний не тиранит свои создания» (Авода Зара 3а), то есть — не требует от них невыполнимого. Если у нас есть обязанность слушаться мудрецов, это означает, что в Торе обязательно находится правило, определяющее, кого именно слушать в случае разногласий.

И мы обнаруживаем это правило там, где Тора говорит о судопроизводстве. В частности, она пишет: «…склоняйся за большинством» (Шемот 23:2). Когда Сангедрин функционировал без помех, все вопросы Закона решались именно так — голосованием. Разумеется, после подробного всестороннего обсуждения, без политики и давления авторитетом . Пока же решение не принято, каждый волен поступать так, как говорят его учителя Закона, если они, конечно, имеют право именоваться таковыми.

Это помимо того, что существуют изначально различные способы служения Всевышнему, одинаково легитимные и признанные всеми . Ведь, заметим напоследок, и разногласия мудрецов, как правило, лишь демонстрируют глубину и многоликость Торы (как сказали мудрецы: у Торы — 70 «лиц», граней). Каждый мудрец в соответствии со складом своей души может увидеть в Торе особую грань, и слова обоих спорящих (даже если на практике их мнения — взаимоисключающие) могут в равной степени отражать свет многогранного кристалла Б-жественной мудрости.

Весь спор зачастую сводится лишь к тому, какое именно мнение должно послужить практическим руководством здесь, в материальном мире. Это и устанавливается с помощью приведенных выше правил.