Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и Сегодня мы подробнее познакомимся со строением речевого аппарата и природой человеческой речи.

Образование звуков

На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать, как рождается звук и что вызывает нарушения речи.

Звуки зарождаются благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают вибрацию а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки складываются в слова. Слова - в предложения. А предложения - в задушевные беседы.

Речевой, или, как его еще называют, голосовой, аппарат имеет два отдела: центральный и периферический (исполнительный). Первый состоит из головного мозга и его коры, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов. Периферический, в свою очередь, представлен совокупностью исполнительных органов речи. К нему относятся: кости, мышцы, связки, хрящи и нервы. Благодаря нервам перечисленные органы получают задачи.

Центральный отдел

Как и другие проявления работы нервной системы, речь возникает посредством рефлексов, которые, в свою очередь, связаны с головным мозгом. Важнейшими отделами мозга, отвечающими за воспроизведение речи, являются: лобная теменная и затылочная области. У правшей эту роль играет правое полушарие, а у левшей - левое.

Лобные (нижние) извилины отвечают за создание устной речи. Извилины, расположенные в височной зоне, воспринимают все звуковые раздражения, то есть отвечают за слух. Процесс понимания услышанных звуков происходит в теменной области коры головного мозга. Ну а затылочная часть ответственна за функцию зрительного восприятия письменной речи. Если рассмотреть подробнее речевой аппарат ребенка, то можно заметить, что у него затылочная часть особенно активно развивается. Благодаря ней ребенок зрительно фиксирует артикуляцию старших, что приводит к развитию у него устной речи.

Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов. Рассмотрим каждый из них.

Дыхательный отдел

Все мы знаем, что дыхание - это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Процесс дыхания регулируется специальными центрами нервной системы. Он состоит из трех стадий, непрерывно следующих друг за другом: вдох, небольшая пауза, выдох.

Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию.

Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой. Диафрагма - эластичный мускул, который в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда она вместе с межреберными мышцами сокращается, грудная клетка увеличивается в объеме и происходит вдох. Соответственно, когда расслабляется - выдох.

Голосовой отдел

Продолжаем рассматривать отделы речевого аппарата. Итак, голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание голосовых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса.

Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок.

Артикуляционный отдел

Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы

Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке.

Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера.

Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Основной орган артикуляции - язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым.

Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков.

Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки. Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым. Причина тому проста - когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы

Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит голосовой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата. Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков. Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании.

Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:

  1. Дефекты в строении органов и тканей.
  2. Неправильное использование речевого аппарата.
  3. Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.

Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений. Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах. Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.

Подготовка органов речи к работе

Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации. Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон. А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.

Первое, что нужно помнить, - речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину - ровно. Плечи должны быть расслаблены, а лопатки - слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова. Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.

Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда голосовые органы сильно устают.

Поза релаксации

Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие По сути, они не представляют собой ничего сложного. Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула. Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.

Маска релаксации

Этот простой прием также очень важен для ораторов и тех, кто по специфике своей деятельности много говорит. Здесь также нет ничего сложного. Суть упражнения состоит в попеременном напряжении различных мышц лица. Нужно «надевать» на себя разные «маски»: радость, удивление, тоску, злость и так далее. Проделав все это, нужно расслабить мышцы. Сделать это вовсе не сложно. Просто произнесите на слабом выдохе звук «Т» и оставьте челюсть в свободном опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевого аппарата. Кроме нее, в данное понятие входит защита от простудных заболеваний и переохлаждения, избегание раздражителей слизистой оболочки и тренировка речи.

Заключение

Вот таким интересным и сложным является наш речевой аппарат. Чтобы полноценно наслаждаться одним из важнейших даров человека - умением общаться, нужно следить за гигиеной голосового аппарата и бережно к нему относиться.

Содержание:

Речевой аппарат – совокупность и взаимодействие органов человека, которые принимают участие в процессе речевого дыхания, звуко- и голосообразовании, а также обеспечивающие возникновение самой речи у говорящего. К последним относятся органы слуха, зрения, артикуляции и центральная нервная система человека. В узком смысле под голосовым аппаратом понимают все те органы, непосредственно участвующие в процессе образования звуков (дыхательные органы, гортань, надгортанные полости) и дыхания.

Как образуются звуки

В наши дни строение речевого аппарата можно считать полностью изученным. Оно позволяет нам понять, каким образом рождается звук, какие устранить возможные проблемы и нарушения голосо-речевого аппарата.

Как же происходит процесс звукопроизношения? Звуки их сочетания зарождаются в результате сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический аппарат речи. Человек, начиная говорить, делает выдох на автомате, неосознанно. Создаваемый поток воздуха из легких проходит в гортань, вследствие чего, возникшие нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют и способствуют образованию звуков, которые складываются в слова и предложения.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного . Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи. Именно поэтому, очень важно уделять время работе над .

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых .

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т » на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка. Звук - кратчайшая, далее неделимая единица языка. Звуки в языке служат для различения звуковых оболочек различных слов: том, там, дам, дар, жар, шар и т.д.

Звуки произносятся органами речи, совокупность которых называется речевым аппаратом. Речевой аппарат состоит из голосовых связок, полости рта, в которой находятся язык, губы, зубы, небо, альвеолы и полости носа. Органы речи бывают активными (подвижными) и пассивными (неподвижными). К активным относятся голосовые связки, язык, губы и задняя часть неба. К пассивным - все остальные.

Из всех органов речи только голосовые связки созданы природой специально для произношения звуков. Все остальные органы речи имели первоначально иное назначение (которое, кстати, они сохраняют и по сей день). Так, изначальная и основная функция зубов - пережевывать пищу, функция языка - проталкивать пережеванную пищу далее по пищевому тракту, функция носовой полости - служить дыхательным каналом и т.д. И лишь позднее все эти органы были приспособлены для производства звуков.

Голосовые связки, в отличие от других органов речи, производят ритмичные колебания звуковой струи, которые называются тоном. Остальные органы речи производят неритмичные колебания звуковой струи, которые называются шумом.

Работа органов речи, необходимая для образования того или иного звука, называется артикуляцией. Артикуляция любого звука состоит из трех фаз: экскурсии, выдержки и рекурсии. Экскурсией называется приведение органов речи в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержкой - пребывание органов речи в этом состоянии, а рекурсией - переход к артикуляции следующего звука.

Звуки бывают гласными и согласными. Гласными называются звуки, которые образуются посредством дрожания голосовых связок и состоят из одного только тона без примеси шума. Согласными называются звуки, в образовании которых участвует шум.

В зависимости от соотношения шума и голоса все согласные распределяются по трем группам: сонорные (сонанты), звонкие согласные и глухие согласные. Сонорными называются звуки, состоящие из тона и шума, в которых преобладает тон. В русском языке сонорными являются «м», «н», «р», «л», а также их мягкие варианты. Подобно гласным, сонорные можно тянуть, даже петь. В некоторых языках сонорные наряду с гласными играют слогообразующую роль. Примером тому может служить чешское слово vlk (волк), где слогообразующую роль играет сонант. Способность образовывать слог сближает сонанты с гласными звуками.

Звонкими согласными называются звуки, которые состоят из тона и шума с преобладанием шума. Глухими согласными называются звуки, состоящие из одного только шума.

Гласные звуки классифицируются в зависимости от места их образования и особенностей артикуляции. Особое значение для классификации гласных звуков имеет положение, которое принимает язык в момент произнесения звука. Гласные, при произнесении которых кончик языка находится вблизи от нижнего ряда зубов, называются гласными переднего ряда. В русском языке к переднему ряду относятся [э] и [и]. В других языках количество гласных переднего ряда больше. Так, например, в немецком к переднему ряду относятся также звуки [ä], [ö], [ü].

Гласные, при произнесении которых кончик языка максимально сдвинут в сторону гортани, называются гласными заднего ряда. В русском языке к заднему ряду относятся [о], [у].

Промежуточное положение между гласными этих групп занимают гласные среднего ряда. В русском языке - это [ы], [а].

Другой важной характеристикой гласных является уровень подъема языка при их произнесении. К гласным верхнего подъема в русском языке относятся [и], [ы], [у]. Во время артикуляции этих звуков кончик языка находится у самого неба. К среднему подъему относятся звуки [э] и [о], а к нижнему - гласный [а].

Гласные бывают огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). К огубленным в русском языке относятся [о], [у], к неогубленным - все остальные. В других языках круг огубленных гласных несколько шире. Например, в немецком языке к ним относятся также звуки [ü] и [ö].

В некоторых языках различаются носовые и неносовые гласные. Носовыми называются звуки, при образовании которых часть звуковой струи идет через носовую полость. Носовые гласные встречаются в польском, кашубском, литовском, португальском, французском, окситанском, бретонском и ряде других языков мира.

Для очень многих языков важно различение гласных звуков по долготе/краткости. Замена краткого гласного на долгий и наоборот может полностью изменить значение слова. Так, например, в чешском языке слово pas (с долгим гласным) обозначает «пояс», а слово pas (с кратким гласным) - «паспорт».

Согласные звуки классифицируются по соотношению тона и шума (об этом уже было сказано выше), по месту образования и по способу образования.

По месту образования согласные могут быть заднеязычными: [г], [к], [х]; переднеязычными: [ж], [ш], [ч], [р]; зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц]; губными: [б], [п], [в], [ф], [м]. Имеется в русском языке также один среднеязычный звук - [й].

По способу образования все согласные делятся на взрывные (мгновенные), щелевые (длительные, фрикативные) и вибранты. Взрывными называются согласные, образование которых связано с тем, что струя воздуха, идущая из гортани, разрывает препятствие, создаваемое теми или иными органами речи. К взрывным в русском языке относятся [б], [к], [г], [т], и др. Щелевыми называются согласные, которые образуются благодаря трению воздушной струи о стенки щели, образуемой теми или иными органами речи. В русском языке к щелевым относятся [ш], [з], [ф] и др. Вибрантами называются звуки, образующиеся благодаря дрожанию кончика языка или задней части неба. В русском языке вибрант один - [р].

В особую группу выделяются аффрикаты. Аффрикатами называются согласные, состоящие из двух компонентов - взрывного и щелевого. В русском языке есть две глухие аффрикаты - [ч], [ц]. В английском языке мы встречаемся со звонкой аффрикатой [дж] - в словах joke , job , large , juge и др., в польском - со звонкой парой к [ц] - [дз] в словах: dzwon - «колокол», dzban - «кувшин», chodzą - «ходят» и мн. др.

В русском и других славянских языках согласные часто имеют дополнительный признак твердости/мягкости: вез - воз, мал - мял, стол - столь.

В некоторых языках согласные различаются по долготе/краткости. Так, например, в эстонском языке kas - вопросительная частица, а kass - «кошка».

Не все приведённые выше категории звуков присутствуют во всех языках мира. Например, в языке мангарайи (один из языков коренного населения Австралии) полностью отсутствуют глухие согласные, а в полинезийских языках нет аффрикат.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Вопросы темы:

1. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

2. Активные и пассивные органы речи.

3. Понятие артикуляции.

4. Артикуляционная база языка.

Устройство речевого аппарата и функции его частей

Природа не создала специального органа речепроизводства – эта функция надстраивается над другими биологическими функциями человеческих органов. Рассмотрим основные части речевого аппарата и определим их функции.

Мозг – без него речь невозможна, дает все необходимые «команды» органам речи.

Легкие – выполняют роль «мехов», накачивающих воздух – главная предпосылка речи: мы говорим на выдохе, «выталкивая» воздух. В легких создается воздушная струя, которая, когда легкие сжимаются, через трахеи попадает в гортань.

Трахеи – проводники воздушного потока.

Гортань образована 3-мя подвижными хрящами, между которыми поперек гортани расположены две мышцы – голосовые связки . Двигаясь, хрящи растягивают связки, сближают или раздвигают их. Если связки сдвинуты и напряжены, воздушная струя, проходящая через гортань, заставляет их вибрировать, возникает музыкальный звук – тон или голос. Тон необходим для произношения гласных, сонорных и звонких согласных. Если голосовые связки раздвинуты и расслаблены, то воздух через гортань проходит беззвучно, не колебля голосовых связок. Такое положение нужно для произнесения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую или носовую полость, если увула, маленький язычок, не закрывает проход. Ротовая и носовая полость , носоглотка или «надставная труба» – это резонатор. Резонатором является любое закрытое пространство определенной формы и определенного размера, например, кувшин, комната, цистерна, пещера и т.д. Резонатор усиливает звуки определенной частоты, и тогда они резонируют в данной полости. Тон, вырабатываемый голосовыми связками – сложный звук, образуемый из множества составляющих. Резонатор определенной формы может усилить одни из этих составляющих и ослабить другие. Меняя форму резонатора, мы меняем качество звука – так создаются различные гласные.

Резонатор меняет не только голос, но и шум. Голос, или тон, - это звук скрипки или рояля, пенье соловья, голос человека; шум – это свист ветра, удары барабана, скрип двери, хриплое дыхание, звук пилы и т.д. Гласные состоят только из голоса, для образования согласных необходим шум. Для создания шума воздушная струя должна встретить и преодолеть некую преграду в ротовой полости. Роль преграды в ротовой полости выполняют активные и пассивные органы речи.

Активные и пассивные органы речи

К активным органам относят те, которые двигаются, когда мы произносим звуки: язык (передняя, средняя и задняя часть), губы, нижняя челюсть, увула (нёбная занавеска – опускаясь, открывает проход в носовую полость и служит для произнесения носовых звуков), внутренняя часть щёк.

Пассивные органы речи являются неподвижными, однако они участвуют в образовании звуков, выступая в качестве физиологической базы для активных органов речи. К пассивным органам речи относят зубы, альвеолы (выступы над зубами), нёбо (твердое и большая часть мягкого). Поскольку работа собственно органов речи необходима прежде всего для произношения согласных, их классификация основана на участии активного и пассивного органа.

Схема строения речевого аппарата :

3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта;

6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо и увула; 8 – твердое нёбо;

9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – полость рта и носа

Вся система артикуляторных органов человека выстроена в соответствии с основным направлением движения воздуха, т.е. таким образом, чтобы на выдохе создавалось наибольшее давление воздуха, что позволяет в широких пределах изменять интенсивность излучаемых колебаний воздуха (громкость звучания). Строение легких человека позволяет ему без всякого напряжения регулировать соотношение длительности вдоха и выдоха.

Понятие об артикуляция

Артикуляция – это работа речевого аппарата, которая состоит в подготовке резонатора и органов речи для произнесения звука и собственно в самом произнесении звука. Артикуляция состоит из 3-х фаз:

1) приступ, или экскурсия – подготовка к произношению;

2) выдержка, или экспозиция – собственно произнесение звука, в течение которого органы речи сохраняют необходимое для его звучания положение или движутся очень медленно;

3) отступ, или рекурсия – органы речи переходят в состояние покоя или перестраиваются для произнесения следующего звука.

Обычно в речи отступ и приступ звуков накладываются друг на друга, в «чистом» виде представлены только выдержки.

Например, при произнесении слова дом кончик языка подходит к зубам (экскурсия 1-го звука); прикоснувшись к зубам, язык останавливается, и напор воздуха прорывает смычку – слышится [д] (выдержка). Затем язык отходит от зубов, двигаясь в глубь ротовой полости (рекурсия 1-го и экскурсия 2-го звука). Язык отодвигается назад и немного приподнимается, губы округляются – произносится [о] (выдержка 2-го звука). Затем язык занимает нейтральное положение (рекурсия), а губы смыкаются (экскурсия 3-го звука). При сомкнутых губах произносится [м] – это выдержка 3-го звука. Три выдержки – три звука.

Все люди легко «выговаривают» звуки родного языка, а звуки иностранного языка вызывают определенные трудности. Напр., русскоязычному человеку трудно научиться правильно произносить французские носовые гласные или увулярный [r], и, наоборот, для европейцев трудности вызывают русский гласный [ы], переднеязычный согласный [р]. Это обусловлено тем, что речевой аппарат приспосабливается к образованию звуков родного языка. Артикуляционная база – зафиксированная в головном мозге человека система типичных движений речевого аппарата при образовании звуков родного языка. Артикуляционная база является достаточно стойкой и статичной. Она сохраняется в сознании людей как совокупность эталонов, образцов всех звуков, их разновидностей и возможных сочетаний, присущих конкретному языку. А.б. реализуется в работе речевого аппарата, который с высокой точностью воспроизводит позиции и размещение органов, необходимое для произношения звуков.

Органы слуха тоже приспосабливаются к восприятию определенных звуков и их вычленению из речевого потока. Перцептивная база – способность различать звуки родного языка в процессе речи, она также хранится в сознании как совокупность эталонов. Восприятие определенного звучания происходит в процессе отождествления элементов этого звучания с эталонами, хранящимися в перцептивной базе языка.

Эталоны артикуляционной и перцептивной базы тождественны, артикуляционная база воспроизводится в образовании, а перцептивная – в восприятии звуков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова функция лёгких как компонента речевого аппарата?

2. Какова функция активных органов речи?

4. Чем отличаются пассивные органы речи в сравнении с активными?

5. Сколько фаз артикуляции звука в русском языке?

6. Какие фазы артикуляции в естественной речи накладываются друг на друга?

7. В чём заключается схожесть артикуляционной и перцептивной базы языка?

Практические задания

Задание 17 . Опишите артикуляцию данных слов : нос, дрозд, голова, писать, дверь, ворваться, аукнуть, шок, РФ, ШОС.

Задание 18 . Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке : ель, куль, ноль, лёд, лоб, ток, ешь, лезь, мог, ложь, лён, толь, нос.

Задание 19 . Решить следующие звуковые пропорции :

1) д: т = б: ? = ? : х

2) с: с’ = б: ? = ? : л’

3) п: т = б: ? = ? : ш = м: ?

4) п: ф = б: ?

5) в: п = з: ? = ? : к

6) д: з: б = т: ? : ?

Задание 20 . Укажите звуки, которые произносим перед частицей БЫ в данных предложениях .

1) Помочь бы им!

2) Образец бы дать!

3) Их бы сюда!

4) Дождь бы пошел!

5) Отец бы пришёл!

Задание 21 . Определите качество согласного – твердый или мягкий – перед гласным е в заимствованных словах. Охарактеризуйте слова «эффект», «шимпанзе», «бандероль», «бассейн», «кашне» с точки зрения фаз артикуляции. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Великий, агрессия, академия, анестезия, текст, теннис, тезис, экспресс, эффект, модерн, декольте, термин, сессия, Одесса, одессит, интервал, энергия, паштет, претензия, шинель, дебют, шимпанзе, фанера, пюре, штемпель, бандероль, пресс, модель, бассейн, кашне, партер, свитер, морфема, компетенция.