Офисы платить за грязь не будут. Новшества в порядке расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

С 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.В закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ данные изменения будут внесены с 01.01.2016года. Необходимо ли вносить плату за выбросы передвижными объектами (автомобилями) в 2015 году?

Отвечает Александр Ермаченко, эксперт
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства. А в них пока никаких изменений нет. Иными словами никаких изменений по расчеты платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы по расчету не вносились.
В этой ситуации в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.

Обоснование

Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Уточнены лица, обязанные вносить плату за размещение отходов

Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 1 января 2016 года новой редакцией ст. 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.

Чтобы расшифровать данные понятия, нужно обратиться к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января 2016 года. Они предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее - Закон № 458-ФЗ).

  • хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов необходимо вносить только в случае их хранения либо захоронения, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.

Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике. В частности, каким образом организация или предприниматель смогут подтвердить срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?

Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы "за мусор", решался неоднозначно.

Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А таковыми являются:

  • либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
  • либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).

В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т.п.).

С 1 января 2016 года на основании п. 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) признаются операторы (в том числе региональные операторы) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ТКО относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или предприниматели), которым в установленном порядке присвоен статус оператора по обращению с ТКО.

Подытожив, можно сделать следующий вывод:

  1. если в ходе деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица.

Однако для этого должно выполняться следующее требование - организация (предприниматель) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в специализированных объектах или размещает их в специальных хранилищах.

  1. если в процессе деятельности образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязанность по внесению платы возлагается на операторов по обращению с таким видом отходов.

Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы

С 1 января 2016 года рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие

С 1 января 2016 года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие и представления отчетности по ней, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ , а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее - Приказ № 557). Согласно п. 1-2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.

Вместо расчета платы за негативное воздействие нужно представлять декларацию

В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.

Подавать ее нужно раз в год - не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. "в" п. 5 ст. 1 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 10 марта 2017 года. Форма декларации пока не утверждена.

Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.

До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме , утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Приказ № 204).

Определен срок уплаты экологического сбора

Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1 , ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).

Производители и импортеры товаров по перечню , утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (№ 404-ФЗ.

Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.

Продлен срок для получения лицензии на обращение с отходами I - IV класса опасности

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 1 июля 2015 года. Однако данный срок был продлен вначале до 1 января 2016 года, а затем до 1 июля 2016 года (пп. "б" п. 1 ст. 7 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).

При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указали специалисты Росприроднадзора в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364. Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 июля 2019 года (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

Должны ли предприятия общепита с учетом произошедших в федеральном законодательстве изменений вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду всегда вызывал множество вопросов у природопользователей. В 2014 – 2016 годах в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), а также некоторые иные законы внесены многочисленные и серьезные поправки. К сожалению, с их принятием тем для споров не убавилось. Давайте разберемся со всем по порядку.

Виды негативного воздействия

Как известно, одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 Закона об охране окружающей среды). Сначала для сравнения приведем п. 2 ст. 16 названного закона в прежней (недействующей) редакции.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

С 1 января 2016 года ст. 16 Закона об охране окружающей среды действует в новой редакции, в соответствии с которой плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

3) хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, с 2016 года виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые необходимо вносить плату, сокращены, а некоторые и видоизменены. Так, в новой редакции закона говорится, что вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо, только если они осуществлены от стационарных источников. То есть предприятия общепита – владельцы транспортных средств вносить плату в этой части не должны.

Плата за выбросы в атмосферный воздух от передвижных средств – 2015

Итак, мы выяснили, что физические лица и ИП – владельцы автомобилей начиная с 2016 года освобождены от обязанности вносить соответствующую плату в силу прямого указания на это в Законе об охране окружающей среды. Но уже годом ранее изменения были внесены в другой федеральный закон – от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с его ст. 28 начиная с 01.01.2015 с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками . То есть согласно этому закону начиная с 2015 года платить за автомобильные выхлопы не нужно. Вместе с тем форма расчета до сих пор содержит страницу (раздел 2), предназначенную для исчисления платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных объектов. По понятным причинам природопользователи пребывают в сомнениях, нужно ли оплачивать выбросы 2015 года в атмосферный воздух от передвижных средств.

Возникшую коллизию разрешило Минприроды. В письмахот 23.07.2015 № 02-12-44/17039, от 10.03.2015 № 12-47/5413 (см. также Письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 № АА-06-01-36/13498) оно разъяснило, что с 1 января 2015 года взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусматривается. Аналогичная информация размещена на официальном сайте Росприроднадзора.

Размещение отходов. Что было в 2015 году?

Далее поговорим о другом виде негативного воздействия на окружающую среду – хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (в 2015 году – размещение отходов производства и потребления), поскольку такие отходы образуются практически на каждом предприятии.

В 2015 году по вопросу о том, кто должен вносить плату за размещение отходов, сложилась устойчивая практика. В частности, и Росприроднадзор (см. информацию на официальном сайте) и ВС РФ (определения от 21.03.2016 № 306-ЭС16-644, от 30.06.2015 по делу № 301-ЭС15-211, А82-817/2014) сошлись во мнении, что плательщиками являются собственники отходов. Это означает, что если в договоре со специализированной организацией, занимающейся вывозом мусора, не предусмотрен переход права собственности на отходы, то вносить соответствующую плату обязано предприятие, от деятельности которого эти отходы образовались.

Размещение отходов. Что ожидает природопользователей в 2016 году?

С 01.01.2016 Закон об охране окружающей среды дополнен ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с которой плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории .

Кроме того, в абз. 2 п. 1 указанной статьи конкретизирован плательщик за НВОС, размещающий отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Итак, на основании изложенного делаем три важных и актуальных вывода.

А теперь об этих выводах подробнее.

Какие объекты относятся к IV категории?

Критерии, на основании которых объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесены к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Относительно объектов IV категории сказано буквально следующее. К таковым относятся объекты при одновременном выполнении следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В силу п. 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории будет осуществлено при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. В силу ст. 69.2 этого же закона форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, а также порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время документы, регламентирующие постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не утверждены. До принятия указанных документов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, на сегодняшний день положения Закона об охране окружающей среды в этой части фактически не применяются. Росприроднадзор в Письме от 15.01.2016 № 16-25/222 рекомендовал природопользователям своевременно отслеживать информацию, касающуюся указанного вопроса, в Интернете по адресу: http://rpncfo. ru/.

Что понимается под твердыми коммунальными отходами?

А как обстоят дела в другом исключающем внесение платы случае? Определение отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отходы
производства и потребления

Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению

Твердые
коммунальные отходы

Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Из формулировок российского законодательства следует, что если от деятельности предприятий общепита формируются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то начиная с 2016 года вносить соответствующую плату они не должны.

Разъяснения Росприроднадзора

Сложившуюся ситуацию прокомментировал Росприроднадзор в Письме от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155: в Федеральном законе от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен переходный период (до 1 января 2017 года) для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами РФ, введения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До дня утверждения единого тарифа на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

На этом основании Росприроднадзор сделал вывод, что в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы. То есть, по мнению этого ведомства, в 2016 году продолжают действовать прежние правила.

Порядок внесения платы и представления расчета

В Письме № АС-06-01-30/6155 Росприроднадзор дал подробные разъяснения относительно порядка внесения платы.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Исчисляют и вносят плату единовременно до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, то есть за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года

Остальные организации

Вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, в размере 1/4 части суммы платы, внесенной за предыдущий год (при определении 1/4 части суммы платы учитываются фактически уплаченные суммы (не начисленные) за I – IV кварталы 2015 года и не учитываются суммы, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет)

Перечисляют плату, исчисленную по итогам отчетного периода, с корректировкой на сумму внесенных авансовых платежей не позднее 1 марта года, следующего за отчетным

В случае если предприятие открылось в 2016 году, авансовые платежи не подлежат внесению в течение этого года, а плата таким предприятием должна быть внесена в полном объеме в срок до 1 марта 2017 года включительно (за 2016 год).

Обращаем внимание! Приказ Ростехнадзора № 204, которым утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления сохранял свою актуальность до 01.01.2016. Данный приказ не предусматривает положений об авансовых платежах, как и не предусматривает форму расчета данных платежей. Таким образом, в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года включительно.

Для справки

В настоящее время Минприроды разрабатывается проект приказа «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (срок – III квартал 2016 года).

С 2015 года с коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей снята обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части загрязняющих выбросов в атмосферный воздух от передвижных объектов (транспортных средств).

Что касается такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов, отметим следующее. Согласно Закону об охране окружающей среды начиная с 2016 года освобождаются от внесения платы организации и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV класса, а также те, от деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Однако на практике все складывается по-другому. Из-за отсутствия подзаконных актов, а также с учетом того, что субъектами РФ не приняты необходимые нормативные документы, в 2016 году будут действовать прежние правила. Компетентные органы разъясняют, что до принятия указанных документов плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов (в том числе твердых коммунальных) должна вноситься организациями (ИП), от деятельности которых они образовались.

Со вступлением в силу с 1 января 2015г. Федерального закона от 21.07.2014г. (ред. от 29.12.2014г.) №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28-я статья Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Таким образом, с 1 января 2015г. взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусмотрено. Минприроды России в письме от 10.03.2015г. №12-47/5413 дает разъяснения по этому вопросу, в том числе о дате вступления в силу нормы, отменяющей плату за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками, но аналогичная норма излагается и в Федеральном законе от 10.02.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в новой редакции) и вступит она в силу только с 01.01.2016г. Проясните, пожалуйста, необходимо ли начислять и перечислять плату за негативное воздействие от передвижных источников в 2015г.?

Да, во избежание споров с уполномоченными ведомствами лучше продолжать исчислять и уплачивать плату за воздействие на окружающую среду.
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам по датам их вступления в силу. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их несогласованность – коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение передвижными источниками не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства РФ. А в этих документах изменения на основании новых законов пока внесены не были. Поэтому в силу несоответствия дат вступления поправок к Законам никаких изменений по расчету платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы постановлений не вносились.
Таким образом, до выхода официальных опровержений по письму или комментарий к нему в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.

Обоснование

Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России

С 1 января вступил в силу Закон, который внес серьезные коррективы в обязанности организаций и предпринимателей в сфере негативного воздействия на окружающую сред уЗакон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) . Правда, не полностью, некоторые положения Закона будут вступать в силу поэтапно, вплоть до 2020 г.

О том, какие новые обязанности появятся у компаний, нам рассказал представитель Минприроды.

Дмитрий Михайлович, аудитория нашего издания - это в основном бухгалтеры и финансовые работники офисных компаний, загрязняющих природу путем выбрасывания накопившегося за день мелкого мусора и эксплуатации автомобилей. Как повлияют поправки на такие компании?

В частности, новый Закон делит все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категори ип. 1 ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) . К какой категории объектов будут отнесены офисные здания и помещения?

Д.М. Беланович: Критерии отнесения объектов к одной из четырех категорий будут установлены Правительством РФ, проект постановления подготовлен Минприроды России.

Офисные здания и помещения, конечно же, будут отнесены к IV категории. Объекты этой категории не имеют источников вредных выбросов и сбросов и не подлежат нормированию по водоснабжению и водоотведению. В отношении этих объектов не потребуется установление нормативов, получение разрешений, представление декларации и отчетности, как для объектов I- III групп.

Для объектов всех групп пока сохраняются прежние требования. Положения Закона, устанавливающие новую систему нормирования в области охраны окружающей среды, вступают в силу только с 1 января 2019 г.п. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ

Не обяжут ли все-таки офисные компании вносить плату «за грязь»? Согласно позиции ВАС они ее платить не должн ыПостановления Президиума ВАС от 17.03.2009 № 14561/08 , от 20.07.2010 № 4433/10 , от 12.07.2011 № 1752/11 . Но по новым правилам с 2016 г. платить за размещение отходов придется тем организациям и ИП, в результате деятельности которых эти отходы образовалис ь. А с 2019 г. вводится норма, разрешающая не вносить плату, если отходы размещаются на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую сред уп. 7 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2019) .

Д.М. Беланович: Гипотетическое взимание платы с офисных компаний - это всего лишь вымыслы. Такие компании отнесены к IV категории, а значит, плата с них взиматься не будет.

Поправки, касающиеся обязательства по внесению платы со стороны юридических лиц и предпринимателей, в результате деятельности которых образовались отходы производства и потреблени яст. 16.1 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) , были внесены при подготовке Закона № 219-ФЗ как раз в целях реализации решения ВАС, о котором вы упомянули. Более подробно вопросы размещения отходов прописаны в Законе о внесении изменений в Закон об отходах производства и потреблени яЗакон от 29.12.2014 № 458-ФЗ .

А сохранится ли плата за вредные выбросы автомобилей? По новому Закону количество видов вредного воздействия на окружающую среду сократилось, их осталось только три: размещение отходов, выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объект ыст. 16 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) . Этот перечень будет действовать с 2016 г., он закрытый, выбросы в атмосферу от передвижных источников в нем не названы.

Д.М. Беланович: Передвижные источники исключены из системы нормирования в области охраны окружающей среды. И плата за вредные выбросы от передвижных источников взиматься не будет с 1 января 2016 г.

Теперь вопросы регулирования негативного воздействия передвижных источников определяются другими механизмами. Например, технические регламенты устанавливают допустимое содержание загрязняющих веществ в выбросах автомобилей и требования к качеству топлива. Кроме того, субъекты РФ наделены правом вводить ограничения на въезд транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма. Они могут регулировать передвижение транспорта на особо охраняемых природных территориях.

Еще одно новшество - обязательная постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Эта норма начинает работать с 2015 г. Что в связи с этим нужно сделать компаниям и предпринимателям?

Д.М. Беланович: Юридические лица и предприниматели (в том числе и «офисы») должны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую сред уст. 69.2 Закона № 7-ФЗ . На это им дается 2 годап. 3 ст. 11 Закона № 219-ФЗ . При постановке на госучет объекту присваивается одна из категорий воздействия на окружающую сред уст. 4.2 Закона № 7-ФЗ .

Если объект подлежит федеральному надзору, на учет его надо будет поставить в Росприроднадзоре. Если региональному надзору - его надо будет поставить на учет в местных органах исполнительной власти.

Закон называет такой документ, как отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контрол яп. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ . Что это за документ? Нужно ли будет сдавать его офисным компаниям? Какие показатели в нем указываются?

Д.М. Беланович: Поскольку офисные компании относятся к объектам IV категории, эту отчетность представлять не нужно. А вот организации и предприниматели, работающие на объектах I- III групп, обязаны проводить производственный экологический контроль и отчитываться об этом. В новой редакции Закона об охране окружающей среды перечислены сведения, которые должна содержать программа такого контроля: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за проведение экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях; о периодичности и методах контроля, местах отбора проб и методиках измерени йп. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ .

Результаты проведения экологического контроля по всем перечисленным позициям надо отражать в отчете.

С 1 августа 2014 г. применяется новый федеральный классификационный каталог отходо вутв. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 . ИП и организации, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на такие отход ыст. 14 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ ; Письма Минприроды от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 , от 17.03.2014 № 05-12-44/5164 . Надо ли переоформлять ранее оформленные паспорта? Какие санкции грозят организации или предпринимателю, если они этого не сделают?

Этот каталог можно найти: официальные сайты Минприроды России и Росприроднадзора

Д.М. Беланович: Все предприниматели и организации, у которых образуются отходы I- IV классов опасности, должны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасност ипп. 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712 (далее - Постановление № 712) , составить и утвердить паспорта на нихформа паспорта утверждена Постановлением № 712 .

В классификационном каталоге отходов четко прописан каждый вид отходов. Каталог постоянно пополняется. Подтвердить отнесение к определенному классу, а также уточнить необходимость паспортизации отхода можно в каталоге.

Если образующиеся отходы еще не включены в федеральный классификационный каталог отходов, сначала надо подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образовани яп. 10 Правил, утв. Постановлением № 712 . А затем, когда Росприроднадзор внесет такие отходы в каталог, - оформить на них паспорт.

Если отходы включены в федеральный каталог, на них сразу надо оформить паспор тп. 7 Правил, утв. Постановлением № 712 .

Паспорта, оформленные до 1 августа, необходимо переоформить. Но если организация или предприниматель до 1 августа подтвердили отнесение отходов к конкретному классу опасности, можно использовать подтверждающие это документы для паспортизации отходов и после 1 августа. Копии писем с ответами на вопросы, касающиеся порядка паспортизации отходов, опубликованы на официальных сайтах Минприроды России и Росприроднадзора, а также региональных управлений Росприроднадзора, например на сайте Управления Росприроднадзора по Ивановской области .

За несоблюдение экологических требований в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрены штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для руководителя организации, штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для предпринимателя, штраф от 100 тыс. до 250 тыс. руб. для организации либо административное приостановление деятельности для организации и предпринимател яст. 8.2 КоАП РФ .