Дэвид Сарнов — отец американского телевидения. "Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продукции и развивает наихудшие качества людей" (Д

САРНОВ ДЭВИД

Настоящее имя – Давид Абрамович Сарнов

(род. в 1891 г. – ум. в 1971 г.)

Признан как один из основателей электронной промышленности и отец коммерческого радиовещания и телевидения в США. Его считают олицетворением рекорда пребывания у власти и в бизнесе, которого когда-либо достигал в США выходец из России. Руководил всеми радиоинформационными службами США. Бригадный генерал; удостоен высших военных наград. Бессменный советник по средствам связи и информации десяти президентов США.

Дэвид Сарнов стал, пожалуй, самым ярким символом того, что принято называть американской системой. Сам президент США Линдон Джонсон, знавший его многие годы, сказал в 1964 году: «Никто лучше не демонстрирует гениальность американской системы. Его рост от мальчишки-иммигранта до руководителя государственного масштаба – это исключительный и одновременно вдохновляющий рекорд». Будущий лидер американских телекоммуникаций, образец блестящей деловой и политической карьеры, был выходцем из России. Он появился на свет в еврейском местечке Узляны под Минском 27 февраля 1891 года и был первенцем в семье маляра Абрама Сарнова и его жены Лии. У Давида вскоре появились еще два брата и сестра. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец решил поискать счастья в далекой Америке. Он уехал один, чтобы, подзаработав денег, прислать их семье на дорогу. На это ему потребовалось четыре года.

Воспитание Давида взяла в свои руки бабка Рива, которая понимала, что без образования в чужих краях будет трудно, и потому отправила внука… зазубривать Талмуд к знакомому рабби под Борисов, что мальчик и делал с утра до позднего вечера. В 1900 году Сарновы кружным путем – так было дешевле – через Данию, Англию и Канаду добрались до Нью-Йорка. Говорят, что при погрузке на пароход в Ливерпуле подготовленную Лией корзину с кошерной пищей сунули вместе с другим багажом в трюм, и девятилетний Давид прыгнул туда с палубы, удачно приземлившись на мягкие тюки. Увидев головокружительный прыжок, матрос парохода произнес вещую фразу: «Ну, парень, в Америке у тебя будет все в порядке!» И, в общем-то, не ошибся.

Семья Сарновых поселилась в еврейском Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Правда, Абрам Сарнов оказался не способен прокормить своих многочисленных домочадцев: за четыре года непосильной работы он вконец подорвал здоровье и еле волочил ноги. Вся забота о семье легла на плечи матери, но с появлением еще двоих детей главным кормильцем стал Давид, или на американский лад Дэвид. Его карьера началась с продажи газет – обычной работы бедняцкой детворы – и учебы в школе. К моменту смерти отца, случившейся в 1906 году, Дэвид уже прошел путь от простого мальчишки-газетчика до хозяина киоска на углу 46-й улицы и 10-й авеню. По вечерам он ходил в школу и активно учил английский. Это был его любимый предмет. Кроме того, он очень много читал. То, что парень далеко пойдет, вскоре стало ясно многим. Как-то на уроке английского учитель, разбирая шекспировского «Венецианского купца», сказал, что жестокость и жадность Шейл ока являются типичными чертами еврейского характера. Дэвид отправился к директору и потребовал извинений. Конфликт попытались замять, но Сарнов заявил, что газетам любопытно будет получить информацию относительно царящего в школе антисемитизма. В результате Дэвид вернулся в класс, а учитель получил отставку.

Однако, окончив восемь классов, Сарнов вынужден был оставить школу. Передав процветающий киоск братьям и матери, он нашел работу на полный рабочий день, устроившись рассыльным в офис телеграфной компании Commercial Cable Company. Работал он там всего лишь несколько месяцев. В преддверии еврейских праздников Рош Гашана и Йом Кипур Дэвид попросил дать ему три выходных дня, чтобы в праздники, как обычно, петь в хоре синагоги. Ему, естественно, отказали, а когда он стал возражать, уволили. Однако время, проведенное в телеграфной компании, не прошло для любознательного подростка даром: он овладел искусством приема и передачи телеграфных сообщений. За заработанные два доллара – деньги по тем временам немалые – он приобрел телеграфный ключ, который впоследствии всегда занимал почетное место на его рабочем столе и которым он любил демонстрировать свое мастерство телеграфиста.

Увлечение пригодилось Сарнову: во вновь созданной в нью-йоркском отделении компании «Маркони» он занял должность младшего оператора, а заодно и мальчика на побегушках. Серьезный, всегда аккуратно одетый, прилежный, он выгодно отличался от большинства своих коллег из бывших моряков, больших любителей выпить, которые называли его не иначе, как Jew Boy – Еврейчик. Но самое главное, Дэвид лично познакомился с предприимчивым изобретателем беспроволочного телеграфа Гуглиельмо Маркони. Он рассказал ему об эмиграции из России, о своем газетном бизнесе и о желании стать оператором-телеграфистом. Маркони показал ему оборудование лаборатории и разрешил пользоваться находившейся там технической литературой. С того дня Дэвид стал личным рассыльным Маркони при его посещениях Нью-Йорка и разносил, в частности, букеты, подарки и письма многочисленным возлюбленным пылкого итальянца по всему городу. Однако роль «мальчика на побегушках» его не устраивала, и к 20 годам Дэвид был уже сложившимся, приметным специалистом, который не относился к беспроволочному телеграфу, как к забаве и пустой затее.

В 1912 году имя Дэвида Сарнова, работавшего старшим оператором на радиостанции, стало широко известным после трагической гибели «Титаника», породившей «легенду Сарнова»: будто бы именно он поздним вечером 14 апреля первым принял сигнал бедствия с тонущего корабля и оставался у приборов 72 часа, принимая и передавая новости. На самом деле Дэвид услышал информацию о катастрофе лишь утром следующего дня, но действительно принимал сообщения от менее мощных радиостанций и передавал в газету информацию об оставшихся в живых пассажирах. «Гибель “Титаника” продвинула вперед радио и меня тоже», – говорил впоследствии Сарнов. Портреты молодого радиосвязиста обошли все газеты мира. С этого момента начинается его взлет и взлет радиосвязи. Конгрессом США принимается особый закон, требующий от всех судов, на борту которых 50 и более человек, установления радиоаппаратуры.

Карьера Сарнова после этого развивалась стремительно, в личной жизни все было хорошо. В 1917 году Дэвид женился. Его женой стала Лизетт Германт, красивая блондинка из недавно эмигрировавшей из Франции еврейской семьи. «Я не говорил по-французски, Лизетт не говорила по-английски, что ж нам оставалось делать?» – шутил впоследствии Сарнов. Лизетт стала матерью троих его сыновей и до конца его жизни, несмотря на его временные увлечения, оставалась рядом с ним.

В 1919 году компания General Electric выкупила акции American Marconi, принадлежавшей Великобритании, и создала Radio Corporation of America (RCA) – одну из самых мощных и богатых корпораций Америки, коммерческим менеджером, генеральным менеджером, а потом и президентом которой был Дэвид Сарнов. Именно тогда он и вернулся к своей идее трехлетней давности – «музыкальному радиоящику». Сарнов взглянул на радиоэфир принципиально по-иному. «У меня есть план, – писал он, – который может сделать радио такой же полезной домашней вещью, как пианино или фонограф… приемник может быть сконструирован в виде простого радиомузыкального ящика и настроен на различные длины волн». Это предложение содержало идею превращения радио из системы передачи сигналов на расстояние в разновидность масс-медиа. Не только развлекательные, но информационные и образовательные программы вскоре стали элементом будничной жизни рядовых американцев, а также жителей многих стран мира.

На то время конструкция такого «музыкального ящика» уже существовала: его создал приятель и коллега Сарнова Альфред Голдсмит. Он называл его «радиолой». Осталось только наладить массовый выпуск и, что еще более важно, заинтересовать потенциального потребителя, а для этого нужно было нечто такое, что заставило бы американца понять: да, такую штуку хорошо бы иметь дома. И Сарнов, отлично знавший американского обывателя, это нечто нашел. 2 июля 1921 года со стадиона в Джерси Сити (Нью-Джерси) прошла широкая радиотрансляция хода поединка между боксерами-тяжеловесами американцем Джеком Демпси и французом Жоржем Карпентье. Репортаж слушало более 300 тысяч человек, собравшихся у огромных репродукторов по всему восточному побережью. После нокаутирующего удара, который нанес Демпси противнику в четвертом раунде, передатчик вышел из строя, но дело было сделано: идея радио вошла в сознание американцев.

В последующие три года корпорация RCA продала свыше миллиона радиоприемников, и этому успеху она в немалой степени была обязана новому изобретению одного из друзей Сарнова Эдвина Армстронга: его супергетеродинный приемник мог работать без наружной антенны. Сарнов уговорил совет корпорации купить патент, и Армстронг в одночасье стал миллионером.

Сам же Сарнов уже «бежал» дальше. «Рынок радиоприемников будет определяться количеством и качеством радиопрограмм», – четко понимал он. По его инициативе в 1926 году была создана National Broadcasting Company (NBC), осуществлявшая радиовещание, в то время как RCA сосредоточила в своих руках изготовление радиотехники: передатчиков, радиоприемников, аппаратуры для звукового кино, приемников для автомобилей. В 1930 году Сарнов стал президентом RCA, но за год до этого он уже носился с новой идеей. Этому способствовала встреча с Владимиром Козьмичом Зворыкиным, который чуть ли не подпольно занимался созданием электронной системы телевидения. Еще в 1923 году на совете директоров RCA Сарнов заявил: «Я верю, что телевидение придет в ближайшее будущее». Он сразу же оценил перспективность телевидения в целом и работ Зворыкина в частности и предложил ему перейти в RCA. Зворыкин согласился, и ему были созданы прекрасные условия для работы и щедрое финансирование. Президент RCA регулярно наведывался в лабораторию Зворыкина в Нью-Джерси, причем не как босс, а как человек, способный, засучив рукава, работать рядом с исследователями. И Зворыкин, под опекой Сарнова, успешно довел телевидение до коммерческого уровня.

Идея телевидения настолько захватила Сарнова, что он «проморгал» новое изобретение Армстронга – систему частотной модуляции (FM), которая позволяла очистить звук от помех, присущих системе амплитудной модуляции (AM). Друг видел в системе FM будущее радиовещания и, понимая, что самому ему не осилить огромную работу по перестройке радиостанций, обратился за помощью к своему Дэвиду. Но Сарнов, сразу оценивший значение изобретения Армстронга, решил использовать его по-другому: для звукового сопровождения своего нового увлечения – телевидения. Дружба дала трещину, которая превратилась в пропасть. Упрямый Армстронг за собственные деньги построил радиостанцию, работавшую в системе FM и передававшую классическую музыку. Когда же инженеры RCA стали применять для телевидения свою систему FM, разработанную ими в обход патента Армстронга, тот затеял с корпорацией многолетнюю тяжбу. Сарнов пытался пойти на мировую и предложил изобретателю миллион долларов за патент, но тот с негодованием отверг предложение, посчитав сумму обидно незначительной. Но выдержать конкуренцию с Сарновым Армстронг не смог и покончил с собой: президент RCA получил патент, но теперь миллион достался вдове.

Нельзя сказать, что Сарнов был жадным или завистливым к чужим успехам. Оставаясь многие годы на самых значительных постах, он владел всего третью одного процента акций RCA, и, когда он умер, его доля стоила 7,4 млн долларов. Конечно, по тем временам это была внушительная сумма, но все же не такая большая, как можно было ожидать от такого деятельного и дальновидного бизнесмена, который в 30 лет стал советником президента Вудро Вильсона и оставался на этом посту еще при девяти президентах. Он руководил всеми радиоинформационными службами США, но когда горел идеей, остановить его было невозможно. Так, когда он спросил у Зворыкина, сколько ему нужно на промышленную разработку телевизионного вещания, тот попросил 100 тысяч долларов. Сарнов же выделил на эту идею 50 миллионов (!) и в октябре 1938 года объявил, что «телевидение в доме стало технически осуществимым». Талантливый администратор, он раньше других осознал перспективы развития телевидения и, как всегда, отреагировал быстрее других. В меморандуме, представленном руководству RCA, он отмечает: «Я верю, что телевидение получит развитие в ближайшее время. А на следующий год, выступая в университете штата Миссури, он говорит: «Представьте себе, что ваша семья вечером, удобно расположившись у себя дома, не только слушает диалоги по радио, но и с удовольствием смотрит пьесу, которую актеры играют за сотни миль от вашего дома». Еще через три года Сарнов пишет: «Если мы сумеем напрячь воображение, то сможем представить себе цветное телевидение в наших домах». Для этого надо было действительно напрячь воображение, поскольку тогда это казалось фантастикой. Но Сарнов был фанатиком идей и уже 20 апреля 1939 года, стоя перед телекамерой у павильона RCA на Нью-Йоркской всемирной выставке, сказал: «Теперь мы добавляем к звуку радиоизображение». Репортажем с открытия выставки компания NBC начала ежедневные телепередачи.

Однако работу над совершенствованием телевидения пришлось прервать. 7 декабря 1941 года, через три часа после нападения Японии на Пёрл-Харбор, Сарнов послал Рузвельту радиограмму о полной готовности оборудования и персонала к войне. Радио стало главным источником информации с фронтов Европы, Азии, Тихого океана. Как говорил Сарнов, американцы могли «слушать историю до того, как она была написана». И хотя ему перевалило за пятьдесят, в военной службе он увидел шанс доказать свою преданность Америке. Летом 1942 года он был назначен главным советником Корпуса связи Армии США. Сарнов создал систему радиокоммуникации, охватывающую Европейский и Средиземноморский театры военных действий, решил все вопросы радиообеспечения высадки американских войск во Франции и Германии. В сферу его деятельности входила также организация государственной радиопропаганды на оккупированных врагами территориях. В 1943 году он обосновал необходимость создания радиостанции «Голос Америки» для ведения широкомасштабной борьбы против тоталитарных идеологий. Ни до, ни после этого Сарнову не приходилось решать столь сложные технические и организационные проблемы в такие чрезвычайно сжатые сроки, но он справился со всеми задачами.

Работа Сарнова была по заслугам оценена: он был награжден военным орденом Legion of Merit и ему было присвоено звание бригадного генерала. Званием этим он очень гордился, постоянно носил генеральскую форму и все свои бумаги подписывал «Генерал Сарнов». После войны Сарнов вернулся к своему рабочему столу, и вскоре на столе, рядом с телеграфным ключом, появилась папка с надписью «Цветное телевидение». Энергия Сарнова, не жалевшего сил и средств на совершенствование новой, только родившейся техники, не пропала даром: цветное телевидение стало его очередной победой.

Годы брали свое, и 1 января 1965 года совет RCA утвердил в должности президента корпорации Роберта Сарнова – старшего сына Дэвида, занимавшего до этого пост вице-президента NBC. Дэвид Сарнов стал почетным председателем, но и на этом посту продолжал энергично действовать, пока жестокая болезнь не свалила его. Вплоть до своей смерти он работал на переднем фронте телерадиокоммуникаций: участвовал в разработке космического, кабельного, цветного телевидения, коммерческих правил и законов американского телевидения. Еще в 1960-е годы он открыто утверждал, что средства коммуникации приведут к краху всех видов тоталитаризма и, прежде всего, советского коммунизма.

Дэвид Сарнов умер 12 декабря 1971 года. На его похоронах губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер сказал: «Его гений заключался в его способности смотреть на те же вещи, на которые смотрят другие, но видеть больше». Сарнов действительно обладал уникальным предпринимательским талантом, был гением не только предугадывания. Ему принадлежит идея создания регулярного и массового радио– и телевещания. Мечтатель Сарнов обладал способностью видеть будущее и претворять его в жизнь. Он был фанатично предан идее развития новых средств массовой коммуникации. Не будучи ни исследователем, ни изобретателем, он сделал значительно больше, чем кто-либо другой, для того чтобы открыть массам новые технологии века перемен – настоящего коммуникационного столетия. Сарнов был тем человеком, который внес радио и телевидение в каждый американский дом. По сути, он стал великим американским и мировым просветителем через средства массовых коммуникаций, и именно поэтому американцы официально признали его отцом-основателем радиовещания и телевидения.

Из книги Содом тех лет автора Воронель Нина Абрамовна

Александр Солженицын и Бенедикт Сарнов Моя любимая подруга Слава, необузданная жена известного литературовода Бена Сарнова, дважды побила моего сына Володю, когда он был ребенком. Первый раз это случилось по дороге из дачного кинотеатра при обсуждении сюжета польского

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Фермер Дэвид Орр Ненаписанное продолжение истории Чонкина меня мучило много лет. Сюжет в процессе обдумывания неоднократно менялся и удлинялся. В первом варианте он кончался 1956 годом.Приехав на Запад, я встретил много людей, похожих на Чонкина. Например, бывших

Из книги Блюдце, полное секретов. Одиссея «Пинк Флойд» автора Шэффнер Николас

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Дэвид Боуг Элизабет Рид в своей книге о муже говорит о «поразительном» успехе «Охотников за скальпами», утверждая, что «только в одной Великобритании было продано свыше миллиона экземпляров этого романа». Озвученная ею цифра, судя по всему, относится к 1900 году, - именно

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

ДЭВИД (МЛАДШИЙ) Наш старший сын Дэвид первым оставил дом, когда он готовился к поступлению в колледж в Академии Филлипса в г. Эксетере45, штат Нью-Хэмпшир. Дэйв никогда не проявлял своего бунта открыто, однако в то же время он и не был особенно близким и открытым как с отцом,

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

БОУИ ДЭВИД Настоящее имя – Дэвид Роберт Джонс(род. в 1947 г.) Знаменитый английский музыкант, актер и художник, новатор в музыке и сценическом оформлении. За свою музыкальную карьеру записал 26 альбомов, многие из которых стали «золотыми» и «платиновыми». Сыграл более чем в

Из книги Незабываемые встречи автора Воронель Нина Абрамовна

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН И БЕНЕДИКТ САРНОВ Моя любимая подруга Слава, необузданная жена известного литературовода Бена Сарнова, дважды побила моего сына Володю, когда он был ребенком. Первый раз это случилось по дороге из дачного кинотеатра при обсуждении сюжета польского

Из книги Феномен Солженицына автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Бенедикт Сарнов Феномен Солженицына

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Дэвид Бекхэм Октябрь 2010 годаДэвид Бекхэм бежит, чтобы выполнить один из последних свободных ударов в своей международной карьере. Французские фанаты, сидящие возле флага в углу поля на парижском стадионе «Стад де Франс», вскакивают и свистят, высмеивая гламурного

Из книги Знаменитые эмигранты из России автора Рейтман Марк Исаевич

Из книги Зворыкин автора Борисов Василий Петрович

ДАВИД САРНОВ И СОЗДАНИЕ КИНЕСКОПА Встреча Зворыкина с Сарновым состоялась в первые дни нового, 1929 года. Сотруднику исследовательской лаборатории компании «Вестингауз» и вице-президенту Ар-си-эй приходилось видеть друг друга и раньше, но на этот раз Сарнов впервые

Из книги Мозаика еврейских судеб. XX век автора Фрезинский Борис Яковлевич

V Лидия Сегаль-Бродская Иосиф Путерман Семен Либерман Марсель Райх-Раницкий Лазарь Лазарев Бенедикт Сарнов Борис Черняков Михаил Балцвиник Александр

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Дэвид Линч Каблуки и осязательный фетишизм Излишества прекрасны. Уильям Блейк Дэ?вид Кит Линч (1946) – американский кинорежиссер, сценарист, представитель американского независимого кинематографа.Прикосновение становится извращением только тогда, когда оно является

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Бенедикт Сарнов

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Дэвид Копперфильд Повёз я как-то Михаила Жванецкого с концертами по Прибалтике.В Вильнюсе за день до нас выступал Дэвид Копперфильд.Снимаем пальто в гардеробе, Михал Михалыч говорит:«А номерки брать необязательно, всё равно к концу представления вся эта одежда

Из книги Дело: «Ястребы и голуби холодной войны» автора Арбатов Георгий Аркадьевич

Дэвид Рокфеллер С Дэвидом Рокфеллером я познакомился во время поездки в США в 1969 году и с тех пор встречался много раз: и в разных городах США, и в Москве, и в Киеве (на состоявшейся там в 1984 году Дартмутской встрече).Человек, носивший фамилию, которую можно было считать

САРНОФФ Дэвид САРНОФФ Дэвид

САРНО́ФФ (Sarnoff) Дэвид (27 февраля 1891, Минск, Российская империя - 12 декабря 1971, Нью-Йорк, США), американский пионер радио- и телевещания.
В детстве несколько лет готовился к карьере еврейского ученого - знатока Талмуда. Эмигрировал с семьей в США в 1900, обосновался сначала в Олбани, а затем переехал в Нью-Йорк. Учась в школе, помогал семье: продавал газеты, работал посыльным, пел в синагоге. В 1906 он оставил школу и устроился курьером в телеграфную компанию. На первые заработанные деньги купил телеграфный аппарат, овладел азбукой Морзе (см. МОРЗЕ КОД) и нашел работу в качестве радиотелеграфиста в компании беспроволочного телеграфа Маркони (см. МАРКОНИ Гульельмо) . Вскоре он стал опытным радиотелеграфистом. Через несколько лет стал оператором наиболее мощной в то время радиостанции, установленной на крыше манхэттенского универмага в Нью-Йорке. Там 14 апреля 1912 Сарнофф в течение 72 часов принимал сигналы бедствия от тонущего корабля «Титаник (см. ТИТАНИК) ». Вознагражденный компанией Маркони, он вскоре стал ее важным должностным лицом.
В 1916 он предложил для продажи первый промышленный радиоприемник, названный им «музыкальным ящиком». В 1921 Сарнофф стал генеральным директором недавно образованной Корпорации Радио Америки (RCA). Первую радиопередачу в 1920 осуществила компания Vestinghause. Однако в 1921 Сарнофф провел сенсационную радиопередачу матча бокса на первенство мира Дэмпси-Карпантье, которая показала возможности радиовещания и способствовала его быстрому распространению. В течение трех лет корпорация RCA продала радиоприемников более чем на 80 млн. долларов.
В 1926 Сарнофф создал Национальную Радиовещательную Компанию (NBC) в качестве отделения RCA. К тому времени он почувствовал потенциал телевидения и в 1928 запустил экспериментальную телевизионную станцию NBC. В 1939 осуществил телевизионную передачу со Всемирной выставки в Нью-Йорке. Развитие телевизионного вещания было отсрочено Второй мировой войной, во время которой Сарнофф был консультантом по средствам связи при штабе генерала Д. Эйзенхауэра (см. ЭЙЗЕНХАУЭР Дуайт) и получил звание бригадного генерала. Сарнофф стал президентом RCA в 1930, председателем правления - в 1947 и покинул ее в 1970.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "САРНОФФ Дэвид" в других словарях:

    АРМСТРОНГ (Armstrong) Эдвин Хауард (18 декабря 1890, Нью Йорк, США 31 января/1 февраля 1954, там же), американский радиотехник. Разработал схемы регенеративных (1913) и супергетеродинных (1918) радиоприемников. Показал преимущества частотной… … Энциклопедический словарь

    - «Остаться в живых» (англ. Lost) культовый американский телесериал, выходящий на канале ABC с 22 сентября 2004 года. Он был номинирован на множество наград, в том числе на 41 премию «Эмми» (11 побед), 29 Teen Choice Awards, 39 премий… … Википедия

    Англ. Meet Kevin Johnson Серия телесериала «Остаться в живых» За время серии Майкл пытается покончить с собой трижды Номер серии Сезон 4 Серия 8 Режиссёр Стивен Уи … Википедия

    Кевин Джонсон англ. Meet Kevin Johnson Серия телесериала «Остаться в живых» … Википедия

    Знакомьтесь Кевин Джонсон англ. Meet Kevin Johnson Серия телесериала «Остаться в живых» За время серии Майкл пытается покончить с собой трижды Номер серии Сезон 4 Эпизод 8 Режиссёр Стивен Уильямс (англ.) … Википедия

Благодаря ему в США появились такие средства массовой информации, как радио и телевидение. Дэвид Сарнофф родился в России и в 1900 году эмигрировал в США. В 1930 году был президентом Radio Corporation of America (RCA). Он продолжил создавать FM-радио на коммерческой основе и подарил американцам цветное телевидение.

Тем не менее «за кулисами» истории его громкого успеха с RCA скрывается личная история об отношениях с изобретателем Эдвином Армстронгом. Их отношения начинались с дружбы, которая закончилась непримиримой враждой и самоубийством Армстронга в 1954 году.

В 1965 году корпорацию RCA возглавил сын Сарноффа Роберт. Оставшиеся годы Дэвид Сарнофф провел, мучительно наблюдая, как сын модернизирует компанию, которую он сам создавал в течение всей жизни.

Дэвид Сарнофф родился в местечке Узлян Минской губернии (Российская империя). В 1896 году его отец Абрам, еврейский художник, отправился в США. Через четыре года он заработал денег и перевез семью через Атлантический океан.

Когда 2 июля 1900 года Дэвид Сарнофф прибыл в Манхэттен, его отец снимал убогую квартирку в нижнем Ист-Сайде. В течение четырех лет Абрам Сарнофф из кожи вон лез, чтобы заработать на жизнь. Он не просто опустился до того, чтобы выполнять за гроши черную работу, но и до такой степени подорвал свое здоровье, что уже не мог обеспечивать семью. Основным кормильцем стал девятилетний Дэвид.

Вначале продавал на улице еврейские газеты, получая двадцать пять центов за каждые пятьдесят штук. Чтобы заработать больше, по утрам разносил другие газеты и за небольшую плату пел в местной синагоге. Несмотря на то что у него оставалось совсем мало времени на отдых (Дэвид вставал в четыре утра, чтобы разнести газеты), он все же выкраивал время на учебу в местной школе Educational Alliance.

Путь Дэвида Сарноффа к успеху начался с работы в телеграфной компании American Marconi Wireless Telegraph. В то время американское отделение Marconi было нерентабельным, в отличие от британской контролирующей компании.

Дэвид Сарнофф пришел туда обычным курьером. Ему было невдомек, что следующие шестьдесят лет он проведет в этой компании и откроет Radio Corporation of America, которую возглавит в неполных сорок лет.

Путь к успеху. Самоуверенный новичок Дэвид Сарнофф лично представился Маркони. Такая смелость подкупила руководителя, и Дэвида назначили младшим радистом, а через некоторое время - начальником отдела технического контроля.

Именно тогда Дэвид Сарнофф познакомился с изобретателем Эдвином Армстронгом, который работал над созданием радиоприемника усовершенствованной конструкции. Во время демонстрации своего изобретения Сарноффу и трем другим инженерам из Marconi Армстронг принял радиосигналы из Клифдена (Ирландия) и радиостанции в Сан-Франциско. Сарнофф, сразу оценив по достоинству коммерческие возможности устройства, посоветовал начальству выяснить, можно ли разработать аналогичный прибор.

Однако руководители предпочли оставить действующую позиционную систему. В 1916 году дальновидный Дэвид Сарнофф написал на доске напоминание: «У меня есть план развития, который сделает радио бытовым прибором вроде пианино или патефона».

Во время Первой мировой войны Военно-морские силы США достигли значительных успехов в радиотехнике. После войны фирмы буквально выстроились в очередь за новой технологией. Правительство США не имело особого желания передавать свое ноу-хау британской компании типа Marconi, и в 1919 году была основана новая организация - Radio Corporation of America (RCA), которая владела патентами General Electric и Marconi.

Коммерческим директором и вторым человеком в компании был Дэвид Сарнофф. Теперь было больше возможностей для продвижения идеи общедоступного радио, и он отправил председателю правления корпорации «Программу успеха», изложенную на двадцати восьми страницах.

Дэвид Сарнофф добился своего, и началось массовое производство радиоприемников. Впоследствии радио стало пользоваться невероятной популярностью, что обеспечило успех RCA, несмотря на конкуренцию со стороны таких компаний, как Westinghouse.

Тем временем Армстронг продолжал совершенствовать радиотехнологии. В 1920 году, узнав о том, что Армстронг сделал очередное открытие, Сарнофф отказался от посредников и направился прямо к нему, чтобы получить патенты на технические изобретения. Они долго торговались, и в итоге Дэвид Сарнофф получил патент на новую технологию, а Армстронг - некоторую сумму наличными и такую долю участия в RCA, что вполне мог претендовать на место ведущего акционера.

Кроме того, Армстронг согласился предо­ставить право преимущественной покупки своих последующих изобретений корпорации RCA.

Падение курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже 1929 года и последующая финансовая неразбериха отрицательно сказались на благополучии RCA. Это произошло вопреки тому, что компания была лидером рынка, а также несмотря на возрастающую популярность радио как способа развлечения и на создание National Broadcasting Company.

В январе 1930 года после потасовки в зале заседаний тридцатидевятилетний Дэвид Сарнофф стал президентом корпорации RCA.

В декабре 1933 года Армстронг изобрел частотную модуляцию (FM). Однако на этот раз Дэвид Сарнофф не проявил особого энтузиазма: его интересовало не радио, а телевидение, которое он представил на Всемирной выставке 1939 года в США. Новое изобретение стало причиной личного конфликта между Армстронгом и Сарноффом.

В конце концов после бесплодных попыток борьбы с непоколебимым гигантом RCA Армстронг был вынужден согласиться на рассмотрение дела в суде. В 1954 году, обескураженный исходом дела, изобретатель выпрыгнул из окна тринадцатиэтажного дома и разбился насмерть. Единственное, что сказал Сарнофф, когда узнал о смерти своего бывшего друга: «Я не убивал Армстронга».

Дэвид Сарнофф работал как обычно. В 1954 году в центре его внимания оказалось цветное вещание. Чтобы избежать судебных разбирательств, которые могли подорвать репутацию корпорации, он сделал все патенты RCA, связанные с цветным телевидением, всеобщим достоянием, но при этом втрое увеличил бюджет на введение цветных программ. Любой производитель мог собрать цветной телевизор, но преимущество цветного телевещания было только у RCA.

Роберт Сарнофф намеревался изменить название и логотип компании, что заставило Дэвида Сарноффа вступить еще в один, последний, бой. Ему удалось отстоять прежнее название корпорации - RCA. Фактически это была ненужная победа.

Та организация, которую когда-то создал Сарнофф, трансформировалась в конгломерат разрозненных компаний, включающих компанию по прокату автомобилей Hertz и издательство Random House Publishing.

В декабре 1971 года изможденный затянувшейся болезнью Дэвид Сарнофф умер.

Резюме. Дэвид Сарнофф был не просто предшественником таких современных медиамагнатов, как и . Он стал инициатором появления индустрии массовых радио- и телевизионных развлечений. Эдвин Армстронг сыграл значительную роль в создании технологии коммерческого радио, но именно Сарнофф распознал коммерческий потенциал научных изобретений Армстронга, чего не сделали другие.

Более того, Дэвид Сарнофф был достаточно умен, чтобы получить патенты на технологии, связанные с радио, и, что более важно, сделать всеобщим достоянием все патенты RCA, которые имели отношение к технологии цветного телевидения. Один этот шаг служит подтверждением гениальности Дэвида Сарноффа.

Кстати, именно так поступил впоследствии Линус Торвальдс, создавший операционную систему Linux для компьютеров.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
***********************

Давид Сарнов (Дэвид Сарнофф) Родился в 1891 году в деревне УЗЛЯНЫ недалеко от МИНСКА.
Почётный доктор Колумбийского и Нью-Йоркского университетов.
Бригадный генерал армии США.
Один из основателей радио и телевидения США.
В компании беспроводного телеграфа "МАРКОНИ" с 1906 года.
В радивещательной корпорации Америки с 1919 года.
С 1922 года вице-президент, а с 1930 года президент корпорации.
С 1947 года по 1970 год Председатель совета директоров.
С начала 20-ых годов и до последних дней жизни, советник десяти президентов США.
Основатель национальной радиовещательной компании ЭНБИСИ (1926 год)
Организатор регулярного телевещания в США (1939 год).
Руководитель создания систем цветного телевидения (1949 год), видеозаписи на магнитную ленту (1956 год),
Съёмок первого телевизионного художественного фильма на магнитной ленте (1964 год)

Вошёл в историю, как первый радиотелеграфист принявший 14.04. 1912 года сигнал SOS с терпящего крушение лайнера "ТИТАНИК" и трое суток поддерживающий связь со спасателями.

ДЭВИД САРНОФФ (Давид Сарнов) родился 27 февраля 1891 го­­да в местечке Узляны, в 40 км от Минска.
Давид был старшим сыном в семье Абрама и Леи Сарновых (всего у них было пятеро детей). Родители Давида жили очень бедно и видимо в какой-то момент от отчаяния и беспросветности нищеты, решили искать лучшей доли в другой стране.
Когда мальчику исполнилось пять лет, Сарнов старший, последовав примеру многих других своих соплеменников, отправился в поисках счастья в страну равных возможностей - Америку.
Уехал один в надежде в скором времени перевезти туда и своих домочадцев. Но ждать этого часа пришлось довольно долго - целых четыре года.
Только в 1900 году, его жена Лея с детьми, смогла отправиться в долгую и утомительную дорогу,которая продлилась около двух месяцев, прежде чем она добралась до Соединённых Штатов.

Однако вопреки чаяниям и за океаном дела Сарновых не заладились. Отец мно­го болел, перебивался случайными заработками и семья продолжала жить в нищете.
Вероятно, в это время девятилетний Давид понял, что должен сам стать кормильцем семьи.
Свою трудовую деятельность он начал с разноски газет.
На грязных улочках Бруклина Дэвид прошел первую в своей жизни предпринимательскую школу: научился рано вставать, раньше всех получать первую партию свежих газет, бегать быстрее других мальчишек-разносчиков и быстрее продавать свой товар.

Одни эмигранты ассимилируются в новой стране с большим трудом, другие - с необыкновенной легкостью. Давид принадлежал ко второй категории. Он быстро освоил английский язык, переименовал себя на американский лад в Дэвида, или Дэйва, а вскоре изменил и фамилию: в ней появилось «аристократическое» окончание «фф».
Его труды на ниве разноски газет начали приносить прибыль. Большую часть заработанных денег он отдавал родителям, но кое-что оставлял и себе и в результате скопил 200 долларов, на которые в 14-летнем возрасте открыл собственный газетный киоск. Свободное время, которого, по правде сказать, у Дэвида было очень мало, он по­свящал учебе и чтению.
Поразительно, но один из самых грамотных и успешных в будущем предпринимателей в истории США, в детстве не получил систематического образования.
Всё его образование состояло из четырёхлетнего изучения ТОРЫ у своего дальнего родственника - раввина в г.Борисове,(Беларусь) затем США, в начальной школе для эмигрантов и на курсах Образовательного альянса, основанного переселенцами переехавшими в США из России.

По удивительному стечению обстоятельств Дэвид, идущий наниматься в газету "Нью-Йорк Таймс", перепутав двери случайно попадает в офис телеграфного концерна, которому позарез нужны были курьеры. Его принимают на работу и юный Дэвид Сарнофф попадает в индустрию коммуникаций, переживавшую в то время настоящую революцию.

В 1895 году российский физик и электротехник Александр Попов продемонстрировал сконструированный им радиоприемник, а в 1897 году итальянский радиотехник Гульельмо Маркони подал заявку на изобретение способа беспроводного телеграфирования.
В 1901 году Маркони удалось передать первую трансатлантическую радиограмму - электромагнитный импульс, обозначавший букву S, - после чего новый способ коммуникации сразу же стал использоваться на всех кораблях американского военно-морского флота.

Сарнофф поступает в офис американского отделения компании «Магсош».
Здесь вновь судьба проявляет к нему благосклонность: волей случая он в том же 1906 году знакомится с навестившим свой американский офис самим Маркони, который после общения с Дэвидом, назначает смышленого парнишку личным помощником.
Через два года семнадцатилетнего Дэвида Сарноффа командируют на отдаленный радиомаяк.

Затворничество на станции пошло Дэвиду только на пользу: он смог подзаработать денег и досконально изучить устройство и принцип действия радиотелеграфа, благо книг на радиомаяке было очень много.
После возвращения в Нью-Йорк в 1909 году Дэвид серьезно занимается самообразованием: посещает лекции по электротехнике в Институте Пратта, штудирует литературу в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Рвение молодого сотрудника не остается незамеченным, и он получает должность менеджера и оператора на той самой радиостанции, которая после истории с «Титаником» сделает Дэвида Сарноффа знаменитым. А дело было так:

4 апреля 1912 г. Давид, как обычно во время дежурства, внимательно прослушивал эфир. Внезапно он разобрал: "Титаник наскочил на айсберг. Быстро тонем"...
В течение трёх суток Давид не отходил от аппарата, поддерживая связь с судами, поспешившими на помощь Титанику.

Портреты молодого Давида Сарнова обошли первые полосы всех газет мира.
После этой трагедии отношение к радио резко изменилось. Конгресс США принял закон, обязывающий все суда, на которых более 50 пассажиров, иметь радиоаппаратуру.

В 1914 году Дэвида переводят в головной офис компании и назначают инспектором радиооборудования судов и береговых построек, находящихся в гавани Нью-Йорка.
Здесь-то он берется за реализацию своего плана популяризации радио.

В 1915 году Сарнофф пишет служебную записку руководству компании, в которой излагает план превращения радио в «бытовой прибор наподобие фонографа, позволяющий принимать трансляции музыкальных передач». Однако идея Сарноффа была настолько непривычной, что руководство фирмы отвергло ее, сочтя абсолютно бесперспективной, тем более, что разгоравшаяся Первая Мировая война выдвигала совершенно иные приоритеты и о нуждах рядовых потребителей надолго забыли.

В 1919 году контрольный пакет «Атепсап Магсош» выкупает американский радиоконцерн - «Кайю Согро Атепса» (КСА). В новой структуре Дэвиду Сарноффу был предложен пост менеджера коммерческого отдела. Пользуясь новыми возможностями, Сарнофф немедленно возвращается к своей идее и представляет на рассмотрение руководству КСА план, некогда отвернутый «Магсош».
В начале 1920 года «музыкальный ящик» (Мusik Ьох) идет в серийное производство.

К 1924 году как минимум 2,5 миллиона американских семей купили себе это чудесное изобретение.
В 1926 году КСА создает первую общенациональную радиовещательную компанию - NBC, которая позволяла слушателям по всей стране одновременно принимать трансляции из Нью-Йорка.

Следующим делом, за которое взялся Дэвид Сарнофф, стало создание телевидения.

В 1929 году он знакомится с русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным и нанимает его на работу.
Муромский уроженец Владимир Зворыкин, бежавший из большевистской России, демонстрирует руководству компании разработанный им аппарат - иконоскоп. И опять, реакция оказывается скептической: русскому инженеру рекомендуют заняться чем-нибудь более полезным для компании.

Зворыкин сосредотачивается на разработках фотоэлементов для звукового кино, но не бросает главное дело своей жизни. "Я понял, - вспоминал он впоследствии, - что работу над идеей, способной привести к коммерческому успеху, надо камуфлировать до тех пор, пока возможность получения прибыли не станет очевидной для людей бизнеса".

Однако перед Сарновым ничего камуфлировать не требовалось. В RCA, русский тандем вскоре добивается феноменального успеха. В 1930 г. Давид Абрамович становится президентом компании и предоставляет Владимиру Козьмичу полную свободу в осуществлении его разработок.

Сарнов и Зворыкин прекрасно сработались, хотя схожесть их судеб и характеров была чисто внешней. В отличие от бежавшего из нищеты Сарнова, являвшегося изгоем в своей родной стране, Зворыкин происходил из богатой купеческой семьи. Его отец торговал хлебом, был владельцем пароходов и возглавлял Муромский общественный банк.

Владимир получил прекрасной образование, окончив питерский Технологический институт.
В институте он работал с профессором Борисом Розингом - одним из первых в мире ученых, занимавшихся электронной передачей изображения на расстояние. До начала мировой войны Зворыкин успел даже пройти стажировку во Франции и Германии.

Зворыкина ждали блестящая карьера и обеспеченная жизнь.
Эмиграция стала не осознанным выбором новой судьбы, как в семье Сарнова, а вынужденной реакцией на большевистский переворот. И тем не менее, Зворыкин сумел за океаном найти себя, хотя его путь был совершенно иным, нежели путь Сарнова.

В 1939 году, во время всемирной выставки в Ныо Йорке, КСА впервые представляет публике телекамеру и телеприемник. Однако Вторая Мировая война внесла свои коррективы и серийное производство телевизоров пришлось отложить.
Заводы компании были переориентированы на выпуск военной продукции, а сам Сарнофф всю войну служил при штабе командующего союзных сил генерала Эйзенхауэра и закончил войну в звании бригадного генерала.

Закончилась война.
В начале 1946 года на рынке наконец-то появился 10-дюймовый телевизор 630Т8 стоимостью 375 долларов. Страна, соскучившаяся за годы войны по развлечениям, бросилась покупать новинку. К 1950 году в США насчитывалось уже более 7 миллионов телевизоров, половину из которых произвела карпорация КСА.
Затем начался настоящий телевизионный бум, в результате которого к 1952 году телевизоры появились в 47 процентах американских домов.

КСА встретила этот бум во всеоружии: в 1953 году МВС начала регулярное телевещание, снимая телепередачи по мотивам своих же радиопрограмм. Развитая инфраструктура из 238 станций позволила МВС стать первым общенациональным телеканалом.

Однако бригадный генерал Дэвид Сарнофф и не думал довольствоваться достигнутым. В этот раз он берется за цветное телевидение, в создание которого инвестирует 130 миллионов долларов. К сожалению, публика довольно вяло восприняла эту новинку. Из-за огромных затрат на разработку и производство цветных телевизоров прибыли компании упали на четверть. Но Сарнофф не сдавался.
Прорыв состоялся, когда Уолт Дисней решил разместить свою программу «Чудесный мир Диснея» на МВС, имевшей возможность транслировать ее в цвете. В результате к 1963 году цветное телевидение превратилось в стомиллионную индустрию. Доля КСА на этом рынке составила фантастические 70 процентов.

Дэвид Сарнофф вышел на пенсию в 1969 году - вскоре после того, как камеры КСА передали на Землю изображение астронавта Нила Армстронга, делающего шаги по лунной поверхности. Это был настоящий триумф компании. Однако, даже отойдя от дел, Сарнофф продолжал ставить перед КСА новые задачи. Но увидеть их воплощенными в жизнь Сарноффу не удалось.
Он скончался 12 декабря 1971 года.
Долго еще после его ухода КСА занимала лидирующие позиции на рынке бытовой электроники: в 1977 году компания представила первый "думающий" телевизор, автоматически регулирующий настройку цвета, а также один из первых домашних видеомагнитофонов.
В 1979 году компания произвела стомиллионную телевизионную трубку, а в середине 80-х - телевизор со стереозвуком.

В 1986 году КСА была продана своему прародителю - компании "GENERAL ELEKTRI",
которая в свою очередь продала ее в конце 1987 года "THOMSON CONSUMER" - одному из мировых лидеров в производстве бытовой электроники, работающему сейчас над системой цифрового телевидения высокой четкости.

Развитие этой технологии Дэвид Сарнофф прогнозировал еще тридцать лет назад.

Основав невидимую, но прочную империю эфира, наш земляк сделал все возможное для продвижения новых технологий в области коммуникации в широкие народные массы.
Человека, благодаря титаническим усилиям которого в доме у каждого из нас сегодня есть радио и телевидение, звали ДЭВИД САРНОФФ.

Родина Давида Сарнова деревня Узляны Пуховического района Минской области находится в 40 километрах от Минска.
Сегодня в ней проживают около 400 жителей, в большинстве своём не коренных.
В деревне о Сарнове почти ничего не знают. Несколько лет назад в деревню приезжали родственники Давида Сарнова из Америки, от них узлянцы и узнали об своем, оказывается, знаменитом земляке.

Правда, документальные свидетельства о его рождении в Узлянах не сохранились. Как сказали в сельсовете, архив ведется только с 1944 года, прежний сгинул в войну. Не осталось документов, не осталось и людей, которые могли бы помнить семью Сарновых.
В 1943 году нацисты расстреляли почти всех евреев, живших до войны в Узлянах - 375 человек. Чудом остались в живых единицы.

Нет материалов о Сарнове и в местном краеведческом музее. Председатель узлянского сельсовета, узнав об интересе к Давиду Сарнову, попросила прислать для музея хотя бы копию статьи о нем из энциклопедии.
"Все-таки наш земляк", - сказала она.

(Использовался материал из Интернета)

Выбранное мной высказывание Дэвида Сарноффа, американского связиста и бизнесмена, одного из основателей радио и телевидения, относится к проблеме конкуренции в экономике. Конкуренция - это борьба производителей за потребителя в экономической среде. Экономика - это сфера деятельности людей, направленная на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. К видам конкуренции относят: совершенную конкуренцию и несовершенную конкуренцию (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Д. Сарнофф считает, что конкуренция портит людей, превращая их в людей, готовых на все ради наживы. А конкуренция приносит пользу только потребителю, ибо улучшается качество товара.

В доказательство своей точки зрения приведу следующие примеры.

Американский предприниматель Генри форд поставил конвейер на производство автомобилей с целью улучшить продажи и сделать товар более доступным для населения. Он не стал использовать нечестные методы борьбы за потребителей, а внедрил новшество, что помогло ему достигнуть своей цели.

Другой пример я хочу привести из СМИ. В программе "Прямая трансляция с В.В. Путиным" стало известно о консервном заводе на Дальнем Востоке, руководство которого долгое время не выплачивало заработную плату сотрудникам, тем самым нарушая Трудовой кодекс РФ. Администрация завода пыталась продать как можно больше своей продукции, при этом снизив затраты через невыплату заработной платы. Завод конкурировал с другими фирмами, но сам использовал нечестные и противозаконные способы борьбы за потребителей, что в итоге и всплыло в прессе и руководители понесли заслуженное наказание.

Таким образом, здоровая конкуренция может оказывать положительное влияние на экономику страны в целом, благодаря ей становится возможным найти новые способы решения проблем ограниченности ресурсов. Но иногда, предприниматели все же перегибают палку, в погоне за прибылью, однако рано или поздно это становится общеизвестным фактом и предпринимателя наказывают. Что в свою очередь становится уроком для других предпринимателей, которые хотят пойти по нечестному пути.