Узбекский нож. Виды и характеристика национальных узбекских ножей пчаков Узбекский нож название

Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.


Это — самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак».

Кто-то еще добавит: «Шархон».

Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3).

В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки – для работы, из нержавейки – для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.

Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.

Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная – только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.

В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках.

Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам).

С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет — просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:



«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов — это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно – узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.

«БРИНЧ» — полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).




«ЧАКМОК» или навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» — черен, рукоять.

Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину – это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»

«ТАМГА» — клеймо

Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно – даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).

В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками – крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна – древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож – незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни.«Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть – все можешь!» – сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего — резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия.

Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но… только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век – это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием.

Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается.

Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный — не получил бы такого распространения!

Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.

Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)

Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).

Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».

В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу – снятие шкуры, обвалку.

Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется – на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» — полуконвертом.

Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.

«Старококандский» — клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.

Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.

«Толбарги» — мясницкий нож для разделывания туш животных,

«казахча» — для разделки рыбы.


Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.

Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.

Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).

Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:

«Толбарги»

Ну и еще фото ножей из Ташкента

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»

Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки».

Это ножи из СУАР (Синдзянь –Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи – название закрепилось по центру производства – городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!

Старобухарский. Уйгурские мастера

Афганка. Уйгурские мастера.


Старококандский. Уйгурские мастера.

Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.

Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) – для женщин.

Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака.На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.

Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, –накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде – прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент — только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде – определенный орнамент или клеймо)

Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.

На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»

Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал нож где-то 17-18 века

Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте – золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер – ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто — высший пилотаж!»): — клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все — десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.

Получился вот такой нож:


Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи – и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф, видимо, будет удобней. Но для дома…

Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.

То есть получили отличный универсал.

Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два – кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.

Нож из Бухары. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»

Замечу, что «музейный» экспонат назван просто – «Нож из Бухары»

Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:

Пчак старый. Бухара

Пчак. Бухара.

Бухарский кард

Бухарский кард

Пчак бухарский с бирюзой

Пчак Афганистан

Персидский кард

Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.

Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.

С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард – это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него, как правило, упрочняется.

Так что я считаю, что у меня – пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.

Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак – это никак не бренды, а просто названия одного изделия – ножа – на разных языках («печак» — по-татарски, «пичок» — по- узбекски, «пшах» — по-азербайджански, «корд» — по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы – к другой, тюркской)

Есть еще «бычак» — карачаевский нож (см. статью «Бычак – нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники — балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.

Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)

Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:

Национальный узбекский нож (пичок, или пчак)

Национальный таджикский нож (корд)

Национальный уйгурский нож (пчак)

Национальный карачаевский нож (бычак)

Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год

Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)

В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.

С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).

На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»

В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»

Так, известный мастер Комилжон Юсупов, посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.

Усто Бахром Юсупов

Усто Бахром Юсупов

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.

Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).

Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…

Усто Абдувахоб и его ножи:


Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.

Усто Улугбек

Усто Абдурашид

Усто Абдурашид

И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.

Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:

— хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;

— хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;

— чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;

— отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;

По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».

Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова

Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды

Правда, есть небольшой нюанс – мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая (по сравнению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее…

Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.

Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:

Геннадий Прокопенков


Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54

Дмитрий Погорелов

Сталь CPM 3V , HRC – около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный

Мастерская Межова

Нож С.Кутергина и М. Нестерова

Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59

Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Златоустовские оружейники

Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм,ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять – орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего

ОружейникЪ

Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.

Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.

Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты – сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.

Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже, чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.

В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось

Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!

Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.

Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум «RusKnife»

Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову («Дукан Востока») и Александру Мордвину («Пчак- ножи ручной работы»)

Взято с сайта CookingKnife.ru

Большой интерес для коллекционеров представляет узбекский нож, который отличается универсальностью в использовании, имеет богато украшенную ручку и хорошее качество изготовления. Такой шикарный клинок станет отличным подарком для каждого, кто по достоинству ценит холодное оружие. На сегодняшний день известно множество разновидностей пчака - от ножей для использования на кухне, до богато украшенных моделей для коллекционеров.

Описание ножа

Узбекский нож или как его еще называют пчак - это традиционное оружие среднеазиатских народов, с широким клинком необычной формы и односторонней заточкой. Изготавливаются такие клинки из высокопрочной углеродистой стали, ручка может быть сделана из древесины, металла, рога или костей экзотических животных. Носится пчак в прямых широких кожаных ножнах и пользуется популярностью в странах Средней Азии, где встречаются многочисленные вариации этого оружия, отличающиеся пропорцией лезвия и орнаментом.

К особенностям клинка относят следующее:

  • Необычная форма лезвия.
  • Односторонняя заточка.
  • Деревянная и костяная ручка.
  • Богато украшенная рукоятка.

Длина узбекского пчака обычно составляет 12−27 см. Толщина рукоятки 6−7 мм. Сечение клинка обычно сужается от обуха к лезвию. Оригинальная геометрия лезвия позволяет с легкостью резать продукты, при этом клинок отлично сбалансирован. Он имеет оптимальные весовые характеристики, удобно лежит в руке, а благодаря расширенной рукоятке подойдет людям с большой и средней по размеру ладонью.

История создания

Узбекский пчак - это модифицированный азиатский нож , который был известен еще в IV веке до нашей эры. В дальнейшем распространение получили несколько разновидностей такого оружия, наибольшей популярностью из которых пользовался именно пчак. Такой клинок чрезвычайно эффективен, универсален в использовании и при этом имеет привлекательный внешний вид. С одинаковым успехом это оружие может использоваться как в быту на кухне, так и рассматриваться в качестве боевого.

По одной из версий такое оружие с оригинальной формой клинка появилось во времена покорения Российской империей Узбекистана и всей Средней Азией. Новые власти, опасаясь волнений и мятежей среди местного населения, запрещали им различные виды холодного оружия. Необычная форма лезвия позволяла использовать нож исключительно для приготовления пищи или в быту, а вот для использования в боевых целях такой клинок не подходил, он был разрешен только в Азии и на Кавказе.

Сегодня наибольшей популярностью пользуются декоративные модели, которые имеют богатую резьбу по лезвию и оригинальные рукоятки, выполненные из кости или рогов экзотических животных. Ранее самыми качественными и дорогими считались узбекские ножи, которые изготовлены мастерами вручную. Такое оружие изготавливается крупнейшими оружейными мастерскими, на которых следуют многовековой традиции, соблюдая все пропорции и особенности классического пчака.

Преимущества и недостатки

Коллекционеры ценят узбекские ножи за их невероятную красоту и энергетику. Лучшие экземпляры могут иметь стоимость в несколько тысяч долларов, они изготовлены известными мастерами и представляют собой настоящие произведения искусства.

К преимуществам этих ножей можно отнести следующее:

  • Универсальность использования.
  • Стильный внешний вид.
  • Долговечность и прочность.

Недостаток таких клинков - сложность заточки, а также необходимость правильного ухода за оружием. Так, пчак плохо переносит воду, поэтому поверхность лезвия следует насухо вытирать, что исключает образование ржавчины. Нужно также учитывать высокую стоимость таких ножей, которая может достигать 50 000 рублей и более.

Особенности конструкции

Особенностью этого ножа является рукоятка и способ крепления декоративных накладок к лезвию. Именно на выполнение рукоятки мастерами тратится больше всего сил и времени. Настоящий узбекский нож выполняется исключительно с ручкой из древесины или кости. Также ценятся модели, выполненные из рогов редких животных. В качестве украшения могут использоваться различные инкрустации дорогих материалов, драгоценные металлы и ювелирные камни. Стоимость такого ножа будет напрямую зависеть от сложности выполнения рукоятки и используемых для украшения материалов.

Классический чертеж ножа пчак включает следующие элементы:

Сегодня известно несколько разновидностей узбекских ножей, которые имеют широкие и средние по своему размеру лезвия. Универсальные рабочие разновидности выполняются с длиной клинка 8−9 см, отличаются качеством заточки, а благодаря своей оригинальной форме они характеризуются великолепной режущей способностью. Массивные разновидности станут отличным вариантом для шинковки овощей. Они сбалансированы, хорошо ложатся в руку, а их использование не представляет особой сложности.

Коллекционные и рабочие варианты

Принято разделять узбекский нож пчак в зависимости от его назначения. Красиво украшенные модели, которые изготовлены из нержавеющей стали, предназначаются в большей степени для украшения и особо ценятся у коллекционеров. Если же выбирают нож для работы и использования в хозяйстве, то предпочтение отдают оружию из сверхпрочной углеродной стали. В последнем случае закалка может выполняться зонной, исключительно у режущей кромки лезвия.

У стандартных рабочих моделей показатель прочности обычно составляет 50−54 единиц, поэтому, даже несмотря на использование высокоуглеродистых сталей и наличие закалки у лезвия, удерживать длительное время остроту режущей кромки зачастую не представляется возможным. Для заточки пчаков используются специальные камни и ножницы для правки формы, что позволяет упростить использование такого оружия. Для повышения прочности углеродистой стали ее могут оксидировать, для чего погружают в раствор железного купороса или наукатской глины.

Коллекционные модели имеют ручку, богато украшенную гравировкой, которая сверху покрывается прозрачной эмалевой краской. Также ценятся варианты, в которой рукоятки украшены вставками из берёзы и перламутра. Лучшие мастера, которые работают над таким оружием вручную, оставляют на лезвии так называемое тамго. Это подпись-гравировка мастера, который изготавливал конкретную модель. Опытные коллекционеры, которые хорошо разбираются в таком оружии, по одной гравировке-подписи смогут определить местность, где был изготовлен конкретный нож, и мастера, работавшего над таким оружием.

Выбирать клинок необходимо с учетом того, для чего предназначен нож пчак, как он будет использоваться. Если требуется оружие для работы на кухне, то предпочтительно использовать классические узбекские пчаки, форма лезвия которых идеальна для нарезания мяса, фруктов и овощей. А вот коллекционеры выбирают староаккадские разновидности и уйгурские ножи пчаки ручной работы, которые обладают оригинальным внешним видом, имеют богатую инкрустацию на лезвии и рукоятке. Они высоко ценятся любителями оружия.

Приобретая такой нож, лучше всего воздержаться от заказа в различных интернет-магазинах. Иначе можно купить некачественное оружие, которое не только не соответствует всем классическим требованиям к узбекскому пчаку, но быстро выйдет из строя и потребует заточки буквально через несколько месяцев использования.

Покупать ножи лучше всего в специализированных магазинах, в которых можно быть полностью уверенным в качестве предложения. Коллекционеры приобретают их на специальных аукционах и тематических форумах. Такие клинки имеют все необходимые документы и сертификаты, позволяющие подтвердить их оригинальность и происхождение.

Стоимость лучших моделей

Стоимость узбекского ножа будет зависеть от конкретной модели, материала из которого он изготовлен, а также бренда производителя. Самые простые клиники могут иметь цену в 500−1000 рублей. Ножи из Узбекистана, сделанные по всем канонам, будут иметь уже стоимость 2−3 тысячи рублей.

Модели, которые выполнены известными мастерами оружейниками, работавшими над такими клинками на протяжении многих дней, оцениваются в 20−30 тысяч рублей и более. У коллекционеров также ценится оружие, которому исполнилось 100 лет и более. Ножи изготовлены исключительно вручную, имеют привлекательный внешний вид, что позволяет им стать бриллиантом в коллекции каждого любителя холодного оружия.

Приобретая ножи, следует помнить, что у отдельных моделей длина лезвия превышает 90 мм. Такие клинки относятся уже к категории холодного оружия со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Их использование будет представлять определенную сложность, поэтому они востребованы лишь у коллекционеров или же у покупателей, которые имеют соответствующие разрешения на ношение холодного оружия.

Узбекские национальные пчаки - это универсальное в использовании оружие , которое ценится коллекционерами и используются в быту при приготовлении пищи. Важно правильно подобрать такой нож, который изготовлен с соблюдением всех требований к классическим моделям, выполнен из прочной углеродистой стали, что существенно упрощает его последующее использование. Необходимо учитывать все рекомендации по выбору, в том числе воздержаться от покупки узбекских пчаков в магазинах, где не гарантируют высокого качества оружия.

ПЧАК и КОРД

узбекский, уйгурский, таджикский

При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом, видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще...(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард...

Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.


Это - самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак». Кто-то еще добавит: «Шархон».

Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3). В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки - для работы, из нержавейки - для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.

Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.

Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная - только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.

В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках. Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам) С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет - просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:



«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов - это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно - узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.

«БРИНЧ» - полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).






«ЧАКМОК» или навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» - черен, рукоять.

Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину - это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»

«ТАМГА» - клеймо

Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно - даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).


В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками - крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна - древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож - незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни. «Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть - все можешь!» - сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего - резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия. Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но... только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век - это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием. Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается. Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный - не получил бы такого распространения!

Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.


Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)


Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).

Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».

В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу - снятие шкуры, обвалку.



Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется - на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» - полуконвертом.

Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.

«Старококандский» - клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.


Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.

«Толбарги» - мясницкий нож для разделывания туш животных,

«казахча» - для разделки рыбы.


Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.

Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.

Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).

Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:


«Толбарги»


Ну и еще фото ножей из Ташкента


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»

Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки». Это ножи из СУАР (Синдзянь -Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи - название закрепилось по центру производства - городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!



Старобухарский. Уйгурские мастера


Афганка. Уйгурские мастера.



Старококандский. Уйгурские мастера.







Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.


Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) - для женщин.

Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака. На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.

Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, -накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде - прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент - только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде - определенный орнамент или клеймо)

Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.

На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).







Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»

Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал нож где-то 17-18 века




Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте - золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер - ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто - высший пилотаж!»): - клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все - десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.

Получился вот такой нож:




Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи - и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф, видимо, будет удобней. Но для дома...

Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.

То есть получили отличный универсал.

Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два - кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.


Нож из Бухары. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»

Замечу, что «музейный» экспонат назван просто - «Нож из Бухары»

Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:


Пчак старый. Бухара

Пчак. Бухара.


Бухарский кард


Бухарский кард


Пчак бухарский с бирюзой


Пчак Афганистан


Персидский кард

Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.

Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.

С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард - это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него, как правило, упрочняется.

Так что я считаю, что у меня - пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.

Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак - это никак не бренды, а просто названия одного изделия - ножа - на разных языках («печак» - по-татарски, «пичок» - по- узбекски, «пшах» - по-азербайджански, «корд» - по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы - к другой, тюркской)

Есть еще «бычак» - карачаевский нож (см. статью «Бычак - нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники - балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.

Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)



Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:

Национальный узбекский нож (пичок, или пчак)

Национальный таджикский нож (корд)

Национальный уйгурский нож (пчак)

Национальный карачаевский нож (бычак)

Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год

Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)

В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.

С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).

На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»

В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»

Так, известный мастер Комилжон Юсупов, посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.


Усто Бахром Юсупов

Усто Бахром Юсупов

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.

Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).

Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…



Усто Абдувахоб и его ножи:






Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.



Усто Улугбек


Усто Абдурашид


Усто Абдурашид

И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.

Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:

Хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;

Хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;

Чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;

Отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;

По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».

Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова


Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды

Правда, есть небольшой нюанс - мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая (по сравнению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее...

Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.

Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:

Геннадий Прокопенков



Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54

Дмитрий Погорелов


Сталь CPM 3V , HRC - около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный

Мастерская Межова

Нож С.Кутергина и М. Нестерова



Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59

Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Златоустовские оружейники



Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять - орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего

ОружейникЪ




Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.

Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.

Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты - сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.

Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже, чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.


В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось


Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!

Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.

Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум "RusKnife"

Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову ("Дукан Востока") и Александру Мордвину ("Пчак- ножи ручной работы")

P.S. обзор Романа Дмитриева "Пчаки в реальной жизни" появится в ближайшее время

Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего разговора — узбекские национальные ножи , а именно — пчаки . Одна из главных особенностей данных ножей — это то, что все они не только имеют статус хозяйственно-бытового назначения, но и повсеместно используются в домашнем хозяйстве, а зачастую, как кухонные ножи. Но всегда ли пчаки имели только хозяйственно-бытовое предназначение? И какие есть их разновидности? Об этом и многом другом — Вы узнаете дочитав статью до конца.

До того, как мы начнем хотел бы порекомендовать отличный оружейный интернет-магазин РосИмпортОружие , зарекомендовавший себя на рынке с наилучшей стороны и являющийся крупнейшим импортером травматического оружия и боеприпасов. Ознакомится с продукцией можно перейдя в каталог травматических пистолетов.

Пчаки: национальная гордость и универсальный нож

Ножи пчаки имеют узбекское происхождение. Никто из исследователей холодного оружия в этом не сомневается. Этот традиционный и весьма самобытный узбекский нож , который имеет особый декор, на протяжении многих сотен лет усиленно культивируется в Узбекистане.

Современное законодательство перевело пчак из разряда холодного оружия в разряд ножей хозяйственно-бытового назначения . Признано, что нанесение колющего удара клинком такого типа малоэффективно. В некоторой степени загадкой остается создание в древности такого клинка, который мог бы стать отличным видом колюще-режущего холодного оружия , но был предназначен исключительно для хозяйственных целей.

Особенности конструкции пчака

Облик пчака легко узнаваем в силу своего своеобразия строения и украшающего орнамента. Состоит нож из лезвия, рукояти и ножен. Клинки пчаков обычно имеют темный цвет, как правило, серый, с голубым или желтым отливом. В прежние века для достижения этого эффекта их обрабатывали в жидком растворе особой по составу глины.

В наше время для многих пчак стал не более чем предметом быта. На протяжении многих веков он был предметом мужской и семейной гордости, защитником и помощником. Создавали пчаки ремесленники-ножовщики, которые высоко ценились и традиционно проживали в центральных районах городов Азии.


Клинок пчака мастера выковывали из стали, как правило, не слишком высокого качества. Это было связано с массовым спросом на ножи. Дорогие были не по карману большинству горожан. На качественные же клинки мастер всегда ставил печать — «тамга «.

Достаточно широкий клинок пчака имеет традиционное клинообразное поперечное сечение. Обух сужается к острию. Ширину клинка подчеркивает тонкая рукоять, смещенная вверх так, что ее верхняя сторона служит продолжением линии обуха.

Клинок узбекского пчака бывает трех видов . Это связано с его хозяйственным предназначением. Наиболее распространенная форма кайкэ универсальна и используется всеми. Острие кайкэ располагается на линии обуха или чуть приподнято над ней.

Форма толбарги напоминает ивовый лист. Именно так узбекское слово и переводится на русский язык. У данного типа клинка обух при подходе к острию чуть опускается вниз, т.е. острие распложено ниже линии обуха. Такой нож применяют мясники при разделке туш.

Третьей форме клинка, казахче , отдают предпочтение рыбаки. Линия обуха казахчи с середины длины образует плавную выемку, поднимаясь к острию. Перевернув нож, этой частью клинка с выемкой удобно снимать чешую.


Разновидность пчака

Рукоять для ножей изготавливают из дерева и не украшают. Иногда наносят цветной орнамент на «гюльбанд «. Этот элемент пчака отливают из олова прямо на ноже при изготовлении. Гюльбанд служит разделом между клинком и рукоятью.

Соп , хвостовик пчака , повторяет форму рукояти, расширяясь в сторону навершия — чакмока . На конце идет вниз крюкообразный изгиб. В хвостовике пробивается несколько тэшиков . Это отверстия, через которые проходят заклепки. Они с двух сторон прочно фиксируют плашки рукояти.

До крепления плашек по всему хвостовику припаивается специальная узкая полоска из меди или латуни — бринч . На рукояти пчака всегда оборудуется небольшая выемка под мизинец. На хвостовике, около клинка, сверху и снизу также намечаются небольшие выемки для того, чтобы гюльбанд удерживался на металле клинка.

Хин , ножны пчака , выполняли обычно из куска кожи или шили из плотной материи. Шов располагали с тыльной стороны по осевой линии. В ножны глубоко вставляли нож без применения дополнительной фиксации. Для предотвращения разрезания ножен мастера делали деревянные, внутренние предохранительные вставки.

История происхождения пчака

Узбекские ножи пчаки занимают особую нишу в современном мире холодного оружия. Имеется в виду, что они теоретически и исторически относятся к нему, но законодательно это не подтверждено. При этом история пчаков куда более древняя, чем некоторых их «родственников» других национальностей.



Первые образцы узбекских пчаков относятся к 4 столетию до нашей эры. Они выставлены в экспозициях музеев как артефакты. Бросается в глаза узкий клинок этих древних пчаков с длинным и плавным подъемом к острию. Ученые объясняют это тем, что ножи из некачественного металла активно применялись и сточились в процессе использования.

Объемный археологический материал был найден в песках, при раскопках разрушенных старых городов или захоронений кочевников. Эти находки датируются 14 веком и существенно отличаются от первых древнейших пчаков. Их клинки универсальны. Они идеально подходили и для применения в хозяйстве, и для использования в бою. С этого периода форма ножа не менялась.

Пчак — символ и ритуал

В отличие от наших российский суеверий, на Востоке принято дарить ножи на счастье. Острые предметы обретают в семьях силу оберегающих амулетов, которые отгонят несчастья и болезни. — не исключение. Ему всегда приписывали силу оберега. Является он и аксессуаром, используемым в национальных танцах, и элементом социального статуса. По типу клинка и богатству внешней отделки можно безошибочно определить положение владельца в общественной иерархии. Дебаты о происхождении термина и самого меча по сей день ведутся в среде исследователей.

Узбекские, Уйгурские ножи (Пчаки)

Пчак - это традиционный, национальный нож узбеков и уйгуров. Распространен по всей Средней Азии и не только. Его внешний вид своеобразен и легко узнаваем, а форма по прошествии многих лет так и осталась неизменной. У уйгурских мастеров шире ассортимент и больше разнообразия в форме клинков. В стандартном исполнении узбекские и уйгурские пчаки с приподнятым клинком (Кайик) и прямым обухом (Тугри) ни чем не отличаются друг от друга. Отличие только в рукояти и инкрустации.

Широкий клинок пчака выковывался из стали самого разного качества. Сталь невысокого качества использовалась при изготовлении ножей для небогатых слоев населения. Высококвалифицированные мастера предпочитали работать на заказ и изготавливали клинки только из высококачественной закаленной стали. Клинок пчака изготавливался в разных вариантах, согласно своему назначению.
1-й вариант - самый распространенный, когда кончик клинка приподнят вверх выше обуха клинка более чем на 5 мм - "Кайик".

2-й вариант - это нож, у которого клинок с ровным и прямым обухом - "Тугри пчак" или, как его еще называют, "Кассоб пчак". Такой вариант предназначался, в основном, для мясников.

Особенностью узбекского и уйгурского ножа является тонкая округлая рукоятка, которая прикрепляется на уровне обуха, расширяясь к концу. Иногда рукоятка заканчивается крюкообразным изгибом. В древности рукоятку пчака изготавливали из материалов доступных в те времена: дерева, кости, рога. В наши дни разнообразие материалов гораздо шире. Кроме традиционных материалов рукояти изготавливают из оргстекла, текстолита, латуни, меди и так далее.

Форма рукояти бывает двух видов:
1)Ёрма - это значит накладки с 2-х сторон на хвостовике. Она состоит из двух плашек, которые крепятся к хвостовику.
Прежде чем закрепить плашки, формирующие рукоятку, припаивают гарду и к хвостовику по периметру припаивают полоску из меди, латуни или серебра. Плашки скрепляются металлическими или медними заклепками. Также рукоять может быть наборной, выполненной из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней (например из садафа (переламутра).

2)Сухма - т.е. целиково-всадная рукоять. Она состоит из целикового материала, который можно вставить в хвостовик и этим придать в рукояти классическую форму, которая подходит практически под любую руку. Вариант формы рукояти сухма изготавливается из рога разных животных, оргстекла, текстолита, латуни,меди и других материалов. В инкрустации также могут быть использованы материалы из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней.

В былые времена и по сей день, каждый уважаемый мастер обязательно ставил на изготовленном качественном ноже свое клеймо, так называемое «тамга». Главными элементами клейма была исламская атрибутика - изображение звезд и полумесяца. Современные мастера, занимающиеся изготовлением ножей также отмечают свои уникальные изделия символами ислама или же ставят клеймо хлопка, название городка, где изготавливают эти ножи или номер дома, где живет сам мастер. Но есть мастера, которые не ставят клеймо,так как работу этих мастеров можно узнать по уникальным, четким рисункам на гарде или изумительной, качественной работе. Свои личные данные мастер, при желании, может выгравировать с другой стороны лезвия или на рукояти ножа.


Клинок дорогостоящего пчака украшают национальным орнаментом, а рукоятку - круглыми декоративными элементами, называемыми "кёз" или на персидском "чашмак"- это значит"глаз, глазки", которые изготавливаются либо из цветных или драгоценных металлов, либо из кости или перламутра, которые впрессовывают в плашки рукоятки.


Ножны для пчака шьют из натуральной кожи или плотной материи и украшают драгоценными или полудрагоценными материалами (например: латунь, медь, серебро). Внутри них предусмотрены специальные деревянные вставки, чтобы при вытаскивании ножа ножны оставались целыми. Ножны довольно глубокие, так как пчак туда вставляется без дополнительной фиксации. Как и рукоять, они украшаются декоративными цветными кружочками, часто просто нарисованными краской. На более дорогих изделиях используется аппликация. Также на них предусмотрена петля, которая продевается в пояс.
По своему назначению пчак - хозяйственно-бытовой аксессуар. Для домашней готовки- самый идеальный нож. Пчак с изогнутым кончиком "Кайик" больше используют охотники, так как для снятия шкуры он очень удобен, а мясники по большей части выбирают "Тугри пчак" для разделки туши. Пчак - не боевой нож, поскольку твердость клинка и заточка от обуха, сведенная в ноль, не позволяют такие серьёзные работы, как, например, строгать металл или открывать им консервные банки или рубить кости. Для историков и сейчас остается загадкой, с чем была связана необходимость появления ножа с формой клинка, удобной только для хозяйственной деятельности. Узбекские и Уйгурские пчаки обязательно станут незаменимыми помощниками на кухне. Или же подойдут в качестве подарка для человека, знающего историю: ведь каждый раз прикоснувшись к пчаку, мы приобщаемся к истории Древнего Востока.