Социальная структура общества. О каких видах социального расслоения говориться в документе? О каких видах социального расслоения

1. Прочитайте отрывок из произведения русского социолога
П. Сорокина* и ответьте на вопросы в конце текста:

«Социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как "общество равных" или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятием, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. <...> Реальная картина социальной стратификации любого общества очень сложна и путана. Чтобы облегчить процесс анализа, следует учитывать только основные, самые главные свойства, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины.»


*Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество» (серия «Мыслители XX века»). – М., 1992. –
С. 302 – 373. (текст адаптирован) // материалы Интернета, см.: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_strat_mobile.html

Вопросы:

1. Какое определение социальной стратификации предлагает П. Сорокин?

2. Является ли социальная стратификация объективным явлением? Какие доводы в пользу этого утверждения приводит автор текста?

3. Какие критерии социальной стратификации предлагает использовать П. Сорокин?

2. Прочитайте отрывок из произведения Р. Мертона «Социальная структура и аномия» * и ответьте на вопросы в конце текста:

«В социологической теории существует заметная и настойчивая тенденция относить неудовлетворительное функционирование социальной структуры в первую очередь на счёт присущих человеку повелительных биологических влечений, которые недостаточно сдерживаются социальным контролем. С этой точки зрения социальный порядок – всего лишь инструмент для «регулирования импульсивных действий», «социальной переработки» напряжений. Следует отметить, что эти импульсивные действия, прорывающиеся сквозь социальный контроль, рассматриваются в качестве проявления биологически обусловленных влечений. Предполагается, что стремление к неподчинению коренится в самой природе человека. Подчинение, таким образом, представляет собой результат либо практического расчета, либо механического кондиционирования. Эта точка зрения, не говоря уже о ее прочих недостатках, явно не дает ответа на один вопрос. Она не дает основы для определения тех условий небиологического характера, которые стимулируют отклонения от предписанного типа поведения. Мы исходим из предположения, что определенные фазы социальной структуры порождают обстоятельства, при которых нарушение социального кодекса представляет собой «нормальный» ответ на возникающую ситуацию.

<...>. Мы намерены в первую очередь показать, как некоторые социальные структуры оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их скорее на путь неподчинения, чем на путь поведения, сообразующегося с общепринятыми правилами. Среди элементов социальной и культурной структуры особую важность для нас имеют два элемента. Аналитически они разделимы, хотя в конкретных ситуациях они нераздельно переплетаются. Первый элемент состоит из целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой. Они составляют сферу устремлений. Указанные цели более или менее интегрированы и включают в себя различные степени престижа и эмоций. Они составляют основной, но не единственный компонент того, что Линтон удачно назвал «схемой группового существования». Некоторые из этих определяемых культурой устремлений имеют отношение к первичным влечениям человека, однако они не определяются ими. Вторая фаза социальной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей. Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Этого рода регулятивные нормы и моральные императивы не обязательно совпадают с нормами, определяющими техническую целесообразность или эффективность этих способов. <...> Выбор подходящих средств ограничен институционными нормами.

Когда мы говорим, что эти два элемента – определяемые культурой цели и институционные нормы действуют совместно, мы не подразумеваем при этом, что соотношение между альтернативными способами поведения и целями является неизменно постоянным. Значимость определенных целей может изменяться независимо от степени значимости институционных средств.»

*Мертон, Р. Социальная структура и аномия / перевод с французского Е.А.Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий // Социология преступности (Современные буржуазные теории). – Москва: Издательство «Прогресс», 1966. / материалы Интернета, см. : http://scepsis.ru/library/id_632.html.

Вопросы:

1. Какие социальные механизмы контроля над поведением индивида описаны в цитируемом отрывке?

2. Что такое «социальный контроль»?

3. Чем, по мнению Р. Мертона, ограничены способы достижения групповых целей в рамках общества (культуры)?

3. Прочитайте отрывок из произведения Р. Мертона «Социальная структура и аномия»* и ответьте на вопросы в конце текста:

«В любом обществе одновременно существует индивидуальная и групповая мобильность. Возможности продвижения вверх для групп или индивидов обусловлены особенностями системы стратификации, т.е. тем, какое значение придается приписанному (предписанному) и достигнутому статусам. Приписанный (предписанный) статус связан главным образом с такими унаследованными факторами, как семейное происхождение, возраст, пол, раса и место рождения. Наследник крупного состояния и негр, проживающий в городском гетто, имеют разные приписанные статусы. Достигнутый статус определяется тем, что человек осуществил, например, получил степень доктора в Гарварде.

Когда институты общества придают главное значение приписанному статусу, проявляются тенденции к коллективной или групповой мобильности. Один из лучших примеров – кастовая система в Индии. Исторически сложилось так, что в Индии каждый человек с момента рождения принадлежал к определенной социальной касте и оставался в ней до конца жизни – возможность перехода из одной касты в другую была очень незначительной. Каждый аспект жизни формировался на основе кастовой принадлежности. Возможности вступления в брак, выбора работы, особенности ритуалов и даже похорон были предопределены от рождения.

Хотя в этой системе почти отсутствовала индивидуальная мобильность, отдельным группам удавалось изменить свой социальный статус и уровень престижа. Коллективная мобильность происходила в случае, когда более крупная каста распадалась на субкасты. Например, существовавшие в течение долгого времени кхатики (первоначально – каста мясников) разделились, образовав отдельные касты: торговцев свининой, каменщиков, мастеров по изготовлению канатов и торговцев фруктами. Новые касты, считавшие свой труд более престижным, чем торговля мясом, придумали для себя новые названия и отказывались вступать в брак с членами первоначальной касты.

Кастовая система в Индии оказалась очень устойчивой. Даже теперь, когда под влиянием западных ценностей и социальных институтов открылись возможности индивидуальной мобильности, кастовая мобильность сохраняется в несколько измененной форме.

В обществах, где придается более важное значение достигнутому статусу, преобладает тенденция к индивидуальной мобильности. Америка в этом отношении представляет собой типичный пример.»

*Смелзер, Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 608 с. / (текст из раздела II. «Социальное неравенство», главы 9. «Неравенство, стратификация и класс») // Использованы материалы Интернета см.:http://scepsis.ru/search/search.php?q=Смелзер Н., труды&p=1

Вопросы:

1. Какие виды мобильности называет социолог в данном отрывке текста?

2. Какие виды социальных статусов упоминаются в тексте?

3. Как тип общества, по мнению Н. Смелзера, влияет на преобладание того или иного вида социальной мобильности?

4. Какая мобильность преобладает в обществах традиционного типа (подобного обществу Индии)?

5. Какой вид мобильности преобладает в обществах индустриального (либо постиндустриального) типа?

6. Какая связь, по мнению Н. Смелзера, наблюдается между социальным статусом и социальной мобильностью?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На основе опубликованных данных последней переписи населения (2009 г.) в Республике Беларусь составьте сообщение о социальной стратификации белорусского общества. За основу возьмите следующие критерии: пол, уровень образования, место жительства (город, село), возраст, национальность.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1. Экономическая стратификация современного общества Беларуси.

2. Теория элит как один из вариантов стратификационного подхода.

3. Средний класс в обществе.

4. Место молодёжи в социальной структуре общества.

5. Мобильность в современном обществе.

1. Беляева, Л.А. Социальные слои России: опыт кластерного анализа / Л.А Беляева // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 57 – 64.

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

3. Анурин, В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 3 – 15.

4. Сапелкин, Е.П. Социально-профессиональная стратификация и мобильность молодёжи в трансформирующемся обществе / Е.П. Сапелкин // Социология. – 1999. – № 4. – С. 87 – 90.

5. Скутнева, С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодёжи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 88 – 94.

6. Нагайчук, А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики / А.Ф. Нагайчук // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 48 – 53.

7. Шавель, С.А. Социальная дифференциация и способы её регулирования / С.А. Шавель // Социология. – 1998. – № 4. – С. 32 – 39.

8. Терещенко, О.В. Социальная стратификация и социальная мобильность: основные понятия и подходы / О.В. Терещенко, С.В. Сивуха // Социология. – 1998. – № 4. – С. 75 – 79.

9. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов – Минск: Бел. навука, 2006. – 591 с.

10. Новикова, Л.Г. Социальное расслоение в современной Беларуси: основные характеристики уровня жизни / Л.Г. Новикова, С.Ф. Сидоренко // Социология. – 2003. – № 4. – С. 41 – 52.

11. Зиновский, В.И. Об основных изменениях уровня материального благосостояния населения Республики Беларусь за 1990 – 2002 гг. / В.И. Зи­новский // Социология. – 2003. – № 4. – С. 17 – 25.

12. Таранова, Е.В. Экономическое неравенство и социальная конкуренция: анализ взаимосвязи / Е.В. Таранова // Социальное знание и белорусское общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Минск, 3-4 декабря 2009 г. (К 20-летию институционализации социологии в Беларуси и 20-летию создания института социологии НАН Беларуси) / редкол. И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 43 – 49.

13. Денискина, А.Н. Специфика формирования среднего класса в Беларуси / А.Н Денискина // Социальное знание и белорусское общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Минск, 3-4 декабря 2009 г. (К 20-летию институционализации социологии в Беларуси и 20-летию создания института социологии НАН Беларуси) / редкол. И.В. Котляров (гл. ред.)
[и др.]. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 154 – 156.

14. Пушкин, А.Л. Техногенные и социальные риски в развитии белорусского общества / А.Л. Пушкин // Социальное знание и белорусское общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Минск, 3-4 декабря 2009 г. (К 20-летию институционализации социологии в Беларуси и 20-летию создания института социологии НАН Беларуси) / редкол. И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 237 – 240.

15. Соколова, Г.Н. Роль социальной политики в экономической стратификации общества / Г.Н. Соколова // Кафедре социологии БГУ – 20 лет: 1989 – 2009: Сборник научных трудов / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 111 – 121.

От Гость >>

работа с документом.

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1) О каких видах социального расслоения говорится в документе?

3) Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

4) Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания структуры современного общества?

  1. В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.
  2. Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.
  1. Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

    Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована* что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?
  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
  4. Какой вывод из прочитанного текста молено сделать для понимания социальной структуры современного общества?

Вопросы для самопроверки

  1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
  2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
  3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
  4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
  5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
  6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
  7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
  8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
  9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
  10. В чем состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Задания

  1. Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нем рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?
  2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.
  3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?
  4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте материал из газет и других средств массовой информации.

Мысли мудрых

«Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом».

О. де Бальзак (1799-1850), французский писатель

Современное общество стало открытым. В нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с oдной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате aктивизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социальнoгo положения. Например, переход с одного государственнoгo предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Сюда же иногда относят и перемещения людей в географическом пространстве без изменения cвoeгo статуса. Например, переезд из одного гoрода в другой, от места жительства к местам работы, покупок, развлечений, отдыха .

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К вocходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, нaпример, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение eгo в нaeмнoгo рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами coциальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике .

Социальные интересы

Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в cвoей основе их потребности. (Вспомните, что вы уже знаете о потребностях человека.) Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде вceгo это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направленности интересы можно разделить на экономические, coциальные, политические, духовные.

Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют coциальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - ее направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян и фермеров в результатах cвoeгo труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении cвoeгo языка, своих традиций . Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей peшений. Такими средствами мoгyт быть письма и личные обращения представителей группы в opгaны власти, выступления в средствах массовой информации , проведение демонстраций, маршей, пикетирования и других акций coциального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определенные целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в opгaны власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных coциальных интересов является деятельность парламентских групп при принят ии законов страны и других решений.

Стремление людей участвовать в процессах, определяющих их жизнь, ведет к превращению социально-групповых интересов в политический фактор развития общества.

Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии. Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нepeдко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении.

Активность социальных групп, связанная с удовлетворением своих интересов, проявляется и в межгосударственных отношениях. Яркий пример этого явления - защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.

Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет coздать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений.

Практические выводы

1 в условиях cовpeмeннoгo Oткpытoгo общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

2 Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.

3 Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги pyccкoгo социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Copoкнна «Человек. Цивилизация . Общество».

Если экономический статус членов нeкoeгo общества нeодинаков, если среди них имеются как имущие, так и нeимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от тoгo, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать peальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные paнги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены кaкoгo-тo общества разделены на различные группы по роду их деятельности,
занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного paнгa и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от тoгo, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества? 3. Можно ли на ocнoвании документа утверждать, что социальное нepaвeнство проявляется в обществах разного типа?
4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры cовpeмeннoгo общества?

Вопросы для самопроверки

1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
з. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
10. В чем состоит практическое значение знаний о coциальной структуре общества?

Домашнее задание

1. Национальный Демократический институт США издал мeтодическое пособие «Как победить на выборах?». В нем peкомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры cвoeгo избирательногo oкpyгa. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как мoгYт отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в oкpyгe?

2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем . Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте мaтeриал из газет и других средств массовой информации.

Социальная структура и социальные отношения

Когда вы только начинали изучать обществознание, то знакомились с таким понятием, как общество, и вы должны знать, что это довольно сложная организация, в которой взаимодействуют между собой люди, группы, классы, прослойки и т.д.

А что такое структура общества? Структурой общества называют такие коллективные и индивидуальные отношения, которые складываются между разными социальными группами людей.

А вот, социальной структурой, называют устойчивую взаимосвязь различных элементов, которые составляют внутреннее строение данного общества.

Как правило, такими социальными элементами в структуре общества можно считать персоны, которые имеют определенный статус и выполняют определенные роли в социуме. Эти группы людей объединяются по своим статусным признакам в социальные, территориальные, этнические и другие общности.

К социальным группам, как правило, относятся такие объединения людей, которые имеют какие-то сходные признаки. К таким признакам можно отнести совместную деятельность, общие интересы или какие-то определенные ценности.

Кроме того, социальные группы могут образовываться в зависимости от их положения в обществе, уровня образования, профессии или материального положения.

То есть, можно сказать, что социальная структура делит общества людей, в зависимости от различного их положения и по различным критериям.

Изучая эту тему, у вас может возникнуть такой вопрос, так зачем нам нужно изучать разные социальные группы. Что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос:

Во-первых, имеющиеся в определенном обществе социальные группы прикладывают определенные усилия для общественного развития и способствуют происходящим изменениям в обществе, в котором они находятся;
Во-вторых, можно сказать, что в зависимости от того, какой характер носит та или иная социальная группа, напрямую зависит и качество деятельности всех социальных сфер в определенный период истории;
В-третьих, в зависимости от того, какие группы преобладают в том или ином обществе и какое они положение в нем занимают, исходя из этого, и формируется тип общества, его экономическое и политическое положение.

И от того, что мы будем знать ответы на эти вопросы, мы сможем понять, почему социальные институты функционируют не так, как бы нам хотелось и почему мы не получили тот тип общества, к которому стремились.

А знали ли вы, что на Руси, до правления Петра Первого, не существовало такого понятия, как «сословие». А само это слово «сословие», вначале обозначало коллегию или корпорацию и лишь в девятнадцатом веке стало обозначать какие-то определенные группы людей.

На Руси получить среднее или высшее образование могли лишь дети дворян и духовенства, да и то, оно имело четкое разделение по половому признаку. Для мужской части населения были открыты двери в различные гимназии, училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. А вот для девочек существовали женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища, да и в них объем знаний значительно отличался от заведений для мальчиков, так как считалось, что женщинам быть образованными совсем не обязательно.

А известно ли вам, что на Русы мужчины также прокалывали уши? Оказывается, по наличию серьги в ухе казака можно было определить, какое место он занимал в роду. Если молодой человек носил серьгу в левом ухе, то всем было известно, что он был единственным сыном у матери-одиночки. Наличие серьги в правом ухе указывало на то, что это юноша, рожденный в семье последним, и до него наследника по мужской линии не было. Если же юноша имел серьги в обоих ушах, то это говорило о том, что ребенок в семье единственный.

Аннотация. Учебное занятие посвящено теме «Социальная структура и стратификация. Средний класс и его роль в обществе. Сущность социального неравенства». Методика проведения учебного занятия обеспечивает установление эмоционального контакта с учащимися, повышение их учебной мотивации, формирование прочных знаний. Использование интерактивных методов направлено на развитие творчества, фантазии, коммуникабельности, становление активной жизненной позиции учащихся.

Ключевые слова: социальная структура и стратификация, социальный лифт, вертикальная и горизонтальная социальная мобильность, исторические формы социальной стратификации, открытое и закрытое общество, средний класс.

Тема занятия: социальная структура и стратификация. Средний класс и его роль в обществе. Сущность социального неравенства.

Цель занятия: сформировать знания о социальной структуре, стратификации, среднем классе, его роли в обществе, сущности социального неравенства.

Ход занятия:

1. Организационный момент , во время которого сообщается тема занятия, ставятся цели и задачи, отмечаются отсутствующие.

2. Актуализация знаний .

Знания учащихся проверяются посредством использования интерактивного метода «Алфавит» . Педагог называет метод и поясняет правила его реализации: участникам предлагается вспомнить термины и заполнить технологическую карту: вписать маркером на ватмане или мелом на доске в каждую строку термин, начинающийся с соответствующей буквы алфавита. При необходимости педагог может предложить раскрыть суть термина. Пример заполнения технологической карты:

антропогенез, аномия

семья, сознание, социализация

брак, бессознательное

творчество

взаимодействие, время, виртуальность

уфологическая

философия

девиация, движение

естественная убыль населения

ценности

индивид, институт

Кант, Конт, коллектив

личность, лидер

миф, микротеос, материя

пространство

революция, реформы

3. Изложение нового материала осуществляется в виде лекции с использованием презентации по следующим вопросам:

  1. Понятие социальной стратификации. Сущность социального неравенства.
  2. Понятие социальной мобильности.
  3. Исторические формы стратификации.
  4. Средний класс и его роль в обществе.

Слайд 1. Презентация . Социальная структура и стратификация

Слайд 2. Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Наше общество делится на слои? По каким признакам это деление осуществляется, мы узнаем из первоисточника. Вашему вниманию предлагается текст П. Сорокина.

Учащиеся читают текст, затем отвечают на вопросы.

Документы

Из книги американского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от тoгo, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от тoгo, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?
  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
  4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры современного общества?

Слайд 3. Страта (лат. stratum – слой, пласт) – общественный слой, группа людей, объединенных каким-либо социальным признаком (имущественным, профессиональным, должностным и т. д.).

Социальная стратификация – расчленение общества на страты, выделяемое по уровню дохода, власти, образования, престижа.

Слайд 4. Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.

Слайды 5–9. Существует два основных вида социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование – пример нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Слайд 10. Социальный лифт – условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность.

«Социальные лифты»:

1) кризисное общество (революции, войны, завоевания);

2) нормальное общество (армия, церковь, семья, брак, школа, собственность).

Слайд 11. Армия функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Слайд 12. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Гиббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII – сын плотника. Социолог П.Сорокин изучил биографию 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти служителей церкви освободившиеся места должностных лиц заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Слайд 13. Школа, институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П.Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29 % случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Слайд 14. Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Слайды 15–22. Слайды иллюстрируют тип мобильности, который определяют учащиеся, проработав текст.

Задание

Прочтите текст и определите, какой вид мобильности совершил индивид.

1. Высоцкий Михаил Степанович начал трудовую деятельность в 1946 году на Минском автомобильном заводе слесарем-сборщиком. Сегодня нам он известен как создатель белорусской школы конструирования и исследования грузовых автомобилей. Академик Национальной академии наук Беларуси, Герой Беларуси. В 1997 году международный Биографический центр в Кембридже на основе экспертных оценок присвоил ему почетное звание «Человек года–1997» с вручением Медали Чести за выдающиеся достижения. Его имя включено в 25-е издание «Словаря международных биографий» как выдающегося деятеля науки. Американский Биографический институт включил имя академика М.С. Высоцкого в список 5000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки в XX веке.

2. Джиа Мари Каранджи – американская модель, одна из первых супермоделей в мире. С появлением первых значительных заработков Каранджи стала завсегдатаем самых модных клубов Нью-Йорка. Постепенно Джиа начала принимать наркотики. Весной 1983 года модельная карьера Джии была окончательно завершена. Во время работы над фотосессией в Северной Африке ее в очередной раз застали за употреблением наркотиков. Каранджи заставили собрать вещи и вернуться домой. Через 3 года аморального образа жизни супермодель скончалась.

3. Луис Барт Майер родился в еврейской семье в Минске Эмигрировал с семьей, опасаясь антиеврейских погромов. Молодые годы провел в нищете. Сейчас известен как один из первых кинопродюсеров, руководитель и основатель голливудской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» и американской Академии кинематографических искусств и наук, ежегодно вручающей главную кинопремию «Оскар», также предложенную им.

4. Оскар Уайльд при жизни был достаточно популярен, его литературные труды хорошо продавались. В 1895 году Уайльда осудили на 2 года. Заключение сломало несчастного. Друзья отвернулись от него, жена изменила фамилию свою и сыновей. Выйдя из тюрьмы, Уайльд тоже изменил свое имя и фамилию, уехав во Францию. Все деньги, остававшиеся на карманные расходы после покупки еды и ночевки, писатель тратил на выпивку. Спустя три года Уайльд простудил и заразил ухо, переночевав в плохую погоду на улице. Не лечился и умер в дешевой гостинице от менингита. Доктора вызывали, но заплатить ему было нечем.

5. Выдающийся французский актер Жерар Депардье родился в простой крестьянской семье – его отец даже не умел читать и писать. Финансовое положение семьи было нелегким – помимо Жерара было еще пятеро детей. Из-за нищеты, недостатка внимания и общения у мальчика начались проблемы с речью. Жерар заикался и был нелюдимым, что позже привело к тому, что он бросил учебу и некоторое время работал наборщиком в местной типографии, а вскоре серьезно увлекся боксом. Несовершеннолетним он ввязался в криминальные аферы и его поставили на учет в полиции. Случайно Депардье попал на актерские курсы, где заметили его талант.

6. Сергей Шевкуненко родился в «киношной» семье. Его отец работал директором Второго творческого объединения киностудии «Мосфильм», мама там же. В 1973 году Сергей снялся в фильме «Кортик», в 1974 – в «Бронзовой птице», в 1975 – в фильме «Пропавшая экспедиция». Однако уже на момент съемок «Кортика» 13-летний Шевкуненко состоял на учете в детской комнате милиции и имел серьезные проблемы с алкоголем. После окончания восьми классов средней школы Сергей не захотел продолжать учебу. В 1975 году после очередной драки его отправляют в специальное ПТУ. В марте 1976 года он вновь участвует в драке и на этот раз приговаривается к году лишения свободы. Выйдя на свободу, Шевкуненко занялся бизнесом. В короткий срок сколотил бригаду, которая стала контролировать ряд точек в районе Мосфильмовской улицы. Бригада вошла в состав Осетинской преступной группировки, которая специализировалась на бандитизме, вымогательствах и похищении людей. Она также известна своими удачными финансовыми операциями. 11 февраля 1995 года Шевкуненко был убит в своей квартире вместе с матерью.

7. Эминем жил в трейлере со своей младшей сестрой и мамой. Семья проживала в Детройте, основное население которого составляли афроамериканцы, поэтому были часты случаи избиения «белого» Эминема. После одного из таких случаев он не мог прийти в себя более 10 дней.

Слайды 23–28 . Иллюстрируются формы исторической стратификации.

Задание

Учащиеся самостоятельно в группах по 5 человек рассматривают формы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Затем представитель каждой группы подводит итоги работы.

Исторические формы стратификации

Можно выделить три основные системы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Исторически первым типом социальной стратификации было рабство. Оно возникло еще в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. Рабство – это социальная, экономическая и юридическая форма закрепощения людей. Для рабовладельческого общества характерны крайняя степень неравенства и полное бесправие.

Двумя историческими формами рабства являются – патриархальное, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи (жил вместе с хозяевами, участвовал в общественной жизни, мог вступить в брак со свободными и даже мог наследовать имущество хозяина). Убийство такого раба считалось преступлением; классическое рабство, при котором раба окончательно закабаляли: он жил отдельно от хозяина, ни в чем не участвовал, не имел права вступать в брак и иметь семью. Хозяин мог продать его как скотину или другую собственность и даже убить.

Рабовладение – единственная в истории форма социального расслоения, при которой один человек превращает другого в свою собственность и лишает его всяческих прав и свобод на законном основании. В кастах, сословиях и классах этого нет.

Касты (от португальского «чистый») – это такие социальные группы или страты, членством в которых человек обязан исключительно своим рождением. Вместе с членством человек получает и наследственные занятия, и профессию. Классическая кастовая система характерна для индийского общества.

Видео «Рабство»

В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основных: брахманов, или жрецов (коло 3 % населения), кшатриев, потомков воинов и вайшья (торговцев) (около 7 % населения), шудра, или крестьян и ремесленников (70 % населения) и хариджан, или неприкасаемых (уборщики, мусорщики, кожевники, свинопасы), которые составлявшие 20 % населения.

У каждой касты существует своя драхма – свод предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Согласно драхме девушка может стать женой только члена своей касты, так как жених и невеста воспитаны в одной и той же драхме.

Кастовый строй разделяет индийское общество на горизонтальные слои, столетиями изолированные друг от друга системой запретов взаимного общения, перемены профессии, взаимных браков. Члены высоких каст не должны общаться с членами низких – ни есть вместе, ни пить из их рук, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. О принадлежности человека к той или иной касте говорит даже тип одежды. Жилище, пища, даже посуда для ее приготовления строго определены законами драхмы каждой касты.

Попытки выдать себя за члена другой касты немедленно разоблачаются в таких условиях. Они наказываются исключением из касты. Отверженные (хариджане) лишаются всех прав пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом своего скота. Касты, связывая людей сотнями нерасторжимых уз, превращались в мало изменяющийся в течение столетий замкнутый социальный организм.

Сила вековых традиций настолько велика, что даже отмена каст в 1950 году не могла устранить кастовую систему полностью и она продолжает быть частью повседневной жизни Индии.

Видео «Касты»

Следующим типом социальной стратификации является сословное деление общества. Сословия – это социальная группа, обладающая закреп-ленными в обычаях или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление существовало в феодальных обществах с IV по XIV век. Как и в кастах, в них существовала иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий людей.

Европа на рубеже XIV–XV веков была классическим образцом сословной организации. Общество делилось на два высших сословия (дворянство и духовенство) и низшее третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X–XIII веках третье сословие составляло крестьянство. В основе деления на сословия была собственность на землю.

Юридические законы определяли права и обязанности каждого сословия. Возможным было лишь перемещение внутри сословий. Каждое сословие включало в себя множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. На государственную службу могли претендовать лишь дворяне. Воинским сословием (рыцарством) считалась аристократия.

Промышленная революция XVIII–XIX веков, процессы индустриализации и урбанизации разрушили феодально-сословную и клановую систему и привели к формированию классового строя. Понятие «класс» появилось лишь в XVIII веке.

Класс – это большая социальная группа людей, владеющих или не владеющих средствами производства, в зависимости от этого занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

В отличие от кастовых, сословных систем классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется на экономической основе – на деньгах и материальной собственности. Хотя принадлежность индивида к классу, его социальный статус также определяется при рождении, наследуется от родителей, однако на протяжении жизни индивида он может измениться в зависимости от того, чего он сумел достичь в жизни.

В противоположность кастам и сословиям, классы оставляют всегда возможность совершенно свободного перехода отдельных личностей из одного класса в другой. Для классовой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ, создающая возможности и условия для социальной мобильности, т. е. для перемещения индивидов по социальной лестнице.

Учащиеся заполняют таблицу

Слайд 29. В современной науке выделяются три класса – высший, средний и низший.

Уильям Ллойд Уорнер (1898–1970). Позиция в социальной структуре (статус) зависит от уровня образования, рода занятий, величины состояния и дохода.

Высший

Высший слой высшего класса – это богатые аристократы

Низший слой высшего класса – это миллионеры в первом поколении, которые часто связаны с преступным миром, выставляют напоказ свое богатство, обладают сильным характером и феноменальной предприимчивостью.

Средний

Высший слой среднего класса – это высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы) и деловые люди (владельцы капитала). Эти интеллектуалы сумели осуществить выдающееся изобретение и получить большую прибыль от его продажи.

Низший слой среднего класса – это канцелярские служащие, секретари, кассиры, рядовые врачи, школьные учителя.

Низший

Высший слой низшего класса – это квалифицированные рабочие. К ним относятся квалифицированные электрики, слесари по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики, сварщики, токари, водители автомобилей и т. д.

Низший слой низшего класса – это бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные.

Задание

1. Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нем рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как Вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Аристотель в своей работе «Политика» зафиксировал наличие трех слоев в античном городе – государстве, полагая при этом, что только тогда государство будет гармонично развиваться, когда в нем будут преобладать люди среднего достатка. Это преобладание, по мнению Аристотеля, позволяет умерить, с одной стороны, безмерную алчность богатых, а с другой – агрессивность бедных.

Согласны ли Вы с Аристотелем, почему?

Слайд 30. Средний класс – социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Ресурсы, которыми располагает средний класс, достаточны для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью.

Функциями среднего класса традиционно считаются стабилизация общества и воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Слайд 31. В современной социологии принято различать следующие подходы к определению среднего класса: объективный (подход на основе уровня материального благосостояния и ресурсный подход), субъективный (на основании самоотнесения людей к среднему классу) и их комбинацию.

Слайд 32. Подход на основе уровня материального благосостояния

Данный подход связан с представлением о среднем классе как о массовом социальном субъекте, который характеризуется сравнительно высоким жизненным стандартом и уровнем потребления.

Слайд 33. Рассуждая о специфике «становящейся» белорусской социальной структуры переходного социума, следует учитывать следующие ее принципиальные черты:

  • неустойчивость, т. е. подверженность распаду на несколько независимых измерений, когда отсутствует связь между различными стратификационными критериями;
  • многоукладность, при которой старые слои и классы советского общества соседствуют с новыми;
  • мозаичность, когда в разных секторах экономики наблюдаются автономные системы социальной стратификации.

Слайд 34. Белорусские социологи стратифицируют современное белорусское общество следующими показателями: богатые (1,5 %), состоятельные (5–6 %), обеспеченные (7 %), среднеобеспеченные (14 %), малообеспеченные (17 %), бедные (44 %), нищие (7 %).

4. Выявление правильности восприятия нового материала

Для выявления правильности восприятия нового материала после изложения материала проводится обсуждение с использованием интерактивного метода «Сочиняем рассказ».

5. Рефлексия . Задачи: определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью; выяснить наличие интереса к изучению программы, перспективы совместной деятельности.

«Рефлексивная мишень»

  1. На интерактивной доске изображена мишень, которая делится на четыре сектора
  2. В каждом из секторов записываются параметры.
  3. Каждый участник маркером четыре раза «стреляет» в мишень, делая пометку, которая соответствует его оценке состоявшегося взаимодействия. Если участник низко оценивает результаты, то пометка ставится им в «молоке» или в поле ноль, если выше – в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то пометка ставится в «яблочке».
  4. После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил», педагог предлагает нескольким участникам проанализировать ситуацию.

6. Сообщение домашнего задания . В качестве домашнего задания предлагается изучить материалы конспекта, составленного на занятии. Дополнительно: 1. А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов, «Основы социологии и политологии», с. 114 – 121; 2. Эссе от первого лица. Представьте, что Вы представитель одного из типов исторической стратификации: касты, слоя, рабства, сословия (по выбору). Опишите устройство Вашего общества, трудности, с которыми Вам приходится сталкиваться.

Барткевич, Т.О. Методическая разработка урока по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук» // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2015. – 3(4).
Режим доступа:
Дата доступа: 24 Января 2020