Какое количество рыбы мечущие икру. Размножение рыб








Викторина ВОПРОСЫ ВОПРОСЫ Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? Какая птица выводит птенцов зимой? Какая птица выводит птенцов зимой? Какое животное откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает себе детёнышей? Какое животное откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает себе детёнышей? Какая рыба «вьёт» гнездо? Какая рыба «вьёт» гнездо? Детёныши каких животным питаются молоком чужой матери? Детёныши каких животным питаются молоком чужой матери? ОТВЕТЫ ОТВЕТЫ Три раза за лето птенцов выводят воробьи, овсянки Три раза за лето птенцов выводят воробьи, овсянки Зимой птенцов выводят клесты Зимой птенцов выводят клесты Суриамская пипа откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает детёнышей Суриамская пипа откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает детёнышей Рыба колюшка «вьёт» гнёзда Рыба колюшка «вьёт» гнёзда Зайчата питаются молоком разных мам Зайчата питаются молоком разных мам


Наше продолжение Вопросы Вопросы Какое семейство насекомых является самым многочисленным? Какое семейство насекомых является самым многочисленным? Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? Какова длина нити кокона шелковичного червя? Какова длина нити кокона шелковичного червя? Личинки какого насекомого, не имея крыльев, в период миграции «пешком» могут проходить до 30 км, наиболее охотно двигаясь против ветра? Личинки какого насекомого, не имея крыльев, в период миграции «пешком» могут проходить до 30 км, наиболее охотно двигаясь против ветра? Ответы Ответы Семейство мух(750 тыс. разновидностей) Семейство мух(750 тыс. разновидностей) Воронье гнездо плоское, а сорочье круглое, с крышей Воронье гнездо плоское, а сорочье круглое, с крышей Береговая ласточка, щурка, зимородок Береговая ласточка, щурка, зимородок Кукушка Кукушка От м. От м. Личинки саранчи Личинки саранчи


Список литературы Кириленко,Пиринов,Пиринова Детская энциклопедия о животных.- М.:Просвещение,2008 Кириленко,Пиринов,Пиринова Детская энциклопедия о животных.- М.:Просвещение,2008 Букобоза Л.,Мулинье А. Животные. Детская энциклопедия.- М.:Махаон, 2009 Букобоза Л.,Мулинье А. Животные. Детская энциклопедия.- М.:Махаон, 2009 Плешаков А.А «От земли до неба:атлас- определитель для учащихся начальных классов».- М.: Просвещение,2009 Плешаков А.А «От земли до неба:атлас- определитель для учащихся начальных классов».- М.: Просвещение,2009 Плешаков А.А.Мир вокруг нас:3 класс. - М.:Просвещение, 2008 Плешаков А.А.Мир вокруг нас:3 класс. - М.:Просвещение, 2008

Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
  • расширить знания учащихся о многообразии животного мира.

2. Развивающие:

  • развивать у школьников самостоятельность мышления;
  • учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
  • развивать познавательный интерес.
  • 3. Воспитательные:

    Структура урока

    1. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.
    2. Актуализация учениками своих знаний.
    3. Поиск решения проблемы учениками.
    4. Выражение решения.
    5. Применение знаний учениками.
    6. Итоговая часть урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.

    У. Ребята, на предыдущих уроках вы уже многое узнали о животном мире: о его многообразии, о том, кто как приспособлен в жизни, выяснили, кто чем питается. А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.

    Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

    Итак, у людей – ребенок;
    у лисы – (лисенок);
    у кошки – (котенок);
    у утки – (утенок)?;
    у бабочки – ?;
    у кузнечика – ?

    Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

    Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Змея?

    Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

    Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать? И какая же тема нашего урока?

    Д. Как называются детеныши некоторых животных?

    У. Правильно, ребята! Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”.

    III. Актуализация учениками своих знаний.

    У. Ребята, какие группы животных вы знаете?

    Д. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

    У. К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики?

    Д. Насекомые.

    У. С развитием и размножением мы познакомимся на примере насекомых.

    Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары.

    Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча.

    Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?

    Д. Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие – нет.

    IV. Поиск решения проблемы учениками.

    У. Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:

    Группы животных

    Размножение

    Развитие

    На странице 105 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.

    Класс работает с учебником.

    У. С чего начинается размножение насекомых?

    Д. Они откладывают яйца.

    У. Каким путем идет развитие?

    Д. Либо выводится личинка, потом куколка, потом взрослое насекомое. Либо из яйца вылупляется личинка, похожая на взрослое насекомое.

    Заполняется таблица.

    У. Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика.

    Переходим к следующим группам животных. Рыбы. Прочитайте в тексте на странице 106 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в размножении и развитии рыб. Назовите.

    Д. Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.

    Заполняется таблица.

    У. Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

    Прочитайте в учебнике, как размножаются земноводные.

    Д. Откладывают икру, из икры выводятся головастики, которые превращаются в лягушку.

    Заполняется таблица.

    У. Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.

    Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное.

    Д. Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное.

    У. Ребята, а помните, как в сказке Р. Киплинга “Рики – тики – тави” змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши.

    Заполняется таблица.

    Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. В учебнике на странице 106 читаем текст, выделяем главное.

    Д. Откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц.

    Заполняется таблица.

    У. Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.

    Последняя группа животных – млекопитающие или звери. В учебнике на странице 108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.

    Д. Звери рождают детенышей, которые вырастают во взрослое животное.

    Заполняется таблица.

    У. Таким образом, мы составили с вами таблицу “Размножение и развитие животных”.

    Группы животных

    Размножение

    Развитие

    Насекомые

    откладывают яйца

    либо: яйцо – личинки – куколка – взрослое насекомое (бабочка)
    либо: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

    откладывают икру

    икра – малек – рыба

    Земноводные

    откладывают икру

    икра – головастик – лягушка

    Пресмыкающиеся

    откладывают яйца

    яйцо – детеныш – взрослое животное

    откладывают яйца

    яйцо – птенец – взрослая птица

    Млекопитающие

    рождают детенышей

    детеныши – взрослое животное

    V. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась.
    Потянулась,
    Улыбнулась.
    Раз – росой она умылась.
    Два – изящно покружилась.
    Три – нагнулась и присела.
    На четыре – улетела.

    VI. Выражение решения.

    (Работа по таблице)

    У. – Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)

    – Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.)

    – Чем отличается размножение зверей от других животных? (Звери рождают детенышей)

    – Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру)

    – Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. (Откладывают яйца)

    Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.

    Слайд 4. УТКОНОС.

    Выступление 1-го учащегося.

    Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а впереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву. Когда впервые его чучело привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому-то другому зверю. Ещё больше изумились все, когда выяснилось, что утконос … откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Оказалось, что детеныш после вылупления питается все же молоком. Значит, утконос – млекопитающее.

    Слайд 5. КОЛЮШКА.

    Выступление 2-го учащегося.

    Интересен тот факт, что самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду. Движением грудных плавников он гонит в гнездо свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда.

    Слайд 6. МОРСКИЕ КОНЬКИ.

    Выступление 3-го учащегося.

    Уникальность этих морских обитателей состоит не только в их необычном внешнем виде, отличном от других рыб, но и в том, что самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе. Некоторое время отец является нянькой для своих детенышей.

    VII. Применение знаний учениками.

    Работа в парах.

    У. В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1 и №2 . Проверка.

    Задание №3. Взаимопроверка.

    Работа в группах.(Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает конверт с разрезными карточками, из которых дети должны сложить 3 цепочки развития животных).

    (Икра – малек – рыба

    Яйцо – птенец – птица

    Яйцо – личинка – куколка – бабочка)

    VIII. Итоговая часть урока.

    У. Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа?

    Ответы детей.

    У. А сейчас ответим на вопросы теста.

    1. Кто выкармливает детёнышей молоком?

    а) птицы и) звери б)рыбы

    2.Какое слово пропущено:

    икринка---------………----------рыба

    а)личинка т)малёк б)головастик

    3.Какое животное относится к рыбам?

    а)дельфин б)бегемот о)карп

    4. Когда охота запрещена?

    а)зимой г)весной б)осенью

    У. Правильные ответы составили слово ИТОГ.

    Подведем итог урока. Для этого вернемся к первому слайду.

    Подумайте, почему изображены эти животные?

    Д. Каждое животное было когда-то детенышем.

    У. Правильно, и поэтому мы должны бережно относиться к детенышам, так как из них вырастают взрослые животные.

    IX. Домашнее задание.

    Учебник, стр. 105-111

    “Рабочая тетрадь”, стр. 50, №5

    НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И МАТЕРИАЛЫ

    1. Программа для запуска проекта: Microsoft Office Power Point 2003.
    2. Дополнительное устройство – мультимедийная система (или интерактивная доска).

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

    1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007
    2. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс. М.: “ВАКО”, 2007

    6. По какому признаку можно безошибочно отличить паукообразных от насекомых?

    7. Какой отряд, какого класса и типа беспозвоночных животных СССР и всего мира включает наибольшее число видов?

    8. Встречаются ли подвижные насекомые зимой?

    9. Какие бабочки зимуют во взрослом состоянии?

    10. Встречаются ли в природе бескрылые бабочки?

    11. Какая бабочка пищит?

    12. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах?

    13. Назовите самого крупного водяного жука нашей страны.

    15. Знаете ли вы этих насекомых? Одно из них передвигается по поверхности воды, как по суше; другое плавает всегда вверх ногами; третье по своему виду похоже на скорпиона и сухой листочек (см. верхний рис. на стр. 140).

    16. Какие насекомые приносят пользу, охотясь за насекомыми-вредителями или откладывая свои яички в их личинки и яйца?

    17. Какую пользу приносят пчёлы?

    19. Чем объясняется название бабочки - «непарный шелкопряд»? Какое значение имеет насекомое для лесного хозяйства и плодоводства?

    20. В садок с несколькими мухами поставлены два стакана со свежим молоком и один стакан с простоквашей. Один стакан со свежим молоком обвязан марлей. Одновременно ли закиснет свежее молоко в обоих стаканах?

    21. Какой комар малярийный и какой - обыкновенный? (См. нижний рис. на стр. 140.)

    22. Какой жук в древнем Египте почитался как священное насекомое?

    23. Какие животные встречаются на наибольшей высоте в воздухе и какие на наибольшей глубине в воде и почве?

    24. Проходные рыбы: осётр, белуга, лососи, некоторые сельди и др. - для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море?

    25. Наши пресноводные рыбы мечут икру (нерестятся) весной; лишь одна рыба нерестится зимой. Знаете ли вы её?

    26. Назовите самую крупную промысловую рыбу СССР.

    27. Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной?

    28. Какая рыбка разводится и применяется для борьбы с малярией?

    29. Какая рыба пользуется для передвижения другими рыбами, брёвнами, судами и пр.?

    30. Как-то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это - шутка или правда?

    31. Какое наше земноводное обитает в пустынях?

    32. Какое земноводное в значительной мере питается личинками комаров и тем самым помогает борьбе с малярией?

    33. Встречается ли в СССР удав?

    34. Какие ядовитые змеи встречаются в СССР?

    35. Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон»?

    36. Какие животные спят с открытыми глазами?

    37. Каких ящериц часто путают со змеями?

    38. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо один от другого?

    39. Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев в полёте?

    40. Какая сова охотится днём?

    41. Натуралист заметил на высокой, стоявшей недалеко от озера, сосне большое гнездо. Занимаясь по поручению музея изучением жизни птиц, он забрался на дерево, закинул руку через край гнезда и вместо яиц и птенцов вытащил крупную и совсем свежую щуку. Какой птице принадлежало гнездо?

    42. Используются ли сейчас хищные птицы человеком для охоты?

    43. Какие птицы издают звуки, похожие на лай собаки? Смех человека? Шипение змеи? Рёв быка? Блеяние ягнёнка?

    44. Какая птица выводит птенцов зимой?

    45. Какие птицы выводят птенцов, не насиживая яйца?

    46. У каких птиц насиживают яйца и заботятся о птенцах самцы?

    47. Какие птицы в период размножения сооружают «беседки» и «сады»?

    48. Какая наша певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну?

    49. Встречаются ли в природе белые галки и воробьи?

    50. Какие птицы не летают?

    51. Какие птицы здесь изображены? Где они живут? (См. цветную табл. на стр. 144.)

    52. Какие хищные птицы вредны? Какие полезны?

    53. Полезны или вредны грачи?

    54. Полезна или вредна серая ворона?

    55. Какая птица вредит пчеловодству?

    56. Какая птица вредна для рыбного хозяйства?

    57. Какая птица Севера имеет ценный пух, добываемый человеком из её гнезда?

    58. Какие птицы способствуют расселению в лесу рябины, черёмухи, крушины и других ягодных деревьев и кустарников?

    59. Какая птица способствует расселению сибирского кедра?

    60. Какая птица охотится за насекомыми в сумерках?

    61. Как отличить старых грача и скворца от молодых?

    62. Как отличить городскую ласточку (воронка) от деревенской ласточки (касатки)? Как отличить ласточку от стрижа?

    63. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева, рябчики не улетают?

    64. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой, а какая - только вверх?

    65. Какая птица может переносить своих птенцов в лапах?

    66. При выкармливании птенцов «рабочий день» родителей иногда длится 15–18 часов. Как вы думаете, сколько километров за это время налетают ласточки и стрижи, охотящиеся за насекомыми в воздухе?

    67. Какая певчая птица весной запевает утром раньше всех?

    68. Какие птицы поют ночью?

    69. У певчих птиц, как известно, поют самцы; у каких птиц поют и самки?

    70. Какой отряд птиц СССР содержит наибольшее число видов и какой наименьшее?

    71. Какая птица характерна только для Антарктики?

    72. Какое крупное млекопитающее из отряда ластоногих характерно только для Арктики? Какое для Антарктики?

    73. Какое млекопитающее из отряда хищных обитает только в Арктике?

    74. Какие это животные? Где они обитают? (См. рис. на стр. 141.)

    75. Какой отряд млекопитающих в СССР содержит наибольшее число диких видов и какой - наименьшее?

    76. Какой самый крупный и самый мелкий представитель семейства оленей в нашей стране?

    77. Как правило, у всех видов семейства оленей рогами обладают только самцы. А у какого вида рога имеются у самок? У какого вида и самцы и самки безроги?

    78. Встречаются ли в СССР антилопы?

    79. Какие представители семейства кошачьих встречаются в СССР?

    80. Какие животные СССР относятся к семейству куньих?

    81. Какие ценные пушные животные обитают только в СССР?

    82. Какие ценные пушные звери наиболее широко распространены по земному шару?

    83. Мех какого зверька ценится выше меха остальных пушных животных?

    84. Какой грызун издавна занимает первое место в пушном промысле нашей Родины?

    85. Какой недавно акклиматизированный в СССР грызун уже занял одно из важнейших мест в пушном промысле нашей страны?

    86. У какого широко распространённого промыслово-охотничьего животного бывает 3–4 приплода в год?

    Рыбки любят нереститься, не спрашивая разрешения хозяина! :-)

    Если такое произошло, можно гордится, это значит, что им хорошо в аквариуме.

    Разные виды рыбок размножаются по-разному. Есть живородящие рыбки, которые выметывают уже живых малышей, но большинство рыбок мечет икру, которая оплодотворяется и развивается вне организма матери.

    Есть рыбки, которые откладывают икру среди водных растений, их называют фитофилы. А есть рыбки, которые мечут икру на песок – это псаммофилы. Если рыбки кладут икру на камнях, они литофилы, а если строят пенные гнезда из пузырьков воздуха, то афрофилы. Рыбок, нерестящихся в ил, называют пелофилы.

    У некоторых видов рыб, живущих и нерестящихся на быстром течении, икра развивается в толще воды, таких зовут пелагофилы. А есть и совсем своеобразные рыбки, которые кладут икру внутри кожистой складки моллюсков. Их назвали остракофилы.

    Живородящие рыбки

    Если ваши живородящие рыбки (гуппи, меченосцы, пецилии, моллиенезии и др.), находящиеся в общем аквариуме, неожиданно для вас отнерестились, перед вами встает вопрос с философским оттенком: что делать?

    Можно оставить все как есть, положившись на случай.

    Но если в вашем аквариуме вместе с живородками содержится хотя бы одна рыба с крупной пастью, – судьба мальков незавидна.

    Так что если вы хотите, чтобы они выжили, надо создать им условия. Мальки должны где-то укрываться, чтобы быть в безопасности не только от посторонних рыб, но и от своих родителей (папа-меченосец, к примеру, совсем не против закусить новорожденным мальком, пока мама в поте лица выметывает их).

    Очень хорошими укрытиями будут плавающие на поверхности растения, такие, например, как риччия. Этот плавающий по поверхности воды ажурный ярко-зеленый мох образует островки, в толще которых мальки смогут надежно укрыться.

    Такими же укрытиями могут послужить растения, плавающие на поверхности, чьи пышные корни свисают в толще воды, наподобие мохнатого потолка.

    Можно аккуратно выловить мальков и перенести в отдельный аквариум, где они будут подрастать, не рискуя быть съеденными.

    Эти аквариумы так и называются выростными. Там малышей удобнее кормить и наблюдать за ними.

    В выростном аквариуме должны соблюдаться несколько условий:

    > малькам там должно быть просторно, чем просторней, тем лучше,

    > уровень воды должен быть невысоким,

    > и поддерживаться максимальная чистота.

    В таком аквариуме грунт не нужен, а растения высаживают в горшочки или пускают плавать в толще воды. Иногда в выростной аквариум помещают несколько улиток – ампулярий, чтобы они подбирали остатки несъеденного малышами корма, то есть были чистильщиками.


    Если вы успели поймать приготовившуюся к рождению мальков или уже рожающую самочку, и пересадили ее в такой аквариум, выход мальков будет куда больше, чем в общем аквариуме, только не забудьте, что и здесь нужны укрытия для появляющихся мальков.

    Еще лучше использовать в выростном аквариуме отсадник (как бы аквариум в аквариуме), его можно изготовить самим из сетчатого материала на каркасе и подвесить на стенки аквариума или сделать плавающим. Должна получиться клетка, похожая на ту, в которой аквалангисты прячутся от акул при съемках фильмов. :-)

    Родившиеся мальки смогут уйти через отверстия решетки отсадника в аквариум, (в котором, разумеется, не должно быть рыб, поедающих мальков) а мама, если у нее возникнет желание закусить своими детками, не сможет это сделать.

    Когда нерест окончится, ее извлекают из отсадника и отправляют обратно в общий аквариум.

    Рыбки, рассеивающие икру на грунт

    Если же вы увлекаетесь не живородками, а, к примеру, барбусами, розовыми данио или тетрами, – то есть рыбками, которые в природе рассеивают свою икру на грунт и больше о ней не заботятся, то у вас возникнут другие проблемы.

    Аквариум – это не река или озеро, где отложенную икру сносит током воды или скрывает густая растительность. Здесь рыбки отлично видят свои только что отложенные икринки и без всякого зазрения совести начинают ее пожирать.

    Поэтому, чтобы спасти икру и получить потомство от таких рыб (это основная часть тетр и барбусов, некоторые сомики и карпозубые, а также представители менее крупных семейств), нужно позаботиться о том, чтобы хоть какое-то количество икры (если вы не собираетесь разводить их массово), смогло упасть в укрытия. Укрытиями будут заросли густолистных растений (таких, как яванский мох, амбулия, лимнофила, перистолистник, наяс и т. д.), промежутки между частицами грунта.

    Если икринка упала в подходящее место, то некоторое время спустя из нее выклевывается личинка (личинка – это еще не малек, а некая промежуточная стадия).

    Личинки похожи на крохотные стеклянные шарики с хвостиками, или на запятые.

    Сначала они не столько плавают, сколько висят, прикрепившись затылком к растениям, корням, стенкам аквариума – ко всему подходящему – с помощью липкой железы. В этот момент их желательно поймать и пересадить в другой аквариум, где они будут выращиваться.

    Выловить таких крохотных существ можно с помощью стеклянной трубки, на конце которой находится резиновая груша (надеюсь, помните бюретку, старшую сестру пипетки?), засосав их вместе с водой в эту трубочку.

    Когда личинки поплыли, их можно поймать любой емкостью – даже поварешкой (очень кстати удобно).


    Если же разведение барбусов мечта всей вашей жизни, то, не пуская дело на самотек, нужно отсадить производителей (будущих родителей) в отдельный аквариум.

    Для защиты икры применяют любую пластиковую сетку или решетку, жесткую или гибкую, но натянутую на жесткий каркас (раму). Сетку устанавливают так, чтобы по периметру не было щелей, через которые рыбы могли бы проникнуть, а между дном и сеткой оставалось бы пространство в три-четыре сантиметра. Гибкую и упругую сетку можно уложить с изгибом. Размер ячеек должен быть таким, чтобы на ней не задерживалась икра, с одной стороны, а с другой, – чтобы не проскочила посаженная на нерест рыба.

    Рыбки, мечущие икру на растения

    Существуют рыбки, (южный афиосемион и др.) которые мечут икру и приклеивают икринки тонкими липкими нитями к растениям.

    Обычно они не поедают свою икру, в отличие от рыбок, о которых мы рассказали выше.

    Рыбки мечут по несколько икринок каждый день, – и это может продолжаться в течение нескольких дней.

    Если вы заметили, что рыбки начали нереститься, то лучше отсадить их в нерестовый аквариум, где будут растения, на которые им удобно откладывать икру, такие как яванский мох, таиландский папоротник, риччия, и плавающая форма водяного папоротника цератоптериса.

    У некоторых видов икра такая клейкая, что иногда ее не сложно перенести прямо вместе с растением из одного водоема в другой. Этим обстоятельством можно воспользоваться, если рыбки все-таки отложили икру в общем аквариуме.

    Тот факт, что рыбки не поедают собственную икру, еще не гарантирует, что они способны отличить собственных личинок от другого плавающего корма. :-)

    Большинство представителей этой группы рыб можно оставлять в нерестовых аквариумах до выклева личинок, но как только личинки начнут передвигаться, родителей следует отсадить.

    Развитие личинок идет постепенно, одни проходят инкубационный период, другие начинают выклевываться, третьи уже свободно плавают и в конце концов в аквариуме создается настоящая каша из малышей всевозможных размеров, которых надо рассортировать по возрастным группам и изолировать друг от друга, чтобы старшие не съели своих младших братьев и сестер.

    Рыбки, откладывающие икру на камнях

    Но не все рыбки так беспечны. Существуют и очень заботливые родители.

    Рыбки из семейства цихловых могут нереститься прямо в общем аквариуме.

    Они занимают какой-то участок территории, отгоняют оттуда всех рыб и животных, выбирают себе место для нереста и чистят его. Откладывают икру эти рыбки на камнях, на плоскостях различных керамических изделий (дренажных трубок, перевернутых цветочных горшков).

    Как правило, после выклева личинок родители переносят их в другое место (укрытие) или в ямки, которые они роют поблизости от камня в песке (гравии), где и лежат потом личинки.

    Так что наличие песка (или гравия) – важнейшее условие для их нереста. Инстинкт требует от них рыть в песке ямки, иначе нарушается весь нерестовый обряд.

    Также должны быть камни и непременно укрытия. Камней и укрытий должно быть несколько, тогда у рыб будет возможность выбора.

    Личинок и поплывших мальков родители тщательно охраняют. Некоторые даже кормят их своим кожным секретом (например, астронотусы, дискусы) в первую неделю до перехода на активное питание.

    Родители ухаживают за своим потомством, пока оно не наберется сил и не разбежится прочь от родительской опеки. В природе подросшие мальки просто уплывают в «большой мир».

    В общем аквариуме выход мальков будет небольшой, (как бы родители не охраняли детей, окружающие будут потихонечку съедать малышей), и если вы хотите, чтобы мальков было больше – пару надо отсадить на нерест в другой аквариум.

    А можно вынуть икру из общего аквариума вместе с камнем и проводить инкубацию в другом водоеме.

    Рыбки, откладывающие икру на листья

    Есть рыбки, которые откладывают икру на широкий лист растения, как, к примеру, скалярии или лорикария парва.

    Они тоже могут метать икру в общем аквариуме, во всяком случае, скалярии – они отгоняют всех во время нереста от выбранного листа. Оба родителя вентилируют и чистят кладку, гоня прочь любопытных вокруг.

    Из икринок дня через четыре выклевываются личинки. Они совсем беспомощны и приклеены к своей «колыбели» тонкой клейкой нитью, отходящей от головы.

    Спустя еще три-четыре дня нити отклеиваются, личинки опускаются на дно и начинают питаться инфузорией.

    Заботы родителей на этом заканчиваются и в дальнейшем они могут быть также опасны своим деткам, как и любые чужаки.


    Если хотите иметь большое количество скалярий, лист с икринками можно отрезать и перенести в другой водоем, в котором должен быть хороший кислородный режим (ведь недаром мама с папой вентилируют икру!).

    У лорикарий нерестовый ритуал очень похож, только все хлопоты, связанные с уходом и охраной икры берет на себя самец.

    Рыбки, вынашивающие икру во рту

    Некоторые рыбки вынашивают оплодотворенную икру во рту.

    Это, в первую очередь, цихлиды восточноафриканских озер. Икринки, отложенные в ямку, вырытую в песке, самец оплодотворяет, после чего самочка забирает икру в рот.

    Нерест может произойти в общем аквариуме.

    Самочка может даже выносить икру при благоприятном стечении обстоятельств, может даже выпустить мальков и некоторые даже смогут выжить в общем аквариуме, – но надежнее будет отсадить самочку в отдельный аквариум, где она сможет спокойно произвести на свет потомство.

    Ее надо будет сразу же обязательно покормить, как только она выпустит первый раз мальков погулять, потому что пока у самки во рту икра, она, конечно же, ничего не ест – и это может длиться около трех неделей и даже больше.

    Но и выпустив мальков, самка продолжает их охранять и при малейшей опасности снова прячет во рту. Это может продолжаться еще неделю, пока мальки не подрастут.

    Рыбки, откладывающие икру в грунт (однолетки)

    Есть рыбки, которых можно назвать земноводными наоборот.

    В природе они живут в таких условиях, когда вода появляется периодически – только в сезон дождей. Это, так называемые однолетки.

    Им пришлось приспосабливаться и вот что из этого получилось: рыбки откладывают икру в грунт, после чего сами гибнут, когда водоемы в сухой сезон пересыхают.

    То есть вся их жизнь длится три-четыре месяца, но икра, отложенная в грунт, не погибает, а пережидает сухой сезон, может даже перелетать с ветром и пылью в другие места за несколько километров!

    Но достаточно пройти дождю, как начинается вылупление личинок (только части из отложенных, если дождь вдруг был случайный).

    Отдельные икринки могут пережидать до следующего сезона дождей, на случай, если в этом году условия не были подходящими и вылупившиеся мальки погибли.

    Аквариумисты пользуются такой особенностью однолеток и пересылают друг другу икру в обычных почтовых конвертах.

    В аквариумах из однолеток можно встретить двух нотобранхиусов: нотобранхиуса Рахова и нотобранхиуса Гюнтера. Срок их жизни в аквариумах чуть больше, чем в природе: до восьми – двенадцати месяцев, а откладывать икру они могут с одного– трех месяцев.


    Если вы хотите их развести, придется вам обзавестись скворечником. Честно, честно! :-)

    Для нереста нотобранхиусов делают коробочки с отверстием, которые, действительно, напоминают скворечники. В коробочки накладывают грунт (обычно вываренный торф).

    Такую коробочку помешают в аквариум без грунта, где находятся посаженные на нерест рыбки. В поисках грунта, куда можно закопать икру, рыбки забираются в коробочку и откладывают икринки в торф, а потом покидают ее.

    После чего скворечник извлекают, грунт с икрой вынимают, а коробочку с новой порцией грунта ставят обратно, потому что нерест идет ежедневно в течение нескольких дней.

    Вынутый торф подсушивают и сохраняют слегка влажным, в нем икра остается до выклева, который произойдет, если залить этот торф водой.

    Инкубационный период у разных видов длится от одного до девяти месяцев, хотя икринки не погибают и при хранении дольше года.

    При залитии икры в первый раз вылупляется только часть личинок. Потом грунт нужно вынуть, высушить, продержать одну-две недели и залить повторно, но надо учесть, что всегда остаются невылупленные икринки, ждущие следующего залива водой.

    Вылупление личинок происходит в первые же часы после залития водой. И они сразу требуют корма (инфузория, коловратка, артемия).

    Рыбки, строящие пенные гнезда

    Икринки в пенные гнезда, плавающие на поверхности, откладывают популярные, хорошо известные аквариумистам лабиринтовые рыбки (петушки, лялиусы, макроподы, гурами и др.)

    Но есть рыбки, строящие пенные гнезда под широкими листьями ближе к поверхности воды. К таким рыбкам относятся сомики рода хоплостернум, которые выбирают место для постройки пенного гнезда под широким плавающим листом (например, нимфеи).

    Если в аквариуме нет таких растений, их можно заменить плавающими пластинками из пенопласта (вниз глянцевой стороной) или пластиковыми тарелочками.

    Нерест и тех и других может произойти в общем аквариуме. Самцы ухаживают за своей икрой до расплыва мальков по аквариуму.

    Если вы все-таки волнуетесь за жизнь будущих рыбок, нужно перенести личинок после выклева в другой водоем, выловив их аккуратно чашкой из аквариума в тот момент, когда они начнут расплываться от гнезда.

    Если вы проводите нерест в нерестовом аквариуме, то самку отсаживайте сразу после нереста, а самца после расплыва личинок из гнезда.

    Рыбы, откладывающие икру в щелях и пещерах

    Некоторые рыбы предпочитают откладывать икру в полости предметов, щелях, пещерах (апистограмма Агассица, апистограмма рамирези, бадис-хамелеон, попугайчик).

    В аквариумах с такими рыбками помещают керамические (применяются мелиораторами для дренажа) или пластиковые трубки (к примеру, в хозяйственных магазинах на подобные трубки наматывают рулоны полиэтиленовой пленки, которой покрывают парники), цветочные горшки.

    У цветочных горшков расширяют отверстие дна, откалывают часть боковой стенки, горшочки ставят вверх дном или кладут на бок, так, чтобы рыбам было удобно нырнуть в одно отверстие и вынырнуть, если понадобиться, из другого. (Керамические или пластиковые трубки кладут на бок.)

    Эти рыбы подвешивают икру на нитях под потолком убежища, могут отложить ее на боковой стенке.

    В крайнем случае, если укрытия нет, могут отнереститься под камнем или даже на боковую стенку аквариума.

    Они также охраняют и выхаживают потомство. А самец бадиса-хамелеона настолько заботливый папаша, что даже может обижать самочку и ее приходится отсаживать. Он бывает гораздо более заботливым родителем, чем самцы и самочки цихлид.

    Рыбки, откладывающие икру на вершину египетских пирамид:-)

    А такие царственные рыбы, как дискусы, вообще обладают фараонскими замашками и требуют для своей икры пирамид!

    Если аквариумист собрался разводить дискусов, то для начала он готовит им необычный нерестовый аквариум кубической формы (ведь дискусы – высокие рыбы).

    Затем в центре аквариума ставят сделанный специально для нереста дискусов высокий керамический усеченный конус (горшок-гробница).

    Дискусы откладывают икру на вершине «пирамиды». Когда вылупляются личинки, они начинают трепыхаться, копошиться, и съезжают по стенкам конуса. Будь стенки отвесными, – личинки упали бы на дно и погибли, а так они имеют возможность забраться обратно на вершину.

    Для поплывших личинок очень важно перекочевать с гробницы на тело своих родителей. Ведь малыши начинают кормиться слизью, выделяемой кожей взрослых рыб.

    Родители даже обмениваются мальками, чтобы детки объедали их поровну, и можно было отлучиться на часок перекусить самому.

    К примеру, папа, обвешанный детьми, вдруг резко встряхивается и уходит в сторону. Растерянные дискусята ищут убежавшего родителя, – а мама тут как тут, ждет неподалеку. Стайка малышей радостно прилепляется к ее телу. :-)

    Дискусята могут кормиться кожным секретом до месяца.


    Мы познакомили вас лишь с некоторыми особенностями размножения аквариумных рыбок: ведь эта тема настолько обширна, что про разведение рыбок можно написать целую книгу, в три раза тоще, чем эта – и многое останется нераскрытым!

    «Изучение животных» - Передавались потомкам приемы охоты Характер движения животных Особенности содержания животных. Греческий ученый Аристотель (IVв. Различия животных и растений. История изучения животных. Сравнение Историческое сравнение. Наблюдение Описание Одними из самых удивительных морских обитателей являются глубоководные рыбы.

    «Влияние животных» - Анималотерапия. Механизмы действия. Исследовательская работа. Таким образом, и собаки, и подростки, получали возможность начать новую жизнь. В собачей слюне содержится фермент лизоцим, уничтожающий болезнетворные микроорганизмы. Сейчас появились такие центры и в России в большинстве крупных городов.

    «Растительный и животный мир» - Факторы, влияющие на растительность. Перечислите типы растительных сообществ? Тундра. Растительный и животный мир России. Хищники Тундры. Какие приспособления имеют растения? Размещение животных подчиняется закону широтной зональности и высотной поясности. Степи Леса. Птицы. Климат Грунтовые воды Почва Деятельность человека Рельеф(высотная поясность).

    «Одомашнивание животных» - Домашние куры произошли от диких банкивских куриц. Первым одомашненным животным была собака(12-15 тыс. лет до нашей эры). Впервые одомашнивание произошло в Европе. Уже по внешнему виду легко отличить домашнее животное от дикого. Все существующие современные виды с/х животных произошли от диких предков.

    «Следы животных» - Как Вы думаете… Подумайте… Как определить принадлежность следов к конкретному виду животных? Какие виды животных населяют территорию нашего края? Давайте поработаем… Как доказать… Чьи следы и кто грыз шишки? Какие представители отряда Грызунов обитают в вашей местности? Вы знаете… Какие животные из отряда Хищные встречаются в вашей местности?

    «Загадки о животных» - На гору бегом, А с горы кувырком. Под кустами, Под елками Катится клубок с иголками. Любите и берегите природу! Не мышь, не птица В лесу резвится На деревьях живёт И орешки грызёт. Ёжик. «Медведь». Слоны могут размножаться, расти, питаться, дышать. Лягушка может питаться мошками комарами. Лягушка! Животные которые живут в болотах.