Правовая информация. Всё что делает нашу жизнь проще

История компании Sony – это история полная головокружительных взлетов, резких падений и жесткой конкуренции с западным миром. Можно любить или не любить продукцию Sony, но стоит уважать эту компанию за усердие и преданность своему делу.

Возникновение

Годом рождения Sony принято считать 1946-ой. Два предпринимателя Акио Морита и Масару Ибука основали «Токийскую телекоммуникационно-промышленную компанию» (сокращено с японского «Тоцуко»). Как все начинающие бизнесмены, Акио и Масару желали в перспективе вывести свое дело на мировой уровень. Однако название было не звучное и не красивое, к тому же тяжело произносимое для западного человека. Было принято решение сменить название на Sonny, что в японском смысле означает «малолетние гении». Однако это же слово напоминает по звучанию другое японское выражение: «неудачный бизнес». Поэтому одну букву пришлось убрать. Так в 1950 появился легендарный бренд Sony.

Морита долгое время находился у руля компании. Все основную работу он делал сам: маркетинг, продвижение, продажи. Благодаря ему Sony добились колоссального успеха на мировом рынке. Специалисты компании стараются донести до потребителя идеальный продукт во всех отношениях. Особое внимание уделяется дизайну и размерам устройств.

Первые продукты

Во второй половине 1949 года в магазинах Японии появляется первый магнитофон от Тоцуко (тогда еще), который получил название Type G. Магнитофон использовал большие бабины с пленкой, диаметр которых составлял 25 см. Это был первый крупный успех Sony. Однако следующий продукт подобного коммерческого успеха не заимел. Небольшой по размерам приемник TR-63 впечатлил людей своим видом, однако не смог достучаться до их кошельков из-за непомерно высокой цены.

Рассвет Sony

Компания всегда придерживалась двух принципов при разработке своих продуктов: инновационные технологии и великолепный дизайн. Благодаря этим двум качествам рождались самые известные торговые марки, принесшие своим создателям уважение покупателей со всего мира, а также большой финансовый успех. Достаточно вспомнить такие наименования как Vaio, Playstation, Walkman, Bravia и др.

Рассвет компании пришелся на вторую половину ХХ века. Этот промежуток времени принято называть «золотым периодом». Sony успешно ведет дела на мировом рынке, без проблем осваивая самые различные его участки. На свет появляются все новые и новые устройства, о разработке которых конкуренты не будут думать еще долгое время. Благодаря этому Sony диктовала свои рыночные тенденции, а порой создавая целые новые сегменты.

Многие известные личности индустрии электроники и IT пророчили Sony великое будущее. И это не удивительно, ведь продукция компании расходилась с прилавков магазинов во всем мире с молниеносной скоростью. Казалось, что рост компании не остановит никто и ничто. Sony должна была стать неким аналогом Microsoft, только для мира электротехники.

В 1990 году Sony презентует свыше 500 инновационных устройств. Господство японской компании в то время было безоговорочным.

Положение дел изменилось с началом нового тысячелетия.

Наши дни

Есть несколько критических моментов, которые поспособствовали падению Sony в новой истории:

  • Первая причина – это уверенность в собственных силах. Японцы были уверены в своем превосходстве на мировом рынке и не особо задумывались о том, что кто-либо из конкурентов смог бы их обойти. Ведь Sony задавала тон на конкурентном поле, но аналитики Sony не учли того, что люди больше не хотят платить лишь за известный бренд. Современный потребитель больше внимания уделяет функциональности и готов даже закрыть глаза на некоторые качественные моменты. Недооценив своих противников, продажи устройств японской компании стали падать.
  • Вторым важным фактором оказалась неспособность моментально реагировать на изменения на рынке. Каково было удивление постоянных покупателей, когда самая инновационная компания современности не может угнаться за новыми тенденциями в мире электроники. Как результат - все завоеванные за долгие десятилетия позиции были утеряны, а на пике оказались конкурентные компании, которые когда-то ровнялись на Sony.

Первой такой компанией оказалась Samsung. Южнокорейский индустриальный гигант обогнал Sony по большинству направлений. Apple вытеснили портативные плееры Sony. А Nintendo подвинула Playstation. Руководство Sony предприняло отчаянную попытку удержать долю на мобильном рынке. Они объединились со шведским брендом Ericsson. Но Sony-Ericsson не сумел исправить положение в мобильном сегменте. Он просто не выдержал напора от Nokia, Apple и Samsung .

Sony растеряли былую славу и привлекательность, но они не собираются сдаваться и продолжают бороться за место под солнцем. Компания изменила свое направление деятельности. Сегодня Sony больше всего ресурсов тратит на медиа-контент: кинопроизводство, телевизионные проекты, цифровые развлечения и так далее. Очень не плохо себя показывает игровая система Playstation, чьим основным конкурентном является Xbox от Microsoft.

Смартфоны Sony

За производство и реализацию мобильных телефонов компании Sony отвечает британская компания Sony Mobile Communications AB. Она была основана в 2001 году и является совместным предприятием со шведской конторой Ericsson. Несмотря на то, что компания существует более тринадцати лет, мобильные устройства под брендом Sony стали выпускаться лишь с 2011 года. В том году Sony выкупает ровно 50% компании. Эта часть принадлежала Ericsson. Годом позже сформировалось современное название мобильного подразделения японской компании. Сумма сделки составила $1,05 млрд.

До слияния Sony-Ericsson продавала бюджетные модели телефонов. Среди них Sony-Ericsson F305, S302, W302 и так далее. Особую популярность получил телефон k750i, который был выпущен в 2005 году. Он имел камеру в 2 мегапикселя, которая стала примером для многих компаний-производителей телефонов.

В 2012 году был представлен ряд смартфонов, которые своими продажами неплохо поддержали Sony Mobile. Безусловно, это был модельный ряд Sony Xperia. Если посмотреть на график продаж, то видно, что Xperia неплохо держится на мировом мобильном рынке, а выручка пересекает миллиардную черту.

Заострить внимание стоит на качестве продукта и на время забыть о его «положении в обществе». Пользователи отмечают яркий и широкий дисплей. Замечательный строгий дизайн. Телефон прекрасно «сидит» в руке. Некоторые в восторге от сенсорной панели. Реакция на прикосновения к экрану молниеносны. Четкий и в то же время глубокий звук. Фотокамера с приличным разрешением. Выносливый аккумулятор и высокая производительность.

К недостаткам можно отнести слишком завышенную цену. С учетом того, что бренд Sony несколько упал в цене, то стоимость могла бы быть чуть ниже. Но как показывает практика - завышенная цена не мешает скупать смартфоны Sony многомиллионными копиями.

Все записи о смартфонах Sony вы найдете

Три составляющих успеха компании «Сони» – искусство управления, маркетинг и личные качества Акио Мориты.

Ключевым для «Сони» является выбор крупных целей и постановка амбициозных задач. С самого начала, руководители предприятия решили, что главная цель – это качество. Подлинным открытием было управленческое: постановка крупной, понятной всем, вплоть до рядового рабочего, цели. «Управляющие должны определять цели и стремиться к их достижению, поощряя рабочих превосходить самих себя». Это своего рода метод управления, он сплачивал коллектив единомышленников.

Компания следовала принципу: каждый новый продукт должен представлять нечто ординарное. Это позволяло уверенно конкурировать с именитыми фирмами. «Конкуренция изменила наше отношение к тому, как мы работаем». Выпуская качественную продукцию, «Сони» оттачивала конкуренто-способность для битв в международной торговле. Несмотря на некоторые издержки конкуренции, А.Морита считал, что это главный фактор развития промышленности и её технологии.

В фирме складывалась атмосфера всеобщей настроенности на решение центральной задачи, этот настрой – огромная ценность.

«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом». Высоко-квалифицированная рабочая сила в Японии подтверждает своё значение в творческой деятельности. «Мы всегда требовали от наших работников умения самостоятельно мыслить и в большей мере добивались этого». Творческая деятельность работников фирмы всячески поощрялась, для этого на предприятии создавались все условия.

Стиль управления: право младшего по должности не соглашаться со старшим, интересы дела в фирме имеют высший приоритет.

В огромной корпорации, каковой стала тенденция к бюрократизму управления.

Для А. Мориты исходным и определяющим пунктом всей рыночной стратегии является производимый его фирмой товар. По своему образованию электротехник, он способен понять скорее техническую сторону конструкции товара и в меньшей степени готовый к оценке экономических проблем. Тенденция к окостенению, бюрократизации, взаимному непониманию в таких условиях возникает совершенно неизбежно.

Менеджеры фирмы противопоставляют этому целую серию приёмов антибюрократического управления. Антибюрократический стиль управления дополняют методы, которые можно назвать имитацией структур мелкой фирмы (выделение подразделений, обладающих широчайшей самостоятельностью). Часто это создаётся путём наделения энтузиаста особыми полномочиями. Энтузиаст – это ценнейший, а нередко и единственный капитал, которым располагает фирма. Никакие методы морального или материального поощрения не способны заставить работника стремиться к цели столь же неудержимо, как это делает энтузиаст.

2. Какие, по вашему мнению, личные качества Акио Мориты – менеджера «Сони корпорейшн» способствовали успеху компании?

На мой взгляд, успеху компании «Сони» способствовали следующие личные качества Акио Мориты – искусство управления, стратегия маркетинга и общие взгляды на мировой экономический порядок, и место в нём «Сони», уверенность в себе.

3. Какие из решений, принимаемых компанией и лично Моритой, вы считаете наиболее удачными, а какие нет? Как бы вы поступили в той или иной ситуации?

В конце 50-х годов «Сони» была единственным производителем магнитофонов в Японии. И к сожалению, выпуск магнитофона был неудачным. О первых неудачах Акио вспоминает: «Магнитофон, который мы создали в 1950 году, был громоздким и тяжёлым, но он по нашему убеждению прекрасно работал и я был абсолютно уверен в том, что после всех наших трудов мы на пути к грандиозному успеху… Нас ждало горькое разочарование. Магнитофон был настолько новым товаром для Японии, что почти никто не знал, что это такое, а большинство тех, кто знал… не представляли, зачем его покупать. Люди не испытывали в нём никакой необходимости. Мы не могли его продать. Тогда я понял…чтобы продать товар, надо показать потенциальному покупателю реальную ценность того, что вы продаёте».

Решение данной проблемы– показ потенциальному показателю реальную ценность продаваемого товара.

Создавая «карманный» радиоприёмник, фирма хотела, чтобы он помещался в карман мужской рубашки. Когда это не получилось, «Сони» предпочла сшить рубашки с большими карманами, но не признать поражение.

Конечно, данное решение обошлось, вероятно, фирме в довольно крупную сумму, но фирма пошла по более легкому пути. Она не стала вкладывать средства и искать возможность технологически уменьшить размеры приемника, а выпустила рубашки с огромными карманами, вторгшись в далекую и не свойственную им деятельность – шитье одежды.

4. Согласны ли вы со стратегией компании «Сони» – «вести за собой потребителей, создавая новые продукты?»

С данной стратегией я полностью согласна. Большая часть человечества консервативна в своих предпочтениях, и не принимают нового. Не объясняя людям ценностей новшеств, эти новшества с большим трудом будут пробиваться в «массы».

5. Как вы считаете, приемлема ли в условиях современного российского бизнеса система пожизненного найма? Согласились бы вы всю жизнь проработать в одной компании?

В условиях современного российского бизнеса система пожизненного найма, на мой взгляд, не приемлема. Это обусловлено не только менталитетом российских граждан, но и общей экономической и правовой нестабильностью российского общества. Когда законы меняются чуть ли не каждый день, когда об экономической стабильности развития государства нет и речи (в данный момент можно говорить о «нефтедолларовой стабилизации» экономики), огромном влиянии государства на экономику и часто не в лучшую сторону, ни одна из российских компаний не имеет перспектив стабильного развития и долгосрочного существования.

Даже при наличии желания работник иметь постоянную, стабильную, хорошо оплачиваемую работу, компания не может дать гарантий своей прибыльности и стабильности даже в среднесрочной перспективе.

Я бы конечно согласилась договор пожизненного найма при наличии условий: хорошего заработка, интереса к работе, гарантий социальной защищенности, что в условиях российской действительности мало выполнимо.

7. Не считаете ли вы, что отношения между людьми в «Сони» слишком тесные и руководство все-таки должно соблюдать дистанцию?

Конечно, ответ и аргументация на данный вопрос можно дать довольно объемный. Но ограничусь следующим. Наличие всяческих барьеров между подчиненными и руководителям отрицательно сказываются на морально-психологическом климате предприятия. А эффективность данного стиля построения управления подтверждает более чем сорокалетний опыт работы фирмы «Сони». Когда работа тебе нравится, когда хорошо оплачивается, когда коллеги относятся лояльно и человечески, когда руководство не смотри на тебя свысока и не считает тебя лишь средством зарабатывания денег, то и тебе самой хочется работать качественно, старательно, вкладывать душу в свою работу.

7. Согласны ли вы с мнением о том, что «деньги – не единственный способ вознаграждения людей за труд»

С данным выражением полностью согласна. Деньги выступают материальным мотиватором работы человека. Но не маловажную роль играет и социальная, и административная мотивация работы человека. Социальная или моральная мотивацию основывается на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Можно также применять и административное поощрение работника – в виде благодарности, выдачи грамоты, присуждения звания «лучший работник»

Транснациональные компании Доверие в организациях Основы менеджмента Стратегическое управление турфирмой

Рецепт японского чуда сами японцы умещают в два слова: вакон ёсай. Это значит взять новейшие знания, выработанные иностранцами, но не позволить им пошатнуть основы японского образа мышления.

Япония оказалась на удивление открытой для свежих идей. Однако для чуда одних инноваций было бы мало. Не менее важной составляющей вакон ёсай было развитое общинное сознание японцев, нашедшее свое выражение в корпоративном духе. Наиболее гармонично старое и новое соединилось в детище знаменитого Акио Морита - в концерне Sony.

Компания Sony одна из тех, которые подарили фразе «Made in Japan» престиж и сделали Японию одной из самых технологически развитых стран в глазах всего света. Sony была создана после окончания Второй мировой войны, в нелегкое для страны время. Это был самый подходящий момент для возрождения страны. У истоков компании стояли два физика: Акио Морита и Масару Ибука.

Морита стал легендой еще при жизни. У основателя Sony было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30 утра, бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на корте; а еще плавание с аквалангом, виндсерфинг, водные лыжи...).

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали сакэ - рисовую водку; поэтому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело. Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам отцов. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX век, и мальчика интересовали математика и физика. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем.

Для этого Морита поступает в Императорский университет в Осаке. После его окончания он отправляется на военную службу, где успевает получить звание офицера. После окончания срока службы Акио Морита отправляется работать в «Компанию точных инструментов Японии, где и знакомится с Масару Ибукой.

Масару Ибука являлся физиком с ног до головы. Он был старше Мориты на 13 лет. Уже со студенческих лет выделялся на фоне сокурсников, за что и получил прозвище «гений-изобретатель». На момент прихода Мориты в «Компанию точных инструментов Японии Ибука был ее генеральным директором. Будущие основатели Sony достаточно быстро нашли общий язык. Увлечение техникой для обоих было смыслом жизни. Они не думали о каких-то революциях, а просто занимались тем, что приносило им удовольствие и деньги… с которыми вскоре наступили проблемы.

После окончания войны «Компания точных инструментов Японии» лишилась военных заказов, которые поддерживали ее жизнь последние несколько лет. Все сотрудники в одночасье лишились работы, а Ибука своего бизнеса. Акио Морита для того, чтобы хоть как-то заработать устраивается преподавателем в университет, а Ибука идет в небольшую мастерскую по ремонту электроприборов. Но для обоих данные решения стали клеткой, в которую может быть заключена птица. Они жаждали изобретать, создавать что-то свое. И конечно зарабатывать на этом деньги, которые никак не могла принести небольшая ремонтная мастерская и преподавание в университете, которого Морита лишился достаточно быстро, так как по закону офицеры не имели права быть преподавателями.

7 мая 1946 года была основана компания «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса», уставной капитал которой составил 375 долларов(при этом Морита даже занял небольшую сумму у родителей). Всего в компании изначально было 20 сотрудников(все из предыдущего проекта Ибуки). Впрочем, деятельность фирмы не была революционной. Никаких изобретений и открытий на первых порах. Нужно было просто выжить. Деятельность компании в связи с этим в основном заключалась в производстве вольтметров, жаровен для риса и мелких электроприборов.

История нашей компании, - писал впоследствии Морита, - это история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты. Для бизнеса Ибука был слишком фантазером, он не вписывался в отлаженный ритм работы. Поэтому Морита, взяв на себя руководство предприятием, поручил компаньону техническую часть работы. Деловой тандем просуществовал около полувека.

Ибука активно плодил идеи. Придумал, например, электрическую рисоварку, этакий гибрид ушата и электроплитки. Варить рис в ней было можно, но есть его потом - нет: он или пригорал, или получался недоваренным.

Однако именно на таких агрегатах формировалась и оттачивалась философия компании, состоявшая в том, чтобы не доводить до ума уже существовавшую на рынке продукцию, но производить совершенно новые товары.

Первое серьезное открытие компании состоялось в 1949 году, когда Масару Ибука запатентовал магнитную ленту для воспроизведения звука. Годом позже вышел магниофон G-Type, который, несмотря на свою убогость, стал основой для будущих разработок компании. Магнитофон G-Type имел всего два минуса. Но они ставили крест на его будущем. Он был тяжел и дорого стоил. Вес G-Type составлял 35 килограмм, а стоимость равнялась 900 долларам. Всего было произведено 20 таких видеомагнитофонов. Продать их не получалось, пока Акио Морито не решил обратиться в верховный суд Японии, сделав им предложение приобрести данные магнитофоны, чтобы заменить ими стенографисток. Сделка состоялась и 20 G-Type ушли в суд(уже через два года выйдет новая версия магнитофона вес которой составит 13 кг). В начале 1950-х годов Акио Морита и Масару Ибука приобретают лицензию на производство транзисторов у американской Western Electric(цена патента составила 25 тысяч долларов). Это был переломный момент в истории компании. В 54 году выходит первый транзистор, произведенный в недрах «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса». После этого выходит первый радиоприемник, разработанный не для военных целей. Приемнику дали название TR-2(к тому моменту TR1 уже существовал, это был неудачный приемник). Данный радиоприемник стал пользоваться достаточно большим спросом и вскоре Ибука и Морита выпустили телевизор и видемагнитофон. В основе этих устройств также лежал транзистор. В 1956 году в компанию приходит физик, будущий обладатель Нобелевской премии Рейон Эсаки, который поспособствует будущим успехам компании.

К концу 50-х годов Морита и Ибука стали подумывать о выходе компании на рынок США. Было понятно, что текущее название для этого не подходит. Оно было слишком сложным и длинным. Было решено переименовать компанию в Sony.

Слово это было образовано от латинского sonus, что означает звук. Другим созвучием было английское sonny, сынок. Оно как бы подчеркивало, что фирмой управляют молодые и энергичные люди. Но по-японски сонни означало бы потерять деньги. При удалении одной буквы получилось Sony. Слово легко запоминалось и произносилось, а также не привязывалось ни к одному известному национальному языку.

Экспансия в США

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE (New York Stock Exchange). Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью. Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Общительный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка. Он понял, чего не хватает его компании - открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений. Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, затем открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы - в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Эпоха рок-н-ролла

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников. При этом круг его интересов не ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов. А еще Морита писал книжки, из которых самой популярной стала его автобиография Сделано в Японии: Акио Морита и Sony (Made in Japan: Akio Morita and Sony, New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. Морита часто наблюдал, как его дети с утра до вечера слушают Битлз, Литтл Ричарда и Элвиса Пресли. И не только тинейджеры: даже взрослые японцы теперь покупали дорогие стереосистемы для автомобилей и брали с собой на пикник или на пляж большие и тяжелые магнитофоны. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плейер Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал - торговая марка перестала узнаваться, и Морита опять унифицировал название. Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.

Первый домашний кассетный видеомагнитофон SL-6300

Первый портативный плейер TPS-L2

Первый прототип компакт-диска

Видеокамера BVM-1

Первый CD плейер CDP-101

Портативный CD плейер D-50

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. Самый привычный для человека 1990-х годов носитель информации, компакт-диск первоначально предназначался только для записи звука, переведенного в цифровой формат. Стандартная емкость CD-ROM"а в 640Мб была определена довольно любопытным способом. Морита провел маркетинговое исследование, в ходе которого выяснилось, что среди потенциальных покупателей CD-ROM"а большинство составляют поклонники классической музыки, готовые ради высокой точности воспроизведения раскошелиться на отнюдь не дешевый компакт-диск. А на японском музыкальном рынке среди прочей классики абсолютным лидером по продажам является Девятая симфония Бетховена, исполнение которой занимает 73 с половиной минуты. Пересчитав 74 минуты 16-битного стереозвука на байты, инженеры Sony и получили емкость в 640Мб.

В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment. А совсем недавно купила киностудию Columbia Pictures, одну из самых крупных киностудий Америки.

Чтобы совсем породниться с музыкой, в 1988 году Sony приобретает звукозаписывающую компанию CBS Records Inc и переименует ее в Sony Music Entertainment. На сегодняшний день эта компания является одним из самых крупных представителей звукозаписи в мире. Спустя год компания Sony приобретает и Columbia Pictures Entertainment Inc., тем самым вписывая свое имя еще и в киноиндустрию.

Далее наступают 90-годы – время, когда Sony стала просто клепать технологические новинки. Участие в разработке формата DVD, создание Blu-Ray, новые телевизоры, популярнейшая серия ноутбуков Sony Vaio, игровая приставка Play Station и Play Station Portable, карты памяти Memory Stick, серия цифровых фотоаппаратов Cyber-Shot, батареи для ноутбуков, мониторы, развлекательный органайзер под названием CLIE, серия DVD-проигрывателей, видеокамеры и камрекордеры, телевизоры Bravia, мобильные телефоны, производимые совместно с компанией Ericsson и многое другое. Вот что сделала Sony за последнее время.

Надо отметить, что в начале своего существования Sony разительно отличалась от других японских компаний, тем самым дав им пищу для размышлений(и даже изменив концепцию японского бизнеса). Дело в том, что в Sony принимали на работу людей на конкурсной основе, не рассматривая их успеваемость в вузе и какие-то связи в компании. Это разительно отличалось от принятых в Японии в то время традиций, так как 99% компаний брали на руководящие должности людей, так или иначе знакомых с президентом. Sony сделала процедуру приема на работу беспристрастной. Говорят, что долгие годы лично Акио Морита беседовал с кандидатами. Такую практику впоследствии возьмут на вооружение и другие компании Японии.

Философия успеха

Революционные разработки стали фирменным знаком Sony. Компания создала первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый видеомагнитофон (1964 г.) и т.д.

К успеху идут по нехоженым тропам, - любил повторять Морита. Именно этот принцип он и положил в основу философии своей компании.

А формирование корпоративной философии Морита полагал важнейшей задачей менеджера. Руководителю-лидеру теоретически сильная и практически применимая концепция нужна, чтобы выработать такой образ мышления, который подталкивал бы подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях.

Действия управляющего решающим образом зависят от того, как он понимает суть предприятия. Принятая в США концепция управления состоит из выдвижения измеримых целей-заданий и выработки конкретных средств их достижения. Свои проекты менеджеры американского типа иллюстрируют блок-схемами в виде квадратиков, кружочков и стрелочек между ними.

Для менеджера-японца фирма - не пассивный объект управления, а нечто органически целое, живой организм, наделенный душой. Чтобы он жил, его недостаточно лишь спроектировать и собрать из отдельных кубиков. Его надобно вырастить. А источник развития фирмы - ее душа, иначе говоря, ее философия, система ценностей и убеждений. Пресловутые же гимны, программные речи руководителей и настенная агитация - не что иное, как наиболее образное и емкое выражение миссии, идеалов и смысла существования предприятия.

Тысячи сотрудников объединялись в едином трудовом порыве с помощью незатейливых заклинаний. Их авторы как никто знали национальные слабости своих соотечественников.

Прежде всего, чувство долга перед коллективом, почти тождественное чувству стыда: японцу психологически неудобно, стыдно не делать то, что делают другие - не оставаться после работы, не помогать товарищам.

Эксплуатировалось и обостренное у японцев чувство благодарности. Так, устроившийся на работу японец до конца жизни чувствует себя в долгу у работодателя и выплачивают долг своим трудом. Отсюда понятно, почему в Японии смогла устояться система пожизненного найма.

Основатели

Морита запомнился общественности как прирожденный бизнесмен. В то время как Ибука предпочитал всему изобретательство и работу в лаборатории, Акио занимался управленческими вопросами. И справлялся с ними на отлично. При этом он написал две книги. Первая называлась «Ничего не значащие школьные достижения». В ней автор рассказывал, почему успешная учеба в школе никак не влияет на будущие достижения человека в жизни, и в частности в бизнесе(вообще, Акио был ярым противником суждений о том, что успех зависит от успешной учебы в школе и в институте). Второй книгой Мориты стала знаменитая «Made in Japan» - история корпорации Sony. Эта книга вышла в конце 80-х годов, но переиздается и сегодня.

Акио Морита за свою жизнь удостоился многих премий. Он является первым японцем получившим медаль Ордена искусств Великобритании. Кроме того, он был удостоен почетного звания обладателя Национального Ордена Почетного легиона, а также получил Орден Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии. Акио Морита был трудоголиком, отдаваясь полностью работе. Кроме того, этого же требовал он и от своих подчиненных. Правда, при этом стоит отметить, что Морита совсем не игнорировал и другие стороны жизни. Так, он являлся достаточно активным игроком в теннис, любил кататься на горных лыжах и нырять с аквалангом. На Западе любили Мориту. Именно он нашел путь к сердцу американцев и европейцев для Sony.

Масару Ибука менее знаменит за пределами Японии. Причиной тому стало то, что он занимался научными разработками новых продуктов компании и старался не быть все время на виду, как Морита. Четкое разделение обязанностей руководителей компании во многом стало одним из ключевых факторов успешного менеджмента в Sony. Но не стоит думать, что Ибука занимался только техническими вопросами. Например, именно он составил знаменитый устав компании, который соблюдается до сих пор: «Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование». В этом году Масару Ибуке исполнилось бы 100 лет.

Бренд: Sony

Слоган: Воплотить в реальность

Отрасль: Аудио и видео; финансовые сервисы

Продукция: Бытовая и профессиональная электроника

Компания-владелец: Sony Corporation

Год основания: 1946

Штаб-квартира: Япония

Sony Corporation, Сони - транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Японии, возникшая в 1946 году. Сегодня Sony Corporation - одно из операционных подразделений, входящих в состав холдинга Sony Group.

Sony Corporation занимается выпуском бытовой и профессиональной электроники, игровых консолей и другой высокотехнологичной продукции. Кроме того, Sony является одной из крупнейших в мире медийных компаний, владея звукозаписывающей маркой Sony Music Entertainment, киностудиями Columbia Pictures и TriStars Pictures, а также полным архивом фильмов компании MGM (совместно с компанией Comcast).

История компании

История компании Sony начинается после окончания Второй Мировой войны, когда молодой инженер Масару Ибука (Masaru Ibuka) и талантливый предприниматель Акио Морита (Akio Morita), объединили свои усилия для открытия своего производства радиодеталей. Но обо всем по порядку.

В сентябре 1945 года Масару возвращается с поля боя в полуразрушенный Токио, где он решает открыть свою мастерскую по ремонту различного электрооборудования в торговом центре Nihonbashi. Через некоторое время он со своим старым другом Акио Морита (Akio Morita) основал в том же помещении офис для новой компании, которая получила громкое название Tokyo Telecommunications Research Institute, которое порой сокращали до Totsuko. Годом позже они переедут уже в некое подобие того, что уже можно назвать головным офисом.

Первой их разработкой стала приставка для радиоприемников, которая расширяла возможности устройства, позволяя ему принимать зарубежные программы. Эта продукция пользовалась не слишком большим спросом, но позволила удержаться на плаву, сколотив некое подобие начального капитала. Причем подчас приходилось брать плату не деньгами, а рисом, что было обычным явлением для обнищавшей страны. В условиях голодной Японии перепродавать рис было очень просто, а, разработав и воплотив в жизнь устройство для приготовления риса – он осуществил свой первый поход на рынок бытовой техники.

Реализовывали эти изобретения на черном рынке, а помогал им в сбыте товара давний друг Ибука - Созабуро Тачикава (Shozaburo Tachikawa). Продавать устройство не представляло особого труда, и Тачикава легко справлялся со своей работой.

Послевоенная Япония – это место, где начинать какое-либо предпринимательство было очень тяжело, а заключалось всё в дефиците, как материальных средств, так и в интеллектуальном потенциале. Скованные этими условиями Ибука, Тачикава и немногочисленные сотрудники компании работали сутками, не покладая рук.

Cуществование компании в основном зависело от продаж обогревательных подушек, несмотря даже на то, что продавались они под чужим именем "Ginza Nessuru Shokai" (Ginza Heating Company). Но так долго продолжаться не могло, существовала определенная проблема с качеством производимых подушек, а именно опасность возгорания. Были инциденты, но жалоб не поступало, только из отношения покупателей к удобству использования подушек. Но такие "игры с огнём" могли легко уничтожить репутацию молодой компании.

После недолгих уговоров в ряды компании попадает перспективный физик Кацуо Ивама (Kazuo Iwama), который до этого взял в жены сестру Морита.

Одновременно с этим NHK (National Broadcasting Station) предоставила заказ на перестройку военного оборудования для восстановления радиовещания на территории Японии. Проект возглавил друг Ибука - Сигео Сима (Shigeo Shima). Заказ имел государственную важность, поэтому Сигео получил доступ к военным разработкам, которые позже попали в руки Ибука.

Хоть дела с NHK и шли хорошо, но собственник занимаемого компанией завода попросил освободить помещение. Дело заключалось в том, что компании для того, чтобы оставаться на плаву требовалось работать сутками, расходуя много электроэнергии, а такой расход энергии мог запросто стать причиной отключения электричества во всем здании. Пришлось подчиниться и снова заняться поиском места, где можно было бы продолжить свои начинания в серийном и конвейерном производстве.

После трудных нескольких месяцев поиска помещение было найдено, оно располагалось на складе NEC Corporation, который находился в Синагаве.

В скором времени в компании появилась возможность работать с оккупационными войсками. Сотрудничество с войсками позволило компании Totsuko получить записывающий прибор. В своей конструкции он использовал металлическую ленту и после небольшой доработки, нового сотрудника Нобутоси Кихара (Nobutoshi Kihara), был способен записывать новостные блоки.

Перспектива посещений оккупационных войск была очевидна и поэтому Морита и Ибука всё чаще посещали их в NHK. В следующий раз им продемонстрировали ленточный магнитофон. Это было нечто, Ибука стразу загорелся желанием сделать то же самое. Убедив офицера показать магнитофон своим конструкторам из компании, Ибута и Морита отправились к Тачикава и попросили у него около 300 тыс. йен, огромная сумма денег на то время, но Ибука был уверен, что устройство окупит себя. После некоторых уговоров и демонстрации американского устройства партнеру Тачикава, Ибука добился желанной суммы.

Магнитофон был изобретен немецкими учёнными ещё в 1936 году, спустя десятилетие такое устройство даже в США оставалось редкостью. Следующие несколько месяцев были заняты производством магнитной пудры, посредством обыкновенного гриля.

Распылив такую пудру на специальную поверхность, Ибука и Морита достигли нужного результата, но это был не предел совершенства. Хоть их пленка и могла записывать и проигрывать звук, но из-за не знания технологии правильного напыления, расход пудры был очень большим. И тогда Ибука решил обратиться на завод Yama-no-ue, где уже была освоена эта технология.

Ибука там узнал, что расческа, сделанная из волос барсука – это то, что нужно, она идеально подходит для распыления. После покупки расчески, и не долгих экспериментов – всё получилось, результат оправдал все ожидания. Дальше путем экспериментов, стало очевидно, что толщина пудры прямо пропорциональна качеству звука, т.е. чем тоньше слой, тем лучше качество.

Первый прототип магнитофона

Разработка прототипа продолжалась несколько месяцев, пока в сентябре 1949 года не появился 1-й ленточный магнитофон. В феврале 1950 года появились A и G-прототипы, которые могли записывать и проигрывать пленку общей продолжительностью не более 30 минут.

G-прототип был зарегистрирован на компанию "Tapecorder". А процесс производства пленки назвали "Soni-Tape". После нескольких статей о таком чудо-устройстве, увеличение интереса к компании Totsuko никого не удивили. Особенно заинтересовался Масао Курахаси (Masao Kurahashi), один из работников компании Yagumo Sangyo. К этому времени капитал Totsuko вырос с 3.8 млн. до 10 млн. йен.

Масао решил инвестировать 500 тыс. йен и выкупить 10 тыс. акций по 50 йен за штуку. Но для начала ему надо было посмотреть на Totsuko своими глазами. После наглядной демонстрации, Курахаси предложил продать ему все права на магнитофон. Но Ибука отказался. Вместо этого, он выдал ответное предложение ему выкупить 50 магнитофонов совокупной стоимостью в 6 млн. йен. Масао выписал чек. Вскоре он их перепродал по более высокой цене, т.о. получив прибыль в 1 млн. йен сверху.

Успехи Курахаси настолько впечатлили Морита, что тот предложил Масао перейти в его компанию и возглавить отдел продаж в Totsuko. Настойчивость Морита и Ибука сделали свое дело, и Курахаси стал членом команды.

В начале 1951 года Масао Курахаси стал управляющим Tokyo Recording Company, дочерней компании Totsuko. Также в компанию был приглашен учёный Такео Тсучихаси (Takeo Tsuchihashi), в задачу которого входило довести магнитофон до совершенства.

Звукозаписывающее устройство постоянно портило магнитную пленку, и ломалось, но, даже если всё нормально работало, магнитофон был очень сложен в управлении, как тем, которые до этого времени вообще не использовали устройства такого плана, так и тем, кто был хоть как-то просвещён. Уже на следующий день Кихара вместе с остальными инженерами приступили к созданию 2-ух новых прототипов, которые должны были иметь меньший размер и вес, который составляет 20 кг. Разработанный в 1951 году H-магнитофон весил уже всего 13 кг.

В рамках рекламной компании Курахаси отправился в тур по Японии, в то время как Морита намеривался убедить министерство образования использовать ленточные магнитофоны в школах. Вскоре появился P-магнитофон по цене в 75 тыс. йен, он побил все рекорды продаж. И не только из-за цены, но и из-за сервиса, которые шел в комплекте с поставляемой продукцией. Если при использовании магнитофона происходила его поломка,. Totsuko выполняла все ремонтные работы абсолютно бесплатно. Так, Totsuko обратила недостатки в достоинства.

Серийное производство

Когда продукт перешел на массовое производство, у Totsuko возникла проблема с удовлетворение потребительского спроса. Поэтому решили выкупить небольшой завод, и налажено конвейерное производство.

К этому времени сеть продаж у Totsuko состояла из 3-х компаний, включая Tokyo Recording Company. Вскоре к этим компаниям присоединилась Nippon Gakki (или Japan Instruments), работать с ней было очень выгодно, ведь у Nippon Gakki уже были налажены поставки в музыкальные образовательные учреждения. Но даже такая сеть и неплохие продажи на территории Японии не могли сделать Totsuko компанией с достаточно большим доходом.

Именно тогда Морита пришел к выводу, что пришло время экспортировать товар за пределы страны. Это не только расширило бы круг потребителей, но и увеличило бы шансы выживания компании в случае каких-либо экономических кризисов. Кроме того, у Totsuko был патент на магнитозапись, который мог бы помочь монополизировать рынок.

Когда Казуо Ивама (Kazuo Iwama) и Ибука прочитали статью в научно-популярном западном журнале, о разработке транзистора в Bell Laboratories, они серьезно засомневались о возможностях этого устройства. В марте 1952 года Масару Ибука направился в США, с целью изучить применение транзисторов, а за одно посмотреть на то, как происходит процесс их создания американской компанией.

Несколькими днями позже он был уже в Нью-Йорке, где встретился с главой компании Nissho, Масаичи Нисикава (Masaichi Nishikawa) и его компаньоном Ямада (Yamada). Также, он получил от Western Electric предложение использовать патент на транзисторы за небольшие отчисления в размере $25 тыс. (9 млн. йен). Но в этой поездке ему не удалось получить патент.

В Японию он вернулся с виниловой скатертью и германиевыми диодами, которые были новинкой для местного рынка. Но еще Масару вернулся с уверенностью, что именно за транзисторами будущее. Посоветовавшись с Акио Морита, Ибука спросил совета у своего управляющего директора Коичи Касахара (Koichi Kasahara). Пробыв в размышлениях целую ночь, Коичи решил, что транзисторы – это именно то, что они должны сделать. Ибука обратился за лицензией в компанию MITI (Ministry of International Trade and Industry), но ему отказали, аргументировав свой отказ тем, что его фабрика слишком мала для подобного производства.

В это время, успевший подружиться с Ибука в Нью-Йорке, Ямада вел переговоры с Western Electric на предоставление патента компании Totsuko. Вскоре он добился успеха и в августе 1953 года Морита прибыл в США, где он заключил контракт с Western Electric. Следующее, что решил сделать Морита – это начать производство радио на транзисторах.

Несмотря на мнения окружающих о возможностях такой маленькой компании, как Totsuko, Ибука был уверен, что всё ещё впереди. Команда из лучших специалистов компании изучали книгу по транзисторам, которую Морита привез из США.

В январе 1954 года Ивама направился в США, что бы узнать о транзисторах больше, там он посетил завод Western Electric. Полученных знаний должно было хватить Totsuko для разработки своего собственного прототипа. Всю получаемую информацию Ивама записывал и отсылал инженерам Totsuko.

За неделю до его возвращения, 1-й в Японии транзистор был готов. Теперь для продолжения компании необходимо было получить кредит и наладить производство. Далее Ибука приглашает себе в компанию известного ученого, профессора Такасаки (Takasaki), который к этому времени уже обладал несколькими патентами.

По мере появления и решения задач, завод подвергался переоборудованию, пока он не был окончательно готов к производству транзисторов. К концу октября 1-ые транзисторы и устройства на их основе появились на рынке. Транзисторы 2T14 стоили около 4 тыс. йен, а диоды 1T23 около 320 йен. Несмотря на приличную цену, продавались они просто превосходно.

Морита готовился к своей 2-й командировке в США, где он хотел заключить соглашения и показать рабочий образец своего приемника. Но это была не единственная цель поездки. Что бы выйти на продажу своей продукции в Америке, компании нужно было другое имя - американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже Totsuko. А продавать продукт от компании, название которой трудно выговорить не имело смысла.

Морита и Ибука решили сменить текущее название на легко произносимое и запоминаемое. Выбор пал на латинское слово “sonus”, производная слов “скорость” и “звук”. По другой версии название компании произошло от англ. sunny boys ("солнечные ребята"; в варианте англ. sonny-boys приобрело в японском значение "малолетние гении", кроме того, Морита старался найти слово, которого нет ни в одном языке мира. Поскольку в японском звуки "сонни" напоминают слово, обозначающее неуспешный бизнес, было решено убрать одну из букв n.

Теперь у компании Totsuko было отличное международное имя. Морита хотел продавать продукцию исключительно под своим именем, поэтому если в условия получаемого заказа входило использование имени другой компании, то такие заказы отказывались выполнять.

Апрель 1955 года. В это время произошло непредвиденное событие – корпус приемников, выполненный из тонкого пластмасса, в силу жаркой погоды Америки, просто деформировался. Пришлось модифицировать продукт, с уже ориентированными потребностями. Законченный в августе TR-55 был именно таким радиоприемником, т.е. компания показала, что она может адаптировать своё производство.

Вскоре Totsuko решила собрать всех своих конкурентов из Sanyo, Toshiba Corporation, Ltd, Victor Company of Japan, Hayakawa Electric Corporation, Matsushita и Standard Co., Ltd и показать им свои транзисторы. Технология действительно была великолепной, и конкуренты согласились закупать транзисторы у Totsuko.

К 1956 году финансовый оборот компании достиг 100 млн. йен. Так портативный приемник TR-63 вышел в марте 1957 году, но такое устройство из-за своей высокой цены плохо расходилось.

Далее компания решила, что необходимо увеличить узнаваемость бренда, посредством рекламы. В этих целях компанией был куплен неоновый знак Sony , огромного размера. Её установили в Сукияабаси. Стоимость данной конструкции составила около 20 млн. йен. В новый год по экранам телевизоров показали этот знак. Так бренд компании Sony стали узнавать. И уже в январе 1958 года Totsuko официально стала корпорацией Sony.

Золотой период корпорации

Сообщение о краже 4 тыс. приемников позволили Sony оказаться в заголовках международных газет, а это говорило о том, что Sony стала заметной компанией. Только недавно, заявивший о себе бренд - мгновенно стали узнавать. За пределами Японии открывались дочерние отделения компании.

За два года с 1958-1960 г. было реализовано более 500 тыс. экземпляров компактного радио на транзисторах, но этого было не достаточно. Sony как компания, реализующая перспективные идеи, смотрела в новом направлении - телевидение. Так и сделали, уже в 1961 году был разработан TV8-301 - первый компактный телевизор. В 1968 году первый цветной телевизор Trinitron.

Уже в 1971 году мир увидел первую цветную видео кассету (тектоник видео), всего 4 года спустя Sony демонстрирует первый в мире видеомагнитофон - Betamax VCR. А 1979 год запомнился как год, когда появился знаменитый Волкман (Walkman). Этот плеер оказался настоящим взрывом, раскупленный по всему миру в 100 млн. экземплярах, став самым продаваемым устройством японской компании.

В 1981 году мир увидел первую электронную камеру, в 1982 году первый CD-проигрыватель, в 1983 году Sony совместно с компанией Philips выпустила на рынок первые компакт-диски, в 1985 году первый цифровой VTR и, венцом всего этого стал, в 1989 году заказ специально от IBM для Sony - 3.5 дюймовый дисковод, тот самый, который долгое время использовали до разработки более компактной версии в 1.4 дюйма.

1995 год ознаменовался выходом Sony на новый рынок игровых приставок с системой PlayStation. В первый уикенд в США было продано 100 тыс. PlayStation по цене $299.

Выход Sony PlayStation 2 в марте 1999 года в Японии, и только 26 октября 2000 года в Америке лишь укрепил позиции Sony на развлекательном рынке. В первые годы продаж многие покупали PlayStation 2 как дешёвый DVD-плеер – разницу между $300 и $1000+ видел каждый.

В 2004 году появилась облегченная версия PlayStation 2 - Slim. К середине 2007 года по примерным подсчетам было продано более 120 млн. экземпляров модели PS2 и 1.3 млрд. игр для неё. Несмотря на выход PS3, разработка новых тайтлов для PlayStation 2 не прекращается и по сей день.

21-го сентября 2007 года была представлена новая модель PlayStation Portable. Сохранив все основные функции модели, новая PSP-2000 получила невероятно большой для портативного устройства LCD-экран с диагональю 4,3 дюйма и широкоформатным соотношением сторон. Модель стала тоньше на 19% и легче на 33%.

В августе 2011 года компания объявила о создании совместного предприятия с Toshiba, Hitachi и японской государственно-частной компанией Innovation Network Corporation of Japan по производству компьютерных экранов для портативной техники. Как ожидается, выручка СП (70 % в нём получит INGJ), которое будет создано в 2012 году, станет крупнейшим игроком на этом рынке с годовой выручкой в $6,6 млрд

Все еще помнят, какой великой компанией была когда-то Sony, и какое влияние она оказала на нашу жизнь. Учитывая ее былые заслуги, трудно поверить, что компания вот уже 4 года подряд не получает прибыли, что в этом году, согласно официальному заявлению, планируемые убытки вырастут вдвое — до $6,4 млрд, что сегодня только 15% от ее капитала составляют чистые активы (отношение заемных к собственным средствам — 5,67), а ее капитализация в четыре раза меньше чем десять лет назад!

А ведь еще сравнительно недавно Sony была новаторской компанией и вела рынок за собой. После Второй мировой войны именно Sony создала транзисторный радиоприемник, вскоре завоевавший весь мир. Под началом одного из своих основателей, Акио Мориты, компания оставалась впереди технического прогресса, а ее руководители посвящали большую часть рабочего времени поискам того, как применить его достижения на благо обычных людей. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой». Вот только несколько достижений компании:

— Sony усовершенствовала радиоприемники на основе полупроводников в такой степени, что они превзошли по качеству ламповые приборы. Это сделало доступным надежный и недорогой качественный звук.

— Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надежный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник.

— Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей.

— Sony была одним из первопроходцев видео-технологий, выведя на рынок формат Betamax, — и лишь затем уступила JVC в войне форматов.

— Sony была пионером в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссеров-любителей.

— Sony стала пионером на рынке индивидуального культурного потребления, благодаря изобретению плейера «Walkman», который впервые дал людям возможность брать записанную музыку с собой — на компакт-кассетах.

— Sony создала приставку Playstation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок.

Мало какая технологическая компания способна похвастаться сравнимой историей успеха. Очевидцы рассказывали, что когда-то менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Для Акио Мориты финансовые результаты были именно результатами — результатами упорного труда над созданием новых товаров и формированием новых рынков. Если Sony хорошо справлялась со своей основной задачей, результаты должны были соответствовать. И так все и было.

К середине 1980-х в США началась паника по поводу абсолютного господства Sony и других японских компаний в мировом промышленном производстве. Причем не только бытовой электроники, — но и автомобилей, мотоциклов, кухонной техники, стали — число таких отраслей постоянно росло. Политики придумали для японских конкурентов подобных невероятно успешной Sony особое имя — «Корпорация Япония» — и постоянно говорили о том, как японское Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) эффективно распоряжается государственными ресурсами, чтобы «выбить с рынка» американских производителей. Пока растущие цены на бензин тормозили рост компаний из США, японские производители умудрялись превращать новые изобретения (зачастую американские) в весьма успешные бюджетные товары, и только наращивали продажи и прибыли.

Так что же случилось с Sony?

В 1950-е годы консультант Уильям Деминг убедил японских руководителей сосредоточиться на том, чтобы производить товары лучше, быстрее и дешевле, — даже в ущерб инновациям. Пользуясь послевоенной зависимостью Японии от иностранного капитала и внешних рынков, этот гражданин США заразил японскую промышленность идеями индустриализации, как она практиковалась в 1940-е — именно ему приписывается инициатива стремительного и массивного наращивания производства военной техники, которое позволило США разгромить Японию.

К сожалению, эта одержимость оставила лидеров японского бизнеса практически без навыков развития и применения инноваций в любых других областях. По прошествии времени Sony стала заложницей увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков.

Компьютеры Vaio, как бы хороши они ни были, почти не использовали технологий, рожденных в недрах Sony. Компании пришлось ввязаться в войну с Dell, HP и Lenovo, ее успех стал зависеть от игры на понижение себестоимости/цены производства компьютеров, а не от разработки новых образцов. Sony выработала для себя явно индустриально ориентированную стратегию, сосредоточенную на процессах и объемах производства, вместо того, чтобы постараться создать что-то уникальное и новое, на голову превосходящее предложения конкурентов.

В сфере мобильных телефонов Sony вступила в партнерство с Ericsson, впоследствии целиком его выкупив. Потребители снова не увидели ни новых технологий, ни попытки создать устройство, выделяющееся на фоне конкурентов. Вместо этого Sony сосредоточилась на увеличении объемов выпуска, а также на том, чтобы обойти продукты Nokia, Motorola и Samsung по цене и функциональности. Не имея никакого потребительского или технологического преимущества, Samsung, производящий свои телефоны за пределами Японии, оставил Sony с ее индустриальной стратегией далеко позади за счет более низких издержек.

Когда Sony вышла на новый рубеж конкурентоспособности, выпустив на рынок технологию Blu-Ray, ее стратегия осталась той же самой: сначала найти способ продать как можно больше устройств, работающих в новом формате. Поэтому компания не стала продавать никому саму технологию Blu-Ray. Точно так же она повела себя на рынке аудио-файлов, разработав собственный формат кодирования звука, применимый только на устройствах производства Sony. В условиях информационной экономики такой подход не мог устроить потребителей, поэтому Blu-Ray оказался убыточным начинанием, неинтересным рынку, и та же участь ждала ныне закрытую серию цифровых проигрывателей Sony.

Подобную картину мы наблюдаем практически во всех направлениях бизнеса компании. К примеру, в производстве телевизоров Sony утратила свое технологическое преимущество, когда-то завоеванное благодаря кинескопам Trinitron. В сегменте плоскоэкранных аппаратов Sony предсказуемо — и с предсказуемо плачевными результатами — применила свою индустриальную стратегию, попытавшись одолеть конкурентов за счет увеличения объемов и снижения издержек. Но поскольку эти конкуренты могли пользоваться ресурсами стран с дешевым трудом и капиталом, Sony уже потеряла на этом рынке $10 млрд за последние 8 лет. И не смотря на это, компания не собирается сдаваться и планирует придерживаться своей политики.

Нынешнее руководство Sony несет полную ответственность за поддержание этой проигрышной стратегии.

При Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а тактика индустриальной эпохи использовалась для снижения издержек. Руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому: они пришли реализовывать индустриальную стратегию. В их сознании новые продукты и новые рынки занимали подчиненное место. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.

К 2005 году Sony достигла кульминационной точки этой стратегии, поставив во главе компании неяпонца. Сэр Говард Стрингер заработал свою репутацию как начальник американского филиала Sony, который, в совершенном согласии с буквой индустриальной стратегии, сократил 30-тысячный штат работников компании на 9 тысяч (то есть, почти на треть). Для Стрингера магистральный курс развития Sony не был связан ни с инновациями, ни с технологиями, ни с новыми продуктами и рынками.

В версии Стрингера индустриальная стратегия означала одержимость сокращением издержек. Если у Мориты совещания менеджмента на 85% посвящались инновациям и рыночному применению технологий, Стрингер принес в бизнес Sony «современный» подход. Руководство Sony стало осуществляться в точном соответствии с рецептами MBA образца 1960-х годов. Сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок, сократить обновление ассортимента, сфокусировать усилия на увеличении срока службы продукта, продлении срока амортизации оборудования, и постоянно искать способы сокращения затрат. Не жалеть ничего ради этой последней цели, и вознаграждать отличившихся — в том числе щедрыми премиями.

Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Скорее его правление войдет в историю двумя волнами массовых сокращений — и это в компании (и стране), исторически приверженной политике пожизненной занятости.

Новый глава Sony только что заявил, что собирается реагировать на продолжающиеся убытки — вы угадали — новой серией увольнений. В этот раз, как считают, речь пойдет о 10 000 работников, то есть о 6% всего персонала компании. Новый генеральный директор, господин Хираи, получивший опыт ведения дел под непосредственным руководством Стрингера, продемонстрировал, что не собирается отказываться от индустриальной стратегии.

Конец Sony

Японские законы об акционерном капитале отличаются от американских и европейских. Местные компании зачастую имеют гораздо более высокий уровень задолженности. Иногда они даже могут оперировать с отрицательным показателем собственных средств — что почти во всех других странах формально означает банкротство. Так что маловероятно, что Sony в обозримом будущем инициирует процедуру банкротства.

Но стоит ли вкладывать в Sony? После 4 лет убытков, принимая во внимание веру ее руководства в индустриальную стратегиию и веру в мудрость MBA, которая предписывает уделять внимание цифрам, а не рынкам, нет причин полагать, что траектория продаж или прибылей Sony скоро поменяет направление.

Будучи для Sony наемным работником, которому грозит угодить под очередную волну сокращений, захотите ли вы работать на эту компанию? Бизнес, который систематически подражает внешним трендам в разработке продуктов, который не уделяет почти никакого внимания инновациям, и наоборот думает только об урезании затрат, вряд ли станет интересным рабочим местом. Особенно, если он почти не предлагает перспектив служебного роста.

Он будет так же малоинтересен и для поставщиков — ведь им уже известно, что каждое новая встреча с ними будет посвящена обсуждению способов дальнейшего сокращения расходов — снова, и снова, и снова.

Когда-то Sony была компанией, за которой хотелось следить. Она была новатором, раз за разом открывавшим новые рынки, почти так, как сегодня это делает Apple. Но благодаря индустриальной бизнес-стратегии и стилю руководства, заимствованному из устаревших программ MBA, пора с ней прощаться. Продавайте акции Sony.