Фашистские режимы в мире. Основы внутренней и внешней политики фашизма Испания: революция, гражданская война, франкизм


Тема урока

Основы внутренней и внешней политики фашизма

А) образовательные:

Познакомить учащихся с основными принципами внутренней политики в фашистских государствах;

Рассмотреть основные направления внешней политики фашистских правительств Италии, Испании, Португалии и Германии.

А) развивающиеся:

Развивать умение самостоятельно находить схожее и различное в тех или иных исторических явлениях (внутренней и внешней политики фашистских государств).

В) воспитательные:

Способствовать развитию политической культуры.

Оборудование:

Всемирная история ХIX - XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. - Мн.: Нар. асвета, 2002.

Карта «Западная Европа после I мировой войны»

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Проверка д/з

1) Назовите и объясните причины возникновения фашизма в Европе?

2) Объясните значение понятий: фашизм, национализм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм, вождизм.

3) Назовите фашистских диктаторов в европейских странах.

3. Изучение нового материала

В Италии, Португалии, Германии и Испании фашисты сконцентрировали в своих руках всю власть. В Германии они разгромили рабочие партии, а остальные заставили самораспуститься. Такая же участь постигла профсоюзы. НСДАП стала единственной политической партией. Она обладала монополией на власть. Ее члены заняли ведущие государственные посты. Фашисты покончили с самоуправлением земель, распустили ландтаги. Сама Германия из федерации превратилась в унитарное (от лат. unitas -- единство) государство. Пост президента объединялся с постом рейхсканцлера. А. Гитлеру таким образом перешли полномочия президента. Он стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером. Одновременно создавался аппарат уничтожения противников фашизма: концлагеря, охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), служба безопасности и др.

Фашисты взяли под контроль средства массовой информации, работу учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений, организацию досуга населения. В Италии они ввели «фашистские субботы», когда во всех учреждениях люди независимо от пола, возраста и социального положения занимались военно-спортивной и политической подготовкой. Вошли в практику торжественные празднования «памятных» дат (день путча, прихода к власти, рождения вождя и т.д.), шествия «коричнево-» и «чернорубашечников», сожжение запрещенной литературы, массовые спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности.

Инакомыслящих жестоко преследовали. Только в Германии в начале 1939 г. в тюрьмах находилось свыше 300 тыс. таких людей. Многие известные деятели науки, литературы и искусства вынуждены были покинуть страну. Среди них -- физик Альберт Эйнштейн, писатели -- Лион Фейхтвангер, братья Томас и Генрих Манн, Бертольт Брехт, Анна Зегерс и др.

Государственное регулирование стало основой управления хозяйством, разрушения рыночной экономики. В Германии в 1933 - 1936 гг. выполнялся первый четырехлетний план развития экономики, а в 1937 - 1940 гг. -- второй. Их цель -- создание широкой базы для развертывания военного производства, накопления стратегического сырья. В Италии развернулась «битва за хлеб и мелиорацию», принявшая характер всеобщей мобилизации и ставившая целью обеспечить страну хлебом. Параллельно с ней развивалась «битва за высокую рождаемость» под лозунгом: «Больше населения -- больше солдат -- больше могущества».

Официальной хозяйственной доктриной фашистов стала политика автаркии - созданиие замкнутого комплекса экономики, независимого от внешнего рынка. Стержнем ее был милитаризм. Фашистские государства активно готовились к новой войне: строили и вводили в действие шоссейные и железные дороги, заводы по производству боевой техники и боеприпасов. Внешняя политика фашистов также была подчинена этой цели. В ее основе лежали крайне агрессивные устремления. Италия и Германия стали на путь подрыва Версальско-Вашингтонской системы, которая сковывала их действия на международной арене. Они вышли из Лиги Наций.

Германия сразу пошла по пути ликвидации военных ограничений, установленных Версальским договором, начала совершать один за другим агрессивные акты. Она стремилась к мировой гегемонии. На путь захвата чужих территорий встала и Италия.

Однако при всем сходстве сущности фашистских режимов и их целей существовало немало отличий между ними. Например, в Германии нацисты пришли к власти конституционным путем, а в Италии, Португалии и Испании в результате насильственных переворотов. Фашисты Италии ставили своей целью не мировое господство, а установление контроля над Средиземным морем и «возрождение величия Римской империи». В Португалии и Испании они вообще не выдвигали планов внешней экспансии, ограничиваясь консервативной программой. В Германии нацисты отвергли монархию, в Италии она продолжала существовать. В то время как гитлеровский режим в целом враждебно относился к христианской церкви, Б. Муссолини опирался на поддержку Ватикана и называл его «воплощением славы Италии». Кроме того, парламент и политические партии в Италии по-прежнему продолжали играть заметную роль. Судьба фашистских режимов была также различна.

Если в Италии и Германии они были ликвидированы в 1945 г., то в Португалии и Испании оказались способны к либеральной эволюции. Диктаторы А. Салазар и Ф. Франко до 70-х гг. XX в., заручившись поддержкой США, оставались действующими политиками.

4. Закрепление нового материала

Составление сравнительной таблицы:

«Сходство и отличие фашистских режимов в европейских странах».

5. Итог урока (д/з и выставление отметок)

Д/з - §30 (п. 3)

Учитель истории Кушаева С. Е. ________________

Методист по истории Вабищевич А. Н. ________________

Подобные документы

    Причины возникновения фашизма и условия захвата им государственной власти. Характерные черты фашизма: национализм и расизм. Идея создания тоталитарного государства. Преклонение перед насилием. Возникновение фашизма в Германии. Приход Гитлера к власти.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2013

    Италия после первой мировой войны. Италия в годы фашизма. Послевоенный кризис в Германии. Пивной путч. Германия в годы второй мировой войны. Зарожнение и развитие фашистских и национал-социалистических идей. Причины поражения фашизма в мировой войне.

    реферат , добавлен 30.11.2008

    Социально-политическая обстановка в Италии начала ХХ в. Предпосылки зарождения фашизма и создание первых фашистских организаций. Особенности государственного устройства фашистской Италии. Политический режим и репрессивный аппарат гитлеровской Германии.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2012

    Различия между нацизмом и фашизмом. Идея объединения в основе радикальных политических групп, которые ставили перед собой цель борьбы с преступностью и коммунистами. Возведение расизма в ранг государственной политики Италии. Идеология и практика фашизма.

    доклад , добавлен 14.04.2013

    Основные моменты истории Италии. Мир и социальные потрясения. Особенности процесса возникновения фашизма. Характеристика фашистского режима. Конституционные изменения, их последствия и историческое значение. Внешняя политика и латеранские соглашения.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Становление и развитие фашизма в Италии (1918-1929 гг.), основные предпосылки и причины его возникновения. Особенности установления фашистской диктатуры. Социально-экономическая политика Италии, европейский вектор внешнеполитического курса государства.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Определение портрета личности, склонной к авторитарному синдрому. Исследование основных признаков фашизма. Особенности его распространения в XX веке. Идеология, рассчитанная на самые примитивные умы. Кровавые последствия фашизма. Национализм и этатизм.

    презентация , добавлен 09.12.2016

    Анализ социально-экономических, политических предпосылок фашизма. Приход фашистской партии к власти в Италии и Германии. Этапы карьеры А. Гитлера. Противостояние Гитлера с основателями НСДАП. Установление абсолютной власти фюрера во всех слоях общества.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Начало фашизации Германии. Отличие немецкого фашизма от других фашистских режимов. Социально-экономическая и политическая обстановка 20-х гг. в Германии. Установление нацистской диктатуры и расовая политика нацистов. Правовая система Третьего Рейха.

Фашистский режим является одной из крайних форм тоталитаризма и характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве од­ной нации над другими, а также крайней агрессивностью. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от других форм тоталитаризма.

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппози­ции и прогрессивных движений. Фашизм зародился в Италии в 1919 году под влиянием на­ционалистских идей вождя фашистской партии и главы италь­янского правительства Бенито Муссолини, а затем получил развитие в Германии, а в 20-30х годах пришел к власти в це­лом ряде стран мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы).

Цель фашистского государства - охрана национальной об­щности, решение социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии - люди не равны пе­ред законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от национальности, к которой они принадлежат.

Одна нация объявляется высшей, ведущей в государстве. Дру­гие нации являются неполноценными и подлежат уничтожению. Для фашистского режима характерны: опора на шовинистиче­ские круги; слияние государственного аппарата с монополиями; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. Государство при фашизме расширяет свои функции и устанавливает контроль над общественной и личной жизнью каждого человека. Фашистское право - это право неравенства людей по кри­терию их национальной принадлежности. В настоящее время фашизм в его классической форме ни­где не существует

.
26. Государство в политической системе общества. Понятие и структура политической системы

Политическая система общества - совокупность государственных и общественных органов и органи­заций, участвующих в политической жизни страны.

Политика (от греч. politika государственные и пи

общественные дела, polis - государство) - сфера де­ятельности, связанная с отношениями между социаль­ными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Государство занимает в политической системе об­щества ведущее место, так как:

Это единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ;

Оно располагает особым государственным аппаратом, исполнения веленийкоторого обеспечивает принудительной силой государства;


Государство обладает юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми никто не располагает;

Обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны;

Координирует основные стороны жизни общества.

Общество не может существовать на основе прехо­дящих целей. Есть объединенная общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни раз­виваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующее разнообраз­ные интересы членов общества. Выделяющееся из общества государство становится его основнойвластвующей организацией.

Государственная власть - главное объе­динение, организующая и принуждающая сила в об­ществе.

Наряду с государством в обществе возникают и фун­кционируют другие организации, которые объединяют людей по разнообразным интересам.

Государство призвано обеспечить нормативную дея­тельность всех негосударственных организаций в рам­ках их уставных задач, содействовать их развитию и со­вершенствованию:

1)государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественной организации;

2)государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций;

3)деятельность общественных организаций находится под охраной государства.

Формы участия государства в политической сис­теме:

1)законотворчество;

2) управление обществом.

Основные модели политических систем:

1. Командная система (командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение).

2.Соревновательная система (политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе). 3.Социопримирительная (консоционапьная или ре консилиационная) - характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса.

27. Общественные объединения в политической системе, их виды и взаимодействие с государством .

Понятие и формы общественных [объединений

Общественное объединение - это объ­единение граждан, созданное в соответствии с их ин­тересами и на началах добровольного членства.

Общественная организация действует по воле граж­дан, должна соблюдать Конституцию, не посягать на тер­риториальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Деятельность обществен­ных объединений обеспечивается различными гарантия­ми, которые закрепляются в особом законе. Это позво­ляет реально использовать предоставленные им права. Признаки общественных объединений:

1)добровольное объединение;

2)некоммерческое;

3)негосударственная структура;

4)действует на основании устава.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

1.Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан),

2.Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения).

3.Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов; представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели).

Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставя­щее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответст­вующих уставным целям указанного объединения).

5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, це­лью которого является совместное решение различ­ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц и т.д.).

Политическим общественным объединением явля­ется общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны. быть закреплены учас­тие в политической жизни общества посредством вли­яния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством вы­движения кандидатов и организации их предвыбор­ной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Общественные объединения вправе создавать сою­зы (ассоциации) общественных объединений на осно­ве учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые обществен­ные объединения.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство обществен­ных объединений в деятельность органов государст­венной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федера­льным законом

.
28. Понятие и структура гражданского общества, его роль в формировании правового государства .

Общество не мо­жет быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными струк­турами в обществе существуют и иные формы объе­динений и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе.

Гражданское общество - это система самостоя­тельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают усло­вия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности со­циальных, культурных, духовных сфер, их воспроизвод­ства и передачи от поколения к поколению. (включает ор­ганизацию и деятельность общественных образова­ний, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также такие сферы, как экономика, воспитание, образование, нау­ка и культура, семья, средства массовой информации).

Гражданское общество возможно лишь тогда, ког­да складываются отношения, предполагающие актив­ное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономических, политических, духовных.

Государство оказывает влияние на граж­данское общество и его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние (гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений).

Модели соотношения гражданского общества и го­сударства:

1)либерализм;

2)этатизм.

С позиции либерализма, чем меньше вмешательст­во государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, субъектов гражданского общества.

Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе:

чем больше вмешательство государства, тем луч­ше гражданскому обществу.

В рамках этатизма различаются два варианта регу­лирующего воздействия государства на общество:

а) авторитарный этатизм (такой способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения);

б) демократический этатизм (такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества)

.
29. Правовое государство: понятие, основные признаки. Проблемы формирования правового государства.

Правовое государство и его признаки Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Основные признаки правового государства:

1. Верховенство и господство права (в широ­ком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблю­дающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающе­еся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п. В законах государство устанавливает общеобязательные правила пове­дения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного разви­тия на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юри­дической силой. Основной закон правового государства - кон­ституция. В ней сформулированы правовые принципы го­сударственной и общественной жизни. Конститу­ция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответство­вать все текущее законодательство. Ника­кой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конститу­ции - неотъемлемая черта правового государст­ва. Поэтому правовое государство - это консти­туционное государство. Идея господства права выражается в гл. 1 Кон­ституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждае­мы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы чело­века и гражданина определяют смысл, содержа­ние законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются пра­восудием (ст. 18).

2. Принцип разделения властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство зако­нодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграниче­ние единой государственной власти на три отно­сительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможные злоупотребления власти и властью и возникновение тоталитарного управления государством, несвязанного правом.

5. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обес­печения реальности закрепленных в конституциях прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собст­венности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осу­ществлению.

6. Соответствие внутреннего законодательст­ва общепризнанным нормам и принципам меж­дународного права. В соответствии с Конститу­цией России общепризнанные принципы и нормы международного права являются состав­ной частью ее правовой системы. Под общеприз­нанными принципами и нормами следует пони­мать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.

Таковы основные характеристики правового го­сударства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длитель­ного развития государственно организованного общества. В Конституции РФ сказано (п. 1 ст. 1), что «Рос­сия есть демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой прав­ления»

Фашистские режимы в 20 веке принесли много бед и страданий человечеству. Именно они развязали самую крупномасштабную войну в истории человечества - Вторую мировую. Данное понятие применимо только для одной страны - Италии. Фашистский режим в Германии носит название «нацизм». Однако сути это не меняет. В истории эти понятия сделались равнозначными, они стали синонимами бесчеловечности, жестокости, войны и террора. Далее мы разберем эти два режима в статье. Также мы ответим на вопрос о том, чем установленный в Италии фашистский режим отличался от немецкого.

Понятие

Термин «фашизм» итальянского происхождения. В переводе означает «пучок», «связка», «объединение». Это политическое течение, возникшее в в эпоху общего кризиса системы. Массовая безработица, нищета, голод - все это заставило по-другому взглянуть на действующую политическую систему.

Признаки

Фашистские режимы характеризуются следующими признаками:

  • Крайние формы насилия для борьбы с несогласными.
  • Тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни: культурой, искусством, СМИ, образованием, воспитанием и т.д.
  • Милитаристский характер. Внешняя политика фашистского режима направлена на порабощение новых земель с целью их бесчеловечной эксплуатации.

Идеология

Фашистские режимы отличаются ярко выраженной идеологией, основанной на:

  • Орущей демагогии. Фашистские ораторы выступают, как правило, громко, без сложных терминов и понятий. Их выступления понятны даже малообразованным гражданам, которые начинают «понимать» источники всех проблем государства, верить лидеру, идти за ним в светлое будущее.
  • Вождизм. Вся система сплочена вокруг одного лидера, без которого она не функционирует.

Фашистский режим Муссолини

Развитие в Италии связано с именем Б. Муссолини. Впервые фашистские организации в этой стране стали появляться с марта 1919 года. Они назывались «Боевые союзы» («Фаши ди комбаттименто»). Большинство из их членов - участники мировой войны. Это были люди с крайне националистическими шовинистскими взглядами. Эту организацию и возглавил умелый оратор Б. Муссолини.

Тоталитаризм с демократическими лозунгами

Примечателен факт, что многие партии и политические силы, которые, придя к власти, создают авторитарные и тоталитарные режимы, используют самые либеральные, демократические лозунги. Так было и с партией Б. Муссолини. Чтобы заручиться поддержкой широких масс, оратор обещал настоящий рай на Земле:

  • Упразднение Сената, полиции, привилегий и титулов.
  • Всеобщее избирательное право.
  • Гражданские права и свободы.
  • Прогрессивная шкала налогов, отмена их для малоимущих.
  • Восьмичасовой рабочий день.
  • Наделение крестьян землей с правом собственности.
  • Всеобщее разоружение, отказ от гонки вооружения, войны.
  • Независимость СМИ, судебной системы и т.д.

Муссолини обещал гражданам все, о чем они могли только мечтать. Так и хочется вспомнить лозунг коммунистов «Заводы - рабочим, земля - крестьянам».

Приход к власти фашистов в Италии

Фашистский режим в Италии начал формироваться с 1921 года. Именно тогда движение «Союза» начала открытую борьбу за власть. К этому времени поддержка среди населения была ошеломляющей. Пропаганда с явно лживыми плакатами, открытая демагогия обещаний, которых никто не собирался выполнять, сделали свое дело.

Муссолини не скрывал, что власть он получит любой ценой. Как утверждал он в одном из заявлений: «Сейчас вопрос о власти становится вопросом силы».

28 октября 1922 года вооруженные колонны в черных рубашках совершили «поход на Рим». Король Виктор-Эммануил согласился сделать Муссолини премьер-министром. Правительство не решилось на вооруженную борьбу с фашизмом. Уже 30 октября состоялось триумфальное шествие по кварталам рабочих Рима. Новый режим показывал, что терять время никто не собирается. Это шествие сопровождалось погромами и стычками с недовольными социалистами.

«Выполнение обещаний»

Политика фашистских режимов всегда основана на демагогии и обещаниях. Мы перечислили выше лозунги, которые превозгласил итальянский оратор до того, как вступил на должность премьера. После назначение дуче (вождь) стал «выполнять» свою программу, и начались реформы фашистского режима:

  • Установление жесткого контроля государства во всех сферах общества, в том числе и в экономике. Создавалась система корпораций, в которую входили только свои, проверенные фашистской партией, люди.
  • Установление культа вождя (дуче). Вся идеология и политическая система была преобразована под управлением Муссолини.
  • Диктатор забыл, что когда-либо был безбожником. Он заключил договор с Ватиканом, поддерживал его финансово. За это Папа Пий XI признал Муссолини "ниспосланным небесами".
  • Государство начало активно милитаризироваться. Обещание обезоружить армию не только не выполнялось, а наоборот, нарушалось.

Общим между Италией и Германией было то, что оба режима опирались на могущество некогда Римской империи.

Муссолини считал себе преемником цезарей. Свою миссию на земле он видел в восстановлении границ огромной Римской империи. Однако захватить европейские земли он не имел возможности. Поэтому в качестве первой страны выбрал «Карфаген» - беднейшую Ливию с примитивным феодальным вооружением. Совпадало все:

  • Африканская страна была в составе Римской империи в античные времена.
  • Ливия не имела мощного вооружения. Здесь можно было потренироваться в наступательных действиях.
  • Маленькая победа давала политические привилегии.

К счастью, итальянские геологи не нашли в этой стране нефти, поэтому Гитлеру пришлось изрядно постараться, чтобы ее найти и добывать в Европе. До богатых Бакинских месторождений в России он так и не добрался. Его остановили под Сталинградом. Неизвестно, как бы повернулась история, если бы геологи в Африке не просчитались, так как Ливия - богатейшая страна по запасам «черного золота».

Нацистский (фашистский) режим в Германии: причины зарождения

В Германии происходило в то же время, что и в Италии. Их появление, наряду с советскими республиками, имело следующие предпосылки:

  • Немцы не чувствовали себя побежденными в Первой мировой войне. Их боевые части стояли в нескольких километрах от Парижа. Если бы не отречение немецкого императора, то Германия, скорее всего, была бы победителем в этой войне.
  • После поражения союзники обложили немцев такими репарациями, что впервые в этой стране появились голод, безработица, нищета, экономический кризис с гиперинфляцией. Это создавало ощущение несправедливости, озлобленности. Немцы считали, что их обманули. Они подписали мир, а получили статус колонии Англии и Франции.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП)

Этими причинами воспользовался бывший ефрейтор Адольф Гитлер, имевший боевой железный крест в боях, высшую награду солдата. Он стал основателем национал-социалистической рабочей партии. Ее программа 1920 года предусматривала борьбу с «неправильным капитализмом»:

  • Изъятие нетрудовых доходов, т.е. отказ от ростовщичества. Этой сферой занимались исключительно евреи.
  • Национализацию крупных стратегических предприятий.
  • Передачу универмагов мелким немецким торговцам.
  • Проведение земельной реформы, запрет спекуляции.

Причины успеха НСДАП

Партия Гитлера шла к власти медленно, путем политической борьбы на выборах. С каждыми новыми голосами национал-социалисты получали все больше прав, пока наконец Адольфа Гитлера не признали канцлером. Причин успеха было несколько:

  • Активная политическая пропаганда. Идеи фюрера, как и дуче, отличались примитивностью, популизмом, верой в светлое будущее.
  • Силовые методы. Специально созданные военизированные подразделения «штурмовых отрядов» (СА) в коричневой форме совершали налет на политических оппонентов, громили типографии, газетные ларьки. Один раз была даже попытка военного государственного переворота, так называемый пивной путч. Однако власти Германии, в отличие от Италии, отважились на применение оружия для подавления.
  • Финансовая поддержка. Гитлера поддерживали широкие банковские круги из США. Историки отмечают, что сотрудники НСДАП получали заработную плату в долларах, так как немецкие марки сильно обесценивались. Работать на Гитлера было очень престижно, попасть к нему хотело практически все работающее население.

Неофашизм - проблема современности

К сожалению, фашистские режимы ничему не научили человечество. Постоянно очаги неофашизма вспыхивают в той или иной стране. В той же Германии, уже после Второй мировой войны, появляются новые неофашистские организации. В некоторых странах подобные силы даже захватывали власть. Например, это произошло в Греции в 1967 году, а также в Чили в 1973.

Сегодня проблемы фашизма и национализма наиболее актуальны. Массовый приток мигрантов в Европе, их негостеприимное поведение, отказ принимать законы и уставы хозяев порождают недовольство. Этим пользуются праворадикальные политические силы. Одна из таких - партия «Альтернатива для Германии», которая набирает голоса на выборах в местные ландтаги.

Внутренняя политика Фашистского режима. Придя к власти, А. Гитлер не стал враждовать с традиционными элитами и перестраивал государственное управление осторожно и не всегда удачно. Так, в январе 1930 г. был

принят закон «О возрождении Рейха», который провозглашал отмену федеральных основ государства и ликвидировал суверенитет земель. Их полномочия перешли к общегерманского правительства, а на места был назначен гауляйтеров (наместников), которые предназначались А. Гитлером и ему же подчинялись. В отличие от Сталина, которого «создал» аппарат, А. Гитлер собственноручно создал свой аппарат и все важнейшие вопросы решал единолично. Кроме СА и СС, карательные функции режима осуществляли полиция, СД (служба безопасности), гестапо (тайная политическая полиция). Со временем полиция и СС были объединены, это означало, что полиция выводилась из-под влияния государства и подчинялась СС - организации, которая была своеобразной преторианской гвардией фюрера.

В отличие от Сталина, А. Гитлер не вмешивался в междоусобицы в своем ближайшем окружении; не участвовал в управлении текущими делами государства, а передовиряв это окружению. Потребность в парламентских дискуссиях отпала, поскольку все зависело от мнения А. Гитлера, который подписывал законы и декреты. Высшим органом, который осуществлял непосредственно властные функции, стала рейхсканцелярию. Впоследствии процедура принятия законов была заменена актами. А. Гитлер презирал правовые нормы и процедуру, а потому ввел принцип фюрер-ства, по которому вся власть в стране и в партии принадлежала только ему. Поэтому Рейхстаг созывался лишь для принятия 7 законов.

Власти А. Гитлера базировалась не на его должности или результатах выборов, а признании его исключительности. Воля А. Гитлера приравнивалась к провидению. Партийные и государственные органы переплелись и составили неразрывное целое. Правда, в государственном и партийном управлении не было схематической ясности и фюрер оставлял за собой право назначать на должности и снимать с них кого-либо и когда-либо без объяснений. Ближайшие соратники Гитлера так и не смогли сплотиться в партийную бюрократию. А. Гитлер, человек, для одного человека не была личным другом, не просто возглавлял всех, он был над всеми.

Необходимость преодоления экономического кризиса и подготовка к войне требовали централизации экономики. Как и в США, СССР и Италии, в Германии вводилось государственное регулирование экономикой. Предприятия объединялись в монополистические группы, подчинялись Генеральному совету немецкого хозяйства. Рада подчинялась Министерству экономики; союза предпринимателей были объединены в корпорацию «Имперский состоянии немецкой промышленности». Хозяйство Германии делилось на 7 отраслей, принудительно объединенных в корпорации: промышленность, энергетика, ремесла, торговля, транспорт, банковское дело, страхование. Государство устанавливало: планы производства (в 1936 г. было принято так называемый 4-летний план Г. Геринга), цены, рынки сбыта; существовала карточная система распределения товаров, стандартизировались металлические изделия и детали машин, строились автодороги, каналы, оборонительные сооружения и т.п..

Окончания мирового кризиса, милитаризация экономики, увольнения граждан «неарийского» происхождение и замена их «чистокровными» немцами позволили значительно сократить безработицу в стране. Нацисты приняли меры по огосударствление сельского хозяйства. Был создан Государственный продовольственный фронт, который контролировал производство, рынки сбыта и цены на сельскохозяйственную продукцию. Каждому крестьянину государство указывала, сколько и чего он должен выработать, которому покупателю и по какой цене продать.

Для поощрения немецких сельских хозяев было приказано мыловаренный завод и маргариновым фабрикам использовать в качестве сырья только сало скота, выращенного немецкими хозяевами. Для поощрения потребления масла были повышены на него цену почти в 3 раза и ограниченно производство маргарина и сельскохозяйственных продуктов. Было установлено высокие пошлины на ввоз в Германию сильгосппродук-тов, а немецким хозяевам, которые импортировали хлеб, выдавались премии. Также был принят закон «О наследственное крестьянское хозяйство», который предусматривал создание семейных ферм, причем крестьяне не могли покидать землю, продавать ее или распределять между наследниками; вводилось почетное звание «бюргер».

К.Типпельскирх, немецкий генерал: «Доверие к нему (Гитлера) бесконечно росла, потому что не только без всякого кровопролития устранил последствия Версальского договора.., а подавлял национальное сознание немецкого народа, но и постоянно укреплял мощь и величие Германской империи. Лишь немногие сомневались в честности этой политики, и еще меньше было количество тех, кто не дал себя ослепить внешними успехами и социальным подъемом и разгадал демоническую сущность Гитлера ».
(Типпельскирх К. История второй мировой войны. - Т.1. - 1939-1943.-Санкт-Петербург, 1994. - С. 5)

Правом владеть землей нацисты наделяли только немцев «арийского происхождения», которые смогут доказать документально чистоту своей «арийской» крови раннее от 1800 г. Такой хозяин мог получить звание «бауэра» с большими льготами к нему. В целом эти меры пользовались популярностью среди крестьян.

Политика в отношении семьи определялась как и в Италии, необходимостью поощрения рождаемости, ведь А. Гитлер планировал не только захватнические войны, но и массовое заселение оккупированных территорий. Местные власти вводили скидки в оплате за воду и электроэнергию; было установлено официальную государственную награду «Крест Матери» трех степеней: золотой - за рождение 8 детей, серебряный - 6, бронзовый - 4. Молодыми супругами предоставлялись беспроцентные кредиты и 1 000 рейхсмарок, но лишь при условии, что женщина не будет. Эти и другие льготы распространялись только на «арийские» семьи и не касались смешанных браков, женщин с коммунистическими, социалистическими и пацифистскими убеждениями, евреек, рома и других категорий.

Однако, начиная с 1937 p., Когда нацисты начали активные военные приготовления и рабочей силы не хватало, нужно было поощрить женщин к возвращению на работу. Но невысокая плата и тяжелые условия труда не привлекали их. По 1939-1944 pp. количество женщин на производстве выросла незначительно: с 14,6 до 14,9 млн. Поэтому агитация правительства за «естественную» роль немецкой женщины ударила по нему же бумерангом.

А. Гитлер значительное внимание уделял пропаганде среди населения. Молодежь проходила нацистский обучение в организации «Гитлер-югенд» и многочисленных «военно-спортивных» лагерях. Газеты, радио, кино, театр, литература и музыка должны были восхвалять А. Гитлера и его режим. Было установлено жестокую цензуру над всеми немецкими изданиями, из библиотек изымались и публично сжигались неугодные нацистам книги. И. Геб-бельс уделял значительное внимание пропаганде средствами радио и поэтому количество радиоприемников в стране выросла с 4,5 до 16 млн. Нацистская киноиндустрия ежегодно выпускала на экраны около 100 лент, которые восхваляли диктатуру.

Для пропаганды режима были использованы и Олимпийские игры, состоявшиеся в августе 1936 г. в Берлине. Многие спортсмены и целые страны бойкотировали эти соревнования, которые, по замыслу А. Гитлера, должны были доказать превосходство «арийской» расы. Эту нацистскую выдумку прекрасно опровергли многие «неарийских» спортсменов, особенно чернокожий легкоатлет Джесси Оуэн, который завоевал сразу четыре золотые медали.

Неотъемлемой чертой нацистской диктатуры стали массовые репрессии, возведены в ранг государственной политики.

На основании закона об аресте подозреваемых в «подрывной деятельности» более 200 тыс. противников режима были убиты или замучены, 450 тыс. по политическим, религиозным и расовым мотивам были осуждены в сумме на 1500 лет тюрьмы или концентрационные лагеря.

В целом было подвергнуто репрессиям свыше 3 млн человек. Если коммунистов, социал-демократов и представителей других Антиной-цистських организаций уничтожали за их политические убеждения, то другие люди страдали из-за своей национальности и цвета кожи.

Евреи составляли менее 1% населения Германии, были провозглашены ли не главными врагами диктатуры. Нацисты поставили цель изъять «неарийцам» (евреев) из общественной жизни (нацистское толкование «неарийцам» предусматривало лиц, имевших родителей или дедушек евреев). Евреям было запрещено заниматься общественными делами, преподавать в школах и университетах, практиковать врачами, стоматологами и юристами, в их паспортах ставили специальные пометки и всем женщинам дописывали имени Сара, а мужчинам - Израиль.

В апреле 1933 г. НСДАП призвала к бойкоту еврейских магазинов и фирм, однако тогда акция имела лишь частичный успех, поскольку население оказалось еще неподготовленным к такого неприкрытого антисемитизма.

В целом в 30-х pp. было принято более 400 законов и постановлений против евреев. В Германии процесс вытеснения евреев из экономической, политической и культурной жизни длился пять лет. Детей выгоняли из школ, а студентов вузов, тех, кто хотел эмигрировать, выпускали без их имущества. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. нацисты устроили резню, вошедшую в историю как «хрустальная ночь». По всей Германии грабились и разрушались еврейские магазины, синагоги, кладбища. Сотни евреев погибли, а около 30 тыс. нацисты отправили в концлагеря. Ответственность за это преступление нацисты возложили на... евреев и заставили их выплатить 1 млрд марок «компенсации».

«Емкость рынков мира ограничена, а производство повсюду избыточно. В освоении новых земель - единственная возможность снова частично сократить армию безработных. Но это требует времени, и радикальных изменений нельзя ожидать, так как жизненное пространство для немецкого народа слишком мало. Строительство вермахта - важнейшая предпосылка для достижения цели - завоевания политического могущества <...> Как будет использовано политическое могущество, когда мы приобретем его? Сейчас еще нельзя сказать. Возможно, завоевание новых рынков сбыта, возможно - и, пожалуй, это лучше - захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация».

Из меморандума А. Гитлера, август 1936 г.:

«Мы испытываем перенаселение и не можем себя прокормить, опираясь лишь на свою территорию <...> Окончательное решение проблемы состоит в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа <...> Я ставлю следующие задачи:

1) через четыре года мы должны иметь боеспособную армию;

2) через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне».

Из «Декларации общества сакура», Япония:

«Аморальные действия высокопоставленных государственных деятелей, коррупция политических партий, непонятное массам бездушное отношение капиталистов и аристократии к судьбам государства, печаль, порождающая упаднические идеи среди народа, запустение в деревне, безработица, депрессия, появление организаций, пропагандирующих вредные идеи, распространение растленной литературы, отсутствие патриотизма у студенчества, погоня государственного чиновничества за личной выгодой и т.д. и т.п. - таково современное общество, представляющее собой нагромождение поистине прискорбных для отчизны явлений. А правительство, которое обязано направить все это на правильный путь, не принимает никаких мер для разрешения насущных вопросов. В его деятельности нет ни грана искренности. В результате оно все более теряет престиж; народ ввергнут в состояние постоянной тревоги в экономическом, идеологическом и политическом отношении; национальный дух постепенно угасает, энергия, порожденная реформами Мэйдзи, сходит на нет <...> В международных отношениях государственные деятели <...> лишь рабски добиваются расположения иностранных государств <...> Затруднения с разрешением продовольственного вопроса и вопроса о населении ставят под угрозу спокойствие нашего народа <...> Народ вместе с нами страстно желает появления твердого и энергичного национального правительства, действительно опирающегося на народные массы и на деле сплоченного вокруг императора». (История войны на Тихом океане / Пер. с яп. Т 1, М.,1957. С. 354-356)

«В интересах самозащиты и ради защиты других Япония не сможет устранить затруднения в Восточной Азии, если не будет проводить политику «крови и железа». Но, проводя эту политику, мы окажемся лицом к лицу с Америкой, которая натравливает на нас Китай <...> Если мы в будущем захотим захватить в свои руки контроль над Китаем, мы должны будем сокрушить Соединенные Штаты, то есть поступить с ними так, как мы поступили в русско-японской войне.

Но для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию <...> Мы должны использовать этот район как базу для проникновения в Китай под предлогом развития нашей торговли. Будучи же вооружены обеспеченными правами, мы захватим в свои руки ресурсы всей страны Овладев всеми ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Центральной Азии и, наконец, Европы <...> В программу нашего национального развития входит, по-видимому, необходимость вновь скрестить мечи с Россией". (История войны на Тихом океане. Т. 1, М, 1957. С.338-339.)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему в Германии в 20-30-е гг. возросла популярность коммунистов и национал-социалистов?

2. Каким был путь А. Гитлера к власти? Объясните причины установления фашистской диктатуры в Германии.

3. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику фашистского режима. Почему он находил поддержку большинства немцев?

4. Какие цели А. Гитлер провозгласил уже в 1933 г.? Как в обоих документах объясняется необходимость завоевания «жизненного пространства» для Германии? Какие средства для этого предлагаются? Как вы оцениваете эти документы? Какую роль они сыграли в мировой истории?

5. Чем установленный в Италии фашистский режим В. Муссолини отличался от фашистской диктатуры в Германии? Чем они были схожи? Почему фашистские партии стремились соблюсти нормы парламентской демократии на пути к власти? 6. Раскройте пути проявления воинствующего национализма и милитаризма в Японии. Какими чертами характеризует «Декларация общества сакура» послевоенное состояние Японии? В чем авторы обвиняют правительство страны, к каким действиям его призывают? Как вы думаете, взгляды каких слоев общества отражает этот документ?

7. Как обосновывалась в меморандуме японского премьер-министра необходимость перехода к политике «крови и железа»? Охарактеризуйте изложенные в нем планы действий Японии. Как можно охарактеризовать такую политику?

§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ

Кризис 1929-1932 гг. затронул и такие страны с развитыми демократическими традициями, как Великобритания и Франция, однако степень его остроты и последствия были иными, чем в США и Германии.

Великобритания в 1920-е гг. Великобритания в предкризисные годы не испытала такого промышленного подъема, как США. Хотя Лондон оставался крупнейшим международным финансовым центром и английские банки обслуживали валютные операции многих стран мира, объем промышленного производства Англии в 1929 г. оставался на уровне 1913 г. Значительная часть оборудования английских заводов эксплуатировалась со времени промышленного переворота и устарела. Сохранялось множество мелких предприятий, продукция которых была неконкурентоспособной даже на внутренних рынках Британской империи. Попытки правительства консерваторов (1924-1929), возглавленного С. Болдуином, отказавшегося от традиционного для так называемых «правых» партий невмешательства в экономическую жизнь, придать ей больший динамизм, оказались малоэффективными.

Усилия по сохранению льгот для английских товаров на рынке доминионов не дали результатов. В 1926 г. Англии пришлось признать право доминионов на самостоятельную внешнюю и экономическую, в том числе и таможенную, политику. Признание доминионами верности британской короне, их принадлежности к «Британскому содружеству наций» не обеспечивало гарантий защиты интересов английских товаропроизводителей.

Помощь ключевым отраслям промышленности за счет сокращения налогов, содействия модернизации дала ограниченный эффект. Так, угольная промышленность находилась в катастрофическом положении, углепромышленники не имели средств на выплату зарплаты, долги по ней погашались за счет дотаций государства. Однако усилия по ее модернизации привели к крупнейшей в истории Англии забастовке 1926 г. В ответ на заявление предпринимателей о невозможности продолжать выплату прежней зарплаты, предстоящем локауте, закрытии шахт и увольнении всех работающих тред-юнион (профсоюз) горняков объявил забастовку, поддержанную другими профсоюзными объединениями. Во всеобщей стачке в мае 1926 г. приняла участие почти шестая часть трудящихся Великобритании, однако правительство отказалось идти на уступки. Суд признал стачку незаконной, на случай массовых беспорядков на улицах Лондона появились танки. Лидеры большинства тред-юнионов предпочли уступить, через девять дней стачка была прекращена. Профсоюзы горняков отвергли помощь советских рабочих, принятие которой могло дать повод для разгрома профсоюза, как организации, поддерживаемой недружественной державой, и продержались до конца года, но затем вынуждены были уступить.

Правительство и предприниматели добились снижения зарплаты, но план модернизации экономики был сорван. После очередных выборов 1929 г. самой крупной парламентской фракцией оказалась лейбористская. Лидеру лейбористов Р. Макдональду король поручил формирование правительства, которому и пришлось встретить первый натиск кризиса.

Кризис в Великобритании и национальное правительство. Кризис дал знать о себе ростом безработицы, ее уровень возрос с 10% до 25% рабочей силы, возникновением бюджетного дефицита. В условиях, когда доходы от экспорта товаров упали наполовину, зарубежные вкладчики, в том числе и государства Содружества, срочно нуждающиеся в деньгах, начали отзывать из лондонских банков свои резервы. Спасение банковской системы стало приоритетом правительства. Не решившись пойти на непопулярные меры, сократить расходы на социальные нужды, кабинет лейбористов подал в отставку.

В этих условиях руководство основных политических партий страны - Консервативной, Лейбористской и Либеральной сочло, что положение слишком сложное, чтобы придавать значение межпартийным разногласиям. В августе 1931 т. было создано коалиционное национальное правительство из представителей трех партий, его возглавил Р. Макдональд, Большая часть Лейбористской партии под влиянием ее левого крыла осудила своего лидера. В итоге на досрочных выборах в парламент в октябре 1931 г. сторонники национального правительства выступили единым блоком против лейбористов, увлечение которых фразеологией о классовой борьбе обернулось сокрушительным поражением. Вместо 287 мест, которыми лейбористы располагали в парламенте, они получили лишь 52, почти на полтора десятилетия лишившись серьезного политического влияния.

Созданное национальное правительство, вновь возглавленное Макдональдом, опиралось на подавляющее большинство в парламенте, что обеспечило ему практически неограниченные полномочия, позволившие уже к 1934 г. полностью преодолеть последствия кризиса.

Прежде всего приняли меры, стабилизировавшие курс валюты, для чего Великобритания имела уникальные возможности. Отказ от золотого обеспечения национальной валюты (фунта стерлингов) и создание фонда регулирования валютного курса привели к фактической девальвации фунта на 20% . В условиях, когда многие страны, в том числе и не входившие в Содружество, держали свои денежные резервы в британской валюте в английских банках, это означало, что бремя кризиса частично перекладывается на них, сокращая банковские обязательства. Выплаты процентов по ценным государственным бумагам, держателями которых были имущие, были сокращены с 5% до 3,5%. В то же время ввели режим экономии на социальных расходах, что позволило в какой-то мере распределить тяготы антикризисных мер между всеми слоями населения.

Для поддержки английской промышленности и сокращения импорта вводились беспрецедентно высокие таможенные пошлины. Их понижение на отдельные виды продукции допускалось только в отношении тех стран, которые обязались приобретать аналогичные объемы британских товаров. Помимо субсидий промышленности, правительство приняло меры для увеличения производства продукции сельского хозяйства, составлявшей значительную статью импорта. «Закон о сбыте» обеспечил переход к централизованному определению объемов производства и цен на 2/3 производства продукции, особенно важной для населения (молоко, картофель, свинина и др.)

Принятые меры обеспечили относительно быстрый выход из кризиса. Его последствия облегчало уникальное положение Великобритании как финансового центра Содружества. Большую роль сыграла проявленная правящими кругами способность быстро разработать и осуществить комплекс мер, обеспечивших повышение влияния государства на состояние экономики.

Существенным фактором, позволившим сохранить политическую стабильность, была слабость крайней левой и правой оппозиции. В отличие от стран континентальной Европы, в Великобритании не произошло раскола социал-демократического (лейбористского) движения на сторонников демократического пути к социализму и коммунистов. «Левые» и «правые» сосуществовали в рамках одной, Лейбористской, партии, нейтрализуя влияние друг друга. Коммунистическая партия возникла отдельно от Лейбористской, была крайне малочисленна и на протяжении большей части новейшей истории Великобритании не имела представительства в парламенте. Возникшие в стране ультраправые фашистские группировки, заимствовавшие расовую теорию А. Гитлера, но применявшие ее к англосаксонской расе, не имели большого влияния. Кроме того, правительство приняло закон «О подстрекательстве к мятежу», предполагавший уголовное наказание за призывы к насилию, что также сдерживало активность экстремистов.

В 1935 г. необходимость в сохранении национального правительства отпала. В результате проведенных выборов, выигранных консерваторами, премьер-министром стал С. Болдуин, которого затем сменил также консерватор Н. Чемберлен.

Особенности кризиса во Франции. Франция, как и Великобритания, в экономическом отношении меньше пострадала от кризиса 1929-1932 гг., чем Германия и США. Это было связано с тем, что ее экономика в 1920-е гг. подпитывалась репарациями Германии. Еще в 1920-е гг. был проведен комплекс мер, укрепивших национальную валюту - франк. Эти меры включили повышение подоходного налога, налога на наследство, экономию на расходах на государственное управление. При этом курс франка искусственно устанавливался на заниженном уровне, составившем 1/5 довоенного, что позволило сократить все прежние государственные долговые обязательства в национальной валюте. Это было выгодно для расчетов по внешнеторговым операциям.

Политическая жизнь Франции характеризовалась существованием большого количества политических партий. Ни одна из них не могла рассчитывать на получение большинства мест в парламенте. Это определяло возможность формирования правительства лишь на основе коалиции нескольких партий. Однако из-за идейных разногласий, конфликтов между лидерами возникавшие коалиции оказывались непрочными, часто распадались, что приводило к частым переменам в составе правительств.

На так называемом правом крыле находились шесть политических партий. Они опирались на поддержку различных региональных групп финансового и промышленного капитала, католической церкви. Центр был представлен радикальной партией, сочетавшей отдельные социалистические и либеральные идеи, ее электорат состоял из мелких собственников города и деревни. Левое крыло представляли две партии: Коммунистическая (ранее она называлась Социалистической, но под влиянием своего левого крыла в 1920 г. была преобразована в Коммунистическую партию и вступила в Коминтерн) и Социалистическая, воссоздавшаяся на платформе социального реформизма.

За время кризиса, за период 1929-1932 гг., во Франции сменилось девять правительств, их поочередно возглавляли А. Тардье и П. Лаваль, представлявшие коалицию правых партий. Методы борьбы с кризисом строились на сочетании либеральных классических и кейнсианских мер, которые во Франции называли дирижизмом. Правительство предоставило субсидии крупнейшим банкам и железнодорожным компаниям. Металлургические, военные, химические предприятия получили налоговые льготы и государственные заказы. Последние были в значительной мере связаны со строительством укреплений на границе с Германией, названных линией Мажино по имени военного министра Франции в 1929-1932 гг.

Вследствие принятых мер кризис принял во Франции специфический характер. Значительный спад производства произошел в легкой промышленности, особенно выпускавшей традиционные для Франции предметы роскоши. В тяжелой, военной промышленности спад был незначительным. Безработица не превысила 10% общего числа занятых, кроме того, на ряде предприятий была введена неполная (сокращенная) рабочая неделя. Средняя покупательная способность населения упала примерно на 1/3, что вызвало кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Стремясь преодолеть его, правительство ввело повышенные таможенные пошлины на ввоз аграрной продукции, установило минимальную цену на пшеницу, запретило расширять посевные площади. Тем не менее, кризис в сельском хозяйстве продолжался до 1935 г.

Кризис оказался наиболее тяжелым для сельских хозяев, владельцев мелких и средних предприятий в сфере торговли, обслуживания. В 1930-1932 гг. число только мелких торговцев сократилось на 100 тыс. человек, ежегодно регистрировалось свыше 10 тыс. банкротств мелких кафетериев, магазинчиков. В связи с этим возникли слои населения, разочарованного в политике основных политических партий. Эти слои стали питательной почвой для подъема праворадикального, фашистского движения.

Угроза фашизма и Народный фронт во Франции. Фашистское движение во Франции отличалось от германского национал-социализма и итальянского фашизма. Оно не было единым, не имело лидеров общенационального масштаба. В его состав входили военизированные организации ветеранов войны («Огненные кресты» полковника де ля Рока), группировки, выступающие за восстановление во Франции монархии («Аксион франсез»). Расизм и планы завоеваний французскому фашизму не были свойственны. Территориальные претензии Франции в первой мировой войне были удовлетворены, и идеи новых захватов не встречали интереса в обществе. Фашистская программа ограничивалась требованием установления режима твердой руки, решения социальных проблем общества, в частности связанных с положением мелких собственников.

Неопределенность политического положения содействовала активизации фашистского движения. Выборы в парламент 1932 г., как обычно, не дали перевеса ни одной из партий. Правительство, получившее название «Картель левых», было сформировано на базе союза радикалов и социалистов. Однако, не предприняв никаких мер для выполнения намеченной ими программы активизации социальной политики, правительство подало в отставку. Началось чередование у власти политических лидеров, ни один из которых не имел прочнрй поддержки в парламенте.

Поводом для фашистских выступлений в Париже в январе-феврале 1934 г. стал скандал, вызванный разоблачением коррупции в государственном аппарате. 6 февраля около 20 тыс. фашистов устроили демонстрацию в Париже, разогнанную полицией. У властей возникли опасения, что они намерены захватить парламент и установить диктатуру.

В условиях, когда опыт фашистских Германии и Италии уже показал, к каким последствиям для левой оппозиции приводит установление фашистской диктатуры, коммунисты и социалисты в 1934 г. пошли на создание единого фронта антифашистских сил, подписав пакт о единстве действий в борьбе с фашистской угрозой. Итогом пакта стала не только организация митингов и манифестаций в защиту демократии, но и принятие под давлением левых партий парламентом в 1935 г. закона, запретившего деятельность военизированных фашистских организаций. Накануне парламентских выборов 1936 г.была выдвинута единая программа Народного фронта, поддержанная коммунистами, социалистами и партией радикалов. В ней концентрировалось внимание на конкретных задачах Народного фронта, в первую очередь в сфере социальной политики.

На выборах 1936 г. партии Народного фронта одержали убедительную победу, получив 5421 тыс. голосов против 4233 тыс. у правых партий. Лидер социалистов, партии, имевшей наибольшее число мест в парламенте, Л. Блюм, возглавил правительство Народного фронта. Действуя в рамках принятой совместной программы, правительство ввело 40-часовую рабочую неделю, двухнедельные оплачиваемые отпуска, обязало предпринимателей заключать коллективные договора с профсоюзами, что обеспечило средний рост зарплаты на 15-17 %. Частично была национализирована военная промышленность, установлены гарантированные цены на аграрную продукцию, введены повышенные налоги на крупный капитал. В то же время для мелких предпринимателей предусматривались налоговые льготы.

В начале 1937 г. Народный фронт столкнулся с серьезными трудностями. Увеличение государственных расходов на социальные нужды вызвало дефицит бюджета, который правительство начало покрывать за счет займов. Государственный долг с 1936 по 1938 г. увеличился с 341 млрд. франков до 420 млрд., золотой запас сократился на 30%. Вынужденная девальвация франка не спасла положения, а лишь вызвала рост цен, что активизировало забастовочное движение.

Попытка правительства добиться предоставления ему чрезвычайных полномочий для преодоления им же вызванного кризиса была отвергнута верхней палатой парламента. Л. Блюм отказался от предложения коммунистов обратиться к поддержке масс и выйти за рамки конституционного строя и подал в отставку. Пост премьер-министра был передан К. Шотану, представляющему партию радикалов, который заявил о приостановлении выполнения программы Народного фронта.

Между участниками Народного фронта в условиях роста в Европе военной угрозы выявились серьезные разногласия по вопросам внутренней и внешней политики. В 1938 г. Народный фронт распался окончательно. Ставший премьер-министром Э. Даладье, также принадлежавший к партии радикалов, провозгласил создание правительства национальной обороны и при поддержке правых партий добился чрезвычайных полномочий для своего кабинета. Они были использованы для отмены преобразований, проведенных Народным фронтом, введения режима жесткой экономии для реализации программы перевооружения армии. Эти меры оказались достаточно эффективными, впервые за 1930-е гг. Франция достигла докризисного уровня производства.

Экономический провал политики Народного фронта был обусловлен тем, что левые партии, особенно коммунисты, рассматривали активизацию социальной политики как политическую, а не экономическую задачу. Они мыслили не категориями подъема национальной экономики, а исходили из классового принципа «пусть платят богатые».

В то же время опыт Народного фронта показал, что при условии взаимодействия левых политических сил, способных организовать массовые политические выступления трудящихся в защиту демократии, установление фашистской диктатуры, даже в ситуации политического кризиса и слабости правительства, не является фатально неизбежным.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из пакта о единстве действий французской Коммунистической партии и французской Социалистической партии (СФИО), 27 июля 1934 г.:

«Перед лицом опасности, которую представляет фашизм для трудящегося населения, перед лицом покушений, организованных вооруженными бандами против пролетариата, Коммунистическая партия и Социалистическая партия признают необходимость вести с общего согласия решительные действия и следующим образом уточняют их форму и условия:

1. Социалистическая партия и Коммунистическая партия подписывают пакт о единстве действий, согласно которому они обязуются совместно организовывать и участвовать всеми своими средствами (организации, пресса, активисты, депутаты и т.п.) в общенациональной кампании, имеющей целью:

а) мобилизовать все трудящееся население против фашистских организаций с целью добиться их разоружения и роспуска;

б) защитить демократические свободы и потребовать пропорционального представительства и роспуска палаты;

в) выступать против военных приготовлений;

г) выступать против декретов-законов;

д) выступать против фашистского террора в Германии <...>

3. В ходе этих совместных действий обе партии будут взаимно воздерживаться от нападений и критики в отношении органов и активистов, лояльно участвующих в совместных действиях. Однако каждая партия вне совместных действий сохраняет свою полную независимость в организации своей пропагандистской деятельности, направленной на обеспечение роста своих собственных рядов, не допуская при этом никаких враждебных выступлений или оскорблений по отношению к другой партии». (Хрестоматия по новейшей истории. М.,1960. Т.1. С 373-374.)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Найдите общие черты и различия в проявлениях кризиса 1929- 1932 гг. в Великобритании и Франции по сравнению с США и Германией. Чем вы можете объяснить эти отличия?

2. Как выходило из кризиса правительство Великобритании? В чем были особенности его преодоления в этой стране?

3. В чем состояла специфика экономического и политического развития: Франции и ее пути выхода из кризиса 1929-1932 гг.?

4. Какими основными факторами были обусловлены различия антикризисной политики в США, Англии и Франции?

5. Почему во Франции возникла угроза фашизма? Оцените значение создания и деятельности Народного фронта.

6. Как обосновывалась необходимость единства действий Социалистической и Коммунистической партий? Какие совместные действия предусматривал пакт? Определите по тексту документа, на каких условиях он заключался.

7. На основе текста учебника и документа проследите, какие цели этого соглашения удалось выполнить в политике Народного фронта. Почему в целом они не были выполнены? По каким причинам Народный фронт распался?

Выхода из кризиса, потерпела... сокращении стратегических наступательных вооружений. Выход Словении и Хорватии из...