Объекты природы: примеры. Объекты живой и неживой природы

Окружающий нас мир, богат и разнообразен. Леса, озера, горы, степи, солнце, вода, воздух — все то, что человек не создавал своими руками, это и называется природой.. Ее познанию посвящали свою жизнь ученые разных стран мира. В результате изучения, исследований и опытов, сформировались науки, каждая из которых изучает определенные направления в природе. Более подробно рассмотрим в статье.

Греческое слово — «биология», переводится как учение о жизни, т.е. обо всем живом, что нас окружает.А окружает нас природа. Все живое имеет способность рождаться и умирать. Для поддержания жизни, всему живому, необходимо питаться, пить, дышать. Таким образом, биология изучает ту часть природы, которая живет.

Зародилась эта наука во времена античности, только, в то время, она не имела такого названия. В 19 веке был введен термин «биология», рядом ученых. С тех пор биологию стали выделять из наук естественных. Биология имеет много направлений — генетика, биофизика, анатомия, экология, ботаника и др.

Какая наука изучает неживую природу

Чтобы лучше понять законы неживой природы, науки были распределены следующим образом:

  • физика — изучает общие вопросы природы, ее законы;
  • химия — изучает вещества, их строения и свойства;
  • астрономия — изучает планеты, их происхождение, свойства, строение;
  • география изучает поверхность земли, климат, экономическое и политическое положение стран и их населенность.


Признаки живой природы

Каждый представитель живой природы обладает организмом, в котором происходят сложные химические процессы. Понять что перед вами — представитель живой или неживой природы, можно, если подумать:

  1. Откуда взялся этот объект;
  2. Нуждается ли он в еде и воде;
  3. Есть ли у него способность двигаться — ходить, ползать, летать, плавать, поворачиваться к солнцу;
  4. Нужен ли ему воздух;
  5. Каковы сроки его жизни.

Свойства тел живой природы

Любые растения, животные, птицы, насекомые и даже человек имеют организм, который нуждается в питании, воде, воздухе.

  • Рождение и рост — с появлением на свет, у каждого живого существа начинают делиться клетки, за счет чего происходит рост организма.
  • Размножение — производство себе подобных, передача им генетической информации.
  • Питание — для роста и развития необходима пища и вода, за счет чего растут клетки.
  • Дыхание — если не будет воздуха, все живое умрет. Внутри клеток, которые есть у всех живых организмов, образуются химические процессы — высвобождение энергии.
  • Способность двигаться. Все живые организмы передвигаются. Человек, при помощи ног, животные при помощи лап, рыбам помогают плавники, растения реагируют на солнечный свет и поворачиваются к нему. Движение некоторых организмов заметить достаточно трудно.
  • Чувствительность — реагирование на звуки, свет, изменение температуры.
  • Умирание — завершение жизни. Ничто живое не живет вечно, умирание может происходить по разным причинам. Естественная смерть настает, когда организм постареет и теряет способность к дальнейшей жизни.

Объекты живой природы примеры

Окружающий нас мир очень разнообразен. Все его объекты можно разделить на царства, их четыре: бактерии, грибы, растения, животные.

Царство животных, в свою очередь, делится на виды и подвиды.

Самые простейшие организмы в животном мире — простейшие. Они имеют одну клетку, которая имеет способность к обмену веществ, передвигается, имеет, в основном не четкие границы. Их размеры до того маленькие, что разглядеть их без микроскопа, практически невозможно. В природе их насчитывается 40000. К ним относятся: амеба, инфузория-туфелька, зеленая эвглена.

Следующий подвид — это многоклеточные животные. К ним относится большинство объектов животного мира — рыбы, птицы, животные домашние и дикие, пауки, тараканы, черви.

Все растения имеют возможность размножаться и расти. Они синтезируют солнечный свет, за счет чего происходит обмен веществ. Вода так же нужна растениям, без нее они погибнут.

К растениям относятся:

  • деревья и кустарники;
  • трава;
  • цветы;
  • водоросли.

Бактерии — самые древние жители нашей планеты, имеющие простейшее строение. Но, не смотря на это, они обладают функцией размножения. Среда обитания бактерий очень разнообразна — вода, земля, воздух и даже ледники и вулканы.

Признаки неживой природы

Оглянитесь вокруг и вы увидите много признаков неживой природы: солнце, луна, вода, камни, планеты. Им не требуется для жизни воздух и пища, они не могут размножаться, относительно устойчивы к изменениям. Горы стоят тысячи лет, солнце постоянно светит, планеты вращаются неизменно вокруг солнца, не меняя свой курс. Только глобальные катаклизмы могут разрушить объекты неживой природы. Несмотря на то, что эти объекты относятся к природе неживой, мы бесконечно восхищаемся их красотой.

Объекты неживой природы примеры

Объектов, которые представляют природу неживую, великое множество, некоторые из них способны видоизменяться.

  • вода при пониженных температурах, преобразуется в лед;
  • сосулька начинает таять, если на улице плюсовая температура.
  • вода способна превращаться в пар при кипении.

К неживой природе относятся:

камни могут лежать на одном месте тысячи лет.

планеты неизменно крутятся вокруг солнца.

песок в пустыне — перемещается только под действием ветра.

Природные явления — молния, радуга, дождь, снег, солнечный свет — так же относится к неживой природе.

Отличительные признаки живой и неживой природы


  • Живые организмы более сложно устроены, чем неживые. И те и другие состоят из химических веществ. Но в состав живых организмов входят нуклеиновые кислоты, белки, жиры, углеводы.

Нуклеиновые кислоты — признак живого организма. Они хранят и передают генетическую информацию (наследственность).

  • Основой всего живого является клетка, из которой образуется ткань, а из нее система органов.
  • Обмен веществ и энергии поддерживает жизнь и осуществляет связь с окружающей средой.
  • Размножение — воспроизведение себе подобных, к примеру, у камней такой возможности нет, только если расколоть его.
  • Раздражительность — если пнуть ногой камень, он вам не ответит, а если пнуть собаку, она начнет лаять и может укусить.
  • Живые организмы способны приспосабливаться к окружающему миру, так, например, жираф имеет длинную шею, чтобы добывать пищу там, где другие животные ее не достанут. Если жирафа отправить в Арктику, он там погибнет, а вот белый медведь чувствует там себя прекрасно. Приспособляемость, в живом мире, называется эволюцией, которая, по большому счету, бесконечный процесс.
  • Живым организмам свойственно развиваться — увеличиваться в размерах, расти.

Все, перечисленные выше, факторы, отсутствуют у объектов неживой природы.

Связь между объектами живой и неживой природы, рассказ на примерах

Невозможность существования друг без друга, живой и неживой природы, обуславливает их взаимосвязь. Все живое нуждается в воде, солнце и воздухе.

Человек, как особь живой природы, нуждается в воде — чтобы пить, в воздухе — чтобы дышать, земле — растить продукты питания, солнце — чтобы согреваться и получать витамин D. Если исчезнет хотя бы один из компонентов, человек погибнет.

Утка — птица, представитель живой природы. Свой дом она создает в зарослях камыша — связь с растительным миром. Пищу она добывает в воде, так как питается рыбой. Солнце ее согревает, ветер помогает летать. Вода и солнце вместе позволяют вырастить потомство.

Цветок растет из земли, для его роста нужна вода в виде дождя, для энергии нужен солнечный свет.


Корова — пасется на лугу (земле), питается травой, сеном, пьет воду. Трава и сено перерабатываются в ее организме и удобряют землю.

Схема связи живой и неживой природы

Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.

Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.

На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.

Что такое живая и неживая природа

Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.

Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.

Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.

Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.

Предложения с предметами живой и неживой природы

Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.

На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).

В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.

Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.

Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)

Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.

Бабушка смотрела на солнце.

Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)

Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит — относятся к живой природе.

Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Календарные праздники: зачем человеку праздники
Следующая тема:   Знакомство с понятием текст: кто помогает человеку в саду и огороде

Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.


Панда

Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.

Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?

Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.

Признаки живого организма:

  • Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
  • Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
  • Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
  • Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.

Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр

Живые существа бывают самых разных форм и размеров.

Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.

Живая природа

Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.

Неживая природа

Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).

На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.

Говорить и писать о живой природе принято с начальной школы: звери, птицы, растения, насекомые составляют объект самого пристального наблюдения. Неживые же тела как-то обойдены вниманием и менее интересны, поэтому иногда даже взрослые не могут определить, что относится к неживой природе. Давайте наконец разберемся в этом вопросе природоведения, тем более что тесты ЕГЭ и ГИА периодически возвращаются к детским вопросам!

В понятие «природа» с точки зрения естественных наук входит все, что не создано людьми. К живой природе относят все живые организмы, к неживой – все материальные тела, появившиеся без сознательного участия человека. Довольно легко отличить живую кошку, к примеру, от неживого камня, однако с частностями нередко возникает путаница. Вот булыжник – материальное тело неживой природы. А кирпич – уже не природное тело, а искусственное. Глыба мрамора – природное тело, а Давид из-под резца Микеланджело – искусство и, соответственно, природа его одноименная.

Если отличить природные объекты от искусственных вполне реально, зная их происхождение, то различия между живыми и неживыми иногда могут быть совершенно неочевидными. Для их определения необходимо знать строение и функционирование объекта изучения. Тела неживой природы:

  • не обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией (не питаются, не дышат, не выделяют энергию и вещества);
  • не способны к самовоспроизведению;
  • не развиваются;
  • не реагируют на раздражители;
  • обладают простой структурой.

Совокупность этих признаков позволяет говорить о предмете как о неживом.

Кроме того, имеется определенная закономерность существования систем неживой природы: для них актуален принцип наименьшего действия. Система всегда стремится от менее устойчивого состояния к более устойчивому, сохраняя минимум энергии поверхности. Неживое не сопротивляется воздействию окружающей среды, тогда как живое борется с ним ради продолжения нормального функционирования организма.

Неживая природа: интересные примеры

Камень, звезда, вода, лед, воздух, земля – все это тела неживой природы, обладающие всеми ее признаками. Их определение затруднений не вызывает. А вот, к примеру, дерево: несомненно, живой организм, который растет, развивается, размножается, реагирует на окружающий мир и со временем умирает. А упавшее в лесу дерево? Когда корни перестали качать питательные вещества, а листва – обновляться, лежащее дерево перестало быть организмом и стало телом – неживой природой. Конечно, изменения и с ним происходят, однако под влиянием живых организмов или внешних факторов: бактерии заставляют древесину гнить, насекомые ею питаются, ветер ломает.

В любой дискуссии о том, какие объекты относятся к неживой природе, упоминаются как примеры вирусы – то ли живые организмы, то ли комплекс органических молекул. Дело в том, что они не обладают сложной клеточной структурой, а размножаются только в чужих клетках, собираясь из молекул наподобие кристалла. Обмена веществ у вирусов тоже нет. Однако они подвержены естественному отбору и несут собственный генетический код, что свойственно только живым организмам.

Коралловые рифы по всем признакам похожи на камень, однако создают их простейшие беспозвоночные коралловые полипы. Это, однако, не делает кораллы (и их колонии – рифы) живыми объектами: полипы – живые организмы, после отмирания которых остается известковый (иногда органический) скелет, образующий коралл. Полипы, которые питаются, размножаются, развиваются и умирают, – живая природа, а коралл – неживая.

На занятиях по природоведению у детей спрашивают, что относится к объектам неживой природы: солнце – да, дерево – нет, Луна – тело неживое, спутник ГЛОНАСС – объект искусственный, вода – да, пень – … Вот с пнем проблемы: он словно бы и почти дерево, но вместе с тем питается, дышит и размножается как-то совсем незаметно (а когда появляются новые ростки – он вроде бы и не пень уже, а снова дерево). Мертвый пень, высохший – тело неживое, свежий – искалеченное живое дерево. Грибы, хоть и не растения, тоже живые, цветы на клумбе – живые, в вазе – умирающие, в гербарии – неживые.

Как видим, промежуточные состояния объектов между живой и неживой материей бывают: функционирование организма после смерти уже невозможно, но отдельные клетки и ткани все еще живые. А вот семена растений проявляют все свойства неживых тел: обмен веществ в них до предела замедлен, они не реагируют на раздражители, не размножаются (к примеру, в пакете в холодильнике). Многие растения зимой выглядят мертвыми. Это называется состоянием скрытой жизни, и от мертвого отличается тем, что в благоприятных условиях организм оживает.

Как детям в начальной школе рассказать про объекты природы так, чтобы им было не только все понятно, но и интересно? Лучше пояснить на реальных примерах, чем говорить научным языком или определениями. Ведь то, что можно самому пощупать и почувствовать, запомнить и понять гораздо легче.

Энциклопедии, фильмы и образцы

Не каждый ребенок во время урока в школе поймет, вообще, не только природа. Сказав слово "объект", учитель или родитель должен показать фотографию, плакат, например, с птицами, животными в лесу. Пусть ребенок поймет, почему птица является объектом природы, причем живым.

Объекты живой и неживой природы желательно демонстрировать на примерах. Можно это делать и на словах. Но, как правило, ребенку интереснее воспринимать информацию зрительно, чем на слух. Если же вы все-таки выбрали второй вариант, то лучше рассказать интересную историю, сказку, а не сделать сухое перечисление.

Родителям желательно приобрести красочные детские энциклопедии, в которых прекрасно проиллюстрированы растения, животные, птицы, облака, камни и так далее. Ребенку можно сказать, что рыбка живет в воде и питается водорослями. Это все объекты природы. Рекомендуется показать, например, стакан, ноутбук и одеяло и сказать, что они не относятся к объектам природы, ведь эти вещи создал человек.

Живая и неживая природа

Как отличить Что она представляет собой? То, чего человек не создавал, это и есть объекты природы. Примеры можно приводить до бесконечности. Как дети смогут отличить живую и неживую природу? Следующий раздел статьи полностью посвящен тому, как привлечь внимание малышей к тому, что их окружает. А сейчас можно лишь объяснить словами, как вообще отличить живое и неживое.

Детям желательно показать обучающее видео о природе, во время просмотра которого указывать на различные объекты и говорить, какие из них являются живыми. Например, в кадр попали облака, лиса, дерево. Желательно нажать на паузу и показать, что из них является неживым объектом, а кто относится к живым. Заодно нужно добавить: животные, птицы, насекомые являются одушевленными и отвечают на вопрос "кто", а растения, грибы, камни, тучи, соответственно, - "что".

Наглядные примеры вокруг

Сельские дети могут природу лицезреть каждый день, поэтому им можно устроить прогулку и там показать, что является живым, а что нет. Городским же ребятам можно продемонстрировать цветы на подоконнике, ведь эти растения - тоже живые объекты природы. Их вырастил человек, но они все равно остаются частью растительного мира. Домашние животные, попугаи, тараканы и пауки тоже являются объектами живой природы.

Не обязательно выезжать за город, чтобы продемонстрировать неживые объекты. Тучи, которые движутся по небу, ветер и дождь - хорошие примеры. Даже почва под ногами, лужи или снег являются объектами неживой природы.

Хорошим примером может стать аквариум с рыбками или черепахой. На дне его лежит природный грунт, имитирующий дно. Водоросли настоящие, камушки и ракушки - тоже. Но в них нет улиток. В аквариуме плавают рыбки. Детишки смотрят на них, радуются им. На данный момент здесь имеются объекты живой и неживой природы. Учитель, воспитатель или родители должны сказать, что рыбка - это живой объект природы, водоросли тоже. А вот песочек на дне, камушки и ракушки - неживые. Они не дышат, не размножаются, просто существуют. У них свое предназначение - создавать все условия для жизни живых объектов. Если бы не было песочка, то растения бы не росли.

Прогулка на природе

Какой повод может появиться для вылазки на природу? Рыбалка, охота, сбор грибов, ягод, орехов. С детьми лучше всего выезжать на природу просто для отдыха. Конечно, будет полезно также и собирать грибы. Но делать это следует строго под присмотром взрослых. Родители смогут наглядно показать объекты живой природы, например, деревце, кусты, траву, грибы, ягоды, зайца, муху и комара. То есть, всё что дышит, растет, перемещается, может чувствовать.

являются неживыми? Про тучи, дождик и снег говорилось выше. Камни, сухие ветки и листья, земля, горы, реки, моря и озера с океанами - это неживая природа. Точнее сказать, вода - это неживой объект, но созданный природой.

Что создано природой, а что человеком

Не нужно детское внимание заострять только на объектах природы. Ребенок может запутаться, подумать, что все относится к этой категории. Но ведь это не так.

В школе педагог может привести примеры того, что не является объектом природы: учебники, тетради, парта, доска, здание школы, дом, компьютер, телефон. Все это создал человек. Объект природы же существует и без его участия.

Будет, наверное, справедливо возражение по поводу того, что карандаш сделан из дерева, а оно - живое. Но дело в том, что дерево уже срублено, оно уже не живет. Ведь карандаш не растет на глазах и не дышит. Это неодушевленный предмет и неживой в том числе.

В школе можно сделать забавную игру: вырезать из журналов или распечатать на принтере картинки, где будут изображены объекты природы, а затем наклеить их на лист бумаги (сделать карточки). Учитель может проверить, что же вырезал ребенок. Может быть, он не заметил камушек внизу страницы или он не знал, что неживой природы? А другой ученик пропустил фотографию с озером, зато вырезал самолет. Придется одному объяснить, что камень - это объект неживой природы, а второму - что самолет создан людьми и к игре никакого отношения не имеет.

Когда карточки все будут готовы, можно их смешать. Каждый ученик будет доставать наугад одну, показывать ее у доски всему классу и говорить, какие изображены на ней живые объекты природы. Примеры могут быть разными. Важно обратить внимание на все, что присутствует на картинке. Интерес детей при этом обязателен. Неинтересный урок не запоминается, а поданная скучно информация не усваивается.

Не нужно в один период заострять внимание ребенка на объектах природы. Лучше делать это ненавязчиво. Дети, которые слушали внимательно, быстро поймут. Но если педагог не сумел объяснить тему, но ребенку интересно, остается только родителям приводить примеры. Главное, чтобы было все в форме игры.

Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.

Как объяснить ребенку 2 класса различия?

Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.