Работа с природным материалом поделки. Мастер-класс по работе с природным материалом

Работа с природным материалом в технике «флоризм»

Введение

Флористика - это вид декоративно- прикладного искусства, в котором используются природные материалы, например, высушенные растения, косточки, колючки, стручки, цветы, мох, чешуйки луковиц, тополиный пух, ореховые скорлупки, виноградная лоза, камушки, ракушки и многое другое. Из всего этого художники-флористы создают свои картины - художественные панно и декоративные композиции: портреты, пейзажи, натюрморты, где вместо красок и кисти используют природные материалы. Эти природные средства благодаря своей фактуре и богатой палитре оттенков придают произведениям необыкновенную своеобразность.
Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини Флоры, которая является богиней весны, цветов и юности. Словно вся ее сущность состоит из нежных цветов и лесных трав, сплетенных в трепетный букет природных тайн. Каждый лепесток, каждая травинка красноречиво может выразить в такой картине мысли и чувства автора своей художественной уникальностью. Используя в своих произведениях все богатство природных материалов, наполненных тонкой грациозностью и совершенством, композиции расцветают удивительными живописными решениями.
Во все времена в мире использовали цветы и растения для украшения праздников и повседневной жизни. Каждое растение имеет и до сих пор свое символическое значение. Например, дуб символизирует силу, розы - любовь, венок из злаков - богатство и т.д.
Флористику можно назвать одним из видов аппликации. Только эта аппликация является не совсем обычной, так как в ней используются необычные материалы. Каждый лепесток или листик превращает картину в игру чудесных образов. Содержание панно зависит от глубины фантазии художника, который сочиняет это произведение. Флористика - это целый мир, окунувшись в который, можно не замечать бега минут.
Цель: развитее творческих способностей обучающихся, через работу с природным материалом.
На протяжении нескольких лет мы с моими обучающимися попробуем сотворить своими собственными руками панно из природных материалов.
Накопленным опытом хотелось бы поделится с коллегами занимающимися работами в стили флористики.

Виды флористических работ

Плоскостная флористика (ошибано)

Термин «флористика» в нашей стране лет 40 назад относился к картинам из цветов в раме, но с тех пор это понятие чрезвычайно расширилось. Не так давно появилось уточняющее название «плоскостная флористика».
Из изобразительного искусства пришло еще одно название - «коллаж», также с уточнением,- «флористический»,- поскольку цветы на плоскости закрепляются клеем. Используются также наименования «прессованные цветы», «картины из цветов», «цветы в раме»
Сила воздействия совершенных форм цветов и листьев на человека велика, особенно когда он начинает различать их изумительную красоту. Но еще большее влияние они оказывают на человека, вовлеченного в творческую деятельность с этим благодатным материалом. Каковы бы ни были общекультурные тенденции, вызывающие рост интереса к искусству прессованных цветов, каждый человек имеет свои собственные мотивы и свою историю любви к этому благородному материалу.
Теперь определим общие принципы работы с прессованными цветами. Главное - не игнорировать собственную природу растений. В отличие от других художественных произведений (рисунков, картин), в коллаже использование цельных растительных форм дает удивительную особенность - говоря современным языком, такие картины обладают свойством фрактальности. Разглядывая отдельно каждый мазок кисти в картине, написанной маслом, мы видим простейшие бесструктурные образования. Во флористических коллажах любой элемент, если он не потерял своей природной формы, открывает перед зрителем целый собственный мир. Любой лист, цветок, стебель имеет индивидуальную форму, фактуру, узор, оттенок.
Работы с флористическим материалом интересно рассматривать и с близкого расстояния. При этом они не теряют, в отличие от многих произведений изобразительного искусства, своей целостности. Это и есть фрактальность, когда каждый элемент сам по себе является законченным произведением. Это магия, которую мы не найдем в обычной живописи.
Использование опознаваемого растительного материала вызывает у зрителя архетипическую реакцию на него, поскольку за века и тысячелетия отношение к определенным цветам и растениям закрепилось на генетическом уровне. Кроме того, на восприятие растительного материала накладываются особые культурно-символические пласты, которые включают в себя геральдическое значение и символику. Со многими цветами нас бессознательно связывают забытые личные воспоминания, детские сказки и мифы, знания о целебных и прочих свойствах. Растение, сохранившее свою опознаваемую форму, создает в картине дополнительное притяжение.
Природа дает нам большое многообразие красок и совершенство готовых форм.
Из цветов и листьев декоративных растений, высушенных в гербарной сетке или с помощью прессования можно изготовлять картины. Такие картины покорят своим изяществом и мастерством.
Собирать растения для плоскостной флористики можно круглый год, т.к. у каждого времени года есть свои возможности. Ранней весной можно засушить листья дикорастущих растений. Летом засушивать цветы и собирать тополиный пух. Осенью – красочные осенние листья и плоды. Зимой семена ясеня и клена. Подробно о способах обработки и засушивания растений я уже рассказывала.
В качестве основного фона можно использовать все имеющиеся средства, красивую бумагу, ватман, кусок интересных обоев, можно сделать лакокрасочное покрытие. Черная бумага служит отличны контрастным фоном, а на белом ватмане четко просматриваются растения. Сами листья также могут служить фоном. Для серого фона подбирается обратная сторона листьев тополя, для белого- мать-и-мачехи, малины. Для цветочного фона используют сухие листья вяза, клена, дуба, сахалинской гречихи, обертки кукурузы, покрывной лист тростника. Фоны могут быть из газетных листов, всего восемь рядов, в первом ряду- большой лист (по контуру картона), далее листы уменьшаются на 2 см каждый. По углам газетные листы проклеиваются каплей клея ПВА, газеты покрывают чистым листом бумаги и на нем создают фон из сухих листьев. Листья для фона наклеивают один на другой так, чтобы скрыть черешок листа, и проклеивают каплей клея. Направление листьев может быть вертикальным, горизонтальным или по диагонали. Например, если готовый рисунок должен показать «дуновение ветра», листья накладывают как бы по ветру. На фоне предварительно очень тщательно собирают композицию из цветов и листьев. Если она удовлетворяет флориста, ее покрывают стеклом, калькой и переносят карандашом размещение цветов на кальку. Сняв стекло и разобрав предварительно собранный рисунок, вторично собирают его на фоне листьев, приклеивая детали капелькой клея.
При составлении цветов (астры, лилии, орхидеи) лепестки наклеивают вначале для прочности на круг из кальки диаметром 1-2 см, затем готовый цветок накладывают и приклеивают на фон в соответствии с задуманной композицией.
В процессе работы с картиной всегда используют небольшой пресс – при изготовлении очередного цвета, все картина находится под прессом. Стекло и картон подбирают так, чтобы стекло было больше картона с каждой стороны на 1-2 мм. При окантовке стекло закрепляют вначале скрепками, затем окантовывают узкими полосами бумаги под цвет фона картины.
Картины из сухих цветов можно собирать на бумаге или картоне любого цвета и любых размеров – от миниатюрной открытки до больших картин в окантовке. Они, как правило, большим стеклом не покрываются.
При создании картин из сухого материала необходимо учитывать законы гармонии – пропорцию, контраст, ритм и глубину композиции. Современная композиция из цветов не должна быть перегруженной, тяжелой от обилия цветов, беспорядочной. Легкость, свобода в размещении цветов, изящество контуров, чистота красок, естественность сочетаний, идея – вот то, чего следует добиваться.
Лепестковые композиции
Лепестковые композиции - это особый вид творчества, они составляются из «растений» собранных, в свою очередь из плодов, лепестков, стеблей и других элементов растений. С помощью таких частей растений подчас разных видов получаются придуманные, в природе не существующие, сказочные цветы, деревья, травы.
Семена клена, вяза, ясеня. Семена клена – «носики» – соединены между собой и легко отделяются друг от друга. Ярко-зеленые семена, высыхая, приобретают бежевый оттенок. Семена вяза округлой формы, прозрачные, с коричневой серединкой. Семена ясеня светло-коричневого цвета, по форме напоминают вытянутую капельку.
Шишки – плоды хвойных деревьев – сосны, ели, кедра, пихты. Если вы собрали нераскрытые шишки в лесу, то в помещении при комнатной температуре они через некоторое время раскроются. В основном шишки используют для объемных поделок. Но из их «чешуек» можно делать и плоские картины. «Чешуйки» срезают ножницами.
Подготовленный материал может быть использован в оформлении аппликаций. Они пойдут, например, на крылья для совы, чешую у рыбки. Закреплять «чешуйки» можно пластилином или клеем ПВА.
Косточки, зерна, ореховая скорлупа. Косточки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зерна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. В течение нескольких дней зерна сохнут, но их цвет и форма остаются прежними. Косточки абрикоса, персика, прежде чем промыть, следует очистить от мякоти.
Скорлупа грецкого ореха достаточно твердая, с рельефной поверхностью. Если вы разбиваете орех молотком, то скорлупа распадается на неравные части. Чтобы получить две равные половинки, воспользуйтесь ножом. Приложите нож к ореху и слегка постучите по нему молотком. Скорлупа распадется на две половинки.
Скорлупа фисташек обладает приятным кремовым цветом и легко разламывается.
Скорлупа арахиса достаточна мягкая, легко режется, очень легкая.
Скорлупа кедровых и лесных орехов темно-коричневого цвета, достаточно твердая.
Плакетка
Это полуобъемная композиция из сухих растений, сделанная на плотной основе и обрамленная рамкой. Элемен¬ты, ее составляющие, находятся не только в плоскости, но и вне ее. Они взаимосвязаны, но все же ограничены пространством.
Основа под плакетку может быть любой формы - круглой, овальной, квадратной, прямоугольной. Предпочитают использовать для этих целей го¬товую рамку, купленную в магазине, или какой-либо подручный материал - плоские тарелки, пяльцы для выши¬вания, пластиковые или металличе¬ские крышки. Все зависит от вашей фантазии.
Основа под композицию может вы¬полняться из разного материала. Если вы используете каркасную рамку, ее нужно обтянуть тканью. Плотная по¬верхность может быть оклеена тка¬нью, бархатной бумагой, материалом под дерево, а также бархатистыми ли¬стьями и лепестками цветов. В качест¬ве основы нередко используют плетен¬ки, бересту, шпон.
От основы плакетки зависят спосо¬бы крепления к ней сухих растений. На жесткую поверхность их приклеивают капельками быстросохнущего клея; на мягкую поверхность прикалывают длинными стальными иголками; на тканевую - пришивают.
К примеру, цветок на такой основе закрепляют ниткой с узелком. Иглой прокалывают цветок и основу, а нитку затягивают так, чтобы узелок спря¬тался в лепестках и его не было видно. С обратной стороны основы нитку фик¬сируют пластырем. Если нужно закрепить колосок или стебель, то сначала прокалывают основу, оставляя узел с обратной стороны, и прихватывают де¬таль так, чтобы не было видно нитки. Иглу втыкают в то же место, а конец нитки выводят с обратной стороны и закрепляют.
Плакетку можно сделать и без основы, используя только рамку. При та¬ком свободном размещении растения крепятся при помощи растяжек из тонкой проволоки.

Сбор и хранение природного материала

Для продолжительного хранения листьев вам потребуется высушить их. Для этого вам потребуется приготовить листы оберточной или фильтровальной бумаги. Эти сорта хорошо впитывают влагу. Сложить лист пополам - в виде книжки. Затем приготовить несколько газет для прокладок и груз. Не стоит просушивать листья в книгах (хотя большие, толстые книги и кажутся такими удобными), там вы не сможете обеспечить смену влажных страниц на сухие. Прокладка из газет кладется под книжку и сверху нее. Листья, травы и цветы кладут внутрь книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, но обязательно нужно следить, чтобы их отделяли прокладки из газет.
На последнюю верхнюю прокладку кладут фанеру или дощечку, а на нее - груз в 10-15 кг.
Прокладки ежедневно проверяют, заменяя отсыревшие газеты сухими. Обычно в течение 4-6 суток растения полностью высыхают. Засушивать растения можно только в сухом помещении.
Есть способ, позволяющий быстро получить засушенные растения. Состоит он в следующем: листья кладут на стопку газет, а сверху покрывают одной газетой. Затем проглаживают горячим утюгом, после чего переворачивают на другую сторону, передвигают на новое сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 мин. Этот способ засушивания особенно хорош для листьев ландыша, клена, боярышника, осоки и других декоративных трав.
После того как вы их высушили, вам придется разобрать их по коробочкам, как вам будет удобно, по цвету, форме или размеру. Хотя в некоторых источниках рекомендуется засушенные растения хранить в твердой папке, не вынимая их из книжек, в которых они засушивались, между книжками необходимо проложить хотя бы по две газеты.
Перед хранением соломка должна быть отсортирована, по длине, ширине и цвету. Хранение соломы осуществляется так же, как и листьев, в коробочках в сухом прохладном месте.
Береста также хранится в сухом прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, а от влаги еще и скручивается. В общем, желательно ее хранение под небольшим грузом, для предотвращения скручивания.
Вам может понадобиться использование перьев и тополиного пуха, их хранение ни чем не отличается от предложенного для всего предыдущего.

Хранение работ
Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Сравнительно недавно родился новый жанр этого искусства - Флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал - засушенные растения, солому, шишки сосны и ели, тополиный пух, мох, семена растений. Работы флористов очень интересны, своеобразны и, как самостоятельные произведения, способны украсить любой интерьер. Природа даёт нам неповторимое многообразие цветов и красок п совершенство готовых форм. Занятие флоризмом развивают творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.
Аппликация (ошибано) - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Она может быть предметной (лист, ветка, дерево, гриб);
сюжетной («Наш сад», «Моя деревня», « На пасеке», «Полёт в космос»);
декоративной (орнаменты, узоры.)
Работа с аппликацией выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.
В качестве фона используют темный картон, мешковину, лен, суровое полотно, засушенный мох. Для работы требуются ножницы, иголка, нитки, пинцет, акварельная кисть, клей - ПВА; казеиновый; резиновый; пригоден так же мучной клейстер.
Флористический коллаж может каждый раз быть разным, если изменить освещение. Так, люминесцентные лампы делает красный цвет естественным, а оранжевый более светлым и холодный. Желтый становится бледным, а желтовато-зеленый – более свежим. Фиолетовый и пурпурный, напротив, кажутся более насыщенными.
Галогеновые светильники придают всем оттенкам более холодное звучание: красный становится менее теплым, золотой сияет, а оранжевый свежеет. Зелено-голубой и голубой при таком освещении хотя и естественны, но более сдержанны.
Обычные лампы накаливания окрашивают все в несколько желтоватые, более темные тона: красный выглядит коричневатым, желто-зеленый - охристым, а белый - бледно-желтым.
Но в любом случае, оригинальный флористический коллаж, обрамленный багетом и повешенный на стену вашей квартиры или кабинета, не только украсит ваш интерьер, но и привнесет в нечего частицу природы.

Несколько советов начинающим флористам
Тонкие горизонтальные полоски на водоемах усиливают эффект воды.
Стволы деревьев изображают так, чтобы ощущалась их форма, объем, для этого край ствола следует слегка затемнить с теневой стороны
Для кроны деревьев подходит мох или листья лопуха, для чего свежий лист лопуха бьют железной щеткой до тех пор, пока он не превратится в тонкие кружева. Затем лист засушивают, не меняя при этом газеты. Отрывая от лопуха обработанные кусочки, можно "создать" крону любого дерева. Правдоподобная крона получается из крошек размельченного сухого листа, площадь кроны промазывают клеем и посыпают это место крошкой.
Снег делается из изнанки листьев серебристого тополя, мать-и-мачехи. Если небо составляется из листьев кукурузы, то на снег идут те же листья, но более светлого тона. Для изображения лугов и полей лучше всего засушить листья тюльпана, когда он отцветёт и листья начнут увядать. Хорошо выглядят на пейзаже берёзы со стволами из бересты. Но над стволами надо поработать: ведь внизу берёза тёмная да и по стволу располагаются неравномерно тёмные пятна, ствол также оттеняют по краям.

Безопасность в работе с природными материалами

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:
Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
Педагог постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
После окончания работ обязательно убрать рабочее место.
Правила по технике безопасности

С правилами безопасности труда руководитель должен познакомить кружковцев на первом занятии и систематически напоминать о них. Рекомендуется эти правила оформить и вывесить на видное место, чтобы учащиеся могли их видеть постоянно.
Ножницы и нож должны храниться в специальных коробочках.
Нельзя делать резких движений рукой с режущими предметами.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиям.

Следи, чтобы пальцы левой руки не попали пол лезвие.

Влажно-тепловую обработку материала проводить в отведённом месте, утюг ставить на подставку.
Пользоваться электроприборами в присутствии учителя.
Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключить из электросети. Шнур наматывать на утюг после того как он охладится. Хранить утюг в вертикальном положении. Клей всегда должен быть закрытым.

Работа с природным материалом

Работа с природным материалом помогает ввести детей в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков

Работая с природным материалом, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по работе, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы. В творческой деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Творческая деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка и темперамент. Занимаясь работой с природным материалом, дети совместно с учителем учатся создавать различные композиции, поделки. Дети учатся аккуратности, усидчивости, правилам работы с клеем, поделочным материалом, специальной литературой.

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат.

Природный материал – является исконно – русским поделочным материалом. Еще со времен Древней Руси он использовался для изготовления домашней утвари(лукошек, туесков, посуды), игрушек (соломенные бычки, деревянные лошадки), одежды(кокошники, лапти), художественных поделок (берестяных икон, шкатулок), как основа для письма(берестяная грамота). Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Преодоление затруднений, достижение желаемых результатов вызывает положительные эмоции; укрепляет веру в себя; усиливает стремление к познавательной деятельности; к активности, самостоятельности; к приобретению новых знаний; формирует трудовые навыки. Изготовление поделок требует помощи со стороны учителя, в процессе систематического труда, рука приобретает большую уверенность, точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для развития мелкой моторики, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку, игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей.

Статья "Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей". (Из опыта работы)...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Разработка была удостоина звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленнос...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...


Поделки из природного материала поражают своим разнообразием. Для их изготовления Вам пригодятся всевозможные «летучие» семена деревьев, высушенные листья, желуди и каштаны, ягоды рябины, замысловатые палочки и камушки. Обязательно запаситесь мхом, кусочками коры, шишками и речным песком. Съели арбуз или дыню - высушите семечки. Чем не материал для творчества! И чтобы эти богатства не залеживались, незамедлительно приступаем к работе. Мы подскажем Вам несколько направлений в изготовлении поделок из природного материала.

Поделки детей из природного материала

Поделки детские из природного материала обогащают, вдохновляют и просто поднимают настроение. Ими можно украшать детскую комнату. А также их можно дарить родственникам и друзьям.

Всевозможные букашки

Они не обязательно должны повторять живые оригиналы. Для соединения всех частей «букашки» нужен разноцветный пластилин. Сначала выложите «букашку» из составных частей без их соединения. Это поможет Вам с ребенком добиться соразмерности и симметричности. «Телом» может послужить каштан, желудь, половинка скорлупы от грецкого ореха. Эту основу возьмите в кольцо из пластилина. К нему крепится «голова» - шапочка от желудя, ягода рябины или небольшой кусочек пластилина разной формы. «Лапками» становятся тоненькие палочки или сосновая хвоя. Концы «лапок» должны заканчиваться маленькими пластилиновыми шариками. «Крылышки» получаются из всевозможных сочетаний семян ясеня, клена, вяза, сосны. Их предварительно можно раскрасить красками и покрыть лаком. Маленькие засушенные листья ивы, тополя или клена тоже подойдут на эту роль.

Зеленая мордашка

Вам понадобится пластиковая бутылка, семена травы для кошек, небольшой объем почвы, акриловые краски, каштаны, желуди и пластилин. Отрежьте нижнюю часть бутылки. Заполните ее земельной смесью на две трети от объема. Высыпьте семена травы достаточно плотным слоем. Сверху присыпьте их еще небольшим слоем почвы. Хорошо полейте. Теперь остается только красками нарисовать веселую мордочку, а желуди или каштаны при помощи пластилина прикрепить по всей остальной поверхности бутылки. Пусть Ваш малыш не забудет регулярно поливать свою поделку. Когда начнут появляться зеленые росточки, это вызовет восторг у ребенка. И он наверняка захочет сделать еще одну такую забавную мордашку.

Чтобы поделки детей из природного материала не оказались забытыми, Вы можете сделать архив работ, фотокнигу и даже фотовыставку. Масштаб этих мероприятий зависит только от Вас. Особый восторг дети получают от возможности видеть результат своего труда - готовую поделку или игрушку. Отведите особое место композиции поделок из природного материала на всеобщем обозрении. Тяга к творчеству в раннем возрасте требует поощрения!

Сбор и хранение природного материала

Для продолжительного хранения листьев вам потребуется высушить их. Для этого вам потребуется приготовить листы оберточной или фильтровальной бумаги. Эти сорта хорошо впитывают влагу. Сложить лист пополам - в виде книжки. Затем приготовить несколько газет для прокладок и груз. Не стоит просушивать листья в книгах (хотя большие, толстые книги и кажутся такими удобными), там вы не сможете обеспечить смену влажных страниц на сухие. Прокладка из газет кладется под книжку и сверху нее. Листья, травы и цветы кладут внутрь книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, но обязательно нужно следить, чтобы их отделяли прокладки из газет.

Прокладки ежедневно проверяют, заменяя отсыревшие газеты сухими. Обычно в течение 4-6 суток растения полностью высыхают. Засушивать растения можно только в сухом помещении.

Есть способ, позволяющий быстро получить засушенные растения. Состоит он в следующем: листья кладут на стопку газет, а сверху покрывают одной газетой. Затем проглаживают горячим утюгом, после чего переворачивают на другую сторону, передвигают на новое сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 мин. Этот способ засушивания особенно хорош для листьев ландыша, клена, боярышника, осоки и других декоративных трав.

После того как вы их высушили, вам придется разобрать их по коробочкам, как вам будет удобно, по цвету, форме или размеру. Хотя в некоторых источниках рекомендуется засушенные растения хранить в твердой папке, не вынимая их из книжек, в которых они засушивались, между книжками необходимо проложить хотя бы по две газеты.

Перед хранением соломка должна быть отсортирована, по длине, ширине и цвету. Хранение соломы осуществляется так же, как и листьев, в коробочках в сухом прохладном месте.

Береста также хранится в сухом прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, а от влаги еще и скручивается. В общем, желательно ее хранение под небольшим грузом, для предотвращения скручивания.

Вам может понадобиться использование перьев и тополиного пуха, их хранение ни чем не отличается от предложенного для всего предыдущего.

Сравнительно недавно родился новый жанр этого искусства - Флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал - засушенные растения, солому, шишки сосны и ели, тополиный пух, мох, семена растений. Работы флористов очень интересны, своеобразны и, как самостоятельные произведения, способны украсить любой интерьер. Природа даёт нам неповторимое многообразие цветов и красок п совершенство готовых форм. Занятие флоризмом развивают творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

Аппликация (ошибано) - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Она может быть предметной (лист, ветка, дерево, гриб);

сюжетной («Наш сад», «Моя деревня», « На пасеке», «Полёт в космос»)

декоративной (орнаменты, узоры.)

Работа с аппликацией выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

В качестве фона используют темный картон, мешковину, лен, суровое полотно, засушенный мох. Для работы требуются ножницы, иголка, нитки, пинцет, акварельная кисть, клей - ПВА; казеиновый; резиновый; пригоден так же мучной клейстер.

Безопасность в работе с природными материалами

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.

Перед началом работы с природным материалом воспитатель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет - объяснить и в ходе занятия помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.

Также обратить внимание на рабочее место ребёнка. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка. Педагог постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом - их надо сверлить. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Правила по технике безопасности

С правилами безопасности труда руководитель должен познакомить кружковцев на первом занятии и систематически напоминать о них. Рекомендуется эти правила оформить и вывесить на видное место, чтобы дети могли их видеть постоянно.

Ножницы и нож должны храниться в специальных коробочках.

Нельзя делать резких движений рукой с режущими предметами.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиям.

Следи, чтобы пальцы левой руки не попали пол лезвие.

Клей всегда должен быть закрытым.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими

> Методика обучения школьников технологии аппликационных работ с природным материалом

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.

На каждом уроке, экскурсии в природу нелишним будет напомнить детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе. А это значит - оберегаешь цветы, кустарники, любое другое растение от бессмысленного уничтожения. Уроки трудового обучения с использованием природного материала должны приобрести «экологическое звучание» и формировать у учащихся новое, ответственное отношение к природе. «Природа и люди - одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, выполняющий практические работы по трудовому обучению.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Вместе с тем труд, который необходимо для выполнения аппликационных работ из природного материала, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь любую, даже самую примитивную, сделать не так-то просто, работа по её изготовлению требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ребенку не удается выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое главное, - преодолевать её. В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

- подготовка материала, его выбор;

- выбор рисунка для аппликации;

- положение материала, создание эскиза;

Выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

- техника выполнения поделки различными способами.

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево в снегу», Павлин и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся младших классов выполняют начиная с первого класса.

Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ об игрушке-поделке, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в анимации являются цвет, его сочетания, композиции, выразительность силуэта. Во второй главе приводим конспекты уроков по аппликации для учащихся 1-х классов.

Работа с природным материалом осуществляется и во внеурочное время. Это могут быть выставки детских поделок, различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.