Способы борьбы с коррупцией. Что такое коррупция и способы борьбы с ней

ВВЕДЕНИЕ - 3

ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ В РОССИИ

1.1. Понятие и виды коррупции в России - 5

1.2. Состояние, динамика и структура коррупции - 7

1.3. Характеристика личности, совершающей коррупцию - 10

1.4. Причины и условия коррупции - 12

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

2.1Усовершенствование законодательства - приоритетная мера борьбы с коррупцией - 17

2.2. Необходимость разработки национального плана - 19

2.3 Национальная стратегия противодействия коррупции - 23

2.4 Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы - 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 50

Введение

Коррупция сегодня рассматривается как одно из самых важных препятствий для политического и экономического развития России и за последние годы количество исследований причин и средств борьбы с коррупцией быстро увеличивается.

Государственные реформы после развала Советского Союза и переход на новые модели управления в России способствовали росту коррупционных преступлений на фоне глубокой трансформации экономических отношений, тотальной приватизации и формирования новых социальных групп.

На сегодняшний день большинство российских и зарубежных исследователей коррупции достаточно аргументировано рассматривают ее как понятие, имеющее не только правовое, криминологическое, но и социально-общественное, а также политэкономическое значения.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие. Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон..

Наиболее узкую область занимает коррупция в ее криминологическом смысле, так как она ограничивается теми гранями общественно-социальных и политэкономических значений, которые выражают ее асоциальную, общественно-опасную и уголовно-противоправную сущность. Таким образом, коррупция в ее криминологическом значении тождественна коррупционной преступности.

В данной работе будут рассмотрены проблемы коррупции и борьбы с ней. Будут исследованы виды, причины и условия коррупции. Автор рассмотрит современное состояние коррупции в России, её динамику и структуру. Будет дана объективная оценка современной ситуации связанной с коррупцией в нашей стране в целом за прошедший 2010 год. Особое внимание будет направлено на методы борьбы с коррупцией в России.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ В РОССИИ

1.1 Понятие и виды коррупции в РФ

Корру́пция (от лат. corrumpere - портить) - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) даёт определение понятию коррупции в России, до его принятия Российское законодательство не включало термин «коррупция» в число уголовно-правовых понятий.

Что объяснялось трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по этому вопросу вряд ли могли быть однозначно приняты в нашей стране.

Виды коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

1.2 Состояние, динамика и структура коррупции

История коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

С переходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и приватизации государственной и общественной собственности число должностных злоупотреблений существенно возросло.

Решающую роль в данном процессе сыграла порочная практика распределения кредитов, трансфертов, товаров, сырья, предоставления различных видов льгот. Это же касается и лицензирования различных видов деятельности, организации аукционов, конкурсов и т.д. Приватизация в целом оказалась пораженной противоречивыми действиями должностных лиц.

В последние годы не смотря на общий рост коррупции и преступлений с ней связанных стало должное внимание уделяться этой проблеме в нашей стране. Совершенствуется законодательная база, ведётся пропаганда в средствах массовой информации. Хочется верить что это не пустая показуха и по данной проблеме наметится тенденция хотябы к общему улучшению ситуации.

Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции - между членами одной организации - придаёт ей черты организованной преступности.

Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью

Начальник

* Процент от взяток подчинённых - стабильный доход

* Нет непосредственного участия в даче взятки

* Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст

* Если подчинённого поймают - тот может выдать начальника

Подчинённый

* Шире возможности - больше взятки

* Под покровительством начальника брать взятки безопаснее

* Организованная группа - отягчающее обстоятельство

* Отдаёт процент от взяток

Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы.

На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков.

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе с взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

  • 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;
  • 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупционной деятельности должностных лиц властных органов государства.

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

  • 1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
  • 2. Предупреждение и предотвращение коррупции
  • 3. Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Меры борьбы с коррупцией

Население %

Эксперты %

Усилить правовое воспитание граждан

Ужесточить коррупционную ответственность

Создать государственный координационный центр по предупреждению и борьбе с коррупцией

Провести административную реформу

Оградить чиновников в определенных общегражданских правах (свободе передвижения, распространении информации, экономической, политической деятельности)

Платить чиновникам большую зарплату

Платить чиновникам дифференцированную зарплату

Запретить чиновникам-контролерам доступ к «живым» деньгам

Там, где это возможно, чиновника должен заменить робот, компьютер

Передавать чиновнику часть заработанного им для государства

Создать специальные административные суды

Увеличить административные штрафы должностных лиц

Сокращать во всех сферах гражданского общества влияние и опеку государства

Выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий

2. Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление)

3. Верховенство закона и защита прав граждан.

В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность всех 3-х секторов осуществляется по следующим направлениям:

В рамках первой стратегии это:

1.1. Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии

1.2. Антикоррупционное гражданское образование

1.3. Построение антикоррупционных коалиций

1.4. Свободный доступ к информации и независимые СМИ

В рамках второй стратегии это:

2.1. Прозрачная власть, прозрачные процедуры

2.2. Общественное участие в процессах предотвращения коррупции

2.3. Уменьшение вмешательства государства в дела общества

2.5. Снижение административных барьеров для предпринимателей и внедрение конкурсности

В рамках третьей стратегии это:

3.1. Сильная и независимая судебная власть

3.2. Неукоснительное исполнение законов

3.3. Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и общественная экспертиза

3.4. Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмана.

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок. 1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти. 2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила. 3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции. 4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. 5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и власти, и общества. 6. Антикоррупционная программа должна реализоваться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. 7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько раз превышающую вложения. Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней; увеличения вероятности выявления коррупцион-ных действий и наказания за причиненный ими вред; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях. Но даже если невозможно пресечь коррупцию полностью, ее можно существенным образом затруднить посредством правового регулирования.

    Ключевым словом для этого является «прозрачность».

Следует воздействовать на экономико-коррупционную преступность путем жесткого внедрения открытости (прозрачности) принятия экономически значимых решений государственными должностными лицами. Нарушение порядка открытости должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния без доказывания каких-либо вредоносных последствий (то есть носить формальный, а не материальный состав правонарушения).

Например, в сфере госзакупок (где без прозрачности нельзя обеспечить конкурентную среду и воспрепятствовать злоупотреблению доминирующим положением) необходимо опубликование информации не только о предстоящем конкурсе, но и о его результатах его проведения. Таким образом, сразу выявится непоследовательность и невыгодность для государства при выборе поставщика, что свидетельствует о коррупции.

Если будут созданы установленные законом условия для независимой судебной проверки решений администрации, это будет первым шагом в направлении эффективной борьбы с коррупцией. Конечно, исполнительная и судебная власть должны на деле обеспечить претворение этих правил в жизнь.

Многие национальные и международные положения в отношении размещения государственных заказов создают во всем мире конкуренцию, вытекающую из прозрачности.

Членами многостороннего соглашения Government Procurement Agreement Всемирной торговой организации являются между тем 28 индустриальных государств. В Европейском сообществе были приняты директивы, чтобы достичь координации национальных актов о размещении государственных заказов и сделать возможным проведение европейских конкурсов.

Какое значение при этом отводится в экономике размещению государственных заказов, показывает годовой оборот в размере более 1.000 миллиарда евро в рамках размещения госзаказов на внутренних рынках Европейского Союза.

Все эти национальные и международные положения создают не только конкуренцию, но и своей прозрачностью влияют на большие ограничения коррупции на этом привлекательном рынке.

Правовое регулирование размещения госзаказов эффективно, однако, только в той мере, насколько это позволяют его содержание и его реализация.

Право на размещение должно быть привязано к установленному порядку и к документации, необходимой для принятия решения. Кроме того, должны быть разделены планирование, определение потребности, размещение, исполнение и проведение расчетов.

    Контроль.

Необходимо поставить под контроль переход государственных служащих на управленческие должности в коммерческих организациях. Во многих странах должностное лицо после увольнения в течение нескольких лет без разрешения государственного органа не может заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней работе.

Необходимо ужесточение требований контроля за отчетностью и применения санкций за их нарушение к предпринимателям. Также в России целесообразно ведение информационной базы данных по всем нарушениям, совершаемым гражданами и организациями при конкурсном распределении госзаказов. В принципе это позволило бы организовать отстранение от участия в конкурсах на госзакупки не только организаций–нарушителей, но их взаимозависимые или аффилированные с ними лица.

    Борьба с правонарушениями против интересов службы в коммерческих организациях

Такие правонарушения, к сожалению, оказались «за кадром» государственного контроля. Хотя ряд из них криминализован в Уголовном кодексе РФ, но практика привлечения к уголовной ответственности по ним ничтожна. В то же время эти правонарушения не только в ряде случаев порождают коррупционные цепочки, но прямо или опосредованно нарушают публичные интересы. Так сделки с заинтересованностью, совершаемые с нарушениями, скрытое аффилирование, трансфертное ценообразование влекут уклонение от уплаты налогов, делают невозможным распределение полученной прибыли через дивиденды, приводят к уводу активов в дружественные структуры. Это приводит к стагнации производства, недополучению государством налоговых доходов, отсутствию стимулов к портфельному акционерному инвестированию и, соответственно, – к зачаточному состоянию российского фондового рынка.

Государство должно пересмотреть политику в отношении таких правонарушений, обеспечить реальную возможность применения не только уголовных и административных санкций, но и гражданско-правовых мер: косвенных исков к недобросовестным менеджерам со стороны акционеров и пр.

    Международное сотрудничество

С учетом необходимости борьбы с транснациональной коррупцией особую роль приобретает международное сотрудничество в данной сфере. Необходимы также особые средства контроля за чиновниками, имеющими дискреционные полномочия в сфере регулирования иностранных инвестиций. Данная область должна стать точкой взаимовыгодного экономического сотрудничества предпринимателей разных стран и, соответственно, повышения благосостояния их государств, а не шлагбаумом и рычагом «набивания карманов» недобросовестных чиновников. Необходима четкая система как административного, так и судебного контроля за чиновниками в данной сфере. Только в этом случае в условиях российской действительности субъективная (произвольная) воля чиновника не сможет препятствовать объективным социально-экономическим законам.

Подводя итог, хотелось бы отметить, в России коррупция существует почти во всех областях общественной жизни.

Если представить себе негативные последствия коррупции для государственного хозяйства, то одной из самых важных задач российской политики должна стать борьба с коррупцией.

Это, однако, не должно оставаться – как это было до сих пор – только признанием на словах.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эффективная борьба с коррупцией предполагает:

1. Заслуживающее доверия признание себя сторонником борьбы с коррупцией

2. Вскрытие источников коррупции

3. Разработка контрмер

4. Эффективная реализация

Каждый отдельный шаг представляет собой абсолютно обязательное условие для очевидного успеха.

Широко распространенная и прочно укоренившаяся коррупция требует мужественных и энергичных действий. Политика малых шагов, вероятнее всего, обречена на провал.

Необходимая для этого информация может быть получена в сотрудничестве с неправительственными организациями и свободными средствами массовой информации.

Это удастся только в том случае, если будут созданы соответствующие основания для доверия.

В этом смысле борьба с коррупцией в России может не только решительным образом улучшить условия товарно-рыночного хозяйства, но и создать основания для доверия между государством и гражданином.

Вот вам еще свежий пример.

За несколько часов до задержания Россию покинул бывший глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян, которого премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку 11 июля. Чуян улетел в Израиль, предварительно попрощавшись со своими телохранителями и дав им понять, что возвращаться из земли обетованной он не намерен.

Эмиграцию Чуяна можно легко объяснить - по данным ПАСМИ, уволить главу алкогольного ведомства распорядился лично президент Владимир Путин, которому ФСБ представила материалы, где Игорь Чуян предстает матерым коррупционером, отмывшим сотни миллиардов рублей на торговле водкой, вином и пивом.

Михаил Юревич: долгое лечение

Некоторое время в Израиле от российских следователей скрывался и бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич - в России его обвинили в получении взяток на сумму в 26 млн рублей от министра здравоохранения области, заплатившего за продвижение по службе, а также в подстрекательстве к клевете.

Уголовное дело против Юревича возбудили в марте 2017 года, когда он находился на лечении в Израиле. Свою вину экс-губернатор отрицает, однако возвращаться на родную землю не спешит - известно, что Юревич перебрался в Великобританию, где продолжил лечение. Также в СМИ попала информация о якобы поступившей властям Великобритании просьбе Юревича о политическом убежище, однако сам он эти сведения поспешно опроверг.

Уже около года в деле Юревича нет существенных подвижек: обвиняемого заочно арестовали и объявили в международный розыск, сам же он по-прежнему за границей.

Алексей Кузнецов: ожидание экстрадиции

В 2010 году в Подмосковье начали расследовать крупное уголовное дело, главным фигурантом которого стал бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов. Вместе с Кузнецовым статусы обвиняемых получили его бывшая супруга Жанна Булах, заместитель Валерий Носов и экс-глава «Московской инвестиционной трастовой компании» Владислав Телепнев. Следствие установило, что с 2005 по 2008 год сообщники при помощи разных мошеннических схем похитили более 14 млрд рублей из областного бюджета.

Значительную часть средств мошенники успели вывести за рубеж. Сам Кузнецов укрылся на территории Франции, где на его имя зарегистрировано несколько дорогостоящих объектов недвижимости. В 2012 году экс-министра объявили в международный розыск, после чего власти Франции задержали чиновника, а также по просьбе Генпрокуратуры России арестовали его имущество, начав экстрадицию. Процесс продолжается уже пять лет - французские правоохранители сообщали ранее, что не имеют претензий к Кузнецову и задержали его лишь для исполнения ордера Интерпола.

В апреле прошлого года Следственный комитет России опубликовал сообщение, в котором выразил возмущение затягиванием экстрадиции, увидев в этом политическую подоплеку, однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Тем временем в России заочно осудили экс-супругу Кузнецова Жанну Булах, которая тоже покинула страну и проживает в США, где имеет гражданство и остается недосягаемой для правоохранительных органов РФ.

Алексей Митрофанов: не посмел вернуться

Депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Митрофанов попал в поле зрения силовиков в 2012 году, когда его заподозрили в мошенничестве - парламентарий пообещал столичному коммерсанту за $200 тыс. решить вопрос в Арбитражном суде, где «клиент» судился с «солнцевскими». Позже на Митрофанова пожаловался пенсионер, обвинивший депутата во взятке в 2 млн рублей.

Сначала Митрофанов проходил по уголовным делам лишь как свидетель, так как от домогательств следствия его оберегала депутатская неприкосновенность. Однако в 2014 году неприкосновенность с парламентария сняли. Лишившись депутатского иммунитета, Митрофанов сразу же покинул Россию, отправившись на лечение в Хорватию.

В 2016 году Алексей Митрофанов попытался вернуться, предложив следствию сделку - чистосердечное признание в обмен на гарантию того, что его не упрячут за решетку после схода с трапа самолета. Следствие сделку поддержало, однако у экс-депутата (мандата его лишили за прогулы) не хватило смелости. Сейчас Митрофанов по-прежнему скрывается за границей, находясь в международном розыске.

Илья Пономарев: политическая растрата

Изгнание оппозиционного депутата Ильи Пономарева из Госдумы, а затем и из России, растянулось на несколько лет. Сперва его лишили права голоса в парламенте из-за высказывания «жулики и воры» в адрес коллег-депутатов - это произошло в сентябре 2012 года. Затем его сделали свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади в Москве в мае 2012 года - его помощник Леонид Развозжаев сознался в подготовке беспорядков.

В 2013 году следственные органы обнаружили признаки растраты средств фонда «Сколково», подозрение пало на старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова. В 2014 году фигурантом дела стал Пономарев, которого обвинили в соучастии в растрате 22 млн рублей «сколковских» средств. По версии следствия, депутат в 2010 году заключил со «Сколково» договор о проведении неких научных работ и чтении курса лекций, заработав на этом $750 тыс. В апреле того же года депутата лишили неприкосновенности.

Когда неприкосновенность сняли, Пономарев находился в США, откуда заявил о своей невиновности и политической подоплеке уголовного дела. В ответ его объявили в международный розыск.

В 2016 году Пономарева вместе с Алексеем Митрофановым лишили статуса депутата. К тому времени экс-депутат полностью погасил ущерб перед «Сколково», но уголовное дело в отношении него еще не закрыто. Сейчас Пономарев проживает в Киеве, где получил временный вид на жительство.

Братья Глушковы: негостеприимная Грузия

Следующие депутаты, сбежавшие из России (как оказалось, ненадолго) от обвинений в коррупции, рангом пониже - это член Земского собрания Балахнинского района Нижегородской области Владимир Глушков и его брат Александр Глушков с мандатом депутата Законодательного собрания Нижегородской области. Обоих братьев задержали на территории Грузии в начале августа. Ранее их объявили в международный розыск по линии Интерпола.

По возвращении в Нижегородскую область беглецов ждут арест, следствие и суд. Глушковых обвиняют в получении взятки на 6 млн рублей - Александр взятку получил, а Владимир выступил посредником, - а также в эпизоде мошенничества с муниципальным имуществом. По версии следствия, депутаты организовали ложную реконструкцию автостанции в Балахне, снесли большую часть строений, уничтожив транспортный узел, и построили на этом месте торговый центр. Сумма ущерба муниципалитету составила порядка 100 млн рублей.

Ирина Баранова: судья для рейдеров

В конце 2013 года судья Арбитражного суда Москвы Ирина Баранова улетела в США для родов. Через месяц, в январе 2014 года, глава СКР Александр Бастрыкин попросил у Высшей квалификационной коллегии судей согласия на возбуждение против Барановой уголовного дела по факту сотрудничества с рейдерами.

Расследуя дело о рейдерском захвате дома номер 3 по Гоголевскому бульвару в Москве (920 кв. метров, $50 млн), правоохранители узнали, что именно судья Баранова помогла бывшим владельцам здания обманом вернуть себе имущество после продажи, посоветовав им дать взятку своей коллеге - судье, которая рассматривала дело. За свои услуги Баранова получила 100 тысяч евро.

Бастрыкин почти два года ждал разрешения ВККС на возбуждение дела против Ирины Барановой. За это время беглая судья успела родить в США сына. В 2016 году СКР заявил о намерении объявить Баранову в международный розыск. Судья по-прежнему на свободе.

Алексей Душутин: из-под домашнего ареста

9 августа столичные полицейские попросили Тверской суд Москвы заочно арестовать бывшего гендиректора одной из компаний скандально известного «Оборонсервиса» (ныне ликвидирован) Алексея Душутина. Душутин возглавлял ОАО «Военно-строительное управление Москвы» и был обвинен в попытке мошенничества - он пытался продать строительную базу ВСУМ за 11 млн рублей при реальной стоимости около 140 млн рублей.

Забавно, но именно это уголовное дело помогло Душутину сбежать, так как ранее его уже приговорили к четырем годам колонии за незаконную продажу 17 объектов ВСУМ с ущербом в 400 млн рублей, но выпустили из-за решетки в связи с новым расследованием. Почти шесть лет (уголовное преследование Душутина началось в 2011 году) топ-менеджер «Оборонсервиса» был под стражей и лишь летом 2017 года его адвокаты сумели убедить суд изменить меру пресечения на домашний арест в связи с наличием нескольких заболеваний, приобретенных в СИЗО.

После выхода из СИЗО Душутин не стал терять время и почти сразу же сбежал из-под домашнего ареста. Его объявили в федеральный розыск, но безуспешно - по оперативным данным, беглец вместе с родителями живет в Канаде. Если Тверской суд пойдет навстречу полиции, то Душутина объявят в международный розыск.

Сергей Сапельников: исчез без разрешения

В июне 2013 года Счетная палата выявила в Росреестре серьезные нарушения - ведомство израсходовало более 42 млрд рублей на создание системы кадастрового учета, но почти половина суммы оказалась потрачена с нарушениями закона, а система так и не была завершена. Основные претензии проверяющих вызвали ИТ-проекты, все работы в сфере которых принимал замглавы Росреестра Сергей Сапельников.

В сентябре того же года стало известно, что Сапельников покинул страну, не дожидаясь, пока антикоррупционная проверка выльется в уголовное дело. Не дожидаясь вызова на допрос, чиновник выехал на автомобиле в Белоруссию, а затем на Украину. Заметим, Сапельников является носителем государственных секретов первой категории и должен был получить разрешение у спецслужб на выезд. С 2013 года от беглеца ни слуху, ни духу.

Александр Нистратов: козел отпущения

В начале года в Москве завершили уголовное дело о мошенничестве с недвижимостью ОАО «Квант-Н», которая интересовала Роскосмос, но при помощи коррупционеров в Росимуществе и Управлении делами президента оказалась проданной по бросовой цене подставной компании с владельцами в офшорах.

Виновными в махинациях с миллиардным ущербом суд признал экс-директора ФГУП «Центр финансового и правового обеспечения» Управления делами президента РФ Николая Скрыпникова, его заместителя, экс-гендиректора ОАО «Квант-Н» Андрея Гришина и двоих коммерсантов. Осужденым назначено наказание от трех с половиной до шести с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима.

В мошенничестве были замешаны еще три человека - прежний глава УДП Владимир Кожин, экс-глава Росимущества Юрий Петров и помощник Петрова Александр Нистратов. Подписи первого и второго стояли на всех документах, при помощи которых имущество «Квант-Н» вывели из-под контроля Роскосмоса и Росимущества и продали, однако оба остались лишь в статусе свидетелей, переложив всю вину на Скрыпникова и Нистратова.

Александра Нистратова считают организатором всей мошеннической схемы, однако наказать его не удалось, так как чиновник еще до возбуждения уголовного дела летом 2015 года покинул Россию и живет в США.

Дагестанские беглецы: эмираты надежнее Чечни

Большинство дагестанских чиновников, попавших под зачистку вследствие масштабной региональной антикоррупционной кампании, даже не пытались скрываться от правоохранителей, так как были уверены в собственной неуязвимости или же адекватно оценивали свои возможности. Но нашлись и исключения.

В конце мая силовики пришли с обысками в дом главы бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану Магомеда Махачева, однако хозяина дома уже не застали. Чиновника вместе с группой подельников из числа подчиненных заподозрили в поставленной на поток продаже поддельных справок об инвалидности местным жителям, которые по липовым справкам получали пособия из бюджета. Счет взяткам и поддельным документам идет на сотни.

Сперва следователи подозревали, что Махачев сбежал за границу, предположительно, на Украину. Заочно обвинив чиновника во взятках, подлоге и мошенничестве, следствие объявило его в международный розыск. Затем, в конце июля, правоохранители задержали родного брата Махачева - Ашика, сделав его фигурантом дела о поддельных справках и дополнительно пригрозив серьезным обвинением в организации преступного сообщества. То ли сработал международный розыск, то ли брат помог, но 2 августа Магомеда Махачева задержали в Грозном.

Следующего беглеца - зятя бывшего министра здравоохранения Дагестана Танки Ибрагимова - силовикам предстоит вытаскивать из Объединенных Арабских Эмиратов. Самого Танку Ибрагимова уже арестовали, обвинив в организации крупных картельных закупок, хищениях на сумму более 100 млн рублей и создании организованной преступной группировки. Его зятя считают причастным к темным делам экс-министра.

Я думаю это далеко не полный список известных чиновников, укравших кучу денег и пирующих на них сейчас за границей. Ну почему нельзя планировать следствие так, что хотя бы сажать под домашний арест подозреваемых, которые миллиарды украли и у которых куча связей. Не уж то сложно предположить, что скроются с концами? Мне всегда объясняют - "не положено, все по закону, вот так медленно работают процессуальные нормы, сделать ничего нельзя, это не 37 год".