Батальон. Инженерные формирования сухопутных войск сша

Обзор структуры инженерных войск армии США в 40-е -60-е годы

Часть 2. Структура инженерных войск армии США в 50-х гг.
(Часть I см..html)

В мае 1954 вышел новый устав FM 5-5 Engineer Troops Units в котором давалась новая классификация инженерных частей.
Всего было 7 категорий:

1. Divisional units - дивизионные части.
К ним относились инженерные батальоны пехотных, бронетанковых и воздушно-десантных дивизий. Структура их несколько поменялась по сравнению с 40-ми годами. Так, инженерный батальон пехотной дивизии состоял из штаба, штабной роты, 4-х саперных рот (вместо 3-х как ранее) и медицинского отряда. Инженерный батальон бронетанковой дивизии, состоявший из штаба, штабной роты, 4-х саперных рот, мостовой роты и медицинского отряда. таким образом, появилась возможность придать каждому пехотному полку дивизии по саперной роте и оставить одну роту в распоряжении командования дивизии. В этих батальонах также существенно увеличилось количество тяжелой саперной техники. Инженерный батальон воздушно-десантной дивизии состоял из штаба, штабной роты, 3-х парашютно-десантных рот, медицинского отряда.

2. Combat support units - боевые части поддержки. Части, не относящиеся к дивизионным частям, но работающие с ними в тесном контакте осуществляя непосредственную поддержку боевых операций. К ним относились:

2.1 Engineer combat battalion, army - инженерный боевой батальон, армейского подчинения. По сравнению с дивизионным инжбатом имеет на одну саперную роту меньше, также меньше техники, оружия, отсутствует мостовое оборудование.

2.2 Engineer light equipment company - инженерная рота обеспечивающая боевые батальоны различной строительной техникой (дорожной, землеройной, камнедробительной, асфальтобетонной, деревообрабатывающей). Как правило, одна рота обеспечивала поддержку 3-х армейских или дивизионных боевых инженерных батальонов.

2.3 Мостовые роты - engineer panel bridge company, engineer float bridge company, engineer pontoon bridge company.
Корея. Members of the 1437th Treadway Bridge CO, US 8th Army, erecting a floating bridge on Route #3-D after the flooded roadbed washed out. 8 Jul 1952.
2.4 Engineer combat group - инженерная боевая группа, стояла из штаба и штабной роты, осуществляла руководство несколькими приданными ей инженерными боевыми частями поддержки.

2.5 Engineer camouflage battalion - инженерный маскировочный батальон

2.6 Engineer shore battalion - инженерный береговой батальон. Задача - инженерная поддержка морской десантной операции. Входил в состав амфибийной бригады поддержки (amphibious support brigade). Подробно задачи батальона и бригады описаны в FM 5-156 Engineer shore battalion 1954г. Состав - штаб, штабная рота, 3 береговых роты. Батальон обладал большим комплектом тяжелой техники, в основном дорожно-строительной - бульдозеры, краны, экскаваторы, грейдеры, катки, компрессоры, сварочное, пожарное оборудование.

3. Engineer construction units - строительные части.
Инженерные строительные батальоны, инженерные роты тяжелого оборудования, роты самосвалов, трубопроводные роты, роты строительства портов. Части управления- строительные группы (construction group - аналог Engineer combat group) объединяли несколько стройбатальонов и рот; инженерные бригады - могли объединять несколько строительных групп. Корея. 24 августа 1950. строительство дороги в районе Тэгу.

3.1 Инженерный строительный батальон состоял из штабной и 3-х строительных рот.
Строительные роты оснащались комплектами шанцевого, плотницкого, кузнечного инструмента, газоэлектросварочным оборудованием, электрическими циркулярными пилами и другим дерево и металлообрабатывающим оборудованием. Тяжелая техника была представлена бульдозерами, буксируемыми скреперами, компрессорами, катками, экскаваторами, бетономешалками, грейдерами, самосвалами, пневмомолотом для забивки свай и пр. Soldiers from the 453rd Engineer Construction Battalion operated a D08 bulldozer and carry-all, as he fills in drainage culvert on a railroad bed being constructed from Kimpo to Yongdung-po. 6 Jun 1951. Корея. Солдаты 453-го инженерно-строительного батальона ведут земляные работы при помощи бульдозера D8 и буксируемого скрепера на насыпи строящейся железной дороги. 6 июня 1951. Корея. 21 июля 1951. Саперы расширяют дорогу, разбивая выступ скалы

3.2 Инженерная рота тяжелого оборудования как правило состояла из управления, взвода экскаваторов, взвода дорожных покрытий, ремонтного и транспортного взвода. Корея. Заливка гудроном. 27 октября 1952 Корея. 19 ноября 1953 Дорожные работы, 151-й инженерно-саперный батальон

4. топографические части - армейский топографический батальон, корпусная топографическая рота, инженерная рота расшифровки и печати фотографий воздушной разведки, базовый топографический батальон.

5. Инженерные части обслуживания и снабжения (maintenance and supply units) - занимались ремонтом, снабжением запчастями и техническим обслуживанием всего спектра инженерной техники и оборудования - от компасов до бульдозеров, также занимались снабжением инженерным имуществом - от стройматериалов до топографических карт. К этой же категории например относились роты водоснабжения и лесозаготовительные роты.

6. Инженерные части Воздушных Сил.
Инженерные авиационные батальоны, занимавшиеся строительством аэродромов. Могли объединяться в инженерные авиационные группы и затем в инженерные бригады. Батальоны также делились на специализированные инжбатальоны ВВС и временно приданные ВВС - SCARWAF (Special Category Army Units With Air Force) и ARWAF (Army Units With Air Force).

7. The Engineer Service Organization - Организации Инженерной службы.
Разнообразные специализированные инженерные команды - административные, снабженческие, пожарные, ремонтные.

На этом с общей структурой инжвойск 50-х - все.
Далее подробно рассмотрим инженерные батальоны дивизий.

Инженерное обеспечение пехотной дивизии.

Структура, вооружение, задачи и тактика действий инженерного батальона пехотной дивизии армии США 50-х подробно описаны в FM 5-132 Engineer combat battalion divisional (январь 1952).

Штат батальона определялся T/O&E 5-15N (май 1948) - 41 офицер, 9 уорент-офицеров, 911 рядовых и сержантов. То есть по численности л/с батальон вырос в 1.5 раза по сравнению с инжбатом времен WWII.

Задачи - стандартные для таких частей. Планирование инженерного обеспечения дивизии; строительство, содержание и ремонт дорог и колонных путей; инженерная разведка; устройство, содержание ремонт мостов, бродов и переправ; обеспечение форсирования рек; создание и удаление различных инженерных заграждений (включая минные); подрывные операции; помощь при штурме фортсооружений; строительство и помощь при улучшении командных пунктов, убежищ и пр; строительство ВПП для армейской авиации; полевое водоснабжение, инженерное снабжение пехоты, картографирование небольших районов и.т.д.

Что интересно, в список задач батальона входило и ведения боя в качестве пехоты в экстренных случаях (s. Fight as infantry in emergencies). Этой задаче был посвящен один из разделов FM 5-132. Насколько я знаю, советскими уставами такие задачи для инжвойск не предусматривались. Подробнее о примерах такого применения американских инжвойск напишу позже.

Батальон состоял из управления, штабной роты, 4-х инженерных рот и медицинского отряда.

1. Управление батальона включало в себя следующие штабные секции: дивизионного инженера, капеллана, административную, разведывательную (таких секций было две - intelligence и reconnaissance), оперативную, снабжения, техобслуживания и связи.
Всего - 13 офицеров, 3 уорент-офицера, 110 рядовых и сержантов.

2. Штабная рота (headquarters and service company) состояла из управления роты и 3-х взводов - штурмового, мостового и взвода оборудования и обслуживания (equipment and maintenance platoon). Всего 132 человека - 4 офицера, 2 уорент-офицера, 126 рядовых и сержантов.
2.1 Штурмовой взвод. Основной задача взвода - осуществление поддержки операций инженерной бронетехникой. В экстренных случаях - осуществление огневой поддержки.
Взвод состоял из управления (комвзвода и водитель командирского джипа) и 5 экипажей танк-дозеров (танки с навесным бульдозерным оборудованием). Всего - 27 человек.


2.2 Мостовой взвод. Л/с - 1 офицер, 36 рядовых и сержантов. Взвод состоит из управления, секции наплавных мостов и 2-х секций постоянных (fixed) мостов. Каждая секция постоянных мостов оснащалась готовыми 24-х футовыми мостами смонтированными на 6-ти тонном грузовике и была способна установить 70-ти футовый мост. Секция наплавных мостов оснащалась штурмовыми лодками с подвесными моторами, моторным катером, понтонами.

20 сентября 1950. Корея, река Хан. Танк 24-й пехотной дивизии на понтонном плоту
2.3 Взвод оборудования и обслуживания. Взводом командовал уорент-офицер, в его подчинении было 32 солдата и сержанта. Взвод оснащался подъемными кранами, грейдерами, компрессорами.

3. Инженерная рота состояла из управления и 3-х инженерных взводов. Всего 166 человека - 5 офицеров, 1 уорент-офицер, 160 рядовых и сержантов. Рота была полностью моторизована и была оснащена 13-ю самосвалами, бульдозером, компрессором, комплектами шанцевого и плотницкого инструмента, подрывными комплектами, миноискателями.

4. Медицинский отряд. Следит за медицинским обучением и санитарией в батальоне, обеспечивает работу ротных санитаров и батальонного медпункта, эвакуацию раненых. Состоял из двух офицеров, 2-х сержантов, ротных санитаров, санитаров батальонного медпункта, водителя "скорой помощи" и водителей грузовиков Всего 22 человека - 2 офицера, 20 рядовых и сержантов.

Список техники и вооружения инженерного батальона пехотной дивизии:

Стоит отметить, что количество тяжелой техники в инженерном батальоне в 50-е также резко возросло по сравнению c WWII. 5 бульдозеров, 5 танк-дозеров, ковшовый погрузчик, 3 крана-экскаватора, 2 грейдера - против 3-х бульдозеров инжбата 40-х. Появилось также мостовое оборудование - раньше было только в инжбатах бронетанковых дивизий.
Теперь про инженерные подразделения пехотного полка.
Тут заметных изменений нет, хотя структура полка по сравнению с WWII поменялось довольно существенно.
Были ликвидированы полковая артиллерийская (6х105 мм гаубиц) и противотанковая роты (cannon company, antitank company). Взамен пехотный полк получил танковую роту (22 танка, из них 2 танк-дозера) и тяжелую минометную роту (12х106-мм минометов).
Причем взвод противотанковых мин не исчез вместе с ликвидацией полковой ПТ роты, а переместился в состав штабной роты полка (см. FM 7-25 HEADQUARTERS COMPANY INFANTRY REGIMENT 1950 г.). Изменений в составе, задачах и снаряжении взвода не было. Все тот же комплект шанцевого инструмента, подрывной комплект, щупы, миноискатели и пр.
Также в составе штабной роты появились взвод контрогня (counterfire platoon) и взвод безопасности (security platoon). Ранее в составе штабной роты полка был только разведвзвод и взвод связи.

Взвод контрогня занимался акустической локацией огневых позиций артиллерии и минометов противника.
Взвод безопасности охранял полковой КП и при необходимости исполнял функции полковой военной полиции (конвоирование пленных, регулирование движения, отлов дезертиров, дисциплинарный контроль) .
Корея. 6 февраля 1952 Танк-дозер танковой роты 9-го пехотного полка 2-й пехотной дивизии расширяет дорогу.
Что касается батальонных взводов саперных и боеприпасов - тут вообще никаких изменений. Так же в штабной роте пехотного батальона, в том же составе, с теми же задачами.

В целом состав инженерных подразделений пехотной дивизии остался неизменным - дивизионный инжбат плюс 12 саперных взводов в пехотных полках. Правда, как я уже писал, инженерный батальон значительно усилился - и численно и технически.
Можно было бы считать что выросли и инженерные способности полка - за счет танк-дозеров полковой танковой роты. Увы, к началу Корейской войны ни в одном полку американской армии в Японии этих рот не было. Да и дивизионные танковые батальоны в действительности состояли из одной роты легких танков.
Далее рассмотрим структуру инженерного батальона бронетанковой дивизии.
Она описана в FM 5-5 и в FM 5-134 The armored engineer battalion 1954 г.

В целом структура похожа на инжбат пехотной дивизии, за исключением того, что в батальоне есть отдельная мостовая рота и соответственно отсутствует мостовой взвод в составе штабной роты. Также в составе штабной роты нет штурмового взвода - видимо было решено что танк-дозеров хватит и в составе танковых батальонов дивизии. Ранее, по штату 1948 (T/O&E 5-215N) года в инжбате бронетанковой дивизии было 12 танк-дозеров. Таким образом штабная рота батальона фактически состояла из управления роты и взвода оборудования.

Техника, вооружение и оборудование батальона примерно то же, за исключением того что в каждой саперной роте есть 6 бронетранспортеров. В целом техники немножко больше, чем в инжбате пехотной дивизии. Подъемных кранов 4 вместо 3-х, бульдозеров 6 вместо 5. Вдвое больше мостовой техники и оборудования.

В FM 5-132 приводится сравнительная таблица вооружения и техники боевых инженерных батальонов - пехотной дивизии, армейского, бронетанковой и воздушно-десантной дивизии.

В 1958 существенно поменялась структура бронетанковой дивизии и видимо в связи с этим вышел новый FM 5-134 The armored engineer battalion

Ранее состав дивизии был следующим: штаб дивизии, 3 штаба боевых командований (combat command), 4 механизированных пехотных батальона, 4 танковых батальона, разведбат, инжбат, дивизионная артиллерия (штабная батарея, 3 батальона 105-мм САУ, батальон 155-мм САУ и батальон САУ ПВО), тыловые части (рота связи, рота военной полиции, медсанбат и пр.)

Состав же новой дивизии был таким: штаб дивизии, 3 штаба боевых командований, 4 механизированных пехотных батальона, 4 танковых батальона, разведбат, инжбат, батальон связи, авиационная рота, бронекавалерийский эскадрон,
дивизионная артиллерия (штабная батарея, 3 батальона 105-мм САУ, сводный (composite) артиллерийский батальон (2 батареи 155-мм САУ, батарея 203-мм САУ и ракетная батарея)), тыловые части.
Что касается изменений в составе инжбата то по TOE(ROCAD) 5-215 в мостовой роте батальона появлялся 3-й мостовой взвод. Рота оснащалась 3-мя комплектами нового понтонного моста (Bridge, Floating,Aluminum, Highway Type, Deck Balk Superstruc-ture on Pneumatic Floats). В каждом саперном взводе инженерных рот появляется по одному танк-дозеру.

Теперь что касается использования саперов в качестве пехоты.
Как я у же писал такая задача - воевать как пехота в экстренных случаях указана в американских саперных уставах В частности в FM 5-132 этому вопросу посвящена 16-я секция гл.5 BATTALION OPERATIONS, INFANTRY COMBAT. Там рекомендуется в случае крайней необходимости использовать инженерный батальон в оборонительных боях, при этом давать ему фронт обороны меньший чем у аналогичных пехотных частей. Там же дается описание операционной процедуры (Standing operating procedure - SOP) реорганизации саперного батальона для боя в качестве пехоты. Процедура предусматривает деление батальона на два эшелона. Первый ведет бой в качестве пехоты, второй (тыловой) - отвечает за технику батальона неиспользуемую в бою.

Массовое использование саперов в качестве пехоты стало практиковаться в армии США начиная с WWI. 27 марта 1918 6-й инженерный полк 3-й пехотной дивизии армии США вступил с наступающими немцами, блокировав их продвижения по шоссе Сент-Квентин.
28 мая 1918 саперы 1-й пехотной дивизии приняли участие в качестве пехоты в наступлении на Кантиньи. Однако в армейской доктрине эта практика была закреплена только с 1939 г, после чего, Во время Второй мировой войны американские саперы использовались в качестве пехоты уже на регулярной основе. Впервые это произошло в январе 1942, когда 803-й инженерный авиационный батальон принял бой с японским морским десантом на полуострове Батаан. Пика же эта практика достигла во время Битвы за Выступ. В первый же день немецкого наступления в бой вступили 5 боевых инженерных батальонов (из них 3 дивизионных) На 4-й день воевало уже 19-й батальонов

Продолжение следует...

Основное тактическое подразделение в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках, береговых войсках и других войсках.

История [ | ]

Изначально батальон (от «баталии») применялся для обозначения определённого порядка построения войск (сил) на поле боя. В XIV-XV словом батальон называли массу пехоты или конницы построенной для боя сомкнутым квадратом .

В XVII веке данный боевой порядок разделили на составные части различной величины (катервы и терции ), которые стали именовать батальонами. Численность батальона не была постоянной и колебалась от 1000 до 10 000 человек. К концу XVII века численность батальона приняла более постоянный состав от 800 до 1000 человек, которые организационно были сведены в роты (от 6 до 9 рот).

В русской армии батальоны, как составная часть полка , были введены Петром Первым и состояли из 4 однотипных рот. В 1762 году был принят штат батальона из 6 рот (5 мушкетёрских или фузилёрных, и 1 гренадерская) с однородным вооружением. Подобная практика определялась преимущественно тактическими приёмами и упрощало боевую подготовку. Батальон ранее в Российской империи именовался баталион .

С появлением новых типов вооружения и в связи с разнообразием и сложностью боевых задач выполняемых батальонами, в их состав включались огневые средства (станковые пулемёты, миномёты, артиллерийские орудия) и подразделения (взводы, батареи). Произошло усложнение управления батальоном и его обеспечение, что в итоге привело к созданию в штате батальоне штаба и подразделений боевого и тылового обеспечения (связи, хозяйственные, транспортные и так далее).

Дальнейшее развитие вооружения, боевой и специальной техники после Первой мировой войны привело к созданию большого количества разновидностей батальонов: танковые, самоходно-артиллерийские, пулемётно-артиллерийские, миномётные, мотоциклетные, сапёрные, инженерные, понтонные, электротехнические, связи, железнодорожные, аэродромного обслуживания и другие.

В период Великой Отечественной войны только в инженерных войсках ВС СССР были созданы свыше 30 новых типов батальонов в числе которых: истребителей танков, дорожно-строительные, инженерно-строительные, мостостроительные, минных заграждений, минно-подрывные, минно-сапёрные, моторизованные сапёрные, маскировочные и другие.
В годы Второй мировой войны и в послевоенный период мотострелковые, мотопехотные (стрелковые, пехотные) и танковые батальоны представляли собой основную единицу при исчислении плотностей и соотношения сил и средств в тактическом масштабе .

Особенности терминологии [ | ]

Применение термина «батальон» в других языках [ | ]

В русскоязычных источниках основное огневое и тактическое формирование в артиллерийских войсках , ракетных войсках и войсках противовоздушной обороны , аналогичное по уровню батальону именуется термином дивизион ; независимо от государственной принадлежности .

  • самоходный гаубичный дивизион - self-propelled howitzer battalion;
  • реактивный артиллерийский дивизион - rocket launcher battalion;
  • противотанковый артиллерийский дивизион - antitank battalion;
  • зенитный ракетно-артиллерийский дивизион - antiaircraft batallion;
  • смешанный артиллерийский дивизион - composite artillery battalion.

Аналоги батальона [ | ]

В некоторых воинских частях и соединениях ВС СССР, формирование аналогичное батальону именовалось отрядом .

Командование, состав и численность батальона [ | ]

Командование [ | ]

Состав и численность [ | ]

Батальон состоит из нескольких рот и отдельных взводов при штабе батальона. Также в состав батальона (мотострелкового/мотопехотного или десантно-штурмового) может включаться миномётная батарея . Численность личного состава батальона зависит от его типа и государственной принадлежности. На современном этапе этот показатель может достигать 900 человек .

Батальоны в вооружённых силах государств [ | ]

Россия [ | ]

В Вооружённых силах Российской Федерации мотострелковые и танковые батальоны входят в состав мотострелковых и танковых полков и бригад; парашютно-десантные и десантно-штурмовые в состав воздушно-десантных полков и бригад; батальоны морской пехоты - в состав полков и бригад морской пехоты.

Мотострелковый батальон состоит из управления, 3 мотострелковых рот, взводов: миномётного, противотанкового, гранатомётного, зенитного, связи, хозяйственного, технического обеспечения и медицинского пункта. На вооружении имеется стрелковое оружие (преимущественно автоматическое), гранатомёты, миномёты, ПТРК и ПЗРК . Мотострелковый батальон имеет личный состав более 500 человек и до 50 единиц БМП (БТР). В танковом батальоне имеются 3 танковые роты. В парашютно-десантных (десантно-штурмовых) батальонах - 3 парашютно-десантные (десантно-штурмовые) роты. В батальонах морской пехоты имеется 3 роты морской пехоты. Подразделения управления и обеспечения данных батальонов как правило аналогичны подразделениям в мотострелковых батальонах.

Согласно боевым уставам Сухопутных войск ВС РФ, мотострелковому батальону в обороне назначается участок по фронту до 5 километров и в глубину до 3 километров. В наступлении мотострелковому батальону отводится полоса наступления до 2 километров, а на участке прорыва полка в условиях применения обычного оружия - до 1 километра . Аналогичные показатели применяются и в других зарубежных армиях .

США [ | ]

Германия [ | ]

  • мотопехотный батальон
  • 2 мотопехотные роты на БМП
  • 1 мотопехотная рота на БТР
  • 1 миномётная рота
  • смешанный мотопехотный батальон
  • 2 мотопехотные роты на БМП
  • 1 танковая рота
  • пехотный батальон
  • 3 пехотные роты на автомобилях
  • рота огневой поддержки
  • танковый батальон
  • 3 танковые роты
  • смешанный танковый батальон
  • 2 танковые роты
  • 1 мотопехотная рота на БМП
  • и другие

В каждом батальоне имеется управление, штабная рота и рота снабжения. Мотопехотный, смешанный мотопехотный, танковый, смешанный танковый батальоны входят в состав бригад мотопехотных и танковых дивизий. При этом пехотные батальоны входят в состав тех же дивизий но как отдельные. В среднем батальоны имеют личный состав от 400 до 600 человек, до 40 БМП и БТР, от 13 до 41 танка.

В составе горнопехотной бригады имеются горнопехотные батальоны 4-ротного состава (3 горнопехотные роты и рота огневой поддержки). Горнопехотный батальон располагает личным составом около 900 человек и оснащается 250 автомобилями. В составе воздушно-десантной бригады имеются парашютно-десантные батальоны 4-ротного состава (2 парашютно-десантные роты и 2 противотанковые роты). Личный состав парашютно-десантного батальона около 500 человек и оснащается 50 десантируемыми автомобилями .

Великобритания [ | ]

Франция [ | ]

В отличии от других государств НАТО в сухопутных войсках Франции пехотный батальон является основной боевой единицей только в альпийской пехотной дивизии. Такой пехотный батальон состоит 5 рот: рота управления и обслуживания, разведывательная и поддержки, 3 альпийских пехотных рот. Личный состав пехотного батальона около 900 человек и имеет на вооружении 12 120-мм и 81-мм миномётов, 14 установок ПТРК и другое вооружение .

Китай [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Коллектив авторов. Том 1, статья «Батальон» П. В. Грачёв . - М. : Воениздат ISBN 5-203-01655-0 .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Коллектив авторов. Том 1, статья «Батальон» // Советская военная энциклопедия в 8-ми томах (2-е издание) / Под ред. Гречко А. А. . - М. : Воениздат , 1978. - С. 404-405. - 638 с. - 105 000 экз.
  4. Коллектив авторов. Том 3, статья «Дивизион» // Военная энциклопедия / Под ред. П.В. Грачёв . - М. : Воениздат , 1997. - С. 383-384. - 639 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-203-01655-0 .
  5. «Вооруженные силы зарубежных стран» . Журнал Зарубежное военное обозрение . Февраль, 2006 год. стр.49-79

Главная Новости В мире Подробнее


02.12.2015 (17:32)

В Вооруженных Силах России сформирован первый инженерный штурмовой батальон





Первый в Вооруженных Силах России штурмовой батальон инженерных войск сформирован во Владимирской области в городе Муроме. Об этом сообщил сегодня журналистам начальник инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

«Батальон штурма и разграждения инженерных войск вошел в состав вновь сформированной инженерно-саперной бригады резерва Верховного Главнокомандующего. Важность этих соединений достаточно высока. Это — резерв начальника Генерального штаба, данные подразделения специфические», — пояснил Юрий Ставицкий.

При этом он отметил, что штурмовые инженерно-саперные подразделения «должны будут обеспечивать беспрепятственное продвижение по территории противника мотострелков, других сил, что позволит значительно повысить эффективность боевых действий и при этом максимально избежать потерь».

«Опыт чеченской кампании показал, что отсутствие таких подразделений негативно сказывается на результате боя. Люди в этих бригадах защищены соответствующим образом, готовы правильно действовать при прохождении завалов, минных полей, укрепрайонов и других препятствий. У них и специальные инструменты предусмотрены», — рассказал Юрий Ставицкий.

По словам начальника инженерных войск, «такие подразделения комплектуются, в основном, спортсменами, годными по состоянию здоровья, с высокими физическими возможностями, с закаленным характером».

«Стараемся по принципу спецназа подбирать военнослужащих. Конкурс достаточно высокий, начали их подготовку в Тюменском военном училище и наших учебных центрах», — пояснил Юрий Ставицкий.

Он выразил уверенность, что уже в 2016 году новая инженерно-саперная бригада и штурмовой батальон в ее составе «начнут взаимодействие с войсками».

Находясь в Муроме, генерал-лейтенант Юрий Ставицкий принял участие в церемонии крепления полотнищ Боевых знамен к древкам вновь сформированных инженерно-саперной и понтонно-мостовой бригад инженерных войск ВС РФ.

Он сообщил, что такие соединения к 2020 году планируется создать в каждой общевойсковой армии.

Что касается задач, которые будет решать понтонно-мостовая бригада, то, по словам начальника инженерных войск, она «предназначена для оборудования различных переправ на крупных водных преградах, также ее военнослужащие будут оказывать помощь населению в период паводков и смогут участвовать в ликвидации последствий различных ЧС».

Штурмовой батальон в составе новой инженерно-саперной бригады будет делать проходы в минных полях, разрушениях и завалах.

«При этом у нас с ВДВ совершенно разные задачи, несмотря на то, что в их составе тоже есть штурмовые подразделения», — отметил Юрий Ставицкий, говоря о задачах саперов - «штурмовиков».

Возвращаясь к истории вопроса, он пояснил, что впервые саперные подразделения штурма появились в годы Великой Отечественной войны. Тогда в инженерных войсках было сформировано 90 специально подготовленных саперных батальонов.

Юрий Ставицкий также сообщил о том, что военные инженеры в новых штурмовых подразделениях вскоре начнут получать специально разработанные индивидуальные средства защиты — костюмы ОВР-3Ш.

«У нас будет два класса новых костюмов: для инженерно-саперных подразделений и инженерно-штурмовых. Они несколько отличаются друг от друга по классу защиты и по амуниции, но все современные достижения и технологии мы постарались внедрить», — пояснил начальник инженерных войск Вооруженных Сил генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

В состав комплекта ОВР-3Ш входит защитный костюм сапера 6-го класса защиты с карманами для размещения боекомплекта, датчиками «свой-чужой», «жив-ранен, убит» и модулем ГЛОНАCC/GPS, защитный шлем, саперный мачете, комплект для вышибания дверей, штурмовая лестница, гидравлические кусачки, дисковая пила, гидравлический домкрат, комбинированные ножницы, подрывная машинка и другие средства.

Справочно:

Начиная с 1943 года при освобождении Европы от немецко-фашистских захватчиков советским войскам понадобились саперные подразделения штурма, которые могли оперативно, в условиях городского боя, овладеть зданием и произвести очистку местности или минирование объекта. Приказом Ставки Верховного Главнокомандования СССР в инженерных войсках было сформировано 90 специально подготовленных саперных батальонов.

«Батальоны должны быть выделены из состава саперных бригад, обеспечены положенным имуществом и освобождены от работы на рубеже для форсированной боевой подготовки, в первую очередь по подрывному делу и устройству заграждений», — говорилось в приказе.

Многими подвигами и заслугами овеяли свой боевой путь саперы штурмовых бригад и батальонов, среди которых немало Героев Советского Союза и орденоносцев.

Штурмовые саперные батальоны состояли из стрелков с противотанковыми ружьями, саперов с взрывчаткой и ранцевыми огнеметами. Каждый боец нес запас «коктейлей Молотова» и гранат. Частью экипировки саперов-штурмовиков являлся защитный стальной трехмиллиметровый нагрудник. Проходы в заграждениях устраивались специально созданными группами разграждения, а уничтожение укрепленных позиций противника возлагалось на штурмовые группы. Тактика была слаженной и вариативной.

При борьбе с танками личный состав штурмовых групп продвигался по ходам сообщения, отрытым в снегу или с помощью маскировочных средств. Саперы подбирались к танку, зажигали дымовые шашки для ослепления экипажа, после чего укладывали на танк взрывчатое вещество, подрывая или сжигая его.

К укрепленному блиндажу или доту группу саперов на максимально близкое расстояние подвозил танк, затем они спешивались и подползали к укрытию. Танк держал под прицелом вход, а саперы забирались на крышу и спускали через дымовую трубу противотанковую мину, после чего отползали и с помощью привязанного шнура выдергивали чеку из взрывателя.

При штурме здания саперы-штурмовики, используя трофейные фаустпатроны, пробивали в стене брешь, после чего под прикрытием автоматчиков, огнеметчики подбегали и направляли в нее огненные струи. В других случаях саперы-штурмовики заливали горящий бензин в вентиляционные шахты и дымоход.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 6/2000, стр. 14-20

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Генерал-полковник Н. СЕРДЦЕВ ,

Подполковник Н. ЕВТУШЕНКО

В соответствии с принятой концепцией «Армия-21» командование сухопутных войск (СВ) США продолжает проводить широкий комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности войск, совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений, частей и соединений. При этом немаловажное место отводится инженерным войскам, которые, по взглядам командования, предназначены для обеспечения боевых действий основных родов войск.

Для решения задач инженерного обеспечения в составе СВ США развернуты инженерные войска (Corps of Engineers), руководство которыми возложено на инженерное командование (Engineer Command). Оно подчинено министру армии (Secretary of the Army), осуществляющему административное руководство СВ через начальника штаба сухопутных войск (Chief of the Army Staff). На инженерное командование возложены следующие задачи:

Планирование и координация оперативной деятельности всех формирований, участвующих в выполнении задач инженерного обеспечения;

Планирование, координация и контроль за строительством и ремонтом, осуществляемыми вооруженными силами (ВС) и коммерческими организациями по контракту в интересах армии и других видов ВС, а также союзников в районах сосредоточения войск и на тыловых базах;

Планирование, координация и выполнение мероприятий по совершенствованию инфраструктуры в военное время в рамках программы комитета начальников штабов (КНШ);

Планирование, координация и руководство строительством или восстановлением объектов на театре военных действий (ТВ Д);

Проектирование размещения формирований инженерных войск, техники и оборудования, а также оказание технической помощи в реализации этих проектов;

Координация топографического обеспечения и военно-топографической разведки на ТВД;

Координация производства необходимых топографических документов и работы военно-картографической службы;

Руководство управлением недвижимостью в зоне боев при проведении операций по стабилизации обстановки;

Руководство управлением недвижимостью в зоне линий коммуникаций при проведении операций по переброске войск;

Осуществление контроля за проведением строительных работ, которые выполняются по контракту персоналом, нанимаемым из граждан как США, так и из других стран. Основные положения о принципах действий инженерных войск изложены в полевом уставе FM 5-100 1996 года «Инженерное обеспечение».

Главными задачами инженерных войск при ведении боевых действий всех видов являются обеспечение мобильности, контрмобильности, живучести и выполнение общих инженерных задач.

Мобильность предусматривает осуществление свободы маневра боевым и поддерживающим частям в любых условиях боевой обстановки путем решения следующих задач: разведка маршрутов движения, восстановление и содержание дорожной сети; преодоление взрывных и невзрывных заграждений, предусматривающее их разведку, поиск и оборудование обходов, проделывание и обозначение проходов; обеспечение движения войск (за счет строительства и содержания военных дорог и колонных путей); преодоление водных преград (их разведка, подготовка табельных средств, сборка мостов и паромов, организация комендантской службы на переправе); обеспечение передового базирования армейской авиации (АА), которое включает проведение рекогносцировочных мероприятий, строительных и ремонтных работ, а также содержание посадочных площадок.

Контрмобильность предполагает максимальное ограничение подвижности противника, в первую очередь его танковых и механизированных соединений. Для этого широко применяются заграждения всех видов, главенствующая роль среди которых отводится минным. При ведении боевых действий предусматривается широкомасштабное применение мин, в установке которых будут участвовать не только инженерные формирования, но и артиллерия, АА, а также авиация ВВС, ВМС и морской пехоты. С помощью современных мин планируется ставить заграждения, посредством которых можно остановить продвижение противника, задержать его или направить в зоны, где возможно наиболее эффективное использование против него различных видов оружия.

Живучесть предусматривает проведение мероприятий, обеспечивающих скрытность войск от разведки противника и поражения его различными огневыми средствами. Эту задачу решает весь личный состав, а на инженерные подразделения возложены обязанности по проведению крупных маскировочных мероприятий, возведению защитных сооружений для вооружения и военной техники (В и ВТ), оборудованию и защите командных пунктов, узлов связи и центров управления.

В обороне особое внимание обращается на тщательное оборудование защитных сооружений, которые по степени важности распределяются в следующем порядке: пункты управления; огневые позиции (включая позиции оперативно-тактических ракет, полевой артиллерии и систем ПВО); позиции противотанковых средств; укрытия для танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты.

В наступлении защитные сооружения оборудуются при наличии для этого времени, а также во время остановок, вызываемых перегруппировкой и перестроением войск. В настоящее время при принятии решения на выполнение данной задачи рекомендуется следующая шкала приоритетов: оборудование пунктов управления; огневых позиций для противотанковых средств; позиций для средств ведения огня непрямой наводкой; важнейших пунктов снабжения боеприпасами и горюче-смазочными материалами.

К общим инженерным задачам относятся специфические мероприятия, выполняемые инженерными частями в тыловой зоне. Важнейшими из них считаются оборудование, содержание и восстановление линий коммуникаций, возведение защитных и других сооружений для подразделений тыла, строительство взлетно-посадочных полос, производство сплошного разминирования, оборудование водозаборных пунктов.

Организация инженерных подразделений СВ США. В период со второй половины 80-х до середины 90-х годов с целью повышения эффективности инженерного обеспечения боевых действий в США была проведена реорганизация инженерных подразделений, основными направлениями которой стали: оснащение войск новыми средствами, выполненными на базе современных технологий; усовершенствование систем связи и процессов управления и взаимодействия; создание условий для самостоятельных действий в передовых районах; повышение способности к быстрому развертыванию для действий в составе общевойсковых формирований.

Результатом этой реорганизации стало изменение боевого и численного состава инженерных формирований корпусов и дивизий СВ США. Согласно новым положениям устава FM 5-100 инженерная бригада армейского корпуса (АК, ее примерный состав представлен на рис. 1) может включать штаб и штабное подразделение, топографическую роту, одну-две инженерные группы, в каждой из которых два-пять инженерных батальонов (инженерных, тяжелых инженерных, легких инженерных), одну строительную группу, в которой может быть три - шесть инженерных батальонов, а также отдельные роты, которые будут вводиться в состав бригады по необходимости. Количество, тип и численный состав инженерных батальонов в корпусе будет зависеть от его структуры, решаемых задач, группировки и возможностей противника, а также особенностей ТВД. Штаб инженерной бригады является штабом инженерной службы АК.

Рис. 1. Примерная организация инженерной бригады армейского корпуса

сухопутных войск США

Структура механизированного инженерного батальона из состава инженерной бригады АК СВ США представлена на рис. 2, а перечень основных В и ВТ и оснащения - в табл. 1. Обычно он подчинен штабу инженерной группы и состоит из штабной и трех линейных рот. По своим возможностям он почти соответствует батальону бронетанковой или механизированной дивизии, но имеет больший штат. Это формирование используется для инженерного обеспечения боевых действий дивизии в более сложных условиях. При выполнении задач по обеспечению мобильности механизированный батальон организует разведку и рекогносцировку. Он обеспечивает преодоление особо сложных природных и искусственных заграждений и преград. В ходе операций по обеспечению преодоления заграждений дивизиями и бригадами механизированный инженерный батальон может: заменить подразделения дивизионного подчинения, высвободив их для выполнения других, менее сложных задач; обеспечивать поддержку и усиление дивизионных частей; решать задачи по преодолению преград параллельно с дивизионными подразделениями. При выполнении задач контрмобилъности корпусной инженерный батальон (механизированный) должен устанавливать минные поля, разрушать дороги и мосты.

Инженерный батальон колесных машин, как правило, подчинен штабу инженерной группы и состоит из штабной и трех линейных рот. Это формирование обычно используется для выполнения задач инженерного обеспечения в тыловых районах АК. Подразделения этого батальона строят, восстанавливают и ремонтируют дороги, колонные пути, аэродромы передового базирования, обеспечивают маневренность тыловых частей и подразделений, в некоторых случаях они могут привлекаться к строительству тыловых баз.

Таблица 1

ОСНАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ИНЖЕНЕРНЫХ БРИГАД АК И «ТЯЖЕЛОЙ» ДИВИЗИИ СВ ВС США

Тяжелый инженерный батальон обычно состоит их штабной и трех линейных рот. Он имеет большие возможности по строительству и ремонту взлетно-посадочных полос, аэродромов, дорог, мостов, зданий. Оснащение этого батальона позволяет строить порты, линии коммуникаций, дамбы, электростанции. Кроме боевых действий, он широко применяется при ликвидации последствий войны, оказании гуманитарной помощи, при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. «Тяжелый» инженерный батальон обычно используется для усиления дивизионных и бригадных инженерных подразделений.

Инженерная и десантная инженерная роты (легкого оборудования), как правило, подчинены начальнику инженерной службы корпуса и оснащены быстро разворачиваемым оборудованием, имеющим низкие массо-габаритные показатели и обеспечивающим выполнение задач по обеспечению живучести. Обычно они выполняют задачи вместе с корпусным инженерным батальоном (легким инженерным батальоном - воздушно-десантным), но иногда они применяются вместе с механизированным инженерным батальоном или инженерным батальоном колесных машин.


Рис. 2. Структура инженерного батальона (механизированного) инженерной бригады

АК и «легкой дивизии»

Инженерная рота (легкого оборудования) и воздушно-штурмовая инженерная рота (легкого оборудования) помогают маневренным силам в выполнении землеройных работ. Эти подразделения, как правило, используются для усиления легкого инженерного батальона и десантного инженерного батальона.

Инженерная рота оборудования для боевого обеспечения обычно подчинена штабу инженерной службы корпуса и оснащена высокопроизводительной землеройной техникой. Обычно она входит в состав корпусного инженерного батальона (механизированного или колесных машин), а в некоторых случаях может действовать самостоятельно, подчиняясь штабу инженерной группы.

Таблица 2

ОСНАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ БАТАЛЬОНОВ «ЛЕГКИХ» ДИВИЗИЙСВ ВС США



Рис. 3. Инженерная бригада «легкой» дивизии СВ США (вариант)

Инженерная рота (понтонная) оснащена понтонным мостом «Рибон Бридж», который позволяет быстро наводить наплавные мосты. Она обычно входит в состав корпусного инженерного батальона или корпусной инженерной группы. Секции моста транспортируются специальными автомобилями, а в некоторых случаях вертолетами средней грузоподъемности. Кроме того, подразделения занимаются перевозкой грузов, после того как понтонные секции разгружены.

Инженерная рота сборно-разборных мостов и инженерная рота моста MGB предназначены для быстрой сборки мостов на жестких опорах. Для решения этой задачи роты оснащены сборно-разборными мостами «Бейли» или MGB. Часто эти мосты собираются с целью замены ранее установленных штурмовых мостов. Обычно роты мостов на жестких опорах входят в состав корпусного инженерного батальона или подчинены инженерной группе. Транспортные автомобили рот могут использоваться и для перевозки различных грузов.

Инженерный отряд (подводных работ) предназначен для выполнения подводных работ в интересах командования корпуса, в частности для подводной разведки, обеспечения форсирования реки, создания и преодоления подводных преград. Он может оказывать также помощь в эксплуатации портов и очистке прибрежной зоны.

Инженерная бригада из состава «тяжелой» дивизии (штатная численность около 1 300 человек) включает штаб и штабную роту, три механизированных инженерных батальона (аналогичны механизированным инженерным батальонам из состава АК).

Механизированный инженерный батальон состоит из штаба, штабной и трех инженерных рот и подразделения обеспечения. Они осуществляют инженерное обеспечение бригадных тактических групп.

Командир бригады обычно является и начальником инженерной службы дивизии. Он вместе со своим штабом отвечает за организацию инженерного обеспечения дивизии и планирует все мероприятия, проводимые в дивизии в рамках его полномочий. Он определяет объем задач, которые необходимо выполнить батальонам дивизии, приданым корпусным батальонам и отдельным ротам. Командир инженерной бригады механизированной или бронетанковой дивизии имеет право передавать роты одного инженерного батальона дивизии в распоряжения другого или придавать их другим маневренным частям, например бронекавалерийскому эскадрону.

В современной структуре «легких» дивизий функции инженерного обеспечения возложены на инженерные батальоны. Эти батальоны однотипны по своему составу и включают: штаб, штабную и три инженерные роты. Численность личного состава в батальонах колеблется от410до436 человек и зависит от количества вооружения и техники, находящихся на оснащении этих батальонов. Перечень основного вооружения и боевой техники представлен в табл. 2.

Однако опыт учений показывает, что выделяемых бригадам инженерных сил для решения требуемых задач в необходимом высоком темпе может быть недостаточно. Поэтому разработчики структуры новой «легкой» дивизии предполагают иметь в ней отдельную инженерную бригаду в составе штаба и штабной роты, двух батальонов - общей и непосредственной поддержки (рис. 3).

Общая численность бригады будет составлять около 1 600 - 1 800 человек. Характерным для этих подразделений будет их оснащение легкой инженерной техникой, рассчитанной на перевозку штатными военно-транспортными самолетами С-130 и С-17.

К настоящему времени перспективная организация инженерных войск проверяется в ходе войсковых учений и штабных игр, которые должны способствовать уточнению и корректировке планируемых организационно-штатных преобразований инженерных войск корпусного и дивизионного звена.

Таким образом, сухопутные войска ВС США в зоне боевых действий имеют боеспособные части и подразделения инженерных войск, способные эффективно выполнять разнообразные задачи по инженерному обеспечению во всех видах боевых действий.

В настоящее время определена структура перспективных «средних» бригад, а состав новых дивизий пока не установлен.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА , специальные войска, предназначавшиеся для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий Вооруженных Сил.

В Красной армии к началу 1941 состояли из войсковых подразделений, входивших в состав корпусов, дивизий и полков, а также воинских частей РГК окружного и армейского подчинения. Для проведения строительных работ имелись управления полевого строительства, объединявшие в зависимости от выполняемых работ инженерные воинские части различного назначения. В РГК имелись отдельные инженерные и понтонно-мостовые полки, понтонно-мостовые и маскировочные батальоны. Батальоны считались основной штатной единицей инженерных войск. Руководство инженерными войсками осуществляло Главное военно-инженерное управление. Имевшиеся в армиях и военных округах инженерные батальоны к весне 1941 преобразованы в 18 инженерных и 16 понтонных полков.

С началом Великой Отечественной войны инженерные войска оказались в тяжёлом положении. Многие инженерные части находились на строительстве укреплённых районов на новой гос. границе, что существенно снизило их возможности по выполнению задач инженерного обеспечения оборонительных действий Красной армии.

Война внесла коррективы в организацию и оснащение инженерных войск. В июле 1941 учреждён штат сапёрного батальона стрелковой дивизии, в котором численность личного состава сокращалась на 20%, а автотранспорт заменялся гужевым. Для руководства инженерными войсками в нояб. 1941 введены должности начальников инженерных войск Красной армии, фронтов и армий, при них созданы соответствующие штабы.

Для выполнения огромных по объёму работ по строительству оборонительных рубежей в тылу к середине янв. 1942 создано 10 caпёрных армий. К концу 1942 надобность в сапёрных армиях отпала и они были расформированы, а на их базе созданы управления оборонительного строительства РВГК; сапёрные бригады переданы фронтам как бригады РВГК. Для борьбы с танковыми и моторизованными соединениями противника в составе РВГК были сформированы инженерные бригады спец. назначения (по одной на фронт). Каждая бригада состояла из 5–7 батальонов инженерных заграждений, 1–2 электротехнических батальонов для устройства электрозаграждений, батальона спецминирования, отряда механизации работ и подразделений обеспечения. В 1942 сформированы отдельные парки инженерных машин (на каждый фронт).

В мае 1943 для обеспечения прорыва обороны противника созданы штурмовые инж.-сапёрные бригады РВГК, а для проделывания проходов в его минных полях – инж.-танковые полки. Для выполнения задач по разминированию освобождаемой территории весной 1943 на базе управлений оборонительного строительства создано 6 бригад разграждения. К концу 1943 инженерные войска насчитывали 58 бригад, 9 полков и св. 1000 различных батальонов.

Весной 1944 в составе фронтов на базе инженерных бригад специального назначения РВГК созданы 35 армейских инж.-сапёрных и моторизованных инженерных бригад. В годы войны инженерные войска строили оборонительные сооружения, создавали заграждения (широко применялись в качестве подвижных отрядов заграждений), минировали местность; в наступательных операциях обеспечивали манёвр войск и форсирование многих крупных водных преград (рр. Висла, Одер и др.), проделывали проходы в минных полях; участвовали в штурме укреплений, городов, широко использовались для разрушения коммуникаций в тылу противника.

В годы войны значительно повысилась техническая оснащённость инженерных войск, дальнейшее развитие получили средства инженерного вооружения. В 1941 появилась противотанковая мина ТМ-41, в 1943 – ТМД-Б, в 1944 – ТМД-44. Войска располагали также несколькими типами противопехотных мин – ПМД-6, -7ц. Имелись осколочно-заградительные мины ПОМЗ-2 и ОЗМ. Последняя успешно применялась при создании управляемых минных полей. Большое развитие получили десантно-переправочные средства, особенно понтонные парки. В 1943 завершились испытания тяжёлого мостового парка ТМП, для замены лёгких парков стали поступать парки под грузы 10, 16 и 30 т, а для моторизации десантных переправ – тяжёлые (М-72) и лёгкие (М-180) мотовёсла и катер БМК-70. Развёртывание широких наступательных действий повысило требования к средствам разграждения. На вооружение поступили комплект разведки и разминирования, миноискатель ВИМ-203 (ВИМ-20ЭМ), удлинённые заряды и танковый трал ПТ-3 для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях и др. Дальнейшее развитие получили фортификационные и мостостроительные средства, средства полевого водоснабжения, маскировки и инженерной разведки. Всего в годы войны было создано и модернизировано более 180 видов различных инженерных средств.

За годы войны инженерными войсками установлено более 70 млн противотанковых и противопехотных мин, на которых противник потерял до 10 тыс. ед. бронетанковой техники и до 100 тыс. чел. личного состава; разминировано 765 тыс. кв. км территории и 400 тыс. км путей, построено 11 тыс. мостов, оборудовано ок. 500 тыс. км путей и выполнен большой объём работ по фортификационному оборудованию различных рубежей, районов и переправ, проделыванию проходов и др.

За ратные подвиги 655 воинов инженерных войск удостоены звания Героя Сов. Союза, 294 награждены орденами Славы трёх степеней; 6 инженерных бригад, 190 инж.-сапёрных и понтонных батальонов и 5 отд. рот получили звание гвардейских; 40 понтонно-мостовых и 38 штурмовых инж.-сапёрных батальонов удостоены почётных наименований.

Начальники: ген.-майор инженерных войск Л.З. Котляр (1941–42); ген.-майор инженерных войск, с марта 1943 ген.-лейт. инженерных войск, с сент. 1943 ген.-полк. инженерных войск, с февр. 1944 маршал инженерных войск М.П. Воробьёв (1942 – до конца войны).

Немецкие инженерные войска включали сапёрные (Pioniere), понтонно-мостовые (Brückenpioniere) и строительные (Bau) части и соединения. В каждой дивизии сухопутных войск штатом предусматривался сапёрный батальон из 3 рот (в дивизиях 2-полкового состава – из 2). Инженерные войска РВГК были представлены отдельными батальонами – сапёрными и понтонно-мостовыми. Сапёрный батальон состоял из 3 сапёрных рот и 1–2 мостовых колонн. Структура батальона существенно не отличалась от батальонов, входивших в состав пехотных дивизий. Существовали моторизованные батальоны, батальоны на конной тяге и крепостные, различавшиеся количеством и типом транспортных средств. Понтонно-мостовой батальон имел 3-ротный состав. В конце войны появились сапёрные бригады, состоявшие из 2 батальонов.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ