Коммунальные отходы: все о новых правилах вывоза мусора. Как законно отказаться от оплаты за вывоз ТБО из частного дома? Нужно ли платить за вывоз мусора

Государственный жилищный инспектор Ивановской области Ольга Максимова разъяснила, в каких случаях граждане могут получить перерасчет за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Напомним, что после введения с 1 июля на территории Ивановской области новой системы обращения с ТКО, жители стали обращаться в разные инстанции с вопросами и жалобами, в том числе, по поводу начисления платы за вывоз и утилизацию ТКО за квартиры и дома, где никто не живет.

Напомним, с 1 июля услуга по обращению с ТКО является коммунальной, а значит, на нее в полном объеме распространяются нормы постановления правительства РФ № 354, утверждающего правила оказания коммунальных услуг. Поскольку теперь плата за обращение с ТКО начисляется исходя из количества прописанных в квартире или домовладении, а в случае «нулевой» прописки – исходя из количества собственников объекта недвижимости, жители стали получать счета, в том числе, за объекты, в которых они не проживают, но которые находятся в их собственности.

В первую очередь, вопросы, почему за мусор приходится платить дважды, возникли по поводу дач и домов, используемых под дачи. Кроме того, жалобы часто поступают от граждан, имеющих в собственности две и более квартиры или дома.

«Если в квартире или доме действительно никто не проживает, то собственник имеет право на перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО, - отмечает Ольга Максимова. – Правила оказания коммунальных услуг предусматривают возможность перерасчета платы при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении».

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Однако, подчеркнула Ольга Максимова, потребитель сам должен обратиться к исполнителю коммунальной услуги (если речь идет о квартире в многоквартирном доме, которым управляет УК, ТСЖ или ЖСК, то за перерасчетом надо обращаться в эти организации, а если речь идет о частном доме или о квартире в МКД, где осуществляется непосредственное управление, - то нужно обращаться к регоператору). Потребитель должен написать заявление о перерасчете с указанием собственника, начала и окончания периода отсутствия, а также приложить к заявлению документы, подтверждающие отсутствие потребителей услуги в конкретном жилом помещении и период такого отсутствия.

Как это выглядит на практике? Какие документы и в каких случаях надо предоставлять? Ведь не секрет, что квартиры с «нулевой» пропиской собственники нередко сдают в аренду, то есть на самом деле жильцы там есть, а значит, и ТКО образуется. А дома в деревнях часто используются как дачи.

Если обратиться к правилам оказания коммунальных услуг, то можно обнаружить перечень документов, которые региональный оператор или УК обязаны принять для перерасчета. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

А) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

Б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

В) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

Г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

Д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

Е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

Ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

З) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

И) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

К) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Таким образом, если вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, в которой никто не проживает, то вам необходимо обратиться в управляющую компанию или ТСЖ, чтобы составить акт о количестве проживающих (вернее, об их отсутствии) в вашей квартире. Как составлять такой акт, можно узнать из тех же правил (зачастую такие акты составляются для того чтобы зафиксировать реальное количество проживающих в квартире, в случае если она не оборудована счетчиками, например, горячей и холодной воды).

Если кто-то из ваших домочадцев прописан у вас, а фактически проживает в другом месте, то нужно предоставить документ о его временной регистрации по реальному месту жительства. Если такого документа нет, то придется платить за всех прописанных (с другой стороны, если у человека нет временной регистрации по фактическому месту жительства, то плата за него там и не начисляется).

Если речь идет о даче, то здесь есть несколько вариантов. В случаях, когда дачный домик расположен на территории садоводческого товарищества, зарегистрированного как юридическое лицо, то можно заключать договор с регоператором от имени юридического лица. Регоператор установит контейнеры или бункер, вывоз можно осуществлять по фактическому накоплению ТКО, а плата за эту услугу затем будет распределяться на всех членов товарищества или кооператива. Таким образом, снимается проблема начисления платы за зимние месяцы, когда никакого мусора на садовых участках не образуется.

Если в качестве дачи вы используете дом в деревне, то нужно обратиться в администрацию сельского поселения, к которому относится этот населенный пункт, и получить справку о том, что в доме никто не прописан, и он используется как дача. В этом случае плата будет начисляться не круглогодично, а за тот период, когда она используется.

Если в вашей собственности находится ветхий дом, который вы не используете в принципе (такое случается, когда подобный объект переходит по наследству, а сил и средств привести его в нормальное состояние у нового собственника нет), вам необходимо получить в местной администрации справку о том, что дом непригоден к проживанию.

Ольга Максимова подчеркнула: в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев . Если по истечении этих 6 месяцев период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев , следующих за первым периодом перерасчета.

«Также обращаем ваше внимание на то, что подтверждающие документы, которые вы подаете для перерасчета (кроме проездных билетов), должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи», - добавила Ольга Максимова.

В Госжилинспекции обращают внимание потребителей на то, что если при подаче заявления о перерасчете вы не представили документы, подтверждающие продолжительность вашего отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, то вам вправе начислить плату за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. Кроме того, при отсутствии подтверждающих документов регоператор или УК вправе начислить пени за несвоевременное или неполное внесение платы.

Кроме того, следует иметь в виду, что региональный оператор, УК или ТСЖ вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
сайт

Одному жителю Красноуфимска пришла идея обратиться в суд с иском о защите прав потребителей. Конечно, это его право, которое никто не оспорит. Тем более – если страдает семейный бюджет. А вдруг деньги незаконно требуют? И счета выставляются ежемесячно!

Но кем и за что? Оказывается, ОАО «Энергосбыт Плюс» за вывоз мусора организацией МУП ГО Красноуфимск «Чистый город». Оплатил он услуги по вывозу мусора за энный период времени в сумме чуть более трёх с половиной тысяч рублей. И затерзали его сомнения (а может, кто и подсказал): а зачем это я плачу им, когда мусор сжигаю сам, а что не горит - в огороде хороню. Тем более, лично из рук в руки договор с «Чистым городом» никто не заключал, это была публичная оферта. Авось и взыщется потраченное из семейного бюджета, да ещё и моральный вред в материальном выражении можно попытаться взыскать.

Сказано – сделано. И истец в своём заявлении в суд просит признать публичный договор на оказание услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов ничтожным и применить последствия недействительности ничтожной сделки, признав незаконным наложение обязанности на него по оплате услуг по вывозу ТБО при отсутствии договора на оказание этой услуги. В связи с чем он требует взыскать соразмерно с обоих ответчиков – организаций «ЭнергосбытПлюс» и «Чистый город» - компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Суд стал разбираться. Да, действительно, красноуфимец говорит, что мусор сжигает в печи и закапывает в огороде. В противовес ответчик свою линию гнёт – услугу населению оказываем в полном объёме, договор считается заключённым и истцом не оспаривался после его официального опубликования. Третье лицо от городской администрации поясняет, что да, действительно, договор публичной оферты опубликован в газете «Вперёд», а газета - официальный источник опубликований, тем более, что доступна всем гражданам. Предмет определён, цена определена, тариф фиксированный, договором пользуется неограниченный круг лиц, поэтому не признавать публичную оферту оснований нет. И ещё хочется напомнить, что на сбор, транспортировку, захоронение ТБО должна быть лицензия. А есть ли такая лицензия у обратившегося в суд красноуфимца? Нет? Тогда почему же он сжигает мусор и закапывает его в землю? Тем самым он сам нарушает закон, ведь он не может поручиться, что делает это с соблюдением всех мер безопасности для себя, соседей и окружающей среды.

Напомним, что согласно Федеральному Закону органы местного самоуправления обязаны организовать сбор, транспортировку и утилизацию ТБО, и эту задачу муниципалитет решил путём создания специализированной организации. Эта организация имеет полигон, лицензию на сбор и транспортировку, а также имела лицензию на захоронение, но в связи с изменениями законодательства и необходимостью продления лицензии документы переоформляются. Но «Чистый город» не лишён

лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности, значит – его деятельность осуществляется на законных основаниях.

Суд выслушал все стороны и огласил некоторые постулаты, то есть действующие нормы законов в России (не будем утомлять читателя их многообразием). К примеру, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством. К вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Для выполнения этой работы было создано специализированное предприятие МУП ГО Красноуфимск «Чистый город» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Функции по сбору, транспортированию и утилизации отходов от жителей частного сектора возложены на эту организацию как единственного поставщика данной услуги в городе и имеющего соответствующую лицензию.

А что касается договора, опубликованного как публичная оферта, то он считается заключённым, и это не противоречит нормам закона. Он опубликован в специальном выпуске общественно-политической газеты «Вперёд» от 31.07.2012 в качестве публичной оферты, в соответствии с которой исполнитель обязуется осуществлять вывоз ТБО по графику с мест загрузки спецтранспортом и с мест установки контейнеров, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные услуги. Это правовой договор возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

И поскольку истец не представил суду доказательств, что он самостоятельно вывозит и утилизирует бытовые отходы, не нарушая санитарное законодательство, а также не доказал обратное, что «Чистый город» не выполнил свои обязательства по оказанию услуг истцу, суд в удовлетворении исковых требований красноуфимцу решил отказать в полном объёме.

Этот материал отнюдь не должен быть расценен читателем как попытка отговорить от защиты прав потребителей, пусть даже и в судебном порядке. Просто хочется, чтобы люди были более грамотными в правовом плане и не ввязывались в судебную тяжбу, которая заведомо проиграна, потому что закон в этом конкретном случае организацией, оказывающей платную услугу, не нарушен. Обратись этот красноуфимец в администрацию города или за бесплатной консультацией и разъяснениями, если не доверяет организации, которая вывозит мусор, - и ему бы всё подробно объяснили, опираясь на букву закона. Глядишь, и не пришлось бы тогда отдавать свои кровные тем, кто вряд ли гарантирует вынесение судом решения именно в вашу пользу.

Пресс-служба АГО Красноуфимск по материалам решения суда

Да такие дела. Реформа называется мусорная и скоро закончится. Полностью мусорный налог заработает 1 января 2019. Но уже с июля 2018 года жители многих регионов начнут платить за мусор отдельно и больше чем сегодня. Кто-то уже платит сейчас.

Ставропольский край платит с февраля 2018 года и в стадии народного бунта. Да и ко мне в кабинет в в столичной УК, как себе домой ходят будущие мусорные олигархи и с нетерпением ждут начала изымания денег жильцов. Все делят мусорные корзины, машины и прочие ценности.

Во - первых, чтобы хорошо собирать деньги нужен заинтересованный хозяин. Процесс отдали своим. Новым мусорным олигархам городов, областей и поселков. Называются — региональные операторы. Это как УК в ЖКХ, только в мусоре. Собирают деньги, назначают тарифы на мусор,вывозят и т.д.

Во-вторых, рассчитывать эту графу коммунальных услуг будут по-другому. Сейчас россияне платят определенную сумму с квадратного метра своего жилья. И мусорная деньга скрыта в платежке УК. С 2019 года основным критерием расчета станет количество человек, проживающих в квартире. На каждого будет начисляться мусорный тариф и суммироваться.

В- третьих, появятся дополнительные поборы. Система работы регионального оператора будет включать не только вывоз и захоронение бытового мусора как сейчас. В тариф будут заложены траты на обезвреживание, захоронение, транспортировку и сбыт мусора. Также туда войдут траты на заключение и обслуживание договоров с владельцами контейнеров и мусорных корзин у дома. Вы же понимаете, что их хозяева сразу найдутся. Кроме этого, будет введен отдельный экологический сбор - плата за воздействие на окружающую среду. И, конечно же, НДС. Он увеличит сумму платежа с квартиры еще на 18%.

Тарифы будут жесткие и фиксированные. Но если на воду и свет есть счетчики, то на мусор их еще не придумали. И платить все будут по нормативам вне зависимости от реального производства мусора. Сосед Ваня мусорит в однушке. А соседка Клава — нет и вообще сидит на даче. А платить одинаково.

Тем кто не хочет платить, соскочить не удастся. Как и в случае с капремонтом мусорные короли будут защищены законом и судебными приставами. Смогут выставлять счета и пени по долгам, выбивая деньги с людей всеми известными способами.

Для примера: в Питере тариф на вывоз мусора сейчас составляет 2,70 руб. с кв.м. Новая цена будет 70-80 рублей на 1 человека. Возьмем семью из трех человек, проживающую в квартире в 50 кв.м. Сейчас стоимость вывоза мусора составляет 135 рублей в месяц. А по новому - 210 рублей плюс дополнительные поборы и НДС 18% еще 50 руб. Итого платить петербуржцам где-то в 2 раза больше за мусор чем сейчас.

В конце 2015 года был принят федеральный закон от 29.10.2015 № 404-фз, который предусматривал что обращение с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) должно стать такой же коммунальной услугой, как, например, горячая вода или канализация.

Вышедший позже Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ окончательно закрепил, что обращение с твердыми коммунальными отходами становится коммунальной услугой.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 был внесен новый раздел XV.1. «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила № 354).

Тем самым, было определено, как же и кому мы будем платить после того как в нашем регионе утвердят региональную схему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), а в нашем городе определят регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кому платить?

Как и в случае с остальными коммунальными услугами для многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (п. 148.7 Правил № 354).

Плата за коммунальную услугу в таком случае вносится в УК или ТСЖ однако Правила № 354 предусматривают, что общим собранием собственников может быть принято решение платить непосредственно региональному оператору (п. 148.40).

Также, платить в кассу регионального оператора придется в случаях если (п. 148.11):

— в доме выбран способ управления — непосредственное управление;

— если не выбран способ управления либо выбранная управляющая организация не заключила договор с региональным оператором;

— если по какой-то причине расторгнут договор между управляющей организацией и региональным оператором;

— владельцам нежилых помещений;

— если это не многоквартирный дом, а частное домовладение и его владелец принял такое решение.

Как рассчитывается тариф?

Размер тарифа на услугу регионального оператора определяется в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (п. 148.28 Правил № 354).

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Для крупных региональных операторов (в зоне действия оператора образуется более 30% от общего объема ТКО в субъекте Федерации) размер тарифа определяется по итогам торгов, в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 3.11.2016 г. N 1133. Такие торги проводят сами региональные операторы.

Для небольших региональных операторов (в зоне действия оператора образуется менее 30% от общего объема ТКО в субъекте Федерации) размер тарифа определяется уже не по итогам конкурса, а уполномоченный органом субъекта Федерации.

А сколько в итоге придется платить?

Органы государственной власти вашего региона вправе принять решение о том, будет ли плата за вывоз мусора начисляться исходя из площади вашего жилого помещения (квартиры) или же плата будет начисляться исходя из количества проживающих в этой квартире людей (п.148.30 Правил № 354, п.4.1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857).

То есть, в первом случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и количества проживающих , разделенному на 12.

Во втором случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и площади квартиры , разделенному на 12.

Также, если в вашем доме сбор мусора осуществляется раздельно, либо при наличии договоренности с региональным оператором, расчет платы может производиться исходя из суммарного объема вывезенных контейнеров с мусором, разделенного между квартирами пропорционально их площади (абз. 3 п.148.30 Правил № 354).

То есть, введя в доме раздельный сбор мусора, вы можете получить возможность сэкономить.

Добавим, что если исполнителю услуги не удастся определить количество фактически проживающих в квартире, либо в квартире никто не проживает, то в таком случае размер платы может рассчитываться исходя из количества собственников такой квартиры (п.148.36 Правил № 354).

Как снизить размер платы?

Если вы отсутствовали в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд, вы вправе обратиться за перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (п. 148.44 Правил № 354).

Кроме того, можно сделать перерасчет если мусор не будут вывозить вовремя.

Согласно разделу VII Приложения 1 к Правилам № 354 мусор должны вывозить не реже одного раза в сутки при средней температуре воздуха выше 5 o C, и не реже одного раза в трое суток при средней температуре воздуха ниже 5 o C. Допустимые сроки отклонений составляют 24 часа для теплого времени года, и 48 часов для холодного времени года, но не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

При нарушении этих сроков вы вправе составить Акт, в порядке установленном все теми-же правилами № 354, такой же Акт как и при отсутствии любой другой коммунальной услуги. А затем на основании этого Акта вы уже требуете перерасчет.

За каждые 24 часа невывоза мусора свыше допустимых отклонений плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна быть снижена на 3.3%.

Как определяются нормативы?

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Фактически, для определения нормативов органы государственной власти обязаны будут сделать замеры фактический образующихся на территории объемов мусора, и исходя из них сделать расчет.

До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется исходя из суммарного объема вывезенных контейнеров с мусором, разделенного между квартирами пропорционально их площади (п. 3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232).

За что отвечает региональный оператор, а за что УК или ТСЖ?

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента их приема путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п.148.12 правил № 354).

Управляющая организация, будь то УК или ТСЖ несет ответственность за содержание мест накопления отходов, а также за содержание мусоропроводов (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Также управляющая организация отвечает за правильность начисления размера платы, учет жалоб и ведение договорной работы (п. 148.22 Правил № 354).

А за что отвечает потребитель?

Потребитель должен сообщать исполнителю коммунальной услуги информацию о количестве фактический проживающих в жилом помещении. Также он должен информировать исполнителя о неисправностях, авариях и пожарах в мусороприемниках и мусорокамерах, а также своевременно и полностью вносить плату (п. 148.25 правил № 354).

Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. (п. 148.26 Правил № 354).

Что такое Твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)