Все морские животные прямо косвенно егэ. Морские обитатели: фото с названиями и интересные факты о них


ВАРИАНТ 2 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планк-тона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может суще-ствовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков расте-ний и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Поскольку растительный планктон – основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов – существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов – растительный планктон.

5) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2. Какое из приведенных слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это, Поэтому, Вопреки этому, Может быть, Наоборот,

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.

1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж.

3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.

4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная

ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

клАла тОрты Отрочество поднЯв сИроты

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром значит разрушить эффект декора, который они создают.

На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.

Правильный ВЫБОР автомобиля залог вашей безопасности.

Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ночные ВЫЗОВА БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ голос

ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом ВЫСОЧАЙШИЙ подъём пять ВЁСЕН

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.

Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».

В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.

Г) Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.

Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик забл..ставший изб..рательный пер..одический предпол..гать

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же

буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..ходящий, ра..бил поз..вчера, п..читать

пр..старелый, пр..ник пр..коснулся, пр..зыв

на..писать, о..дал

Ответ:_______________________________________

10. И .

затм..вать удоста..вая оранж. .вый дешёв..нький плюш..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

узнава..мый прокле. .нный увер..нный ненавид..мый отмо..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.

В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.

Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.

Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

(В)НАЧАЛЕ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми, ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.

Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ VIII-IX веков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН .

Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер волнуется да стучит в окно.

4) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

5) Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А.С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М. В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Деньги это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности. (2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (3)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек. (9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

(25)Может быть, кто-нибудь пренебрежительно отзовётся: «Театр!» (26)Но что из того, что театр? (27)Где сказано, что в семейном воспитании «театр» менее достойное средство, чем «лекторий»? (28)Важно, чтобы «пьеса» имела благородное содержание.

(29)Довольно скоро стало понятно: Алёна перестала быть «зрителем». (30) Выносила во двор даже самых высокопоставленных представителей кукольного общества и нарядную коляску на толстых шинах. (31)Даже дольками шоколада уже делилась автоматически. (32)Из новенького набора для вышивания с готовностью «выдавала» маме или бабушке моток ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона. (33)Из своей богатейшей коллекция лоскутков отдавала на отделку или починку весьма ценные экспонаты.

(36)Уже не раз отмечалось, что в ответ на вопрос социологов и педагогов: «Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?» родители называют мужество, трудолюбие, волю, честность и гораздо реже доброту. (37)Впрочем, в последнее время о доброте стали вспоминать чаще о доброте, которая противостоит злобе, холодности, жестокости. (38)Но у слова «добрый» есть ещё и другой смысл: «нежадный, щедрый». (39)Самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.

(По Г.Л. Могилевской*)

* Галина Львовна Могилевская современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Обсуждение вопросов, связанных с деньгами, можно использовать как средство формирования лучших человеческих качеств.

2) Жадность является обычной возрастной особенностью, которая по мере взросления всегда проходит сама собой.

3) Доброту и бескорыстие необходимо формировать с детства.

4) В человеке можно воспитать доброту и бескорыстие, если родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок обладал этими качествами.

5) Алёна проявляла жадность, потому что видела дурные примеры проявления этого качества.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) Предложение 13 подтверждает содержание предложения 12.

3) В предложениях 17-19 содержится описание.

4) Предложения 22-24 иллюстрируют содержание предложения 21.

5) В предложениях 38-39 представлено повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 14 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23 . Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Стремясь развёрнуто описать роль денег в жизни общества, автор использует синтаксическое средство (А) ____________ (предложения 1, 2, 3). Лексическое средство (Б) ____________ («жадина» в предложениях 16, 35) обнаруживает негативное отношение автора к проявлению в человеке, пусть даже ребёнке, жадности. Размышляя о сущности понятия доброты, автор также использует лексические средства: (В)____________ («доброта» «злоба», «жестокость» в предложении 37) и (Г)_____________(«добрый» «нежадный», «щедрый» в предложении 38)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) сравнение

3) разговорное слово

4) ряды однородных членов

5) диалог

6) противопоставление

7) метонимия

8) антонимы

9) парцелляция

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 2 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

25 или > 52

берутверх верхберут братьверх верхбрать

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

Морские животные весьма разнообразны. К ним относятся как огромные великаны киты, так и микроскопический планктон. Захватывает разнообразие обитателей морских глубин.

Фото китов

Самые большие животные морских просторов - это киты. Впрочем не только на море, но и на земле китам нет равных по размерам.

Всего на Земле осталось около 130 видов китов, известно примерно 40 вымерших видов китов. В зависимости от вида, длина китов бывает от 2 до 25 метров. Самый большой в мире вид - синий кит.

Киты обитают во всех океанах и почти во всех морях нашей планеты. В северных водах киты прекрасно себя чувствуют благодары толстому слою жира.


Большенство китов питаются мелкими видами рыб и планктоном. Но есть и более хищный вид китов, охотящийся на крупных животных, - касатка. Это один из самых красивых китов.


Хотя внешне касатки похожи на дельфинов, но они сильно отличаются от них. Самой заметной отличительной чертой касаток является их контрастный чёрно-белый окрас.


Касатки охотятся на всё, что могут поймать и достаточно прожорливы. Если касатки ведут оседлый образ жизни, то они питаются рыбой и мелкими морскими животными. Мигрирующие касатки могут напасть даже на кашалота. Известны случаи нападения касаток на стадо лосей, пересекающих водоём.

Фото акул

Ещё один виду крупных морских хищников - акулы. Это в основном большие хищные рыбы, которые уже миллиарды лет практически не меняю свой внешний вид в процессе эволюции.


Как и киты, акулы обитают практически во всех океанах и морях. Есть акулы питающиеся рыбой, но есть и вид питающийся планктоном - китовая акула.


Фото мурены

Ещё один род морских хищных рыб - мурены. Они обитают в Атлантическом и Индийском океанах, Средеземном и Красном морях.


Мурен можно перепутать со змеями, внешне они весьма схожи. Но вид мурен весьма отвратительный, хотя есть жуткие любители этих рыб.


В древней Европейской мифологии мурена стала прототипом огромных морских чудовищ. Некоторые древние верили что мурены - это мальки морских чудовищ, когда они подрастают, то уплывают далеко в океан.

Фото дельфинов

Наверно самые любимые людьми морские животные - это дельфины. Их также существет много видов самых разных размеров. Дельфины сопровождают различные судна и доставляют людям радость своими прыжками из воды.


Дельфины - это млекапитающие животные, а не рыбы.


Жизнь дельфинов в неволе сокращается в два раза, а в природе они доживают до 50 лет. Наверно тоска и уныние в неволе угнетает их.

Дельфины любят общаться с людьми, по природе они добрые и социальные животные. но эти морские животные тактичны и никогда не навязываются.

Фото тюленей

Тюлени живут в северных морях и океанах. Это плотоядные ластоногие которые устраивают колонии на прибрежных скалах. Такие места служат им убежищем от хищников.


Основная их пища - это рыба, но они непротив съесть креветок или других ракообразных и моллюсков.


Смотрите .

Один из самых прожорливых тюленей - морской леопард.



Своё название этот вид тюленей получил из-за уникальной формы носа самцов и из-за огромных размеров. Самцы этого вида могут достигать шести метров в длину и весить более четырёх тонн.

На севере России обитает ещё один крупный вид тюленей - морской заяц . Самые крупные морские зайцы весят 360 кг.


Но не смотря на свои размеры, тюлень морской заяц может стать добычей белого медведя.

Фото моржа

Другие ластоногие обитатели морей - моржи. Они обладают мощными бивнями.


Бивни есть только у самцов. Они используют их как оружие во время драк за самок в брачный период.


Моржи могут постоять за себя, так как они весьма крупные животные. Но угрозой для них являются касатки и белые медведи.

На этом закончим с ластоногими и перейдём к моллюскам.

Фото осьминога

«Восемь ног» - так называли этого морского обитателя в древней Греции. И осьминог оправдывает своё название.


Осьминоги населяют в тропические и субтропические моря. Всего их встречается более 200 видов.


Осьминоги способны менять свою окраску маскируюсь от других хищников и используя камуфляж для поджидания своей добычи. Они даже могут принимать вид хищника и копировать его поведение.

Фото каракатицы

Каракатица, как и осьминог, является головоногим моллюском.


У каракатицы рот похож на клюв. За щупальцами его плохо видно на фото, но поверьте, он может прокусить панцырь краба.


Как и осьминоги, каракатицы умеют менять окраску и вливаться в местность с целью спрятаться от врага или затаиться в засаде.

Всего известно примерно 30 видов каракатиц. Самый маленький вид имеет размер 1,5-1,8 сантиметра.

Фото кальмара

Кальмары - ещё одни головоногие молюски. Кальмары заселяют все моря и океаны, включая северные. Северные виды кальмаров несколько мельче, также они часто бесцветьны. Остальные виды тоже редко имеют яркие краски.


Сколько всего на нашей планете обитает видов кальмаров - неизвестно. Многие виды обитают на большой глубине, это затрудняет их изучение.

Обычно размер кальмары составляет 25 – 50 см. Но есть уникальный вид - гигантский кальмар, его размер может достигать 18 метров. Некоторые глубоководные виды кальмаров способны светиться, так они привлекают добычу в кромешной тьме морских глубин.


Многие виды кальмаров по бокам имеют крылья-плавники. Эти органы выполняют роль балансира при плавании, также используя их кальмар может разогнаться и выпрыгнуть из воды спасаясь от хищника.

Фото крабов

От головоногих моллюсков перейдём к крабам. Это представители класса ракообразные.


Эти морские животные имеют по пять пар лап, одна из которых в ходе эволюции превратилась в клешни. Краб может потерять клешню в бою, но она потом отрастает, как хвост у ящериц.


Крабов очень много видов и они весьма разнообразны по размерам и окраске. Разные виды питаются совершенно различно, рацион может состоять из водорослей, рачков, мелких рыб или моллюсков.

Фото омаров

В океанах и морях обитают крупные ракообразные: омары и лангусты. Омары похожы на обычных речных раков, только у них клешни большего размера.


В основоном окрас омаров разных видов весьма простой, маскировочный. Это вызвано наличием большого числа врагов у этих животных. Но иногда встречаются особи-мутанты с необычным окрасом.


Это синий омар, весьма редкий экземпляр. Такой окрас имеет один из двух миллионов омаров. Жёлтые, красные, белые или двухцветные омары - ещё большая редкость.

Фото лангустов

Ещё одни крупные ракообразные - лангусты. Эти ракообразные предпочитают тёплые воды, в отличии от омаров, которые встречаются и в холодных водах.


Лангусты не живут на глубинах выше 200 метров. Они стараются поселиться в таких местах, где можно найти убежище. Многие хищники не против съесть лангуста.


Лангусты - одиночки. Всю свою жизнь, кроме периода размножения, лангусты проводят в уединении, не общаясь с представителями своего рода.

К морским животным относятся и морские птицы. Например пингвины - обитающие на Южном полушарии своеобразные морские птицы.


Пингвины обитают не только в Антарктиде. Большие колонии этих птиц есть на юге Австралии и Южной Америки.


Всего известно 18 видов пингвинов. Они различны по размерам, есть некоторые отличия в окраске. но основной окрас - это контрастный чёрно-белый.

Моря и океаны – колыбель жизни на Земле. Согласно некоторым теориям, всё живое на планете зародилось именно в воде. Море напоминает огромный мегаполис, где всё живет по своим законам, каждый занимает своё место и выполняет очень важную функцию. Если нарушить этот порядок, который сложился в гармоничную мозаику, то этот город перестанет существовать. Поэтому важно знать о богатствах животного мира. Узнать, кто такие морские обитатели, фото с названиями самых распространенных видов и интересные факты об их жизни можно далее.

Все живые существа, населяющие море, условно делятся на несколько категорий:

  • животные (млекопитающие);
  • рыбы;
  • водоросли и планктон;
  • глубоководная фауна;
  • змеи и черепахи.

Существуют такие животных, которых трудно отнести к определенной группе. Например, губчатые или губки.

Морские млекопитающие

Учёные открыли более 125 видов млекопитающих – обитателей моря. Их можно разделить на три основные группы:

  1. Моржи, морские котики и тюлени (отряд ластоногих).
  2. Дельфины и киты (отряд китообразных).
  3. Ламантины и дюгони (отряд травоядных).
  4. Каланы (или выдры).

Первая группа – одна из самых многочисленных (более 600 миллионов особей). Все они хищники и питаются рыбой. Моржи – очень крупные животные. Некоторые особи достигают в весе 1,5 тонны и в длину вырастают до 4 м. Удивительны при таких размерах ловкость и гибкость моржей, они легко передвигаются на суше и в воде. Благодаря особому строению глотки могут долгое время проводить в море и не утонут, даже если заснут. Толстая кожа коричневого цвета с возрастом моржа светлеет, и если удастся увидеть розового, даже почти белого, моржа, знайте – ему около 35 лет. Для этих особей это уже старость. Моржа не путают с тюленем только благодаря их отличительному признаку – бивням. Измерение одних из самых больших бивней показало почти 80 см в длину, а вес - около 5 кг. Передние плавники моржа заканчиваются пальцами – по пять на каждой лапе.

Тюлени живут в Арктике и Антарктике, поэтому могут выдержать экстремально низкие температуры (до - 80˚С). У большинства из них внешние ушные раковины отсутствуют, но слышат они очень хорошо. Тюлений мех короткий, но густой, что помогает животному передвигаться под водой. Кажется, что тюлени на суше неуклюжи и беззащитны. Перемещаются с помощью передних конечностей и живота, задние ноги у них слабо развиты. Однако резво двигаются в воде и превосходно плавают.

Морские котики очень прожорливы. В день они съедают 4 - 5 кг рыб. Морской леопард – подвид котиков – может поймать и съесть других мелких тюленей или пингвинов. Внешний вид типичен для большинства ластоногих. Котики гораздо меньше своих собратьев по отряду, поэтому они ползают по суше с помощью всех четырех конечностей. Глаза этих обитателей моря прекрасны, но известно, что видят они плохо – близорукость.

Дельфины и киты – родственники между собой. Дельфины – одни из самых необычных существ на планете. Их отличительные особенности:

  • Отсутствие ушей, носа, маленькие глаза и при этом уникальная эхолокация, позволяющая точно определять местоположение объектов в воде.
  • Голое обтекаемое туловище, без признаков шерсти или чешуи, поверхность которого постоянно обновляется.
  • Голос и зачатки речи, позволяющие дельфинам общаться между собой в стае.

Киты – гиганты среди млекопитающих. Питаются планктоном или мелкой рыбой, дышат с помощью специального отверстия, которое называется «дыхало». Во время выдоха через него проходит фонтан влажного воздуха из лёгких. Передвигаются киты в воде с помощью плавников, размер которых отличается у разных видов. Голубой кит – самое большое животное, когда-либо жившее на Земле.

Самые популярные виды морской рыбы

Вторая по многочисленности группа морских жителей включает в себя следующие виды:

  • Тресковые (путассу, треска, навага, хек, минтай, сайда и другие).
  • Скумбриевые (макрель, тунец, скумбрия и другие рыбы).
  • Камбаловые (камбала, палтус, дексист, эмбассихт и т.д.).
  • Сельдевые (менхэден атлантический, атлантическая сельдь, сельдь балтийская, тихоокеанская сельдь, европейская сардина, европейский шпрот).
  • Сарганообразные (сарган, медака, сайра и др.).
  • Морские акулы.

Первый вид обитает в морях Атлантического океана, комфортные условия для них - 0 ˚ С. Его главное внешнее отличие – усы на подбородке. Обитают, в основном, на дне, питаются планктоном, но встречаются и хищные виды. Треска – самый многочисленный представитель этого подвида. Размножается в большом количестве – около 9 миллионов икринок за один нерест. Имеет большое промысловое значение, поскольку мясо и печень обладают высокой жирностью. Минтай – долгожитель в семействе тресковых (живет 16 - 20 лет). Обитает в холодных водах, является полуглубоководной рыбой. Минтай повсеместно вылавливают.

Скумбриевые не ведут донный образ жизни. Их мясо ценится за высокую питательную ценность, жирность и большое количество витаминов.

У камбаловых глаза расположены с какой-то одной стороны головы: правой или левой. Имеют симметричные плавники и приплюснутое тело.

Сельдевые рыбы – пионер среди промысловых рыб. Отличительные особенности – нет или совсем маленькие зубы, и почти у всех отсутствует чешуя.

Сарганообразные рыбы вытянутой формы с длинными, иногда ассиметричными челюстями.

Акула – один из самых крупных морских хищников. Китовая акула - единственная, которая питается планктоном. Уникальные способности акул – обоняние и слух. Запах они могут учуять за несколько сот километров, а внутреннее ухо способно улавливать ультразвуки. Мощное оружие акулы – острые зубы, которыми она разрывает тело жертвы на куски. Одно из основных заблуждений – мнение, что все акулы опасны для человека. Только 4 вида представляют опасность для людей – акула-бык, белая, тигровая, длиннокрылая.

Мурены – морские хищники из семейства угрей, тело которых покрыто ядовитой слизью. Внешне очень похожи на змей. Практически не видят, ориентируются в пространстве по запаху.

Водоросли и планктон

Это самая многочисленная форма жизни. Есть два типа планктона:

  • Фитопланктон. Питается путем фотосинтеза. В основном, это водоросли.
  • Зоопланктон (крошечные животные и личинки рыб). Поедает фитопланктон.

К планктону относятся водоросли, бактерии, простейшие, личинки ракообразных, медузы.

Медузы – одно из самых старейших существ на Земле. Их точный видовой состав неизвестен. Один из самых крупных представителей – медуза «Львиная грива» (длина щупалец 30 м). Особенно опасна «австралийская оса». Небольшие размеры имеет вид прозрачных медуз – около 2,5 см. Когда медуза умирает, то её щупальца могут жалить еще несколько дней.

Глубоководная фауна

Жителей морского дна – великое множество, но их размеры микроскопические. Это, в основном, простейшие одноклеточные организмы, кишечнополостные, черви, ракообразные и моллюски. Однако на глубоководье встречаются и рыбы, и медузы, у которых появляются способности к свечению. Поэтому можно сказать, что под толщей воды не абсолютная темнота. Рыбы, живущие там, хищные, они используют свет для привлечения добычи. Один из самых необычных и ужасающий, на первый взгляд, – хаулиод. Это черная рыба небольших размеров с длинным усом на нижней губе, с помощью которого она передвигается, и со страшными длинными зубами.

Один из самых узнаваемых представителей отряда моллюсков – кальмар. Обитает он как в теплых, так и в холодных морях. Чем холоднее вода, тем бледнее цвет кальмара. Изменение насыщенности цвета также зависит и от электрического импульса. У некоторых особей три сердца, поэтому они обладают способностью к регенерации. Кальмары – хищники, они питаются мелкими рачками и планктоном.

К моллюскам также относятся устрицы, мидии, гребешки. Эти представители имеют мягкое тело, закрытое в раковину из двух створок. Они практически не двигаются, закапываются в ил или живут большими колониями, располагаясь по скалам и подводным рифам.

Змеи и черепахи

Морские черепахи – животные крупные. Они достигают 1,5 м в длину и могут весить до 300 кг. Ридли – самая маленькая среди всех черепах, весит не больше 50 кг. Передние лапы у черепах развиты лучше задних. Это помогает им преодолевать вплавь большие расстояния. Известно, что на суше морские черепахи появляются только для продолжения рода. Панцирь представляет собой костное образование с толстыми щитками. Его цвет – от светло-коричневого до темно-зеленого.

Добывая себе пищу, черепахи заплывают на глубину от 10 метров. В основном, они кормятся моллюсками, водорослями и иногда небольшими медузами.

Морские змеи существуют в 56 видах, объединенных в 16 родов. Встречаются у берегов Африки и Центральной Америки, в Красном море и недалеко от побережья Японии. Большая популяция обитает в Южно-Китайском море.

Глубже 200 метров змеи не погружаются, но без воздуха могут пробыть 2 часа. Поэтому дальше, чем на 5 - 6 км от суши, эти подводные жители не заплывают. Пищей для них стали ракообразные, креветки, угри. Самые известные представители морских змей:

  • Кольчатый эмидоцефал – змея с ядовитыми зубами.

Морские обитатели, их фото с названиями, ареалами обитания и необычными фактами жизни представляют большой интерес как для ученых, так и для любителей. Море – это целая Вселенная, узнавать тайны которой людям предстоит ещё не одно тысячелетие.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3) ______ достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2. Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3. Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4. Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - растительный планктон.

5. Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Несмотря на это,

2. Поэтому

3. Вопреки этому,

4. Может быть,

5. Наоборот,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж.

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром - значит разрушить эффект декора, который они создают.

2. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

3. Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.

4. Правильный ВЫБОР автомобиля - залог вашей безопасности.

5. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ночные ВЫЗОВА

ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом

ВЫСОЧАЙШИЙ подъём

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик

забл.. ставший

изб..рательный

пер. .одический

предпол..гать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..ходящий, ра..бил

пр..старелый, пр..ник

пр..коснулся, пр..зыв

на..писать, о..дал

10

затм..вать

оранж..вый

плюш..вый

удоста..вая

дешёв..нький

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

узнава..мый

прокле..нный

увер..нный

ненавид..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.

2. В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.

3. Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.

4. Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

3. (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

4. (В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми, ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.

5. Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ VIII-IXвеков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3. Ночью ветер злится да стучит в окно.

4. В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

5. Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.

16

Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Герои фильма не похожи друг на друга, что же их объединяет вместе?

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Деньги - это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности.

(2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (3)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», - неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек.

(9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты - доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну - войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула - и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.