Кв-тяжелый советский танк начала великой отечественной. История создания 1 кв и бронированный с

КВ-1С является советским тяжёлым танком времен ВОВ. КВ означает «Клим Ворошилов», что является официальным названием советских серийных тяжёлых танков выпускавшихся в 1940-1943 годах. Индекс 1С обозначает «скоростную» модификацию первой модели серии.


создания КВ-1С

В условиях военного времени, когда было необходимо в первую очередь производить больше танков, все изменения, вносимые в конструкцию КВ-1, сказывались на надежности работы узлов и агрегатов тяжелого танка. Это в первую очередь касалось двигателя, элементов трансмиссии и КПП. Поскольку до начала Великой Отечественной войны КПП и трансмиссия танка КВ-1 до нормального рабочего состояния доведены не были, то не удивительно, что надежность деталей и качество изготовления КВ, выпускаемых в военное время стали еще хуже. Кроме того, поскольку в конструкцию танка вносились различные изменения и упрощения (литые башни, траки и катки, дополнительные баки для топлива и так далее) значительно увеличился вес танка - масса машины составляла от 47,5 до 48,2 тонн.

Из войск начали поступать многочисленные рекламации и жалобы, в которых говорилось, что «танки «Клим Ворошилов» на маршах часто ломаются, обладают малыми подвижностью и скоростью, ни один мост не выдерживает их». Государственный комитет обороны 23 февраля 1942 года принял постановление № 1334сс, согласно которому ЧКЗ обязывался с 15 апреля обязывался выпускать танки «Клим Ворошилов» массой менее 45,5 т и дизельным двигателем мощностью 650 лошадиных сил. На основании данного постановления, 24 февраля подписали приказ по НКТП № 222мсс, а 26 февраля - приказ Народного комиссариата обороны № 0039. Вес танков КВ, согласно данным приказам, должен быть снижен за счет уменьшения до 95 миллиметрам толщины лобовой брони вместе с экраном, снижения до 30 миллиметров толщин крыши башни, крыши корпуса, люков, уменьшения до 60 миллиметров толщины бронирования кормы, до 20 миллиметров задних листов днища, также убрали запасные топливные баки, боекомплект снизили до 90 снарядов, сократили ЗИП так далее.

Но, несмотря на усилия, в конструкцию тяжелого танка быстро внести изменения завод не смог. Сказывалась нехватка квалифицированных кадров, оборудования и материалов. Например, в первом квартале 42-го года потребность завода в рабочих составляла 40 тыс. человек, а коллектив завода по факту составлял 27321 человек. Также можно отметить кризис с оснащением танков «Клим Ворошилов» радиостанциями, когда с марта 42-го радиостанции устанавливались только на каждом пятом танке.

На заводе в начале марта были начаты испытания танка имеющего 650-сильный двигатель В-2К и новые бортовые передачи. Двигатель оказался неработоспособен, однако бортовые передачи показали хорошие результаты, поэтому с апреля месяца они были введены в серийное производство. На ЧКЗ с 20 апреля проводили испытания двух КВ, оснащенных 700-сильным дизельным двигателем и новой 8-скоростной коробкой передач. Довести «до ума» двигатели вновь не удалось, а новую коробку передач начали устанавливать на танк КВ-1С.

В марте-апреле 42-го года кризис с качеством КВ-1 достиг своего апогея: около 30% танков проходило всего 120–125 километров, после чего они ломались. Ненадежность тяжелых танков «достала» всех настолько, что по НКТП 21 марта издали приказ № 3 285мс в котором руководство Народного комиссариата объявило выговор конструкторско-инженерному составу и руководству СКБ-2 и ЧКЗ (Махонин, Зальцман, Кизельштейн, Котин, Арсеньев, Маришкин, Гольштейн, Цуканов, Шендеров) и обязало «навести в технической документации и технологии производства дизелей В-2 и танков КВ необходимый порядок».

Однако, несмотря на нарушение технологического процесса, недостатки, невыполнение различных постановлений ГКО и приказов НКТП, выпуск на ЧКЗ танков КВ-1 продолжал постоянно расти. Инженеры и рабочие, работая по 11 часов в день (такой была продолжительность рабочей смены), а зачастую и больше, пытались дать фронту наибольшее количество боевых машин. Красная армия в марте 1942 года получила 250 КВ-1, в апреле уже 282, а в мае 351 машину. После этого производство танков «Клим Ворошилов» начало снижаться и в начале лета поступило немало предложений снять КВ с производства. Дело в том, что к лету 42-го года, из-за перевооружения вермахта, танки КВ утратил свое преимущество в бронезащите. Данная ситуация потребовала кардинальных изменений.

История создания танка КВ-1С (скоростного) началась с любопытного документа. 5 июня 1942 г. И.В. Сталин, председатель Государственного комитета обороны было подписано постановление № 1878сс которое содержало следующее:
«Опыт боевого использования КВ-1 в воинских частях показал следующие недостатки танков «Клим Ворошилов»:
-большая масса танка (составляющая 47,5 тонн), сокращает боевую оперативность машины и усложняет условия его боевой эксплуатации;
-недостаточная надежность КПП вследствие малой прочности шестерен замедленной и первой передач и картера;

Работа системы охлаждения двигателя недостаточно интенсивная. Вследствие этого часто приходится производить переключение скоростей на более низкие, что является причиной сокращения средних скоростей движения, а также ограничивает возможность полного использования мощности мотора;
-круговая обзорность танка была недостаточной из-за отсутствия командирской башенки и неудобного размещения смотровых приборов.
Кроме данных основных недостатков из армии поступает информация о множестве дефектов сборки и изготовления некоторых узлов, в особенности дизельного двигателя, что свидетельствует о недостаточном контроле процесса изготовления и сборки танков, а также о нарушении технологического процесса».

Танки КВ-1С 6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт

Этим же постановлением ЧКЗ было предписано с 1 августа перейти на производство танков КВ масса которых не будет превышать 42,5 тонн. Для уменьшения веса танка приказом народного комиссариата танковой промышленности заводам № 200 и УЗТМ разрешалось изменить толщину бронелистов:
-уменьшить толщину лобового, бортовых и нижнего листов, а также листов сварной башни с 75 до 60 миллиметров;
-снять у водителя экран - срок окончания работ 15 июня;
-уменьшить до 30 миллиметров толщину листов днища;
-уменьшить толщину стенок бронезащиты пушки и литой башни до 80–85 миллиметров, а также сохранив существующий погон пушки уменьшить ее габариты за счет литейных форм;
-уменьшить ширину трака до 650 миллиметров (срок выполнения до 1 июля 1942 года).

Согласно данному приказу на танки КВ-1 должны были устанавливаться новые 8-скоростные КПП, новые вентиляторы и радиаторы. Этим же приказом сокращался выпуск КВ-1 весом 47,5 тонн.

На ЧКЗ и заводе № 100 к 20 июня полным ходом велись работы по отработке агрегатов и узлов для облегченного танка. Так, например, испытания новой 8-скоростной коробки передач велись сразу на двух танках КВ (№№ 10279 и 10334), причем их начали еще в апреле. Машины к середине июня прошли лишь от 379 до 590 километров (по плану танки должны были пройти 2 тыс. километров). В то же время, на танках «Клим Ворошилов» с номерами 10033, 11021 и 25810 поставили гусеницы меньшей ширины и без клыков через один трак. Масса трака была меньше старого на 1,2 килограмма, а вся гусеница на 262 килограмма. Проводили испытания радиатора новой конструкции, разрабатывали новую башню. Три танка КВ даже отправили в Ташкент для проведения испытаний системы охлаждения двигателя при высоких температурах.

В начале июля начали сборку первых облегченных КВ, на которых были установлены новые узлы и агрегаты.

В это же время, учитывая прорыв к Сталинграду немецких войск, Ставка верховного главнокомандующего приняла решение увеличить производство средних танков Т-34 за счет сокращения производства танков «Клим Ворошилов». Мотивы данного решения были обоснованными и простыми: КВ перед Т-34 не имел преимуществ в вооружении, уступал в маневренности, был менее надежен, был более дорогим и сложным в производстве. ГКО 15 июля 1942 года решает в течение месяца развернуть на ЧКЗ производство «тридцатьчетверок». При этом производство тяжелых танков значительно сократилось - до 450 единиц в квартал, то есть около 25% мощностей предприятия оставили для производства тяжелых танков.

Одновременно с организацией на заводе № 100 и ЧКЗ производства танков Т-34 полным ходом велись испытания нового танка «Клим Ворошилов», который получил обозначение КВ-1С (скоростной). Два КВ-1С в период с 28 июля по 26 августа 1942 года прошли гос. испытания. Еще до окончания испытаний - 20 августа 1942 г. - новый тяжелый танк приняли на вооружение.

Толщина бронелистов танк КВ-1С была уменьшена до 60 миллиметров (лишь толщина подбашенной коробки была такой же, как и на КВ-1 – 75 миллиметров), изменили форму кормы корпуса, установили уменьшенную башню новой конструкции, которая была оснащена командирской башенкой кругового обзора, оснастили новыми смотровыми приборами. Существенные изменения внесли в силовую передачу танка, установили новый главный фрикцион, 8-скоростную коробку передач с силуминовым картером (2 скорости назад и 8 вперед). Также, на танке КВ-1С были смонтированы новые вентилятор и радиаторы, изменили размещение аккумуляторов. В ходовой части были применены облегченные опорные катки и облегченные гусеницы имеющие уменьшенную ширины.

В результате данных изменений масса КВ-1С уменьшилась до 42,3 тонн, скорость увеличилась до 43,3 километров в час по шоссе, повысилась надежность и маневренность танка. Однако цена, заплаченная за это, была очень большой: вооружение танка КВ-1С не изменилось - 76,2-миллиметровое орудие ЗИС-5, однако уменьшение толщин брони при сохраненной схеме бронекорпуса снизило снарядостойкость машины. КВ-1С по своим боевым качествам почти сравнялся с танком Т-34.

Танкисты 6-го гвардейского танкового полка прорыва осваивают новые танки КВ-1С (2-я гвардейская танковая армия, командующий генерал-полковник С.И. Богданов)

Производство КВ-1С было начато в августе 1942 года, до официального принятия танка на вооружение. Поскольку ЧКЗ занимался выпуском танков трех типов - Т-34, КВ-1 и КВ-1С - возникли значительные проблемы с производством КПП. Но, несмотря на это в сентябре 42-го года завод смог изготовить 180 КВ-1И, после чего производство данных танков начало снижаться.

С первого квартала 1943 года предполагалось установить на танк КВ-1С командирскую башенку, имеющую новую конструкцию, перископы Mk-4, изменить системы охлаждения двигателя и смазки, и увеличить ЗИП. Однако к этому времени стало ясно, что КВ-1С не удовлетворяет новым требованиям, которые предъявляются к тяжелым танкам прорыва. В связи с этим работы по совершенствованию танка свернули, а уже в августе 43-го производство КВ-1С свернули окончательно. Все силы завода № 100 и ЧКЗ направили на создание тяжелого танка ИС.

Используя КВ-1С в качестве базового, создали другой гораздо более известный образец бронетехники – тяжелую штурмовую САУ СУ-152.

Всего в 1942 году на ЧКЗ выпустили 626 тяжелых танков КВ-1С, а в 1943 году – 464.

Общий суммарный выпуск танков КВ-1С составил 1090 штук (по другим сведениям - 1106). Кроме того, выпустили 25 КВ-8С (огнеметные) имеющие корпус от КВ-1с и башню огнеметного КВ-8 и 10 собственно КВ-8С (огнеметные), где огнемет АТО-42 был установлен в штатную башню танка.

Описание конструкции

По своей сути КВ-1С по отношению к КВ-1 являлся модернизацией средней глубины. Основной целью модернизации являлось уменьшение общего веса танка, повышения надёжности при эксплуатации и его скорости, решение неудовлетворительной эргономики рабочих мест на КВ-1. «Скоростная» модификация КВ-1 по сравнению с базовой моделью получила меньшие габаритный и массу корпуса (в том числе, благодаря ослаблению бронирования), новую башню, имеющую кардинально улучшенную эргономику, новую более надёжную КПП. Моторная группа и вооружение остались без изменений. Компоновка КВ-1С была классической, что и для всех остальных советских серийных средних и тяжёлых танки того времени. Корпус танка от носа к корме делился на следующие отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Стрелок-радист и механик-водитель были размещены в отделении управления, другие члена экипажа (три) размещались в боевом отделении, которое объединяло башню и среднюю часть бронекорпуса. Там же были размещены орудие, боезапас, а также часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель устанавливались в кормовой части машины.

Бронекорпус и башня

Бронекорпус танка был сварен из катаных бронеплит толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 миллиметров. Бронезащита противоснарядная, дифференцированная. Бронеплиты лобовой части танка были установлены под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня являлась броневой отливкой сложной геометрической формы. 75-миллиметровые борта для повышения снарядостойкости располагались под углом к вертикали. Лобовая часть башни и амбразура для орудия, которая образовывалась пересечением четырёх сфер, была отлита отдельно и соединялась с остальными бронированными деталями башни при помощи сварки. Маска орудия являлась цилиндрическим сегментом гнутой катаной бронеплиты. Она имела три отверстия - для пушки, прицела и спаренного пулемёта. Толщина брони лба башни и маски орудия достигала 82 миллиметров. Башня была установлена на погон (диаметр 1535 миллиметров) в бронекрыше боевого отделения и фиксировалась при помощи захватов для предотвращения сваливания во время сильного крена или опрокидывания танка. Погон башни размечался в тысячных для ведения огня с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался в передней части бронекорпуса машины по центру, место стрелка-радиста находилось слева от него. Три члена экипажа размещались в башне: рабочие места командира и наводчика располагались слева от орудия, заряжающего – справа. У командира машины имелась литая наблюдательная башенка с 60-миллиметровой вертикальной броней. Посадка/высадка экипажа происходила через два круглых люка: над рабочим местом заряжающего в башне и над рабочим местом стрелка-радиста на крыше корпуса. В корпусе также имелся днищевой люк, предназначенный для аварийного покидания танка и несколько люков, лючков и тех. отверстий для погрузки боекомплекта танка, доступа к горловинам топливного бака, другим агрегатам и узлам машины.

Вооружение

Основное вооружение танка КВ-1С – пушка 76,2-миллиметровая ЗиС-5. Орудие устанавливалось в башне на цапфах и было уравновешено полностью. Сама башня и орудие Д-5Т также являлись уравновешенной: центр масс башни размещался на геометрической оси вращения. Вертикальные углы наводки пушки ЗиС-5 составляли от −5 до +25°. Выстрел производился при помощи ручного механического спуска.

В боекомплект орудия входило 114 выстрелов унитарного заряжания. Укладка выстрелов осуществлялась в вдоль бортов боевого отделения и в башне.

На танке КВ-1С было установлено три 7,62-миллиметровых пулемёта ДТ: один спаренный с орудием, курсовой и кормовой пулеметы в шаровых установках. Боекомплект к ДТ составлял 3 тыс. патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что в случае необходимости они снимались с монтировок и использовались вне танка. Кроме того, для самообороны у экипажа имелось несколько ручных гранат Ф-1, а иногда сигнальным пистолетом.

Двигатель

Танк КВ-1С оснащался 12-цилиндровым четырёхтактным V-образным дизельным 600-сильным (441 кВт) двигателем В-2К. Для пуска двигателя служили 15-сильный (11 кВт) стартер СТ-700 или сжатый воздух из двух 5-литровых резервуаров размещенных в боевом отделении. Танк КВ-1С имел довольно плотную компоновку, при которой топливные баки, объём которых составлял 600-615 литров, располагались в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях. Также танк имел четыре наружных дополнительных топливных бака общей ёмкостью 360 литров, и которые не связаны с топливной системой мотора.

Трансмиссия

Механическая трансмиссия танка КВ-1С состояла из:
- главный фрикцион – многодисковый, сухого трения («сталь по феродо»);
-четырёхступенчатая КПП имеющая демультипликатор (2 передачи назад и 8 вперёд);
-пара многодисковых бортовых фрикционов сухого трения («сталь по стали»);
-два планетарных бортовых редуктора.

Приводы управления трансмиссией танка - механические. Почти все авторитетные печатные источники отмечают, что самым существенным недостатком танка КВ-1 и машин созданных на его базе являлась низкая общая надёжность трансмиссии, поэтому на КВ-1С установили новую коробку передач, которая позднее применили на танках ИС-2.

Ходовая часть

В ходовой части КВ-1С сохранили все тех. решения аналогичного узла КВ-1, но некоторые детали уменьшили в размерах для снижения общей массы машины. Подвеска танка - торсионная индивидуальная для каждого из 6 двускатных цельнолитых опорных катков (диаметр 600 миллиметров) на борт. Напротив каждого из опорных катков к бронекорпусу были приварены ограничители хода балансиров подвески. Венцы - съёмные, зацепление - цевочное. Для поддерживания верхней ветви гусеницы служило три поддерживающих катка на борт. Для натяжения гусеницы служил винтовой механизм; гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков; ширина гусеницы – 608 миллиметров. Ширину гусеницы по сравнению с КВ-1 уменьшили на 92 миллиметроа.

Электрооборудование

В КВ-1С электропроводка была однопроводной, бронекорпус машины служил вторым проводом. Исключением являлась цепь аварийного освещения, являвшаяся двухпроводной. Источником электроэнергии (напряжение 24 В) служил генератор ГТ-4563А оснащенный реле-регулятором РРА-24 (мощность 1 кВт), а также четыре последовательно соединённых аккумуляторных батареи 6-СТЭ-128 (общая ёмкость 256 А ч). Потребителями электроэнергии являлись:
- электродвигатель поворота башни;
- внутреннее и внешнее освещение танка, приборы подсветки шкал измерительных приборов и прицелов;
- наружный звуковой сигнал, цепь сигнализации к экипажу машины от десанта;
- контрольно-измерительные приборы (вольтметр и амперметр);
- электроспуск пушки;
- танковое переговорное устройство и радиостанция;
- электрика моторной группы - пусковое реле РС-400 или РС-371, стартер СТ-700 и так далее.

Прицелы и средства наблюдения

На танк КВ-1С впервые для советского крупносерийного танка была установлена командирская башенка имеющая пять смотровых щелей с защитными стёклами. В бою механик-водитель наблюдал через смотровой прибор с триплексом, для защиты служила броневая заслонка. Данный смотровой прибор был установлен на лобовой бронеплите в бронированном люке-пробке по осевой продольной линии танка. В спокойной обстановке данный люк-пробка выдвигался вперёд, обеспечивая непосредственный более удобный обзор с рабочего места механика-водителя.

Для стрельбы танк КВ-1С был оснащен двумя орудийными прицелами - перископическим ПТ-6 для ведения огня с закрытых позиций и телескопическим ТОД-6 для ведения огня прямой наводкой. Головку перископического прицела защищал специальный броневой колпак. Для обеспечения возможности ведения огня в темноте шкалы прицелов оснащались приборами подсветки. Кормовой и курсовой пулемёты ДТ оснащались прицелом ПУ от снайперской винтовки, имеющей трёхкратное увеличение.

Средства связи

Среди средств связи радиостанция 9Р (10Р, 10РК-26) а так же переговорное устройство ТПУ-4-Бис, рассчитанное на 4 абонента.

Радиостанции 10Р (10РК) – комплект в который входят передатчик, приёмник и умформеры (одноякорные мотор-генераторы) для их питания, которые подсоединяются к 24 В бортовой электросети.

10Р – симплексная ламповая гетеродинная коротковолновая радиостанция, работающая в диапазоне от 3,75 до 6 МГц (длины волн – 50-80 метров). Дальность связи на стоянке в голосовом (телефонном) режиме составляла 20-25 километров, в движении дальность была несколько меньшей. Большая дальность связи получалась в телеграфном режиме, когда информацию передавали азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования. Для стабилизации частоты использовался съёмный кварцевый резонатор, плавная подстройка частот отсутствовала. 10Р давала возможность вести связь с использованием двух фиксированных частот; для их смены использовали другой кварцевый резонатор состоящих из 15 пар, входящих в комплект радиостанции.

Радиостанция 10РК была технологическим улучшением модели 10Р. Новая радиостанция была дешевле и проще в производстве. У данной модели уже имелась возможность плавного выбора частоты, число кварцевых резонаторов уменьшили до 16. По дальности связи характеристики не претерпели значительных изменений.

Переговорное устройство ТПУ-4-Бис давало возможность вести переговоры между членами экипажа даже при сильно зашумленной обстановке. Существовала возможность подключать к радиостанции шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) для внешней связи.

Боевое применение

Создание танка КВ-1С было оправданным шагом, если учитывать неудачный первый этап войны. Но данный шаг лишь приблизил «Клим Ворошилов» к средним танкам. В армию так и не поступило полноценного тяжёлого танка (по более поздним стандартам), который бы резко отличался по боевой мощи от средних танков. Таким шагом могла стать установка на танк 85-миллиметровой пушки. Однако дальше экспериментов не проводилось, поскольку обычные 76-миллиметровые танковые пушки в 41-42-х годах легко боролись с любой бронетехникой немцев. Вроде бы не было явных причин, чтобы усилить вооружение.

Делегация колхозников Ленинского района Московской области передает Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник», состоящую из 21 танка КВ-1С

Но после появления на вооружении третьего рейха Pz. VI («Тигр»), оснащенных 88-миллиметровой пушкой танки «Клим Ворошилов» в одночасье устарели: КВ не могли на равных бороться с тяжёлыми танками противника. Осенью 43-го года выпустили некоторое количество КВ-85 (разработан на базе КВ-1С и оснащен 85-миллиметровой пушкой), однако затем производство танков КВ свернули в пользу ИС.

Некоторое количество танков КВ-1С продолжало использоваться вплоть до 1945 года; в частности, 68-я танковая бригада, которая принимала участие в боях на Кюстринском плацдарме, в феврале 1945 г. имела два танка данного типа.

Подбитые советские танки КВ-1С и Т-34-76

Советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Производился с августа 1939 года по август 1942 года. Учавствовал в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.

История создания

Необходимость разработки и создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование хорошо осознавалась в СССР. Основываясь на отечественной военной теории, такие танки были просто необходимы для проламывания фронта противника и обеспечении прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом деле был приобретен ещё в ходе Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Маннергейма считались даже теоретически непреступными. Существовало даже ошибочное мнение, что танк КВ создан в ходе Финской кампании специально для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал создаваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно ясно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют эксплуатировать достаточно толстую броню. Инициатором проектирования танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.

В конце 1930-х были предприняты попытки создать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились полностью отказаться от использования нескольких башен: предполагалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой - для борьбы с бронетехникой.

Новые танки, спроектированные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента создали ещё и уменьшенный вариант СМК - с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно повлияло на динамические характеристики. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) был оснащён дизельным двигателем. Первый экземпляр танка был построен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Изначально главным конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем - Н. Л. Духов.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили шанс подвергнуть испытанию новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ были направлены на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, вооружённой средними танками Т-28.

Свой первый бой танк КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.

Экипаж КВ в первом бою:

Лейтенант Качехин (командир)
-И. Головачев воентехник 2-го ранга (механик-водитель)
-лейтенант Поляков (наводчик)
-К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
-А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
-П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)
Танк с честью прошёл испытания боем: его не смогла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось спроектировать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.

По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение. Что же до танков СМК и Т-100, то они также показали себя в довольно хорошо (впрочем, СМК в самом начале боевых действий подорвался на мине), но на вооружение приняты так и не были, поскольку при более высокой огневой мощи они были оснащены менее толстой бронёй, обладали значительными размерами и весом, а также худшими динамическими характеристиками.

Производство

Серийный выпуск танков КВ стартовал в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать производство КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ построили первый КВ. Одновременно на заводе стартовало строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано произвести 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе - 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было построено всего несколько танков. Всего в 1940 году было произведено 243 КВ-1 и КВ-2 (в том числе 104 КВ-2), а в первом полугодии 1941 года - 393 (в том числе 100 КВ-2).

После начала войны и мобилизации промышленности производство танков на Кировском заводе существенно возросло. Выпуску танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы.

Но уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод расположился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал основным производителем тяжёлых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.

Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развёртыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было выпущено уже 2553 (включая КВ-1с и КВ-8).

Помимо этого в блокадном Ленинграде на заводе № 371 в 1942 году из неиспользованных заделов корпусов и башен и агрегатов поставленных с ЧКЗ, построили еще как минимум 67 КВ-1, вооруженных пушками как Ф-32, так и ЗИС-5. Так как эти машины шли только для нужд Ленинградского фронта, отрезанного от «Большой земли», то в отчеты ГАБТУ они не попали. Общий выпуск танков КВ, таким образом, на сегодняшний день можно оценить в 3539 танков.

Конструкция танка

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся поистинне новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора довольно часто реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты считают танк КВ этапной машиной в мировом танкостроении, оказавшей значительное влияние на конструирование последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была использована впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках данной концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все - многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в отделении управления, три других члена экипажа были размещены в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм применялись только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины монтировались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ производилась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых - 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены - на них на болтах укрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 по факту получил разнесённое бронирование. Не совсем ясно, зачем это было сделано. Тяжёлые танки немцы начали создавать только в 41 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил своего применения), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным (броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, но всё же могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями). В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки производились с катаной бронёй толщиной 100 мм и более - на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.

Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была прекращена, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично решена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки эксплуатировались на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него было рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были оборудованы рабочие места наводчика и заряжающего, а справа - командира танка. Посадка и выход экипажа осуществлялись через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

На танках первых выпусков оборудовалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другой информации - 135 или 116). Интересно, что первоначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически ни чем не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и большим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку демонтировали и установили вместо неё пулемёт ДТ-29 . Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года - на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 устанавливалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс размещался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел осуществлялся посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1 монтировались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда оснащался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ устанавливали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Двигатель

КВ-1 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Запуск двигателя осуществлялся стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые выпускались в то время только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 производились с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К - эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Трансмиссия

Танк КВ-1 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора;
-ленточные плавающие тормоза.
Все приводы управления трансмиссией - механические. При использовании в войсках наибольшее число нареканий и жалоб в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.

Ходовая часть

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию производства опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Общая обзорность танка КВ-1 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне - панораму ПТК. Механик-водитель в бою осуществлял наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который оборудовался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор монтировался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка выдвигался вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1 оборудовался двумя орудийными прицелами - телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки оборудовались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли из себя комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р-симплексная ламповая коротковолновая радиостанция, работающая в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р разрешала осуществлять связь на двух фиксированных частотах; для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТТХ КВ-1 обр. 1940 г.

Классификация: тяжёлый танк
-Боевая масса, т: 47,5
-Компоновочная схема: классическая
-Экипаж, чел.: 5

Размеры:

Длина корпуса, мм: 6675
-Ширина корпуса, мм: 3320
-Высота, мм: 2710
-Клиренс, мм: 450

Бронирование:

Тип брони: стальная катаная гомогенная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 / 30 град.
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 60 / 70 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75 / 25 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 75 / 0 град
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 60 / 50 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75 / 0-90 град.
-Днище, мм: 30-40
-Крыша корпуса, мм: 30-40
-Лоб башни, мм/град.: 75 / 20 град.
-Маска орудия, мм/град.: 90
-Борт башни, мм/град.: 75 / 15 град.
-Корма башни, мм/град.: 75 / 15 град
-Крыша башни, мм: 40

Вооружение:

Калибр и марка пушки: 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5
-Тип пушки: нарезная
-Длина ствола, калибров: 41,6 (для ЗИС-5)
-Боекомплект пушки: 90 или 114 (в зависимости от модификации)
-Углы ВН, град.: ?7…+25 град.
-Прицелы: телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6
-Пулемёты: 3 х ДТ

Подвижность:

Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 34
-Запас хода по шоссе, км: 150-225
-Запас хода по пересечённой местности, км: 90-180
-Удельная мощность, л. с./т: 11,6
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,77

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.3 / 4.0 / 4.3 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

49,0 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

111 снарядов боезапас

5° / 25° УВН

1 890 снарядов боезапас

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


В целях усиления бронезащиты тяжелого танка КВ-1 была разработана и 19 июня 1941 года утверждена схема дополнительной экранировки. Было решено экранировать борта башни 30 мм броней, лобовую часть корпуса и некоторые места на бортах 25 мм броней. Маска орудия и лоб башни не экранировались в целях сохранения уравновешенности башни и артсистемы, толщина брони осталась прежней - 75 мм.

Первые, использовавшиеся для экранировки, КВ-1 несколько отличались от танков, выпущенных весной 1941 г. Основным отличием была башня, собранная по новой технологии - на гужонах. По новой технологии лобовой и кормовой листы крепились к бортовым в стык, при помощи гужонов и сварки. Сварной шов при этом находился на бортах, на расстоянии 75 мм (толщина лобового и кормового листов) от края.

Усиленную защиту бортов корпуса и башни, как правило, имели машины экранированные в конце июня - начале июля 1941 г. Кроме экранировки бортов башни и корпуса, дополнительно бронировались лобовые детали корпуса наварными бронелистами.

Экранированные танки выпуска конца июля 1941 г. имели усиленные катки с дополнительными ребрами жесткости, у них экранировались только борта башни.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Дополнительные экраны - 25-30 мм

Отличное бронирование - главное достоинство танка КВ-1Э. Помимо основного бронирования, защита танка была значительно усилена дополнительными экранами, которые увеличили в некоторых местах толщину брони до 100 мм и более.

Проблемные зоны лба танка

Так, например толщина бортов башни составила 105 мм, при чем бронирование в этой зоне практически сплошное. Стыки лба башни частично усилены экранами, но непосредственно сам лоб и маска орудия имеют стандартное бронирование. Это сделано для соблюдения уравновешенности башни и орудия.

Слабым местом является защитный кожух системы амортизации орудия, толщина брони в этом месте 75 мм, под углом всего 4°. Пробитие кожуха любым снарядом выводит из строя орудие. Маска орудия защищена лучше, тут толщина брони уже 90 мм, при этом маска имеет округлую форму, что дополнительно увеличивает шанс рикошета. В целом бронирование лба башни хуже бронирования ее бортов, поэтому "танковать" выстрелы противника лучше бортом башни, подставляя под его выстрел под эффективным углом 35-45°. Это значительно увеличит приведенную толщину брони, вплоть до непробиваемых 170-180 мм.

Лоб корпуса танка усилен неравномерно, нижняя лобовая деталь прикрыта экраном не полностью, незащищенной остается достаточно широкая полоса внизу НЛД. "Полочка" лба корпуса защищена экраном в зоне приборов наблюдения мехвода и пулеметного гнезда. Бронирование КВ-1Э практически не имеет рациональных углов наклона, поэтому играя на этом танке жизненно необходимо уметь защищаться "ромбом".

Подвижность

Несмотря на то, что вес танка, по сравнению с КВ-1 увеличился на три тонны и составил 49 тонн (КВ-1 весит 46 тонн), в динамике и подвижности КВ-1Э не потерял. Напротив, удельная мощность двигателя была увеличена до 12.24 лошадиных сил на тонну против 11.52 у КВ-1. Это произошло благодаря установке более мощного 600-сильного двигателя.

Танк достаточно динамичен для своего веса, быстро набирает заявленную скорость, хорошо реагирует на управление. По пересеченной местности бодро движется со скоростью более 24 км.ч. А вот задний ход подкачал, всего 6 км.ч., что может стать причиной гибели танка, так как тот может не успеть вовремя уйти от массированного огня противника. Об этом нужно помнить и грамотно планировать пути отступления.

Вооружение

Основное орудие

76-мм орудие Ф-32 ничем не отличается от других советских танковых пушек начала второй мировой войны, игрокам знакомым с орудиями этого периода, представленными в игре, не придется переучиваться для игры на этом танке. Вертикальные углы наводки орудия, традиционно для советской техники, обладают плохими отрицательными значениями, всего -5° вниз. Вверх орудие способно подняться на 25°. Боекомплект орудия составляет 116 снарядов, что очень много. В топе скорострельность танка составляет 6.3 секунды. Для того, чтобы выстрелить весь боекомплет потребуется 12 минут пальбы без остановки. Об экономии боеприпасов можно не беспокоится.

Так как танк премиумный, все виды боеприпасов доступны сразу же. Поэтому снаряд БР-350А - бронебойный тупоголовый каморный снаряд со взрывателем МД-5 не будет использоваться никогда, даже несмотря на то, что заброневое действие тупоголового снаряда сильнее остроголового снаряда БР-350Б . Тупоголовый снаряд проигрывает своему визави в бронебойности, а при пробитии брони итог у обоих видов снаряда одинаков - полное уничтожение противника. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-350М так же не используется, его с успехом заменяет шрапнельный снаряд Ш-354Т , который с успехом уничтожает легко бронированную технику, а на близких дистанциях способен уничтожить и средне бронированный танк, чего не может сделать фугас.

Доступные боеприпасы:

  • БР-350А - тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий;
  • БР-350Б - тупоголовый с баллистическим наконечником, с локализаторами, трассирующий;
  • ОФ-350 - стальной осколочно-фугасный снаряд;
  • Ш-354Т - шрапнель с трубкой Т-6.

Пулемётное вооружение

ДТ (Дегтярёва танковый) - советский танковый пулемёт калибра 7,62-мм. Является модификацией сконструированного в 1927 году 7,62-мм ручного пулемёта ДП. В игре практически бесполезен, способен только лишь уничтожать экипаж в не бронированных зенитных установках, а так же "поднимать пыль" - стрелять в землю перед противником, затрудняя ему прицеливание.

Применение в бою

Баки с топливом очень уязвимы

КВ-1Э - это один из самых живучих танков во всей советской ветке развития. Наличие великолепной брони, дополненной экранами, неплохое вооружение и удовлетворительная, как для тяжелого танка динамика - все это позволяет идти в гущу боя, не боясь получить серьезных повреждений. А все почему? Все потому, что ромб. В данной позиции танк практически бессмертен. Главное запомнить единственное правило - будь постоянно в ромбе, даже когда просто едешь.

Очень важно не подставлять под выстрел борт танка, топливные баки занимают всю среднюю часть корпуса, пробитие бака - это практически всегда пожар. Передвигаясь по полю боя нужно учитывать, что башня танка поворачивается очень медленно, всего 11.3 ° в секунду. Порой быстрее довернуть корпусом, чем повернуть башню танка, поэтому заранее планируйте сектор обстрела.

Если закинуло против сильных противников, играть благоразумно, во второй линии, стараясь прикрывать тыл союзникам, пакостить противникам, сбивая гусеницы и ломая им орудия. Если противник слаб, то нужно быть в эпицентре событий, врываться в лоб противнику и уничтожать все, что движется. Что не движется, то подтолкнуть и уничтожить.

Кстати о противниках. У нас достаточно комфортный боевой рейтинг, но противники, зачастую совсем не подарок. На боевых рейтингах 3.3-4.3 боятся нужно противников с большой пробиваемостью, таких как: М10 Wolverine , Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 , Sturmgeschütz III Ausf. F . Но благодаря отличному орудию Ф-32 они для нас не являются большой проблемой. Если же попали к 5.0-5.3 - то боимся всех, абсолютно. Живем в вечном ромбе, чуть замешкались и не довернули корпус с башней - привет ангар.

Достоинства и недостатки

КВ-1Э мощный танк, с хорошим бронированием и убойным орудием. Очень живуч при умелом использовании тактического приема "ромб". Не любит холмистую местность из-за плохих углов вертикальной наводки. Гроза противников своего боевого рейтинга и ниже, но слаб против противников с боевым рейтингом выше 5.0.

Достоинства:

  • Мощное вооружение
  • Быстрая перезарядка орудия (6.3 секунды в топе)
  • Хорошая подвижность, как для тяжелого танка
  • Дополнительное бронирование (экранирование)

Недостатки:

  • Недостаточное бронирование лба башни
  • Низкая скорость поворота башни
  • Уязвимое расположение топливных баков
  • Плохие УВН

Историческая справка

Пробитие брони КВ-1Э попаданием 88-мм снаряда зенитной пушки

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый КВ. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе - 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. В 1940 году было построено 243 КВ-1 и КВ-2 (в том числе 104 КВ-2), а в первом полугодии 1941 года - 393 (в том числе 100 КВ-2). 13 мая 1941 года были рассмотрены и утверждены директорами Кировского и Ижорского заводов, которым и предстояло участвовать в модернизации КВ-1, варианты чертежей экранирования танков КВ-1.

19 июня 1941 года был подписан протокол окончательного утверждения схемы экранирования танков КВ. В нем говорилось: "Танк КВ-1 экранировать борта башни броней толщиной 30 мм, лобовую часть и места на бортах корпуса броней толщиной 25 мм в соответствии с чертежами, подписанными на опытные образцы" и далее - "Для сохранения уравновешенности башен и артсистем танков КВ-1 и КВ-2 (деталь 57-70) и подвижную бронировку орудий не экранировать, оставив толщиной 75 мм".

Если не считать по сути экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб - только с расстояния 40 м).

Немцы эвакуируют подбитый КВ-1Э

Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь лишь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка - она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ - брошенных или подбитых - были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время - сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны - неуязвимость, с другой - недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу - за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны.

В общем, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.

Медиа

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

· Семейство КВ
С 75-мм пушкой ▀Pz.Kpfw. KW I C mit 7,5 cm KwK L/48
С 76-мм пушкой КВ-1 с пушкой Л-11 · КВ-1Э · ▀KV-1B (Ps. 272-1) · КВ-1 с пушкой ЗиС-5 · КВ-1С
С 85-мм пушкой КВ-85 · КВ-220
Со 107-мм пушкой КВ-2 с пушкой ЗиС-6
Со 122-мм пушкой КВ-122
Со 152-мм пушкой КВ-2 обр. 1939 г. · КВ-2 обр. 1940 г. · ▀Pz.Kpfw. KW II - 754 (r)
САУ СУ-152

· Советские тяжёлые танки
КВ КВ-1 с пушкой Л-11 · КВ-1Э ·

Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.

КВ-1С принят на вооружение в августе 1942 года и сразу же запущен в серийное производство. По запросу посольства США в Москве два экземпляра танка были отправлены в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось, что 76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно, что советский танк, обладая мощной броневой защитой, имеет торсионную подвеску, которая на испытаниях функционировала очень эффективно». Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С, которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях начального периода Великой Отечественной войны

За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжелых танков.
В 1940 г. Котин и его подчиненные на базе модификаций КВ-1 фактически уже разработали два прототипа КВ-3, который удовлетворял бы требованиям, предъявляемым к новому тяжелому танку в 1942 году. «Объект 220» имел более длинный корпус, более крупную башню и 107-мм пушку. «Объект 222» сохранил внешний вид КВ-1, но имел усовершенствованную башню. Машина нуждалась в новой силовой установке, но создать ее в сложный период 1941-1942 гг. не удалось. ГКО отказался запускать КВ-3 в производство.

КВ до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности.

Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: «…танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка — та же 76-мм пушка» . На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвел черту: «…Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно — снять с вооружения» .

На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.

Танки КВ-1С 6-го танкового полка прорыва гвардии полковника М.Е.Раневского.

Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходовые качества, а ее надежность на порядок превосходила старую.
Задавшись целью снизить вес, изменяли все что можно. Установили более легкие опорные катки, а также облегченные суженные гусеницы (сузили до 608-мм). Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов, позднее, правда, вновь увеличили до 114 выстрелов.
С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 т, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию внесли множество изменений технологического характера, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упрощающих выпуск машины.

Делегация колхозников передает танки КВ-1С Красной Армии

Новый танк получил обозначение КВ-1С (скоростной). В середине июля 1942 г. начались успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение. Еще ранее, до официального принятия машины на вооружение, на ЧКЗ началось производство КВ-1С.

Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надежность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1С осталось прежним — 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1С практически сравнялся с Т-34.

Серийный выпуск новых танков продолжался на ЧКЗ с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера. Всего было выпущено 1106 машин. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 г. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Наименование «гвардейской» такой части присваивалось еще при комплектовании. Полки придавались для усиления стрелковым и танковым соединениям.

Тип

Т-34/85

КВ-1С

ИС-2М

Вариант
Запас хода по шоссе, км
Запас хода по перес.местности, км

Толщина брони, мм:

Лобовая броня башни
Борт башни
Тыл башни
Крыша башни
Лобовая часть корпуса
Борт корпуса
Кормовая часть корпуса
Верх корпуса
Днище корпуса

Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.

Танки КВ-1С6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт.

Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.

Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.

В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы, измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.

Благодаря созданию танков КВ ("Климент Ворошилов"), Советский Союз стал единственным государством, имевшим на 1941 год в массовом количестве тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Немцы называли КВ чудовищем.

Поиски и эксперименты

Главным недостатком большинства танков второй половины 30-х годов была слабая броня, пробивавшаяся огнем противотанковых пушек и крупнокалиберных пулеметов.
КВ-1 отличался от них. Он был создан в 1939 году под руководством Ж. Я. Котина. Танк имел 76 мм пушку и три 7,62 мм. пулемета. Экипаж танка - 5 человек.
Первые КВ прошли войсковые испытания в ходе Советско-финской войны, которая стала первым конфликтом, где нашли применение тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Тогда на фронте проходили испытания советские тяжелые танки КВ и многобашенные СМК и Т-100, действовавшие в составе 20-й танковой бригады.

Если в танковых боях, которые в Финской войне были редким явлением, новейшие машины участия не принимали, то оказались незаменимыми при прорыве укреплений противника. КВ-1 выдерживал попадания практически любых снарядов противотанковых пушек. В то же время 76-мм орудие оказалось недостаточно мощным для борьбы с дотами противника. Поэтому уже в ходе войны на базе КВ-1 началась разработка танка с увеличенной башней и установленной 152 мм. гаубицей (будущий КВ-2). В то же время, по опыту Советско-финской войны было принято решение отказаться от создания тяжелых многобашенных танков, оказавшихся дорогими и сложными в управлении. Выбор был окончательно сделан в пользу КВ.

Не имевший равных

На июнь 1941 года КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Всего на начало июня 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 412 КВ-1, очень неравномерно распределенных в войсках.
Известен случай в июне 1941 года в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. Этот КВ входил в состав 2-ой танковой дивизии, доставившей немецким войскам немало бед в первые дни войны. По видимому израсходовавший запас горючего, танк занял позицию на дороге у заболоченного луга. В одном из немецких документов отмечалось:

«Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк".

К сожалению, большая часть КВ была потеряна не из за боевых причин, а поломок и нехватки горючего.

КВ-1с


В 1942 году было начато производство модернизированного варианта - КВ-1с (скоростной), принятого на вооружение 20 августа 1942 года. Масса танка уменьшилась с 47 до до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и размеров башни. Башня - литая, приобрела несколько иной внешний вид и оснащалась командирской башенкой. Вооружение осталось аналогичным КВ-1 В результате повысились скорость и маневренность, зато уменьшилась броневая защита танка. Предполагалась на КВ-1с установка более мощной 85-мм пушки (подобный опытный образец сохранился в Кубинке), но в серию этот танк не пошел. В последующем на базе Кв-1с с 85 мм пушкой был создан КВ-85, который впрочем не стал массовым из-за переключения производства на танки ИС. Солдаты прозвали танк "квасок".

Конец пути


В танковых боях по крайней мере до середины 1942 года германские войска мало что могли противопоставить КВ-1. Тем не менее, в ходе боевых действий выявились и недостатки танка - относительно невысокая в сравнении с Т-34 скорость и маневренность. Оба танка вооружались 76-мм орудиями. Правда, КВ имел более массивную в сравнении с «тридцатьчетверкой» броню. Страдал КВ и от частых поломок. При движении танк разбивал практически любую дорогу, да и не каждый мост мог выдержать 47-тонный танк. Тяжелый танк «Тигр» появился у немцев в конце 1942 года, превосходя любой тяжелой танк на тот момент войны. И КВ-1 оказался практически бессилен против "Тигра", вооруженного длинноствольной 88-мм пушкой. "Тигр" мог поражать KB на огромных дистанциях, а прямое попадание 88-мм снаряда выводило из строя любой танк того времени. Так,12 февраля 1943 года под Ленинградом три "Тигра" подбили 10 KB без урона со своей стороны.

С середины 1943 года КВ-1 все реже встречается на фронтах Великой Отечественной - в основном под Ленинградом. Тем не менее, КВ-1 прослужил базой для создания целого ряда советских танков и самоходных орудий. Так, на базе КВ была создана СУ-152, вооруженная 152 гаубицей-пушкой. До наших дней в России сохранилось всего несколько единиц КВ-1, ставших музейными экспонатами.